Связь болезней и психического состояния человека. Реальность?
СВЯЗЬ БОЛЕЗНЕЙ И ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА. РЕАЛЬНОСТЬ?
Часть 1.
"…Мне пришлось ограничить знания,
чтобы освободить место вере".
И. Кант
Задумывались ли Вы о существовании связи между болезнями и вашим психическим состоянием? В данной статье мы предпримем попытку приоткрыть завесу над этим вопросом.
Более двух тысяч лет назад великий Сократ произнес: "Нет телесной болезни отдельной от души". Несмотря на это, многие психологи и большинство медиков до сих пор не рассматривают эту связь всерьез. Тем не менее, и у нас в стране и за рубежом появляется все больше работ на эту тему.
Теоретические и практические исследования достоверно подтверждают тот факт, что базовые эмоции, такие как гнев, печаль, страх, радость, оказывают влияние на состояние здоровья человека, и имеют непосредственную связь с теми или иными физическими заболеваниями.
Менее изучен и представлен в литературе вопрос о влиянии когнитивной сферы деятельности на возникновение физических болезней тела. Тем не менее не вызывает никаких сомнений тот факт, что наша мысль обладает определенной энергией, так как любая живая клетка излучает радиоволны, которые можно уловить приборами, и, следовательно, клетки головного мозга не являются исключением из общего правила.
Мысль может нести здоровье или болезнь не только тому, на кого она направлена, но и тому, кто ее создал.
Но как общение людей друг с другом в повседневной жизни может сказываться на здоровье?
Общение - это выражение эмоций и мыслей, это поступки и действия. Чем определяются поступки и действия людей? Очевидно, теми чертами характера, которые присущи данным людям.
Очевидна ли связь между характером человека и его физическим состоянием? Этот вопрос имеет положительный ответ и является актуальным для работы психолога. Часто случается так, что человек начинает задумываться о своей жизни только при появлении того или иного недомогания. Обращение к врачу или не приносит результата вообще, или имеет результатом лишь временное улучшение, после чего болезнь принимает хроническую форму.
Теоретическая и практическая значимость выявления связи между характером человека и его соматическими заболеваниями является актуальной, поскольку решение этого вопроса позволит широкому кругу людей, используя полученную информацию, становиться более целостными и гармоничными личностями.
Что такое здоровье и здоровый человек?
Всемирная организация здоровья дает следующее определение: "Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней". На Руси говорили проще: "В здравом теле здравый дух". Значит, здоровый дух человека означает и здоровое тело человека. Согласно гуманистическому направлению в психологии, человек - это целостная система, и изучая болезнь человека, нельзя увлекаться только этой болезнью. Получаем, что лечить необходимо человека, начиная с изучения его поведенческого и характерологического уровня.
Большинство психиатров, многие психологи и биологи готовы допустить сегодня, что практически все болезни, а может именно все болезни без исключения, могут быть названы психосоматическими… Это значит, что если прослеживать развитие "физического" заболевания достаточно далеко и достаточно глубоко, то неизбежно найдутся внутрипсихические, внутриличностные и социальные переменные, которые также внесли в клад в его детерминацию.
Даже классическому биологу или врачу, стремящемуся унять человеческую боль и страдания, преодолеть болезнь, вполне можно посоветовать больше, чем ранее следовать целостному подходу, учитывая психологические и социальные детерминанты изучаемых ими заболеваний. Например, уже сегодня есть достаточно данных, говорящих о том, что широкое наступление на рак, дабы быть успешным, должно учитывать и так называемые психосоматические факторы.
Отсутствие удовлетворения базовых потребностей в безопасности и защите, в принадлежности, в любви, уважении, самоуважении, идентичности, а также потребности в самореализации ведет к нездоровью и дефицитарным болезням.
В каждом человеке существует тенденция роста потребностей. "Счастье - это осознание роста". Слово "осознание" является ключевым для ответа на поставленный вопрос. Уровень осознания себя и своих желаний - это главное. Человек не может сделать хороший жизненный выбор, пока он не начинает прислушиваться к самому себе, к собственному Я в каждый момент своей жизни, чтобы спокойно сказать: "нет, мне это не нравится. Научиться высвобождать подавленное, познать собственное Я, прислушиваться к "голосу импульса", раскрывать свою величественную природу, достигать понимания, проникновения, постигать истину - вот что требуется.
Люди, которых мы называем "больными" - это люди, которые не являются тем, кто они есть на самом деле - это люди, которые построили себе всевозможные невротические защиты против того, чтобы быть человеком… Помочь пациенту достичь такого подлинного научения - пути или способы, посредством которых мы можем помочь человеку стать тем, кем он способен стать - это главная цель консультирования.
Но часто люди начинают задумывать о своей жизни только тогда, когда появляется болезнь или проблемы на работе, в семье.
Следовательно, болезнь - видимый признак отсутствия целостности личности. Пока личность не достигнет целостности, ей нужна болезнь как предупреждение. До того как мы заболеем телесно, мы, стало быть, уже больны в гораздо более глубоком смысле, а то, что мы называем болезнью, - на самом деле не настоящая болезнь, а в глубинном смысле этого слова информация организма о том, что что-то неладно. Послание о нарушении гармонии "обрело форму" и стало информативным. Но что мы делаем? Пытаемся устранить эту информацию, забывая о настоящей болезни. Духовно зрелый человек узнает истину под покровом видимости, считая болезнь действием, имеющим соответствующие причины. Он знает, что бессмысленно устранять только действие, то есть симптом, тогда как он исчезнет сам собой, если познана и устранена причина. Он знает, что его сознание владеет глубочайшим пониманием его тела и целенаправленно требует совета у своей интуиции. Любые проблемы в основе своей имеют недопонимание человеком своих поступков, мыслей, целей, неудовлетворение одного из уровней потребностей.
Вплоть до 18 и начала 19 века такие психологические факторы, как потеря удачи, смерть любимого человека или разочарование в любви вполне естественно признавались терапевтами как играющие важную роль в порождении заболевания. Но к концу 19 века растущие знания в области патологии и введение новых методов в микроскопии привели к предположению, что все заболевания носят органический характер. Лишь в сравнительно недавнем прошлом мы пришли к осознанию того, что органические заболевания, равно как и умственные, могут иметь психологическое происхождение. Именно симпатическая часть автономной нервной системы готовит организм к экстремальной ситуации или, в биологических терминах, к борьбе или бегству. А когда симпатические нервы стимулированы, происходят определенные телесные изменения: сердце бьется быстрее, зрачки расширяются, желудочная активность (процесс мирного времени) подавляется, из печени высвобождается сахар, выделяются из надпочечных желез гормоны адреналина, появляется бледность кожи.
Внешне наблюдаемые признаки таких экстремальных реакций в страхе и злости.
С другой стороны, когда организм отдыхает, происходят обратные изменения вследствие парасимпатической стимуляции: сердце бьется медленно, желудок переваривает свое содержимое, кожа приобретает румянец, зрачки сужаются, а в печени откладывается сахар. Симпатические стимуляции необходимы, когда индивид сталкивается с реальной опасностью или нуждается в повышенной активности. Но, когда он разозлен или напуган вчерашними или возможными завтрашними событиями, тогда то, что должно было бы быть экстремальной реакцией, становится реакцией затянувшейся и хронической. Например, оправданное временное повышение кровяного давления в экстремальной ситуации может стать патологическим и постоянно повышенным кровяным давлением затянувшегося негодования или фрустрации.
Человек, чья симпатическая система подверглась стимуляции, входит в экстремальное состояние (будь то борьба, бегство, вербальное выражение своей враждебности или более конструктивное поведение). Но характерной чертой невротика является склонность подавлять или сдерживать эти эмоции, вместо высвобождения экстремальной реакции в соответствующем поведении, таким образом, никогда не завершая их, он погружается в постоянное состояние готовности перед лицом угрозы, которая может быть чисто субъективной и никогда не приведет его к каким-либо действиям. В результате описанные выше физиологические изменения могут превратиться из временных экстремальных реакций в постоянные и закрепленные. Такова физиологическая основа психических расстройств.
Часть 2.
Существуют два крайних типа индивидов: те, кто перед лицом опасности склонны отвечать действием (то есть симпатической реакцией), и те, кто в сходных условиях отвечают тем, что описывается как "вегетативное отступление" (то есть парасимпатическая стимуляция). В первом случае невротик подавляет свои агрессивные импульсы и, следовательно, может развить такие психосоматические заболевания, как повышенное кровяное давление, диабет, ревматоидный артрит. Хронически повышенное мышечное напряжение, вызванное длительными агрессивными импульсами, оказывается патогенным фактором при артрите. Воздействие этого типа эмоции на эндокринные функции можно наблюдать при токсикозе щитовидной железы.
Во втором состоянии, связанном с парасимпатической стимуляцией, индивид перед лицом опасности уклоняется от действия и переходит в зависимое состояние, при котором его органы возвращаются к положению мирного времени, тогда как им следовало бы мобилизироваться. Такие люди, вместо того чтобы открыто встретить опасность, склонны обращаться за помощью, как беззащитные дети. Затянувшаяся повышенная парасимпатическая стимуляция приводит к таким расстройствам, как дисперсия (расстройство пищеварения), язва двенадцатиперстной кишки, хронический колит и т.п. Например, желудок продолжает переваривать пищу, когда никакой пищи в нем нет до тех пор, пока не переварит свою собственную стенку, образуя язву.
Таким образом, многие болезни не являются, как обычно думают, "постигшими" невинного человека несчастьями, поскольку в действительности он порождает их сам. …Они выражают черты его личности точно так же, как невротические симптомы. Следовательно, мы не можем плодотворно обсуждать болезнь, не учитывая того, к какому типу относится больной.
Исследователи из чикагского Института психоанализа определили и описали конфликтные модели, характерные для определенных болезней, проявляющиеся у разных типов личностей.
"При нарушениях кишечного тракта - типичные конфликты концентрируются вокруг эмоциональных трудностей (безнадежные усилия) относительно достижения чего-либо… Эти больные выказывают (как и пациенты с желудочными нарушениями) подсознательные тенденции к зависимости.
В случае ревматоидных артритов заметно эмоциональное влияние на мускульное выражение чувств, которое при этом исключительно сильно контролируется.
При астме - конфликт концентрируется вокруг общения с ключевыми фигурами жизни, например, нарушена первоначальная связь мать - дитя.
В случае хронического повышенного давления самый заметный психологический признак - это подавление свободного выражения неприязни, ощущаемой по отношению к другим людям, из-за желания быть любимой. Пациенты с нейродермитом имели ярко выраженное стремление к физическому контакту, подавленное сдержанностью родителей".
С углублением наших знаний мы понимаем, что эмоциональные факторы имеют влияние практически на любую болезнь, их воздействие ощущается даже в таком известном органическом заболевании, как туберкулез. Каждый пациент - это личность, его эмоциональные напряжения влияет на все процессы его организма.
Знание о взаимодействии между эмоциональными факторами и основными органическими функциями организма, еще в зачаточном состоянии, но его потенциальная ценность огромна, поскольку эмоциональные факторы задействованы в любом заболевании.
Пока мы подтвердили влияние эмоций человека на его организм, но психологическая сфера - это еще и мысли человека, и его мотивы поведения. Есть мотив, который мы можем назвать центральным, основным - стремление к росту нашего духовного состояния, или, по идее Маслоу, стремление к самоактуализации. Не каждый человек осознает этот мотив, он может и пугать его своей объемность, требовательностью, и тогда человек придумывает для себя много мотивировок, заслоняющих главную цель и счастье. Более того, избегание главного мотива жизни может привести также к различным соматическим заболеваниям. Для примера можно использовать труды Эрика Эриксона. "Формирование целостности личности продолжается на протяжении всей жизни человека и проходит ряд стадий. Для каждой стадии жизненного цикла характерна специфическая задача, которая выдвигается обществом. Однако решение задачи зависит как уже от достигнутого уровня психологического развития индивида, так и от общей духовной атмосферы общества".
Всего по Эриксону существует восемь стадий развития. Седьмая стадия - это стадия зрелости. "Производительность и порождение… реализуются в заботе о воспитании нового поколения, в продуктивной трудовой деятельности и творчестве. Напротив, в том случае, если складывается неблагоприятная ситуация развития, проявляется чрезмерная сосредоточенность на себе, которая приводит к косности и застою, к личностному опустошению. Такие люди рассматривают себя как свое собственное и единственное дитя. Наступает физическая и психологическая инвалидизация личности. Она подготовлена всеми предшествующими стадиями. Стремление к заботе о других, творческий потенциал, желание творить вещи, в которые вложена частица неповторимой индивидуальности, помогает преодолеть возможное формирование самопоглощенности и личностное оскудевание". Э. Эриксон был последователем З. Фрейда, но повторил основные мотивы развития личности, которые приводит А. Маслоу. Более того, появляется причина инвалидности: человек ушел от основного пути развития на данном этапе своей жизни.
Ну, а что же мысли человека, как они могут влиять на физические болезни? Наукой сейчас доказано, что мысль человека, которая представляет собой электрические импульсы, является источником энергии. Мысль может излучать энергию и принимать энергию, как работающий радиоприемник. И от того, на какую "волну" настроил себя человек, будет зависеть, какая энергия к нему придет. Эта энергия может нести положительный заряд для человека, улучшая его физическое и психологическое состояние, и отрицательный заряд, который разрушает его и физически, и как личность. Работ на эту тему еще очень мало, можно привести фамилии В. Райха, А. Лоуэна, С. Графа и советских ученых А. Гурвич (20-е годы), В. Казначеев (1967), В. Инюшин Алма-Атинском государственном университете, С. Н. Лазарев и другие. Человек является более сложным существом, чем мы можем видеть на уровне физического тела.
Тело является энергетической системой, оно энергетически полностью взаимодействует с окружающей средой. Кроме энергии, получаемой при сгорании пищи, человек повышает свой энергетический тонус или аккумулирует энергию при контакте с позитивными силами. Солнечный ясный день, красивый пейзаж, счастливый человек обладают стимулирующим эффектом. Сильнее заряженный человек более устойчив к негативным влияниям. Мы можем, однако, принять основное предположение, что энергия участвует во всех во всех жизненных процессах - это движение, ощущение, мышление, и что эти процессы остановятся, если снабжение организма энергией будет серьезно прервано. Чем энергетичнее ваше тело, тем значимее вы в этом мире. Когда ваше тело теряет часть своей живости, например, когда вы истощены, вы стремитесь удалиться. Болезнь имеет тот же эффект, вызывая состояние отдаления. Вы даже можете ощущать мир, как будто на расстоянии, или смотреть на него, как сквозь туман. С другой стороны, существуют дни, когда вы жизнерадостны, и мир вокруг кажется ближе, жизнерадостнее, реальнее.
В настоящее время в Российском Университете Дружбы Народов на кафедре валеологии медицинского факультета работает профессор Раиса Татаринцева (с 1997 года это кафедра Клинической физиологии и нелекарственных методов терапии). Комплексное лечение, применяемое на кафедре, основано на христианско-антропологической концепции о человеке, рассматривающей его структуру в единстве духовного, душевного (психического) и телесного компонентов.
