Путешествие в реальность мифа

Путешествие в реальность мифа

…пока душа не совершит фигуру высшего пилотажа - "мертвую петлю", пока душа не совершит возврата к тому, от чего она бежала, нет законченности, есть потерянность…

С. Быков

Homo communicators

Человечество породило интернет наверное для того, чтобы тот раз и навсегда дал самому же человечеству ощутить - что такое информация. И вот уже как 10 лет на планете происходит чудо: информация оживает, и все больше и больше людей воспринимают ее, как живые или оживающие потоки, состоящие из различного типа сообщений: вестей, вестников, посланий. В прием такой информации все более включаются тело, переживания, эмоции, чувства. Оживающие потоки информации все более берут на себя функцию "внешних нервных систем", создавая знаки, знамения, смыслы, символы, сплетая в узор единой нервной ткани все человечество, и постепенно обращая его в целостное информационное существо. "Человек разумный" (Homo sapiens) – только лишь разумный – заканчивается… и переходит в свое новое эволюционное состояние, становясь "человеком коммуникативным" (Homo communicators). И поздно, поздно "сапиенсы" что либо предпринимать - уже нарождаются на свет миллиардные системы коммуникаторов.

Так что Человек коммуникативный – главное действующее лицо XXI века. Поэтому далее мы будем именовать его просто – Герой (кстати, сообщаем на всякий случай: это равно относится как к мужчинам так и женщинам).

Каков же внутренний мир у нарождающегося Героя?

Информация души

Герой, в отличие от своего предшественника "сапиенса", легко принимает потоки "живой информации", и поэтому постоянно совершает удивительные открытия. Так, вглядываясь вглубь самого себя, Герой обнаруживает, что ДУША – не просто теологический, духовный, психологический, философский термин, а ЭТО нечто такое, что является на самом деле неизведанным и громадным информационным "пластом", что - ЭТО мощная залегающая в недрах психики таинственная космическая магма, этакий "информационный Юпитер", который непостижим на фоне слишком земной, слишком упорядоченной рассудочной информации… Озаренье, чтобы с щемящей теплотой вдруг осознать казалось бы весьма банальную истину, являешься обладателем таинственного волшебного богатства, сокровища, которое неисчерпаемо можно добывать, превращать, обменивать, чтобы затем обрести то о чем и в мечтах не задумывался…

За пределами души, где-то рядом, но отдельно, залегает информационное пространство "Я", а затем - открывается таинственное пространство коллективного бессознательного, в нем до горизонта и за горизонт подобно доменам в интернет разместились миры других "я", и все "я" взаимно сплетены в "связи связей", образуя самое грандиозное для понимания пространства, Юнг назвал его "мировая душа" (anima mundi) …

Информация мифологического пространства

Архетипические образы нередко до деталей совпадают с мифологическими, что позволяет интерпретировать мифологию, как продукт бессознательного коллективного творчества.

Еще Герой, постепенно со временем обнаруживает, что внутри его давно живет феномен, который можно обозначить как "особый мир его мифологического пространства" - еще один информационный пласт психики, который складывается из впечатлений, представлений, образов, фантазий, воображения, интуиции, а также домыслов, заблуждений, иллюзий, предрассудков. И со временем это "пространство озарений и мглы"формируется внутри в монолитно целый, самостоятельный, "мерцающий" мир - так Герой обретает собственное мифологическое пространство, так Герой обретает уникальный, индивидуальный, мир, в котором основательно селятся два его "самых высших существа" – его "я" и его "душа", а еще – в него получают доступ самые невыразимые на языке разума и самые таинственные на свете представители мира под названием "Мировая Душа".

Синтез

Душа и обретенный ею мир организуют пространство внутреннего мира. Которое может хранить, вести, и, главное, его никому не отобрать – это его, Героя, и только его личная закодированная персональными знаками и знамениями карта, его и только его личные сокровенные маршруты путешествий по лабиринтам своего "я". Повседневные, ежечасные, ежесекундные. Наше внутреннее пространство намного шире, глубже, больше внешнего материального мира… В ресурсе внутреннего пространства – хранится вся наша реальность.

Утраченная реальность мифа

…Миф – это поиск и труд… порой тяжкая, изнурительная внутренняя работа по поиску в лабиринтах собственной психики знаков собственной же души…

К.Г. Юнг

Увы, термин "миф" чаще всего используется в негативном значении. Стараниями множества социальных технологов от рекламы, PR, брэнд-консалтинга, специалистов "по стратегиям управления", НЛП – сегодня создается множество рекламных и имиджевых конструкций, тексты и образы которых подразумеваются как мифы. Спешим предупредить: наибольший массив этих рекламных и имиджевых формообразований мифами не является, а лишь является играми фантомов, виртуальных фантазий. Мы ставим пред собой непростую задачу: вернуть реальность, которую столь беспощадно "игротехники социума" отнимают у мифов. Слишком много теряет та часть человечества, которая исключила мифы из своей повседневной реальности…

Для начала вернемся к точному определению мифа. Благо за нас постаралось множество классиков, которые за прошлые 200 лет с аптекарской точностью измерили и отшлифовали понятие "миф".

