Источники и характер сексуальной информации
Источники и характер сексуальной информации
Противники школьного сексуального просвещения считают, что это - дело родительской семьи. На самом деле, так никогда и нигде не было. "В первобытных обществах, где функции четко распределены, подготовкой подростков к половой жизни также занимались не родители, а кто-то из старших членов рода, специально облеченный этими обязанностями. Информация столь интимного свойства, если ее сообщает близкий человек, создает напряженное эмоционально-эротическое поле, в котором неловко чувствуют себя и родители, и дети. Не только родители чувствуют себя неуютно при разговорах на половые темы, но и подростки предпочитают получать эту информацию каким-то иным путем, беседа с родителями на эти темы их смущает и шокирует" (Кон, 1979, с. 137).
В современном обществе семейный разговор на "сексуальные" темы стал культурно и психологически более приемлемым, чем раньше. Однако сравнительные исследования показывают, что независимо от степени терпимости и просвещенности родителей, современные подростки больше ориентируются на нормы собственного поколения.
На конференции в Амстердаме "Sexuality beyond boundaries" (1997) американская исследовательница Ami Shalet рассказывала, что она опросила небольшую группу американских и голландских родителей, имеющих детейтинейджеров, об их отношении к сексуальности. Небо и земля! Для американских родителей подростковый секс - следствие "бушующих гормонов", приносящих всевозможные ужасы, от которых детей надо всячески оберегать. Голландские родители относятся ко всему спокойно и готовы согласиться даже с тем, чтобы шестнадцатилетние мальчик и девочка спали в одной комнате в родительском доме, единственное требование - чтобы секс был безопасным. Счастливые юные голландцы, свободные от родительской опеки? Не совсем так.
Yanita Ravenslut, опросившая большую группу голландских родителей и их детей, нашла, что хотя голландские родители думают, что они достаточно терпимы и часто говорят с детьми на интимные темы, их дети этого мнения не разделяют. Больше того - они и не нуждаются в родительской опеке. Необходимые сведения о сексуальности голландские подростки получают в школе и из специальной литературы, а свои интимные проблемы предпочитают обсуждать с друзьями и решать самостоятельно: "Спасибо, мама (папы в эти дела обычно не встревают), но в этом я разберусь сам (сама)". Конфликтов с родителями тут действительно меньше, но не за счет лучшего понимания, а за счет большей автономии. Так же относятся к этой проблеме и 15-18 летние французы.
Короче говоря, хотя уровень родительского авторитета и контроля за сексуальным поведением подростков в разных странах неодинаков, родительская семья нигде не является ключевым каналом сексуального просвещения, и это не рассматривается как катастрофа. Родительская семья - важный фактор нравственного и эмоционального воспитания детей, но собственно сексуального просвещения, как и всякого иного образования, она не дает и дать не может. Это делают другие социальные институты - общество сверстников, средства массовой информации, но прежде всего - школа.
Интересны в этом плане данные опроса, проведенного в 1998 г. Германским центром по сексуальному просвещению (Youth sexuality 1998). В целом роль родительской семьи для немецких подростков выше, чем в некоторых других странах (возможно, сказываются и особенности проведения данного опроса) . В качестве важнейшего источника сексуальной информации родительскую семью назвали 69% опрошенных мальчиков и 43% девочек. Но говорит на эти темы преимущественно мать. Отца упомянули только 33% мальчиков и 13% девочек, учителя - 34% и 29%. А 25% мальчиков и 11% девочек сказали, что они ни с кем не могут обсуждать вопросы секса.
В семьях с более образованными родителями подростки получают больше информации. Однако с возрастом предпочитаемые подростками источники информации меняются, причем они хотели бы получать больше информации из внесемейных источников. Среди 14-летних мальчиков 30% назвали предпочитаемым источником информации мать, а среди 17-летних - 22%; отца назвали соответственно 30% и 16%. У девочек желание обсуждать эти вопросы с матерью уменьшается с 49% в 14 лет до 30% в 17 лет, а с отцом - с 7% до 4%. При этом сексуально искушенные подростки склонны меньше доверять родителям и чаще предпочитают обращаться в консультативные центры.
Многие важнейшие проблемы сексуальности из разговоров родителей с детьми практически выпадают. Хотя, по их собственным словам, на сексуальные темы с дочерьми говорили 72% , а с сыновьями - 55% родителей, они предпочитают говорить с детьми скорее о ценностных, нравственных аспектах сексуальности, чем о сексуальной технике и о связанных с сексом опасностях. Довольно многие родители не уверены в эффективности своего воспитания и хотят, чтобы сексуальным просвещением занималась также и школа.
В последние годы в Германии в этом отношении достигнуты определенные успехи. Какую-то форму сексуального просвещения в школе получили 87% опрошенных девочек и 83% мальчиков, причем 69% девочек и 70% мальчиков считают школьные курсы важным источником информации.
Однако качество школьного, как и семейного, сексуального просвещения, оставляет желать лучшего. Хотя 75% опрошенных девочек и 80% мальчиков считают, что располагают достаточной сексуальной информацией, на контрольные вопросы (например, в какой стадии менструального цикла зачатие наиболее вероятно), многие девочки и особенно мальчики ответить либо вовсе не могли либо отвечали неправильно.
Сексуальное просвещение, как и всякое образование, создает определенные нормативные ограничения и самоограничения. Существующие в большинстве западноевропейских стран школьные курсы сексуального просвещения не ослабляют подростковых сексуальных желаний, но они несколько отсрочивают сексуальный дебют и, самое главное, делают его более безопасным. В частности, эти курсы значительно повышают вероятность использования контрацепции уже при "первом разе". Из опрошенных в 1998 г. юных немцев не воспользовались контрацепцией "при первом опыте" только 11% девочек и 12% мальчиков, значительно меньше, чем в прошлые годы. Наибольшей популярностью у подростков пользуется презерватив (его использовали при сексуальном дебюте 68% девочек и 55% мальчиков). В дальнейшем, по мере накопления сексуального опыта, немецкие подростки начинают пользоваться презервативами регулярно, хотя не все и не всегда.
Сравнение опыта Великобритании и Нидерландов (Ingham and van Zessen, 1998) показывает, что школьное сексуальное просвещение является одним из главных факторов социального благополучия в этой сфере жизни, но для этого оно должно начинаться задолго до того, как подростки вступают в сексуальные отношения. С этим мнением согласны практически все европейские и американские специалисты: "Сексуальное образование должно начинаться рано, до того, как ученики начнут свои сексуальные карьеры, чтобы дать им шанс подготовиться к этому ключевому жизненному переходу. Поэтому необходимо нацелить его на младшие возрастные группы, 12-ти= или 13-летних, а не на 15-ти или 16-летних" (Bozon and Kontula, 1998, р..63).
Что может и чего не может сексуальное просвещение?
Когда сексуальное просвещение на Западе только начиналось, оно всюду вызывало жаркие споры, на его счет существовало множество необоснованных страхов и столько же беспочвенных упований. Клерикалы и консерваторы были непоколебимо уверены в том, что любая сексуальная информация развращает подростков, повышает их сексуальную активность, увеличивает количество добрачных связей, беременностей и прочих ужасов. Радикалы столь же категорически утверждали, что стоит только ввести половое просвещение, как все проблемы подростковой, да и взрослой сексуальности исчезнут, никто никого не будет насиловать, девушки будут строго следовать принципу "умри, но не давай поцелуй без любви", а в браках воцарится небывалая сексуальная и прочая гармония.
Реальный педагогический опыт безоговорочно рассеивает как иррациональные страхи, так и завышенные ожидания (см. Кон, 1997).
Прежде всего были рассеяны опасения учителей и родителей, что школьное сексуальное просвещение будет поощрять подростков к более раннему сексуальнлму дебюты. В 1993 г. по заказу Всемирной организации здравоохранения, группа ученых проанализировала, как разные программы сексуального просвещения влияют на сексуальное поведение школьников. (Baldo, Aggleton, Slutkin; D. Kirby et al.,1994). Оказалось, что ни одна из действующих программ не способствует ускорению начала сексуальной жизни учащихся: школьный курс либо отсрочивает начало половой жизни, либо делает ее более упорядоченной. Сексуально активные школьники, прошедшие соответствующий курс, поступают менее рискованно, чем их менее образованные сверстники. При этом программы, которые не просто призывали подростков не спешить с началом половой жизни, но и обучали их правилам безопасного секса, значительно эффективнее тех, которые пропагандировали только сексуальное воздержание. Самыми успешными являются программы, которые а) начинаются раньше, чем школьники вступают в половые отношения, и б) вооружают учащихся не только знаниями (анатомия и физиология репродуктивной системы, сведения о контрацепции и т.п.) , но и психологическими навыками и социально-нравственными нормами (как нужно поступать в критических ситуациях, как сопротивляться нажиму сверстников и т.п.)
Сексуальное просвещение не делает сексуально-эротические установки и ценности подростков единообразными, соответствующими желаниям и нормативным ожиданиям старших. Рецептов всеобщего сексуального счастья и благополучия вообще нет и быть не может. Сексуальное просвещение - не черная и не белая магия, глупо ждать от него чудес. Тем не менее оно полезно и эффективно.
Дети и подростки, прошедшие систематический курс сексуального просвещения, больше знают о сексуальности, и их знания более достоверны. Это не снимает проблем и трудностей психосексуального развития, но облегчает разрешение возникающих при этом конфликтов. Знание облегчает понимание и терпимость к чужим взглядам и поведению, что весьма ценно как в личном, так и общественном плане. Если курс сексуального просвещения включает сведения о контрацепции и преподается достаточно рано, он резко уменьшает количество подростковых беременностей и абортов. Почти все современные программы сексуального просвещения включают в себя, наряду с научной сексологической информацией, обсуждение нравственно-психологических вопросов, с которыми сталкиваются подростки и их родители. Школьники охотно посещают эти интерактивные занятия.
Кроме своих непосредственных результатов, состоящих в том, что оно делает подростковый секс более цивилизованным и безопасным (для самого подростка и для других людей), сексуальное просвещение имеет также долгосрочный, исторический эффект: люди, получившие в детстве хорошее сексуальное воспитание, не только сами живут лучше, но и передают свои знания и навыки детям, что уменьшает напряженность в отношениях между родителями и детьми и способствует общему росту социальной терпимости и культуры.
Сексуальная нетерпимость и сопутствующая ей агрессивность не только отражает общий дух социальной нетерпимости, но и является одной из ее причин. Не случайно среди противников сексуального просвещения преобладают люди а) страдающие от собственной психосексуальной скованности, б) менее образованные и в) политически консервативные. Противники сексуального просвещения, как правило, выступают не только против него, но и против женского равноправия, признания гражданских прав сексуальных и этнических меньшинств, за запрещение абортов, сохранение смертной казни, телесных наказаний и т.д. Отношение к сексуальному просвещению, как ни важно оно само по себе, - только лакмусовая бумажка или, если угодно, верхушка огромного социально-политического айсберга, подводная часть которого значительно больше и опаснее видимой.
По причинам, изложенным во введении к этому отчету, мне не удалось проанализировать, как конкретно поставлено сексуальное просвещение в различных странах и как при этом взаимодействуют школа, семья, медицинские учреждения, государственные и общинные институты и средства массовой информации. Картина эта сложная и в высшей степени пестрая. Однако специалистам ясно, что ни один отдельно взятый социальный институт, без координации, причем не административно-бюрократической, а творческой, своих усилий с деятельностью всех других институтов, со своими задачами не справится.
Особенно большое значение придается в этом плане Интернету, в котором современные подростки проводят все больше времени. Интересен в этом плане опыт работы Германского федерального центра медицинского просвещения, Bundeszentrale fuer gesundheit Aufklaerung (DzgA), который находится в Кельне и отвечает за сексуальное просвещение всего населения Германии. Я уже цитировал его отчет о сексуальном поведении 14- 17-летних школьников, основанный на опросе 2500 юношей и девушек из обеих частей Германии и такого же числа интервью с их родителями. Этот национальный опрос - уже четвертый (предыдущие проводись в 1980, 1994 и 1996 годах).
Однако это не главная работа Центра. Он издает и бесплатно, по первой же просьбе, рассылает всем желающим прекрасно изданные научно-популярные книги и методические пособия, с учетом этнокультурных различий разных групп населения (например, турок, чья традиционная культура отличается от немецкой). Абсолютно все его издания и материалы представлены в Интернете, причем не только на немецком, но и на английском языке. Существует особая консультативная служба для подростков. На сайте http://www.loveline.de размещен отличный сексологический словарь для подростков. А эта служба в Германии - не единственная. Немецкий подросток, у которого возникли какие-то сексуальные тревоги, может совершенно бесплатно и анонимно, не "засвечиваясь", получить по Интернету грамотный ответ на любые свои вопросы, а в случае необходимости - продолжить разговор лично со специалистом.
А ведь Германия далеко не так либеральна, как Голландия, где сексуальное просвещение начинается уже в начальных классах, и где социальная статистика по "опасному" сексу - самая лучшая в Европе. Большой положительный опыт сексуального просвещения молодежи и подростков имеет соседняя Финляндия, причем финские специалисты охотно делятся своим опытом с российскими коллегами (Косунен и Римпела, 1997).
Кроме национальных организаций, сексуальным просвещением занимаются и многочисленные международные организации. Совершенно случайно я нашел в Интернете сайт http://www.europeer.lu.se/ , где представлена международная ассоциация AIDS peer education, с центром в Швеции, в которой участвуют 14 стран, и которая активно вовлекает самих подростков в профилактику страшной эпидемии. Хорошо представлен в Интернете американский SIECUS. Было бы желание и деньги на оплату Интернета, а международный опыт сегодня всем доступен.
Разумеется, я не хочу сказать, что во всех европейских странах сексуальное просвещение поставлено хорошо. Помимо содержательных и методических трудностей, оно находится под постоянным прессом со стороны консервативных сил, прежде всего - католической церкви. Сегодня уже почти никто не требует отменить и запретить сексуальное просвещение, но его хотят сделать менее откровенным и подчинить, насколько это возможно, религиозным ценностям. Это не всегда делается грубо и прямолинейно.
Католическая церковь стала заниматься сексуальным воспитанием и образованием своей паствы задолго до того, как это пришло в голову государственным учреждениям. Я помню свое удивление, когда в 1970-х годах увидел в римских церквях и польских костелах объявления и программы учебных курсов на эти темы. В СССР это было тогда абсолютно невозможно, КПСС была святее папы Римского. Другое дело - качество церковного сексуального образования. Учитывая отрицательное отношение церкви к контрацепции, оно просто не может быть удовлетворительным.
Однако в целом можно сказать, что западно-европейские страны и их правительства (которые нередко консервативнее своих народов), столкнувшись с последствиями сексуальной революции, воленс-ноленс, были вынуждены их осмыслить, принять объективные тенденции общественного развития и выработать соответствующую конструктивную социальную политику.
Список литературы
И.Кон. Источники и характер сексуальной информации.