Спорт и окружающая среда: перспективы развития
СПОРТ И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Спорт нуждается в чистой и здоровой окружающей среде, так же, как и окружающая среда не должна разрушаться, истощаться и деградировать под натиском спорта.
В ответ на потребность во всеобъемлющей оценке состояния мировой окружающей среды Комитет по окружающей среде Организации Объединенных Наций (UNEP) в 1995 г. начал разработку проекта глобальных перспектив окружающей среды. Выполненная в рамках этого проекта работа "Глобальное обозрение окружающей среды - 2000" представляет собой оценку состояния окружающей среды накануне нового тысячелетия и является уникальной разработкой, подготовленной международным коллективом, насчитывающим 800 участников в сотрудничестве более чем с 30 специализированными институтами по окружающей среде и с соответствующими агентствами ООН.
Оценка процессов окружающей среды строится на основе синтеза межрегиональных оценок. Она обобщает региональные точки зрения и строит усредненное соглашение, формируя приоритетные положения и действия посредством диалога между политиками и учеными на региональном и глобальном уровнях.
Продукция в печатной и электронной формах представляется отчетными выпусками GEO-серий (докладов). Эти доклады являются периодическими обзорами состояния окружающей среды.
Используется термин "GEO-процесс", под которым понимается коллективная работа партнеров всего мира. Образованные четыре рабочие группы - по моделированию, сценариям, политике и статистике - обеспечивают советами и поддержкой GEO-процессы. UNEP координирует деятельность GEO-процессов.
Усредненная оценка окружающей среды включает в себя ответы на следующие вопросы:
- каковы основные элементы эволюции окружающей среды и каковы их главные тенденции?
- каково воздействие различных применяемых мер на окружающую среду?
- в какой мере мероприятия по воздействию на окружающую среду соответствуют намеченным планам и в какой мере выполнение этих мероприятий ведет к поставленной цели?
Статистика такого исследования обеспечивается сетями экологического мониторинга и статистическими отчетами, выполненными национальными, региональными и международными организациями.
Две тенденции характеризуют начало третьего тысячелетия: первая состоит в том, что глобальная человеческая экосистема находится в опасности вследствие серьезного дисбаланса в производстве и распределении товаров и услуг; вторая, так называемая "угрожающая", тенденция связана с ускоренными изменениями в крайне неравномерном экономическом и социальном развитии отдельных регионов. Этот процесс нуждается в регулировании для предупреждения болезненных экологических и социальных катастроф.
Проект рассматривает динамику показателей, характеризующих окружающую среду по семи основным направлениям, это: суша и питание, лес и его биоразнообразие, пресная вода, морской флот и береговые зоны, атмосфера, городские зоны.
В качестве ключевых факторов состояния окружающей среды накануне третьего тысячелетия авторы проекта выделяют следующие:
- мировые выбросы двуокиси углерода достигли 23,9 млрд тонн в год, что на 400 млн тонн больше, чем в 1996 г., и почти в 4 раза больше, чем в 1950 г., более 40% мирового диоксида углерода производят США, Япония и страны Европейского Союза, однако общая эмиссия углерода из Китая теперь превышает показатели Европейского Союза, при этом подушевая эмиссия в Китае значительно ниже, чем в странах Европейского Союза;
- разрушение озонного защитного слоя привело к тому, что уровень ультрафиолетовой радиации удвоился на средних широтах северного полушария;
- проблема загрязнений воздуха в городах развивающихся стран достигла угрожающих размеров;
- потери от природных катастроф за 10 лет, в период 1986-1995 гг., были в 8 раз выше, чем в 60-е гг., и т.д.
Негативное влияние деградации окружающей среды наиболее тяжело влияет на бедные, неразвитые регионы. За 35 лет расслоение общества между беднейшими и богатейшими слоями населения выросло в 2,5 раза.
Недавнее детальное изучение четырех индустриально развитых стран показало, что общее количество естественных ресурсов или сырья, требующихся для поддержания их экономического уровня, составляет от 45 до 85 тонн на человека в год. При этом значительное количество этих ресурсов импортируется из развивающихся стран.
Во многих индустриальных странах благодаря их энергичным усилиям снижены показатели атмосферных выбросов, однако уровень городских воздушных выбросов достигает критических размеров в большинстве центров развивающегося мира. Кислотные дожди остаются проблемой в случае критической концентрации (порог, когда кислотные депозиты создают угрозу) для большей части Северной Америки, Европы и Южной Азии.
Почти 3 млрд людей, т.е. около половины человечества, проживают на урбанизированных территориях, и ежедневно эта цифра увеличивается примерно на 160 тыс. человек. Экологическая проблема Лондона, например, состоит в дефиците площадей, необходимых для поглощения выбросов сернистого ангидрида; по расчетам требуемая площадь должна быть в 125 раз больше, чем собственная площадь этого города.
Более 1 млрд городского населения мира проживают с угрожающими здоровью уровнями воздушных загрязнений, а по оценке Всемирной организации здравоохранения 25% всех заболеваний в мире происходит от плохих экологических условий.
Для Европы и Центральной Азии ключевыми вопросами в деле защиты окружающей среды являются:
- объемы выбросов сернистого ангидрида. В Западной Европе они увеличились более чем наполовину в течение 1980 - 1995 гг., при этом выделяют восемь стран с наибольшими удельными объемами его выбросов, семь из них расположены в Центральной Европе, одна - в Восточной Европе;
- подкисление, загрязнения, засухи или пожары лесов. Серьезно и постоянно подвергаются этому около 60% лесов;
- половина известных видов овощей находится под угрозой перенасыщения удобрениями во многих странах региона;
- одной из наиболее серьезных форм речных загрязнений в регионе является высокая концентрация стоков минеральных удобрений;
- транспорт - главная причина городских воздушных загрязнений;
- чрезмерное использование (истощение) подземных водных источников (в 60% больших городов региона) и т.д.
Финансирование акций по защите окружающей среды осуществляется по нескольким направлениям. Так, финансирование Западной Европы за счет взносов Европейской комиссии, составившее в течение 1994-1999 гг. более чем 17 млрд ECU. Наибольшие вложения в расчете на одного жителя были освоены в Эстонии (88,8 ECU), Латвии (48,8 ECU), Чешской Республике (38,5 ECU), Литве (37,1 ECU), Словакии (27,2 ECU), причем в среднем на жителя в Центральной Европе это составило 20,9 ECU. В Восточной Европе и Центральной Азии средняя цифра составляет всего 2,6 ECU на человека, а наибольшие показатели - в Грузии (11,1), Азербайджане (8,5), Узбекистане (3,8) и России (2,5).
Страны |
1996 год, всего |
В расчете на одного жителя |
Всего за 1989-1996 гг. |
Чешская Республика |
1264 |
123 |
7120 |
Венгрия |
1986 |
195 |
13260 |
Польша |
2741 |
71 |
5398 |
Казахстан |
1100 |
67 |
3067 |
Россия |
2040 |
14 |
5843 |
Всего по пяти странам |
9131 |
41 |
34688 |
Всего по Центр., Вост. Европе и Центр. Азии |
12330 |
31 |
43888 |
Главные потребители частных зарубежных инвестиций (в млн долл. США) представлены в таблице.
В 1996 г. частные зарубежные инвестиции в развивающиеся страны с целью защиты окружающей среды в 5 раз превысили государственные.
Проект определил следующие глобальные и региональные тенденции, которые, наиболее вероятно, можно ожидать в следующем столетии, это:
- экологические катастрофы, как естественные, так и искусственные (спровоцированные деятельностью человека). Они становятся более частыми, суровыми, сопровождающимися тяжелыми экономическими потерями;
- урбанизация. Скоро половина населения будет жить в городах, и там, где этот процесс не контролируется или плохо организован, создаются большие экологические проблемы, в первую очередь касающиеся реализации мусорных отходов и распространения хронических заболеваний;
- химизация. Современные химические загрязнения рассматриваются как более серьезная проблема, чем старые яды, такие, как свинец и другие; и меры защиты от них должны быть разработаны; перегрузка нитратными удобрениями, последствия которой еще до конца не ясны;
- призрак глобального водного кризиса, растущая проблема недостаточного запаса пресной воды, особенно для низкодоходных популяций;
- деградация прибрежных зон. Разработка природных ресурсов разрушает прибрежные экосистемы и представляет более серьезную угрозу, чем сточные воды;
- засорение биологическими видами. Преднамеренное введение инородных биологических специй, подавляющих местные виды;
- климатические перепады. Примерно за 20 последних лет отмечено повышение температуры на поверхности земли и предстоит выяснить: является ли это предвестником каких-либо новых экономических трансформаций;
- деградация земли (суши), увеличивающа яся чувствительность, ранимость суши к водной эрозии;
- экологическое влияние беженцев: для своего выживания они производят неограниченные разрушения окружающей среды (число беженцев в 1995 г. превысило 27,4 млн человек) и др.
Взаимоответственность спорта и окружающей среды рассматривается комиссией по спорту Европейского Союза.
Работа Совета Европы по спорту более 30 лет проводилась в рамках фундаментального проекта "Спорт для всех". Вопрос, который должен быть исследован сегодня: как эти рекомендации могут выполняться сейчас с учетом увеличившейся численности населения планеты. При этом озабоченность состоянием окружающей среды не означает, что любой человек может быть вовлечен в спортивные занятия на открытом воздухе в любом месте и в любое время. Это означает только, что в некоторых зонах Европы в будущем следует сделать акцент на качественном росте, т.е. экологически совместимом развитии окружающей среды.
Одной из наиболее злободневных проблем остается законодательная база. Некоторые страны имеют обширное законодательство и регламентации для практики спорта и окружающей среды, но большинство стран слабо контролируют эту сферу. Это создает потребность в регулярных международных консультациях, чтобы избежать, например, ситуаций, когда вредные для окружающей среды виды спорта, запрещенные или регулируе мые в одной стране, могут безнаказанно практиковаться в соседних странах. Необходимо помнить, что вредные выбросы не признают границ.
Для будущих исследований с целью гармонизации спортивных и экологических проблем предлагаются следующие тематические блоки:
1) информационный (методы сбора, обработки, хранения и наилучшего распространения информации и статистических данных по вопросам спорта и устойчивого развития);
2) законодательный (анализ, разработка законодательной базы для практики спорта и окружающей среды, методы контроля, международные консультации);
3) технический (исследование путей максимально возможного снижения использования невосполняемых ресурсов в сфере спорта);
4 ) транспортный (разработка проблемы оптимизации транспортных потоков);
5) содержательный (анализ и оценка новых видов спорта и новых технологий в отношении их влияния на окружающую среду);
6) образовательный (разработка, распростра нение и систематическое внедрение образовательных программ);
7) методологический (сопоставительный анализ основных принципов "Спорта для всех" с массовым давлением на спортивные сооружения и окружающую среду, усилившимся в связи с ростом численности занимающихся спортом);
8) фискальный (разработка эффективных стимулов, налоговых инициатив и др.).
Основные меры, предлагаемые по развитию спорта в устойчивой окружающей среде:
1. Сбор, хранение и широкое распространение информации, создание соответствующего Европейского банка данных, мониторинг, регулярное обновление и анализ информации.
2. Утверждение общих структур: для разработки законодательств и нормативов, совместимых со статусом Европейских стран; анализа положительного опыта как международных, так и национальных спортивных федераций и организаций; систематического контроля за выполнением регламентаций при организации и подготовке всех спортивных мероприятий - от Олимпийских игр до региональных.
3. Организация постоянной службы анализа и оценки показателей природных ресурсов, используемых для спорта, т.е. использование суши, воды, природных ископаемых, материалов для изготовления экодружественного спортивного оборудования, натуральных ресурсов при формировании сети спортивных сооружений и т.д.
4. Контроль за транспортными потоками, связанными с процессом активного отдыха населения, который включает проблемы: доступного размещения спортивных сооружений; обеспечения безопасных подходов с учетом того, что примерное расстояние до спортивных сооружений должно быть не более 3 км; а также проблемы, возникающие при работе транспорта, обслуживающего спорт, т.е. загрязнения чистых горных районов для лыжного спорта и т.д.
5. Контроль за экопоследствиями развития новых видов спорта и технологий (индустрии) спорта, который включает: критическое обсуждение новых видов спорта с точки зрения их влияния на окружающую среду; длительные наблюдения за новой практикой и новой техникой, используе мой в спорте на природе, например снежными пушками и др.
6. Расширение сети образовательных программ по вопросам взаимодействия спорта и окружающей среды, которая включала бы образование по охране окружающей среды как часть спортивных программ в школах; кооперацию между группами, работающими по охране окружающей среды, образованию и спорту; резервирование времени для образования по охране окружающей среды в спортивных клубах как часть тренировочного процесса; информация и образование для программ спортивного менеджмента; привлечение известных спортсменов к распространению образовательных программ по охране окружающей среды.
7. Внедрение новых экодружественных форм занятий в рамках программы "Спорт для всех" и методик их осуществления с учетом возросшей численности населения планеты, т.е. поиск новых путей к спорту без угрозы окружающей среде.
8. Использование практических инициатив и стимулов, которые включают: финансовые стимулы при выполнении таких работ, как модернизация спортивных сооружений; меры по сокращению количества спортивных сооружений в зависимости от вреда, наносимого окружающей среде; использование всех форм средств массовой информации для эффективной и полной информации по мерам предохранения окружающей среды от разрушения спортивной активностью; введение наград за поощрение "экозначимых" проектов, которыми награждаются авторы, сооружения, мероприятия или организации (голубые флаги для чистых берегов, зеленые этикетки, значки для гольф-площадок и т.д.).
Главные лица - сторонники поддержания спорта в устойчивой окружающей среде - могут быть представлены как принадлежащие к трем секторам: 1 - политический сектор - группы и люди, озабоченные стратегическими изменениями, законодательством и всеми проблемами, находящимися за этими вопросами; 2 -сектор спортивной практики - группы и люди, занятые проектированием и строительством спортивных сооружений, спортивным образованием, спортивными организациями и клубами, спортивным туризмом и производством спортивных товаров; 3 - научный сектор - группа, собирающая и анализирующая результаты всех работ, формулирующая наиболее актуальные проблемы для исследований, оценивающая данные и представляющая доклады по их анализу.
Все три сектора сосредотачиваются также на таких вопросах общей деятельности, как место и значение образования в вопросах окружающей среды в отношении к спорту; разработка и исполнение международного и национальных кодексов; освещение проблем в средствах массовой информации с целью остановить угрозу окружающей среде от спортивной активности и др.
Таким образом, за достижение устойчивого экологического развития в спорте ответственны все вовлеченные в спорт, а забота об окружающей среде - жизненно важная задача борьбы за чистый и здоровый спорт в третьем тысячелетии.
Список литературы
1. European Sports Charter // Еuropean Sports Charter and Code of Sports Ethics / Council of Europe. - Strasbourg, 1993. - P. 2-9.
2. Global Environment Outlook 2000. UNEP EARTHSCAN. ISBN: 1 85383 588. - London: Earthscan Publications Ltd, 1999. - 398 p.
3. National Reports on the Implementation of Article 10 of the European Sports Charter / Committee for the Development of Sport. - Strasbourg, Council of Europe, 1999. - 71 p.
4. Tarradellas J., Behnam S. Olympic Movement's Agenda 21. Helping sport contribute to sustainable development / International Olympic Committee, Sport and Environment Commission. - IOC, 1999. - 24 p.
5. С.Д. Неверкович, В.А. Хоточкин ,Е.В. Кузьмичева. Спорт и окружающая среда: перспективы развития