Спорт в вузе: проблемы организации
Спорт в вузе: проблемы организации
Введение
В условиях формирующихся принципов рыночных отношений в экономике вузы качественно перестраивают подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием, дабы соответствовать требованиям, предъявляемым практикой. Эти требования в полной мере относятся и к сфере физической культуры и спорта. Анализ их взаимодействия в подготовке студентов, занимающихся спортом и осваивающих требования учебных дисциплин вуза, позволяет выявить их новые отношения в существующих реалиях. Важную роль в этом играет дисциплина "Физическая культура" - действенное средство формирования общей культуры, психофизического становления и профессиональной подготовки высококвалифицированного специалиста.
В настоящее время неразработанность социальных, правовых, экономических и организационных основ деятельности государственных и общественных структур в новых экономических условиях затрудняет развитие студенческого спорта в университетах страны. Отсутствие систематизации данных об ответственности за реализацию студенческого спорта и условиях его нормативного обеспечения со стороны как федеральных, региональных структур, так и вузов ограничивает возможности студентов в занятиях избранным видом спорта. Следует констатировать, что федеральные требования к формированию у студентов физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма [10] сегодня носят декларативный характер.
Методы и организация исследования. На основании многолетних исследований выявлены наличие разных уровней студенческого спорта в высшем учебном заведении и недостаточная теоретическая разработанность вопросов повышения спортивного мастерства студентов, обучающихся в вузах. Данная проблема усугубляется отсутствием систематизации в подходах к определению уровня компетенций и согласованности деятельности уполномоченных государственных структур, в сфере как физической культуры, спорта и туризма, так и образования. Кроме того, происходящие перемены, обусловленные организационным становлением студенческого спорта в нашей стране, необходимо соотносить и интегрировать с существующей международной системой студенческого спорта и деятельностью Всемирной федерации студенческого спорта (FISU).
Объект нашего исследования - процесс развития студенческого спорта в университетах России, предмет - организационно-педагогические основы становления студенческого спорта.
Теоретической основой исследования явились законодательные документы и нормативные акты Российской Федерации по социально -экономическим, управленческим и правовым проблемам, научные работы по управлению и экономике физической культуры и спорта, теории физической культуры [1-9,11-16]. Анализ документальных и статистических данных ДСО "Буревестник", Российского студенческого спортивного союза (РССС), а также результаты проведенного анкетирования студентов и интервьюирования профессорско-преподавательского состава вузов подтвердили актуальность постановки проблемы.
Изменения параметров учебной нагрузки в федеральных программах дисциплины "физическая культура" для вузов
Год |
Курсы (объем обязательных часов) |
Число студентов в учебной (спортивной)группе |
Количество часов в неделю на занятия спортом |
||||
1-й |
2-й |
3-й |
4-й |
5-й |
|||
1931 |
1 |
1 |
1 |
Нет данных |
Нет данных |
||
1933 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
- |
Сверх недельной сетки |
1937 |
2 |
2 |
2 |
* |
* |
- |
1 ч |
1940 |
1,5 |
1,5 |
- |
Вне учебных занятий, не менее 1 ч |
|||
1944 |
1 |
1 |
- |
По 2 ч совместно с военной подготовкой |
|||
1948 |
2* |
2* |
* |
* |
* |
8- 12 чел |
По 2 ч на 1 - 2-м курсах, по 4 ч на 3-5-м курсах, |
1951 |
2* |
2* |
* |
* |
12- 15чел, МС-8-9чел, 1-йи2-й разряды - по 8 - 12 чел |
По 2ч на 1-2-м По 4 ч - на 3-4-м курсах, По 6 ч - МС, 1-й и 2-й разряды |
|
1956 |
2 |
2 |
15 чел |
Определяется вузом самостоятельно |
|||
1963 |
2* |
2* |
* |
* |
МС, 1-й разряд - 6 - 8 чел 2-й разряд -8-10 чел 3-й разряд -10 - 12 чел |
1,2-й курсы - по 2 часа 3 и 4-й по 4 ч От 4 до 8 ч, в зависимости от этапа и спортивной квалификации |
|
1974 |
2* |
2* |
* |
* |
1 - 2-й курсы - по 2 ч 3 - 4-й - по 4 ч МС, 1-й разряд- 8 ч 2-й разряд-6 ч |
||
1975 |
4 |
4 |
* |
* |
МС, КМС, 1-й разряд - 8 ч 2-й - 6 ч, 3-й - 4 ч 1-2-й курсы - по 2 ч 3-4 -й курсы - по 4 ч |
||
1987 |
4 |
4 |
4 |
4 |
МС - 4 - 6 чел КМС, 1-й разряд - 6 - 8 чел 2 -3-й разряды -10 - 12 чел |
12ч 8ч 6ч |
|
1990 |
4 |
4 |
4 |
4 |
МС, КМС - сверх недельного объема часов, за счет средств секций 1-й разряд - 8 ч, 2-3-й разряд - 6 ч |
||
1991 |
4 |
4 |
4 |
4 |
В зависимости от спортивно-технической подготовленности, сверх установленного недельного объема часов |
||
1994 |
4 |
4 |
4 |
4 |
С учетом спортивной квалификации, но не более 15 чел |
Устанавливается вузом сверх объема -до 3 ч с учетом материальных и штатных возможностей |
|
1999 |
4* |
4* |
2* |
2* |
Нет данных |
1 -2ч |
|
2000 |
4 |
4 |
2 |
2 |
Нет данных |
Устанавливается вузом с учетом материальных и штатных возможностей |
Примечание:* - факультативные занятия; параметры нагрузки представлены без учета занятий студентов спортивными играми.
