Темперамент. Психофизиологические особенности человека

ТЕМПЕРАМЕНТ. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА.

Часть 1. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ПСИХИКИ

ПСИХИЧЕСКИЕ

ПРОЦЕССЫ

ПСИХИЧЕСКИЕ

СОСТОЯНИЯ

СВОЙСТВА

ЛИЧНОСТИ

 Познавательные

 Ощущения

 Восприятие

 Память

 Мышление

 Воображение

 Речь

 Внимание

 Эмоционально- волевые

 Чувства

 Воля

 Творческий подъем

 Апатия

 Угнетенность

 Утомление

 Тревога

 Стресс

 Темперамент

 Характер

 Способности

 Направленность

Темперамент - закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности.

Основные проблемы в изучении темперамента связаны с раскрытием его биологических основ, с установлением его генетической природы.

Слово "темперамент" в переводе с латинского "temperamentum" означает "надлежащее соотношение частей".

Проявления темперамента.

О темпераменте можно судить по внешним проявлениям:

    по эмоциональной возбудимости (проявлению радости, гнева), по силе эмоций (поверхностные или глубокие чувства),

    по проявлению тревожности,

    по способности концентрации внимания,

    по непроизвольным движениям,

    по пластичности (быстрая приспособляемость к новому) / ригидности (поступать по привычным образцам поведения),

    по резистентности (сопротивляемости) в поведении: легко сливаются с ситуацией (К.Левин "полевое поведение") или нет (не позволяют собой манипулировать), что является показателем жизненной силы,

    по темпу речи,

    по эмоциональному предпочтению (например, стремление к смене обстановки или предпочтение неизменной среда, покою).

Три подхода к определению темперамента.

Существует несколько подходов к определению темперамента: гуморальный (связь темперамента с обменом веществ), соматический или конституциональный (связь темперамента со строением тела), по типу нервной системы.

Гуморальная концепция темперамента была предложена в Древней Греции врачами Гиппократом и Галеном в V-IV в.в. до н.э. В ее основе - преобладание той или иной жидкости в теле (в зависимости от работы желез внутренней секреции): кровь (сангва) - сангвиник (живой, энергичный), слизь (флегма) - флегматик (хладнокровный, медлительный), желчь светлая (холе) - холерик (вспыльчивый, импульсивный), желчь темная (мелан) - меланхолик (сензитивный, сентиментальный). Классическим примером различных типов темперамента являются герои Александра Дюма "Три мушкетера": Атос (сангвиник), Партос (флегматик), Арамис (флегматик), Д'Артаньян (холерик).

В истории наук известны типологии людей в зависимости от очертания лица (физиогномика), от строения черепа (френология Галля) и от формы кисти рук и складок кожи.

Немецкий психиатр Э.Кречмер считал, что по строению тела человека можно судить о его реакции на раздражители. Он предложил соматическую концепцию темперамента. Исходя из этой концепции выделяются три типа конституции и соответственно три типа темперамента:

    тип конституции - циклотимический темперамент: полный, невысокого роста с короткой шеей, легко контактирует с окружающими, дружелюбен, принимает быстрые решения под влиянием минуты, не склонен к самоанализу, поэтому может пострадать самоконтроль;

    атлетический тип конституции - иксотимический темперамент: высокого или среднего роста, широкие плечи, хорошо развитая грудная мускулатура, отличается спокойствием, сдержанными жестами, но может неожиданно "взрываться", реалистичен во взглядах, трудно приспосабливается к новому;

    астенический тип конституции (лептосоматический) - шизотимический темперамент: худощавый, высокого роста, тонкая кожа, узкие плечи, тонкие руки, удлиненная грудная клетка со слаборазвитой мускулатурой, замкнутый, мало податливый к изменению взглядов, трудно приспосабливается к новому.

Справка. Э.Кречмер обратил внимание на четыре группы психических качеств, связанных, по его мнению, с темпераментом: психастезия - чрезмерная чувствительность/нечувствительность по отношению к психическим раздражениям, фон настроения - оттенок удовольствия/неудовольствия в психических переживаниях (веселый - печальный), психический темп - ускорение или задержка психических процессов или их специального ритма, психомоторная сфера (общий двигательный темп) - подвижность/заторможенность, специальный характер движений (быстрый, мягкий, закругленный и т.п.).

У. Шелдон также считал, что от внешнего вида зависит психологический облик, а внешний вид определяется преобладанием развития в организме одной из трех тканей зародышевой клетки: эндодермы (из нее развиваются внутренние органы, органы пищеварения), мезодермы (из нее развиваются скелет и мускулатура), эктодермы (из нее развиваются нервная система, эпителиальные ткани, волосы, ногти).

    Эндоморфный тип телосложения - висцеротоник: имеет большой живот, маленькие конечности, он добродушный и покладистый, дружелюбный и приветливый, легко выражает чувства, у него проявляется тяга к людям в тяжелую минуту, мягкость при опьянении;

    мезоморфный тип телосложения - соматотоник: имеет могучее телосложение, "грудь колесом", уверен в осанке и движениях, любовь к приключениям, скрытность в чувствах и эмоциях, тяга к действиям в тяжелую минуту, часто неспокоен и агрессивен при опьянении;

    эктоморфный тип телосложения - церебротоник: худой, высокий, осанка скована, социально заторможенный, интроверт, необщительный, скрытный, тяга к одиночеству в тяжелую минуту, устойчивость к действию алкоголя, чувствительный, творческий.

Справка. Ян Стреляу приводит несколько основных критических замечаний к конституциональным типологиям: игнорируется роль социальных условий в формировании психических свойств человека, отождествляются личностные черты с признаками темперамента, обусловленными конституцией, неправомерно переносятся закономерности, установленные для группы больных людей, на всю популяцию.

И.П. Павлов в основу деления на типы положил врожденные свойства нервных процессов возбуждения и торможения. Он выделил такие свойства нервной системы (НС), как: сила возбудительных и тормозных процессов, которая определяет работоспособность нервной клетки (чувствительность), уравновешенность/ неуравновешенность процессов возбуждения и торможения, подвижность - скорость смены процессов возбуждения торможением и наоборот (время реакции).

Четыре типа генетически детерминированной нервной системы (НС) являются физиологической основой темперамента.

Тип НС

Характеристики нервных процессов

Характеристики реакции

Тип темперамента

Сила

Уравнове-шенность

Подвиж-ность

Интенсивность

Скорость

 Безудержный

+

-

+

 Чрезмерная

+

 Холерик

 Живой

+

+

+

 Умеренная

+

 Сангвиник

 Инертный

+

+

-

 Сильная

-

 Флегматик

 Слабый

-

-

+ -

 Слабая

-

 Меланхолик

 Экстраверт

 Сильная НС

 Быстрая реакция

 Возбуждение

 Интроверт

 Слабая НС

 Медленная реакция

 Торможение

В результате своих исследований И.П.Павлов делает следующие выводы:

    Существует множество типов НС.

    Тип высшей нервной деятельности (ВНД) генетически детерминирован, но может меняться под влиянием среды (например, изоляция приводит к трусости, а жесткая изоляция к агрессии). ВНД - условно-рефлекторная деятельность высших отделов НС.

    Существуют врожденные программы поведения.

Справка. В 1917 году Н.И. Красногорский, исследуя тормозные реакции у детей, выделил два типа нервной системы - нормальный и инертный. Далее, на основе результатов исследования безусловных и условных рефлексов, и с учетом вербальных реакций и общего рисунка поведения, были выделены 4 типа ВНД (1958).

    Сильный тип ВНД: возбудимый, уравновешенный, подвижный - сангвиник.

    Сильный тип ВНД: возбудимый, уравновешенный, инертный - флегматик.

    Сильный тип ВНД: возбудимый, неуравновешенный, подвижный (с преобладанием возбуждения в подкорковых центрах) - холерик.

    Слабый тип ВНД: пониженный уровень возбуждения как коры, так и подкорковых центров, неуравновешенность процессов возбуждения и торможения - меланхолик.

Типы ВНД могут меняться под влиянием "питания, научения, событий в социальном окружении, воспитания". Значение работы Н.И.Красногорского заключается в проведении четкой границы между свойствами нервной системы на уровнях коры и подкорковых центров.

Методы определения свойств нервных процессов.

