Ценностный спектр музыкальных жанров: синхронические и диахронические аспекты

Ценностный спектр музыкальных жанров: синхронические и диахронические аспекты

Среди типологий слушателей музыки наиболее многочисленны классификации, основанные на их музыкальных предпочтениях. Как оказалось, слушатели с общими музыкальными вкусами часто обладают не только близкими социально-демографическими характеристиками, но и сходными личностными качествами. Отношение к тем или иным жанрам также обнаружило связь с такими ценностями как свобода, независимость, самоактуализация и т.п.

Так, например, социолог Х.П.Райнеке следующим образом характеризует слушателя, ориентированного на классику: его отношением к музыке руководит установка на принадлежность к избранным; установка же эта дается неустанным стремлением к совершенству, постоянным преодолением трудностей, аскетизмом (Reineke, 1981, 7). В исследованиях Х.Реттельмейера показано, что более догматичные и интолерантные реципиенты ниже оценивали современные произведения. Различия исчезали, если оцениваемые произведения были традиционными (Rettelmeyer, 1967; цит.по Yimenez, 1986, 383).

Недавнее исследование связи музыкальных предпочтений и личностных черт выявило три группы паттернов, ассоциируемых с выбором наиболее типичных видов рок-музыки, с общей широтой музыкальных интересов и с предпочтением поп-музыки (как наиболее легкой для восприятия). Более или менее достоверно предсказывать музыкальные предпочтения можно по таким чертам личности, как экстраверсия и открытость. Для экстравертов типичным оказывается выбор поп-музыки. Открытые индивиды высказывают предпочтения в широком диапазоне. Женщины значимо чаще предпочитают популярную музыку остальным ее видам, чем мужчины (Rawlings, Ciancarelli, 1997).

Способность к адекватной оценке отраженного в музыке состояния или эмоции тоже оказалась связанной с тем, какого типа музыку предпочитает обычно слушать субъект. Масштабное исследование Роберта Вагнера (800 испытуемых в возрасте 14-21 лет) подтвердило, что быстрее и точнее соотносят музыкальные произведения со списком эмоций те, кто чаще слушает классическую музыку (Wagner, 1978). Выявились зависимости не только личностных черт и качеств, но и особенностей памяти. Так, у тех опрошенных, кто любит слушать музыку, оказалась хорошая вербальная и автобиографическая память, в то время как направленная в будущее память оказалась ниже средней; у тех же, к примеру, кто любит решать числовые задачи и головоломки, оказались высокими показатели вербальной и направленной в будущее памяти, но низкие показатели автобиографической памяти (Sehulster, 1995).

М.Илле и О.Сакмаровым выяснялись представления любителей музыки различных жанров о ценности собственного мнения и достоинства, свободе дискуссий, гласности.Чаще всего максимальные ранги эти ценности получали в группах, ориентированных на "подлинный рок" и "коммерческий рок", реже всего - в группе активных противников рока. Там же были получены результаты, свидетельствующие о том, что положительно относятся к классической музыке 68,9% любителей "подлинного рока", 43,6% среди его активных противников и 17,6% среди потребителей эстрады и коммерческого рока. Данных об отношении любителей классики к року, эстраде в статье не приводится, однако делается вывод, что "искусство, если оно подлинное, волнует независимо от жанра" (Илле, Сакмаров, 1989, 69). На наш взгляд, положительное отношение к классике здесь может быть декларируемым, просто как к некоей традиционной культурной ценности. В случае же отказа от этих ценностей само их присутствие в культуре придает больший вес такому отказу.

В ряде социологических исследований именно отношение к традиционным ценностям искусства становилось основанием для сравнения двух групп реципиентов. Так, у любителей музыки по сравнению с любителями были выявлены более богатое воображение, более развитые чувствительность, эмпатия, более сдержанные самооценки, более тонкие и подробные описания отрывков музыкальных произведений (Семенов, 1988. 132). Однако неясно, связано ли это с тем, что “равнодушная или неприязненная реакция есть всегда обедняющая и разлагающая предмет реакция...”(Бахтин, 1986. 130), либо с тем, что любители музыки оказываются более способными к передаче своих ощущений и впечатлений.

В последние годы было проведено несколько исследований ценностей, приписываемых реципиентами музыке в целом и отдельным ее жанрам, по методике «Ценностный спектр» Д.А. Леонтьева (Леонтьев, 1997). Методика представляет собой список из 18 наиболее абстрактных ценностей, составленный на основе перечня бытийных ценностей А.Маслоу. Задача испытуемых состоит в том, чтобы в столбцах, соответствующих оцениваемым объектам, отметить галочками, какие ценности присущи каждому из объектов. В качестве объектов оценивания обычно выступают «рок-музыка», «классическая музыка», «авторская песня» и «эстрадная песня», а также общие понятия «музыка» и «жизнь».

В исследовании Ю.А.Волковой и Д.А.Леонтьева, проведенном в 1987 году, опрос производился среди слушателей концертов авторской и рок-музыки. Было показано, что аудитория рок-музыки воспринимает ее как явление, родственное не столько искусству, сколько реальной жизни, выделяя прежде всего такие присущие ей ценности, как уникальность, игра, смысл, целостность, жизненность, самодостаточность. Музыка в сознании этой группы слушателей ассоциируется прежде всего с эстрадной песней и – в меньшей степени – с классикой, но не с роком.

Эстрадная песня для аудитории рок-музыки выступает как вид развлечения и отдыха; с ней ассоциируются ценности игры и легкости. Авторская песня характеризовалась как полная смысла, истины и добра; классическая музыка – как исполненная завершенности и красоты. Интересно, что меньше всего любителей рока охарактеризовали классическую музыку как простую, легкую и самодостаточную; по мнению авторов исследования, она слишком тяжела и сложна для восприятия слушателей рок-музыки и не может служить самодостаточным отдыхом (Леонтьев, Волкова, 1997, 121-130).

Несколько иные результаты были получены для аудитории классической музыки (дипломная работа О.Кравцовой). Ее исследование проводилось на двух концертах в Московской Консерватории (московского камерного оркестра и международного камерного оркестра Лижии О’Риордан). Результаты получены на основании 53 заполненных опросников. Возраст опрашиваемых – от 8 до 70 лет.

В их сознании музыка прежде всего ассоциируется с классической музыкой и в меньшей степени с авторской песней. Эстрадной песне были приписаны игра и легкость; авторская песня характеризовалась как полная добра, жизненности, смысла; классическая музыка – как исполненная красоты, совершенства, уникальности. Колонку, соответствующую рок-музыке, большинство вообще оставило пустой.

Были подсчитаны корреляции между объектами оценивания (см. таблицу 1)

Таблица 1. Ранговые корреляции между жизнью, музыкой и т.д. для аудитории любителей классической музыки

Жизнь

Музыка

Эстрадная песня

Авторская песня

Классическая музыка

Музыка

0,586**

Эстрадная песня

0,250

0,344

Авторская песня

0,647***

0,512*

0,700***

Классическая музыка

0,423*

0,816***

0,039

0,200

Рок-музыка

0,022

0,334

0,789***

0,476*

0,019

* - корреляция значима на уровне 0,05

** - корреляция значима на уровне 0,01

*** - корреляция значима на уровне 0,005.

В дипломной работе Г.Алексаняна (1999) проверялись следующие гипотезы:

Гипотеза 1 – Музыка обладает в сознании аудитории своеобразным ценностным спектром, который частично совпадает и различается в зависимости от музыкального жанра.

Гипотеза 2 – Ценностный спектр будет изменятся в зависимости от аудитории.

Гипотеза 3 – Ценностные содержания музыкального жанра обладают устойчивостью на больших временных интервалах в той мере, в какой сохраняет устойчивость сам жанр.

Исследование проводилось в различных аудиториях (эстрада, авторская песня, рок-музыка и классическая музыка). Опрашиваемым была предложена методика ценностного спектра, где в качестве оцениваемых объектов выступали: эстрадная песня, авторская песня, рок-музыка, классическая музыка, жизнь и музыка вообще. Исследования были проведены в 1998- 1999 годах. На основе результатов опроса были составлены итоговые матрицы по каждой опрашиваемой группе:

Таблица 1. Ценностный профиль аудитории любителей авторской песни (исследование Г.Г. Алексаняна).

Авторская песня

Жизнь

Музыка

Эстрада

Автор.

песня

Класс.

музыка

Рок

музыка

Добро

11

4

1

13

3

8

Единство противоположностей

6

3

2

7

2

10

Жизненность

5

3

2

13

1

7

Завершенность

1

4

2

0

7

0

Игра

8

8

10

2

2

4

Истина

2

4

0

11

4

7

Красота

6

6

2

4

10

3

Легкость

4

7

14

0

3

3

Необходимость

16

4

1

15

4

10

Полнота

2

4

0

5

3

3

Порядок

1

2

0

2

5

2

Простота

1

2

18

5

1

4

Самодостаточность

3

5

3

3

5

1

Смысл

5

3

0

12

8

9

Совершенство

2

1

0

0

12

0

Справедливость

3

3

0

10

0

7

Уникальность

8

3

0

9

4

4

Целостность

4

7

1

3

8

2

Таблица 2. Ценностный профиль аудитории любителей эстрады (исследование Г.Г. Алексаняна).

Жизнь

Музыка

Эстрада

Автор.

песня

Класс.

музыка

Рок

музыка

Добро

14

10

10

10

10

2

Единство противоположностей

9

5

2

2

4

7

Жизненность

9

11

11

8

2

1

Завершенность

4

8

5

5

4

1

Игра

12

9

9

4

5

8

Истина

7

9

5

7

6

5

Красота

10

11

12

5

12

2

Легкость

3

6

15

3

4

4

Необходимость

16

8

5

3

5

0

Полнота

8

5

3

5

5

2

Порядок

4

3

2

3

7

4

Простота

4

6

14

7

0

2

Самодостаточность

4

3

4

3

4

2

Смысл

12

7

9

13

8

9

Совершенство

5

8

3

1

9

2

Справедливость

13

1

2

5

2

0

Уникальность

9

5

4

9

8

7

Целостность

8

4

1

2

4

1

Таблица 3. Ценностный профиль аудитории любителей рок-музыки (исследование Г.Г. Алексаняна).

Рок-музыка

Жизнь

Музыка

Эстрада

Автор.

Песня

Класс.

музыка

Рок

музыка

Добро

13

6

4

11

6

12

Единство противоположностей

11

3

0

4

1

12

Жизненность

7

5

0

12

2

12

Завершенность

0

4

1

3

11

1

Игра

14

8

7

5

3

6

Истина

5

5

0

11

5

12

Красота

7

6

0

2

13

7

Легкость

3

2

15

2

3

5

Необходимость

14

7

2

8

5

11

Полнота

4

5

0

3

4

7

Порядок

5

2

3

5

7

4

Простота

4

1

15

4

0

5

Самодостаточность

0

5

1

4

7

5

Смысл

12

6

1

12

4

14

Совершенство

4

3

0

4

13

1

Справедливость

5

3

0

6

1

7

Уникальность

9

8

1

11

7

13

Целостность

6

11

2

1

8

4

Таблица 4. Ценностный профиль аудитории любителей классической музыки (исследование Г.Г. Алексаняна).

Классика

Жизнь

Музыка

Эстрада

Автор.

Песня

Класс.

музыка

Рок

музыка

Добро

8

9

6

6

7

3

Единство противоположностей

8

3

1

1

1

8

Жизненность

5

3

4

10

4

5

Завершенность

1

5

1

4

2

2

Игра

6

5

9

2

3

4

Истина

5

2

3

8

5

3

Красота

5

10

1

3

10

2

Легкость

1

6

10

1

4

1

Необходимость

8

9

2

6

3

4

Полнота

7

9

0

3

3

3

Порядок

2

3

2

2

4

4

Простота

4

5

14

5

2

3

Самодостаточность

2

4

0

6

6

4

Смысл

10

2

2

9

6

9

Совершенство

3

6

0

1

8

1

Справедливость

4

3

1

9

3

6

Уникальность

8

4

2

7

6

3

Целостность

7

5

1

2

5

2

Без подробного качественного анализа этих матриц можно отметить схожие оценки аудиториями авторской песни и рок музыки объекта «эстрадная песня». Никто из опрашиваемых не отметил присутствия в эстраде истины, совершенства, полноты; единицы нашли в ней смысл, необходимость, уникальность, самодостаточность, красоту. Зато большинство отметили наличие в эстрадной музыке простоты и легкости.

Фактически в этой работе были повторены более ранние исследования Ю.Волковой и Д.Леонтьева, что позволило провести диахронический анализ. Сравнение матриц (по аудиториям) показало, что отношение аудитории авторской песни к рок-музыке и аудитории рок-музыки к авторской песне изменилось за эти годы, в то время как понятие классической музыки все так же характеризовалось красотой, совершенством, отсутствием легкости и простоты.

В исследовании, проведенном в 1997-1998 году М. Авраамовой под руководством Г.Иванченко, для аудитории рок-музыки нашли подтверждение данные Ю.Волковой и Д.Леонтьева о близости ценностных профилей «рок-музыки» и «жизни», однако и в том и другом профиле за десять лет произошли изменения: практически исчезли самодостаточность и целостность, появилась и утвердилась с высокими рангами необходимость, однако остались уникальность, игра, смысл, жизненность (см. табл. 5)

Таблица 5. Ценностный профиль аудитории рок-музыки (исследование М.Н. Авраамовой).

Жизнь

Музыка

Эстрад. песня

Автор. песня

Класс. Музыка

Рок-музыка

Добро

13

6

4

11

6

12

Ед. Пр-й

11

3

0

4

1

12

Жизн.

7

5

0

12

2

12

Заверш.

0

4

1

3

11

1

Игра

14

8

7

5

3

6

Истина

5

5

0

11

5

12

Красота

7

6

0

2

13

7

Легкость

3

2

15

2

3

5

Необх.

14

7

2

8

5

11

Полнота

4

5

0

3

4

7

Порядок

5

2

3

5

7

4

Простота

4

1

15

4

0

5

Самодост.

0

5

1

4

7

5

Смысл

12

6

1

12

4

14

Соверш.

4

3

0

4

13

1

Справедл.

5

3

0

6

1

7

Уникальн.

9

8

1

11

7

13

Целостн.

6

11

2

1

8

4

В исследовании П.Сабадоша (дипломная работа, выполненная под руководством Д.А.Леонтьева) ставилась задача выявить ценностные профили некоторых музыкальных произведений и сравнить их у музыкантов и немузыкантов (Бетховен, соната №14 для фортепиано («Лунная») и симфония № 5, Танец маленьких лебедей из балета «Лебединое озеро» Чайковского, Адажио Альбиниони, Танец с саблями из балета «Гаянэ» Хачатуряна и куплеты Тореадора из оперы «Кармен» Бизе). Наименее характерными для оценки музыкальных произведений оказались ценности справедливости и необходимости. Подавляющее большинство ведущих ценностей каждого из музыкальных объектов в группах музыкантов и немузыкантов совпадает, что подтверждает наличие характерного именно для данных произведений ценностных профилей.

Развитие музыкального восприятия во многом связано с расширением тезауруса слушателя. Почти всегда слушательский опыт обогащает сознание слушателя как отдельными элементами знания о музыке, так и связями этих элементов. Что касается ценностей, связываемых слушателем с отдельными видами музыки и с музыкой в целом, то процессы их формирования гораздо менее изучены. Предметом исследования Г.В. Иванченко (1999-2000) была динамика ценностных представлений о музыке студентов творческого вуза, чья профессия предполагает постоянный контакт с музыкой (актеры, режиссеры, журналисты). В исследовании приняли участие 25 студентов первого курса творческого вуза (г. Москва), в возрасте от 16 до 20 лет, и 25 студентов четвертого курса, в возрасте от 20 до 28 лет, всего 50 человек, из них 29 женщин, 21 мужчина.

Число оценок каждого объекта («жизнь», «музыка», «эстрадная песня», «авторская песня», «классическая музыка», «рок-музыка») суммировалось по группам. Затем частоты упоминания ценностей были заменены их ранговыми значениями в иерархии каждого из понятий, и был подсчитан коэффициент ранговой корреляции (по Спирмену). Полученные корреляции оказались в основном незначимыми. Наиболее близки иерархии “музыки” и “классической музыки” (см. таблицы 6 и 7).

Таблица 6. Ценностный профиль различных музыкальных жанров у студентов 1-го курса (исследование Г.В. Иванченко)

Жизнь

Музыка

Эстрад. песня

Автор. песня

Класс. музыка

Рок-музыка

Добро

20

16

10

19

21

15

Ед. пр-й

7

10

11

16

14

18

Жизн.

17

9

10

18

8

17

Заверш.

4

11

5

4

17

10

Игра

8

20

14

15

13

10

Истина

15

12

3

20

6

20

Красота

21

20

12

17

16

11

Легкость

13

8

22

9

15

3

Необх.

10

4

10

10

4

6

Полнота

11

12

6

11

15

7

Порядок

7

14

3

7

12

8

Простота

14

11

18

20

12

11

Самодост.

3

10

2

9

15

17

Смысл

19

17

8

16

18

18

Соверш.

6

10

11

10

17

8

Справедл.

10

8

5

20

13

20

Уникальн.

19

11

9

14

14

17

Целостн.

17

12

5

10

15

9

Таблица 7. Ценностный профиль различных музыкальных жанров у студентов 4-го курса (исследование Г.В. Иванченко)

Жизнь

Музыка

Эстрад. песня

Автор. Песня

Класс. музыка

Рок-музыка

Добро

14

22

6

15

19

10

Ед. пр-й

9

15

5

9

10

15

Жизн.

17

17

6

14

13

16

Заверш.

6

15

0

9

18

7

Игра

17

19

8

17

14

8

Истина

12

16

4

12

11

13

Красота

19

22

7

11

18

9

Легкость

5

12

18

10

14

8

Необх.

14

7

10

6

8

6

Полнота

17

16

4

4

16

9

Порядок

13

18

2

5

15

7

Простота

12

13

15

15

10

9

Самодост.

7

17

5

9

13

12

Смысл

10

21

3

14

16

12

Соверш.

6

13

7

11

15

10

Справедл.

8

9

4

19

10

17

Уникальн.

21

10

9

12

12

16

Целостн.

20

5

10

9

17

7

Из ценностей, которые характеризуют музыку более всего, первокурсниками были названы: игра, красота и смысл. В представлении студентов четвертого курса музыка - это прежде всего добро, красота и смысл. Далее, в эстрадной музыке большинство испытуемых отметило присутствие легкости и простоты. Менее всего эстрадную музыку, по мнению первокурсников, характеризует завершенность, справедливость, самодостаточность, порядок; по мнению четверокурсников — завершенность, порядок, смысл, истина. Авторская песня несет в себе истину справедливость, добро, смысл (студенты четвертого курса также отмечают игру и простоту). Ценности, характеризующие классическую музыку, мало меняются: и те и другие испытуемые отмечают добро, завершенность, красоту, полноту, смысл, совершенство. И, наконец, рок-музыка ассоциируется с такими ценностями, как справедливость, истина, смысл, единство противоположностей (первокурсники), справедливость, жизненность, единство противоположностей (четверокурсники).

От первого к четвертому курсу происходят разнонаправленные изменения в представлениях о ценностях, связанных с жизнью, в то время как музыке приписывается существенно больше ценностей. В отношение же к отдельным видам музыки тенденция противоположная: как правило, студенты-четверокурсники отмечают меньше ценностей, чем первокурсники.

Полученные результаты, видимо, свидетельствуют о том, что даже за относительно небольшой промежуток времени (на который, однако, приходится профессиональное становление музыканта-исполнителя, звукорежиссера, актера) происходят глубокие изменения в переживании ценностей и смыслов, которые несет в себе музыка для ее слушателя. В целом эти изменения могут быть скорее охарактеризованы как дифференциация представлений об отдельных видах музыки наряду с обогащением или, может быть, размыванием представлений о музыке в целом.

Хотя на протяжении многих десятилетий педагоги, музыканты, журналисты не устают твердить о падении интереса к классической музыке, как мы видим, не только ее постоянные слушатели относятся к ней как к ценности, но и большинство других, причем «ценностный портрет» весьма близок у любителей различных жанров.

Вполне очевидно, что для реконструкции восприятия музыкальных жанров различными аудиториями требуется не только психологический, но и социологический, культурологический, музыковедческий анализ. Приведенные выше исследования представляют собой только одну из первых попыток изучения ценностных профилей различных музыкальных жанров.

Список литературы

Jimenez J.S. Adorno et la Modernite. Paris: Seuil, 1986.- 511 p.

Rawlings, D.; Ciancarelli, V. Music preference and the five-factor model of the NEO Personality Inventory // Psychology of Music. Vol 25(2), (1997). (pp. 120-132).

Reineke H.P. Das fenscher und der vermeintliche niedregang der musikkultor // Neue Zeitschrift fur Musik. 1981. N 1. S.6-8.

Sehulster,-J.-R. Memory styles and related abilities in presentation of self //American-Journal-of-Psychology; 1995 Spr Vol 108(1) 67-88

Wagner,-R. Study of the emotional and associating effects of music // Psychologie-in-Erziehung-und-Unterricht; 1978 Vol 25(6) 374-376

Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984-1985. М.: Наука, 1986. С.80-160.

Илле М.Е., Сакмаров О.А. Рок-музыка: таланты и поклонники // Социологические исследования. 1989. № 5. С.64-69.

Леонтьев Д.А., Волкова Ю.А. Рок-музыка: социальные функции и психологические механизмы восприятия // Искусство в контексте информационной культуры. Проблемы информационной культуры. Вып.4. М.: Смысл, 1997. С.114-131.

Леонтьев Д.А. Методика ценностного спектра и её возможности в исследовании субъективной реальности» Методы психологии: ежегодник РПО т. 3 вып. 2

Семенов В.В. Социальная психология искусства: Актуальные проблемы. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. - 168 с.

Об авторах:

Авраамова Маргарита Николаевна - студентка МГТУ им. Н.Э. Баумана

Алексанян Г.Г. - студент МГУ им. М.В. Ломоносова

Кравцова О. - кандидат психологических наук

Леонтьев Д.А., Сабадош П. Афонина Л., Иванченко Г.В. - см. сборник-2000