Новые информационные технологии в изучении истории психологии
Новые информационные технологии в изучении истории психологии.
Одной из тенденций развития современной цивилизации является ее движение в направлении формирования постиндустриального информационного общества. Это движение характеризуется несколькими взаимосвязанными процессами: глобализацией общества, технологизацией социального пространства, информатизацией всех сфер общественной практики. Основой этих процессов является понимание информации как стратегически важного ресурса общества.
Психология в целом и история психологии, как фундаментальная отрасль этой науки, не могут остаться в стороне от этих процессов. В этой связи встает проблема использования новых информационных технологий в культуре историко-психологического исследования. Учитывая функции перспективных информационных компьютерных технологий (см. работы К.К. Колина), можно наметить наиболее перспективные и актуальные их направления и формы реализации в истории психологии.
Во-первых, в рамках получения и накопления новых знаний возможно перераспределение усилий и временных ресурсов исследователей с поиска и уточнения фактологической основы историко-психологического исследования (что безусловно останется необходимым компонентом в работе любого историка науки) - на собственно содержательную, аналитико-синтетическую и творческую работу за счет суммации интеллектуальных усилий отдельных исследователей по формированию общедоступных баз данных в едином информационном пространстве. Это важно еще и потому, что сообщество историков психологии в России немногочисленно.
Во-вторых, с точки зрения обеспечения информационного взаимодействия между историками психологии, - повышается оперативность и интенсивность научной коммуникации, что будет содействовать росту продуктивности историко-психологических разработок, их внедрению в теорию и практику психологии.
В-третьих, в контексте повышения историко-психологической грамотности специалистов-психологов, информационно-компьютерные технологии дополнят накопительно-знаниевую форму построения курсов истории психологии в вузах - личностно-ориентированным и креативно-проблемологическим подходом.
В наиболее полном виде эти возможности информационных технологий реализуются в системе Всемирной паутины - Интернета. С этой точки зрения перспективным представляется развитие специализированного сайта по истории отечественной психологии (http://people.mtu.ru/Psychology), созданного в ноябре 2001 г. совместными усилиями историков психологии Московской гуманитарно-социальной академии, Института психологии РАН и факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.
Список литературы
Ю.Н. Олейник. Новые информационные технологии в изучении истории психологии.