Устойчивое управление лесами - что это такое?
Устойчивое управление лесами - что это такое?
Доход от лесов можно разделить еще на временный и прочный. Временный - в том случае, когда помещик старается от продажи леса выручить в скорейшем времени наибольшую сумму денег, не заботясь о сохранении коренных запасов леса; или когда крестьяне могут пользоваться лесом неограниченно. В обоих случаях, после избытка, благосостояния и богатства, которые впрочем скоро уничтожаются сопровождающей их роскошью, наступают безденежье, нужда, сопутствуемые упадком нравственности и духа, а для наследников готовится нищета.
А.Е.Теплоухов, 1848.
Термин "устойчивое управление лесами" за последнее десятилетие прочно вошел в лексикон специалистов по лесу и лесному хозяйству. Несмотря на это, до сих пор нет единого мнения о том, что же это такое. Иногда под "устойчивым управлением лесами" понимают всего лишь такое ведение хозяйства, при котором в обозримом будущем из леса можно будет получать столько же древесины, сколько и сейчас. Однако, чаще всего этот термин подразумевает такое ведение лесного хозяйства и такой характер использования лесных ресурсов, которые позволяют сохранить не только продуктивность лесов, но и их экологические функции, эстетическую и рекреационную ценность, биологическое и ландшафтное разнообразие. К сожалению, в России (как и в целом в мире) до настоящего времени не разработаны четкие и конкретные стандарты устойчивого управления лесами, признанные на правительственном уровне. Существует лишь ряд межправительственных групп, разрабатывающих "критерии и индикаторы устойчивого управления лесами" - наборы показателей, которые необходимо отслеживать при контроле за лесами конкретных стран (например, "площадь лесных и других покрытых лесом земель и ее изменения", "Изменения общего запаса насаждений", "Общее количество углерода в лесных насаждениях и изменения этого показателя"). Эти группы (или соответствующие их деятельности процессы) носят названия "Хельсинкский процесс" (разработка критериев и индикаторов устойчивого управления лесами в Европе), "Монреальский процесс" (то же самое в большинстве лесных стран мира, кроме Европейских) и т.д. Россия (представляющая ее Федеральная служба лесного хозяйства) участвует как в Хельсинкском, так и в Монреальском процессах. Характерной особенностью этих процессов является рекомендательный характер всех разрабатываемых документов (т.е. необязательность следования им в практической деятельности органов лесного хозяйства). Кроме того, ни один из предлагаемых этими группами критериев и индикаторов не имеет какого-либо конкретного значения (т.е., например, имеется критерий "площадь лесных и других покрытых лесом земель и ее изменения", но нет конкретного значения допустимых изменений площади лесных земель, при которых лесопользование можно считать устойчивым). Таким образом, разрабатываемые межправительственными группами "критерии и индикаторы устойчивого управления лесами" лишь позволяют отслеживать крупномасштабные изменения, происходящие в лесном фонде стран-участниц этих групп, но не обеспечивают каких-либо принципов и стандартов устойчивого управления лесами и лесопользования. Более того: изменения отслеживаются на основе анализа официальных данных о состоянии лесов и лесопользования; в России, в соответствии с официальной статистикой, положение с лесами и их использованием и до участия в Хельсинкском и Монреальском процессах было исключительно благополучным (что, однако, не исключает наличия огромного количества экологических проблем, связанных с лесопользованием, и реального истощения лесных ресурсов). К заявлениям, что та или иная страна делает крупный шаг по пути к устойчивому управлению лесами, официально признав критерии и индикаторы Хельсинкского или Монреальского процессов, или разработав на их основе собственные критерии и индикаторы, надо относиться крайне осторожно. Ни тот, ни другой процесс пока не предусматривают каких-либо конкретных, практических шагов в направлении устойчивого управления лесами.
Несколько лучше обстоит дело на неправительственном уровне. Обеспокоенность граждан многих развитых стран тем, что они, покупая продукты переработки древесины, нередко способствуют варварскому уничтожению уникальных лесов в "лесных" странах мира - России, Канаде, Бразилии и многих других - привела к формированию в начале 90-х годов групп организаций-покупателей древесины, настаивающих на тщательном отслеживании ее происхождения и на соблюдении строгих экологических стандартов при ее заготовке.
Рис. 2. Для многих людей лес приобретает какую-либо ценность лишь после того, как он будет срублен и продан. Об этом наглядно свидетельствуют кучи брошенной на лесосеках древесины. Пяозерский лесхоз, Республика Карелия. |
Принципы и критерии устойчивого управления лесами FSC, безусловно, не идеальны. Однако, они представляют собой стандарт, в той или иной степени признаваемый большим количеством экспертов в области лесопользования и охраны природы, а также многими крупными международными природоохранными и социальными организациями. Ниже приводятся десять принципов FSC (конкретные критерии, соответствующие каждому из этих принципов, не приводятся в силу их большого объема).
