Урок информатики: “Вот компьютер - верный друг”
Урок информатики: “Вот компьютер - верный друг”
Оборудование:
– рисунок робота Феди
– модель компьютера, собранная из конструктора “LEGO-DACTA”
Учитель:
Кто из вас знаком с компьютером?
Для чего можно использовать компьютер? (Играть, рисовать красивые картинки, печатать, как на пишущей машинке, задачки по математике решать, ракетой управлять.)
А где ты и твои друзья встречали компьютеры? (У меня дома есть компьютер, у папы на работе, в кассе авиабилетов, на вокзале в справочной и т. п.)
Люди придумали компьютеры, чтобы быстро выполнять сложные расчеты. И не случайно вначале их назвали электронными вычислительными машинами или, сокращенно, ЭВМ.
Но компьютеры могут решать не только математические задачи. Человек научил их управлять космическими кораблями, различными машинами, механизмами и даже целыми заводами. Сейчас и дома компьютеры становятся незаменимыми помощниками. А сколько разных сведений хранят компьютеры в своей памяти! Они всегда к вашим услугам и в любой момент мгновенно дадут нужную справку ученому и врачу, инженеру и учителю, писателю и композитору, конструктору и агроному – всем может помочь компьютер.
“Оглянись, дружок, вокруг!
Вот компьютер – верный друг.
Он всегда тебе поможет:
Сложит, вычтет и умножит!
Может он ребят учить,
Может он станок включить,
Папе, дедушке и тете
Он поможет на работе:
Стало легче с ним, чем прежде,
Дом построить, сшить одежду.
И послать ракету к звездам
Без него не так-то просто!
Даже вылечить больного
Он поможет – что ж такого!”
Для того, чтобы компьютер стал и вашим помощником, нужно многому научиться. Прежде всего, нужно понять, как устроен и как “думает” компьютер, и научиться давать ему задания, которые он может выполнить.
Для этого мы будем на наших уроках играть в умные игры и решать интересные задачи.
А какими бывают компьютеры?
– У папы на работе компьютер – как небольшая тумбочка, она на полу стоит. А экран и клавиатура – рядом на письменном столе…
– А я видел компьютер размером с книжку. У него крышка открывается, и там экран, а с другой стороны клавиши...
– А я в кино видел компьютер, который целый большой зал занимает…
– А я знаю компьютер размером с записную книжку. Он может телефонные номера запоминать…
Как же устроен компьютер? Из чего он состоит?
А поможет разобраться нам в этом маленький добрый робот Федя, которого мы придумали вместе с вами. Каждый из вас сочинил свою историю о роботе Феде. Сегодня мы послушаем рассказ, автором которого является Дмитриев Антон.
Рассказ ученика
“Однажды на фабрике электронных нянь изготовили няню-робота с небольшим браком. Вместо семи нот он произносил только две “фа” и “до”. Поэтому его назвали Федей. По этой же причине Федя не мог петь песни и наигрывать мелодии. Тогда его снабдили механической шарманкой и электронным соловьем. Получился очень забавный, веселый и добрый робот-шарманщик. Федю направили в младшую группу детского сада.
Дети были в восторге от новой няни. Федя крутил ручку шарманки, играл с детьми в салки, в лапту и в прятки. Правда, в прятках Феде не везло – дети быстро его находили по соловьиному пению. Укладывая детей спать, робот-няня пел им странную колыбельную песню из двух нот: “До-фа-до-фа-фа-фа!” Но детям она нравилась, и они быстро засыпали. Все были довольны Федей.”
Понравился ли вам рассказ? Если понравился, то чем?
Ученики обмениваются впечатлениями
Учитель:
Наш робот Федя – младший брат настоящего компьютера, и всё знает о нем.
Компьютер состоит из системного блока, дисплея, клавиатуры, дисковода и принтера.
Путешествуя по дорогам компьютерной страны, вы узнаете о них еще много интересного. А пока – первое знакомство.
Предварительно, на уроке труда, учениками был собран макет компьютера из конструктора “LEGO-DACTA”. (Все части компьютера показываются на макете)
Наверху машины всей
Размещается дисплей –
Словно смелый капитан!
А на нем – горит экран.
Яркой радугой он дышит,
И на нем компьютер пишет
И рисует без запинки
Всевозможные картинки.
Под дисплеем – главный блок,
Там бежит электроток
К самым важным микросхемам.
Этот блок зовут “системным”.
Вот, познакомьтесь – дисковод!
Если с дисководом дружен –
То и справочник не нужен:
В упаковке, как конфета,
Быстро вертится дискета –
Там записаны программы
И для папы, и для мамы!
Там веселых игр десятки
Друг за другом по порядку!
Блок системный всё, что нужно,
У нее узнает. Дружно
Трудятся они вдвоем
Утром, вечером и днем!
Это вот – клавиатура.
Вот, где пальцам физкультура
И гимнастика нужны!
Пальцы прыгать тут должны!
А вот это – принтер, братцы.
Тут нам надо разобраться.
Для чего же этот ящик?
Он в себя бумагу втащит.
И сейчас же буквы, точки,
Запятые – строчка к строчке –
Напечатает в момент!
Очень нужный инструмент.
Вот теперь, дружок, немного
Ты с компьютером знаком.
Если дальняя дорога
Приведет его в твой дом,
То скажи ты всем вокруг:
“Вот компьютер – верный друг!”
Роботу, как и компьютеру, очень важно правильно дать задание. Один человек сделал себе робота – помощника. Робот был очень послушным, но ничего не мог сделать без точных приказов. Однажды ему дали задание: пойти на кухню, очистить банан и принести. Знаете, что он в результате сделал? Принес банановые очистки. А на вопрос “Где банан?” ответил: “Я в точности выполнил все указания”.
Игра в робота Федю
Учитель:
Один из учащихся будет выступать в роли робота, а другие по очереди будут давать ему команды для выполнения задания: дойти до своего места (до классной доски) и нарисовать квадрат произвольного размера.
Необходимо напомнить ученику, что робот выполняет в точности то, что ему предписывается, не больше и не меньше. Очень важно обсудить с классом, какие команды понятны роботу. Понимает ли он фразу “Идти к доске” или ему необходимо сказать так: “Сделай один шаг вперед, поверни направо...”? Ученики должны остановить свой выбор на определенном количестве слов, которые понятны роботу. Например:
– встань
– повернись (пол-оборота, полный оборот и т. д.)
– сделай столько-то шагов
– возьми (предметы)
– стирай с доски
– остановись
Учащиеся поочередно задают команды роботу, робот должен выполнить их буквально. Набор команд должен быть сбалансирован: если была команда “возьми тряпку”, то обязательно должна быть команда “положи тряпку”.
Вызывается второй учащийся. Надо расставить действия по порядку: снять фольгу, собрать игрушку, съесть шоколад, взять киндерсюрприз.
Следующая работа выполняется классом в тетради “Информатика в играх и задачах” .
Работа “Посади дерево” выполняется под руководством учителя, все шаги обсуждаются вслух, учитель записывает последовательность команд на доске, а ученики – в тетради.
Должно получиться следующее:
1. Возьми лопату и саженец.
2. Выкопай ямку.
3. Посади саженец в ямку.
4. Засыпь ямку землей.
5. Возьми лейку и полей саженец.
6. Поставь лопатку и лейку на место.
В результате делается вывод: если правильно придумать команды и выполнить их одну за другой без ошибок, то можно решить поставленную задачу.
Учитель:
А теперь робот Федя просит вас слепить снеговика (домашнее задание).
Все шаги записывать словами. Действия нумеровать, чтобы выполнить их последовательно одно за другим.
У учащихся при проверке должны получиться следующие шаги:
1. Слепить из снега большой шар и положить его на землю.
2. Слепить второй шар, меньше первого, и положить его на первый шар.
3. Слепить третий шар, меньше второго, и положить его на второй шар.
4. Надеть ведро на третий шар.
5. Сделать глаза из угольков на третьем шаре.
6. Воткнуть морковку между угольками. Вот снеговик и готов.
Учитель:
Итак, мы сегодня узнали:
1. Что такое компьютер, для чего он используется, как устроен компьютер.
2. В каком виде нужно давать задания роботу, чтобы он их выполнял.
3. Если правильно придумать команды и выполнить их одну за другой без ошибок, то можно решить поставленную задачу.
Список литературы
Информатика. Шаг за шагом: Основные понятия.
Информатика. Шаг за шагом: Информатика–2.
Информатика в играх и задачах: Книга для детей, мам и пап, бабушек и дедушек Авторский коллектив под руководством А. В. Горячева.
В. Агафонов. Твой друг компьютер. – М.: Новая школа, 1996.
И.А. Ткачёва, г. Москва