Современная система дополнительного образования и перспективы ее развития
Современная система дополнительного образования и перспективы ее развития
Система дополнительного образования детей возникла в Москве в 1992 году. Она явилась преемником внеклассной и внешкольной работы, внешкольного воспитания. Это тот базис, на котором выстраивается система, получившая в законодательстве название — дополнительное образование детей. Главное принципиальное отличие его от своего предшественника в том, что это образование ведется так же, как другие типы и виды образования, — по конкретным образовательным программам.
Дополнительное образование детей — необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации. Дополнительное образование детей многообразно, разно направлено, наиболее вариативно.
Ценность дополнительного образования детей в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте.
Дополнительное образование детей создает юному человеку условия, чтобы полноценно прожить пору детства. Ведь если ребенок полноценно живет, реализуя себя, решая задачи социально значимые, выходит даже в профессиональное поле деятельности, то у него будет гораздо больше возможностей достичь в зрелом возрасте больших результатов, сделать безошибочный выбор.
Основное содержание дополнительного образования детей — практико-ориентированное, деятельность: здесь ребенок действует сам в ситуации поиска, получает знания из взаимодействия с объектами труда, природы, с культурными памятниками и т. д.; создаются ситуации, когда ребенку нужно самому извлечь знания из окружающего мира. Дополнительное образование детей — исключительно творческое, потому что побуждает ребенка находить свой собственный путь.
Дополнительное образование детей дорожит индивидуальным творчеством ребят: ведь все эти знания для школьников личностно значимы. Через это открытие они открывают мир и находят свое место в нем.
Дополнительное образование детей оказалось значительно сильнее и шире, чем задумывалось при создании.
Несмотря на то, что сегодня дополнительное образование детей несет на себе отпечаток прошлого отношения к нему, в нем появляются совершенно новые черты.
Во-первых, развернулась целая сеть учреждений дополнительного образования детей и появилось бесчисленное множество дополнительных образовательных услуг.
Во-вторых, дополнительное образование детей приобрело гибкость, невероятную для такой консервативной сферы, как образование и педагогика.
В-третьих, отмечается явная тенденция к дальнейшему интенсивному развитию и экстенсивному росту сферы действия дополнительного образования детей. Городская система дополнительного образования детей в Москве — явление уникальное, имеет многоярусную, многоуровневую структуру. Дополнительное образование детей как педагогическое явление обладает целым рядом качеств, которых нет (или они слабо выражены) у основного:
личностная ориентация образования;
профильность;
практическая направленность;
мобильность;
многофункциональность;
разноуровневость;
разнообразие содержания, форм, методов образования как следствие свободы педагога, работающего в такой системе;
индивидуализация методик образования как необходимое условие спроса;
реализация воспитательной функции обучения через активизацию деятельности учащихся;
реализация ориентационной функции через содержание учебного материала. Дополнительное образование детей — составная часть образовательной системы Москвы, подчиняющаяся общим законам, закономерностям и государственным требованиям, одним из которых, как известно, является ответственность за качество образования детей.
Система дополнительного образования детей переживает период становления. Не имея государственных требовании, обязательных для исполнения, она наделена правами самостоятельного определения смыслов и ценностей своей деятельности, исходя из интересов детей и с учетом специфики свободного времени. Современная система дополнительного образования состоит из: трех областей:
территориальной сети учреждений дополнительного образования, которая состоит из специальным образом организованного набора учреждений, обеспечивающих материально-техническое, финансовое обеспечение и доступность дополнительного образования для различных категорий детей;
кадров, включающая как самих педагогов дополнительного образования, так и систему их подготовки и переподготовки;
содержания деятельности, состоящей из типовых и авторских программ отдельных педагогов и учреждений, призванных удовлетворять потребностям различных категорий детей на различных уровнях (город, округ, район, учреждение);
трех процессов и структур, их обеспечивающих:
социального мониторинга — выделение набора критериев и характеристик для определенных групп детей и систему мониторинга для отслеживания проблем этих групп и определения результативности предпринимаемых воздействий;
программно-методическая — прогноз развития системы и результатов проблем;
эксперимент — отработку конкретных технологий и программ как управленческого, так и педагогического уровня, в конкретных социальных условиях.
Данные три процесса являются необходимым условием для обеспечения целостного состояния всей системы, процесса управления ее функционированием и развитием.
Ценность дополнительного образования детей в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте-в школе.
Ребенок в дополнительном образовании постигает самую главную в жизни вещь ищет смысл жизни и возможность быть. И, конечно, с открытием каждого нового образовательного учреждения дополнительного образования детей расширяется (увеличивается экологическое пространство жизнедеятельности детей) пространство детского благополучия. Когда-то С. Я. Маршак писал: «Труд, окрыленный интересом к делу, легче, а не тяжелее труда, выполняемого по обязанности».
Современным детям уже не требуется объяснять, что изменились представления о монополии школы на формирование личности ребенка; растет престиж учреждений дополнительного образования детей, расширяется их образовательный потенциал; появляются новые экологические ниши, в которых находят себя «неудобные» (нестандартные) дети.
Сами же дети все более настойчиво заявляют о своих правах, интересах, нуждах; и не только заявляют, но и находят пути их удовлетворения. Одновременно дети отмечают обострение противоречий между различными возрастными категориями, обращают внимание взрослых на то, что им плохо живется в ситуации общего цинизма, агрессии, жестокости.
Вполне благополучные, на первый взгляд, современные дети испытывают страх перед своим будущим, боятся стать взрослыми, болезненно переносят обман, предательство, одиночество, в основном надеются только на себя и частично на родителей; не доверяют политическим лидерам; имеют собственное мнение о переустройстве общества; хотят заработать деньги, дабы иметь при вхождении во взрослую жизнь «обеспеченный» тыл; отстаивают право на раннюю экономическую самостоятельность; изъявляют желание заниматься искусством, бизнесом; не считают нужным для себя служить в армии; осознают свое бесправное положение в обществе; признают драку вполне цивилизованным способом борьбы за свои права.
И в этой связи возрастает роль дополнительного образования детей. Дополнительное образование формирует у ребенка самосознание, ощущение ценности собственной личности, здесь ребенок может избавиться от привычки действовать только по подсказке. Он удовлетворяет свои творческие потребности, развивает интересы, усваивает знания в том темпе и объеме, которые ему позволяют его индивидуальные способности.
Известно, что Закон РФ «Об образовании» не определяет дополнительное образование детей как действующее в рамках стандартов. Содержание дополнительного образования не стандартизируется — оно безбрежно: работая с ребенком в соответствии с его интересами, его выбором, мы можем идти и вширь, и ввысь, и вглубь.
Но действие Закона РФ «Об образовании» распространяется и на дополнительное образование, а, следовательно, должны быть определены требования, некие правила, которыми руководствуются и работники дополнительного образования от педагога до руководителя. В законе есть статья о содержании образования, она приемлема к любому его виду, формирует определенные государственные требования, при этом мы хотим выявить особенность, специфику содержания дополнительного образования детей.
Один из главных вопросов для нас: насколько городская система дополнительного образования детей в Москве готова подчиняться общим требованиям к системе образования? Какой должна быть наша образовательная программа? Как должен выглядеть наш учебный план?
Сегодня мы можем сказать, что прошедшие восемь лет не прошли даром, в результате экспериментальной деятельности, а то и методом «проб и ошибок» мы нашли основания для построения образовательной программы, что может изменить отношение к содержанию дополнительного образования детей.
Главная ценность для нас — личностная. Мы имеем дело со свободным ресурсом ребенка. Сформированная в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» система дополнительного образования детей в Москве адекватна требованиям, предъявляемым к этому виду образования на федеральном уровне.
Дополнительное образование в Москве доступно всем детям и каждому ребенку. Его качество гарантируется образовательными программами, выполнение которых отслеживается окружными управлениями образования и Московским комитетом образования. Образовательный процесс организуется в соответствии с выстроенными в педагогически целесообразной логике требованиями и нацелен на развитие у детей мотивации к познанию и творчеству.
Комитет образования совместно с окружными управлениями и образовательными учреждениями города последовательно проводит работу по развитию городской системы дополнительного образования детей.
Опыт организации процесса становления и развития московской городской системы дополнительного образования детей позволяет признать, что предпринятые Московским комитетом образования меры для целенаправленного оформления различных педагогических инициатив по использованию в интересах личности, общества и государства процессов воспитания и обучения детей Москвы в образовательную систему обеспечили позитивные результаты. Удалось не только сохранить материальную основу системы дополнительного образования, но и заметно нарастить интеллектуально-творческий и программно-методический потенциал, способный при определенных условиях решать во взаимосвязи и взаимозависимости задачи воспитания и обучения московских детей. По состоянию на 01.01.01 основные показатели, характеризующие состояние системы дополнительного образования детей, не претерпели негативных изменений в сравнении с 1995 годом. Стабильность сети, контингента обучающихся, количество объединений по основным видам деятельности в системе дополнительного образования подтверждает востребованность этого вида образования, его современный статус, а также правильность действий, предпринятых Московским комитетом образования.
Вопросы развития системы дополнительного образования детей («Инновационная деятельность Московского городского Дворца творчества детей и юношества в контексте реализации программы «Столичное образование» (1995), «О результатах проверки учреждений дополнительного образования детей» (1999)), рассматривались на коллегиях Комитета, городской инспекцией, контрольно-ревизионным управлением, в ходе комплексных проверок окружных управлений образования.
Основными факторами, определившими развитие системы дополнительного образования детей в Москве, стали:
развитие системы дополнительного образования детей во всех типах и видах образовательных учреждений;
повышение эффективности и качества работы образовательных учреждений дополнительного образования детей;
укрепление связи науки и практики;
взаимодействие учреждений дополнительного образования детей с учебными учреждениями среднего и высшего профессионального образования;
распространение передового педагогического опыта;
информационное обеспечение системы дополнительного образования детей через телевидение, радио, прессу;
организация программно-методической службы;
создание системы предъявления результатов образовательной деятельности детей в Москве (фестивали, выставки, конкурсы и т.д.);
обеспечение межведомственного подхода в области реализации интересов детей, создания социокультурной инфраструктуры детства в Москве.
Свыше 35% обучающихся занимаются в свободное время разными видами образовательной деятельности. Наибольшее число учащихся Москвы занимается в учреждениях дополнительного образования детей Восточного, Северо-Восточного, Юго-Восточного, Центрального, Южного учебных округов. В 121 образовательном учреждении дополнительного образования детей реализуется более 3 тыс. программ дополнительного образования.
Образовательный процесс оснащен разноуровневыми образовательными программами. Расширена сеть образовательных, учреждений дополнительного образования детей, за последние 5 лет открыто 11 новых учреждений. Сохранено видовое многообразие учреждений дополнительного образования детей. Наиболее активно развивалась сеть учреждений дополнительного образования детей в Северо-Западном, Северо-Восточном, Северном, Юго-Западном учебных округах. Проведены три Московских региональных конкурса авторских образовательных программ, что позволило зарегистрировать, провести экспертизу и сертифицировать более 200 образовательных программ, которые соответствуют нуждам, потребностям и возможностям конкретных детей, семей, общностей
Смысл развития городской системы дополнительного образования детей состоит прежде всего:
в сохранении и культивировании уникальности каждого московского ребенка в постоянно меняющемся социальном окружении;
в удовлетворении естественной потребности детей в познании себя, осмыслении себя в окружающем мире, обретении способности сохранять свою свободу, не мешая другим;
в формировании устойчивой сопротивляемости развивающейся личности разрушительным воздействиям.
Расширена сеть образовательных учреждений дополнительного образования детей. В 2000/2001 учебном году, по статистическим данным (на 1.10.2000), в Москве действуют 123 учреждения дополнительного образования детей (в 1995г. — 108) с контингентом обучающихся 218 644 (1995 — (без спортивных школ) 156 041).
В целях дальнейшей рационализации сети образовательных учреждений к 2000/2001 учебному году открыты учреждения дополнительного образования детей в Северном, Юго-Западном, Северо-Восточном округах. Благодаря целенаправленной работе управления образования Зеленограда бывшие 5 филиалов Дворца творчества перешли в статус самостоятельных учреждений дополнительного образования.
Анализ контингента обучающихся в учреждениях дополнительного образования показывает, что в большей степени услугами учреждений данного типа пользуются подростки 11-15 лет (в учреждениях городского подчинения — 51,8%).
Занятия в учреждениях проводятся в основном во второй половине дня. Более 60% детей занимается в основных зданиях. Стремясь оказать более широкий спектр услуг, учреждения открывают объединения на базе других образовательных учреждений, максимально приближая их к месту жительства детей.
***
Содержание дополнительного образования детей обусловлено функциями свободного времени детей и содержит:
рекреативно-оздоровительное развитие ребенка;
организацию социального опыта;
психолого-педагогическую помощь детям в индивидуальном развитии;
персонификацию объемов и темпов усвоения программ дополнительного образования.
В городе обеспечено научное сопровождение системы дополнительного образования. В 1999 году в структуре МИПКРО создан Центр социализации и методики дополнительного образования, в августе 2000 года сформированы два временных творческих коллектива для разработки теоретико-методологических и методических основ дополнительного образования. К разработке проблемы дополнительного образования привлечено более 20 докторов наук и более 60 кандидатов наук. На разных этапах приняли участие, внесли свой вклад:
А. В. Мудрик;
М. Б. Коваль;
В. В. Рубцов;
В. И. Панов;
В. А. Левин;
В. И. Слободчиков;
А. М. Абрамов;
В. Б. Новичков;
А. Л. Семенов;
Л. Е. Курнешова;
А. А. Остапец-Свешников;
Ю. В. Громыко;
Н. Г. Алексеев;
Е. Б. Евладова;
Ю. В. Крупнов;
Г. П. Буданова.
На планово-системной основе создан и функционирует экспертный совет по дополнительному образованию детей, регулярно проводятся проблемные семинары для директоров учреждений дополнительного образования, организационно-деловые игры. Организована деятельность 5 экспериментальных городских площадок по проблемам дополнительного образования («Экология детства» на базе трех учреждений дополнительного образования городского подчинения: Центра дополнительного образования «Россия», Центра внешкольной работы и Центра творчества детей и юношества Южного округа), что позволяет проверять в экспериментальном режиме инновационные идеи, разрабатывать и реализовывать образовательные программы, формировать комплект образовательных программ и методических материалов к ним.
Обновлению содержания дополнительного образования детей, развитию творческого потенциала и повышению профессиональной квалификации педагогов, выявлению и распространению передового педагогического опыта способствуют конкурсы авторских образовательных программ. Авторами программ являются педагоги дополнительного образования, методисты. Проведено три московских конкурса авторских образовательных программ. На конкурс были представлены программы по основным направлениям деятельности, что позволило, провести экспертизу и сертифицировать более 200 авторских — оригинальных и модифицированных — образовательных программ дополнительного образования детей.
Традиционной стала городская научно-практическая конференция «Развитие личности. Опыт. Проблемы, Поиск», организуемая на базе учебных округов (Южный, Восточный, Юго-Западный, Северо-Западный, Зеленоград).
Развитие системы дополнительного образования детей в городе обеспечивается при поддержке префектур административных округов и управление муниципальных районов.
***
Управление системой дополнительного образования детей осуществляется Московские комитетом образования, специалистами по вопросам воспитания и дополнительного образования в окружных управлениях, городскими учреждениями дополнительного образования.
Управление социального воспитания, международных и межрегиональных программ Комитета образования обеспечивает единство требований к организации образовательного процесса.
Вопросы состояния и развития дополнительного образования детей заслушиваются на; коллегиях окружных управлений. Для решения текущих задач созданы комиссии, оргкомитет по организации каникулярного времени, оргкомитет фестиваля «Юные талант Московии», совет специалистов по вопросам дополнительного образования.
***
Необходимым условием успешного развития системы дополнительного образования детей является обеспечение высокого уровня кадрового потенциала. В Москве он составляет более 8 тысяч человек. Более 75% педагогов дополнительного образования города имеют высшее педагогическое образование, высшую и первую квалификационную категорию имеют 27.7% педагогических кадров. В учреждениях дополнительного образования открываются кабинеты доверия, увеличилось количество психологов.
С 1992 года в рамках Московского конкурс «Учитель года» проводится конкурс «Педагог-внешкольник года». Конкурс профессионального мастерства педагогов дополнительного образования стал широким смотром педагогического мастерства, демонстрацией потенциала работников системы дополнительного образования детей. Он способствует повышению профессионального мастерства педагогов, распространению передового педагогического опыта.
Московский городской конкурс «Педагог внешкольник Москвы» стал своеобразно интегрированной формой выявления в сфере дополнительного образования детей специалистов, творчески работающих и имеющих высокий профессиональный рейтинг. Первыми лауреатами конкурса в 1992 году стали: Герман Викторович Митрофанов педагог дополнительного образования Центра творчества «Киевский», Валентина Геннадьевна Дубинина, педагог дополнительного образования центра внешкольной работы «Сокольники» начиная с 1993 года победителями становились: Федор Вениаминович Сухов, педагог дополнительного образования Детско-юношеского центра «Хамовники», Виктор Михайлович Какурин, педагог дополнительного образования Московского городского клуба юных моряков и речников, Павел Викторович Курочкин, художественный руководитель театрального центра «Ведогонь», Елена Владимировна Будина, педагог дополнительного образования, руководитель студии изобразительного искусства Дворца творчества детей, подростков и юношества «На Миуссах», Скударь Денис Олегович, педагог дополнительного образования ЦДТ «Матвеевское, Ольга Федосеевна Микертумянц, педагог дополнительного образования студии керамики «Цвет и Форма» Центра детского и юношеского творчества «Строгино», Николай Сергеевич Степанов, педагог-организатор Центра детского и юношеского творчества «Бабушкинский», Яна Владимировна Агеева, педагог дополнительного образования Центра развития творчества и юношества им. А. Косарева, Татьяна Викторовна Ананина, педагог дополнительного образования по направлению декоративно-прикладного творчества Детско-юношеского центра досуга и др.
В 2000 году в финале конкурса «Учитель года» были представлены 6 педагогов дополнительного образования. Лауреатом конкурса стала М. Г. Струве, педагог дополнительного образования, руководитель детской хоровой студии Центра эстетического воспитания «Моцарт» Юго-Западного учебного округа. Конкурс широко освещался в московской прессе и получил высокую оценку. Лауреаты городского конкурса принимали участие во Всероссийских конкурсах педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» в Санкт-Петербурге. Ежегодно самое активное участие в конкурсе «Педагог — внешкольник года» принимают Центральный, Южный, Восточный, Северный, Северо-Западный округа.
Самой распространенной формой повышения профессионального уровня педагогов являются методические объединения по всем направлениям образовательной деятельности (в учреждениях, на окружном уровне). Программа фестиваля детского и юношеского творчества «Юные таланты Московии» предусматривает проведение творческих мастерских, мастер-классов для педагогов дополнительного образования и руководителей детских творческих коллективов по основным направлениям деятельности. Организаторами работы городских творческих объединений являются учреждения дополнительного образования городского подчинения — Московский городской детско-юношеский центр (А.И. Селюнин), Московский городской Дворец творчества детей и юношества (Н.И. Клятова), Центр творчества «Кузьминки» (О. Н. Колот).
Повышение квалификации работников системы дополнительного образования осуществляется Центром социализации и методики дополнительного образования МИПКРО (Г. П. Буданова). За 2 года прошли курсовую подготовку 716 человек. Разработано более 15 учебно-тематических планов для различных категорий педагогических работников: руководителей учреждений, методистов, педагогов дополнительного образования. Особое внимание уделялось специалистам, не имеющим педагогического образования (хореографы, музыканты, инженеры и др.). Для данной категории слушателей разработан специальный курс «Психолого-педагогические и методические проблемы профессиональной деятельности педагога дополнительного образования» (72 и 108 ч.).
***
Анализ состояния материально-технической базы учреждений дополнительного образования свидетельствует о том, что в данном направлении происходят положительные изменения. Учреждениям выделяются дополнительные помещения (Южный, Северный, Северо-Западный, Юго-Западный округа), укрепляется материальная база.
В настоящее время большинство учреждений городского подчинения выполняет социальные функции на территории районных управ. Проблемой организации свободного времени детей по месту жительства занимаются также различные территориальные учреждения, каждое из которых реализует свои планы и программы. Практика показывает, что головным координирующим эту работу на территории района должно быть учреждение дополнительного образования детей, обладающее необходимым кадровым потенциалом, методической базой, реализующее комплексные образовательные программы. Вместе с тем сложная социально-экономическая ситуация, дефицит финансирования системы дополнительного образования негативно отражаются в последние пять лет на развитии сети учреждений дополнительного образования детей, особенно профильных. Центральная проблема, сдерживающая развитие системы дополнительного образования детей — сокращение из года в год бюджетного финансирования. Отсутствие гарантированного финансирования системы городских мероприятий с учащимися и участие в федеральных мероприятиях подрывают традиции в системе дополнительного образования детей, разрушают мотивацию обучающихся и педагогов к совершенствованию в образовательной деятельности, негативно отражаются на развитии содержания деятельности.
В последние годы учреждения дополнительного образования детей Москвы получили для своей деятельности от 40% до 80% минимально необходимого.
Особую тревогу вызывает техническое состояние зданий, в которых находятся учреждения дополнительного образования детей. В настоящее время отдельные здания требуют капитального и текущего ремонта. Причины такого положения не только в отсутствии средств, но и в проявлении остаточного принципа по отношению к системе дополнительного образования детей.
Материально-техническое оснащение явно не удовлетворяет современным требованиям к системе дополнительного образования детей.
Эти обстоятельства влияют на рост числа родителей детей, оплачивающих занятия в учреждениях дополнительного образования детей.
Отсутствие финансирования на приобретение средств обучения в учреждениях дополнительного образования детей вынуждает администрацию привлекать денежные средства родителей, что составляет по разным видам образовательной деятельности от 20 до 60% затрат на образовательный процесс. Нуждается в совершенствовании нормативное и правовое обеспечение системы дополнительного образования детей. Недостаточность и противоречивость имеющейся правовой базы не обеспечивают социального статуса системы дополнительного образования детей, не гарантируют ее сохранение и защиту, ограничивают возможности ее развития. Необходим закон «О дополнительном образовании», призванный стать правовым фундаментом, дать гарантии сохранения и развития системы дополнительного образования детей, что объективно будет способствовать улучшению их положения, а значит, и социальной защищенности семьи.
Отсутствие единой межведомственной программы развития системы дополнительного образования детей приводит к параллелизму в работе различных комитетов и организаций, которые в своей деятельности не учитывают сложившихся традиций, а в ряде случаев и педагогических принципов.
Учитывая это, а также в целях дальнейшего развития городской системы дополнительного образования детей Москвы Комитетом образования разрабатывается межведомственная программа развития этой системы на 2001-2005 годы.
Цели и задачи такой программы выстраиваются в логике предупреждения деинтеллектуализации детского населения Москвы и роста социальных девиаций детской среде в период перехода образования на новый финансово-экономический механизм.
Программа направлена на:
преодоление разрыва между глобализмом и персонифицированностью современного образования;
целенаправленное формирование пространств социально-позитивной социализации детей Москвы, формирование устойчивости в противостоянии негативным социальным воздействиям;
обеспечение доступности качественного образования разных уровней всем детям и каждому ребенку в индивидуальном темпе, реальности и реализуемости прав детей на свободное самоопределение в неограниченном пространстве образовательных и социокультурных возможностей города — мегаполиса;
удовлетворение возрастной потребности в идентификации личности, определении жизненных стратегий и обретении навыков их реализации;
сохранение и культивирование уникальности личности несовершеннолетних граждан Москвы в реформируемой России, создание условий, благоприятных для развития творческой индивидуальности личности, ее социального, духовно-нравственного и профессионального становления;
выявление проблем и затруднений детей, оказание помощи в их разрешении; создание системы поддержки детей при вхождении в глобализированный мир взрослой жизни удовлетворением образовательных потребностей и развития мотивации к познанию и творчеству;
разработку и реализацию образовательных программ дополнительного образования детей с ограниченными возможностями, с повышенной мотивацией к обучению, творчески одаренных детей;
развитие инновационных форм дополнительного образования детей в образовательных учреждениях разных типов;
создание условий для реализации принципа непрерывности в образовании;
обновление нормативно-правовой, материально-технической, финансово-экономической и кадровой базы сферы дополнительного образования детей;
формирование требований к содержанию организуемого учреждениями дополнительного образования детей образовательного процесса;
определение общего и особенного в деятельности учреждений дополнительного образования детей разных видов с учетом разнообразия возлагаемых на них функций;
достижение предусмотренных национальной доктриной образования в Российской Федерации стратегических целей воспитания и обучения для всех групп и категорий детей Москвы. Неформальное по степени свободы личности в выборе содержания и формы образования дополнительное образование детей в Москве представляет собой в достаточной степени формализованный устойчивый образовательный процесс, направленный на обеспечение воспитания и обучения детей в их свободное время.
Межведомственная городская программа развития сферы дополнительного образования детей сможет обеспечить реальную защищенность детей от мелочной опеки взрослых, подавления творческой индивидуальности, оскорбления достоинства формированием опыта личностно социально-безопасного поведения.
К приоритетным направлениям развития дополнительного образования логично отнести совместные действия всех субъектов — организаторов дополнительного образования детей по:
обеспечению доступности этой сферы для детей различных групп и категорий;
мобилизации всех ресурсов ее развития и обеспечению их целевого использования в интересах детей Москвы;
обновлению содержания на основе теоретически обоснованной и выверенной в последствиях концепции;
созданию индустрии детского досуга;
модернизации организационной структуры и системы управления;
формированию и реализации кадровой политики;
формированию инфраструктуры сферы дополнительного образования детей в Москве;
созданию условий для разработки и реализации сетевых, инфраструктурных и системных проектов, направленных на позитивную социализацию детей Москвы;
программно-методическому, учебно-технологическому, материально-техническому обеспечению сферы дополнительного образования детей;
правовому регулированию образовательных процессов в сфере дополнительного образования детей;
моделированию стандартов качества дополнительного образования детей;
модернизации экономических основ, обеспечению стабильного финансирования в соответствии с принятыми учредителем к реализации образовательными программами. Дополнительное образование Москвы имеет все основания для признания мировым сообществом благополучного безопасного и перспективного детства.
Список литературы
Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа