Проблемы экологии на Урале
Проблемы экологии на Урале
Реферат выполнила ученица 11а класса Турбанова Светлана.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 109
г. Челябинск, 2003 год.
Территорию Урала очистят от радиации?
Местом проведения крупного совещания Челябинская область стала не случайно. Не так давно губернатор Петр Сумин отправил в правительство несколько писем, в которых поднимал проблемы Теченского каскада водоемов. По мнению наблюдателей, руководство Челябинской области, скорее всего, постарается вновь поднять вопрос о возобновлении на Южном Урале строительства атомной станции. Дело в том, что Гос.дума приняла пакет законов, разрешающих ввоз в Россию отработанного ядерного топлива с иностранных АЭС.
ДЕПУТАТЫ ПРОГОЛОСОВАЛИ ЗА ТО, ЧТОБЫ ОСТАВИТЬ ОТХОДЫ В РОССИИ НАВЕЧНО.
Недавно Государственная Дума РФ приняла во втором чтении пакет законов, разрешающих ввоз в Россию на переработку и хранение отработанного ядерного топлива с иностранных АЭС. Власть проигнорировала мнение общества, мнение её избирателей по этому вопросу. Согласно всем социологическим опросам, большая часть населения категорически против ввоза отработанного ядерного топлива в нашу страну.
Но Дума, Правительство, Президент - одобряют эти идеи и поддерживают проект ввоза ОЯТ. Конечно, можно говорить, что простой народ ничего не понимает в этом вопросе, что он напуган сказками экологов, а объяснять ему бесполезно. Впрочем, что бесполезно объяснять, считал прежний руководитель Минатома - Е.Адамов. Доходя порой до откровенного хамства, он говорил, что общественности этого не понять, что люди глупые, а он, начальник Минатома, как бы умный, он видит и знает, что России и россиянам хорошо, а что - нет. Возможно, что из-за такой откровенности суждений он и лишился своей должности. Таким образом, спасли и его, от расследования и суда, и атомный проект, так как Адамов мог запросто утянуть его с собой на дно.
Новый министр намного осмотрительнее. Он доказывает, что готов к диалогу с общественностью, что хочет рассказывать, объяснять, убеждать, убеждать не только депутатов, а весь народ. Только вот объяснения получаются странные, путанные.
Пакет законопроектов, разрешающих ввоз ОЯТ в нашу страну был направлен на экологическую экспертизу, которая проводилась с множественными нарушениями существующего законодательства, сопровождалась открытым давлением со стороны МПР и Минатома на независимых экспертов, а результаты экспертизы весьма неоднозначны и вызывают большие сомнения. Обо всём этом, в том числе и о давлении со стороны атомщиков, говорили независимые эксперты на страницах газеты "Зелёный мир".
Группа академиков РАН активно высказывается в поддержку разрешения ввоза ОЯТ, атомщики часто ссылаются на их авторитет. Во-первых, они специалисты в своём деле - в ядерной физике, а не в экономике и экологии, а во-вторых, хочу напомнить, что за поворот сибирских рек тоже боролись академики, а в фашистской Германии учёные давали научное обоснование уничтожению целых народов.
Сотрудники Минатома никак не могут договориться о том, куда они планируют девать полученные деньги. Получить они рассчитывают 20 млрд. долларов в течение 10 лет. Однако, в эфире программы "Глас народа", существовавшей на разгромленном теперь НТВ, министр Адамов утверждал, что реальных договоров и цифр, касающихся ввоза ОЯТ, пока нет, что всё это проект, а 20 млрд. - приблизительная величина. Но так как от неё всё и считается, предположим, что Россия их всё-таки получит, хотя пока и не ясно, от кого. Что станет с этой суммой?
Многие сторонники ввоза ОЯТ в Россию утверждают, что у нас скопилось очень много собственного отработанного топлива (16 тыс. тонн - по данным того же Минатома) и ядерных отходов, особенно реакторов с атомных подводных лодок, которые надо перерабатывать или захоранивать. Мы получим деньги и построим новые хранилища, достроим завод РТ-2 или построим новые заводы по переработке ОЯТ. Здесь следует напомнить, что завод РТ-2 проектировался очень давно и все технологии, применявшиеся на нём, устарели много лет назад, новые технологии секретны до такой степени, что возникает сомнение в их существовании.
Итак, деньги, или их часть, пойдут на строительство хранилищ и заводов. Но в эфире "Героя дня" на НТВ, заместитель атомного министра утверждал, что таких планов ни у кого нет, что это бред, наши отходы потихоньку перерабатываются и деньги на это регулярно выделяются из бюджета, и будут выделяться в дальнейшем. А деньги от переработки ОЯТ на это направлены будут. Самих атомщиков такие противоречия не смущают.
Но это ещё не всё. Министр Румянцев и упомянутый его заместитель неоднократно говорили, что чуть ли не все деньги, полученные Россией за ввоз ОЯТ, пойдут на улучшение экологической ситуации в регионах, пострадавших от создания ядерного оружия в эпоху "холодной войны". И вообще, вся суета вокруг ОЯТ затевалась, якобы, только для того, чтобы оздоровить экологическую обстановку в РФ. Это Румянцев в частности говорил на программе "Времена" на ОРТ. С другой стороны, по информации того же Минатома, только 30% доходов от ОЯТ будет направлено на экологические программы. Но как вообще можно говорить об оздоровлении обстановки, если к нам ввозят чужой хлам? Ведь по существующим в нашей стране (а также в Англии, Франции, Америке, Японии) технологиям, низко- и среднеактивные отходы от переработки ОЯТ попадают в окружающую среду, установки для их остекловывания у нас или не функционируют, или просто отсутствуют.
Американцы вообще считают ОЯТ отходами и переработку их не ведут из-за её, по их мнению, опасности и нерентабельности. Доказательства опасности, кроме постоянного сброса радионуклидов в окружающую среду - авария на "Маяке", последствия которой, якобы и хотят устранить атомщики, и едва не произошедшая недавно авария в Англии, на заводе "Селлафилд". Американцы, в отличие от нас, всё это замечают и выводы для себя делают. Это, кстати, ответ тем атомщикам, которые пытаются играть на патриотизме нашего народа, утверждая, что если мы не возьмём ОЯТ, его заберут американцы. Не бойтесь за американцев, атомщики, в их государстве, в отличие от нашего, власть беспокоится о мнении избирателей и об их судьбе, и она там менее продажная, не нужны им чужие ядерные отходы.
Конечно, добра и процветания американцы России не желают, не заинтересованы США в формировании сильных конкурентов, за примерами далеко ходить не надо, их поведение говорит само за себя. Но у нас с американцами есть и общая тревога - ни мы, ни они, не хотим распространения в мире ядерных вооружений. А при переработке ОЯТ образуется плутоний, который в принципе можно доработать до оружейного. Естественно, американцы тревожатся за его судьбу, ведь сделать атомную бомбу из этого плутония много проще, чем выделять его из ОЯТ, или строить специальный графитовый реактор. И в этом вопросе наши интересы совпадают, просто в США сомневаются, сможем ли мы сохранить этот плутоний, не станем ли мы его за большие деньги продавать (официально или тайно и неофициально) другим государствам.
Но от беспокойства американцев вернёмся к тому, что не даёт покоя сотрудникам Минатома и нашим "народным избранникам" - к деньгам. Фонды Минатома закрыты, распределение денег будет контролироваться самим министерством. Депутаты отдельно проголосовали против внесённой правыми поправки, возлагавшей на Думу функции контроля за всеми операциями с ввозом отработанного топлива. Естественно, себе, любимому, в первую очередь министерство деньги и выделит, а вовсе не экологам. Трудно поверить, что Минатом, МПР, государственные СМИ плюют на народ, на законы, на здравый смысл для того, чтобы потом взять да и отдать все деньги экологам, не для этого все финансовые поступления за ввоз ОЯТ будут аккумулироваться на счетах Минатома. В лучшем случае Минатом немного подкормит экологов ручных, карманных. К тому же, никто не мешает атомщикам через пару лет сказать, что никаких загрязнённых радиацией территорий у нас нет, просто там фон такой, естественный, и чистить их не надо. Ведь сказал же Адамов, что от радиации никто не умирал, а от Чернобыльской катастрофы погибло много меньше шестисот человек, и те только от взрыва реактора. Кстати, совершенно не понятно, какие именно экологические программы по очистке загрязнённых территорий имеет в виду Минатом, и сколько на них надо денег.
Но, в конце концов, в России у денег одна судьба - быть украденными и отмытыми где-то вдалеке от нашего дома. Так что за них можно не очень-то и беспокоиться. Но ОЯТ и отходы - не деньги - их красть не интересно и сложно. Что будет с ними?
Тут ситуация более определённая. О возможной незаконной продаже плутония уже говорилось, но это пока - из области страшной фантастики. А вот реальность. У нас в наличие 16 тыс. тонн ОЯТ, на переработку мы (Россия, но не народ, а Минатом) хотим ввезти столько же, плюс 4,5 тыс. тонн на захоронение. Итого, около 21 тыс. тонн ОЯТ Минатом хочет привезти в нашу страну. Россия превратится если не в помойку, то в склад для отходов из азиатских и европейских государств. Именно отходов - потому что, во-первых, то, что никто и никогда не собирается перерабатывать, язык не поворачивается назвать сырьём, а во-вторых, потому что при переработке ОЯТ выделяются отходы, об их судьбе ещё будет сказано.
4,5 тысячи тонн - четверть того, что у нас есть сейчас, мы хотим захоронить без последующей переработки. Временное хранение с неограниченным сроком. Странно, и это при утверждениях, что у нас своё ОЯТ в хранилищах не помещается. Даже если для этого топлива будет построено хранилище, возникает вопрос, а почему бы его не построить на территории страны - поставщика, зачем тащить ОЯТ в Россию, тратя деньги на перевозку и охрану, создавая лишние ситуации риска?
Ответ очевиден - деньги нам будут давать лет 10 - 20, а обслуживать хранилища, тратить энергию, содержать персонал, охранять, волноваться из-за возможной аварии или диверсии придётся лет 200 - 300 в лучшем случае. Можно подсчитать, сколько для этого надо средств, рассчитать риск. Вот и получается, что другим государствам выгоднее скормить нам 20 млрд. долларов, чем строить хранилища на своей территории и тратить деньги на их функционирование. Я уже говорил, что поставка денег будет продолжаться около 10 лет, а вот затраты на операции с ОЯТ, по смете Минатома, рассчитаны на период приблизительно 40 лет. В стране, где бюджет на год просчитать не могут, большие сомнения вызывает возможность сохранения и распределения полученных за 10 лет денег в течение последующих 30-40 лет.
И, наконец, основной фактор, основная причина, которая заставляет принять сторону противников ввоза ОЯТ. Можно поверить в доводы Минатома, в конце концов деньги, проекты, технологии - всё это в будущем, а заниматься этим будут академики, ну почему бы не поверить, не доверить себя в их надёжные руки, но есть одно "но". В принятом Думой законе прописан "приоритетный возврат" радиоактивных отходов и продуктов переработки ОЯТ в страну - "изготовитель". "Приоритетный" означает, что если эта страна захочет, она заберёт продукты и отходы переработки, не захочет - не заберёт. Минатом убеждает нас, что иностранцы чрезвычайно заинтересованы в том, чтобы забрать у нас эту сверхценную продукцию. Правда, в интервью "Московскому комсомольцу", депутат Роберт Нигматулин, отчаянный сторонник атомных законов, проговорился, что ввезённое один раз топливо вывозить назад уже нельзя, это противоречит Договору о нераспространении ядерных технологий. Правда, непонятно, почему Англии и Франции можно, а нам нельзя. Кстати, об Англии и Франции. Мало того, что их программы переработки ОЯТ будут закрыты в этом десятилетии, у них прописан обязательный возврат отходов переработки назад, к "производителю" ОЯТ.
Что происходит, например, в Германии, когда туда приходит поезд с возвращающимися из Франции отходами, регулярно показывают в новостях. Тысячи людей, причём не только "зелёные", но и простое местное население, перекрывают железную дорогу, разбирают пути, растаскивают шпалы и рельсы, сами садятся на пути поезда, приковывают себя наручниками ко всему, что находят рядом и так далее. Правительство тратит бешеные деньги на охрану таких поездов и борьбу с местным населением. Полиция всей страны днём и ночью гоняет вокруг этого несчастного поезда культурных и образованных граждан Германии, стремящихся всеми силами не допустить ввоза (точнее возвращения) в их страну радиоактивного "мусора", произведённого, в общем-то, на их же АЭС. И любой, кто после этого будет утверждать, что иностранцы горят желанием забрать отходы назад, либо всех нас считает подслеповатыми олухами, либо сам таким олухом и является. В лучшем случае, поставщики ОЯТ заберут плутоний и уран - продукты переработки, хотя и это вызывает сомнение, а отходы уж точно оставят у нас навечно.
Правые партии внесли поправку к атомным законам, они предложили законодательно закрепить обязательность возвращения отходов переработки ОЯТ "на родину". Но большинство депутатов провалили эту поправку. И это можно назвать как угодно - подлостью, предательством своего народа во всех его ныне живущих и будущих поколениях, наплевательским отношением к людям, но никак не глупостью. Депутаты, голосующие за ввоз ОЯТ, понимают, что после принятия поправки о возврате отходов, с нами никто не будет иметь дело. В смысле поставок ОЯТ. Ну кому надо сражаться на границах с собственным народом, ввозя назад отходы, да ещё и платя за это огромные деньги? А теперь вот нашлось государство, готовое продавать свою территорию (благо, её много) под захоронение радиоактивных веществ.
Вся привлекательность России в вопросе ввоза отработанного топлива заключается в том, она готова за деньги "давать всем, без условий и разговоров", не думая о последствиях. Когда-то Адамов сказал, что Россия сейчас зарабатывает на продаже своих ресурсов, а он предлагает зарабатывать деньги умом и технологиями. К сожалению, это тот же путь на панель, путь для всей России, причём она сама отводит себе место не на главной улице, готовая за деньги на всё. Как к ней будут относиться, догадаться не сложно. Такая вот грустная картина.
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ
ПИСЬМО
от 11 января 2000 г. N 2510/182-32
АНАЛИЗ РАДИАЦИОННО - ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ПАСПОРТИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 1998 ГОД
Министерство здравоохранения Российской Федерации информирует, что в целях реализации Федерального закона
"О радиационной безопасности населения",
Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 1997 г. N 93 "О порядке разработки
радиационно - гигиенических паспортов организаций и территорий" по итогам 1998 года впервые проведена радиационно - гигиеническая паспортизация организаций, учреждений, работающих с источниками ионизирующего излучения, и территорий субъектов Российской Федерации.
В организации работы по радиационно - гигиенической паспортизации территорий отмечены следующие недостатки:
- администрации Республик Дагестан, Хакасия, Бурятия, Горный Алтай, а также Тверской, Кемеровской, Курганской областей не приняли постановлений о радиационно - гигиенической паспортизации;
- в постановлениях ряда органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не определены конкретные
исполнители и лица, ответственные за радиационно - гигиеническую паспортизацию территории;
- работа не выполнена в установленные сроки (г. Москва, г. Санкт - Петербург).
Следует отметить, что хорошо организовали радиационно -гигиеническую паспортизацию, получив необходимые данные от предприятий всех министерств и ведомств, органы исполнительной власти Ленинградской и Челябинской областей. Более подробную радиационно - гигиеническую паспортизацию провели Московская, Брянская, Калужская области, включив паспорта территориальных образований (районов, городов).
Хорошо организовали работу по паспортизации также Алтайский край, Республика Саха (Якутия), Кировская, Костромская, Новгородская, Мурманская, Томская, Саратовская области.
Радиационно - гигиеническая паспортизация позволила:
1) Проанализировать вклад различных предприятий в радиационную ситуацию на территории.
2) Представить структуру облучения и оценить дозы облучения населения на территории Российской Федерации как в каждом из регионов, так и в среднем по России.
3) Провести сравнительную оценку радиационной ситуации по территориям субъектов Российской Федерации.
4) Выделить наиболее острые проблемы обеспечения радиационной безопасности на территориях.
Характеризуя величину вклада различных видов облучения, следует отметить, что первое место, даже в регионах, пострадавших в результате радиационных аварий, занимают естественные источники ионизирующего излучения (до 67%). Второе место занимает облучение от медицинских рентгенорадиологических процедур (до 32%). При этом наибольший вклад в дозу медицинского облучения вносят рентгеноскопические исследования - до 42%.
