Когда рука не владыка
Когда рука не владыка
Начало школьной жизни для некоторых детей превращается в настоящую "борьбу" с родной речью. Хорошо справляясь с предметами математического цикла, ученик оказывается не в ладах с русским языком.
Стойкое нарушение чтения психоневрологи называют дислексией, письма - дисграфией. Иногда у одного и того же ребенка наблюдаются оба вида расстройства, при этом признаков отставания в умственном развитии у него никто не находит.
Наша справка
РАНЕЕ считалось, что основной причиной при дисграфии является социальная и педагогическая запущенность. Теперь специалисты склонны видеть причину в наличии ММД (минимальной мозговой дисфункции), так как у таких детей обнаруживаются клинические симптомы и элекроэнцефалографические феномены, свидетельствующие о нарушении работы подкорковых структур мозга.
Не надо бояться диагноза "ММД", на то они и "минимальные" нарушения, что, в общем, не мешают нормальному развитию ребенка. Но если вашему ребенку поставили такой диагноз, обратитесь дополнительно к психиатру. Справиться с этой проблемой не всегда в силах психолога или логопеда, иног-да требуется лекарственная терапия, она поможет активизировать работу коры головного мозга.
Проблемы нарушения письма и речи у школьников
ДИСЛЕКСИЯ встречается у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек, при этом ею страдают около 5-6% школьников. Согласно наблюдениям ученых, существует генетическая предрасположенность к наличию этого изъяна, так как он наблюдается сразу у нескольких членов отдельных семей. Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2-му классу. Иногда дислексия со временем компенсируется, но в ряде случаев остается и в более старшем возрасте.
Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов. Часто страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких звуков: Б-П, Д-Т, Г-К, Ж-Ш. Поэтому такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение - все эти виды работ им не даются.
ПРИ ДИСГРАФИИ дети младших классов школы с трудом овладевают письмом: их диктанты, выполненные ими упражнения содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. В средних и старших классах такие ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, причем в написании этих слов они допускают грубые ошибки. В результате у них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции. (Примечательно, что взрослые с подобным дефектом не в состоянии сочинить текст для поздравительной открытки или короткое письмо. Даже работу они стараются найти такую, где не надо ничего писать.) У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: "З" и "Э", "Р" и "Ь" (мягкий знак). Могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве "Ш" или крючок в букве "Щ". Пишут такие дети медленно, неровно. К тому же если они не в ударе, не в настроении, то почерк расстраивается окончательно.
Если у ребенка нарушен речевой слух, позволяющий понимать речь, улавливать тончайшие оттенки сказанного, отличать один звук от другого, то ему очень трудно научиться читать и писать. В самом деле, как он может читать, если нечетко слышит звучащую речь? Овладеть письмом он также не в состоянии, так как не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется и тем, что ребенок должен правильно уловить определенный звук и представить его в виде буквы, выделенной из быстрого потока речи. Обучение такого ребенка (с дефектным речевым слухом) грамоте - очень сложная педагогическая проблема. А учить надо, поскольку искажение одного-двух знаков меняет смысл слова. К примеру, сравните слова: "дочка - точка", "угол - уголь" или же "чашка - Сашка".
Наряду с речевым слухом человек должен обладать особым зрением на буквы, чтобы запомнить и воспроизвести их очертания. Получается, что для полноценного обучения ребенок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие, речевой слух и особое зрение на буквы. Иначе успешно овладеть чтением и письмом он не сможет.
На деле дисграфиками и дислексиками становятся практически все дети, которые пришли в школу, не зная алфавита. Как не вспомнить доказанное еще в начале века предположение о том, что при обучении навык чтения должен предшествовать навыку письма. Таким образом, если не заняться вплотную сначала чтением, отложив на время письмо, дети неизбежно попадают во вспомогательные школы, где на коррекцию дислексии могут уйти годы, а дисграфия так и останется. Сегодня же большинству детей приходится в укороченные сроки (за 2-4 месяца) параллельно осваивать и чтение и письмо. При этом нарушается (!) формирование и того и другого навыка, а результат - необходимость борьбы и с дислексией, и с дисграфией.
Можно ли эффективно помочь детям с нарушениями чтения и письма?
Да, таким ребятам вполне по силам овладеть школьной грамотой, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то месяцы. Суть таких уроков - тренировка речевого слуха и букварного зрения. Особо важной является объективная комплексная диагностика, предшествующая практической помощи ребенку. Ведь неправильно выбранные коррекционные программы и методы работы не просто не дают положительного результата, но усугубляют ситуацию, приводят к задержке и нарушению развития.
Кто способен научить ребенка читать и писать? Маме и папе вряд ли это удастся. Здесь нужна помощь специалиста - квалифицированного логопеда. Именно он может дать верную оценку процессу развития речи у младшего школьника, установить насущные проблемы и приступить к их разрешению. Занятия проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов. Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно в своей работе логопед прибегает к противопоставлениям, "отрабатывая", чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое - от звонкого... Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звукобуквенного состава слов.
Признаки, которые должны вас насторожить
1. Ошибки, возникающие при нарушении программирования и контроля функции письма.
Инертное повторение слов при письме: "Мишиши...на" - вместо "Мишина машина".
Предвосхищение букв: "покловок" - вместо "поплавок".
Слипание слов: "На елижит" - вместо "На ели лежит".
2. Признаки и ошибки детей с ослабленным тонусом коры головного мозга.
Быстрое утомление по сравнению с детьми того же возраста, и в результате - появление ошибок, аналогичных описанным в 1-м пункте.
3. Ошибки, возникающие при нарушении ориентировки в пространстве:
Трудности в удержании строки.
Буквы неустойчивой формы и разного размера.
Замена одних букв другими, близкими по написанию: "Нлассная работа" - вместо "Классная работа"
Устойчивая зеркальность букв: "чпражнение" - вместо "упражнение"
Даже частое повторение не приводит к исчезновению ошибок в хорошо знакомых словах, например: "Классная работа"
Нарушение порядка букв: "Део дк" - вместо " Декабрь"
Преобладание ошибок, связанных с гласными буквами, даже ударными.
Список литературы
Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа