Понятие как форма мышления (работа 2)
Понятие как форма мышления
Отдельные предметы и их свойства отражаются с помощью форм эмпирического познания - ощущений, восприятии, представлений. Например, апельсин вызывает у нас ощущения круглого, оранжевого, сладкого, ароматного. Это и есть его свойства. Их и дает нам конкретный образ единичного предмета, его восприятие, в котором отражаются как его существенные свойства, так и несущественные. В понятии же фиксируются лишь существенные признаки предметов. Что же такое признаки?
Признаки - это то, в чем предметы сходны друг с другом или отличны друг от друга. Предметы могут быть тождественными по своим свойствам (например, сахар и мед сладкие), но могут и отличаться по своим свойствам (мед сладкий, а полынь горькая). Так, один дом может быть кирпичным, а другой - деревянным. Одно дерево - лиственным, другое - хвойным. Может быть, например, так, что два человека одинаково черноволосы и кареглазы.
Отношения связывают между собой каким-либо образом два или более предметов. Один предмет может быть больше или меньше другого, один человек может быть ровесником другого, - некоторая точка располагается между двумя отличными от нее точками и т.п.
Свойства и отношения в своей совокупности составляют признаки предмета. Другими словами, признаком предмета можно считать наличие или отсутствие у него некоторого свойства или отношения.
Нередко все признаки делят на существенные и несущественные. При этом существенными считают признаки, которые связаны с его носителем таким образом, что, теряя эта признаки, их носитель перестает быть самим собой, он становится другим предметом. Квадрату, как известно, присущи такие признаки, как четырехугольность, прямоугольность, разносторонность. Если хотя бы один из этих признаков не принадлежит некоторой геометрической фигуре, то ее уже нельзя назвать квадратом.
Несущественными считают признаки, приобретая или теряя которые их носитель не меняет своей сущности, он остается самим собой. Так, человек остается человеком независимо от цвета его глаз, кожи или волос, возраста и т.п.
Понятием мы будем называть форму мышления, в которой на основе существенных признаков обобщаются в некоторый класс и выделяются предметы.
Языковыми формами выражения понятий являются слова или словосочетания (группы слов). Например: “книга”, “лес”, “творение рук человеческих”, “белизна”, “храбрость”. Существуют слова-омонимы, имеющие различное значение, выражающие различные понятия, но одинаково звучащие. Например, слово “сеть” имеет несколько значений: сеть как приспособление для ловли рыбы или птиц, сеть как заграждение против подводных лодок и мин, сеть проводов, агентурная сеть в разведке, сеть ЭВМ; слово “лук”: оружие для стрельбы и вид овощей; “такса”: порода собак и плата за услуги; “норка”: наименование пушного зверя и жилище полевых мышей, кротов и т.д.
Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение.
Понятие формируется на основе обобщения существенных признаков (т.е. свойств и отношений), присущих ряду однородных предметов.
Для выделения существенных признаков необходимо абстрагироваться (отвлечься) от несущественных, которых в любом предмете очень много. Этому служит сравнение, сопоставление предметов. Для выделения ряда признаков требуется произвести анализ, т.е. мысленно расчленить целый предмет на его составные части, элементы, стороны, отдельные признаки, а затем осуществить обратную операцию - синтез (мысленное объединение) частей предмета, отдельных признаков, притом признаков существенных, в единое целое.
Мысленному анализу как приему, используемому при образовании понятий, часто предшествует анализ практический, т.е. разложение, расчленение предмета на его составные части. Мысленному синтезу предшествует практический сбор частей предмета в единое целое, с учетом правильного взаимного расположения частей при сборке.
Анализ - мысленное расчленение предметов на их составные части, мысленное выделение в них признаков.
Синтез - мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа.
Сравнение - мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам.
Абстрагирование - мысленное выделение одних признаков предмета и отвлечение от других. Часто задача состоит в выделении существенных признаков предметов и в отвлечении от несущественных, второстепенных.
Обобщение - мысленное объединение отдельных предметов в некотором понятии.
Перечисленные выше логические приемы используются на уроках в школе при формировании новых понятий.
При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru