Психологические аспекты деятельности человека в интернет-среде

Психологические аспекты деятельности человека в интернет-среде

Информационная среда - наряду с природной, пространственно-географической, социальной, культурной, ландшафтно-архитектурной и др. - играет все более значительную роль в профессиональной деятельности и в повседневной жизни современного человека Информационная среда, часто именуемая ноосферой, неоднородна; с недавних пор в ней принято выделять среду Интернета, или т.н. "киберпространство". Для последнего характерны своеобразные хронотопы, в рамках которых осуществляются специфические - и потому представляющие интерес для психологического анализа - формы человеческого поведения. Такого рода "средовое" поведение не ограничивается поиском, обработкой и передачей информации, приобретением и трансляцией знаний. В "киберпространстве" как элементе информационной среды осуществляется целый конгломерат человеческих деятельностей, основу которых составляют познавательная, игровая и коммуникативная деятельность. Специфические особенности протекания деятельности в Интернет-среде как элементе информационной среды являются предметом все расширяющегося фронта исследований специалистов-гуманитариев, в том числе психологов.

Не отменяя значимости традиционных исследований - и лабораторных, и "экологических", - посвященных проблематике систем "человек-машина" или систем "человек-компьютер", все более явственно пробивает себе дорогу новая область исследований, связанных с изучением деятельности человека, опосредствованной взаимосвязанными глобальными компьютерными сетями, т.е. Интернетом и World-Wide-Web (WWW). Объясняется это тем, что за последние несколько лет Интернет и WWW превратились в чрезвычайно существенный фактор индивидуального и общественного развития, сделав "киберпространство" привлекательным для десятков миллионов людей, среди которых множество тех, кто даже не помышлял ранее о применении компьютеров. Связанные с созданием Интернета и WWW технические и содержательные решения вобрали в себя ряд ранее выполненных разработок, в том числе таких, в которых в той или иной мере участвовали психологи - напр., в области искусственного интеллекта, эргономики, автоматизации и компьютеризации проектно-конструкторской деятельности, систем информационного поиска и др.

Интернет не сводится к набору технических решений, это не просто конгломерат компьютерных сетей, но и - что более всего важно для психологов - сообщество связанных компьютерными сетями людей, активно действующих в новой Интернет-среде. Данное сообщество может и должно изучаться как некое единое целое: по словам К.Левина, "психологии потребовалось сделать много шагов, прежде чем она обнаружила, что динамическое целое обладает свойствами, которые отличают его от свойств его частей или от суммы его частей" (Левин, 2000, с. 168-169). Этим не отменяется, разумеется, анализ определенных групп и подгрупп внутри сообщества пользователей Интернета, разделение этого сообщества по всевозможным параметрам.

Можно утверждать, что Интернет-среда представляет собой практическое воплощение некоторых теоретических представлений пионеров экологической науки. Так, П.Тейяр де Шарден в свое время заметил: "...Ноосфера стремится стать одной замкнутой системой, где каждый элемент в отдельности видит, чувствует, желает, страдает так же, как все другие. и одновременно с ними" (Тейяр де Шарден, 1987, с. 199). Интернет как нельзя лучше подходит для предсказанной П.Тейяр де Шарденом синхронизации у множества взаимодействующих субъектов процессов перцептивной, мотивационной и эмоциональной регуляции деятельности; вместе с тем Интернет - одна из наиболее перспективных из имеющихся на сегодняшний день технических возможностей обеспечить межкультурное взаимодействие и сотрудничество, или объединить всех населяющих Землю субъектов в "одну замкнутую систему", по выражению П.Тейяр де Шардена. Более того, многочисленные идеологи Интернет-среды активно провозглашают в качестве актуальной цели глобализацию подключения к Интернету.

Поскольку Интернет - не только и не столько сеть взаимосвязанных компьютеров, но и сообщество людей - т.н. пользователей Интернета, то выглядит достаточно аргументированным недавно заявленный в научной литературе термин "психология Интернета" (Wallace, 1999). Он представляется не менее обоснованным, чем бытующие в литературе описания "психологии оператора", "психологии воина", "психологии ирландца", "психологии беженца" и др.

В эмпирических исследованиях деятельности пользователей в Интернет-среде определенную трудность представляет отделение психологических факторов от непсихологических - данная проблема может быть названа "психологической экологией", если воспользоваться термином К.Левина (Левин, 2000). Исследовательская деятельность в данной области носит не только междисциплинарный, но и комплексный характер, не будучи привязанной к конкретному разделу психологической науки: психология Интернета изучается с позиций психологии сознания, этнической, когнитивной, социальной, возрастной, педагогической психологии, психологии личности, психологии половых различий, психологии труда и др. Широкое распространение в области изучения психологии Интернета получили кросс-культурные исследования,

Отечественные исследования деятельности человека в Интернет-среде пока что довольно немногочисленны и ограничены по тематике, если сравнивать с зарубежными исследованиями. Ограниченность эта - зачастую вынужденная: если исследование связано с анализом деятельности людей, оно не может быть проведено при отсутствии в доступном исследователям русскоязычном секторе Интернета (или Рунете, как его часто называют) "критической массы" занятых такой деятельностью пользователей Интернета. От актуальных, судя по зарубежному опыту, исследовательских проектов нередко приходилось отказываться или подолгу ждать возможности их осуществления, если отсутствовали отечественные пользователи Интернета, которые могли бы быть испытуемыми или респондентами.

К настоящему времени проблемы такого рода встают реже, чем еще несколько лет назад, ибо развитие Рунета происходит чрезвычайно стремительно, если судить по постоянно увеличивающемуся числу подключенных компьютеров, пропускной способности каналов связи, количеству сайтов, динамике их посещения или объему единиц размещенной на них информации. По некоторым данным, т.н. максимальная аудитория Интернета в нашей стране в ноябре 1999 г. составляла 5,7 миллиона человек; правда, согласно другим данным, это количество существенно - в несколько раз - меньше (Залесский, Спектор, 1999). Для целей психологического исследования особенно существенно, что отечественным пользователям доступны (и достаточно активно применяются) практически все имеющиеся в мировом Интернете сервисные функции, а соответственно и способы опосредствованного Интернетом познавательного, коммуникативного и игрового поведения.

С самого начала проводимые отечественными специалистами исследования базировались на предложенной Л.С.Выготским теории развития высших психических функций. Интернет и WWW при этом понимаются как сложные семиотические системы, как высокоразвитые универсальные психологические орудия, опосредствующие разнообразные виды деятельности, осуществляемые в сотрудничестве с Интернетом. Тем самым следует признать, что исследования в данной области опираются на прочный теоретический фундамент. В то же время эмпирическая работа в области психологии Интернета, как и в области предложенной ранее О.К.Тихомировым психологии компьютеризации, способствует формулированию некоторых теоретических обобщений о качественном развитии психических процессов, преобразовании деятельности и личности человека в условиях применения им современных информационных технологий, конкретных психологических механизмах развития и трансформации личности (Тихомиров, 1993; Бабаева, Войскунский, 1998).

Задолго до появления Интернета и массового доступа к глобальным компьютерным сетям на факультете психологии МГУ были проведены отдельные исследования, опирающиеся на анализ деятельности пользователей локальных компьютерных сетей (Тихомиров и др., 1986) или на эпизодические наблюдения деятельности экспертов, участвовавших в международной компьютерной телеконференции (Войскунский, 1987). На основе этих ранних работ в дальнейшем был осуществлен ряд исследований в области психологии Интернета (Арестова и др., 1996; Войскунский, 1991; Voiskunskii, 1995; Voiskounsky, 1999). В те же годы был развернут международный исследовательский проект VELHAM (Велихов-Хамбург), посвященный изучению специфики психического развития в условиях применения компьютеров и компьютерных сетей. С американской стороны проект курировал М.Коул (Калифорнийский университет в Сан Диего), а с российской - А.В.Беляева (Институт психологии РАН). Десятилетняя история этого проекта подробно описана в отчете М.Коула (Cole, б/г). Результаты деятельности международного коллектива неоднократно публиковались (Беляева, Коул, 1991; Познание и общение, 1988). С историей выполненных в СССР, а впоследствии в России психологических исследований в области психологии Интернета можно подробнее ознакомиться в недавно опубликованной обзорной работе (Arestova et al., 1999).

В посвященных Интернету и WWW трудах представителей гуманитарных наук обрисовывается некая "социальная виртуальная реальность", простирающаяся, по выражению М.Коула (1997), в "пятом измерении" и разделенная на относительно замкнутые субпространства, заполненная хорошо или не очень хорошо систематизированными текстами (от энциклопедий и архивов до частных записок и песенок) и вербальными либо визуальными образами (в том числе - отчужденными от субъекта автопроекциями реальных либо мнимых людей). Активнее всего исследуется "социальное" измерение - например, культурные, языковые и психологические особенности диадического и группового взаимодействия, регулируюшие общение и отношения между удаленными партнерами правила (т.н. netiquette), закономерности формирования и характеристики функционирования складывающихся виртуальных общностей, принципы самовыражения личности и изменения "сетевой" идентичности, вероятность возникновения "наркотического" типа зависимости от Интернета (т.н. Интернет-аддикции) и способы терапии "аддиктов", парадигмы покупательского поведенния пользователей Интернета и их "отзывчивость" к рекламным воздействиям, стереотипы создания и восприятия социальных объектов в "киберпространстве", стратегии осуществления познавательной деятельности в условиях оперирования гипертекстовыми структурами, перспективы переноса в реальную деятельность приобретенных в виртуальной реальности навыков и умений и т.д. и т.п. Такого рода проблемам посвящены статьи в десятках тематических сборников и журналов, в числе которых немало электронных публикаций.

При этом социальные и психологические последствия применения Интернета оцениваются достаточно трезво: наряду с преувеличенно восторженной оценкой значения Интернета для психического и соматического здоровья многих категорий пользователей (скажем, для переживших психологическую травму, для одиноких людей или для инвалидов), для социального, экономического и экологического развития регионов, для интенсификации процесса обмена мнениями в рамках всемирной <электронной деревни> и т.п. в популярной и в научной литературе представлены и альтернативные данные. Например, обосновывается мнение, согласно которому активное применение компьютерных сетей не ведет к демократизации процессов выработки и принятия решений в бюрократических структурах (Mantovani, 1994). Неоднократно замечалось, что на электронные письма, приходящие в организации, подолгу - либо совсем - не отвечают, а почтовые ящики популярных людей катастрофически переполнены, так что им приходится отказываться от общения посредством электронной почты и организовывать нечто вроде web-порталов.

В ходе проведенного в университете Карнеги-Меллона (США) лонгитюдного исследования получены данные - пока что предварительные, - согласно которым интенсивное применение Интернета ведет к сужению социальных связей вплоть до одиночества, сокращению внутрисемейного общения, развитию депрессивных состояний (Kraut et al., 1998). В начале 2000 г. появились сведения об исследовании, проведенном специалистами в Станфордском университете в США, в ходе которого были получены во многом аналогичные результаты.

В недавнее время выработано представление о т.н. Digital Divide - "дигитальном расколе" жителей США, значительная часть которых в силу расслоения общества (различий в доходах, в составе семьи, в происхождении, в уровне образования и т.п.) не обладает полноценным доступом к Интернету. Начиная по крайней мере с 1995 г., Национальная администрация США по телекоммуникациям и информации (NTIA) проводит исследования и организует слушания, в ходе которых обосновывается, что материальные аспекты доступа к современным информационным и коммуникационным технологиям и часто сопровождающий их дефицит знаний усугубляют неравенство между людьми (www.ntia.doc.gov).

Могут быть приведены некоторые другие данные, свидетельствующие о негативном воздействии Интернета на индивидуальную и групповую психическую деятельность. Показано, что применение Интернета может способствовать аутизации детей и подростков, вести к неадекватным эффектам в процессах социальной перцепции и др. (Бабаева, Войскунский, 1998). В силу сказанного очевидно, что Интернет должен занять отведенную для него социальную нишу; нередко встречающиеся попытки переоценить его значимость для человечества и для отдельного человека нуждаются в коррекции. К числу примеров объективного отношения к психологическим последствиям применения современных информационных и коммуникационных технологий может быть отнесена позиция всемирно известных исследователей психологии застенчивого поведения: отмечая такие очевидные последствия, как ослабление непосредственных контактов между людьми и частичную замену их опосредствованными контактами, они при этом делают оговорку, что <для некоторых застенчивых людей могут оказаться полезными анонимность и возможность осуществления структурного контроля при взаимодействии посредством электронной почты> (Henderson & Zimbardo, 1998).

Исследование психологии Интернета - относительно новая область знания, в которой к настоящему времени заняты сравнительно немногие психологи. Значительно более развиты исследования опосредствованной Интернетом деятельности в других гуманитарных науках - социологии, этнографии, исследовании коммуникативных процессов и др. В такого рода исследованиях нередко затрагиваются и собственно психологические проблемы. Исследования структурированы и протекают в рамках нескольких направлений.

Так, наиболее традиционными и устоявшимися являются проблемные области, известные как CMC, или "опосредствованное компьютером общение" (computer-mediated communication), и как CSCW, или <совместная работа при поддержке компьютера> (computer supported collaborative work). В рамках относительно давно развивающейся проблематики CMC достаточно много простора для собственно психологических исследований; в рамках CSCW психологические исследования ведутся менее широким фронтом (наряду с этнографией и эргономикой лишь отчасти представлены работы по социальной психологии), В сфере т.н. communication research, или media research - что иногда переводится как "коммуникативистика" (Землянова, 1995) - изучается специфика применения людьми разнообразных коммуникативных каналов, в том числе Интернета. По традиции довольно значительный объем исследований, связанных с психологией Интернета (и, естественно, широко выходящих за рамки этой области), проводится в рамках направления, известного под наименованием Human-Computer Interaction (HCI) - "взаимодействие человека с компьютером". Термин online research - "онлайновые исследования" - пока что наиболее прижился в Германии, где есть одноименное научное общество и выпускается литература под таким названием (Online..., 1999).

Россия и другие постсоветские страны запоздали и в развитии Интернета, и в исследовательской активности в области психологии Интернета. Если Интернет в России развивается довольно интенсивно, то исследовательская активность в области психологии Интернета еще не набрала темп. Отдельные работы, выполненные по большей части энтузиастами, не складываются в полноценные исследовательские программы и широкомасштабные проекты; отсутствуют регулярно организуемые конференции, специально посвященные психологии Интернета - правда, для такого рода сообщений находится место на непсихологических семинарах и конференциях.

Немало исследовательских тем и направлений исследования представляются перепективными, однако вызвали у психологов прискорбно малый интерес. Вот некоторые из них. Например, в чем привлекательность работы с компьютерами и применения Интернета детьми и подростками? Какова психологическая специфика опосредствованной Интернетом коммуникативной, игровой и познавательной деятельности? Специалистами по психологии чтения и понимания практически обойден вопрос о том, какие психологические механизмы обеспечивают быстрый просмотр гипертекстовых структур человеком (т.н. browsing - одно) из ключевых понятий для психологии Интернета), каким образом при этом осуществляется селекция, как отбираются полезные/значимые/пертинентные элементы и как принимается решение о переходе к просмотру следующего элемента. Не до конца проясненным остается психологический статус т.н. виртуальной реальности и возможной связанности ее, например, с проблематикой измененных состояний сознания и психоделического опыта. Правомерно ли утверждение о <наркотическом типе зависимости от Интернета> (т.н. Интернет-аддикции)? Неизвестно, насколько справедливо распространенное убеждение, согласно которому увлечение компьютерными играми, и в особенности ролевыми групповыми играми (т.н. MUD) следует объяснять исключительно защитными тенденциями и стремлением к эскапизму. Открытым остается вопрос о том, как относиться к попыткам многих пользователей Интернета менять идентичность и создавать множественную "сетевую" идентичность. Интернет во многом способствует развитию социального андерграунда, маргинализации отдельных субъектов и групп (хакеров, "киберпанков" и др.) - следует ли считать это закономерностью, или же это некий побочный продукт применения Интернета? Наконец, нуждается в прояснении часто постулируемая связь "культуры Интернета" с популярной культурой постмодернизма.

Список литературы

Арестова О.Н., Бабанин Л.Н, Войскунский А.Е. (1996). Коммуникация в компьютер ных сетях: психологические детерминанты и последствия // Вестник Московск. Ун-та. Серия 14. психология, № 4, с. 14-20.

Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. (1998). Психологические последствия информатизации // Психологический журнал, т. 19, № 1, с. 89-100.

Беляева А.В., Коул М, (1991). Компьютерно-опосредствованная совместная деятельность и проблема психического развития // Психологический журнал, т. 12, № 2, с. 145-152.

Войскунский А.Е. (1987). Научная коммуникация в условиях автоматизации // Психологические проблемы автоматизации научно-исследовательских работ / Под ред. М.Г.Ярошевского и О.К.Тихомирова. - М.: Наука, с. 139-158.

Войскунский А.Е. (1991). Речевая деятельность входе компьютерных конференций // Вопросы психологии, № б, с. 142-147.

Залесский П., Спектор М. (1999). Сколько нас? Какие мы? Портрет российской Интернет-аудитории // Мир Internet, № 7-8, с. 42-44.

Землянова Л.М. (1995). Современная американская коммуникативистика. - М.: Изд-во МГУ.

Коул М, (1998). Культурно-историческая психология. Наука будущего. - М.: <Когито-Центр>. - 432 с.

Левин К, (2000), Теория поля в социальных науках, - СПб: Речь. Познание и общение (1988). / Под ред. Б.Ф.Ломова, А.В.Беляевой, М.Коула. - М.: Наука.

Тейяр де Шарден П. (1987). Феномен человека. - М.: Наука.

Тихомиров O.K. (1993). Информационный век и теория Л.С.Выготского // Психолоческий журнал, т. 14, № 1, с. 114-119.

Тихомиров O.K., Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. (1986). Общение, опосредствованное компьютером // Вестник Московск. ун-та. Серия 14, Психология. № 3, с. 31-42.

Arestova О., Babanin L., Voiskounsky A. (1999). Psychological research of computermediated communication in Russia // Behaviour and Information Technology, vol. 18(2), pp. 141-147.

Cole М. (б/г). An experiment in computer-mediated cooperation between nations in conflict. The Velikhov-Hamburg project. 1985-1994. - Report, The Laboratory of Comparative Human Cognition. University of California, San Diego. La Jolla, California. - 153 p.

Henderson L., Zimbardo Ph. (1998). Shyness // Friedman H.S. (ed.). Encyclopedia of Mental Health. - San Diego, CA: Academic Press. [WWW Document] URL, www.shyness.com/encyclopedia. html#VII

Kraut R., Lundmark V., Patterson М., Kiesler S" Mukopadhyay Т., Scherlis W. (1998). Internet paradox: A social technology that reduces social involvement and psychological well-being? // American Psychologist, vol. 53(9), pp. 1017-1031.

Mantovani G. (1994). Is computer-mediated communication intrinsically apt to enhance democracy in organizations? // Human Relations, vol. 47(1), pp. 45-62.

Online... (1999). Online Research: Methoden, Anwendungen und Ergebnisse / В Batinic, A.Werner, L,Graef& W.Bandilla (eds.). Goettingen-Bern-Toronto-Seattle: Hogrefe-Verlag.

Wallace P. (1999). The psychology of the Internet. - Cambridge University Press.

Voiskunskii А.Е. (1995). The development of external means of communicative orientation // Journal of Russian and East European psychology, vol. 33, № 5, pp. 74-81.

Voiskounsky А.Е. (1999). Internet: Culture, diversity and unification // Javnost - the Public. Journal of the European institute for communication and culture, vol. VI, № 4, pp. 53-65.

2-ая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы.

(Москва, 12-14 апреля 2000 г.). М.: Экопсицентр РОСС. - С. 240-245.

Войскунский А.Е. (МГУ им. М.В.Ломоносова). Психологические аспекты деятельности человека в интернет-среде.