Изучение основ православия в современной русской школе

ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВ ПРАВОСЛАВИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ШКОЛЕ

1. В системе духовно-нравственных воздействий современной светской школы все большее внимание уделяется использованию культурных ценностей традиционных религий народов России. Традиционная в данном этносе, иначе - национальная религия для каждого народа составляет неотъемлемую часть его исторического и культурного наследия. Она связана тысячами живых нитей с народной жизнью, бытом, обычаями межличностного общения, во многом определяет особенности его национального мировоззрения, менталитета. Национальная школа не может быть в стороне от национальной религии.

Для русской школы, решающей не только общеобразовательные задачи, но и формирующей в обучении национальное самосознание, русскую этнокультурную идентичность школьников эта религия - православное христианство. Мы говорим о культурообразующей роли христианства, православия в истории нашего Отечества и Российского государства. Школа является общественно-государственным учреждением, одним из ключевых социальных воспитательных институтов. Этим соотношением светской общеобразовательной школы и Церкви, их особенной ролью в российском обществе определяется категорический императив необходимости их взаимодействия в духовно-нравственном воспитании детей, учащейся молодежи.

2. Содержание позитивных воздействий христианской религии и культуры на духовно-нравственное воспитание российских школьников определяется, с одной стороны, природой самой религиозной культуры и христианской культуры, в особенности. С другой стороны, это содержание формируется в связи с той ролью, которую играла и играет Церковь в жизни России - нашего народа и государства. В такой логике выделяются основные содержательные направления включения ценностей православной культуры в содержание духовно-нравственного воспитания школьников.

· Приобщение к культурным ценностям мировой цивилизации. Это приобщение должно осуществляться по линии “от индивидуального, специфического - к общему, интегративному”: русская культура; Россия как цивилизация диалога культур; православный мир; христианский мир; мир библейского духовно-нравственного контекста (магометанство, иудаизм); мир, мировая цивилизация в целом.

· Нравственное воспитание в системе христианских ценностных ориентаций и моральных стереотипов. Это особенно важно сейчас, когда не видится иной нравственной альтернативы пропаганде бездуховности, цинизма, алчного неограниченного потребительства, насилия и жестокости. Церковь может сыграть ключевую роль в преодолении и профилактике губительных пороков, поразивших современное российское общество – пьянства, наркомании, асоциальности, гражданской пассивности и нравственного безразличия. Один пример. Русские ныне вымирают, но именно русские женщины убивают больше всего своих детей (аборты), даже в сравнении с более многочисленными нациями. Успешно противостать этому самоистреблению поможет духовное просвещение, формирование религиозного чувства священности новой жизни, моральной ответственности за детоубийство, не сводящейся к денежным расходам на “операцию”. Это понимание и чувство должно формироваться с юных лет, с детства, в семье и школе.

· Формирование исторического сознания. Эта сторона духовно-нравственного образования существенно страдала в советский период именно из-за игнорирования роли христианской религии, православной церкви по идеологическим соображениям. Государственный атеизм не позволял добиваться целостности исторического сознания учащихся, более полного осмысления ими личностной связи с историей своего народа и понимания религиозных духовно-нравственных мотивов патриотизма и героизма их предков.

· Гражданское воспитание. Ценности гражданственности, высокого достоинства и ответственности служения человека на общественном поприще в российской культуре всегда находились в тесной связи с их духовным осмыслением, прежде всего, в христианских мировоззренческих координатах. Это проявлялось даже в советский период отечественной истории, особенно в критические моменты - годы Отечественной войны. Постепенно преодолеваемый вековой духовный раскол в пространстве нашей цивилизации на “красных” и “белых” позволяет ныне более конструктивно обращаться к патриотическому служению Церкви, а на основе добрых отношений российских конфессий активно укреплять межнациональный мир и гражданское согласие в российском обществе.

· Формирование национального самосознания. Значение христианских духовно-нравственных ценностей и здесь велико. Православие является неотъемлемым элементом национального самоопределения не только для русских (включая сюда украинцев и белорусов), но и для многих других народов Российской Федерации и “большой России” (бывшего СССР, Российской Империи). Например, в Прибалтике общая христианская основа может служить как национальному самоопределению этнических групп этого региона, так и их культурному сближению, ослаблению остроты межнациональных конфликтов.

3. Формы приобщения учащихся к ценностям православной культуры в современной российской школе определяются структурой ее деятельности как образовательного учреждения и социального института воспитания.

· Приобщение к духовно-нравственным ценностям христианства в процессе основного (базового) образования - в содержании федерального компонента гуманитарного образования. В курсах истории, обществознания учащиеся должны знакомиться с историей религии и Церкви в контексте истории Отечества и мировой цивилизации. При изучении словесности важное место должны занимать памятники церковной литературы и сочинения христианской мировоззренческой направленности.

· Более активное использование духовно-нравственных ценностей христианства в вариативных моделях общего среднего образования - гуманитарного, национального, гимназического, лицейского и др.

· Региональный образовательный компонент позволяет “приблизить” христианские ценности к истории региона, более глубоко раскрыть на их основе историю области, края, вырабатывать высокое ценностное отношение детей к своей “малой родине” и формировать сознание единства российской цивилизации, ее исторического и культурного пространства.

· Дополнительное образование, внеучебная работа. В системе дополнительного образования (как в общеобразовательной школе, так и в специализированных образовательных учреждениях) расширяются возможности приобщения детей к духовно-нравственным ценностям христианской культуры, которые в системе общего образования ограничены рамками учебного плана и возможностями учебной нагрузки. Ныне это совокупность специализированных учебных курсов религиоведческой, мировоззренческой, духовно-нравственной направленности, ориентированных на те или иные виды деятельности учащихся: углубление основного образования, нравственное образование, эстетическое образование, краеведение и туризм, музейная работа, архивистика, художественная культура (иконопись, архитектура, художественное шитье и др.).

· Внешкольная воспитательная деятельность по приобщению учащихся к ценностям православной культуры должна опираться на возможности и предпосылки, созданные в системе общего и дополнительного образования. Кроме того, она позволяет более активно привлекать к духовно-нравственному воспитанию детей их родителей, а также общественные объединения граждан. Здесь христианские духовно-нравственные ценности могут служить основой и стимулом социальной интеграции нашего общества, укрепления его “социальной ткани”, включения школьников в социально ценные виды деятельности за пределами школы (микрорайон, моя деревня, мой город и т.д.), развития самодеятельности и общественной солидарности.

4. Рассматривая отношения внутри духовно-мировоззренческого ядра национальной культуры можно сделать такой вывод: традиционная религия настолько тесно связана с национальностью (не только и не столько с кровнородственной ее составляющей, сколько с культурно-цивилизационной), что вне традиционной религии в данной национальности куда-то “исчезает” и сама эта национальность. Это понимание выражали многие деятели русской культуры, ученые, но относится оно не только к русским. Можно ли представить себе исламскую Британию, конфуцианскую Грецию, лютеранскую Россию? Национальное образование вне культурного контекста, задаваемого традиционной религией просто не существует. В условиях роста национального самосознания всех народов России, проблема национального и религиозного в содержании в школьного обучения и воспитания, становится все более актуальной в развитии российской школы.

Для анализа и характеристики процесса развития национального образования, прежде всего, общеобразовательной школы в его этноконфессиональном аспекте, ныне следует учитывать состояние трех основных параметров.

· Современное законодательство о религии и школе, регулирующее, а значит, в основе, и отражающее сущность взаимодействия этих сфер жизни нашего общества в данный исторический период - политико-правовой (государственно-гражданский) аспект.

· Профессиональная готовность и умения педагогов - преподавателей. Аспект, отражающий состояние системы образования в ее человеческом измерении - образовательно-педагогический аспект.

· Состояние социального запроса в обществе в отношении объема и качества (нужности-ненужности, полезности-неполезности) изучения православной религии (духовной культуры) в системе общего образования - социокультурный аспект.

5. В государственной (светской) системе образования, имея в виду названные выше аспекты и тему статьи, выделяются три основные проблемы:

· проблема подходов и содержания изучения православной религии в национальной школе;

· проблема подготовки и повышения квалификации педагогов для нужд этноконфессионального образования;

· проблема организационно-правовых и методических форм работы образовательного учреждения и управлений образованием по социальному запросу русского этноконфессионального образования и пути повышения авторитета русского этноконфессионального образования среди родителей учащихся и педагогов. Рассмотрим эти проблемы последовательно.

6. В современной практике изучения православной религии в общеобразовательной школе просматриваются три основных подхода.

· Один из подходов можно было бы условно назвать “миссионерским”. Его цель - “формирование веры”, воцерковление детей в условиях, когда школа, в значительной степени, выступает “заместителем” семьи и церковной общины.

Такой подход оказывается эффективным как форма просвещенческой работы церковной общины (воскресные школы, катехизаторские курсы перед крещением и т.п.). Он сравнительно эффективен в негосударственных образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы конфессиональной направленности (православные гимназии, детские сады). Там легче создать особую социальную микросреду, в которой дети учатся и проводят большую часть дня, зачастую тесно общаясь с педагогами не только на уроке, но и во внеурочное время. Но механический перенос такой практики в массовую общеобразовательную школу ныне практически невозможен. В случае такого переноса деятельность педагога (учителя, священника) оказывается малоэффективной.

· С другой стороны, подход, который принято называть религиоведческим, предусматривает изучение знаний о традиционной религии в контексте и в связи с изучением религии вообще, как сферы общественной жизни. По сути, это расширение соответствующей тематики обществознания. В религиоведческих учебных курсах осуществляется углубление и расширение знаний учащихся о религии. Однако, для национальной школы, такие курсы оказываются недостаточными. В них, как правило, не вполне раскрываются связи данной, традиционной религиозной культуры с национальной культурой в целом. Они менее способны вносить вклад в решение главной задачи национальной школы - воспитание национального типа личности, формирование национального самосознания учащихся. Также такой подход не позволяет в максимальной степени использовать воспитательные возможности школы, эффективно организовывать внеучебную и внешкольную деятельность детей.

· Третий подход, в рамках которого, на наш взгляд, можно достигнуть гармоничного синтеза всего хорошего из двух первых применительно к условиям национальной общеобразовательной школы, условно может быть назван содержательно-предметным. Он, как и предыдущий - религиоведческий, не направлен на результат, который можно было бы выразить “процентом верующих на выходе”. Но, в отличие от религиоведческого, он предусматривает не только выработку знаний о традиционной религии, но и высоко ценностного, эмоционального, личностного отношения к национальной духовной традиции.

Главное, что может сделать общеобразовательная школа, готовя человека к жизни в своем народе, - предать ему все богатство национального Предания, в том числе и в религиозном аспекте. Предметный подход требует систематического изучения религии именно как Предания. Предание включает в себя как элементы собственно церковной культуры - Библия, Богослужение, так и дополнительные элементы, раскрывающие особенности действия церковного Предания в данном народе. Например, национальные особенности традиции храмостроительства, иконописи, религиозных праздников и т.п.

Еще одно отличие обозначенного подхода от остальных двух заключается в особенностях его методики, определяемых содержанием. Он является именно предметным, поскольку требует для изучения традиционной религии методической формы учебного предмета (на всех образовательных ступенях школы), а не факультативного курса, которого может быть вполне достаточно в первом или втором случае. Здесь знаниевый компонент образования играет ведущую роль, что требует тщательной педагогической проработки его содержания - дидактической и методической. Одновременно возникают возможности установления более тесных межпредметных связей такого курса с другими учебными предметами. Это оказывается достижимым в образовательной программе русской национальной школы (школа с этнокультурным компонентом) как вариативной модели общего.

7. Проблема подготовки и повышения квалификации педагогов для преподавания этноконфессиональных учебных курсов и этноконфессионально ориентированных программ базового образования.

Такая подготовка и повышение квалификации в настоящее время практически не проводятся или осуществляются, во многом, стихийно. Но опыт организованной работы в этом направлении постепенно накапливается (Курская, Вологодская области...). Изучение знаний о традиционной религии в курсах гуманитарных дисциплин также явно недостаточно обеспечивается пособиями и методической поддержкой. До сих пор, по большей части, сумма умений и знаний в этой области - результат самообразования самих учителей. Тех из них, кто остро ощущает отсутствие этих знаний как существенный изъян в своей профессиональной подготовке и, творчески относясь к делу, стремится самостоятельно его восполнить.

8. Проблема организационно-правовых и методических форм работы образовательного учреждения и управлений образованием по социальному запросу этноконфессионального образования.

Опыт работы образовательного учреждения и управлений образованием по социальному запросу этноконфессионального образования складывается в практической деятельности и накапливается постепенно. Так, в Московском комитете образования организована работа с окружными методистами, специально ориентированными на изучение и методическую поддержку этноконфессионального и религиоведческого образования. Осуществляется повышение их квалификации в рамках городских методических семинаров. В этой области деятельности и школы, и управлений образования важнейшее значение имеет соблюдение законодательства о религии и школе. Те нормы и возможности изучения традиционной религии, которые зафиксированы в законодательстве, при практическом применении требуют решения массы вопросов, которые возникают в повседневной работе школы в этом направлении.

Школа, с одной стороны выполняет социальный запрос общества. С другой стороны, и это было всегда в традиции и русской школы, и любой другой, - школа сама является важнейшим средством просвещения, формирования качества и характеристик самого социального заказа. Пути повышения авторитета этнокультурного и этноконфессионального содержания образования среди родителей учащихся школы также определяются, в основном, на уровне образовательного учреждения и неразрывно связаны с его практикой. Наблюдения показывают, что подавляющее большинство родительской общественности проявляет заинтересованность в этом направлении образования. Понимание того, что без приобщения детей в школе к национальной духовной традиции, изучения знаний о православии и Церкви общее образование неполно в гуманитарном аспекте, разделяют очень многие. Но так же почти все родители проявляют вполне закономерное внимание к тому, чтобы этноконфессиональное образование не снизило качество общего (естественнонаучного, гуманитарного, физико-математического), не привело к перегрузке учащихся или конфликтным ситуациям в школе.

* * *

Выводы.

1. В рамках целей и задач национальной светской школы основная цель изучения традиционной религии (для русской школы – православного христианства) заключается в приобщении детей к ценностям и смыслам традиционной религии как существенной части национального культурного наследия - в сфере мировоззрения, национальной истории, художественной культуры, норм общения и быта в культурном пространстве русской цивилизации.

2. Ныне реализуется спектр подходов к религиоведческому и этноконфессиональному образованию в светской школе, каждый из которых приобретает актуальность в конкретных социокультурных условиях.

3. В государственной (светской) общеобразовательной национальной школе изучение традиционной религии (для русской школы – православного христианства) должно осуществляться в рамках специального учебного этноконфессионального предмета на всех образовательных ступенях школы.

4. Его содержание должно состоять из педагогически интерпретированного религиозного Предания, исторически усвоенного в данной национальной культуре (для русской школы – Предания Христианской Церкви).

5. Изучение учащимися национальной общеобразовательной школы этого предмета должно проводиться в контексте национальной культуры и в тесной межпредметной связи со всем национальным (этнокультурным) образованием и воспитанием в школе.

Список литературы

    Метлик Игорь Витальевич, кандидат педагогических наук. Изучение основ православия в современной русской школе