Метатеория физической культуры: проблематика и перспективы
МЕТАТЕОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ: ПРОБЛЕМАТИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ
Современное развитие теоретических систем, их прогрессирующая сложность, возрастающий по экспоненте объем эмпирического и теоретического материала детерминируют метатеоретическую концептуальность их формирования - необходимость совершенствования их структурной организации (и формализованной, и содержательной), однако метатеоретические аспекты теории физической культуры (ТФК) и ее составляющих: теории физической рекреации, теории физического воспитания, теории спорта, теории физической реабилитации - адекватной разработки еще не получили.
Наше самое общее предположение состоит в том, что массив научной информации, вне зависимости от своего содержания и объектно-предметной сферы, которую он отражает, развивается в соответствии с объективными, возможно, еще не выявленными законами. ТФК как массив научной информации необходимо рассматривать в качестве динамичной системы, процессам развития которой, как внутренним, так и внешним, свойственны специфические закономерности, в соответствии с которыми должны осуществляться преобразование ТФК в парадигму структурной организации, адекватную метатеоретическим требованиям, ее дальнейшее совершенствование и теоретизация.
Выявление этих закономерностей как одна из задач изучения теоретических массивов в целом - прерогатива специальной научной дисциплины, выступающей средством реализации такого подхода. Это -"метатеория" - теория, анализирующая структуру, свойства, методы какой-либо научной теории, рассматривающая не столько содержательную сторону, сколько исчисление этой теории [17, с. 356]; "теория, изучающая другую теорию с целью уточнения ее объекта, предмета, применяемых методов исследования, взаимоотношения с другими теориями и т.д." [16, с. 170], "логическая теория", описывающая "внутреннюю логику построения, функционирования и развития другой теории", осуществляющая "исследование системы логических понятий и положений какой-либо теории с целью ее более рационального построения" [11, с. 51], рассматривающая "не объективный процесс физического воспитания, спортивной подготовки или рекреации человека, а процесс их познания, т.е. как наука, которая изучает объект и предмет теории физического воспитания, теории спорта или теории рекреации, применяемые в них исходные, основные понятия и пр." [7, с. 23]; для "теории вида спорта метатеорией будет являться та наука, которая будет рассматривать не объективный процесс спортивной деятельности в конкретном виде спорта, а ее (теории) объект, предмет, структуру" [12, c. 29]; также часть сложных слов "мета. . ." "в современной логической терминологии используется для обозначения таких систем, которые служат, в свою очередь, для исследования или описания других систем, например: метатеория" [15, с. 373].
Однако анализ научных работ в метатеоретическом аспекте выявил парадоксальную ситуацию: с одной стороны, процессы развития и особенно теоретизации научных дисциплин требуют обоснованных форм организации полученного и потенциального знания; с другой - подходы к решению этих важнейших вопросов, и в ТФК, и в общенаучных дисциплинах, носят фрагментарный характер. Более того, нами не обнаружено публикаций, где метатеория была бы целостно представлена как самостоятельная научная дисциплина. Между тем актуальность метатеоретических положений для формирования ТФК достаточно очевидна.
Метатеоретическая проблематика, соотносимая с уровнем философских проблем ТФК и необходимостью общетеоретических философских обобщений, что отмечалось еще в начале 70-х гг. [10 и др.], до сих пор остается неразработанной, хотя без всестороннего обоснования концептуального метатеоретического базиса корректное развитие ТФК становится невозможным. В работах теоретиков ФК в контексте анализа методологического аппарата частично изучались метатеоретические аспекты ТФК [5, 9 и др.], отмечалась необходимость проведения метатеоретических исследований в области научных знаний о ФК как выражение факта их усложнения и теоретизации, в частности, упоминалось, что "методология обновления теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания должна стать предметом специальных метатеоретических исследований" [2, c. 39]. Некоторые авторы неправомерно считали, что ТФК должна "выступать в роли метатеории" [6, с. 60], а также делегировали метатеории несвойственные ей функции [8, с. 104]. Во многих публикациях рассматривались вопросы структуры ТФК и т.д., но их метатеоретическая принадлежность не обозначалась [14 и др.].
Обобщение взглядов на метатеорию и соотнесение результатов с потребностями формирования ТФК, а также экстраполяция положений, разработанных применительно к метатеории физической рекреации [3,4] на сферу ТФК позволили частично представить основы научной дисциплины "метатеория физической культуры" (МтФК), в которые вошли: метасистемность, дефиниция, принципы, объект, предмет, структура, цель, задачи, функции.
МтФК метасистемно - часть общенаучной метатеории (в данном контексте - метатеории), которая со смежными дисциплинами образует метатеоретический гносеологический комплекс: представляется, что философия науки и соотносимая с ней логика науки выступают метасистемами метатеории; основными средствами (в иной интерпретации - частями) метатеории следует считать семантику, синтаксис, прагматику - содержательный, формальный и деятельно стный аспекты познания; метатеоретическая направленность придает им специфичность, которая используется, например, металогикой, изучающей свойства различных логических систем, которую можно считать составляющей метатеории, в том объеме, который определяется ее специфичностью, поскольку, в частности, металогика является одновременно частью логики и в этом отношении выходит из сферы метатеории, а семантика, синтаксис, прагматика с этой позиции уже считаются разделами самой металогики; они же, но более широко представленные и выходящие за границы средств метатеории, образуют три аспекта теории знаковых систем - семиотики, как завершающего звена метатеоретического гносеологического комплекса [на основе 13; 17 и др.].
Компонентные дифференциации МтФК и ТФК схожи: в МтФК кроме метатеории обобщенного блока ТФК выделяются: метатеория физического воспитания, метатеория спорта, метатеория физической рекреации, метатеория физической реабилитации. Необходимость такого разделения диктуется потенциальной метатеоретической специфичностью компонентов ТФК.
Соотношение ТФК и МтФК в аспекте "система-метасистема" представляется следующим: МтФК как система - это часть метасистемы ТФК (и одновремен но, опосредованно - часть метасистемы "общенауч ная метатеория"), но ТФК - не часть метатеории и уж тем более не часть МтФК; ТФК - это гносеологический объект метатеории физической культуры, а метатеория физической культуры - это специфическая часть изучаемой ею ТФК, а также часть метатеории, которая, в свою очередь, выступает метасистемой по отношению к МтФК. Поэтому ТФК - это метасистема, но отнюдь не метатеория, как это отмечается в некоторых публикациях [6 и др.]; использование понятия МтФК в значении "метасистема" по отношению к ТФК, а также совмещение понятий МтФК и ТФК по отношению к одному объекту - ФК - неправомерно.
Постоянное развитие теоретических методов исследования, непрерывное увеличение их роли и удельного веса в арсенале научных средств, развитие методов формализации знания, интенсивное внедрение специальных знаково-символических средств, надстраивающихся над традиционными языковыми средствами, - явления, характеризующие тенденцию к прогрессирующей теоретизации ТФК. Поэтому теоретизация выступает как одно из основных направлений развития теории физической культуры и сфера специфической реализации ее метатеории. Процессы теоретизации при формировании ТФК актуальны не только в связи с общенаучными тенденциями - они необходимы при переходе от оперирования эмпирическими абстракциями к теоретическим.
МтФК ориентируется на построение исключитель но теоретических конструкций; ТФК не сводилась и сводиться к этому не будет, поскольку представляет собой знание об объекте - физической культуре, который в конечном счете дан эмпирически, что предполагает соотнесение любых теоретических представлений, какой бы абстрактности и сложности они ни достигали, с эмпирическими представлениями о физической культуре. Но если раньше, можно считать, такое соотнесение осуществлялось непосредственно в ходе некоторого оперирования на эмпирическом уровне, при выработке теоретических конструкций, которые были прямо связаны с эмпирией, то в настоящее время, при развитии теоретических методов исследования в ТФК, перед МтФК встает задача - увязать построенные теоретические конструкции с имеющимся эмпирическим знанием о физической культуре, поскольку общая система научного знания о ней оказывается разделенной на уровни, на каждом из которых возможна определенная самостоятельная конструктивная деятельность. Следующая задача - соотнесение результатов деятельности на этих уровнях для приведения научного знания в единую систему, дающую возможность в конечном счете получать объяснения и предвидения относительно эмпиричес ки данных объектов. Поэтому для ТФК как для развивающейся научной дисциплины актуальность и значимость этой проблематики связаны прежде всего с выработкой адекватной гносеологической и методологической картины процесса теоретизации, в том числе форм, этапов, критериев, техники логической формализации и построения искусственных логических систем, вопросов дедуктивно-аксиоматического и прочего конструирования и т.д. Было бы естественным в теоретических построениях ТФК учитывать метатеоретические разработки достаточно развитых метасистемных дисциплин - например, теории культуры, или подсистемных, например ТФВ, теории спорта, однако несформированный или, по крайней мере, невыявленный концептуальный аппарат процесса их теоретического развития не позволяет использовать их положения, как этого хотелось бы, в качестве парадигмы теоретизации ТФК. Поэтому одно из направлений метатеоретических исследований заключается в том, чтобы выявить и обосновать исходные признаки и ориентиры теоретизации метасистемных либо подсистемных наук, конкретизировать их в какой-то более дифференцированной концептуальной конструкции, экстраполировать с учетом ее типологии на теоретическую модель ТФК, с которой можно осуществлять оперирование как с "идеальным объектом" и т.д. Необходимо добавить, что теоретизация ТФК осуществляется в рамках реализации принципа восхождения от абстрактного к конкретному, как направлен ность научно-познавательного процесса в целом - от менее содержательного к более содержательному знанию о физической культуре.
МтФК - это научная дисциплина о структурном формировании теории физической культуры, осуществляющая научную рефлексию в форме метатеоретического исчисления - формального аппарата оперирования и самого процесса оперирования массивом научной информации о ФК, категориями метатеоре тической формализации такого массива и его моносистемами. Одним из основных принципов МтФК, выступающим также и в качестве метода, является метатеоретическое оперирование (формирование и преобразование абстракций метатеоретического денотата и моносистем в соответствии с положениями и правилами метатеории), которое осуществляется в значительной степени индифферентно, независимо от исследований на эмпирическом уровне, не имеет какого-либо непосредственного эмпирического коррелята и не связано непосредственно с уровнем наблюдения и эксперимента.
Тезаурус МтФК предполагает использование некоторых специфических терминов. Так, "метатеоретическая формализация" определяется нами как экспликативное отображение метатеоретического денотата: в качестве денотата для МтФК выступают знания эмпирико-теоретического и более высоких уровней ТФК, а в качестве отображения (как результат) - моносистемы научного знания. Моносистема - это критериально и качественно однородные абстрактные научные знания какой-либо теории, представляющие cобой отражение отдельных аспектов ее структурной дифференциации по одному определенному признаку, обозначаемому в форме понятий структурно-эле ментного или структурно-компонентного характера, определяющих критерий и качество такой дифференциации. Следовательно, предлагаемое нами понятие "моносистема" несет в себе дихотомию содержания и обозначения. МтФК предполагает оперирование как обозначениями, так и содержанием моносистем, в частности содержанием моносистем формирования ТФК. Логическим продолжением метатеоретической формализации являются преобразование, таксономизация и другие операции над формализованным научным знанием, что в целом, включая и саму метатеоретическую формализацию, можно обозначить как метатеоретическое исчисление ТФК. Моносистемы метатеоретической формализации выступают базой содержательно-структурного формирования и МтФК, и метатеоретических основ ТФК, и самой ТФК, которые должны представлять концептуальные системы отражения сущностных характеристик соответствующих идеализированных объектов и реализации метатеоретического оперирования этими объектами.
Формирование ТФК посредством метатеоретических положений и механизмов детерминирует ее рефлексивность - самообращенность, самоанализ ТФК через концептуальные системы различной степени обобщенности, общности и абстрактности, сконцентрированные в рамках МтФК, что предполагает интенсивное развитие научной рефлексии в самой структуре ТФК как метод построений ее логической структуры и познавательного смысла, как средства, отображающего объективную реальность категорий ТФК. МтФК в этом аспекте обозначает референта ТФК, осуществляющего рефлексивное оперирование содержанием ТФК в контексте решения ее метатеоретической проблематики. Соотношение теории, метатеории и рефлексии - вопрос далеко не решенный [1], однако первичный анализ позволяет утверждать, что рефлексия как принцип мышления выступает по отношению к МтФК методологической категорией, а МтФК - как способ ее реализации в приложении к специфическим внутренним вопросам ТФК; в то же время рефлексия - не единственный из теоретических методов, используемых в МтФК и ТФК; в свою очередь, МтФК, анализирующая ТФК, в т.ч. ее методы, в силу своего объекта выходит за рамки рефлексии.
Многоуровневый, иерархический характер организации теоретических систем научного знания о ФК предполагает использование концептуальной основы, специальных методов их формирования и благодаря их применению - специально-научной интерпретации формализованного знания. Методы формирования научных теорий отличаются многообразием, однако применительно к метатеоретическому формированию ТФК, а также самой МтФК следует выделить дедуктивно-аксиоматический, гипотетико-дедуктивный, генетически-конструктивный методы; представляется возможным использовать синтез этих методов на методологической основе системного подхода в соответствии с метатеоретическими критериями относительной простоты, целостности, связанности (внутренней организованности), логической непротиворе чивости (внутренней согласованности), логической выводимости.
Объектом МтФК выступает ТФК; объектной областью - структурированные массивы научной информации; предметной областью - характеристики структурной организации составляющих объектной области; предметом - структурная организация ТФК; цель МтФК - структурное формирование ТФК как научной и учебной дисциплины.
Задачи МтФК целесообразно подразделить на общие, связанные с реализацией общеметатеоретической информации применительно к ТФК, частные, ориентированные на метатеоретическую проблематику ТФК, и специфические, решение которых направлено на саму МтФК.
К общим задачам МтФК следует отнести: анализ и сопоставление основных научных концепций о формах организации научного знания, их редукции и в необходимой мере - экстраполяцию на ТФК; изучение процессов исчисления изоморфных или гомоморфных к ТФК теорий, их структуры, методов и свойств; анализ основ теоретического исследования и многообразных методов оперирования абстракциями высших уровней, определение их репрезентативности, критериев применения и само применение в ТФК; выявление системы основных исходных понятий; разработку метаязыка и метатеоретического тезауруса; обозначение структурно-логических основ (моносистем) ТФК; выявление объективных связей, координации и субординации между науками, изучающими ФК, и науками, формирующими ТФК; исследование условий и возможностей реализации метатеоретических основ в ТФК.
К частным задачам МтФК относятся: обоснование ТФК и ее фрагментов как комплексной рефлексивной задачи; выявление и определение объекта, предмета и соответствующих областей ТФК; разработка системы основных понятий ТФК; формулирова ние содержания структурно-логических основ (моносистем) ТФК, определение взаимосвязей между ними; определение и разработка функций ТФК; обозначение границ применимости ТФК; выявление структурных элементов, метатеоретических критериев и специфических характеристик моделирования в ТФК для более полного отражения и адекватного воспроизве дения ее построений; разработка и совершенствование структуры и инфраструктуры ТФК; осуществление полидисциплинарных исчислений ТФК; критический анализ существующих теоретических основ ФК; определение направлений созидательного преобразования и развития ТФК.
К специфическим задачам МтФК относятся экстраполированные на саму МтФК вышеназванные общие и частные задачи. Необходимость выделения этой группы задач диктуется несформированностью МтФК, а "специфичность" определяется "непосред ственно" рефлексивным характером процессов ее формирования.
Осуществление внутреннего функционирования МтФК опирается на положения, реализованные как воплощение внешнего функционирования МтФК в отношении ТФК и в этом случае предстает как некий референтный денотат ее структурной проекции, а внешние функции МтФК и внутренние функции ТФК совпадают (по крайней мере, совпадают объекты такого различения в их функционировании). Внешние функции МтФК представляются следующими: онтологическая (анализ, объяснение, обоснование природы базисных абстракций ТФК и теоретических образований, их роли, статуса, структуры, методов построения); критическая (переоценка концептуального содержания ТФК, ее перестройка и реорганизация в соответствии с положениями метатеоретического оперирования научными знаниями); конструктивная (формирование и построение ТФК, совершенс твование способов ее развертывания, увеличения ее дидактических и экспрессивных возможностей, оптимизация функционирования базисных абстракций); верификационная (определение научности высказываний в ТФК и их осуществление); рефлексив ная (адаптированная экстраполяция основных положений исчисления ТФК на составляющие самой ТФК); нормативная (оценивание диапазона действия научных положений, обозначение границы ее применимости; определение рациональности научных высказываний и теоретических построений в целом; очерчивание контуров, в которых ТФК адекватно воссоздает закономерности изучаемой реальности). Аналогично различаются внутренние функции МтФК с той лишь разницей, что место объекта метатеории ФК - теории ФК - занимает сама метатеория ФК, а место предмета - структурная организация метатеории ФК. Все функции МтФК тесно взаимосвязаны и отражают диалектическую взаимосвязь метатеоретических гносеологических процессов.
Расширение рефлексивного анализа метатеоре тических аспектов ТФК выявило некоторые ее характеристики, не соответствующие метатеоретической проблематике, но которые носили явно выраженный рефлексивный характер, что потребовало очертить сферу гносеологической реализации этого направления на основании критерия рефлексивности и дифференциацию внутри этой сферы. На наш взгляд, правомерно выделение модели рефлексивного взаимодействия ТФК и изучающих ее научных дисциплин: МтФК следует дополнить еще двумя дисциплинами, для которых ТФК также будет выступать в качестве объекта исследования: это наукометрия, предметом которой будут являться количественные показатели научной деятельности в сфере ТФК как информаци онного процесса, и науковедение, предметом которого станет организационная и социальная структура научной деятельности также в сфере ТФК. В соответствии с этим характеристики ТФК в качестве абстрагированной от своего содержания научной дисциплины, уровень ее развития, границы функционирования и направления формирования также должны быть представлены как минимум в трех плоскостях: метатеоретической, науковедческой, наукометрической.
В настоящей статье обозначены только некоторые аспекты формирования метатеории физической культуры, однако разработка метатеоретической проблематики формирования ТФК и само формирова ние ТФК в контексте создания концептуального метатеоретического базиса развития массивов научной информации представляются необходимыми и актуальными для дальнейшего метатеоретически корректного развития ТФК.
Список литературы
1. Бажанов В.Ф. Метатеоретические исследования и рефлексивность научного знания // Вопросы философии. 1985, № 3, с. 122-125.
2. Бальсевич В.К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания // Теор. и практ. физ. культ. 1999, № 4, с. 21-26, 39-40.
3. Бердус М.Г. Метатеория физической рекреации: актуальность формирования /Актуальные проблемы развития физической культуры и спорта в современных условиях: Матер. Междунар. науч.-практ. конф. Улан-Удэ. 1995, ч. 1, с. 14-15.
4. Бердус М.Г. Формирование теории физической рекреации в контексте основ ее метатеории: Канд. дис. Малаховка, МГАФК, 1999. - 207 с.
5. Боген М.М. К проблеме "категория "принцип" в ТФК и ТС / Научно-информационные основы физкультурного образования: Сб науч. статей. - Малаховка: МГАФК, 1997, c. 4-7.
6. Выдрин В.М., Курамшин Ю.Ф., Николаев Ю.М. Осмысление интегративной сущности физической культуры - магистральный путь формирования ее теории// Теор. и практ. физ. культ. 1996, № 5, с. 59-62.
7. Гужаловский А.А. "Круглый стол" журнала "Теория и практика физической культуры"// Теор. и практ. физ. культ. 1986, № 7, с. 23-24.
8. Матвеев Л. Об особенностях предмета и методов общей теории физической культуры / Очерки по теории физической культуры. - М.: ФиС, 1984, с. 97-114.
9. Наталов Г.Г. Эволюция научных представлений об объекте и кризис общей теории физической культуры//Теор. и практ. физ. культ. 1998, № 9, 40-42.
10. Оробинский М.Д. Некоторые философские вопросы теории физического воспитания //Теор. и практ. физ. культ. 1970, № 12, с. 57-60.
11. Пономарев Н.А. Система методов в науке о физической культуре / ВДКИФК. Л.: Б. и., 1984. - 98 с.
12. Пронин С.А. Формирование теории вида спорта (на примере гребного спорта). -Канд. дис. Л., 1988. - 530 с.
13. Рыжко В.А. Гносеологический анализ логических средств построения научных теорий: Автореф. канд. дис. Киев, 1971. - 19 с.
14. Сичивица О.М. Интеграция знаний и развитие науки о физической культуре и спорте // Теор. и практ. физ. культ. 1987, № 4, с. 27-29.
15. Современный словарь иностранных слов.- М.: Русский язык, 1993. - 740 с.
16. Столяров В.И. Основные формы и пути интеграции наук в процессе познания физической культуры и спорта / Тез. докл. науч.-практ. конф., ГЦОЛИФК. - М.: Б. и., 1986, с. 168-173.
17. Философский энциклопедический словарь. - М.: Сов. энциклопедия, 1989. - 815 с.
18. М. Г. Бердус, кандидат педагогических наук, доцент. Метатеория физической культуры: проблематика и перспективы.