Трудовое учение Адама Смита
Трудовое учение Адама Смита
Адам Смит (1723-1790),один из крупнейших представителей английской классической политической экономии,в значительной степени ее основоположник О силе влияния идеи Адама Смита в различных странах Европы в конце 18-начале 19 веков можно судить хотя бы по тому факту, что А. С .Пушкин,характеризую круг чтения героя своего романа "Евгений Онегин" счел нужным подчеркнуть:"Бранил Гомера,Феокрита,зато читал Адама Смита и был глубокий эконом,то есть умел судить о том,как государство богатеет,и чем живет,и почему не нужно золота ему,когда простой продукт имеет".Многое в этих строках поэта требует "расшифровки",которой отчасти и посвящен данный вопрос.
Среди научных сочинений А.Смита главное место занимает его "Исследование о природе и причинах богатства народов",опубликованная в 1776 году.В нем классическая политэкономия была впервые сформулирована в полном и систематическом виде.
* Адам Смит утверждал ,что богатство народов - это массы товаров,создаваемые как промышленным,так и сельскохозяйственным трудом.При этом источником богатства страны является производительный труд.Всякая новая стоимость создается трудом,стоимость товаров выражает общественное богатство народов,
* Труд,основа богатства общества,является неотъемлемым свойством чело- веческого существования,ибо в форме труда реализуется естественное стремление человека к благополучию,желанию добиться более высокого положения в обществе,
* Гармония общественных и личных интересов выражается при этом через
общественное разделение труда.По мнению Смита ,именно развитие разделения труда,его усложнение и совершенствование может служить важнейшим критерием исторического пргресса.Разделение труда создает возможность для достижение более высокой производительности труда и поэтому ведет к росту общественного богатства,
* Общественное разделение труда позволяет запустить в действие сложный механизм взаимного обмена трудом,который выступает как обмен произ- веденными товарами. Весь этот механизм Смит определял понятием ры- ночной экономики,полагая,что она наилучшим образом отвечает целям согласования общественных и личных интересов,
* Другим преимуществом рыночной экономики,по убеждению Адама Смита,было то,что она обладает способностью к саморазвитию и саморегуляцию.Основой этой способности он считал конкуренцию между производителями,стремящимся к улучшению своего материального блага и социального положения,
* Рыночная экономика развивается ,по мнению Смита ,в соответствии сопределенными законами,важнейшим из которых является закон стоимости. Согласно закону стоимости ,товары на рынке обмениваются по их стоимости ,т.е. по труду,вложенному в их производство,при этом цены,выражающие стоимость в денежной форме,стихийно колеблются вокруг стоимости.Колебание цен товара зависит от соотношения спроса и пред- ложения и соотношения индивидуальных и средних затрат труда на его производство.
I.Спрос > Предложения = Цена > Стоимости
Спрос < Предложения = Цена < Стоимости
II.Инд.затраты > Средних затрат = Цена < Инд.стоимости
Инд.затраты < Средних затрат = Цена > Инд.стоимости
Закон стоимости поэтому выполняет две основные функции :регулирует производство (т.к. капиталы перетекают в те отрасли,где высок спрос) и стимулируют технические усоверешенствования (т.к. в более выгодном положении тот производитель,у которого затраты ниже),
* Исходя из этого.Смит выдвигал три основных условия процветания государства:господство частной собственности,невмешательство государства в экономику,отсутствие препятствий для развития личной инициати- вы.Издержки общественного разделения труда можно компенсировать путем введения всеобщего образования,при этом безусловно недопустимы покровительственные пошлины,монополии,вторжение государства в экономическую жизнь общества,
* Смит предложил также и собственный анализ социальной структуры общества,разделив его на наемных рабочих,капиталистов и землевладель- цев.Первые живут за счет заработной платы,вторые - прибыли,третьи - доходов с земли (ренты).
Основные понятия:
закон стоимости,стоимость,цена,общественное разделение труда,конкуренция,условия процветания рыночной экономики.
Вопросы и задания:
1) Определите основные понятия темы.
2) С учетом полученных знаний попытайтесь объяснить смысл характеристики,данной А.С.Пушкиным понятию эконом.
3) Что из наследия Смита остается актуальным и сегодня ? Какие его выводы не подтверждаются опытом истории ?
Список литературы
Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа