Аристотель о научном знании (работа 1)
Аристотель о научном знании.
Аристотель был и философом, и ученым, живо интересующимся различ-ными специальными научными проблемами. Сама философия была для него прежде всего наукой. Аристотель отделял философию от искусства и мифоло-гии, а тем более от религии и тесно сближал ее с физикой как наукой о природе вообще и с математикой.
Научное, или достоверное, знание для Аристотеля - не результат веры, некритически воспринятой традиции, субъективного опыта. Оно - результат ло-гического рассуждения (дианойа), направленного на открытие начал, причин и элементов того, что дано нам в непосредственно с чувственном опыте: “... вся-кое знание, основанное на рассуждениях ... имеет своим предметом, - говорится в “Метафизике”, - более или менее точно определенные причины и начала”.
Если у учителя Платона Сократа критерием наличия знания была способ-ность дать определение, то у Аристотеля на первое место выходит знание при-чин существования всего того, что существует. “Знать же, почему нечто есть, - значит знать через причину”, - пишет он во “Второй аналитике”. Впрочем, Ари-стотель сохраняет и сократовский тезис о том, что достоверное, научное знание должно быть обобщенным. Научное знание должно быть также логически дока-зательным: нужно не просто выявить причину данного предмета, но и доказать, что для этого предмета именно она, а не нечто иное, является причиной.
Виды знания.
По Аристотелю, их три: “ ... видовые отличия знания ... говорят, что оно, - читаем мы в “Топике”, - об умозрительном, о деятельности и о творчестве ...”. У Аристотеля предметом умозрительного знания является то, что существует объ-ективно, независимо от субъекта.
Теоретическое знание.
Согласно Аристотелю, только теоретический вид знания подлинно нау-чен. Когда Аристотель говорит о теоретическом виде знания, то он имеет в виду не совсем то, что понимаем мы, когда говорим о теории. Для нас теоретическое знание означает знание абстрактное, отвлеченное, обобщенное, но при этом мо-гущее быть руководством к действию. Для Аристотеля же теоретическое не только абстрактно, но и бездеятельно, замкнуто на себе, умозрительно или даже, лучше сказать, умосозерцательно. Оно непроизводительно. Согласно Аристоте-лю, именно это высший вид знания.
Виды теоретического знания.
Будучи одним из трех видов знания, теоретическое знание в свою очередь трояко: Аристотель различает в нем математику, физику и философию. Аристо-тель говорит о физике и математике как о теоретических философских дисцип-линах. Физику Аристотель называет также “второй философией”. В соответст-вии с этим Аристотель, сопоставляя собственно философию с физикой и с мате-матикой, называет ее “первой”.
Собственно философию Аристотель называет также мудростью и теоло-гической теоретической философией, т.е. теологией. Аристотель понимал под теологией не религиозное учение о сверхъестественном, а философское раз-мышление о боге. Аристотель называл свою философию также “божественной”, ибо, как думал философ, философия - такое знание, которым “скорее всего мог бы обладать бог, и точно также божественной была бы всякая наука о божест-венном”.
Аристотель, отдав предпочтение “теоретическим” наукам перед науками “практическими” и “творческими”, внутри самих теоретических наук отдает ре-шительное предпочтение философии. Аристотель превозносит философию как знание ради понимания в отличие от знания ради выгоды и пользы. Он видит в ней наиболее умосозерцательную и наименее полезную науку, если под полез-ностью понимать служение внешней цели, что, по Аристотелю, подобает лишь несвободной науке: “... как свободным называем того человека, который живет ради самого себя, а не для другого, точно также и эта наука единственно свобод-ная, ибо она одна существует ради самой себя”. Философия в понимании Ари-стотеля вовсе не нужна для обыденной, практической жизни, в этом смысле она самая бесполезная из всех наук. Но именно это говорит в ее пользу: “все другие науки, - заявляет философ, - более необходимы, нежели она, но лучше - нет ни одной”.
Генезис науки и философии.
Мнение Аристотеля о науке и философии определяет его представления об их возникновении.
Философия и науки были не всегда - в этом Аристотель прав. Науки на уровне теоретического знания возникают, согласно Аристотелю, лишь после то-го, как удовлетворены и жизненно необходимые потребности и потребности в удовольствиях. Они возникают для наилучшего времяпрепровождения.
Что касается философии, то Аристотель как бы указывает на ее мифоло-гическую родословную и на переходные формы между мифологическим и фило-софским мировоззрениями. В целом же Аристотель развивает тезис Платона о том, что философия возникает вследствие изумления (или удивления). Известно, что Платон сказал в своем диалоге: “Теэтет”, что “изумление ... и есть начало философии ...”.
При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru