Парусный спорт в России
Парусный спорт в России
Парусному
спорту в России более двух столетий. Он
зарождался в Санкт- Петербурге, Одессе
и в конце 1890-х годов во Владивостоке.
На
берегу Золотого Рога, недалеко от
памятника Г.И.Невельскому, гражданин
Владивостока Игони построил клуб и
причал для первых яхт, лодок и теннисный
корт. А в Амурском заливе, там где сейчас
водная станция "Динамо", другой
благотворитель Камнаций построил клуб
для любителей плавания , яхтсменов и
солярий с кабинками. Яхты могли
швартоваться к деревянному пирсу,
примыкающему к дощатому солярию, а ночью
стояли в Семёновском ковше (ныне
Спортгавань) . Ковш служил укрытием для
двух - и одномачтовых парусников
"шампунек", принадлежащих китайцам,
нескольких малых паровых катеров и
килевых яхт, принадлежащих состоятельным
горожанам. Искусственные волноломы
постоянно укреплялись крупными камнями
и глыбами, которые доставлялись на санях
зимой за счёт средств судовладельцев
и городской казны.
Владивостокский яхт-клуб прошёл
регистрацию и утверждение Морским
ведомством России в 1899 году. Мелкого
судостроения во Владивостоке не было
(кстати нет и сейчас), поэтому килевые
яхты и катера закупались в Санкт-Питербурге
и за границей. Швертботы-самоделки типа
шарпи и даже круглошпангоутные строили
местные умельцы. Соревнования проводились
на личное первенство с гандикапом для
килевых яхт, а швертботы были разделены
на два класса: "большие", с экипажем
до восьми человек и "малые" - с
двумя-тремя яхтсменами. Участники делали
взносы на "поощрение господ,
обеспечивающих гонки и на призы:
офицерам-командирам - жетоны за 1-ое
место, остальным за 1-ое место - 2 рубля,
за 2-е м - 1 рубль, за 3-е место - 50 коп."
Основное соперничество на швертботах
было между "горожанами" и "дачниками".
Последние были в большем числе, имея
более быстроходные яхты, базирующиеся
в основном на Океанской и у Фанзавода.
Килевые яхты использовались их владельцами
для дальних плаваний и экспедиций,
вплоть до Японии и Китая, куда они и ушли
со своими хозяевами к концу интервенции
Приморья 1918 - 1922 годов. Акваториями для
гонок служили Золотой Рог, Улисс и другие
бухты Владивостока и Амурский залив.
Интервенция и гражданская война привели
к полному упадку яхтинга на килевых
яхтах. Как реликвии оставались на берегу
Семёновского ковша до середины 30-х годов
дожившие останки краснодеревого
"Дельфина", двухмачтовой "Эльсионы"
и пары не успевших удрать за границу
"килевиков".