Соответствие законодательству и Принципам FSC. Управление лесными ресурсами должно соответствовать законодательству страны, в которой оно осуществляется, международным договорам и соглашениям, подписанным данной страной, а также Принципам и Критериям FSC.
Владение и пользование ресурсами, права и обязанности. Долговременные права на владение и пользование земельными и лесными ресурсами должны быть четко определены, задокументированы и оформлены в установленном законом порядке.
Права коренных народов. Юридические и традиционные права коренных народов на владение, пользование и управление территорией должны признаваться и уважаться.
Местное население и права рабочих. Мероприятия по управлению лесными ресурсами должны быть ориентированы на поддержание и улучшение социального и экономического благополучия работников лесного комплекса и местного населения.
Доходы от лесопользования. Ведение лесного хозяйства должно способствовать эффективному использованию разнообразных функций леса, а также многочисленной продукции, получаемой на базе эксплуатации лесных ресурсов, для обеспечения его (лесного хозяйства) экономической жизнеспособности и широкого использования всего спектра экологических и социальных функций леса.
Воздействие на окружающую среду. Лесопользование должно обеспечивать сохранение биологического разнообразия и связанных с ним различных элементов лесных экосистем - вод, почв, а также уникальных и неустойчивых ландшафтов, с тем, чтобы поддерживать экологические функции и целостность лесных экосистем.
План мероприятий по ведению хозяйства. План мероприятий по ведению хозяйства, составленный с учетом масштаба и интенсивности проводимых работ, должен быть задокументирован, принят к исполнению и неукоснительно соблюдаться в соответствии с графиком лесотехнических мероприятий. Должны быть четко сформулированы долгосрочные цели и задачи лесопользования, а также способы их достижения.
Мониторинг и оценка. В соответствии с масштабом и интенсивностью лесотехнических мероприятий должен вестись мониторинг за состоянием леса, продуктивностью лесной экосистемы, цепочкой от заготовителя до потребителя, практикой ведения хозяйства, а также социальными и экологическими последствиями ведения хозяйства.
Поддержание хорошо сохранившихся ценных лесов. Лесопользование в хорошо сохранившихся ценных лесах должно приводить к поддержанию или улучшению характеристик, определяющих эти леса. Решения относительно хорошо сохранившихся ценных лесов должны рассматриваться в контексте принятия мер предосторожности.
Лесные культуры. Лесные культуры, принося ряд социальных и экономических выгод, удовлетворяя мировые потребности в продукции, полученной в результате эксплуатации лесных ресурсов, могут стать частью системы управления лесным комплексом, выполняя функцию по снижению нагрузки на естественные леса и способствуя сохранению и восстановлению естественных природных комплексов.
Инициативы по разработке стандартов, принципов и критериев устойчивого управления лесами далеко не исчерпываются межправительственными инициативами и системой принципов FSC. По всему миру существует довольно большое количество инициативных групп, разрабатывающих подобные критерии, в которых участвуют представители самых разных промышленных, природоохранных, социальных, научных и иных организаций. Проанализировавнаиболее значимые из этих инициатив и требования, выдвигаемые большим количеством природоохранных и социальных организаций, можно дать следующее общее определение.
Устойчивым, экологически и социально ответственным называется такое управление лесами, которое соответствует следующим основным принципам:
Рис. 4. С 30-х годов сплошные концентрированные рубки, наступавшие единым фронтом на массивы естественной тайги, стали основной формой лесозаготовки в лесах Европейского севера России. Граница Архангельской области и Республики Коми, массивы рубок 80-х гг.
Любое использование лесных ресурсов (в том числе древесных) должно осуществляться с учетом интересов всех социальных групп как настоящего, так и будущего поколений. Все социальные группы, материальные или нематериальные интересы которых могут быть затронуты в процессе использования лесных ресурсов, должны иметь право и возможность получения достоверной и проверяемой информации об объемах, характере и планах использования лесных ресурсов, а также возможность воздействия на процесс принятия значимых для них решений в области управления лесами.
Сохранившиеся массивы дикой лесной природы, развивающиеся без воздействия человека, являющиеся естественным местом обитания большого разнообразия видов растений и животных и способные к бесконечно длительному самоподдержанию, должны по мере возможности сохраняться и далее. Освоение новых, ранее не вовлеченных в интенсивную эксплуатацию массивов дикой лесной природы не может быть средством решения проблем, связанных с истощением древесных ресурсов в "староосвоенных" районах.
А.Ю.Ярошенко