Так, средняя эффективная доза облучения жителя России от медицинского облучения - 1,07 мЗв. Наиболее высокие уровни облучения населения по данным за 1998 год в Вологодской области - 3,1 мЗв; Тамбовской области - 2,07 мЗв. На примере нескольких субъектов Российской Федерации приведена структура коллективных доз по различным регионам России.
При анализе данных отмечено невысокое качество заполнения многих радиационно - гигиенических паспортов. Наиболее часто отмечаются недостатки по достоверности приведенных данных о загрязнении окружающей среды (29 территорий), о содержании природных радионуклидов в питьевой воде (40 территорий), радона в воздухе помещений жилых и общественных зданий (6 территорий), по содержанию радионуклидов в пищевых продуктах (21 территория).
Допущены ошибки в расчетах средних годовых и коллективных доз облучения персонала (10 территорий).
Направляя обобщенные данные по радиационно-гигиенической паспортизации, Минздрав России просит проанализировать полученные данные в субъекте Российской Федерации как в сравнении с результатами в других территориях, так и со средними показателями по России, а также учесть недостатки при проведении паспортизации в 2000 году.
Первый заместитель Министра Г.Г.ОНИЩЕНКО
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА О СОСТОЯНИИ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИИ (РАДИАЦИОННО - ГИГИЕНИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ РОССИИ) ЗА 1998 Г.
В соответствии с Федеральным законом "О радиационной безопасности населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 141), Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 1997 г. N 93 "О порядке разработки радиационно - гигиенических паспортов организаций и территорий" и в целях оценки вредного воздействия радиационного фактора на население, планирования и проведения мероприятий по обеспечению его радиационной безопасности, анализа эффективности этих мероприятий в Российской Федерации впервые по итогам 1998 года проведена радиационно - гигиеническая паспортизация организаций и территорий.
Из 89 субъектов Российской Федерации радиационно - гигиеническую паспортизацию территории за 1998 г. провели 68 субъектов Российской Федерации (76%).
Органы исполнительной власти 17 субъектов Российской Федерации (24%) не представили радиационно - гигиенические паспорта , 4 территории не представили паспорта в установленный срок, в том числе г. Москва и г. Санкт - Петербург.
СУБЪЕКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, НА ТЕРРИТОРИИ КОТОРЫХ РАСПОЛОЖЕНО АИБОЛЬШЕЕ ЧИСЛО ОРГАНИЗАЦИЙ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ ИИИ
№ |
Субъект РФ |
Число организаций, использующих ИИИ. |
6. |
Свердловская область |
524 |
11. |
Челябинская область |
378 |
Перечень субъектов Российской Федерации, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча:
1. Челябинская область
2. Свердловская область
3. Курганская область
Объемная активность радиоактивных веществ в атмосферном воздухе, Бк/куб. м: -5
Цезий-137 - 0,12 x 10 - 1,1 x 10 , что составляет от 0,0000044% до 0,000041% от допустимой среднегодовой объемной активности для населения по Нормам радиационной безопасности (НРБ).
Средняя эквивалентная равновесная объемная активность радона в жилых и общественных зданиях: 35 Бк/куб. м при разбросе показаний по стране 13 - 113 Бк/куб. м.
Превышение гигиенического норматива выявлялось в среднем по России в 2,79% всех обследованных зданий.
Превышение гигиенического норматива среднегодовой эквивалентной объемной активности радона в жилых и общественных зданиях в 1998 г. регистрировалось в 18 субъектах РФ из 68, представивших радиационно - гигиенические паспорта:
№ |
Субъект РФ |
Процент превышения среднегодовой активности радона в жилых и общественных зданиях. |
6. |
Свердловская область |
5% |
7. |
Челябинская область |
4% |
Средняя удельная активность радиоактивных веществ в воде открытых водоемов, Бк/л: превышения гигиенических нормативов по удельной активности: - цезия-137 и стронция-90 в воде открытых водоемов не регистрируются.
Средняя активность радиоактивных веществ в воде источников питьевого водоснабжения, Бк/кг
Превышения гигиенических нормативов по удельной активности цезия-137 и стронция-90 в воде источников питьевого водоснабжения не регистрируются.
Удельная активность радиоактивных веществ в пищевых продуктах местного производства.
В 1998 году проведено 202370 исследований пищевых продуктов на соответствие содержанию радионуклидов, из них не отвечает гигиеническим требованиям 4519 проб (2,23%), из них 4243 пробы по цезию-137, 45 проб по стронцию-90.
Случаи превышения допустимого содержания радионуклидов в продуктах питания местного производства отмечались в двух областях - Брянской и Калужской, в основном в частном секторе, в молочных продуктах, мясе, а также продуктах леса (грибы, ягоды).
В завозимых продуктах на территории других субъектов Российской Федерации случаи превышения гигиенических нормативов по содержанию радионуклидов выявлялись в чае, лекарственных травах и лесных ягодах и грибах.
Удельная эффективная активность радиоактивных веществ в используемых строительных материалах, Бк/кг:
ТЕРРИТОРИИ С НАИБОЛЕЕ ВЫСОКИМИ ЗНАЧЕНИЯМИ СРЕДНЕЙ УДЕЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОЙ АКТИВНОСТИ ПРИРОДНЫХ РАДИОНУКЛИДОВ В СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛАХ
№ |
Наименование субъекта РФ |
Удельная эффективная активность, Бк/кг |
|
средняя |
максимальная |
||
6. |
Челябинска область |
171 |
1306 |
10. |
Свердловская область |
120 |
1100 |
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРРИТОРИЙ ПО СРЕДНЕЙ ДОЗЕ НА ЖИТЕЛЯ
№ |
Территория |
Средняя доза на жителя, МЗв |
7. |
Свердловская область |
1,27 |
8. |
Средняя доза по России |
1,07 |
Челябинская область в 20-ку не вошла.
СТРУКТУРА КОЛЛЕКТИВНЫХ ДОЗ ПО РАЗЛИЧНЫМ РЕГИОНАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 1998 Г.
Территория |
Природные источники, % |
Медицинские источники, % |
Глобальные выпадения и облучение за счет прошлых радиационных аварий, % |
Предприятия, использующие ИИИ,% |
Территории, пострадавшие в результате аварии на ЧАЭС: |
||||
-Брянская область |
51,9 |
37,3 |
10,79 |
0,01 |
-Калужская область |
74,9 |
24 |
0,92 |
0,18 |
-Орловская область |
64 |
32,7 |
3,27 |
0,03 |
Территории, пострадавшие в результате на «Маяке» и от выбросов в р.Теча: |
||||
-Свердловская область |
58,7 |
39,5 |
1,66 |
0,14 |
-Челябинская область |
74,5 |
24,7 |
0,56 |
0,24 |
Территории, пострадавшие в результате испытаний на ядерном полигоне в Семипалатинске: |
||||
-Алтайский край |
81,9 |
17,8 |
0,29 |
0,01 |
Территории, на которых размещены действующие АЭС: |
||||
-Воронежская область |
62,4 |
36,9 |
0,59 |
0,11 |
-Мурманская область |
73,6 |
25,5 |
0,64 |
0,26 |
-Смоленская область |
58, |
39,8 |
1,66 |
0,04 |
Уральский электрохимический комбинат (Свердловск-44) (УЭХК), г.Новоуральск
УЭХК — один из первенцев атомной индустрии России — вошел в строй в 1949 году. Расположен в 50 км от г.Екатеринбурга. УЭХК экспортирует обогащенный уран на Запад с 1973 г. На комплексе работают несколько обогатительных каскадов, составленных из центрифуг четвертого и пятого поколения. Каскады располагаются в пяти зданиях. Производительность завода обеспечивает 49 % всех российских мощностей, что составляет 10 млн. ЕРР/год. В 1989 году производство оружейного урана на комбинате было полностью прекращено. С осени 1994 г. на УЭХК было введено в эксплуатацию производство по разообогащению оружейного урана. УЭХК является основным предприятием, вовлеченным в преобразование 500 тонн ВОУ от оружия для получения НОУ со степенью обогащения 4,4 %. Предприятие способно перерабатывать до 10 тонн ВОУ ежегодно. Комбинат также нарабатывает уран обогащением 1,5 % для разбавления ВОУ.