Об экономической целесообразности…
Об экономической целесообразности…
Светлана Белова
Символ веры
Чем бизнес принципиально отличается от других видов деятельности? Самое необходимое из условий его существования - следование канону экономической целесообразности. Инстинктивная реакция настоящего предпринимателя на любое предложение - «А что я буду с этого иметь?». Такова природа бизнеса.
«Например, некто продает лотерейные билеты по 1 фунту стерлингов каждый, при этом главный выигрыш составляет 50 пенсов. Вряд ли он найдет много покупателей на свои билеты. То же самое происходит в управлении принятием решений. Предложение, которое потребует вложения 100 000 фунтов и принесет однократный доход в 50 000 фунтов, вряд ли будет принято, если только оно не сулит каких-то скрытых доходов…» М. Робсон «От идеи к решению. Использование потенциала управленческой группы»
Вы можете руководствоваться различными мотивами, иметь далекие от меркантильности жизненные ценности, но если Вы не будете думать о прибыли – у Вас скоро не будет бизнеса.
Целесообразность, по энциклопедическому определению, это соответствие явления или процесса определенному состоянию, материальная или идеальная модель которого выступает в качестве цели; форма проявления причинно-следственных отношений.
В грубой форме, такая взаимосвязь приводит к обвинениям бизнеса в принципиальной аморальности: «в погоне за наживой он готов переступить через человека», «для него нет ничего святого», «он наживается на войне и на бедствиях», «он готов производить недоброкачественные товары», «он навязывает ненужные товары» и т.п.
Конечно, исключительная ориентация на прибыль – лишь необходимое, но не достаточное условие ведения бизнеса. Этот догмат можно рассматривать, как ограничение снизу, над которым возводится здание деловой этики.
Цель не оправдывает средства
Понимание, что цена и ценность определенной суммы денег не равны, - появилось давно. Одна тысяча долларов воспринимается по-разному пенсионером и миллионером и даже одним и тем же человеком в зависимости от ситуации или от момента времени.
Так и абсолютная величина прибыли имеет различную полезность с точки зрения сиюминутной выгоды и перспектив развития бизнеса:
- Все больший вес в стоимости компании получает ее имя и бренды. Эти нематериальные активы приобретаются долго и трудно, но их легко потерять, если рисковать репутацией.
- Развивается консьюмеризм, т.е. движение в защиту интересов потребителей.
- Усиливается правительственный контроль (конечно не над тем, над чем сейчас в России , а по отношению к монополиям и качеству продукции).
- Изменяется отношение людей к бизнесу, они начинают требовать от него социальной ответственности.
Таким образом, само выражение «деловая этика» перестает быть логическим парадоксом. Потери от ее явных нарушений начинают превышать выгоды от соблюдения этических принципов (к сожалению, это пока не относится к нам в полном объеме). Примитивные формы «погони за прибылью любой ценой» постепенно вымываются, либо радикально преобразовываясь, либо очень хорошо маскируясь.
Заповеди для каждого
И «экономическая целесообразность» и «деловая этика» начинаются с конкретных людей:
- Долгое время демонстрируемая порядочность позволяет в конце концов вести бизнес с партнерами «на честном слове», что гораздо выгоднее, чем с массой подстраховок.
- Индивидуальная ответственность за деньги, которые Вам поручили, и людей, которых Вы приручили, порождает доверие сотрудников и владельцев (совладельцев) бизнеса.
- Этикетное поведение, конечно, предполагает определенную избыточность, носит эстетический характер. Но и в вежливости, несомненно, есть целесообразность более высокого порядка.
Только не думайте, что при выполнении данных заповедей Вас будут любить за Ваши замечательные качества. Вольтер утверждал, что «работа избавляет нас от трех великих зол: скуки, порока, нужды». Награда за исполненный долг - возможность исполнить следующий.
Заповеди для избранных
Внутри бизнеса, как социального института, существует своя «цеховая» этика, кому-то будет ближе определение - «цыганская». Смысл ее состоит в разделении принципов на те, которые действуют по отношению к «своим» и «чужим».
В каждой сфере деятельности сложились свои правила, по которым можно вести конкурентную борьбу и завоевывать потребителей. Не зная их, в качестве «чужого», практически невозможно успешно войти на какой-либо рынок. Цеховые связи крепятся в клубах, на конференциях, в банях или министерствах и, в дальнейшем, позволяют весьма существенно увеличивать прибыль.
Как говорится, дружба, основанная на бизнесе, лучше, чем бизнес, основанный на дружбе.
Полезность послушания
Кроме персональных и цеховых отношений, немаловажным аспектом бизнеса является его взаимоотношения с государством. Эта тема очень сложна, поэтому здесь ее удастся лишь коснуться.
Для страны с рыночной экономикой важно, чтобы акт, например, торговли, то есть частного дела, стал носителем каких-то очень высоких ценностей. Когда это случается, появляется класс предпринимателей, купцов, бюргеров, буржуа, мещан и т.д. Но для нас эти слова давно стали символом чего-то не совсем достойного, даже пошлого.
Увы, российское правительство сейчас более заботит не создание подходящего для бизнеса климата, а собираемость налогов. А ситуация, когда платить все налоги будет выгоднее в стратегическом плане, чем не платить в тактическом, - еще очень далека.
«Владелец действующей сети магазинов, нервно посмеиваясь, рассказывал следующую историю. "Меня всегда беспокоила эта нелепая ситуация с необходимостью все время укрывать налоги и жить с ощущением, что ты постоянно нарушаешь законы. В какой-то момент я сказал себе, что надо всерьез готовиться к новым временам, когда наконец-то утвердят хоть сколь-нибудь разумный Налоговый кодекс. И я решил потренироваться - один из своих магазинов сделал образцовым. По нему было дано строгое указание - все делать максимально законно и выплачивать все мыслимые и немыслимые налоги, какими бы огромными они ни оказались. Бухгалтер у меня очень толковый, все понял, и мы стали так работать. Несколько месяцев я терпел по этому магазину просто фантастические убытки - реальные, не на бумаге. А потом пришла налоговая инспекция. И что вы думаете? Из всех проверенных магазинов они со страшной силой оштрафовали именно этот, образцовый магазин, сославшись на какое-то задним числом подписанное постановление, да еще накрутив на штраф пеню почти за год. С остальными - все нормально. И что, вы думаете, мне нужно продолжать такие эксперименты?» Психологические основы этики бизнеса
Что нас роднит со всем миром, так это то, что когда речь заходит о суммах больше Х миллионов долларов, то бизнес кончается и начинается политика.
Миссии и миссионеры
Сложилось убеждение, что чистосердечное признание в том, что главная цель бизнеса - получение прибыли, является вульгарным. А формулирование корпоративной миссии призвано изящно скрывать этот факт. Многие относят миссию в набор имиджевых мероприятий, другие – к инструментам управления персоналом.
В России с разработкой миссии компании приходится особенно трудно, так как само это слово ассоциируется с неким высшим предназначением, духовным путем, подвижничеством – «миссионерством». На это понимание накладываются новоприобретенные аналогии: «Секретная миссия», «Миссия: невыполнима». На самом деле, в западном понимании все гораздо проще.
МИССИЯ (от лат. missio посылка, поручение):
1) делегация, посылаемая в др. страну с определенным поручением;
2) дипломатическое представительство, возглавляемое посланником или поверенным в делах.
Имея понимание того, что дает деятельность компании потребителям, акционерам и персоналу (может быть еще стране, континенту и планете), можно технологично прописать философию компании, повесить ее на видном месте и положить в основу корпоративной культуры.
Например, корпорация Mars разработала пять основополагающих принципов своей деятельности:
«КАЧЕСТВО - "Наш хозяин и директор - это потребитель, наша работа - это качество, а производство продуктов, которые стоят своих денег, - это наша цель".
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - "Будучи личностями, мы требуем полной ответственности от самих себя. Будучи партнерами и сотрудниками, мы поддерживаем ответственность других".
ВЗАИМОВЫГОДНОСТЬ - "Взаимная выгода - это двойная выгода, а такая выгода приобретает постоянство".
ЭФФЕКТИВНОСТЬ - "Мы полностью используем свои ресурсы, не делаем лишних трат и занимаемся только тем, что мы умеем делать лучше других".
СВОБОДА - "Нам нужна свобода для того, чтобы строить наше будущее, нам нужна прибыль для того, чтобы сохранить свою свободу"»
Что же касается получения прибыли, то, как известно, деньги – не проблема для богатых, но проблема для бедных.
Кроме вопроса «Зачем существует организация, в которой я работаю?» всех сотрудников обычно волнует вопрос «Зачем я работаю?». Как правило, ответа «Для того, чтобы деньги получать» бывает недостаточно. Смысл собственной жизни, в целом, и деятельности на рабочем месте, в частности, человек ищет всю жизнь.
«Иметь или быть»
Миновало больше двух веков с тех пор как протестантская этика и капитализм сформировали друг друга. Даже со времени постановки знаменитого вопроса «Иметь или быть?» прошло полвека.
В рыночной «религии» за это время были освящены труд, собственность, прибыль и власть. Заодно, рынок поспособствовал развитию индивидуализма и свободы.
Не совсем хорошо только то, что многие стали ощущать себя как товар на "рынке личностей". Успех зависит главным образом от того, насколько выгодно удается людям преподнести себя как "личность", насколько они "жизнерадостны", "здоровы", "агрессивны", "надежны", "честолюбивы", более того, он зависит от их происхождения и от знакомства с "нужными" людьми.
Цель рыночного характера - полнейшая адаптация, чтобы быть нужным, сохранить спрос на себя при любых складывающихся условиях. Личности с совершенным рыночным характером не имеют даже своего собственного "я", ибо их "я" постоянно меняется в соответствии с принципом "Я такой, какой я вам нужен".
У людей с рыночным характером нет иных целей, кроме постоянного движения, но если спросить их, почему они стремятся к наибольшей эффективности, то на этот вопрос у них нет настоящего ответа, они предлагают одни лишь рационализации типа "в целях постоянного расширения компании". Они не интересуются (по крайней мере, сознательно) такими вопросами, как "Для чего живет человек?". Они не задаются никакими вопросами, кроме одного - насколько хорошо они функционируют, - а судить об этом позволяет степень их продвижения по карьерной лестнице.
Они не испытывают глубокой привязанности к другим, но не потому, что они так эгоистичны, а потому, что их отношение к себе непрочно. Они любят покупать и потреблять, но совсем не дорожат тем, что приобретают. Отсутствие привязанностей делает их безразличными и к вещам. Пожалуй, единственное, что имеет для них какое-нибудь значение, - это престиж или комфорт, которые дают эти вещи, а не сами вещи как таковые. В конечном счете, и сами они просто потребляются, как друзья или любовники, поскольку и к ним не существует никаких глубоких привязанностей.
Нарисованный гротеск «рыночного человека» в чистом виде, конечно, почти не встречается. Существуют различные типы отношения к труду:
1. Западное, т.н. "протестантская этика". Грубо упрощенный ее вариант таков: человек попал на место часовщика, старшего бухгалтера, парикмахера или начальника главка, и добродетель его в том, чтобы добросовестно трудиться на этом месте, не думать о смыслоносности, получать за свой честный труд деньги, а уж потом где-то в стороне на них осмысленно "оттягиваться".
2. Восточное, традиционное, когда для человека с детства предопределено, что он будет, скажем, лепить горшки. Он не думает, почему он так решил, не пытается сопоставить эту профессию с прочими и не рефлектирует на тему перспектив служебного роста. Просто он родился в деревне горшечников, и все!
3. Русское. Хорошо выражается фразой "Русские вообще никогда не работают". Покуда смысл работы им непонятен, это для них - не работа, а каторга, "вкалывание" из-под палки. Но как только смысл деятельности проясняется - она немедленно становится подвигом во имя смысла, делом чести, дерзанием - чем угодно, кроме нормальной профессиональной работы.
Как только количество людей в компании, работающей в России, осознающих, ради чего они работают, превышает хотя бы половину, зачастую волшебным образом появляется миссия самой организации и становятся возможными согласованные действия, в том числе и во имя экономической целесообразности.
Список литературы
Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа