Пути оптимизации управленческой деятельности в сфере физической культуры и спорта (на примере Омска)

Пути оптимизации управленческой деятельности в сфере физической культуры и спорта (на примере Омска)

Затяжной политический и социально-экономический кризис, обусловленный демократическими преобразованиями, охватил все сферы российского общества, в том числе физическую культуру и спорт.

В постсоветской России возникла сложная и труднопрогнозируе мая ситуация: прошлая система физического воспитания и многие структуры управления ею оказались разрушенными, а новая система и ее органы управления находятся на начальной стадии формирования.

Отечественный и зарубежный опыт убедительно показывает, что одним из важнейших инструментов управления во всех сферах человеческой деятельности является планирование [1 - 9].

Разрушенной в начале 90-х годов системе государственного планирования hfpdbnbz физической культуры и спорта не было предложено никакой альтернативы. Примером тому может служить факт, что до настоящего времени в России не существует Федеральной программы развития физической культуры и спорта, в результате руководители отрасли оказались вне рамок плановой системы, а работа по планированию развития физической культуры и спорта даже в тех организациях, где и сохранилась, приобрела чисто формальный характер.

Основной задачей научно-исследовательской лаборатории проблем рекреационного спорта СибГАФК (г. Омск) в период с 1994 г. было совершенствование и выработка новой методики планирования управленческой деятельности в отрасли на муниципальном уровне.

Предлагаемая нами методика (см. таблицу) сформирована на основе анализа и обобщения отечественного и зарубежного опыта планирования развития физической культуры и спорта и адаптирована к вновь складывающимся социально-экономическим условиям и отношениям в России.

Методика базируется на маркетинговом подходе, который ставит во главу угла запросы конкретных групп населения. В целом это совокупность общих принципов рыночных отношений, система взглядов, стратегия и тактика взаимодействий потребителей и производителей услуг в системе рыночных отношений, свободного выбора приоритетов и действий с обеих сторон по обмену ценностями. Это отношения и взаимодействия, ведущие к наиболее эффективному удовлетворению потребностей: личности - в укреплении здоровья, улучшении фигуры и т.д.; клуба (учреждения) - в развитии и благосостоянии его сотрудников, росте кадрового потенциала; общества - в укреплении здоровья, профилактике асоциального поведения среди населения.

Эффективное удовлетворение этих потребностей - целевой ориентир маркетинга в представленной методике.

На основе данной методики была разработана и утверждена постановлением главы городского самоуправления программа развития физической культуры и спорта населения г. Омска на период 1999 - 2000 гг. Цель программы - повышение качества организации физкультурно -спортивной работы с населением города.

Сущность методики и этапы разработки программы развития физической культуры и спорта населения индустриального центра

1. Предварительный этап

2. Анализ имеющейся информации

1. Первоначальная постановка проблемы, четкое определение того вида информации, которая должна быть получена в результате исследования

2. План исследования и выбор методов его проведения

3. Методы сбора информации (почтой, путем проведения телефонных опросов, анкетирования интервью, методом наблюдения и пр,)

4. Разработка анкет для проведения опросов среди отдельных групп населения

1. Результаты государственной статистической отчетности по физической культуре и спорту (колич, динамика занимающихся кадровое, материально-техническое обеспечение и пр,)

2. Данные других статистических служб (прожиточный минимум доход надушу населения, демографические показатели и пр.)

3. Состояние нормативно-правовой базы отрасли физической культуры и спорта (муниципальной, субъекта Федерации, РФ)

4. Информационное обеспечение деятельности в отрасли физической культуры и спорта

3. Получение специальной информации

4. Анализ результатов исследования

5. Этап разработки концепции

1. Интересы и потребности населения в средствах и видах физической культуры и спорта (социологический опрос)

2. Иерархия факторов, обусловливающих эффективность развития физической культуры и спорта (экспертная оценка)

Изучение, классификация сопоставление и другие методы обработки имеющейся и специальной информации

Структурирование проблем в определенные блоки и определение путей их решения

6. Формирование принципов планирования

7. Прогнозирование эффекта от реализации программных мероприятий

8. Формирование критериев оценки эффективности реализации программы

1. Нацеленность на удовлетворение населения в средствах и видах физической культуры

2. Системность подхода к планированию

3. Последовательность решения задач

4. Эффективность и оптимальность планирования

5. Многовариантность, ситуационный подход к планированию

6. Гласность

7. Систематичность контроля

1. Социальный

2. Педагогический

3. Организационный

4. Управленческий

5. Экономический

Определяется желаемый результат в количественных и качественных показателях

9. Этап разработки целей и задач программы

10. Формирование структуры и содержания программы

Формируются с учетом принципов планирования, исходя из прогнозируемого эффекта и желаемых результатов

Формирование структуры (разделов) программы осуществляется на основе   поставленных задач по принципу: задача - раздел

Подбор мероприятий по реализации каждого из разделов программы ориентацией на решение одной из задач программы

11. Организационное обеспечение реализации программы

12. Анализ результатов реализации программы

Задачи программы:

1. Совершенствование правового и экономического механизма развития физической культуры и спорта в городе.

2. Развитие материально-технической базы физической культуры и спорта.

3. Совершенствование форм организации работы по физической культуре и спорту в городе.

4. Совершенствование форм организации работы по подготовке спортивных резервов и профессиональных команд.

5. Совершенствование профессиональной подготовки специалистов по физической культуры и спорта.

6. Развитие рекламно-информационной и физкультурно-образовательной деятельности по формированию здорового образа жизни населения города.

В соответствии со спецификой организации управленческой деятельности структура разработанной нами программы включила 9 взаимосвязанных блоков:

1. Правовое регулирование программы.

2. Актуальность создания программы.

3. Цель и задачи программы.

4. Ресурсное обеспечение программы.

5. Управление программой.

6. Механизм реализации программы.

7. Система контроля за реализацией программы.

8. Оценка эффективности реализации программы.

9. Комплекс мероприятий по реализации программы.

Каждый из блоков под порядковыми номерами 1-8 являлся обеспечивающим для завершающего - 9.

Одной из основных требований, предъявляемых к разработке программы, - нацеленность содержащихся в ней мероприятий на решение поставленных задач. Исходя из этого, "комплекс мероприятий по реализации программы" был представлен в виде шести разделов, каждый из которых включал перечень мероприятий, направленных на реализацию одной из задач. Практическая польза применяемого способа заключалась в том, что под задачу, которая явилась разделом структуры программы, подбирались конкретные мероприятия. Таким образом, по объему и содержанию реализации запланированных мероприятий можно судить о степени выполнения задачи.

Этап организационного обеспечения реализации программы, на наш взгляд, один из наиболее важных этапов методики, который включал как организацию исполнения заданий, координацию, регулирование, корректирование, так и оценку их исполнения.

Таким образом, разработка программы не замыкается на планировании, а является процессом, направленным на оптимизацию всего управленческого цикла от начала до его завершения.

Заключительный этап в методике - анализ результатов реализации программы.

Формирование критериев эффективности реализации программы развития физической культуры и спорта населения г. Омска обусловливалось нормативно-правовыми актами Российской Федерации и вытекающими из них задачами, стоящими перед муниципальными органами управления физической культуры и спорта.

Реализация программы в экспериментальный период с 01.01.99 по 31.12.2000 г. существенно сказалась на повышении качества организации физкультурно-спортивной работы по обозначенным в программе критериям оценки эффективности:

1. Увеличилось количество систематически занимающихся физической культурой и спортом в организованных группах c 85 588 до 97 906 чел. (на 14%).

2. Показатель систематически занимающихся физической культурой и спортом самостоятельно увеличился на 3,9% и составил 38,3% населения города (по результатам социологического опроса).

3. Возросло количество членов сборных команд Омской области с 355 до 543 чел. (на 53%) и России с 26 до 27 чел. (на 4%). Критерий количества членов сборных команд был предпочтен традиционному - количеству спортсменов-разрядников по причине того, что данный показатель, на наш взгляд, более полно отражает уровень подготовки спортсменов г. Омска в сравнении с другими регионами России.

4. В результате совместной работы всех городских структур удалось значительно улучшить эксплуатационное состояние спортивных сооружений по месту жительства, о чем свидетельствуют результаты экспертной оценки (количество плоскостных спортивных сооружений с оценкой "неудовлетворительно" сократилось с 21 до 8%, с оценкой "удовлетворительно" с 45 до 43%, состояние сооружений, имеющих оценку "хорошо", возросло с 34 до 49%).

Финансовое обеспечение развития физической культуры и спорта явилось важным показателем, своего рода индикатором, отражающим эффективность осуществляемой работы в экспериментальный период.

Проведенный анализ свидетельствует, что социально-экономический кризис 1999 - 2000 гг. повлек существенное сокращение финансового обеспечения всей социальной сферы г. Омска, что сказалось и на физической культуре и спорте. Объем финансовых средств, выделенных на развитие отрасли в 1999 и 2000 гг., в городе был меньше, чем в 1998 г. Однако несмотря на снижение бюджетного финансирования общий объем финансовых средств, израсходованных на развитие физической культуры и спорта, составил: в 1998 г. - 28,1 млн руб.; в 1999 г. - 27,5 млн руб.; в 2000 г. - 37,3 млн руб. Увеличение доли финансирования произошло за счет внебюджетных источников, привлеченных в результате умело спланированных маркетинговых решений (разработка и внедрение инвестиционных проектов, энергосберегающих технологий, выявление интересов и потребностей населения в занятиях физической культурой и спортом, стимулирование потенциального спроса на услуги отрасли и др.).

Таким образом, анализ финансового обеспечения отрасли физической культуры и спорта в совокупности с показателями развития физической культуры и спорта (критерии эффективности реализации программы) свидетельствует об эффективности разработанной нами методики.

В заключение следует отметить:

1. Разработанная и опробованная нами методика базируется на маркетинге, является принципиаль но новым подходом к планированию управленческой деятельности, и прежде всего к разработке программ развития физической культуры и спорта.

2. Предложенная методика определяет основополагающие принципы и этапы работы по созданию программ. В связи с тем что исходные условия, проблемы и состояние развития физической культуры и спорта в городах существенно разнятся, у исследователей и разработчиков остается обширное поле деятельности, связанное с выбором оптимальной структуры и содержания программного документа, отражающего специфику и проблемы конкретного региона, а также выбор оптимальных средств и методов, направленных на их разрешение.

Список литературы

1. Атаманчук Г.В. Обеспечение рациональности государственного управления. - М.: Юрид. лит., 1990. - 352 с.

2. Глазычев В.Л. Программы развития городского сообщества // Муниципальные технологии: Сб. статей. Обнинск, 1997, с. 32 - 39.

3. Белова Г.Б. Использование программно-целевого метода в управлении развитием массовой физической культуры на уровне области: Автореф. канд. дис. Омск, 1984. - 23 с.

4. Вид Л.Б. Новая философия планирования. - М.: Экономика, 1990. - 161 с.

5. Гуськов С.И. Менеджмент и маркетинг спортивных и физкультурно-оздоровительных услуг: Практ. рек. из зарубеж. опыта. - М.: Б.и., 1994. - 65 с.

6. Михалев В.И. Управление спортом на межрегиональном уровне. - Омск.: Изд-во СибГАФК, 1998. - 295 с.

7. Расин М.С. Методологические основы программного обеспечения развития физической культуры: Учеб. пособие. - Омск: Б.и., 1996. - 12 с.

8. Freuer W. Marketing and Sponsoring // Workshop on Sports Management Training. - Berlin: Willy-Weyer Akademie, 1991.

9. Imersch F.R. Basic principles of voluntary management: the sports club system // Workshop on Sports Management Training. - Berlin: Willy-Weyer Akademie, 1991.

10. Кандидат педагогических наук, профессор М.С. Расин, С.А. Носков Пути оптимизации управленческой деятельности в Сфере физической культуры и спорта (на примере Омска)