О применении экзистенциального гуманистического подхода в консультировании беременных женщин и молодых родителей

О применении экзистенциального гуманистического подхода в психологическом консультировании беременных женщин и молодых родителей

Постановка проблемы

Исследование материнства на этапе беременности, родов и младенчества, психотерапевтическая работа с родителями, а в дальнейшем с младенцами развивается в русле психоанализа со второй четверти прошлого века (А.Фрейд, Дж. Боулби, Э.Эриксон, К. Хорни, М.Кляйн, Д.Винникотт, С.Фанти, М.Марконе, К.Эльячефф). Применение психоанализа предполагает длительную работу с клиентом и возможность актуализации в процессе работы глубинных внутренних конфликтов, что в случае склонности беременной женщины к соматизации проблем может негативно сказаться на течении беременности. Серьезных профессионалов-психоаналитиков в нашей стране насчитываются единицы, и подготовка их в массовом масштабе, предполагающая длительные сроки обучения и супервизию, не налажена.

Направление под названием «перинатальная психология» зародилось и развивается с середины прошлого века в русле трансперсональной психологии (С. Гроф, Ф.Лэйк, А. Хантер, В.Эмерсон). Однако обоснованность и целесообразность применения техник, обычных для трансперсональной психологии, в частности, холотропного дыхания, по отношению к беременным женщинам представляется сомнительным и опасным в связи с непредсказуемыми последствиями влияния гипервентиляции на организм женщины и возможными сложностями выхода из трансового состояния.

Большинство работ отечественых психологов по данной тематике имеют исследовательский характер и направлены на разработку методов диагностики различных аспектов материнской сферы в русле отечественной возрастной психологии (Е.О.Смирнова, С.Ю.Мещерякова, Н.Н.Авдеева, Ю.И. Шмурак, О.В.Баженова, Е.И.Захарова, Е.И.Исенина), онтогенетической концепции материнства Г.Г.Филипповой, биопсихосоциальной концепции девиантного материнства В.И.Брутмана.

Сегодня практический психолог, работающий с беременными женщинами, имеет в своем распоряжении ряд валидизированых диагностических методик (Г.Г.Филиппова, В.И.Брутман, Е.И.Исенина, Е.И.Захарова, И.В. Добряков). Что до консультативной, психокоррекционной и психотерапевтической практики, психологи применяют самые разнообразные техники групповой, телесноориентированной, семейной, игровой, арт-терапии, психодрамы, психосинтеза, аутотренинга, транзактного анализа и другие известные им методики, руководствуясь скорее принципом эклектизма.

В руках грамотного психолога интеграция методик дает возможность работы с различными аспектами материнской сферы. Однако отсутствие у психолога-консультанта аутентичной, центрированной позиции и четкого понимания задач психологической помощи с учетом перспективы развития ребенка и семьи после родов, отсутствие понимания места каждого используемого средства в решении этих задач, не только снижает эффективность работы консультанта, но зачастую и вовсе превращает его деятельность во вторжение в психологическое пространство женщины с целью апробирования конкретной психологической техники. Вакуум профессиональной психологической помощи заполняется клубами, зачастую сектантской направленности, озабоченными не столько подготовкой матери и отца к ответственному и адекватному выполнению родительских функций, сколько внедрением самых разнообразных техник так называемомого альтернативного родовспоможения, каждая из которых объявляется панацеей от травматизма в родах у матери и ребенка и получает псевдонаучное обоснование. Таким образом, неразработанность методологии консультативной работы с беременными женщинами, отсутствие системы подготовки и сертификации специалистов в этой области, способствуют причинению вреда физическому и психическому здоровья матери и ребенка со стороны любителей, именующих себя «психологами-перинатологами», вследствие чего создается почва для недоверия со стороны врачей к конструктивным возможностям психологии.

В руках грамотного психолога интеграция методик дает возможность работы с различными аспектами материнской сферы. Однако отсутствие у психолога-консультанта аутентичной, центрированной позиции и четкого понимания задач психологической помощи с учетом перспективы развития ребенка и семьи после родов, отсутствие понимания места каждого используемого средства в решении этих задач, не только снижает эффективность работы психолога, но зачастую и вовсе превращает деятельность во вторжение в психологическое пространство женщины с целью апробирования конкретной психологической техники. Вакуум профессиональной психологической помощи заполняется клубами, зачастую сектантской направленности, озабоченными не столько подготовкой матери и отца к ответственному и адекватному выполнению родительских функций, сколько внедрением самых разнообразных техник так называемомого альтернативного родовспоможения, каждая из которых объявляется панацеей от травматизма в родах матери и ребенка и получает псевдонаучное обоснование. Таким образом, неразработанность методологии консультативной работы с беременными женщинами и отсутствие системы подготовки и сертификации специалистов в этой области, способствуют причинению вреда физическому и психическому здоровья матери и ребенка со стороны людей различных профессий, именующих себя «психологами-перинатологами», и создают почву для недоверия со стороны врачей к конструктивным возможностям психологии.

Необходимость следования известному принципу медицины «Не навреди» становится особенно значимой, когда речь идет о работе с беременными женщинами. Отсюда вытекают высокие требования к профессиональной подготовке специалистов, работающих с беременной женщиной, будь то медики, или психологи.

Из всего вышеизложенного следует актуальность разработки методологии психологического сопровождения женщин в период до и после рождения ребенка. Попытки обоснования применения тех или иных психологических методов в консультировании беременных женщин предприняты в работах последних лет (В.В.Абрамченко, И.В.Добряков, М.Е.Ланцбург, М.В.Швецов).

В данной статье автор делает попытку рассмотреть гуманистической и экзистенциальный подход (К.Роджерс, В.Франкл, Р.Мэй, Дж. Бюдженталь, И.Ялом).в качестве цементирующего и определяющего основания практической работы с будущими родителями. Данная публикация базируется на 10-летнем опыте «Школы для Пап и Мам», возглавляемой автором. За 10 лет работы в Школе прошли подготовку к родительству более 1000 семей.

Цель психологической работы с будущими родителями – содействие формированию ответственного и компетентного родителя. Несмотря на то, что запрос большинства будущих матерей к психологу состоит в подготовке к родам и формулируется как обучение техникам дыхания, обезболивания, снятие страха перед родами и т.п., работа психолога не может сводиться к ответу на этот запрос, хотя в конечном итоге удовлетворяет и его. Психолог, в отличие от большинства родителей, представляет, перспективы формирования родительской сферы, качества, которые потребуются от родителя на разных этапах развития ребенка. В его задачу входит диагностика готвоности к родительству на момент обращения и содействие в индивидуальной и групповой работе укреплению предпосылок для развития этих качеств. Работа психолога, направленная на потребностно-мотивационный, ценностно-смысловой и операциональный блоки родительской сферы (Г.Г.Филиппова), в конечном итоге должна привести к укреплению у родителей доверия к себе самим как к «достаточно хорошим родителям» (Д.Винникотт), к развитию интереса к ребенку, формированию средств взаимодействия с ним, а также к пониманию возможностей получения поддержки от социальных структур, которыми они могут воспользоваться в процессе рождения, уходаза ребенком и его воспитания. При этом надо понимать, что хорошо проделанная работа психолога будет способствовать желанию родителя обращаться за психологической помощью и в дальнейшем, в процессе роста и развития ребенка.

Сформулированная таким образом цель психологической работы позволяет нам посмотреть на работу с молодой семьей в гораздо более широком контексте, чем это принято на занятих стандартных школ будущих матерей в женских консультациях.

Работая с мамами и папами на начальном этапе родительства, психолог по существу занимается рассмотрением с ними экзистенциальных моментов бытия. (Далее в тексте жирным выделены понятия, рассматриваемые в экзистенциальной психологии и психотерапии).

Рождение ребенка само по себе является экзистенциальным событием. В процессе беремености и родов женщина прежде всего сталкивается с такими экзистенциальные данностями как телесность и конечность. Можно также говорить об экзистенциальности родительства, ибо во всей своей сложности и противоречивости возможность быть матерью или отцом присуща самому нашему существованию.

Рассмотрим основные понятия экзистенциальной психологии (Р.Мэй, Дж. Бьюдженталь И. Ялом). применительно к конкретному интересующему нас объекту воздействия – женщине, ожидающей ребенка и ее семье.

Объект деятельности психолога - развивающаяся диада “мать-дитя” нуждается в очень бережном отношении. Грубым вмешательством специалист способен разрушить невидимые связи, складывающиеся между матерью и растущим ребенком. Поэтому так важно, чтобы специалист доверял тем процессам, которые происходят внутри этой диады. Непосредственное воздействие психолога на ребенка (за исключением невозможности контакта матери или близкого родстенника с ребенком) не должно иметь места. Мы должны ограничить объект воздействия родителем, помня при этом, что в состоянии беременности женщина весьма чувствительна и внушаема. Внимательно отнесясь к интенцианальности самой женщины, прежде всего в отношении беременности, приняв во внимание иерархию ее ценностей и место в ней ребенка, учитывая отногенез ее материнской сферы, мы должны далее отследить процесс развития личности женщины в течение беремености и те опоры, которые для нее важны (внешние или внутренние). В случае диагностики изначально неблагополучного отношения женщины к беременности (одного из неоптимальных типов гестационной доминанты по И.В.Добрякову) и ребенку (одного из неадекватных типов переживания беременности по Г.Г.Филипповой), неадекватного понимания ею функций матери (что, как правило, связано, в свою очередь, с нарушением ее отношений с собственной матерью (P.M. Shereshefsky & L.J.Yarrow, Г.Г.Филиппова), психолог сопровождает женщину в ее внутреннем поиске. Он способствует в чем-то направлению, а в чем-то фасилитации этого поиска, помогаяженщине в нахождении оптимальных форм взаимодействия с ребенком и принятия себя в роли матери. Здесь будет уместно вспомнить один из базисных принципов роджерианства: не следуй ни одному из авторитетов, но доверься собственному опыту переживаний и развивай свой собственный стиль (Р.Хаттерер). Это положение перекликается с понятием Д.Винникотта о «достаточно хорошей матери». В решении задачи помочь женщине принять ребенка и обрести собственный стиль взаимоотношений с ним психолог применяет в своей работе различные методики, в том числе, телесноориентированную и арт-терапию, гаптономию и другие.

Внимание к субъективному миру человека. Специалист, к которому прежде всего приходит забеременевшая женщина, - врач, наблюдающий за объективными показателями состояния ее здоровья. Анализ переживаний, страхов и радости женщины выходит за пределы его профессиональной компетенции. Нередко в ответ на высказываемые опасения и тревогу женщина слышит, что у всех бывают подобные переживания. Домашние также далеко не всегда готовы выслушать ее и оказать эмоциональную поддержку без осуждения или навязчивых советов. Поэтому внимание психолога-консультанта к субъективному миру женщины, возможность для нее быть услышанной, поделиться в группе своими переживаниями, чрезвычайно важны, происходит ли то в форме беседы, сеанса арттерапии или обсуждения ролевой игры. Акцент на значимости субъективного мира каждого человека содействует воспитанию в будущих родителях интереса и внимания к субъективности ребенка.

Оказание поддержки клиентам. Функция психолога в работе с беременными женщинами – это прежде всего функция поддержки. Глубинная психотерапевтическая работа в этот период недопустима вследствие ранимости психики будущей мамы и возможных негативных последствий для развивающегося ребенка. Все формы поддержки, применяемые в гуманистической психотерапии являются актуальными в работе с беременными женщинами и направлены на повышение ее уверенности в себе и в своих силах и на улучшение ее взаимопонимания с ребенком. Само по себе общение в группе, предполагающее отсутствие критики любых высказываний, поощрение спонтанности, уважение к каждому участнику, способствует раскрытию членов группы и снижению их тревожности. Ведущий группы должен умело сочетать поддержку, которую оказывает он сам, и поддержку, которая идет от группы, с учетом того, кому, сколько и в какой форме этой поддержки нужно и от кого какую поддержку может получить группа и каждый из ее участников.

При этом психолог не должен выделять высказыванием, взглядом, интонацией или мимикой те или иные суждения, показывая что одни слова ему нравятся, а другие - нет Например, я сталкивалась с такими заявлениями беременных: «Этот дьяволенок просто избил меня.изнутри», « Мой ребенок - это монстр, герой из фильма «Чужие»», « Я хочу, чтобы мне сделали кесарево сечение, я настойчиво прошу об этом врача, хотя он мне этого не советует» Благодаря тому, что подобные высказывания воспринимались мной как ведущей в той же доброжелательной спокойной манере, что и высказывания других участников, женщины смогли почувствовать себя принятыми психологом и группой, что в свою очередь позволило им проявить внимание к суждениям других членов группы. В группе всегда найдутся женщины, которые эмоционально позитивно относятся к своим детям. И важно чтобы женщины с внутренним конфликтом услышали их.

Поддержка психолога должна ограничиваться принципом минимальной достаточности. Демонстрация психологом большей, чем у самой женщины, заитересованности в благополучии ребенка или в тех или иных ее действиях, выдает личностную непроработанность консультанта и мешает успеху его работы. При такой подходе женщина с большой вероятностью закроется или переложит ответственность за решение своих проблем на психолога.

Фиксация на чувствах и их невербальном выражении. Первый язык общения мамы с ребенком – невербальный. Через телесный контакт, взгляды, мимику, интонации мама передает ребенку свое отношение и он узнает о том, что он любим. У мамы, не владеющей языком чувств, даже при самом хорошем уходе, ребенок испытывает дефицит эмоционального общения. Речь о мамах, у которых в их собственном детстве были проблемы с их матерями. Приходя на занятия, такие мамы обычно выдают себя множеством конкретных вопросов относительно ухода за ребенком, они выстраивают их письменно в виде целого ряда пронумерованных пунктов, нередко в поиске ответов они обращаются к разным книгам, Интернету. За их вопросами угадывается повышенная тревожность, растерянность и надежда заменить недостаток навыков, которые девочки в эмоционально благополучных семьях получают от своих мам, познанием с помощью интеллекта. Именно этим мамам чаще других будет недоставать интуиции в общении с ребенком и уверенности в себе и своих действиях. Поэтому чрезвычайно важно дать мамам почувствовать в практических упражнениях язык невербального контакта. Этому служат телесноориентированные техники, тренинг навыков невербального общения, ролевые игры. Кроме того, на протяжении всех занятий в группе ведущий должен поощрять будущих родителей к проявлению и высказыванию чувств, любых, самых противоречивых, в том числе социально неодобряемых, посредством слов, движений (в танцтерапии), в рисунках, голосом (в пении), в звуке (с помощью музыкальных инструментов). Вспомним, что нередко проблемным мамам в их детстве запрещалось выражать те или иные чувства. Как рассказала одна из них, когда у нее на глазах появлялись слезы, ее отец тащил ее в ванную и умывал лицо холодной водой.

Конструкт “Я-и-Мир”. Будущие мама и папа привносят в новую семью традиции семей, в которых росли, в том числе и установки относительно построения отношений с миром и стиля воспитания детей. Если родители не задумываются над темой воспитания детей, то их первая реакция на неблаговидные с их точки зрения поступки ребенка оказывается точно такой, как у их родителей (Э.Берн). Встречаются и варианты от противного. Нередко дети авторитарных родителей, натерпевшись в детстве, отказываются от родительского стиля, заменяя его на попустительское отношение к ребенку. Детям в таких семьях незнакомо слово «нельзя», они не знают ограничений, в чем бы то ни было, а если маме все же приходится одернуть свое дитя, она при этом испытывает чувство вины. Однако, по сути дела, и авторитарный, и попустительский стиль в общении с ребенком являются деструктивными. Родитель в первом случае не задумывается, действуя прямо по сценарию прародителя, а во втором случае идентифицируя себя со свои ребенком, действует ровоно противоположным способом. Однако ни то, ни другое поведение родителя не является свободным. Задача психолога дать понять маме и папе, что они не могут отвечать за поведение своих родителей, но несут отвтетственность за воспитание собственного ребенка. Становясь, по сути, связующим звеном между прошлым двух родов (со стороны матери и со стороны отца) и будущим (которое будет создаваться их ребенком и его детьми), родители имеют шанс взять из прошлого обеих семей то, что они считают полезным, отказаться от того, что считают лишним или вредным и создать свои собственные традиции, и в этом случае их поведение окажется свободным и ответственным. Имеет смысл до рождения ребенка обсудить на занятиях темы воспитания в итерактивном общении, задав будущим родителям простые вопросы: зачем родители нужны детям; в чем проявляются безусловная любовь и условное отношение к детям (Э.Фромм), как выразить любовь на языке, доступном ребенку; как сочетать безусловную любовь к ребенку и условное отношение к его поступкам; зачем, когда и как необходимо вводить ограничения в жизни ребенка. Здесь же уместно поднять вопрос о взаимоотношениях с другими членами семьи, прежде всего, прародителями.

Период младенчества и раннего детства – самый глубокий пласт нашей психики, когда ребенок в максимальной степени зависит от отношения и оценок своих родителей, и психолог должен помочь будущим родителям спрогнозировать последствия тех или иных способов взаимодействия с ребенком на развитие его характера и стереотипов поведенияв, показать возможность позитвиных способов взаимодействия с ребенком в соответствии с его возрастными потребностями и возможностями. В работе с конструктом “Я-и-мир” могут применяться методы транзактного анализа, ролевых игр, тренинга коммуникативных навыков, сочинений., системной семейной психотерапии. Работа с родителями в этом направлении должна быть продолжена после рождения ребенка, тема воспитания становится актуальной для мам и пап с началом кризиса года, то есть приблизительно к девятому месяцу жизни ребенка.

Экзистенциальная истина есть в самом человеке. Терапевт поддерживает доверие клиента к себе самому, к своим возможностям справиться с той или иной ситуацией, помогает с помощью группы раскрытию собственных ресурсов будущих родителей. Доверие мамы к себе самой важно для формирования психологического благополучия ребенка. С уверенной любящей мамой ребенок обретает ощущение безопасности. Вспомним высказывание Д.В. Винникотта о том, что ребенок не нуждается в идеальном родителе, ему нужен «достаточно хороший родитель». Если мама не уверена в себе и ей хочется стать «идеальной мамой» для своего ребенка, она, сталкиваясь со множеством самых противоречивых советов, начинает метаться от одного к другому, в результате ситуация для ребенка оказывается непредсказуемой, а мама уходит от живительного общения с ребенком в строгое следование тем или иным интсрукциям, она испытывает чувство вины, которое может привести ее к депрессии. Мама обязательно столкнется с оценками, которые будут давать здоровью и поведению ребенка окружающие ее люди: соседи, воспитатели, учителя. Если у самой мамы нет собственного ясно выраженного конструкта «Я-и-мир» и выработанных в процессе общения с ребенком критериев его оценки, то увеличивается вероятность, что она предаст ребенка и самое себя как мать в угоду некоторым внешним мнениям. Содержание занятий с беременными должно быть направлено на укрепление уверенности мамы в самой себе во всех аспектах: эмоциональном (работа с чувствами), когнитивном (сообщение знаний из разных источников, ознакомление в том числе с противоречащими друг другу точками зрения на одну проблему, поощрение к поиску собственного решения), операциональном (через отработку поведения в родах и приемов обращения с ребенком на кукле). Особое внимание должно быть уделено формированию у нее доверия к своему телу, что важно как для принятия женщиной изменений, происходящих в теле в период беременности и после родов, так и для гармоничного протекания самих родов. В дальнейшем, ориентация мамы на внутренние опоры будет способствовать ее уверенности в отношениях с ребенком, развитию материнской интуиции. В своем взаимодействии с мамой психолог непременно должен выражать доверие ее чувствам, уверенность, что ей удастся найти оптимальное решение возникающих проблем, подчеркивать, что только наблюдая за своим ребенком (с которым только она находится в постоянном близком контакте), ей удастся найти оптимальный индивидуальный подход к нему. Прежде чем дать рекомендации, следует очень внимательно прислушаться к самой маме, с тем, чтобы способствовать обретению ею индивидуального материнского стиля.

Манера ведения группы и взаимодействия с будущей и молодой мамой должна быть максимально демократична и исключать личную заинтересованность ведущего в позиции быть «сверху», претензию на знание абсолютной истины. Например, я сама как мама, преодолев множество трудностей, кормила грудью моих детей более года, и мне поначалу было сложно принимть женщин, не желавших бороться за лактацию. Со временем мне удалось занять профессиональную позицию, поняв, что то, что я могу - это донести через книги, Интернет, в лекциях, консультациях информацию о важности грудного вскармливания, научить справляться с самыми разнооброазными трудностями, помочь наладить контакт с консультантом по лактации, но выбор женщиной пути вскармливания своего ребенка–остается ее выбором, и от этого выбора не зависит моя оценка ее как матери, я отказалась от осуждения, я научилась принимать и уважать право матери на свободу.

Необходимость проживания экзистенциального опыта. Опыт родов и опыт материнства относятся к тем явлениям нашего существования, которым нельзя обучиться, нельзя спрогнозировать заранее, а можно только прожить самому. Жесткие установки, настраивающие женщину на что бы то ни было в родах: роды в воду; вертикальные роды; запрет на использование обезболивания или наоборот, обязательное применение медикаментозного обезболивания – отвлекают женщину от возможности быть с собой, со своим телом в родах и действовать адекватно ситуации.

Занятия с беременными способствуют формированию открытой позиции в отношении родов, готовности принять свое материнство и своего ребенка такими, какими они будут, что включает в себя и избавление от ожиданий, как радужных, так и кошмарных. Хорошо подготовленная женщина идет на роды не с установкой «скорее бы это закончилось», а с желанием прожить опыт родов как момент экзистенциальной истины, открытая для принятия радости и боли познания, сопутствующих материнству.

Этому способствует гибкая позиция ведущего группы. То же относится и к обращению с ребенком. Хорошая мама видит в своем ребенке не «ангелочка» и не «чертенка», а живую материю, строящуюся и изменяющуюся, и она готова следовать за ним и сопровождать его в его развитии. Хорошая мама понимает, что ни из каких книг она не узнает, как правильно поступить в том или ином конкретном случае, она знакомится с разными точками зрения, но при этом, внимательная к своему ребенку, учится на живом опыте общения с ним. Ребенок развивается и мама развивается вместе с ним.

Точка опоры для клиента. Многие будущие мамы приходят на консультацию с ориентацией на внешние опоры, которыми могут выступать: инструктор по подготовке, врач, медицинское оборудование, определенные приемы в родах (техники дыхания или обезболивания, водные или вертикальные роды). Задача инструктора – содействовать переориентации мамы с внешних на внутренние опоры, коими выступают: ее доверие к своему телу и к тем процессам, что будут происходить в родах, доверие к себе как матери. При этом при необходимости она способна обратиться за помощью к нужным ей специалистам, но не хвататься за них как за спасательный круг.

Точка опоры для терапевта. Вследствие высокой внушаемости на фоне наличия тревоги и страха, беременные могут воспринимать специалиста, занимающегося с ними как учителя, носителя абсолютной истины или как родителя. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы инструктор был центрирован и ориентировал клиентов на их собственные внутренние резервы, прдолжая оказывать им поддержку. Если в отношении своих собственных детей инструктор бывает гибок и показывает слушателям, что он и сам учится родительству, что этот процесс не заканчивается с рождением ребенка, то тем самым он укрепляет будущих мам и пап в их поиске.

Ведущий должен избегать соблазна сообщать об опыте воспитания собственных детей как единственно верном и отвечать на прямые вопросы клиента типа: «Посоветуйте, рожать ли мне с мужем?» «Выбрать мне тот или иной роддом?” “Стоит ли мне так или иначе поступать с моим ребенком?”

«Здесь-и-сейчас». В данном контексте реализация принципа «здесь-и-сейчас» предполагает ориентацию родителей на гибкость в поведении с ребенком, отзывчивость к его эмоциональным состояниям и запросам, в том числе, связанным с взрослением. Поэтому с первого занятия следует говорить о том, что чем в большей степени родителям удастся избавиться от ожиданий в отношении ребенка, тем в более благоприятных условиях развития он окажется.

.В родах принципиально важно, чтобы женщина принимала события такими, какие они есть «здесь-и-сейчас», чтобы над ней не давлели установки,. Роды всегда содержат момент неопределенности, поэтому составление плана своих родов чревато в дальнейшем психологической травмой, если план не удастся выполнить. В оптимальном варианте женщина слушает себя и при этом готова принять при необходимости помощь от врача, а впоследствии не испытывает угрызений совести и депрессию вследствие несбывшихся ожиданий.

Умение быть «здесь и сейчас» важно для матери, которой предстоит ежедневно и ежечасно реагировать на изменяющиеся потребности, интересы и возможности растущего ребенка. Так, например, если мама новорожденного должна полностью перестроить свою жизнь в соответствии с потребностями ребенка, то уже в 1,5 года кормление ребенка по его требованию будет свидетельствовать об игнорировании ею изменившихся потребностей малыша.

Принцип «здесь-и-сейчас» относится также к работе с клиентом и предполагает гибкость ведущего, его сензитивность к психологическим запросам группы, умение вовлечь участников в процесс обсуждения или тренинга, реагировать на изменения, происходящие в группе. Хотя консультирование будущих и молодых родителей является проблемно ориентированным, тем не менее оно не должно превратиться в лекцию без обратной связи. Вовлечению участников в процесс поиска способствует применение активных техник: обсуждения в группе, арттерапии, ролевых игр ит.д.

Присутствие. Терапевтический альянс и сговор. Перенос и контрперенос. Виндивидуальной или групповой работе консультант должен отслеживать свое присутствие и перенос со стороны клиента, устанавливать альянс с будущими родителями и вовремя распознавать сговор и контрперенос. Ответственность его в этом случае за свои действия тем более высока, что беременной предстоит принять ответственность за своего ребенка. Перекладывая же по тем или иным причинам ответственность за важные в ее жизни решения на себя (например, давая прямой ответ на вопрос: где, как и с кем ей рожать), психолог фактически содействует избавлению женщины от ответственности за ребенка.

С другой стороны, в работе с беременными женщинами не может быть допущена та степень жесткости и силы давления со стороны психолога, которые возможны в работе с другими клиентами. К тому же коррективы могут быть внесены в связи с текущим состоянием физического здоровья женщины.

Шесть экзистенциальных данностей.

Экзистенциальными данностями называют условия, присущие самому существованию человека, которые не зависят от него и которые он не в силах изменить.

Телесность. В беременности тело женщины меняет свои формы, позволяя разместиться в себе растущему малышу. Разумным представляется принятие женщиной тех изменений, что происходят с ее телом и той энергии, которая проходит через ее тело, в родах. Несмотря на то, что женщина к моменту наступления беременности привыкла управлять собой и свои телом, многие женщины спокойно относятся к изменениям в теле. Этому способствует и позиция, занимаемая мужем, некоторые мужчины считают тело жены в беременности еще более привлекательным. В то же время многих женщин страшит тот факт, что после родов и кормления грудью тело изменится. Однако есть основания считать, что недовольство изменениями в теле указывает на недостаточное принятие женщиной ребенка (Баженова О.В.) Этот фактор надо отделять от экзистенциального условия и, диагносцировав неприятие женщиной изменяющихся форм, провести психотерапию, направленную на включение ребенка в систему ценностей будущей матри.

Таким образом, надо отделять экзистенциальную данность, которую надо принять такой, какая она есть: необратимые изменения в теле в связи рождением ребенка и лактацией - и неприятие изменений в теле, связанных с недостаточной ценностью ребенка.

Конечность (смертность). Очевидно, что рождение ребенка – это уникальная возможность преодолеть конечность существования, продлиться в своем ребенке. В то же время течение, исход родов и состояние здоровья ребенка даже при самой лучшей подготовке и осознанном выборе роддома, могут разочаровать. В подготовке к родам целесообразно проговаривать необходимость принять любой исход родов без обвинения кого-бы то ни было. Беременные могут испытывать страх перед неудачными родами или страх за здоровье и жизнь ребенка, особенно, если в анамнезе у них уже был неудачный опыт. Психотерапевтическая работа через проговаривание, рисование, иногда совместно с папой, использование суггестивных методов позволяет справиться с предыдущим неудачным опытом. В тяжелых случаях психотерапия будет проходить по типу работы с постравматическим синдромом и направлена на перевод аутоагрессии (чувства вины и стыда) или гетероагрессии (например, обвинении медперсонала) в чувство сожаления и понимания невозможности предусмотреть и предупредить все обстоятельства.

Возможность действия предполагает принятие на себя ответственности, в том числе и за последствия своих действий. Первейшая задача консультанта способствовать принятию будущей мамой этой данности, что выражается ею в принятии на себя ответственности за свои роды, в том числе и за выбор места, способа родоразрешения и врача. Материнская ответственность начинается не после, а еще до рождения ребенка.

Возможность выбора. Часто будущие и молодые мамы сетуют на невозможность выбора, в этом случае их усилия надо направить на поиск такой возможности. Например, мама приводит трехлетнего сына к психологу с жалобами на наличие страхов и сама же и объясняет: «Я знаю почему у него страхи Его воспитательница запугивает, заставляя днем спать», как будто бы выбор воспитателя – не ее ответственность и возможность ухода от наносящего травму ребенку воспитателя исключена. Другой пример: после неудачных родов женщина говорит: «Я чувствовала, что мне не надо было идти к этому врачу, да уж больно подружка его расхваливала.». Задача ведущего курсы для беременных состоит в том, чтобы предоставить информацию и рассмотреть с будущими родителями различные варианты родоразрешения и поведения в родах, отношения к ребенку и т.д. с тем, чтобы окончательный выбор всегда оставался за родителями.

Другой аспект этой данности заключается в том, что выбор в пользу чего-то всегда влечет за собой отказ от преимуществ отвергнутого варианта. Например, врач, вызвавший доверие мамы, может работать в учреждении, не предоставляющем комфортные условия для родов.

Раздельно-но-связанно. Эта данность характеризует разобщенность и одиночество каждого человека и в то же время потребность и возможность совместного сосуществования с другими людьми. Многие беременные приходят в группы для того, чтобы почувствовать, что их переживания созвучны переживаниям других женщин. Некоторые наслышаны об опыте родов, удачном или неудачном у своих подруг. Зачастую женщины склонны переносить чужой опыт на себя. Обсуждение в группе будет способствовать принятию ими этой данности, предполагающей уникальность опыта каждого, однако при возможности быть услышанной и понятой другими. Хорошие группы как правило, встречаются и после окончания обучения и поддерживают друг друга после рождени ядетей.

Здесь также уместно сказать о взаимосвязи противоположных тенденций к объединению и отделению в развитии детско-родительских отношений и отношений ребенка с другими людьми. Если в период беременности и младенчества ребенок самым тесным образом связан со своей мамой и своей семьей, то по мере роста и раскрытия его возможностей, задача мамы - все дальше и дальше отпускать его от себя и помогать простраивать связи с другими людьми. Нежелание мамы отпускать ребенка проявляется в длительном грудном вскармливании по требованию, трудностях в отлучении от груди на втором-третьем году жизни малыша, нежелании отдавать ребенка ни в какие образовательные учреждения. Если для малыша на первых порах необходимо почувствовать себя в хорошей связке с мамой, то в дальнейшем также важно научиться оставаться на какое-то время в одиночестве. Так, в три месяца малыш уже способен 20-30 минут самостоятельно играть с подвесными игрушками в отсутствии мамы, после трех-четырех месяцев – отпускать маму на несколько часов из дома, оставаясь с другим взрослым, в первой половине второго года – самостоятельно есть из ложки и т.д. Если мама отвечает на запрос ребенка, она чувствует его потребность в отделении и поощряет ее, а на определенном этапе подключает к уходу за ребенком и его обучению других людей. Особенно ярко тенденция к отделению проявляется в кризисные возраста. Задача психолога объяснить маме логику и необходимость отделения ребенка по мере его взросления и содействовать нахождению новых форм общения с ребенком, в частности перевода ситуативно-личностного в ситуативно-деловое общение во втором полугодии жизни.

Осознание. Способность к осознанию предполагает способность к изменению. Перед рождением, а еще лучше перед зачатием ребенка родителям имеет смысл задуматься, что они хотят изменить в своих отношениях и в своих взглядах на воспитание, чтобы передать ребенку именно то, что они действительно считают важным.

Спсобность человека к осознанию укрепляет нашу надежду на то, что изначально нежеланная беременность и изначально неадекватное отношение к ребенку может быть изменено самими родителями, и наша работа может способствовать этому. То есть, воспользуясь терминалогией А.Н.Леонтьева, в ряде случаев может произойти «сдвиг мотива на цель», например, задумывая зачатие с целью удержания мужчины, женщина включается в общение с ребенком, и он сам по себе начинает представлять для нее ценность.

Чтобы ни случилось с ребенком, как бы ни складывались жизненные обстоятельства в семье, психолог должен указать родителям на возможность осознания ими собственных ошибок и изменения обстоятельств в соответствии с их желанием и волей за исключением тех ситуациях, когда речь идет о первых трех экзистенциальных данностях, которые можно лишь осознать и принять.

Работа с сопротивлением. Сопротивление клиентов в данном случае может проявляться в отказе от передачи собственных чувств или переживаний, замене их высказываниями общего типа: «Все беременные так себя чувствуют…», «А что выяснять, у всех дети плачут» или в предъявлении социально одобряемых ответов: «Я, конечно, хочу ребенка, а иначе бы я не забеременела».. «Все так обрадовались, узнав о моей беременности, а как же иначе?»т.п. Увидеть сопротивление и преодолеть его позволяет использование проективных методик, например, рисуночных тестов «Я и мой ребенок», «Моя семья», теста Фигур. В то же время надо понимать, что сопротивление является здоровой защитной реакцией человека, поэтому от искусства психолога создать атмосферу доверия и безопасности будет зависеть в определенной степени сила сопротивления клиентов. Учитывая наличие сопротивления, применение психологических техник, предполагающих достаточно глубокий опыт самораскрытия клиентов (например, техники свободного рисования, ролевой игры, развития навыков невербального общения), следует отложить до того момента, когда проявится групповая сплоченность. Разговор о ребенке может оказаться достаточно болезненным для женщин с конфликтом в ценностно-смысловом блоке материнской сферы. Поэтому его не следует начинать до понимания ведущим цености ребенка для всех участников группы после разговора о переживании ими изменений в связи с беременностью.

Сопротивление женщины в отношении опыта родов может явиться одним из факторов, приводящим к слабости родовых сил, понижению порога болевой чувствительности в родах. Это происходит вследствие подавления “гормонами стресса” гормона, отвечающего за схватки - окситоцина, и природных “обезболивающих”- эндорфинов, а впоследствии - способствовать развитию послеродовой депрессии.

Значительное внимание в курсе для беременных должно быть уделено работе по принятию процесса родов. В описании русских народных традиций есть указания на то, что во время родов повитуха распускала застежки на одежде женщины, раскрывала шкафы и ящики, дабы способствовать более полному расслаблению, раскрытию женщины.

Содействие женщине в принятии ею опыта родов предполагает комплексную работу, включающую формирование адекватного представления о процессе и продолжительности родов, о характере и возможностях медицинской помощи; формирование доверительного отношения к телу, работа с аффектвиной сферой, формирование готовности принять эмоции в родах в их амбивалентности и свои чувства к ребенку в их становлении и развитии; знакомство с физиологией родов и освоение различных техник, которые женщина может применять самостоятельно или при участии партнера. (М.Е.Ланцбург)

Особое внимание уделяется работе с болью в родах. Это и устранеие страха перед родами и формированию навыков взаимодействия с болью.В результате подготовки некоторые женщины могут идти навстречу болевым ощущениям, принимая конструктивный характер родовых болей - сигналов о нормальном течении родов, переживать их как совместный с ребенком опыт рождения, а часть женщин использует различные техники отвлечения: точечный массаж, дыхание, позы и т.п. Прямая связь боли и сопротивления и антогнизм принятия и сопротивления отражены в строках персидского поэта Дж. Руми::

«Боль существует только в сопротивлении.

Радость – только в принятии.

Даже события, наполненные болью,

Становятся радостными,

Когда мы принимаем их с открытым сердцем;

Даже события, наполненные радостью,

Превращаются в болезненные.

Если мы не принимаем их.

Нет такой вещи, как плохой опыт…

Есть просто сопротивление тому, что есть.»

Психотерапия потери и несбывшихся ожиданий. Потеря ребенка – это реальность, с которой сталкиваются некоторые матери. Экзистенциальный подход является одним из самых эффективных методов работы с женщиной, ее семьей и врачом в случае потери ребенка во время беременности, родов и в антенатальном периоде. Другие случаи обращения к психологу - рождение маловесного и больного ребенка, а также разочарование процессом родов (например, в случае кесарева сечения при жестком настрое на естественные роды). Здесь работа направлена на принятие клиентами реальности во всей ее сложности, перевод диструктивных чувств: вины, агрессии и стыда - в чувство сожаления. Терапевт сопровождает клиента в проживании им цикла горя, который может длиться до двух лет.

Представленный анализ психологической работы с беременными женщинами и молодыми родителями раскрывает широкие возможности применения экзистенциального гуманистического подхода в интересах гуманизации детско-родительских отношений и профилактики жестокого и безразличного отношения к детям. В настоящее время ведется подготовка специалистов в русле данного подхода.

Список литературы

Абрамченко В.В. Психосоматическое акушерство. СПб.:Сотис, 2001.

Баженова О.В., Баз Л.Л., Копыл О.А. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка. // Cинапс, 1993, № 4, с. 35-42

Брутман В.И., Варга А.Я., Хамитова И.Ю. Предпосылки девиантного материнского поведения. // Психологический журнал, 2000. № 2. C. 79-99

Брутман В.И. и др. “Раннее социальное сиротство (медико-социально-психологические проблемы). Учебно-методическое пособие. М., 1994.

Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. - СПб.: Питер, 2001.

Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. М., 1998

Исенина Е.И., Барановская Т.И. Связи между качествами матери в различные периоды развития младенца (3-4 мес. и 7-8 мес.) // «Материнство. Психолого-социальные аспекты (норма и девиация): Материалы Всероссийской научно-практической конференции - Иваново: Издательство «Ивановский государственный университет», 2002 С.54-60

Ланцбург М.Е. Психологическая помощь семье в период ожидания ребенка и первого года его жизни. // Психотерапия и клиническая психология: методы, обучение, организация. Материалы Российской конференциии «Психотерапия и клиническая психология в общемедицинской практике» 26-28 мая 1999г. , СПб-Иваново: Ивановская государственная медицинская академия, Российская психотерапевтическая ассоциация, 2000 С.312-320

Ланцбург М.Е. Раскрытие темы родов в групповой подготовке к родам в роддоме.// «Перинатальная психология и медицина»: сборник материалов межрегиональной конф. –– СПб.: АМСУ, 2001. – С.

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики

Мэй Р. Искусство психологического консультирования., М., 2001

Филиппова Г.Г. Психология материнства. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002

Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.,1990

Фромм Э. Искусство любить. – М.,1990

Швецов М.В. Новые методы психотерапии при невынашивании беременности Пермь: «Звезда», 2001. – 293 с.

Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. - М.: Класс, 1999

Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии. - СПб.: Питер, 2000

Berne E. Transactional analysis in psychotherapy. – New York, 1961.

Rogers, С.R. Client-centered therapy: Its current practice, implications, and theory. Boston: Houghton-Mifflin, 1965

Ланцбург М.Е. О применении экзистенциального гуманистического подхода в психологическом консультировании беременных женщин и молодых родителей