"Сразу должна сказать, что сведения, которые я вам сообщу, тщательно проверялись многими специалистами, вооруженными современной медицинской техникой. С ее помощью они подробно изучали расстройства и болезни каждого пациента, а потом сравнивали эту картину с его рассказами о своих переживаниях. И было четко установлено, какие мысли и чувства провоцируют то или иное заболевание. Рефлексотерапевтам известно, что нервные стрессы вызывают перекосы и зажимы энергетических каналов (меридианов), которые идут по внутренним органам. В результате один начинает получать слишком много энергии, а другой слишком мало. Подробная разбалансировка вызывает разнообразные расстройства. Внутренние органы начинают деформироваться и смещаться. Они натягивают окружающие их мышцы и связки, которые крепятся к позвоночнику. Эти непропорциональные напряжения искривляют его. В результате позвоночник зажимает нервы, которые идут от него к органам. Мозгу становится трудно их контролировать, что приводит к еще большей энергетической разбалансировке. Тогда начинаются хронические болезни… Но этот порочный круг можно разорвать, гармонизировав свои мысли и чувства. Чувством радости подпитывается, например, меридиан сердца и тонкой кишки. Сердцу нужна радость добрая, постоянная - теплота общения с людьми, с природой, с Богом. Когда окружающие называют человека сердечным, они констатируют нормальную работу сердца. Этот добряк всегда сгармонизирован, жизнерадостен, не раздражается и хорошо себя чувствует Болезни же вызываются стремлением получать как можно больше недоброй радости, которое свойственно прожигателям жизни. Противоположные проблемы возникают у людей, предающихся унынию. Оно предрасполагает к стенокардии, инфаркту, инсульту и другой сердечно-сосудистой патологии. Недаром уныние считается смертным грехом.
Избыток печали или нехватка этого чувства расстраивают работу легких. Острая печаль регулирует толстую кишку. Бурные наплывы этого чувства вызывают острые расстройства - вплоть до язвенного колита.
…Хроническая тревога вызывает болезни поджелудочной железы и селезенки. А острая тревога поражает желудок. В реальном времени медики видели как те или иные переживания отражались на показаниях меридианов. Например, входит человек, на которого мы злимся. И приборы показывают, что у нас начинается разбалансирование меридиана печени. А если мы этого человека боимся, реагирует меридиан мочевого пузыря. Когда гнев становится хроническим, у человека заболевает печень. А есть люди, у которых время от времени бывают острые вспышки гнева. Таких больных раньше называли желчевиками. Весь мыслительный процесс требует определенных волевых усилий. Их обеспечивает меридиан легких и толстой кишки. Но в конце мышления надо сделать вывод: за него отвечает канал мочевого пузыря и почек, который обычно называют меридианом мудрости.
Чтобы лечить больных на уровне мыслей и чувств, врач должен быть сам хорошо отрегулирован и гармонизирован".
Часть 3.
Характер человека является одним из свойств личности. К сожалению, теоретических и экспериментальных работ по изучению влияния характера человека на его болезни очень мало.
Если предположить, что характер дан человеку от рождения и навсегда, то, следовательно, болезнь, соответствующая определенной черте характера, так же на всю жизнь. В таком случае знание связи той или иной черты характера с болезнью ни к чему.
Иная точка зрения: характер - это прижизненное образование. В таком случае связь характера и болезни чрезвычайно актуальна.
Рассмотрим, как исторически изменялось понятие "характер". К вопросу характера подходили статически и рассматривали характер как устойчивую и постоянную величину, всегда равную самой себе, наличную и данную. Характер понимали как статус, а не как процесс, как состояние, а не как становление. В последнее время статический взгляд на характер нашел законченное и полное выражение в теории Э. Кречмера, который рассматривает характер в связи со строением тела, как психическую конструкцию наряду с соматической. И та и другая, то есть строение тела и характер, определяются, по его мнению, в конечном счете врожденной эндокринной системой. Но "сущность вещей" есть диалектика вещей, и она раскрывается в динамике, в процессе движения, изменения, становления и уничтожения, в изучении генеза и развития. Павлов дает биологию индивидов, биологию личности. Механизм условного рефлекса раскрывает динамику личности, показывает, что личность возникает на основе организма как сложная надстройка, создаваемая внешними условиями индивидуальной жизни. Логика развития характера та же, что и логика всякого развития. Все, что развивается, развивается по необходимости. И это не только социальная необходимость, но и внутренняя: стремление к самопознанию и самосовершенствованию. "Характер у человека может и не быть, так как характер - это достоинство, и характер строится в течение жизни самим человеком", - писал И. Кант. И это окончательный ответ на вопрос, зачем нам знание связи болезни и характера.