Результаты и обсуждение.
Демократизация требований федеральных программ в отношении параметров учебной нагрузки для студентов учебного спортивного отделения (см. таблицу) в условиях дефицита финансирования вузов, явилась причиной невыполнения более чем в 50% вузов страны требований 408-часовой трудоемкости на дисциплину "Физическая культура", что явилось одной из причин свертывания программ развития спорта среди студентов и ликвидации спортивных клубов вузов.
Выявлено, что возможность для студентов продолжать заниматься спортом в период учебы - один из ведущих мотивов для поступления в вузы. При необходимости при анкетировании спортсменов высокого класса (МСМК и МС) и квалифицированных спортсменов (КМС и 1-й разряд) указать наиболее значимые причины поступления в вуз, выяснился тот факт, что желание получить специальность не является доминирующим у студентов (см. рисунок).
Изучение информационных документов, обобщение опыта международного спортивного студенческо го движения (бюллетени, материалы FISU, ВНИИФКа и данные, полученные в ходе исследования) и национальных программ развития студенческого спорта (Англия, Болгария, Германия, Италия, Израиль, Канада, Китай, Монголия, Польша, Румыния, Соединенные Штаты Америки, Франция, Япония) позволили выявить специфику развития студенческого спорта и его взаимосвязь с организацией курса "Физическое воспитание" в университетах за рубежом. Наиболее подробно подходы к развитию студенческого спорта исследовались на примере крупнейших университетов США (в том числе Гарвардского, Стэнфордского, Колумбийского, Калифорнийского, Чикагского, Колгейтского, Южной Калифорнии, Техасского христианского университета, университетов ряда штатов: Оригон, Миннесота, Флорида, Иллинойс, Вашингтон, Луизиана, Мичиган, Небраска и др.).
Анализ полученных данных позволяет сделать обобщение: студенческий спорт во многих странах является основой национальной спортивной политики и регулируется государственными законами и нормативными актами; для университетских спортивных соревнований характерно многоуровневое построение; все больше студенток участвуют в спортивных программах университетов; FISU оказывает помощь различным странам мира в связи с неравномерностью развития университетского спорта; наблюдается возрастание роли университетов в развитии движения "Спорт для всех", что отвечает интересам развития вузов; возможность продолжить занятия в избранных видах спорта предоставляется студентам в спортивных клубах вуза, функционирующих на основании заключенных с ними договоров; различаются подходы к государственной поддержке студенческого спорта (от прямого целевого финансирования до предоставления различных налоговых льгот).
Заключение. Проведенное исследование позволяет сделать заключение о необходимости установления основ государственной политики и государственных гарантий Российской Федерации в области студенческого спорта с определением уровней компетенции федерального центра, субъектов Федерации, местного самоуправления и непосредственно самого высшего учебного заведения.
1.Принципами, выполнение которых позволяет свидетельствовать о реализации приоритетов государственной политики в сфере студенческого спорта, являются:
- поддержка и признание права всех студентов в период обучения в высших учебных заведениях Российской Федерации заниматься спортом в целях физического и спортивного совершенствования;
- суверенность прав субъектов Российской Федерации в определении собственной политики в сфере студенческого спорта в части реализации национально-территориальных и региональных программ развития студенческого спорта;
- непрерывность и преемственность развития студенческого спорта на всех уровнях среднего специального и высшего профессионального образования;
- интеграция системы студенческого спорта средних специальных и высших учебных заведений при сохранении и развитии традиций и достижений российского студенческого спорта в международную систему студенческого спорта.
2. Определение характера и условий взаимодей ствия государственных и общественных форм деятельности и высшего учебного заведения в обеспечении успешности занятий студентов спортом позволяет выявить организационную структуру студенческого спорта, которую представляют: объекты (студенты и аспиранты вузов; спортивные клубы; физкультурно-спортивные центры и физкультурно-спортивные организации вузов; региональные студенческие спортивные ассоциации и федерации; Российский студенческий спортивный союз); атрибуты (признаки, определяющие условия и возможности состязательной деятельности студентов); отношения (в компетенции; дифференциации уровней спорта; статуса соревнований); порядок подчинения (главенство федеральных требований); иерархическое строение студенческих спортивных соревнований (собственно вузовские, ординарные, главные).
3.Организационно-педагогические основы развития студенческого спорта необходимо рассматривать, как совокупность государственных и общественных форм деятельности, осуществляемых в целях физического и спортивного совершенствования студенческой молодежи, удовлетворения ее интересов и потребностей, подготовки спортивного резерва для сборных команд РФ.
Список литературы
1. Агеевец В.У., Дугин В.В. Инварианты системно-структурного подхода в методологии науки управления развитием физической культуры общества //Теор. и практ. физ. культ. 1977, № 8 , с. 7-11.
2. Бальсевич В.К. Прогноз развития систем спортивной подготовки в ХХI веке. Олимпийское движение и социальные процессы. Матер. VII Всерос. науч.-практ. конф., посвященной 100-летию современных Олимпийских игр, сентябрь 25-27, 1996. Краснодар, с. 97-105.
3. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. Изд. "Теория и практика физической культуры", 2000. - 275 с.
4. Виленский М.Я. Прогностический потенциал физической культуры личности и его педагогическое обеспечение в высшей школе /Физическая культура и спорт в развитии личности студента. Матер. междунар. науч.-практ. конф. 15-17 сентября 1998 г., МПГУ, 1998, с. 4-6.
5. Выдрин В.М., Решетнева Г.А. Системный подход в исследовании физической культуры // Теор. и практ. физ. культ., 1978, № 3, с. 5-11.
6. Гуськов С.И., Соколов А.С. Местные органы власти и спорт.- М.: Полиграфсервис,1998. - 224 c.
7. Жолдак В.И., Квартальнов В.А. Менеджмент спорта и туризма. - М.: Советский спорт, 2000. - 416 с.
8. Ильинич В.И. Студенческий спорт и жизнь: Учеб. пос. для студентов высших учебных заведений .- М..: АО "Аспект Пресс", 1995. - 144 c.
9. Кузин В.В. Физическая культура детей и молодежи: актуальные проблемы воспитания // Физ. культ.: воспитание, образование, тренировка. 1996. № 1, с. 3-4.
10. Лубышева Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации // Физ. культ.: воспитание, образование, тренировка. 1996, № 1, с. 11-17.
11. Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. - Киев: Олимпийская литература, 1999. - 320 с.
12. Михалев В.И. Управление сферой спорта на межрегиональном уровне: Автореф. докт. дис. ( в виде монографии). М., 1998. - 60 c.
13. Неверкович С.Д. Возникновение и развитие научно-исследовательских областей и дисциплин в науках о спорте (методологический экскурс)/ Олимпийское движение и социальные процессы. Матер. VII Всерос. науч.-практ. конф., посвященной 100- летию современных Олимпийских игр, сентябрь 25-27, 1996. Краснодар, c. 53-60.
14. Пономарев Н.И. Опыт системного анализа спорта // Теор. и практ. физ. культ. 1977, № 2, с. 3-6.
15. Сейранов С.Г. Управленческие отношения в сфере физической культуры и спорта в условиях перехода к рыночной экономике: Автореф. докт. дис. Санкт-Петербург, 1995.- 46 с.
16. Черепов В.А. Социальная педагогика управленческой деятельности в спорте: Автореф. докт. дис. Санкт-Петербург, 1995.- 31 c.
17. Л.А. Рапопорт , Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации, вице-президент Российского студенческого спортивного союза, мастер спорта СССР, кандидат педагогических наук, доцент. Спорт в вузе: проблемы организации