    Методика сверхсильного раздражителя - определение интенсивности условного сигнала при запредельном торможении. Запредельное торможение проявляется как минимальная реакция на действие сверхсильных раздражителей или на действие слабых раздражителей, но длительно действующих. Применяется фармакологический метод с использованием препаратов кофеина или брома. Чем больше доза кофеина, при которой возникает ухудшение рефлекторной деятельности, тем сильнее процесс возбуждения, тем сильнее НС.

    По скорости выработки условного рефлекса (УР). Чем быстрее вырабатывается УР с положительным подкреплением, тем больше сила возбудительных процессов. Чем быстрее выработка УР с отрицательным подкреплением, тем больше сила тормозного процесса.

    По скорости выработки дифференцировки (умение различать похожие раздражители путем положительного подкрепления одних и отрицательного подкрепления других). Чем быстрее вырабатывается дифференцировка, тем больше сила тормозных процессов;

    По скорости угасания УР после отмены подкрепления. Чем быстрее угасание, тем сильнее тормозные процессы.

    По сопротивляемости НС к тормозному действию побочных раздражителей определяют силу НС. Известно, что зрительная и слуховая чувствительность при действии посторонних раздражителей понижается у лиц со слабой НС, а при сильной НС остается неизменной или даже повышается.

    По зрительным и слуховым абсолютным порогам можно определить силу НС. Различают: абсолютный порог - значение показателя раздражителя, при котором начинается ощущение; субсенсорный диапазон - раздражитель воспринимается, но не осознается (25-й кадр). Высокий порог свидетельствует о низкой чувствительности, низкий порог свидетельствует о высокой чувствительности. Чем слабее НС, тем ниже абсолютный порог, тем выше чувствительность. Существуют обратные отношения между силой возбуждения и абсолютной сенсорной чувствительностью: чем выше чувствительность, тем меньше сила возбуждения.

Часть 2. Типология И.П. Павлова

И.П.Павлов разработал типологию людей по соотношению функций коры и подкорки: мыслительный, художественный, смешанный.

Мыслительный тип (1) (функционально преобладает кора, которая отвечает за вторую сигнальную систему - речь) - отвлечен от бытовых условий, оперирует с символами, имеет развитое абстрактное и логическое мышление, умеет прогнозировать.

Художественный тип (2) (функционально преобладает подкорка, которая отвечает за эмоции, чувственное восприятие) - образный тип мышления, чувства для них главное, низкий порог восприятия, чувственное мировосприятие.

Смешанный тип (3) - функции коры и подкорки уравновешены, черты смешанные.

Ученики Павлова добавили в типологию гениальный тип (4) - в нем все функционирует гениально: и кора, и подкорка.

Исследования нервной системы

Исследование НС у детей показало, что до 1 года у них преобладают возбудительные процессы над тормозными из-за незрелости коры, то есть преобладает действие симпатической НС над парасимпатической НС, отсюда повышенная моторика. Созревание коры, установление таламо-кортикальных связей и ассоциативных межполушарных связей осуществляется к 7 годам. Исследования Иванова-Смоленского детей 8-11 лет позволили установить тип НС по нейро-вегатативным показателям: частоте дыхания, пульсу, артериальному давлению, реакции фагоцитоза (иммунного ответа на введение антигенов). Введение гамма-глобулина увеличивает количество фагоцитов в крови. По времени реакции (от введения гамма-глобулина до реакции фагоцитоза) дети были разделены на четыре группы: у сильных безудержных реакция наступала через 30 минут, у сильных уравновешенных через 4 часа, у сильных инертных через 12 часов, у слабых через 24 часа слабо выраженная реакция. Дальнейшие исследования Иванова-Смоленского позволили составить типологию по соотношению процессов торможения и возбуждения:

    подвижный тип - положительные (возбудительные) и тормозные временные связи образуются легко;

    инертный тип - как положительные, так и отрицательные связи образуются медленно;

    возбудимый тип - положительные связи образуются легко, а тормозные медленно;

    тормозный тип - положительные связи образуются медленно, а тормозные легко,

Функциональная асимметрия полушарий

Работы ученых по функциональной асимметрии мозга показали, что левое полушарие аналитическое, осуществляет ряд последовательных операций, что позволяет формировать последовательную, внутренне непротиворечивую картину мира, которую легко закрепить в словах. Левое полушарие отвечает за оперирование вербально-знаковой информацией (словами, числами) - чтение, счет. Чувствительный центр речи Вернике у правшей и большинства левшей находятся в левом полушарии. Правое полушарие - отвечает за пространственно-образное и интуитивное мышление, оперирование образами, ориентацию в пространстве, различение тона и тембра звука, мелодий, распознавание сложных объектов, продуцирование сновидений. Правое полушарие симультанное и синтетическое, позволяет схватывать одновременно всю информацию о внешнем мире.

Для примера приведем исследования асимметрии полушарий.

    Метод Вада. В левую сонную артерию вводят сильное снотворное (барбитурат), это "отключает" левое полушарие на 1-2 часа. Указание испытуемому: поднять правую руку. Если он выполняет указание, то центры речи находятся у него в правом полушарии.

    Опыты Р.Сперри с тахистоскопом: изображение предмета может быть спроецировано во внутреннее зрительное поле левого или правого глаза. Информация от внутреннего поля левого глаза поступает в правое зрительное поле и наоборот (хиазма - перекрест зрительных нервов). Указание: назовите предмет, который вы видите.

    Метод дихотомического прослушивания: воспроизводить пары цифр, слова, которые одновременно подаются в левое и правое ухо (информация разная в каждое ухо). Наблюдается "эффект правого уха" для правшей: из-за перекреста слуховых путей вся информация из правого уха сразу поступает в левое полушарие, где расположен центр речи Вернике.

Трудности приспособления возникают у левшей с центром речи в левом полушарии.

Исследования свойств темперамента в отечественных школах

Исследования, проведенные в школе Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына, показали, что прежде всего необходимо сосредоточиться на изучении отдельных свойств нервной системы: зная свойства нервной системы, их количество и устойчивые вариации, можно установить структурную организацию (тип) темперамента. Согласно Б.М. Теплову, темпераментом называются индивидуальные особенности человека, выражающиеся в эмоциональной возбудимости, большей или меньшей тенденции к сильному выражению чувств вовне, быстроте движений, общей подвижности человека.

В.Д. Небылицын предлагал выделять три ведущих компонента темперамента: первый характеризует общую психическую активность индивида (эффективность освоения и преобразования внешней действительности, самовыражение), второй - его моторику (двигательный и речедвигательный аппарат - их динамические качества быстрота, сила, резкость, ритм, амплитуда и др.), а третий - эмоциональность (особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений.

Они рассматривали такие свойства нервных процессов:

    лабильность (легкость образования процессов возбуждения и торможения, о которых можно судить по скорости выработки условных рефлексов);

    динамичность (скорость возникновения и прекращения нервных процессов, сила, ритм, амплитуда и др.).

Б.Г. Ананьев относил к темпераменту те индивидуальные особенности организма, которые определялись деятельностью двигательных органов, органов чувств и всего нервно-мозгового аппарата.

В настоящее время в России проводятся дальнейшие исследования темперамента.

В.С. Мерлин рассматривает темперамент как особый "психодинамический" уровень в структуре интегральной индивидуальности. Под темпераментом он понимает "энергетическую" характеристику психических свойств. В качестве основных психологических характеристик темперамента выступают: эмоциональная возбудимость и эмоциональная стабильность, возбудимость внимания, сила эмоций, тревожность, реактивность непроизвольных движений (импульсивность), активность волевой, целенаправленной деятельности, пластичность-ригидность, резистентность и субъективация.

В.М. Русалов развивает концепцию общих свойств нервной системы как основных детерминант индивидуально-психологических различий. В лаборатории института психологии РАН под его руководством были сформулированы следующие критерии темперамента:

    не зависит от содержания, мотива деятельности и цели поведения (стилевого аспекта поведения), и отражает их формальный аспект.

    Темперамент характеризует типичную для индивида меру энергетического напряжения при взаимодействии с внешним и внутренним миром (предметным миром, другими людьми, собой),и имеет эволюционное значение

    Темперамент универсален и проявляется во всех сферах жизнедеятельности.

    Темперамент проявляется уже в детстве (у эмбриона на 3 неделе внутриутробного развития) и наследуется чаще по материнской линии.

    Темперамент устойчив в течение длительного периода жизни (25% генетическая детерминанта и 75% родительское воспитание, среда общения).

    Темперамент высоко коррелирует с общими свойствами нервной системы и свойствами других биологических подсистем (гуморальной, телесной и др.).

Накопленный в лаборатории обширный фактический материал показал недостаток гуморальных, телесных и существующих нервных теорий темперамента, поскольку в качестве основания темперамента как целостного психологического образования берется не вся биологическая подсистема человека, а лишь та или иная ее составная часть, каждая из которых сама по себе не обладает необходимыми и достаточными для этого свойствами. Показано, что темперамент испытывает непосредственное влияние со стороны всей биологической организации человека в целом. Для анализа биологической системы человека В.М. Русалов выдвинул концепцию общих и частных конституций организма человека. Общая конституция рассматривается как совокупность всех частных конституций, т.е. всех физических и физиологических свойств индивида, закрепленных в его наследственном аппарате. В лаборатории используется функционально-системная концепция П.К. Анохина об интегративной деятельности мозга, которая рассматривается как новейший этап в развитии учения И.П. Павлова. Проанализировав сложную архитектуру функциональной системы, удалось выделить четыре функциональных блока: афферентный синтез, программирование, исполнение, сличение результатов реального действия с акцептором результатов действия. Таким образом, удалось раскрыть механизм функционирования важнейших параметров темперамента, понять единство целостных свойств темперамента:

    побуждения (афферентный синтез),

    действия (блоки программирования и исполнения),

    переживания (блок сличения как результат рассогласования реального результата с акцептором результата действия).

В процессе исследований было установлено, что в структуре психической активности существуют три относительно независимых компонента:

    эргичность (выносливость), которая соответствует афферентному синтезу и характеризует меру напряженности процесса взаимодействия человека-субъекта с предметной средой, с другими людьми и с собой,

    пластичность, соответствует блоку программирования, в которой отражается легкость (гибкость) процесса переключения с одних программ поведения на другие,

    скорость, соответствует блоку исполнения, характеризует уровень координации всех подсистем организма и отражает как быстро протекают психические процессы.

В структуре эмоциональности был выделен только один фундаментальный параметр - порог чувствительности к несовпадению реального результата действия с акцептором результата действия, в котором отражается основное свойство эмоциональности - впечатлительность, ранимость. Все остальные эмоциональные характеристики (радость, гнев, печаль, страх) являются производными сочетаниями различных уровней активности и высокого порога эмоциональной чувствительности. Гнев - высокой психической активности и низкого эмоционального порога, страх - низкой психической активности и низкого эмоционального порога и т.д.

Выделенные четыре свойства темперамента могут отличаться в зависимости от сферы проявления темперамента: психомоторной, интеллектуальной, коммуникативной. Максимальное число шкал темперамента - двенадцать.

Сопоставление выявленных свойств темперамента с индикаторами общих свойств нервной системы показало, что индивидуальный темп (скорость) поведения положительно коррелирует с уровнем пространственно-временной синхронизации ЭЭГ-процессов. Пластичность поведения положительно связана с вариабельностью вызванных потенциалов. Эргичность (выносливость) сопряжена с уровнем энергии медленных ритмов ЭЭГ.

Опросники для определения типа темперамента

Для определения типа темперамента используются тесты-опросники. Широко распространенными являются опросник Я.Стреляу (РТS - Павловская структура темперамента), опросник В.М.Русалова (ОСТ - опросник структуры темперамента), личностный опросник Г. Айзенка.

В Варшавской школе под руководством Я.Стреляу выделяют семь свойств темперамента:

    живость (обнаруживается в скорости реакции на стимулы и в темпе осуществления той или иной деятельности),

    упорство (выражается в продолжительности поведения, настойчивости, в числе повторяющихся поведенческих реакций после прекращения стимуляции),

    подвижность (проявляется в способности реагировать быстро и адекватно на изменения стимулов),

    сенсорную чувствительность (обнаруживается в способности реагировать на стимулы очень низкой интенсивности),

    выносливость (проявляется в тенденции предпринимать действия с высоким уровнем мотивации),

    эмоциональную реактивность (проявляется в интенсивности эмоциональных реакций на стимулы).

Английский психолог Г.Айзенк считает, что всю совокупность описывающих человека черт можно представить посредством двух главных факторов: экстраверсии-интроверсии и нейротизма. Экстравертированный тип личности ориентирован на мир внешних объектов, а интровертированный тип - на внутренний мир. Экстравертам свойственна общительность, импульсивность, гибкость поведения, большая инициативность (и малая настойчивость) и высокая социальная приспособляемость. Интровертам же, наоборот, присуща необщительность, замкнутость, социальная пассивность (при достаточно большой настойчивости), склонность к самоанализу и затруднения в социальной адаптации. Высокий балл по шкале "экстраверсия-интроверсия" соответствует более высокому порогу активации ретикулярной формации, а низкий балл - более низкому порогу. Таким образом, "экстраверты" испытывают более низкую, а "интроверты" более высокую активацию в ответ на экстероцептивные раздражители.

Второй фактор - нейротизм - описывает некоторое свойство-состояние, характеризующее человека со стороны эмоциональной устойчивости, тревожности, уровня самоуважения и возможных вегетативных расстройств. Фактор образует шкалу, на одном полюсе которой находятся люди, характеризующиеся чрезвычайной устойчивостью, зрелостью и прекрасной адаптивностью, а на другом - чрезвычайно нервозный, неустойчивый и плохо адаптированный тип. Большая часть людей располагается между этими полюсами, ближе к середине (согласно нормальному распределению). Определенному уровню нейротизма соответствует определенный уровень активации в лимбической системе: повышенная эмоциональная нестабильность является результатом более высокой реактивности в ответ на события во внутренней среде организма, а эмоциональная устойчивость, наоборот, результат более низкой реактивности.

Вывод о том, что экстраверты только лишь подвижны и возбудимы, эмоционально устойчивы и высокоприспособляемы, интроверты заторможены и инертны, склонны к нейротизму, нестабильны и дезадаптивны - выглядит излишне упрощенным и недостаточно прогностичным. Необходимо еще обязательно учитывать и ситуационные характеристики. В ситуациях со слабыми стимулами более адекватным будет поведение человека с меньшей эмоциональной стабильностью и интровертированностью, поскольку именно он проявляет столь необходимую здесь психологическую чувствительность. Стабильный экстраверт в подобных ситуациях может проявлять раздражение, переходящее в агрессию, ибо он не ощущает слабых, но значимых воздействий и не понимает причин своего несоответствия обстоятельствам. Однако экстраверт более адаптивен в "сильных средах" (напряженных условиях), в которых интроверт легко впадает в депрессию, вызванную нервным истощением и запредельным торможением.

Уровень нейротизма положительно коррелирует с уровнем конфликтности.

Результаты теста-опросника Айзенка можно использовать при анализе "нижних", т.е. конституциональных, уровней супружеской совместимости.

Пример: Тип темперамента влияет на характер общения между партнерами. Менее конфликтны флегматики и меланхолики, но их совместная деятельность непродуктивна. Трудно совместимы, высоко конфликтны два холерика, так как оба стремятся к лидерству. Сангвиник и холерик также конфликтуют в борьбе за лидерство. Холерик подавляет меланхолика, что приводит к повышению уровня внутриличностной конфликтности у меланхолика. Наиболее оптимальное сочетание темпераментов флегматик и сангвиник, а также флегматик и холерик.

Зная свой тип темперамента, можно:

    строить взаимодействия с людьми, учитывая свои особенности и особенности партнера,

    подобрать подходящую деятельность.

Список литературы

    Ю.Б.Гиппенрейтер "Введение в общую психологию" - М: 1996

    Е.А.Климов "Индивидуальный тип деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы, - Казань, 1969

    Э.Кречмер "Строение тела и характер"

    А.В. Либин "Дифференциальная психология" - М: изд.СМЫСЛ, 2000

    Р.С.Немов "Психология" - М: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 1999

    В.Д.Небылицын Психофизиологические исследования индивидуальных различий, - М: 1982

    В.М.Русалов Биологические основы индивидуально-психологических различий - М, 1979

    Учебник "Психология" под о/ред. А.А.Крылова - М: ПРОСПЕКТ, 2000

    Справочники "ИНФРА-М" "Современная психология" - М: ИНФРА-М, 1999

    Рупчева И.В., психолог. Темперамент. Психофизиологические особенности человека.