Говоря о характере и его связи с телом, необходимо вспомнить Райха, "пионера в области анализа характера, ибо именно он заметил, что реактивные черты характера представляют собой броню, используемую эго для того, чтобы защитить его как инстинктов, так и от противостоящего окружения. Все неврозы имеют свой корень в характере, то есть в осуществленных эго приспособлениях к инстинктам, а так же к окружающему миру. Его метод обращения внимания пациента на его характерные установки по отношению к окружающим доказал свою эффективность в работе со сложными проблемами характер.
Доказать связь характера с болезнями можно на примере теста Леонгарда "Акцентуации характера". Это тем более важно, что люди не всегда стремятся получить диагноз у врача, испытывая тем не менее длительное время недомогание, например, кашель. То, что мы называем болезнью на самом деле информация организма о том, что что-то неладно. Любой поступок человека связан с его характером, и если поступки нарушают целостность самого человека, то организм сигнализирует об этом болезнью.
Подробно каждая черта характеризуется в работе К. Леонгарда "Акцентуированные личности".
активность пациента в желании разобраться и победить свою болезнь. Без осознания причин болезни, ее можно перевести только в другой орган с помощью медикаментозных средств или частично заглушить. "Не каждую мысль, посетившую его сознание, человек в равной степени признает своей, а только такую, которую он не принял в готовом виде, а освоил, продумал, то есть такую, которая явилась результатом какой-то собственной его деятельности. Способность, вырабатывающаяся в ходе жизни у некоторых людей осмыслить жизнь в большом плане и распознать то, что в ней подлинно значимо, умение не только разыскать средства для случайно всплывших задач, но и определить самые задачи и цель жизни так, чтобы по-настоящему знать, куда в жизни идти и зачем, - это нечто бесконечно превосходящее всякую ученость, хотя бы и располагающую большим запалом специальных знаний, это драгоценное и редкое свойство - мудрость" (Рубинштейн С.Л.). Мудрость, которой в идеале должен обладать каждый человек, это не только знания. Это знания плюс нечто (интуитивное), что пока только мы начинаем познавать. Обладая мудростью, каждый человек сможет увидеть и понять причинно-следственную связь физической болезни и психического состояния.
Итак, такие болезни как АРТРИТ, РАДИКУЛИТ, встречаются у людей с акцентуированными чертами:
демонстративность
эмотивность
невыраженность неуравновешенности (умение контролировать свои действия)
Болезни ЖЕЛУДКА встречаются у людей, имеющих:
высокую эмотивность
выраженную тревожно боязливость
неуравновешенность (возбудимость)
часто дистимность
Болезни КИШЕЧНИКА встречаются у людей с акцентуированными чертами:
эмотивность
невыраженность педантичности (отсутствие внимания (любви) к себе)
невыраженность застревания (неуверенность в поступках)
Такие болезни, как КАШЕЛЬ, БРОНХИ, ЛЕГКИЕ встречаются у людей с акцентуированными чертами:
эмотивность
невыраженность неуравновешенности (умение владеть собой)
отсутствие тревожности (отсутствие печали)
Проблемы со ЗРЕНИЕМ встречаются у людей с явно выраженными чертами:
экзальтированность
эмотивность
невыраженность педантичности (отсутствие усиленного внимания к себе, отсутствие аккуратности в делах)
невыраженность застревания (неуверенность в себе)
ПОВЫШЕННОЕ ДАВЛЕНИЕ встречается у людей с акцентуированными чертами:
эмотивность
невыраженность неуравновешенности (умение контролировать свои эмоции)
демонстративность
экзальтированность
невыраженность дистимности (наличие детской беспечности)
Такая болезнь как МИГРЕНЬ встречается у людей с акцентуированными чертами:
эмотивность
экзальтированность
невыраженность неуравновешенности (эмоциональный контроль)
невыраженность застревания (неуверенность в себе)
Список литературы
Жучкова С., психолог. Связь болезней и психического состояния человека. Реальность?