Бобслей
Бобслей
Бобслей.
Название зимнего вида спорта происходит
от английского bobsleigh.
Представляет
собой скоростной спуск с гор по специально
оборудованным ледовым трассам на
управляемых санях - бобслеях.
Родиной
бобслея является Швейцария. Здесь в
1888 году английский турист Уилсон Смит
соединил между собой двое саней с доской
и использовал их для путешествия из
Санкт-Морица в расположенную несколько
ниже Челерину. Там же, в Санкт-Морице, в
конце XIX в. был организован и первый в
мире бобслейный спортивный клуб, где
были разработаны основные правила
соревнований в этом виде спорта, причем
экипаж саней тогда состоял из пяти
человек - трех мужчин и двух женщин. В
дальнейшем количество членов экипажа
бобслейных саней было различным - два,
четыре, пять, а иногда и восемь человек.
С начала XX в. в соревнованиях по бобслею
участвуют только мужчины. Первые в мире
особые сани - "боб" были сконструированы
в 1904 году.
Бобслей получил распространение
в ряде стран Европы, где стали проводиться
соревнования, а затем и национальные
чемпионаты по этому виду спорта. В
Австрии они проводятся с 1908 года, а в
Германии - с 1910 года.
Сани изготовлены
по стандартному проекту из
цельнометаллического корпуса обтекаемой
формы, закрепленного на двух парах
полозьев-коньков. Передняя пара -
подвижная с рулем. Задняя пара - неподвижная
с тормозом.
Используют двухместные
- двойка, бобслеи. Их длина не более 2,7
м, масса - не выше 165 кг, а вес экипажа не
более 200 кг.
Используют четырехместные
- четверка бобслеи. Их длина не более
3,8 м, масса - не выше 230 кг, а вес экипажа
не более 400 кг.
Трасса для бобслея
представляет собой ледяной желоб на
железобетонном основании, имеющий
различные по крутизне повороты и виражи.
Длина трассы - 1500-2000 м с 15 виражами,
минимального радиуса 8м, а перепад высот
от 130 до 150 м.
Протяженность трасс для
бобслея, перепад высот между стартом и
финишем, количество поворотов и виражей
не являются постоянными. Например, в
Лейк-Плэсиде в 1932 году, длина трассы
составляла 2366 м, перепад высот по
вертикали - 228 метров, на трассе было 26
поворотов и виражей.
В Лиллехаммере,
в 1994 году бобслеисты соревновались на
1365-метровой трассе со 107-метровым
перепадом высот и 16 поворотами и
виражами.
Техническое совершенствование
саней для бобслея осуществляется с
учетом новейших достижений
научно-технического прогресса. Однако
по вполне понятным причинам оно
лимитируется весовыми и габаритными
ограничениями, установленными
международными правилами для двухместных
и для четырехместных саней. По-прежнему
итоговые результаты в соревнованиях
по бобслею определяются скоростью,
набранной экипажем на стартовом участке
разгона - до посадки в сани, на дистанции
результат зависит прежде всего от
мастерства пилота - рулевого, от его
умения по наиболее оптимальной траектории
пройти трассу, с наименьшими потерями
скорости преодолевая повороты и виражи.
Скорость бобслейных саней во время
спуска по трассе может достигать 100
км/ч.
Международная федерация бобслея
и тобоггана FIBT - ФИБТ была основана в
1924 году. По состоянию на 1998 год объединяет
48 национальных федераций.
Тобогган -
распространенные среди индейцев Канады
бесполезные деревянные сани, которые
в несколько измененном виде стали
использоваться как спортивный инвентарь.
В начале XX века проводились официальные
соревнования по спуску с гор на тобоггане.
Затем это слово по традиции сохранилось
в названии Международной федерации
ФИБТ, ведающей и поныне развитием бобслея
в мире.
В программу зимних Олимпийских
игр, бобслей, был включен начиная с 1924
года. В 1924 году соревнования проводили
на четырехместных санях. В 1928 году - на
пятиместных санях. С 1932 года, кроме 1960
года, соревнования проводятся на двух-
и четырехместных санях.
Соревнования
проводятся только среди мужчин.
В
каждом номере олимпийской программы
страну представляет не более двух
экипажей.
Места определяются по сумме
времени четырех заездов. В каждом заезде
очерёдность старта определяется
жеребьевкой.
Чемпионаты мира по бобслею
проводятся с 1924 года.