Генеральное определение

…Мирэль – это идеальное представление о мире наслаждения, а наша компания превращает эту мечту в реальность…

С. Мительман – управляющий крупной кондитерской компанией и торговой маркой "Мирэль"

МИФ - это прежде всего "трудом души" (Мелитинский) выработанное идеальное представление, которое затем воплощается, по блестящему определению философа Лосева – в реальную до телесности действительность. Миф рождает процесс мифологизации – когда идеализированное представление максимально совмещается с идеальным его воплощением. Весь процесс мифотворчества ориентирован на обретение "реальности мифа" - в буквальном смысле на его материальное воплощение… и как это не парадоксально звучит в этой статье речь пойдет о путях достижения мифологической реальности…

Гегель заявил – идеи движут миром… а философ-математик Налимов убедительно показал: "человек - это самоорганизующийся текст".

Поэтому мы с легким сердцем, опираясь на плечи титанов, берем на себя смелость конкретизировать далее – миром движут тексты. Миллиарды текстов - звуков-слов–знаков-букв… вращаются во вселенной человечества, управляя экономикой, политикой, социальными статусами граждан. Некоторые тексты человечество скорей всего не постигнет никогда, ибо только Всевышний ведает их непостижимым смыслом. Другие же тексты – проявились и стали великими – Библия, Коран, Мантры, научные откровения о силах и ресурсах Природы, и еще многие тексты пока спрятаны, скрыты, свернуты в природе, вещах, предметах, времени и пространстве и ждут своего часа… В каждом человеке есть генеральный текст.

Например, запись миллионов индивидуальных генетических кодов. Этот же текст уже выраженный не в кодах, а в символьных словах присутствует в глубинах психики и ждет, когда его извлекут.

Задачи современого мифотворчества

задача: развернуть в глазах общества вектор мифа в противоположную сторону то есть доказать, что Миф не уводит в беспочвенные иллюзии, а является моделью воплощения идеала, мечты, и содержит конкретные возможности их воплощения в реальность, доказать, чтобы тем самым каждый мог бы стать Героем и подарить себе Новую реальность.

задача: провести исследования и описать модель "внутриличностного вектора тягловой силы жизни", который ведет человека по жизни. Эта сила всегда есть и существует в каждом. А. Маслоу описывал ее суммой мотиваций, К. Юнг – процессом реализации архетипов, З. Фрейд – удовлетворением сильного влечения.

задача: не избегая творческих мук, уметь творить идеальные представления, и уметь воплощать их в реальность.

задача: обретение "родного мифа", а не навязанного – помочь Герою совершить путешествие в глубину своей психики подобно "вхождению в плотные слои атмосферы" - чтобы достичь, обрести внутри собственной необъятной психики "родную территорию", и там ощутить свою духовную ось, уходящую в глубину древа рода.

Сила личного текста

Узнать мифологический текст легко – по "его поведению": такой текст - как парус - извлеки его из себя - и ветер жизни тут же начнет наполнять его паруса. Этот текст легко и свободно перетекает в идеи, становится веером идей, порождает смелые замыслы с размахом и так - от замысла к замыслу - двигает целиком всю организацию жизни, направляя ее и последовательно проявляя всю силу ее будущего. И в один чудесный момент серебренный узор судьбы отчетливо замерцает сквозь мглу грядущего…

Парадокс личного текста

Найти, обнаружить и сформулировать свой личный главный текст может каждый… И техника в целом проста. Никакого секрета здесь нет. Необходимо отразить всего 4 идеи: самого себя, своего гения, своей жизни, своего будущего. Причем и это не есть безумно сложная задача: надо лишь сосредоточиться и совершить над собой умственное усилие, чтобы ответить последовательно опять же на четыре вопроса: что и кто ты? что тобой движет? во что ты воплощаешься в этом мире? что в связи с твоим воплощением в мире произойдет? А вот здесь игры в цифры заканчиваются, потому что в одиночку человек с собой данную, казалось бы элементарную, процедуру проделать никогда не сможет… Точнее, он конечно же ответит сам на все вопросы и даже сформулирует четыре основополагающие идеи себя самого и всей своей жизни… но есть одно "но"…

Что же застрахует его от того что все это он скажет исключительно искренно для самого себя, ой ли… Как такое возможно… находясь один на один много часов в интенсиве с собственной психикой, без какой либо перепроверки со стороны, герой один на один со своей психикой - неминуемо будет совершать ошибки … ведь вопрос в том – даст ли ему психика в нее же и погрузиться, хватит ли Герою "личной силы тяжести"? Утяжелить и проконтролировать объективность извлекаемого текста может только группа. В этом и парадокс: проявить и выделить исключительно индивидуальное возможно только через групповое.

Мифотворческая группа

Группа в своей основе – коллективный мифогенератор, генератор духа Героя. Группа к помощи которой прибегает Герой, чтобы обрести свою мифологическую историю – это модель племени. Обыкновенного первобытного (например, эскимосы, австралийские аборигены) члены которого живут единой нервной системой и в полном слиянии с природой окружающей действительности. Задача группы – обратная связь. Беспощадная и бесстрастная обратная связь. Группа – индикатор. В духе группы изначально заложена беспощадная критика, и эта критика – как красная предупреждающая лампа, которая со временем, по мере обретения Героем своей подлинной истории, меняет цвет "с красного на зеленый": по мере того как складывается миф, протестные настроения группы перерастают в одобрение и общее принятие, что является естественным триумфом Героя и его Мифа.

О предпочтениях

Кому же все таки необходимо в первую очередь иметь собственный миф? Специальных требований – нет и быть не может. Но доподлинно известно одно. Есть социальный феномен, проверенный ни раз: человека приводит к его мифу. Причем Миф уже как будто из будущего ведет своего героя к себе - слишком длинные цепочки удивительных совпадений по обнаруживаются прошествию… И еще. Герой, решившийся сформулировать свой миф – на самом деле уже давно родился и руководствуется своим мифом, хотя пока и смутно осознает себя героем, но неумолимо двигается в сторону обретения идеи самого себя, своего паруса, своей путеводной звезды, своего сокровища… которые его, и только его и никого более..

Процессинг мифотворчества (мифопроцессинг)

или маршруты, ведущие к Новой реальности

ИСХОДНЫЕ УСЛОВИЯ

Территория

Площадка, где на 5-12 часов может без помех может находиться группа от 6 до 30 человек. Стулья в круг. Доска для записи текста (пишущие принадлежности соответственно).

Группа

Ведущий, психотерапевт, специалист по ритму в текстах, специалист по психолингвистике, эксперт по критике текстов. До 20 добровольных членов группы-племени. И герой. Он – центр внимания.

НАЧАЛО МИФА

В самом начале, когда Герой только приступает к проявлению, выражению, проговариванию своего мифа им диктуют всего три и только три мотива:

определиться в координатах своей жизни, и найти определить "точки опоры"

разобраться с опасностями что подстерегают, прийти к стратегиям согласия и избавления

проявить, проговорить свое самое горячее желание, вожделение

В дальнейшем, в процессе создания личного мифа, Герой четко определяется с доминантами своих мотивов, широко разворачивает и проявляет персональную мотивационную сетку.

Маршруты к мифам

Маршрутов, ведущих к тексту только два – через активацию левостороннего мышления, или через активацию правостороннего мышления. Предпочтительнее сбалансированный подход, если опираться на оба этих метода, как на два крыла, чтобы они поддерживали друг друга как ветви молекулы ДНК. Своеобразное "стерео-".

"ПРАВАЯ" ПАРАЛЛЕЛЬ

Правая параллель - иррациональная.

Метод "Правосторонний подход - Мифы под знаком "душевные муки".

Путь: движение через "силовые линии" и "бури" духовных переживаний

Принцип: через активацию "правостороннего" мышления погружение в текст и информацию души.

Задача: надо следовать, жестко следовать проявляемой тяге личного мифа.

Ключевой инструмент – соблюдение тяговой направленности в мифе и ритминг.

Анонс: данный подход культивирует душевно-духовные муки и душевно-духовные достижения… через ряды смыслоподобия через выстраивание рядов смыслоподобия…

Пространство правой параллели

…Вот Писатель входит в туман, бродит по нему, а потом ведь ощутит, вспомнит и воспроизведет всю картину происходящего в этом тумане…

…из дневников опального психотерапевта

Имеет два полюса. На одном полюсе тотемное существо, которое сдерживает, направляет и управляет натурой, являясь прокрустовым ложем поведения личности, на другом же полюсе – всевозможностность, дающее право на все – быть все чем хочешь и делать все что хочешь.

В иррациональном (чувственном) пространстве исключительно важную роль играют телесные и внетелесные события. Телесные события: речь и сопровождающие позы , речь и сопровождающие движения, ритм дыхания в речи. Внетелесные события – любой контекст происходящего – так сказать события врывающиеся в пространство мифа из внешнего мира, проявляя тем самым природу знака – "неслучайную случайность".

Чтобы описать стадии и операции мифопроцессинга, проводимые в рамках в столь туманной сферы, как пространство иррационального мышления, необходимо прибегнуть к специальным метафорам и в первую очередь к терминам относящимся к области психотерапии. Иначе мы рискуем уподобиться искусствоведу, который фантазирует и на ходу придумывает термины, рассказывая о технике абстрактного рисования.

Главная задача "правостороннего подхода"

В целом же задача на протяжении всей правой параллели: изначальное иррациональное пространство героя ("дикий хаос") перевести в состояние мифологически осознаваемого ("организуемый хаос").

СТАДИИ

Организация "осевой тяги" в пространстве личного мифа

Изначально принимается за аксиому, что текст мифа уже есть, вот он – вот его аура витает в воздухе… и его надо только нащупать, осязать его весь в целом, все его пространство в него только следует погрузиться… погрузиться с головой и выразить и проявить… Пойти навстречу миру своего мифологического пространства. Принять его реальность такой какая она есть.

Лицом к лицу с чистой энергией своего мифологического пространства. Метафорически тяга может выражаться так: таинственный мир ждет меня… И я все более и более с каждым шагом него погружаюсь… Так складывается линия, ось тяги мифа.

Сопровождающий контроль:

Постоянное исследование текста на направленность мифа, на том, чтобы не было отклонения от оси тяги, исследования на опасную возможность для Героя "потеряться" в собственном тексте. Причем Тяга сложится полно и наиболее сильно тогда и только тогда, когда выстроится альянс и баланс личной инициативы и инициативы тотема в мифе. Что такое не проявленная, не проясненная ось? Это если в процессе тяги начинает доминировать тотем и действует как бы самостоятельно без личности и вне ее… то есть герой создал и силу и все - отошел в сторону, как бы отдыхает…В этом случае группа своей критикой, комментариями, обратной связью, должна среагировать, помочь Герою прийти в согласие, в совместное движение со своим внутренним, извлекаемым из глубин себя тотемным существом, и тогда - наступит мир…

Духоборство и "серфинг настроений"

…и опять повторяю, грех … это рас-путство, то есть переход с пути на путь, шатание по разным путям, блуждание по разным дорогам, а не по единственной правильной; или еще, это – блуждание, блужение, блуд, потеря своей настоящей стези…

П. Флоренский [ 15]

На этом этапе предельно точно в символах описывается драма духовных противоречий Героя. Для этого Героя необходимо погрузить в бездну. Бездну его собственной всевозможностности и "полного произвола". Таково именно таково изначальное состояние его иррационального пространства. Ведущий подобно Вергилию, сопровождавшему в ад Данте, ведет Героя в его же собственный хаос. Такое погружение Ведущий осуществляет через приемы, применяемые в психодраме, символдраме, например, пред Героем ставятся "неразрешимые" тупики, вызванные его личными психологическими комплексами.

Тотемизм

"Установление тотемов означало осознание первобытным человеком своего единства, своего родства с природой и, прежде всего с животным и растительным миром"

Леви-Брюль Л.

[ 4]

Как правило на данной стадии ярко начинает звучать эпос, в развивающейся здесь и сейчас драме Героя начинают проступать, четко проявляться сокровенные тотемы героя, некоторые имеют конкретные образы – собака-волк, золотая лошадь, радуга-змея. Текст, который при этом возникает, требует тщательной сверки каждого слова каждой строчки с настроением и эмоциональным состоянием Героя.

Сопровождающий контроль:

В группе необходимо наличие компетентного психотерапевта, способного быстро и квалифицированного проводить клинический анализ психического состояния Героя. Другие члены группы выступают или ко-терапевтами, или ассистентами, или членами клиент-группы у данного терапевта.

Перепроживание и реимпритизация

В состоянии соприкосновений с тотемами и своей "невыносимой потерянностью" Герой начинает проявлять чудеса памяти. Его психика начинает очень чутко реагировать на давние события жизни. "Узелки памяти" развязываются и события высвобождаются из глубин подсознания. Герой "вдруг" вспоминает давно забытые эпизоды из своей жизни, давние сны, события детства. У него могут даже всплыть образы и воспоминания события актов его рождения (перепроживание четырех перенатальных матриц по Грофу [1] ). Таким образом многие зафиксированные - "наслоившиеся и зацементированные" состояния – размораживаются, герой вдруг освобождается от них как от старой змеиной кожи, как от ставшего тесным хитинового покрова . И если у героя в прошлом случилась деформация одного из импринтных контуров ("контуров биовыживания - по Юнгу [20] , или нейрологических контуров - по Тимоти Лири [5] ), то в состоянии данной стадии Герой очень остро это осознает и будет изо всех сил подсознательно стремиться реконструировать случившиеся ранее деформации. Через проговариваемый текст ему предоставляется исключительно экологический способ исправить старые и приступить к освоению новых, более высших контуров биовыживания.

Дерационализация

…Если речь жива, то она безусловно эротична… а эротизм - это и есть жизнь… да, где-то эротизм бывает откровенно телесный и земной, где много пота и крови, а где-то он воздушный и небесный…

…из записок "Клуба мертвых поэтов"

Постепенно, с накоплением личных осознаний, происходит уход Героя от соучастия окружающих. Он сам постепенно загоняет себя в одиночество и остро до невыносимости осознает свою потерянность в нем. Никто без подготовки не способен описать внутреннюю динамику происходящую в нем здесь и сейчас. Для избавления и исхода "из пустыни своих архетипов" у Героя есть только одно средство – текст. Такой текст исходит от Героя легко: слишком много накопилось осознаний, слишком много уплотнилось смыслов, готовых вырваться наружу. Морфологически текст выглядит как куски, обрывки, осколки фраз, слов, намеки на скрытые смыслы, и на первый взгляд все - бессвязно, но во всех элементах текста уже присутствует важный связующий взаимной соподчиняющий фактор: все элементы текста точно соответствуют вектору напряжения, тяге, заданной мифом. Но единственная и возможная личная терапия невыносимого одиночества - это обнаруженная в себе и наконец проявленная в тексте любовь, горячая страсть. Словом все, что в драме могло бы называться – "это проявление жизни".

Сопровождающий контроль:

Исследование на эротизм в тексте. На сколько явственно проступают элементы эротизма, соотношения мужского и женского, а в более широком смысле – присутствие Инь и Янь.

Ритминг

Ритмика требует, требует, требует… Поэты знают об этом лучше всех. Ритм - это океан, ритм - это река. В каком удивительном ритме спускается лавина…

С. Быков

Ритминг – это процесс регулируемого и настроечного (и потому – направленного) ритмообразования в тексте, достигающий следующих эффектов:

возникает эйфория от "высвобождения смыслов", ощущаются легкость, полет,

оживление формально-логической составляющей текста,

выраженная в тексте высокая синергетичность смыслов.

Сила ритминга в том, что по сути, чем более спонтанно был "выдан" текст, тем для ритминга лучше, так как из спонтанного, свободно проговоренного, излитого от души текста легче через направленное ритмообразование выделить в нем свою особую исключительно уникальную и индивидуальную логику – логику ритма.

Сопровождающий контроль:

У каждого Героя свой исключительно ему присущий ритм. Поэтому требуется определить жанр и размер ритма, присущих данному Герою, и в дальнейшем внимательно следить за "траекторией" изменения жанра, за сменой "манеры исполнения". Так как "запинание", "сбивка", "спотыкание" - это косвенные признаки несоответствия "родному тексту". Важно чтобы достигалось свободное плавное как само естественное дыхание течение текста. При этом от группы требуется, чтобы она внимательно вслушивалась не столько в смыслы сколько в само естество течения текста – чтобы достигалось состояние "читать как дышать". Жанр и манера исполнения текста, по разнообразию ничем не ограничены и могут вбирать в себя самые разнообразные направления, например, молитву, заклинание, частушку, колыбельную, оберег, оду, былину, эссе, кодекс, митинговую зажигательную речь.

"ЛЕВАЯ" ПАРАЛЛЕЛЬ

Левая параллель - рациональная.

Метод "Левосторонний подход - Мифы под знаком "Муки мышления"

Путь: через преодоление "ловушек разума".

Принцип: через активацию "левостороннего" мышления погружение в структуру мифа и информацию, порождаемую намерением.

Задача: надо осознать и выразить в кратком тексте собственные намерение, замысел.

Ключевой инструмент – соблюдение 4 алгоритмов мифа: конструирования, инициации, трансформации и синхронизации, акротекст

Анонс: формально процесс представляет собой переработку длинной (литературной) истории Героя, в короткий, и при этом полностью вбирающий в себя всю историю Героя текст, затем – в еще более короткий, и так – из стадии в стадию достигается сокращение истории условно "из 100 страниц" устного текста в 16-20 строк письменного.

Пространство левой параллели

На одном полюсе этого пространства – "жесткое" понимание мира. Это понимание происходит от массы социальных обусловленностей.

Такое понимание олицетворяет собой символ принадлежности толпе, серой массе, слияние с ней, и в этом смысле оно в целом - символ смерти. На другом полюсе – сновиденческое принятие мира, то есть свободное от условностей восприятие реальности – символ жизни.

СТАДИИ

8 нот мышления и восприятия

Сначала Герой последовательно преодолевает косность собственных формулировок и обобщений. Начинает он со формально логических определений социально обусловленного характера: "кто он и что он" – как будто заполняет "партийную анкету". Герою предстоит преодолеть 8 ступеней мышления. Каждая следующая ступень – это все более высокая скорость (пронзительность) восприятия. Чтобы достичь своего текста, Герою следует преодолеть линейку следующих ступеней:

формально-схематическое (анкетное),

системно-механистичное,

категориальное,

целостное комбинационное

композиционно-сценическое (режиссерское)

символьно-метафорическое

знаково-сигнальное, язык знаковых сообщений

сновиденчески-мифологическое (стерео, дельфинье, право-лево-стороннее)

Сопровождающий контроль:

Мозг человека - совершенное и уникальное творение, в нем "слишком" много феноменов, и поэтому вовсе не значит, что Герою необходимо последовательно, буквально "пошагово", проходить ступень за ступенью. Практика показывает, что освоение ступеней восприятия обычно протекает параллельно (труды К. Прибрама, [ 11] ). Более того, склонный к трансовым состояниям и иррациональному мышлению человек способен сразу, вмиг, "провалиться" в сновиденческое сопереживание мира, и таким образом "одним махом" миновать все стадии. Представители первобытных племен и вовсе непрерывно пребывают в состоянии 8 ступени, никогда не выходя из него. В состоянии 8 ступени наиболее эффективно и неискаженно можно реализовывать алгоритмы мифа.

4 алгоритма мифа

Без соблюдения специальных 4 "алгоритмов мифа" мифологический текст невозможен. Только когда реализованы все четыре алгоритма – проявляется на свет полноценный, сбалансированный и неискаженный миф.

Алгоритм "Конструктор". Герой формулирует "из какого теста он сделан". Что есть его содержание. Он описывает, живописует себя.

Алгоритм "Инициатор". Герой сообщает о стартовых, сигнальных факторах, формулирует, что является для него отмашкой типа "поехали".

Алгоритм "Трансформатор". Герой формулирует представления о форме, об образе, с которыми он мечтал бы, вожделел бы слиться.

Алгоритм "Синхронизатор". Герой прислушивается к глубине своей "психической бездны" и из самых бесконечных глубин выражает "живое существо своей энергии", выражает кратко в скупых и точных штрихах, вносимых в текст (демонстрация - в таблице №1, часть С), это могут быть точно внесенные изменения в окончания и местоимения, или проявление одного из имен тотемного существа, что дает имя той силе, ведущей по жизни.

Сопровождающий контроль:

Стоит отдать предпочтение только одному из алгоритмов, (или двум, трем) и вместо мифологического текста, появится текст высокого суггестивного (внушающего) воздействия, по сути – манипулятивный текст. Именно такой "кухней" и занимаются социальные технологи – многие - путем намеренного искажения баланса реализуемых алгоритмов мифа довольно ловко "стряпают" тексты, обладающие силой жесткого внушения.

Единственное, что нам бы хотелось прокомментировать по этому поводу: достаточно внести любой хаос, любое своевольное спонтанное действие в процесс исполнения данных алгоритмов – и немедленно произойдет "гипервыпячивание" одного из алгоритмов (кстати, если приноровиться, то этим процессом можно будет управлять намеренно), то есть любое мало-мальски намеренное искажение - и в тексте сразу проявится опасное активное начало: иногда усиленное, а иногда и явно агрессивное внушение. Во всех таких так называемых "текстах повышенной суггестии" в основе лежит хаос, и его разрушительное начало создает высокий риск для экологии психического здоровья, а также экологии мышления и общественных коммуникаций.

4 ритуала мифа

Исполнение "племенных" ритуалов при мифах – есть по сути отражение мифа, но не в словах, не в тексте, а в групповых, коллективных сценах. Всего мы выделяем 4 основные группы ритуалов:

Ритуал жертвоприношения. Герою дают ощутить себя "потерянным" и голым, чтоб он один на один встретился с самим собой лицом к лицу.

Ритуал преодоления. Герою дают взлететь, чтоб он ощутил себя преодолевающим препятствия. Исполнение "племенных" ритуалов при мифах – фотография летающей Анны

Ритуал соприкосновения с таинственностью в реальности. Герою дают возможность так соприкоснуться с реальностью, чтоб он по-новому взглянул на нее. Например, введение факторов "мужского" и "женского". Во время написания мифа, если свой текст проговаривает женщина – то вводить ее (в символах, ситуациях) в соприкосновение с проявлением мужской составляющей мира, если мужчина – то соответственно с женской составляющей. Данные факторы можно проявлять через китайские категории Янь и Инь, юнгианские - Анима и Анимус.

Ритуал поклонения. Герой все более набирая силу, все более рождаясь в тексте, в виде обратной связи получает о окружающих членов группы (племени) смену критики на признание.

Процесс преодоления мертвой точки

Мертвая точка – термин, устойчиво прижившийся в практике мифопроцессинга. Обозначает жесткую фиксацию героем своего привычного состояния, и героем и со стороны наблюдателей формулируется обычно в терминах "жесткое застревание", "мертвая хватку", "стальные тиски". Например, Герой заявляет что совершенно запутался, что ему больше нечего сказать, что у него больше мыслей нет, что в голове абсолютная пустота, или вовсе замолкает и уходит в себя. В группе резко накапливаются настроения, усталости, безысходности, невыносимости. Поэтому, когда герой САМ находит возможность преодолеть мертвую точку – то в рамках группового пространства происходит маленькое чудо, хотя для самого Героя это великое чудо, и великая победа: ведь только что "ЭТО" считалось им совершенно невозможным, совершенно исключалось как возможное.

Свои преодоления мертвых точек Герой выражает текстом, реализуя прежде всего такие алгоритмы инициации и трансформации и приводя их во взаимное согласие.

Процесс освоения собственной живой речи

Любой человек обладает громадным речевым ресурсом. Помимо словарного запаса, его память содержит множество фразеологических оборотов, примеров различных речевых приемов и образцов текстов. Преодолев ряд мертвых точек человек снимает внутри себя зажимы, связывающие речевой материал. И тогда "речь льется". Это "разогретая" речь, на которой говорят обычно профессиональные ораторы и страстные агитаторы.

Акротекст

Акротекст – это особый текстовый феномен, он возникает, когда каждое слово в тексте обретает во-первых, значение символа, во-вторых, природу парафраза. Благодаря парафразам между символами-словами возникают взаимно обуславливающие смысловые нити, которые пронизывают текст и связывают его в единый перетекающий, вращающийся "кристалл смыслов".

Этап фокусировки текста

Итак тест в основном написан… Основные страсти позади. Теперь есть только тест и все… Надо погружаться в него.

Это финальный этап написания мифа, где пути, по которым он создавался, объединяются. Этап, когда текст из "длинной стенограммы" превращается в компактный текст на одну страницу особенно примечательна. Когда текст разместился уже в рамках одной странице, он считается сфокусированным. То есть не расползается на другие площади, и его можно весь разом охватить глазами, или весь разом воспринять на слух и удержать компактную звуко-буквенную композицию. Далее уже в "пределах рамки" текст истории претерпевает от 2 до 4 этапов изменения.

Основные процессы при фокусировке окончательного текста

Чистка

В перерабатываемый мифологический Текст надо вчитываться и вчитываться, его надо читать и читать - как Ильича, как Мао…

С. Быков

Чистка – это процесс погружения в весь массив текста, чтобы выяснить без каких элементов текста можно обойтись. Чистка идет в последовательности – блок – фраза – слово - иногда отдельное окончание слова и даже отдельные буквы (звукобуквы).

Блоки

Сначала осмысляется весь мифологический текст в целом, осмысляется и ощущается его структура. Прежде всего нужно выделить смысловые единицы текста, которые безусловно фундаментальны. И дальнейшем выявлять, разделения "обязательных" и всего лишь вспомогательных (выполняющих функцию "подпорок") словесно-смысловых блоков, которые легко убрать, свернуть в "гипертекст".

Фразы

Из текста вычленяются отдельные фразы (строчки) и далее выявляются схожие смыслы этой фразы с другими частями текста. Также рассматривается, может ли являться вычлененная фраза (строчка) – гипертекстом для каждой из всех остальных строк.

Слова

Первое, что подвергается критическому осмыслению и чистке - всевозможные обобщенные рекомендации и призывы, например, "почувствуй", "ощути". К призывам и рекомендациям, в которых присутствуют более конкретные, направленные, "векторные" указания, следует отнестись более внимательно и прежде чем избавиться от них, еще более усилить конкретизацию, например "зажги" – "зажгу", "ощути в себе – ощущаю".

В целом, к глаголам в мифологическом тексте всегда особое отношение, так как они прежде всего передают индивидуализм, присущий именно данному Герою, и в глаголах заключена "стратегическая генетика" Истории Героя.

Нэйминг

Поименование всего текста – обязательное условия обретения собственного мифа. Заголовок текста – это имя мифа. Это самая последняя - скрепляющая и завершающая - стадия обретения личного мифа.

Таблица №1. Конкретный пример фокусировки текста личного мифа. В данном случае представлено три этапа (слева на право)

А. Первый вариант текста =>

Б. Второй вариант текста =>

С. Третий вариант текста =>

я солнцем рождена

я часть того потока

с прозрачною водой

я часть земли живой

здесь тишина

и звуки у истока

почувствуй эту страсть

и легкость и покой

раздвинь пространство

сделай вдох свободный

и силу крыльев ощути в себе

уходит тяжесть

нет уже сомнений

с тобой любовь

теперь она в тебе

и будет радость легкость и

успех

очаг зажги и не жалей тепла

оно к тебе всегда в стократ

вернется

змея спиралью вкруг огня

свернется

и сильный мудрый дух тебя

тебя обнимет нежно

ты будешь счастлива

то что я точно знаю

есть неизбежное

и этот мир всем сердцем

я открыто принимаю

я солнцем рождена

я часть того потока

с прозрачною водой

я часть земли живой

здесь тишина

и звуки у истока

страсть

и легкость и покой

пространство

вдох свободный

и силу крыльев ощущаю

уходит тяжесть

со мной любовь

очаг зажгу тепло

в стократ

вернется

змея спираль огня свернется

и сильный мудрый дух

со мной сольется

я счастлива

мир сердцем

принимаю

я солнцем рождена

я часть того потока

с прозрачною водою

я часть земли живой

здесь тишина

и звуки у истока

и страсть

и легкость и покой

пространство

вдох свободный

я силу крыльев ощущаю

со мной любовь

очаг зажгу тепло

в стократ

вернется

змея спираль огня

свернется

Окончательный продукт мифопроцессинга

В окончательном виде текст переписывается Героем от руки. Герой сам определяет и рисует внешнюю структуру теста с ее смысловыми соответствиями. Нам привычнее "центровать" тексты вдоль оси, тогда легче из акросвязей выделять устойчивые смысловые блоки, и еще проступает характерный рисунок своеобразной "частотной модуляции" текста с особой "контурной геометрией".

Радуга

я солнцем рождена

я часть того потока с прозрачною водою

я часть земли живой

здесь тишина

и звуки у истока и страсть и легкость и покой

пространство

вдох свободный

я силу крыльев ощущаю

со мной любовь

очаг зажгу тепло

в стократ вернется

змея спираль огня свернется

и сильный мудрый дух со мной сольется

я счастлива

Информационно-технологические инструменты

Уже разработаны и имеются в продаже специальные компьютерные программы ("Диатон", "ВААЛ"), измеряющие фоносемантические индексы, позволяющие выявлять смысловые нагрузки возникающие при восприятии на слух звукобуквенных сочетаний.

Цветовые ассоциации мифологического текста

Это весьма полезные программы, так как, благодаря им, можно определить устойчивые цветовые и эмоциональные ассоциации, возникающие при восприятии того или иного текста. Например, тексты молитвенного характера имеют исключительно голубой цвет, а тексты мантрического характера – красный. Анализ цветовых ассоциаций не являются прямым и буквальным руководством на использование Героем "высчитанного" цвета. Хотя высчитанная по тексту Героя гамма может служить отличным фоном для героя (визитки, цвета второго плана в одежде, колер в помещении офиса, квартиры).

Сила этих ассоциативных цветов мифологического текста в том, что они для данного Героя естественны, так как напрямую исходят от его текста и в процессе создания имиджа могут служить сильной и весьма естественной поддержкой – как легкий макияж, который лишь подчеркивает, выделяет, оттеняет сильные выразительные стороны, но при этом ничего не подменяет. В целом же цветовая гамма мифологического текста является более глубокой и важной информацией психологического характера. Психология цветовых ассоциаций, вызываемых образами и структурой текста – еще одно дополнительное сообщение о натуре Героя – его своеобразная "цветовая формула", требующая отдельной расшифровки.

Золотое сечение

По математическим формулам расчета золотых пропорций программа выделяет наиболее выразительную и сильную по воздействию часть текста - так называемое "золотое сечение текста". К крупным текстам данная программа неприменима, так как те – неохватны и полицентричны. В данном тексте золотым сечением будет строчка "я силу крыльев ощущаю".

Начало брэнда

Данный инструмент помогает дополнительно выявлять более целевые и направленные ассоциативные смыслы – например, сосредоточить внимание на строчке золотого сечения, соединить ее с заголовком, получится сочетание "радуга и сила крыльев", да действительно: радуга и ее оба края – как крылья. Такие направленные ассоциативы – рабочий материал для создания брэнда. В данном случае старт уже есть. Уже можно работать с версией образа "радуга-крылья": закладывать общую геометрию визуального знака и разрабатывать версии рисунчатых символов.

Список литературы

Гроф С. За пределами мозга: Рождение смерть и трансцеденция в психотерапии. Пер. с англ. М.: Изд-во Трансперсон. Ин-та, 1993. 497 с.

Данте А. Новая Жизнь. БВЛ, т. 28. М.: Худ. Лит-ра, 1967. 686 с

Косарев А.Ф. "Философия мифа". М.: ПЕР СЭ; СПб.: Изд-во Фонда поддержки науки и образования "Университетская книга", 2000, 304 с.

Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. Пер. с фр. М.: ОГИЗ; ГАИЗ, 1937. 518 с.

Лири Т. История будущего: метафизическая теория эволюции. Пер. с англ. К.: "Janus books", 2000. 288 с.

Лобок А.М. "Антропология мифа". Екатеринбург: Изд-во Банк культурной информации, 1997, 688 с.

Лосев А.Ф. мифология // Филос. энцикл., т. 3. М.: Сов. Эникл., 1964, с. 457 – 467

Малиновский Б. Магия, наука, религия// Магический кристалл: Магия глазами ученых и чародеев. М.: Республика, 1992, с. 84 – 127

Маковский М.М. Сравнительный словарь: образ мира и миры образов. мифологической символики в индоевропейских языках. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996, 416 с.

Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. Пер. с англ. СПб.: Издат. группа "Евразия", 1997. 430 с.

Мелитинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Наука, 1976. 407 с.

Налимов В.В. Вероятностная модель языка. О соотношении естественных и искусственных языков. М.: Наука, 1979. 303 с.

Прибрам К. Языки мозга. Экспериментальные парадоксы и принципы нейропсихологии. Пер. с англ. М.:Прогресс, 1975. 464 с.

Тибетская книга мертвых. Пер. с англ. СПб: Изд-во Чернышова, 1992. 255с.

Флоренский П.А. Столп и утверждение Истины. Т.1. Собр. соч. в 2-х т. М.: Правда, 1990. 839 с.

Фрейд З. Толкование сновидений. Пер. с нем. Обнинск: Титул. 1992. 447 с.

Фрэзер Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. Пер. с англ. М.: Политиздат, 1980. 831 с.

Шуцкий Ю.К. Китайская классическая Книга Перемен: Ицзин. М.: Рус. Кн. – изд. т- во, 1993. 382

Элиаде М. Космос и история. Избр. труды. Пер. с фр. М.: Изд-во МГУ, 1994. 142 с.

Юнг К. Г. Душа и миф: шесть архетипов. Пер. с англ. К.: Гос. б-ка Украины для юношества, 1996. 384 с.

Юнг К.Г. Психология бессознательного. Пер. с нем. М.: Канон, 1994, 319 с.

Быков С. И., Давидович Д.Н. Путешествие в реальность мифа