Концепция очередного этапа реформирования системы образования
Концепция очередного этапа реформирования системы образования
1. Современное состояние системы образования, цели и этапы ее реформирования
Коренные изменения в социально-экономической жизни и государственно-политическом устройстве Российской Федерации обусловили необходимость реформы образования. В ходе первого этапа ее реализации отечественная система образования освободилась от наследия тоталитаризма, стала более открытой, демократичной и многообразной.
Однако осуществление образовательной реформы сдерживалось трудностями переходного периода. Эти трудности обусловлены как сокращением объемов производства и национального дохода, сделавшим неизбежным временное снижение бюджетного финансирования образования, и промедлением в создании нового организационно-экономического механизма самой образовательной сферы. Указанные причины привели к неудовлетворительному состоянию материальной базы учебных заведений, обусловили задержки в оплате труда педагогического персонала, сказались на организации и качестве учебного процесса. Финансовая стабилизация, тенденция к экономическому росту позволяют не только преодолеть наметившиеся трудности, но и приступить к новому этапу реформирования системы образования.
На новом этапе предусматриваются глубокие изменения в деятельности образовательных учреждений. В коренном обновлении нуждаются содержание и структура системы образования. Предстоит создать условия для развития научных исследований, укрепить систему социальных гарантий, предоставляемых персоналу учебных заведений, обеспечить улучшение здоровья учащихся. Одним из ключевых аспектов реформы выступает создание нового организационно-экономического механизма, отвечающего условиям современной рыночной экономики и призванного обеспечить привлечение и рациональное использование ресурсов, необходимых для развития образования.
Цель реформирования состоит в том, чтобы надежно гарантировать конституционные права, свободы и интересы граждан в образовательной сфере, привести систему образования в соответствие с современными потребностями личности, общества и государства, создать предпосылки для ее дальнейшего развития, приумножения достижений и сохранения лучших традиций на основе сочетания государственной, общественной и частной инициативы, существенно улучшить подготовку представителей новых поколений к жизни и труду в демократическом гражданском обществе с рыночной экономикой.
На достижение этой цели направлена реформа образования как комплекс мер государственной политики, обеспечиваемых финансово-экономическими, организационными, административными, рекомендательными и информационными методами.
Реформирование системы образования будет осуществляться в три этапа: экспериментальный, рассчитанный на год и ориентированный на отбор перспективных нововведений; краткосрочный, который охватит период до 2001 года и будет сосредоточен в первую очередь на неотложных мерах по стабилизации социально-экономической ситуации в сфере образования и созданию организационных, кадровых, правовых, финансовых и материально-технических предпосылок для полномасштабного развертывания реформы; среднесрочный, до 2005 года включительно, когда предусматривается обеспечить реализацию основной части намеченных преобразований.
Новый этап реформы будет проводиться в жизнь на организационной основе Федеральной программы развития образования в России, координируемой Минобразованием России, региональными, местными и ведомственными органами управления образованием при активных и во многом самостоятельных действиях педагогических коллективов учебных заведений всех типов, попечительских и родительских советов образовательных учреждений. Целесообразно пересмотреть Федеральную программу в соответствии с основными положениями данной Концепции. Огромную роль в реформировании призваны сыграть частные и общественные инициативы, а также поддержка семей и работодателей, заинтересованных деловых, государственно-политических и других общественных кругов.
В результате реформирования системы образования предполагается в сжатые сроки устранить предпосылки социальной напряженности в учебных заведениях, нормализовать их финансирование, создать условия для улучшения организации и повышения качества учебно-воспитательного процесса. Это сделает возможным поэтапный переход к решению все более сложных экономических и социальных задач развития образовательной сферы с тем, чтобы в XXI век Россия вошла, располагая необходимыми условиями для роста образованности населения, его культурного уровня, подготовки квалифицированных кадров для всех отраслей экономики и социальной сферы, повышения научного потенциала страны.
2. Принципы реформирования образования
Реформа образования на новом этапе ее проведения разрабатывается и осуществляется как комплекс мер государственной политики в сфере образования, обеспечивающих учет законных прав и интересов личности и основных общественных групп.
В ходе реформы должны быть выработаны организационные, экономические, правовые и социально-институциональные механизмы и инструменты, стимулирующие развитие учебных заведений, повышение образованности и культуры всех слоев общества, а также значительное улучшение профессионально-квалификационной структуры самодеятельного населения.
Предусматривается, что реформа будет осуществляться в соответствии со следующими принципами:
приоритетной роли образования для будущего страны, развития отечественной науки и культуры, становления гражданского общества и перехода к устойчивому экономическому росту на модернизируемой производственной базе;
гуманистического характера реформы, ее направленности на раскрытие созидательных человеческих способностей и качеств, утверждение фундаментальных прав и свобод личности;
практической ориентации реформы, концентрации усилий в ходе ее проведения на достижимых целях и осуществимых задачах, нововведениях и преобразованиях, обеспеченных имеющимися в распоряжении государства и общества ресурсах;
безотлагательной стабилизации и постепенного существенного улучшения экономических условий образовательной деятельности на основе скоординированных усилий федеральных, региональных и местных органов по увеличению бюджетных ассигнований на образование в сочетании с привлечением внебюджетных средств и улучшением использования ресурсов учебных заведений;
осуществления реформы в рамках процедур, предусмотренных конституционным устройством страны и действующим законодательством;
тщательной экспериментальной проверки результативности разрабатываемых нововведений;
сохранения и развития лучших отечественных традиций в сочетании с использованием оправдавшего себя международного опыта, поддержки сложившихся научно-педагогических школ;
гласности мероприятий реформы, их подконтрольности академическому сообществу и обществу в целом, создания условий для реализации общественных и частных инициатив по реформированию образования.
3. Реформирование организационно-экономического механизма системы образования
В современных условиях развитие образования перестает быть исключительно делом государства и становится полем многоаспектного партнерского взаимодействия федеральных и региональных государственных органов с органами местного самоуправления, учащимися и их семьями, государственными и негосударственными образовательными учреждениями, профессиональным педагогическим сообществом, потенциальными работодателями, общественными и религиозными объединениями. Вместе с тем только государство способно успешно решить следующие задачи:
обеспечить учет разнообразных общественно значимых интересов и прогресс сферы образования в целом;
экономически гарантировать стабильное, долгосрочное развитие системы образования, в определенной мере независимо от текущего состояния рынка, в том числе обеспечить надежную социальную защиту учащихся и работников образовательной сферы.
В данной связи построение и совершенствование эффективного организационно-экономического механизма в сфере образования является одним из ключевых компонентов образовательной политики демократического государства. Реформирование системы образования Российской Федерации предполагает приведение организационно- экономического механизма этой .системы в соответствие с новыми запросами общества и его ресурсными возможностями.
Одна из важнейших функций организационно-экономического механизма состоит в том, чтобы обеспечить связь сферы образования с экономической средой, которая приобрела рыночный характер. Это не означает, однако, что данный механизм, как таковой, должен стать преимущественно рыночным. Ведущую роль в нем призвано играть бюджетное финансирование образования, которое, при безусловном сохранении и повышении сложившегося уровня, должно стать значительно более целенаправленным и эффективным. В то же время наличие рыночной среды и формирование платежеспособного спроса на образовательные услуги со стороны предприятий и семей создают предпосылки для привлечения в сферу образования дополнительных средств, расширяют возможности рационального использования ресурсов образовательных учреждений.
3.1. Основные направления и этапы реформирования организационно-экономического механизма системы образования
Реформирование организационно-экономического механизма системы образования строится на основе:
как минимум, не уменьшения бюджетных ассигнований на образование, обеспечения доступности бесплатного образования для всех слоев населения и сохранения реально существующих социальных гарантий для учащихся и работников системы образования;
создания благоприятных условий для привлечения в сферу образования дополнительных внебюджетных ресурсов, в том числе с помощью налоговых льгот, а также льготных кредитов и страхования;
реструктурирования потоков финансовых средств, усиления целенаправленности бюджетного финансирования и создания стимулов для повышения эффективности использования бюджетных и внебюджетных средств, а также материально-технической базы учебных заведений;
стимулирования увеличения расходов на образование в бюджетах субъектов Российской Федерации на основе целевых федеральных трансфертов.
В результате будет достигнуто:
реализация свободы выбора учащимися и их семьями как образовательных учреждений, так и форм получения образования (в том числе семейное, экстернатное, вечернее, заочное и т.=п.). Этот выбор будет гарантироваться механизмом нормативного финансирования в расчете на одного учащегося, воспитанника и развитием федеральной системы контроля качества образования, включая национальное тестирование;
изменение принципов определения государственного заказа и формирования государственных образовательных стандартов; сочетание государственного заказа на профессиональное образование с расширяющейся практикой прямых договоров с предприятиями и семьями; выделение регионального компонента государственного заказа в профессиональном образовании; постепенное замещение федерального финансирования регионального заказа финансированием из бюджетов субъектов Российской Федерации; привлечение потребителей образования к формированию заказа и стандартов;
стимулирование платежеспособного спроса на образование, что позволит определить текущие (проявившиеся) потребности в профессиональном и стыкующимся с ним вариативном (специализированном) общем образовании;
дополнение бюджетного финансирования образовательных учреждений средствами, полученными от эффективного управления переданной им собственностью.
Предлагаемый организационно-экономический механизм требует развития автономии образовательных учреждений, которая будет осуществляться на основе:
внутреннего академического контроля (повышение роли педагогических и ученых советов, прозрачность финансовой и административно-хозяйственной деятельности для коллективов образовательных учреждений);
внешнего контроля (укрепление системы лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений, участие потребителей в формировании критериев оценки деятельности образовательных учреждений и в реализации контрольных процедур, формирование попечительских советов и советов учредителей);
ослабления регламентации финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений при условии выполнения ими установленных требований государственных образовательных стандартов.
Неотъемлемым условием функционирования предлагаемого механизма являются нормативное подушевое финансирование и новая организация финансовых потоков.
Необходимо обеспечить переход от постатейного финансирования к модели, в основе которой лежит нормативное подушевое финансирование с перечислением всех средств непосредственно учебным заведениям как бюджетополучателям и отнесение этих ассигнований к разряду защищенных статей бюджета.
Предлагается ежегодно утверждать нормативы бюджетного финансирования на одного обучающегося (в том числе при вечерней или заочной форме обучения) и нормативы дополнительного финансирования специальных образовательных программ (на уровне соответствующего бюджета).
Учитывая реальные бюджетные ограничения, первоначально нормативы бюджетного финансирования обеспечат, прежде всего, безусловное покрытие расходов на заработную плату и социальные выплаты (стипендии, питание).
В краткосрочной перспективе (1998=v 2001=гг.) для реформирования организационно-экономической и управленческой составляющих системы образования предлагаются меры, направленные на оптимизацию использования существующих ресурсных возможностей, а также привлечение в систему образования дополнительных средств и повышение микроэкономической эффективности образовательных учреждений. В этот период реформирование системы образования производится на базе действующих федеральных законов и предлагаемых поправок к налоговому и бюджетному законодательству.
В среднесрочной перспективе (2002=v 2005=гг.) в полном объеме должны быть реализованы меры, направленные на структурную перестройку образовательной системы. В этот период будет завершен переход к подушевому финансированию в увязке с полномасштабным развертыванием федеральной системы контроля качества образования. Одновременно будет создана национальная система дистанционного образования на основе открытых банков знаний, учебных и учебно-методических материалов, пособий и заданий. Это позволит реализовать свободный выбор учащимися образовательных учреждений, восстановить единство образовательного пространства страны на качественно более высокой основе. В этот период должно проводиться совершенствование действующего законодательства в соответствии с задачами реформирования системы образования в среднесрочной перспективе, в том числе путем принятия ряда новых федеральных законов.
3.2. Основные принципы финансирования общеобразовательных учреждений
Для стабилизации экономического положения системы общеобразовательных учреждений и усиления гарантий реализации конституционных прав граждан на получение среднего (полного) общего образования необходим переход к нормативному подушевому финансированию общеобразовательных учреждений. С его помощью будет реально поддерживаться взаимосвязь между численностью учеников и размером бюджетных ассигнований.
Подушевое финансирование будет осуществляться на основе норматива бюджетного финансирования, который в краткосрочной перспективе определяется возможностями региональных и местных бюджетов, а в среднесрочной=v будет приближен к объективно обоснованному нормативу потребностей. К 2001 году норматив бюджетного финансирования должен достигнуть 3,0 млн. рублей в год против 1,8 млн. рублей в 1997 г. в сопоставимых ценах. При этом удастся увеличить среднюю заработную плату учителей как минимум на 53 процента при сохранении неизменной в этот период численности педагогического корпуса и сложившейся наполняемости классов.
В 1998 г. будет проведен эксперимент по переводу общеобразовательных школ на нормативное подушевое финансирование. В ходе эксперимента предстоит отработать комплекс мер по превращению школ в непосредственных бюджетополучателей и оценить целесообразную степень и механизмы реализации принципа "деньги следуют за учеником". По итогам эксперимента будет разработана рассчитанная на три года программа реформирования бюджетного финансирования системы общего образования.
Принцип подушевого финансирования непосредственно неприменим к малокомплектной сельской школе, к сельской школе с малой численностью учащихся, к малокомплектной школе в городах в тех случаях, когда такая школа остается единственной в пределах транспортной досягаемости для определенного контингента учащихся. В указанных случаях, а также для детских домов и интернатов, спецшкол и специальных профтехучилищ для детей с противоправным поведением, для учреждений системы специального образования детей с отклонениями в физическом и психическом развитии, для системы дошкольного и дополнительного внешкольного образования должен быть предусмотрен особый порядок их нормативного финансирования. Федеральные нормативы подушевого финансирования предстоит ежегодно устанавливать в федеральном законе о бюджете.
Субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендуется при наличии соответствующих возможностей устанавливать нормативы финансирования на уровне, превышающем федеральный, имея в виду покрытие дополнительных расходов за счет собственных бюджетных средств.
Регистрация образовательных учреждений в качестве юридических лиц и передача им от органов управления прав бюджетополучателей позволит:
превратить образовательные учреждения в самостоятельных субъектов финансово-хозяйственной деятельности (в рамках, устанавливаемых законом и органами управления образованием в пределах их компетенции), что создаст, с одной стороны, предпосылки для преодоления иждивенческих мотивов в деятельности администрации и трудовых коллективов школ, а с другой v стимулы к эффективному использованию средств, в том числе экономии и снижению неоправданных потерь на коммунальных и хозяйственных расходах и т.=п.;
более четко разграничить права и обязанности органов управления образованием и образовательных учреждений, их ответственность за осуществление и развитие образовательного процесса;
существенно расширить возможности образовательных учреждений в привлечении внебюджетных средств, стимулировать благотворительные пожертвования в пользу образовательных учреждений, участие общественности, предприятий и родителей в поддержке образовательных учреждений;
упорядочить и сделать "прозрачной" практику использования внебюджетных, в том числе родительских, средств на дополнительные образовательные услуги и на развитие материальной базы (сверх государственных нормативов).
Статус юридического лица получат все образовательные учреждения, за исключением сельских малокомплектных школ и школ с малой численностью учащихся. Однако для того, чтобы избежать поспешности и негативных последствий, на реализацию такого преобразования отводится три года. За этот период необходимо методически обеспечить преобразования, включая, прежде всего реализацию программ переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, в том числе переподготовки руководителей образовательных учреждений по специальности "менеджер образования".
Конкретные процедуры и механизмы превращения образовательных организаций в самостоятельно хозяйствующих субъектов и введения практики нормативного подушевого финансирования должны быть апробированы на базе широкомасштабного эксперимента, который целесообразно провести в 1998/99 учебном году в ряде регионов и крупных городов с согласия соответствующих субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Подготовку эксперимента, включая подготовку соответствующего положения и его согласование с региональными и местными органами управления, целесообразно начать в первом квартале 1998=года.
Субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендуется принять участие в эксперименте и определить наиболее приемлемые для них сроки и условия перехода образовательных учреждений к самостоятельному хозяйствованию.
Начиная с 1999=г., целесообразно ввести целевые субвенции из федерального бюджета субъектам Российской Федерации, предназначенные стимулировать увеличение ассигнований на общее образование и рост фактически исполняемого норматива финансирования. Право на получение субвенции будет обусловлено достижением в конкретном субъекте Российской Федерации определенных уровней таких показателей, как доля ассигнований на образование в региональном бюджете, фактическое исполнение бюджета образования, прирост норматива бюджетного финансирования общеобразовательных школ. Конкретизацию условий получения субвенций, включая установление контрольных уровней перечисленных показателей, предстоит осуществить на основе консультаций с органами субъектов Российской Федерации. В соответствии с расчетами объем федеральных субвенций составит в 1999=v 2001 годах в среднем около 5 трлн. рублей в=год.
3.3. Финансирование образовательных учреждений профессионального образования
Учебные заведения профессионального образования будут выполнять следующие виды заказов (контрактов) на подготовку: государственный федеральный заказ, государственный региональный заказ, муниципальный заказ, заказы предприятий и организаций, заказы граждан.
Финансирование госзаказа образовательным учреждениям должно осуществляться на основе нормативов в расчете на одного студента (учащегося), которые будут дифференцированы с учетом трудоемкости и капиталоемкости подготовки по различным специальностям. Финансирование будет производиться без разбивки выделяемых средств на отдельные предметные статьи.
В общий объем финансирования госзаказа будет входить стипендиальный фонд, принципы распределения которого рассматриваются в разделе 9.2.="Адресная социальная поддержка студентов и учащихся". В тоже время в нормативы финансирования госзаказа не включаются средства на инновации в сфере профессионального образования (инновационный фонд). Эти средства будут поступать образовательным учреждениям из федерального бюджета пропорционально объему получаемого ими государственного заказа.
Государственный заказ устанавливается в объеме, обеспечивающем выполнение требований Федерального закона Российской Федерации "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (не менее 170 студентов вузов на 10 тысяч человек населения). Заказ подлежит распределению между государственными учреждениями высшего, среднего и начального профессионального образования на конкурсной основе с учетом объективных ограничений территориальной мобильности учащихся.
В среднесрочной перспективе (2002=v 2005 гг.) предполагается сформировать условия для участия в конкурсном распределении государственного заказа и негосударственных аккредитованных учебных заведений при условии усиления государственного контроля за качеством обучения.
Предполагается разработка Госкомстатом, Минэкономики, Минтрудом, Минфином и Минобразованием России системы контрольных показателей структуры профессиональной подготовку оценки текущего и перспективного спроса на рынке труда. Минобразование России по согласованию с Минэкономики, Минфином и Минтрудом России определяет государственный план подготовки профессиональных кадров в территориальном разрезе, а также по уровням профессионального образования. После этого Минобразование России проводит конкурс учебных заведений с учетом их распределения по территории на выполнение государственного федерального заказа.
Норматив бюджетного финансирования высших учебных заведений в краткосрочной перспективе определяется возможностями федерального бюджета, а в среднесрочной=v будет постепенно приближаться к объективно обоснованному нормативу потребности. К 2001=г. норматив бюджетного финансирования должен достигнуть 5,15=млн.=руб. в=год против 4,6=млн.=руб. в=1997=г. в сопоставимых ценах (для дневной формы обучения). При этом удастся увеличить среднюю заработную плату профессорско-преподавательского персонала вузов, выплачиваемую за счет бюджета, на 24,8=процента. С учетом внебюджетного финансирования ожидаемое увеличение средней заработной платы к=2001=году составит около 54,5=процента.
Субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендуется развивать систему региональных и муниципальных заказов.
Государственный региональный заказ будет охватывать основную часть начальной и средней профессиональной подготовки, а также определенную долю высшего профессионального образования. Он должен определяться соответствующими органами субъектов Российской Федерации. Рекомендуется вырабатывать эти предложения на основе консультаций с представителями работодателей, образовательных учреждений и других заинтересованных организаций. Региональный заказ на подготовку специалистов финансируется из регионального бюджета.
Уже в краткосрочной перспективе будет обеспечено постепенное увеличение нормативов финансирования государственных заказов в расчете на одного студента (учащегося). Вместе с тем в настоящее время еще не представляется возможным включить в эти нормативы оплату коммунальных услуг в полном размере (что потребовало бы роста федеральных ассигнований на образование в полтора раза). В этих условиях в оплате коммунальных услуг важную роль должны играть внебюджетные средства, привлекаемые образовательными учреждениями с помощью соответствующих льгот.
Заказ со стороны предприятий и организаций может иметь форму долгосрочных контрактов с учебными заведениями на подготовку и переподготовку кадров. В рамках контракта предприятие оплачивает весь цикл обучения определенной группы учащихся, получая тем самым право отбирать для стажировок и найма студентов и учащихся старших курсов, а также заказывать необходимые специальные курсы и циклы обучения с учетом имеющихся потребностей.
Объем финансирования подготовки в случае заключения договоров с предприятиями и физическими лицами определяется самим учебным заведением и не регламентируется органами управления образованием. Учебное заведение также самостоятельно организует конкурсный отбор абитуриентов на места, обеспеченные указанным финансированием.
3.4. Общесистемные организационно-экономические меры
В системе целенаправленно выделяются средства для поддержки инноваций:
в профессиональном образовании в размере до 10=процентов от расходов федерального бюджета на образование (инновационный фонд). 50=процентов средств инновационного фонда будут находиться в распоряжении Минобразования России, а 50=процентов=v в непосредственном распоряжении вузов;
в общем образовании, начиная с 1999=г., в размере не менее 5=процентов расходов федерального бюджета на образование.
Кроме того, должны аккумулироваться средства для информационного обеспечения образовательного процесса (поддержка библиотек, создание компьютерных сетей и систем).
Субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендуется создавать региональные фонды поддержки образовательных инноваций в размере 1,5=процентов расходов этих бюджетов на образование.
С целью эффективного использования имущества системы профессионального образования каждому учреждению может устанавливаться норматив доходного использования его основных фондов, находящихся в государственной собственности или в собственности муниципалитета, в размере не более 30=процентов от их объема. Имеется в виду сдача этих фондов в аренду по ценам местного рынка недвижимости или организация на их базе самим учебным заведением деятельности, направленной на извлечение дохода. Получаемые таким образом средства могут расходоваться исключительно на обеспечение учебного процесса и развитие учебного заведения. Данная мера не относится к учебным заведениям, расположенным в сельской местности. Таким учебным заведениям рекомендуется привлекать внебюджетные средства в первую очередь за счет развития подсобных хозяйств.
В сфере общего образования целесообразно разрешить образовательным учреждениям сдавать в аренду принадлежащие им площади, прежде всего вспомогательные: гаражи, подвалы и=т.=д., при условии расходования получаемых средств исключительно на развитие данного учебного заведения. К решению вопросов о сдаче в аренду площадей образовательных учреждений и использовании полученных средств должны в обязательном порядке привлекаться попечительские и родительские советы.
Для обеспечения притока в систему образования внебюджетных средств целесообразно введение дополнительных налоговых льгот, стимулирующих платежеспособный спрос юридических и физических лиц на образовательные услуги.
При исчислении подоходного налога с физических лиц совокупный доход, полученный в налогооблагаемом периоде, следует уменьшать на сумму осуществленных за этот период:
расходов на оплату услуг, непосредственно связанных с получением налогоплательщиком или его близкими родственниками (супругом и детьми), высшего, среднего профессионального и начального профессионального или общего образования, при условии, что эти услуги оказаны на территории Российской Федерации образовательным учреждением, имеющим лицензию и выдающим диплом государственного образца;
расходов на формирование накопительных образовательных вкладов или на платежи по специальным видам образовательного страхования.
Совокупный размер указанных вычетов не может превосходить 150=минимальных размеров оплаты труда в=год.
При исчислении налога на прибыль предприятий и организаций следует включать расходы на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями профессионального образования, имеющими государственную аккредитацию в Российской Федерации, в затраты на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в течение налогооблагаемого периода в размере, не превышающем 1,5=процента расходов по производству и реализации товаров (работ, услуг) за этот период.
4. Реформирование содержания образования
Реформирование содержания общего и профессионального образования выступает в качестве ведущего фактора развития образовательной системы. В конечном счете, посредством реформирования содержания образования реализуются его новые ценности и смыслы, последовательно преодолевается унифицированный характер образовательной системы, обеспечивается гуманистическая направленность образования, усиливается учебная мотивация личности, создаются предпосылки для развертывания творческих возможностей педагогических работников.
В содержании образовательного процесса нашли более последовательное отображение специфические условия и потребности субъектов Российской Федерации, национально-культурная самобытность российских народов.
В настоящее время обучение в основной школе ведется на 38=языках народов России. Создано новое поколение учебников, прежде всего в области гуманитарных и социально-экономических дисциплин: если в 1991=году федеральный перечень школьных учебников включал 120=наименований, то в 1997=году=v 567.
В 1996=v 1997=гг. государственным тестированием на добровольной основе было охвачено свыше 200=тыс. школьников практически всех субъектов Российской Федерации.
Законодательно закреплена и получила распространение практика многоуровневой подготовки специалистов в высших учебных заведениях. Для системы высшего профессионального образования разработаны и введены в действие государственные образовательные стандарты. Завершается разработка государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования. С учетом конъюнктуры формирующегося рынка труда обновлена номенклатура специальностей и профессий, введены новые направления подготовки специалистов с высшим образованием.
Однако присущие переходному периоду трудности обусловили известные ограничения в темпах реформирования образования и придания реформам комплексного, поступательного и системного характера.
На новом этапе необходимо обеспечить системное реформирование содержания образования, создать механизм его постоянного обновления. Основополагающая цель состоит в переходе к многообразному и непрерывному образованию, охватывающему всю активную жизнь человека. При этом многообразие и непрерывность должны выступать не только как перспективные тенденции, но и как условия достижения нового качества образования.
Для обновления содержания образования необходимо осуществить следующие меры:
в краткосрочной перспективе (1998=v 2001 гг.)
в=целом по системе образования:
разработать за счет средств инновационного фонда Минобразования России научные основы, методические приемы и организационные механизмы, обеспечивающие преемственность государственных образовательных стандартов всех ступеней и уровней системы общего и профессионального образования;
привести содержание образовательных программ в соответствие с современными достижениями науки, техники и культуры, потребностями и реальными возможностями обучающихся, с запросами личности, общества и государства при широком использовании научно-методического потенциала учебно-методических объединений и научно-методических советов;
разработать предложения о мерах по государственному регулированию рынка учебной и учебно-методической литературы, предотвращению его монополизации, улучшению обеспечения высококачественными учебниками учащихся и студентов, а также библиотек образовательных учреждений;
кардинально улучшить систему и практику работы с одаренными учащимися и студентами, создать федеральный фонд поддержки талантливой молодежи, обеспечить регулярное проведение общероссийских олимпиад и конкурсов по областям знаний, создать условия для более широкого участия победителей отечественных олимпиад в международных соревнованиях, в том числе за счет средств программы "Одаренные дети" и средств инновационного фонда Минобразования России;
обновить содержание образования в плане усиления его гуманитарного компонента, улучшить подготовку учащихся и студентов в области права и экономики, провести конкурсы учебников по гуманитарным и социально- экономическим дисциплинам за счет средств федерального и региональных бюджетов с привлечением займов Мирового банка;
разработать современную концепцию воспитания личности в образовательной системе и приступить к ее реализации, в том числе посредством создания широкой сети общественных советов по проблемам воспитания в системе образования; сосредоточить воспитание обучающихся на формировании гуманистических, социально значимых ценностей и образцов ответственного гражданского поведения;
усилить роль искусства в содержании образования и эстетического воспитания обучающихся, в том числе посредством организации внеучебной воспитательной работы, кружков, клубов и студий; рекомендовать местным органам управления образованием оказывать содействие учебным заведениям в расширении доступности обучающимся музеев, театров и других объектов культуры;
приступить к разработке на федеральном уровне комплексов мультимедийных средств, отражающих выдающиеся достижения культуры и искусства России и мира;
создать условия для развития различных самодеятельных организаций обучающихся; рекомендовать советам и администрации образовательных учреждений, органам управления образованием оказывать всемерное содействие в их работе, в том числе посредством выделения финансовых средств, помещений, стимулирования сбора спонсорских средств для деятельности этих организаций, содействия их благотворительной деятельности; разработать образовательные программы по подготовке менеджеров, специализирующихся в области детских и молодежных неполитизированных общественных организаций;
в рамках Федеральной программы развития образования в России в 1998г. с учетом отечественного и мирового опыта создать систему организационно-методической и финансовой поддержки нововведений в содержании, методах и организации общего и профессионального образования, ориентированную на освоение перспективных тенденций в развитии образования, науки, техники, культуры и производства, усиление взаимосвязи учебного и исследовательского процессов;
разработать и утвердить на федеральном и региональном уровнях положения об инновационных образовательных учреждениях, определив механизм их государственно-общественной экспертизы; предусмотреть в бюджетах различных ровней целевые средства на поддержку инновационного движения, создание фондов инновационного развития образования; обеспечить государственную поддержку на федеральном и региональном уровнях целевых инновационных программ в сфере образования.
в общем образовании:
разработать и ввести в образовательную практику государственные образовательные стандарты основного и среднего (полного) общего образования за счет средств федерального и региональных бюджетов;
осуществить корректировку федерального базисного учебного плана, имея в виду рациональное сочетание федерального и регионально-национального компонентов содержания образования, соответствие допустимого объема недельной нагрузки возможностям обучающихся, психолого-педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям и условиям образования в учебных заведениях различных типов и видов, предусмотрев при этом возможность широкой реализации вариативных образовательных программ;
осуществить за счет средств федерального бюджета и рекомендовать субъектам Федерации обеспечить за счет средств региональных бюджетов на образование разработку содержания, средств и методов, обеспечивающих непрерывное воспитание и обучение в новом типе образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста;
за счет средств инновационного фонда Минобразования России изменить организационные основы и обновить программно-методическое обеспечение воспитания детей дошкольного возраста, нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи;
осуществить за счет средств федерального бюджета и рекомендовать субъектам Федерации обеспечить за счет их бюджетов разработку и освоение содержания образования и методик обучения, ориентированных на сельские малочисленные и малокомплектные школы, провести корректировку их учебных планов с целью усиления практической направленности учебного процесса в соответствии с изменениями в укладе сельской жизни; улучшить оснащение этих школ с учетом задач индивидуализации обучения и развития самообразования учащихся;
провести за счет средств федерального бюджета 1998=v 1999=годов, выделяемых на методическую и инновационную работу Минобразованию России, эксперимент по использованию разработанного минимального содержания образования и системы требований к уровню подготовки выпускников основной и полной средней школы;
разработать за счет средств инновационного фонда Минобразования России до 2000=года структуру и содержание 12-летнего среднего (полного) общего образования, определить меры по поэтапному переходу к нему с учетом реальных условий различных регионов страны;
в профессиональном образовании:
завершить разработку и введение государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования за счет средств федерального бюджета 1998=v 2000 гг.;
обновить за счет средств федерального бюджета 1998=года государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования при участии в пределах своей компетенции федеральных научно-методических советов, учебно-методических объединений и научно-методических советов; обратить особое внимание на образовательные стандарты бакалаврской и магистерской подготовки;
разработать за счет федерального бюджета целевую программу подготовки учебной, учебно-методической литературы в пределах федерального комплекта учебников для образовательных учреждений начального профессионального образования и рекомендовать субъектам Федерации обеспечить за счет их бюджетов издание указанной учебной литературы;
реализовать меры, направленные на повышение открытости системы вступительных экзаменов в профессиональные учебные заведения, уменьшение ее зависимости от субъективных факторов, увеличение представительства в контингентах обучающихся иногородних студентов и выходцев из малообеспеченных семей;
провести эксперимент по отработке системы национального тестирования в целях изменения порядка поступления абитуриентов в высшие учебные заведения;
в среднесрочной перспективе (2002 v 2005 гг.)
в целом по системе образования:
активизировать выполнение программ эффективной компьютеризации образовательных учреждений и широкого использования информационных технологий;
принять меры к развитию дистанционного образования и реализации принятых ранее программ в области дистанционного образования; обеспечить переход к новым педагогическим технологиям, интерактивным методам, практической направленности обучения в сочетании с фундаментальной теоретической подготовкой учащихся; создать систему поддержки нововведений в содержании, технологии и организации образования (в том числе его семейных и экстернатных форм);
осуществить реформирование учебных планов и образовательных программ в соответствии с государственными образовательными стандартами на всех ступенях и уровнях обучения общего и профессионального образования;
создать, в основном, национальную систему контроля качества образования, дифференцированную по ступеням и уровням общего и профессионального образования, в том числе организовав федеральный и региональные центры контроля качества и тестирования.
в общем образовании:
осуществить дальнейшее развитие системы общего среднего образования, обеспечить переход на 12-летнее общее образование с достаточным учебно-методическим сопровождением;
реализовать комплексную медико-социальную и психолого-педагогическую программу выявления, коррекции, поддержки и реабилитации обучающихся из числа представителей различных групп риска;
в профессиональном образовании:
привести перечни направлений, специальностей и профессий подготовки кадров в соответствие с запросами на рынках труда и образовательных услуг, обратив особое внимание на специальности, определяющие научно-технический прогресс и конкурентоспособность отечественной продукции, а также на сохранение научных школ, пользующихся мировым признанием;
обеспечить ориентацию на подготовку рабочих и специалистов преимущественно по широкому профилю, позволяющую выпускникам учебных заведений профессионального образования адаптироваться к меняющимся условиям современного рынка труда и формировать у них самостоятельное видение профессиональной перспективы;
осуществить дальнейшее развитие среднего профессионального образования на основе формирования системы неуниверситетского высшего образования, объединяющей средние специальные учебные заведения; включить в тех случаях, когда для этого имеются объективные условия, средние специальные учебные заведения в родственные по профилю вузы, что позволит существенно изменить профессиональную и информационную среду для студенческих и преподавательских коллективов средних специальных учебных заведений, открыть им доступ к библиотекам вузов, их системам информатики и коммуникаций, вузовской академической культуре и базам учебной практики;
ввести национальные стандарты информатизации высшего профессионального образования, отвечающие прогрессивным мировым тенденциям;
повысить качество профессионального образования на основе его широкой информатизации и обеспечения новейшими коммуникационными технологиями.
Для развития работы по обновлению содержания образования необходимо использовать фонды финансирования инноваций, активно применять практику конкурсов и грантов на написание новых учебников, а также процедуры лицензирования, аттестации и аккредитации. Для получения объективной информации о качестве образования важно периодически проводить международные сравнительные оценки, а также создать федеральную систему контроля качества образования.
5. Кадры образования и педагогические технологии
5.1. Развитие кадрового потенциала
Педагог v ключевая фигура сферы образования. Дальнейшее реформирование образовательной системы в ближайшей и отдаленной перспективе всецело зависит от профессионального уровня педагогического корпуса, его приверженности высокой общественной миссии учителя, от качества подготовки педагогов, их личной причастности к решению многообразных проблем развития образования.
Несмотря на трудности переходного периода, сфера образования сохраняет высокий кадровый потенциал. В учебных заведениях общего и профессионального образования работает более 2 млн. воспитателей, учителей, преподавателей, мастеров производственного обучения. В системе образования занято более 70 процентов докторов и кандидатов наук.
Объективные причины, связанные с кризисным состоянием современной экономики, а также инерция восприятия, проявляющаяся в неадекватной оценке со стороны государства и общества роли образования и педагога, привели к тому. что сложились серьезные противоречия между общественной значимостью функции учителя, с одной стороны, и способами, формами материального и морального стимулирования его труда, с другой. Это привело к следующим негативным последствиям:
ограничению конкурентоспособности сферы образования по сравнению с другими сферами приложения труда, что нашло свое отражение в значительном отставании заработной платы педагогических работников от средней по промышленности;
резким региональным контрастам в уровнях заработной платы педагогических работников;
слабой мотивированности молодежи к выбору педагогической карьеры.
Нарастают процессы оттока из системы образования наиболее квалифицированных педагогических кадров. Ухудшается профессиональная среда их деятельности. Обостряется жилищная проблема.
Дополнительную напряженность порождает расхождение между нормами федеральных законов "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и их реализацией.
На новом этапе реформирования системы образования центр тяжести в развитии содержания и методик обучения переносится в конкретное учебное заведение, класс, аудиторию, осуществляется конкретным педагогом в содружестве с коллегами, учащимися, семьей и общественностью.
В силу этого необходимой является установка на создание условий для культурного, духовного и профессионального роста всех без исключения педагогов, повышение их общественного статуса, а также значительное в среднесрочной перспективе улучшение оплаты и организации их труда, повышение уровня жизни.
В свете изложенного предстоит:
в краткосрочной перспективе (1998 v 2001 гг.):
организовать выполнение программы поэтапной реализации в 1998=v 1999=гг. норм действующего законодательства, включая законы "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", определяющих особенности социального положения и льготы воспитателей, учителей, преподавателей и других работников образования;
установить на основе системы минимальных социальных и государственных образовательных стандартов новые нормативы учебной нагрузки педагогических работников и вспомогательного персонала учебных заведений;
привести в соответствие с этими нормативами штатную структуру и численность работников государственных образовательных учреждений и установить новый порядок расчета фонда оплаты труда;
пересмотреть с учетом новых задач и предлагаемого организационно-экономического механизма Положение об аттестации педагогических работников, провести аттестацию педагогического персонала с учетом реальных условий их деятельности;
существенно улучшить отбор студентов на педагогические специальности; осуществить поэтапный переход к преимущественному приему на контрактной основе для подготовки по этим специальностям за счет федерального и региональных бюджетов, предполагающей последующую педагогическую деятельность выпускников согласно назначениям органов управления образованием;
в среднесрочной перспективе (2002=v 2005 гг.):
осуществить экспериментальную проверку новых механизмов преподавательской карьеры и в случае положительного результата эксперимента ввести в действие новый механизм преподавательской карьеры в тесной увязке с системой социальных льгот и гарантий;
преодолеть отставание системы педагогического образования от общих процессов, происходящих в образовательной системе, сформировать ее как опережающую по отношению к непосредственной практической деятельности образовательных учреждений;
поднять уровень фундаментальной подготовки учителей и преподавателей системы профессионального образования, одновременно усиливая практическую направленность педагогического образования;
осуществить дальнейшее развитие учебно-научных педагогических комплексов (педвуз=v педучилище (педагогический колледж), педвуз=v учреждение повышения квалификации педагогических работников и др.) с целью обеспечения непрерывности педагогического образования, мобилизации образовательных ресурсов, интеграции педагогического потенциала;
создать крупные зональные центры педагогического образования и их филиалы (на базе отдельных педагогических вузов), концентрирующие условия по научно-методическому обеспечению обновления содержания и технологий образования, а также по реализации программы подготовки и переподготовки кадров высшей квалификации для системы педагогического образования;
реорганизовать системы повышения квалификации и переподготовки педагогического персонала образовательных учреждений всех уровней, добиваясь более полного использования возможностей повышения квалификации педагогов без отрыва от выполнения основных обязанностей на основе дистанционного обучения;
перевести систему дополнительного педагогического образования на сервисный принцип деятельности по удовлетворению профессионально-образовательных потребностей педагогов и лиц, желающих получить профессионально-педагогическую подготовку; активно включать эти учреждения и вузы в решение задач гуманитарной и педагогической "конверсии" представителей непедагогических профессий; направить инновационные школы и федеральные экспериментальные площадки на решение задач переподготовки педагогического персонала;
разработать на федеральном уровне концепцию профессиональной карьеры учителей и преподавателей с определением ступеней их делового и творческого роста,
рекомендовать субъектам Федерации разработать на основе концепции профессиональной карьеры учителей и преподавателей целевые программы "Педагогические кадры" для координации деятельности учреждений педагогического образования, создания интегрированных программ подготовки педагогических кадров в педучилищах (педагогических колледжах) и вузах, регулирования направлений и объемов подготовки педагогов с учетом долгосрочных прогнозов региональной потребности в них.
5.2. Современные педагогические технологии
На новом этапе реформирования системы образования необходим переход к новым педагогическим технологиям и современным методам образования. Обучающиеся и особенно студенты техникумов (колледжей) и вузов должны располагать более значительным временем для самостоятельной работы. Образовательный процесс следует переориентировать на воспитание творческой личности, подготовленной к эффективной жизнедеятельности в условиях сложного современного мира.
Совершенствование педагогических технологий целесообразно осуществить в краткосрочной перспективе по следующим направлениям:
разработать и внедрить в образовательную практику новые технологии подготовки и переподготовки педагогов, способных работать в изменяющихся условиях вариативного образования, включая развитие навыков будущих учителей и преподавателей в области формирования индивидуальных учебных планов и образовательных программ, конкретизирующих требования государственного образовательного стандарта и с учетом индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;
усовершенствовать деятельность методических служб;
улучшить обеспечение работников образования профессионально- педагогическими периодическими изданиями, методической и научной литературой;
расширить доступ педагогов к современным компьютерным сетям и базам данных;
осуществить широкую информатизацию образования и осуществить внедрение новейших коммуникационных технологий.
Таким образом, задача очередного этапа реформы в области совершенствования образовательных технологий состоит в том, чтобы, опираясь на накопленный отечественный и международный опыт, перейти от сложившейся в прошлом нивелирующей индивидуальность системы единообразного обучения для всех к современному и качественному образованию для каждого, а также интенсифицировать образовательный процесс, повысив тем самым его социально-педагогическую и экономическую эффективность.
в среднесрочной перспективе:
на основе перехода к прогрессивным образовательным технологиям (что предполагает высвобождение рабочего времени преподавателей и оптимизацию кадрового состава преподавательского корпуса) добиться реальной взаимосвязи педагогической деятельности с инновационной, учебно-методической и научной работой; создать обязательные и рекомендательные механизмы, обеспечивающие постоянное повышение требований к преподавателям при их приеме на работу, аттестации и конкурсном избрании;
установить порядок, стимулирующий использование внебюджетных средств образовательных учреждений для стимулирования и развития инновационной деятельности педагогов;
осуществить комплекс мер по подготовке учителей для сельской малочисленной и малокомплектной школы.
6. Образование и здоровье
Радикальные перемены в государственно-политическом и социально-экономическом устройстве страны должны способствовать созданию здорового общества. Это повышает ответственность системы образования не только за духовное, но и за физическое развитие нового поколения, укрепление здоровья обучающихся, приобщение их к ценностям здорового образа жизни. Состояние здоровья детей, подростков и молодежи вызывает обоснованную тревогу не только у работников системы образования, но и у всего общества в целом. По данным специалистов, хронические заболевания имеют 30 v 35 процентов учащихся первых классов. За годы обучения в школе не уменьшается, а значительно возрастает число нарушений зрения и осанки, заболеваний нервной системы и органов пищеварения.
Такая динамика состояния здоровья v результат не только длительного воздействия неблагоприятных социально-экономических и факторов, но и следствие серьезных недостатков в деятельности образовательных учреждений, включая несоответствие программ и условий обучения функциональным и возрастным особенностям обучаемых, несоблюдение психолого-педагогических требований к организации учебного процесса, низкую эффективность физического воспитания учащихся. На новом этапе образовательной реформы необходимо не просто переломить тенденцию к ухудшению показателей здоровья учащихся, но и существенно продвинуться в решении проблем:
превращения охраны здоровья учащихся в одно из приоритетных направлений деятельности органов власти и управления всех уровней;
коренного улучшения организации образовательного процесса исходя из задач укрепления здоровья обучающихся, нормализации учебной нагрузки, создания благоприятной бытовой среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья и особенностями развития;
создания экономических условий для развития материальной базы спортивных, спортивно-оздоровительных и медицинских подразделений учреждений системы образования, использования для оздоровления учащихся возможностей других ведомств и негосударственных организаций, привлечения внебюджетных средств, развития системы дополнительного медицинского страхования обучающихся;
разработки научно-методических и организационных основ мониторинга состояния здоровья обучающихся, информационного и медицинского обеспечения профилактической работы на всех уровнях образования.
С этой целью необходимо осуществить следующие меры:
определить принципы взаимодействия всех уровней власти и управления в деле охраны и укрепления здоровья обучающихся; рассмотреть вопрос о целесообразности создания служб, ответственных за организацию здравоохранения и физического воспитания в образовательных учреждениях на всероссийском и региональном уровнях; разработать и реализовать вариативные социально-образовательные программы, направленные на формирование ценностей здорового образа жизни;
выделить в Федеральной программе развития образования в России подпрограмму "Образование и здоровье", в которой определить комплекс мер по формированию у учащихся ценностей здорового образа жизни, предусмотреть их организационное, кадровое и финансовое обеспечение, создать механизмы общественно-государственной поддержки реализации этой программы;
разработать циклы телевизионных и радиопередач, организовать издание популярной литературы для родителей и усилить поддержку общественных объединений и движений в этой сфере;
существенно улучшить организаторскую и практическую работу по созданию в образовательных учреждениях условий, благоприятных для укрепления здоровья и физического развития учащихся, включая упорядочение режима учебных занятий, предотвращение перегрузки аудиторными и домашними заданиями, улучшение питания, надлежащую постановку контроля за соблюдением медико-санитарных требований;
стимулировать выполнение инновационных программ, направленных на охрану и укрепление здоровья детей, полноценное развитие учащихся и студентов, дальнейшее развитие системы валеологических и психологических служб, центров комплексного сопровождения развития, школьных, муниципальных, региональных советов по вопросам здоровья;
внести изменения в содержание педагогического образования, направленные на повышение квалификации педагогов в вопросах охраны здоровья и физического развития учащихся;
существенно улучшить физическое воспитание учащихся, поднять его роль в укреплении здоровья, усилить контроль за физической подготовкой школьников и студентов;
упорядочить работу спортивных учреждений, санаториев-профилакториев, спортивно-оздоровительных баз и лагерей образовательных учреждений, с учетом потребностей оздоровления учащихся; предусмотреть меры по улучшению их финансирования из бюджетных и внебюджетных источников;
принять меры к более полному учету в организации медицинского обслуживания учащихся с учетом специфических условий и потребностей, включая внедрение социально и экономически оправданных программ диспансеризации, профилактики заболеваемости, предотвращения распространения вредных привычек и зависимостей, эффективной медицинской поддержки представителей различных групп риска, а также воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.
7. Реформирование структуры образования
В ряду задач очередного этапа реформирования системы образования одно из ключевых мест занимает ее структурная перестройка. Она является существенным внутренним ресурсом и одновременно фактором развития образования, обеспечивающим его гибкость, динамизм, способность к своевременному удовлетворению изменяющихся потребностей личности, общества и государства.
Реформирование содержания образования и организационно- экономического механизма должно интенсифицировать процессы структурной перестройки, что позволит обеспечить:
в дошкольном образовании:
развитие многообразных организационных форм и институциональных структур по оказанию коррекционно-педагогической помощи детям, не посещающим образовательные учреждения по состоянию здоровья;
в общем образовании:
расширение многообразия общеобразовательных учреждений, в том числе создание новых видов образования и типов учебных заведений;
развитие интеграции образовательных учреждений различных профилей и уровней в сельской местности, формирование на их базе культурно-образовательных комплексов;
перестройку сети учреждений дополнительного образования детей;
разработку и внедрение в системе дополнительного образования детей разнообразных моделей образовательных программ (развивающих, интегрированных, исследовательских и др.);
в профессиональном образовании:
реальную ориентацию на рынок образовательных услуг и перспективный рынок труда;
оптимизацию организационных структур учебных заведений начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования, институтов повышения квалификации и переподготовки кадров.
Для этого необходимо:
осуществить дифференциацию образовательных учреждений начального профессионального образования по 4 группам: государственные федерального уровня (подготовка рабочих кадров для наукоемких производств и высокотехнологичных отраслей); государственные v уровня субъектов Российской Федерации, как основные в системе начального профессионального образования (реализация образовательных программ по большинству профессий в соответствии с потребностями территориальных рынков труда); муниципальные образовательные учреждения (обеспечение потребностей в рабочих кадрах для муниципальных предприятий базового обслуживания, коммунального, городского и сельского хозяйства); негосударственные образовательные учреждения начального профессионального образования (подготовка для конкретных коммерческих и некоммерческих организаций);
передать управление, собственность и финансирование образовательных учреждений начального профессионального образования с федерального на соответствующий уровень;
реструктурировать по мере готовности и по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Федерации образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования по профилям подготовки, произвести укрупнение и объединение учебных заведений; сформировать региональные и муниципальные колледжи, реализующие образовательные программы начального, среднего и первой ступени высшего профессионального образования;
обеспечить совместное использование на взаимовыгодной основе материальной базы учебных заведений начального и среднего профессионального образования и их кадрового потенциалов;
усилить практическую подготовку учащихся начального профессионального образования на базе профильных предприятий;
разработать правовую базу для развития новых организационно-правовых форм в системе профессионального образования, в том числе предусматривающих соучредительство, с соблюдением условий добровольности и сохранения автономии учебных заведений.
Необходимо сформировать программу приоритетной поддержки ведущих вузов России, составляющих ее национальное достояние. Эта программа должна предусматривать развитие их кадрового и технического потенциала, в том числе за счет интеграции с профильными учреждениями Российской академии наук и федеральными научными центрами. Задача ведущих университетов v воспроизводство научной, культурной, управленческой и политической элиты страны v должна подкрепляться особым режимом финансирования этих вузов, имея в виду повышенный норматив финансирования в расчете на студента, выделение целевых средств на обновление материально-технической базы, полное финансирование общежитий из федерального бюджета. Состав ведущих вузов будет определяться на основе рейтингов по специальностям (направлениям подготовки).
В среднесрочной перспективе (2002 v 2005 гг.) структурная перестройка позволит:
устранить диспропорции между структурой подготовки кадров и структурой перспективного спроса на них со стороны общероссийского и региональных рынков труда;
завершить формирование сети образовательных учреждений на основе реального спроса на их услуги;
обеспечить развитие новых видов образования и типов образовательных учреждений;
перепрофилировать учебные заведения, которые не отвечают долгосрочным потребностям общества и потребностям граждан;
организовать на всех уровнях управления образованием совместно с органами службы занятости населения систематическую работу по определению структуры и объема спроса на образовательные услуги населения и рынка труда;
привести в соответствие с международными академическими традициями, практикой и нормативными актами ЮНЕСКО организационно-правовые основы деятельности в средних специальных учебных заведениях, имея в виду их отнесение к неуниверситетскому уровню высшего образования;
обеспечить дальнейшее развитие интеграции образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, в том числе путем объединения там, где это целесообразно, разнопрофильных высших и средних специальных учебных заведений в университеты и университетские учебные округа;
поощрять развитие научно-образовательных, научно-образовательно- производственных комплексов с целью мобилизации и рационального использования интеллектуальных и кадровых ресурсов учебных заведений, интеграции образования, науки и производства;
развернуть сеть учреждений дистанционного образования, создать правовую, нормативную и методическую базы их функционирования и развития;
обеспечить значительное расширение возможностей системы дополнительного профессионального образования, в том числе путем развития внутрифирменной подготовки, расширения переподготовки кадров для негосударственного сектора и т.д.;
сформировать отвечающие современным потребностям личности, общества и государства региональные межотраслевые центры повышения квалификации и переподготовки кадров.
Существенный вклад в развитие рынка образовательных услуг вносят негосударственные образовательные учреждения. В целях дальнейшего развития этого сектора образования необходимо:
в краткосрочной перспективе (1998 v 2001=гг.):
принять необходимые законодательные акты, стимулирующие и регламентирующие развитие негосударственных образовательных учреждений;
в среднесрочной перспективе (2002 v 2005=гг.):
осуществить постепенное выравнивание возможностей для всех учебных заведений, прошедших государственную аттестацию и получивших государственную аккредитацию, в конкурсном получении государственного (федерального и регионального) заказа на образование. Это потребует усиления контроля за исполнением государственных образовательных стандартов;
обеспечить равенство доступа общеобразовательных школ независимо от формы собственности к подушевому финансированию при условии соблюдения ими требований государственных образовательных стандартов. Реализация этого права должна быть достигнута через систему государственной аккредитации общеобразовательных организаций.
8. Научно-исследовательская и инновационная деятельность в системе образования
Реализация очередного этапа реформы системы образования требует разработки всего комплекса теоретических и практических проблем образования. Необходимо также обеспечить развитие научно-исследовательской и научно-инновационной деятельности образовательных учреждений, превратить вузовский сектор российской науки в крупную подсистему интегрированного научно-технического комплекса страны, способную сочетать масштабное проведение фундаментальных исследований с конкурентоспособными разработками коммерческого характера.
8.1. Научно-исследовательская и инновационная деятельность в профессиональном образовании
Эффективное развитие современного образования невозможно без его синтеза с наукой, взаимодействия научных и образовательных структур, обеспечивающих постоянное воспроизводство главной составляющей научно-технического потенциала v исследователей за счет отбора, подготовки и участия в НИР перспективных и талантливых студентов и молодых специалистов. В то же время этот процесс позволяет развивать научно-педагогический потенциал высшей школы, обновлять содержание учебных программ и курсов, технологий и методов обучения. Дальнейшая интеграция науки и образования предполагает разработку и поэтапную реализацию мер, направленных на преодоление возникшей в ряде областей искусственной разобщенности вузовского, отраслевого и академического секторов научных исследований. Для этого необходимо уже в краткосрочной перспективе создать условия для:
развития фундаментальных исследований, которые будут проводиться в высших учебных заведениях, совместно с институтами РАН и=РАО, а=также отраслевых академий наук;
формирования сети научно-образовательных центров, которые войдут в составы университетских (вузовских) комплексов;
использования в учебном процессе материальной базы отраслевых научно-исследовательских институтов и институтов системы РАН и=РАО (использование на взаимовыгодной основе лабораторных комплексов, экспериментальных установок, оборудования, компьютерной техники, компьютерных сетей, мастерских и т.п.);
активного включения студентов в практику научной работы в различных подразделениях отраслевых и академических институтов, совместно создаваемых центрах;
эффективного привлечения академических и отраслевых институтов и их подразделений в качестве базовых кафедр вузов.
Необходимо разработать целевую программу поддержки уникальных научных и учебно-научных объектов высшей школы (обсерваторий, полигонов, научных библиотек, музеев и т.=п.). В связи с этим поручить Минобразованию России разработать перечень указанных объектов. Особое внимание должно быть обращено на воспроизводство научно-педагогических школ в естественных и инженерных науках.
В период до 2001 года необходимо исходить из сохранения уровня бюджетного финансирования вузовской науки неизменным. В силу этого улучшение ситуации в сфере научных исследований можно добиться, прежде всего, за счет реструктурирования финансовых потоков и концентрации средств на приоритетных направлениях.
С этой целью для поддержки инноваций в профессиональном образовании необходимо специально аккумулировать средства (инновационный фонд) v в размере до 10=процентов от расходов федерального бюджета на образование. Средства инновационного фонда должны распределяться исключительно на конкурсной основе:
50 процентов инновационного фонда должны поступать непосредственно образовательным учреждениям пропорционально объему государственного заказа и распределяться внутри этих учреждений ректорами согласно решениям ученых советов:
50 процентов централизуется Минобразованием России и частично распределяется между вузами в виде грантов, при этом роль экспертных советов могут выполнять соответствующие федеральные научно-методические советы по направлениям образования.
В целом необходимо поэтапно перейти на контрактную систему выполнения научных исследований в вузах страны. В условиях происшедшего сокращения средств, выделяемых на финансирование науки в высшей школе и инновационную педагогическую деятельность (создание новых методов и технологий обучения, включая освоение используемых в мировой практике, и адаптацию их к российским условиям, разработку новых программ, курсов и учебных планов, написание новых учебников, учебно-методических пособий и материалов), контрактная политика должна стать эффективным инструментом селективной поддержки творческих научных коллективов, развития конкуренции в сфере научных исследований.
Одновременно с созданием инновационного фонда целесообразно также создать фонд развития информационного обеспечения системы образования, предназначенный для финансирования развития библиотек, систем информационного обеспечения, телекоммуникационных сетей, оплаты каналов связи. Средства на эти нужды должны выделяться каждым учреждением профессионального образования в объеме не менее 10=процентов от внебюджетных средств.
8.2. Инновационная деятельность в общем образовании
Для обновления содержания общего образования особое значение имеют инновационные образовательные программы, инновационное педагогическое движение, в значительной степени интегрирующие психолого-педагогические и методические исследования с экспериментальной педагогической практикой. Для их правовой и экономической поддержки, повышения роли в реформировании содержания и структуры образовательной системы необходимо:
разработать и утвердить на федеральном и региональном уровнях положения об инновационных образовательных учреждениях, определив механизм их экспертизы,
выделять, начиная с 1999=г., из средств федерального бюджета на образование не менее 5=процентов (800=млрд.=руб. в=ценах 1997=г.) на поддержку и развитие инноваций в общем образовании;
рекомендовать субъектам Федерации и муниципалитетам предусмотреть в их бюджетах целевые средства на поддержку инновационного движения, а также создание фондов инновационного развития образования в размере не менее 1,5=процентов от их расходов на образование.
Значимую роль в развитии педагогической науки и инновационной педагогической деятельности призвана играть Российская академия образования (РАО). В этой связи целесообразно:
в целях дальнейшей интеграции научной и образовательной деятельности РАО и повышения качества образования обеспечить создание комплекса образовательных и научно-образовательных учреждений по всем ступеням системы непрерывного образования для отработки инновационных педагогических технологий, развития психолого-педагогических исследований, а также методических разработок и практической апробации полученных результатов;
считать необходимой поддержку указанных мер дополнительным государственным финансированием;
повысить эффективность взаимодействия РАО с вузовской наукой в разработке актуальных проблем образования;
рекомендовать Минобразованию России активно привлекать РАО, а также другие профессиональные объединения и ассоциации к решению стоящих перед сферой образования научных и практических задач.
9. Социальные гарантии в сфере образования
Дальнейшее осуществление реформы диктует необходимость значительного улучшения социального самочувствия педагогов, всех участников образовательного процесса. Назрела потребность корректировки существующих и выработки новых государственных социальных гарантий для работников учреждений образования и учащейся молодежи, пересмотра механизмов их реализации с учетом рыночных отношений и задач рационального использования имеющихся финансовых и материальных ресурсов. Необходимо восстановить роль оплаты труда работников образования как основного источника доходов, обеспечивающих им достойную жизнь, и создать социально-экономические условия, гарантирующие доступность всех уровней образования представителям малообеспеченных слоев населения.
9.1 .Социальная поддержка работников системы образования
Для реализации стоящих задач необходимо в краткосрочной перспективе:
обеспечить выполнение реальной программы поэтапной реализации норм действующего законодательства, определяющих особенности социального положения и льготы педагогических и других работников общего и профессионального образования;
разработать механизмы поэтапного повышения реальных доходов работников образования за счет индексации заработной платы и социальных выплат с учетом роста потребительских цен, тарифов, увеличения расходов на оплату медицинского обслуживания, пенсионного обеспечения, коммунальных и других услуг;
скорректировать параметры Единой тарифной сетки (ЕТС) применительно к сфере образования, увязав их с системой надбавок и доплат, в том числе=v педагогическим работникам, постоянно повышающим квалификацию, а также за непрерывный стаж работы в образовательных учреждениях;
усилить ответственность государственных и муниципальных органов за своевременное перечисление бюджетных средств в сферу образования, в том числе за счет создания механизма возмещения работникам этой сферы ущерба в случае задержек выплаты заработной платы.
В среднесрочной перспективе предстоит:
поднять заработную плату преподавателей по крайней мере до уровня, отвечающего нормам, заложенным в существующем законодательстве;
усовершенствовать систему пенсионного обеспечения работников сферы образования, оказать государственную поддержку в создании условий для развития дополнительного негосударственного пенсионного обеспечения и дополнительного медицинского страхования работников сферы образования и учащихся;
разработать целевую программу улучшения жилищных условий работников образования, в том числе путем выделения льготных целевых кредитов на строительство и покупку жилья;
осуществить комплекс мер по социальной защите и поддержке учителей сельских школ.
9.2. Адресная социальная поддержка студентов и учащихся
В целях обеспечения общедоступности всех ступеней образования в условиях резкого усиления дифференциации доходов семей и ограниченности финансовых возможностей государства стипендиальное обеспечение должно приобрести адресный характер. Экономически неоправданно и социально неприемлемо дотировать с помощью стипендий высокообеспеченные семьи, дети из которых фактически имеют за счет ряда факторов, в том числе найма репетиторов, наибольший доступ к высшему образованию. В то же время государство призвано гарантировать студентам из малообеспеченных семей реальную возможность получения образования, что предполагает доведение размеров стипендии до уровня 50=процентов от прожиточного минимума для студентов, проживающих в семьях, и 2/3=v для малообеспеченных иногородних студентов.
Стипендиальный фонд вуза (ссуза) формируется по ныне действующей схеме и в условиях самостоятельности образовательных учреждений распределяется в соответствии с порядком, устанавливаемым самим учебным заведением, при обязательном участии в этом процессе студенческих организаций (коллективов).
Студентам из малообеспеченных семей должны также в преимущественном порядке предоставляться рабочие места на условиях совместительства в самом учебном заведении, а по мере возможности также в учреждаемых с его участием предприятиях и организациях, с которыми учебное заведение связано партнерскими взаимоотношениями, в частности, на основе сдачи помещений в аренду.
Указанные меры, равно как и включение профильных учебных заведений среднего профессионального образования в состав университетских (вузовских) комплексов, позволят обеспечить реальные возможности получения высшего образования выходцам из малообеспеченных семей, поскольку в настоящее время именно они прежде всего формируют контингент студентов техникумов и не могут позволить себе без материальной поддержки длительных сроков послешкольного обучения.
Для учащихся из семей среднего достатка стипендиальное обеспечение, финансируемое за счет бюджета, будет постепенно дополняться или замещаться льготным образовательным кредитованием и целевым страхованием. Введение соответствующих налоговых льгот должно сопровождаться продуманным нормативным регулированием с тем, чтобы предусмотреть строго целевое использование средств и возвратность кредитов.
Наряду с введением новых мер необходимо сохранить традиционные меры социальной поддержки учащихся профессиональных училищ: бесплатное обеспечение питанием и форменной одеждой, улучшить финансирование соответствующих расходов.
В интересах поддержки территориальной мобильности студентов и учащихся предстоит в краткосрочной перспективе разработать нормативные акты, обеспечивающие целевое использование общежитий учебных заведений и их реальную доступность для студентов и учащихся из малообеспеченных семей. При этом необходимо реализовать следующие принципы:
площадь общежития учебного заведения не менее чем на 70=процентов используется по прямому назначению, т.=е.=для проживания учащихся (студентов);
плата за проживание учащегося в общежитии не превышает 30=процентов от прожиточного минимума;
в случае систематического нарушения указанных условий общежитие подлежит передаче другим профессиональным учебным заведениям.
Получат развитие дистанционное образование, а также открытие филиалов ведущих российских вузов в различных городах, что позволит остановить распространение такого негативного явления, как региональная замкнутость высшего образования и улучшить качество преподавания.
10. Реформирование системы управления образованием
Изменения в государственно-политическом устройстве и социально-экономической жизни страны требуют коренного улучшения системы и практики управления образованием.
За последние годы произошли существенные сдвиги в организации управления образованием. Приведены в соответствие с федеративным устройством России полномочия субъектов Федерации и органов местного самоуправления в образовательной сфере. Заложена правовая база академической самостоятельности учебных заведений. Преодолевается ведомственный подход к управлению образовательными учреждениями, важным шагом в этом направлении стало создание единого министерства. Идет становление взаимодействия государственных и общественных форм управления образованием, растущую роль играют учебно-методические объединения, ассоциации учебных заведений, региональные советы ректоров. Новые подходы к управлению образованием закреплены в действующих законодательных актах.
Основная цель дальнейшего реформирования управления образованием=v создание эффективной системы управления образованием, обеспечивающей взаимодействие государства и общественности в интересах динамичного развития и высокого качества образования, его многообразия и ориентации на удовлетворение запросов личности и общества.
Исходя из этого предстоит решить следующие проблемы в области управления сферой образования.
Федеральный уровень:
формирование национальной образовательной политики и стратегии ее реализации;
правовое регулирование деятельности системы образования в целом;
прогнозирование рынка образовательных услуг и нормативно-правовое обеспечение его развития;
разработка и принятие государственных образовательных стандартов, их информационное и методическое обеспечение;
создание системы оценки и контроля качества образования, его соответствия образовательным стандартам;
создание государственной системы лицензирования и аккредитации; формирование государственного заказа в сфере профессионального образования;
разработка нормативов бюджетного финансирования образования; определение (установление) порядка финансирования системы образования;
финансирование образовательных учреждений федерального ведения; определение объема и порядка предоставления федеральных образовательных субвенций;
формирование системы информационного обеспечения сферы образования, мониторинг ее функционирования и развития, включая статистическое наблюдение;
регулирование имущественных отношений в системе образования;
координация деятельности органов управления образованием; взаимодействие с органами власти и управления субъектов Российской Федерации;
анализ, поддержка и активное распространение инновационной образовательной практики; организация и содействие выполнению научных исследований, программ и проектов, направленных на развитие образования; формирование и обеспечение деятельности системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров сферы образования.
Региональный уровень:
прогнозирование регионального рынка образовательных услуг и разработка стратегии его развития;
нормативно-правовое регулирование деятельности системы образования в регионе;
разработка и принятие национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов;
формирование регионального заказа в сфере профессионального образования;
разработка нормативов бюджетного финансирования образования на уровне региона;
финансирование образовательных учреждений ведения субъектов Федерации;
формирование региональных систем информационного обеспечения сферы образования, мониторинг ее функционирования и развития, включая статистическое наблюдение;
регулирование имущественных отношений в подведомственных образовательных учреждениях;
координация деятельности местных органов управления образованием; взаимодействие с органами власти и управления субъектов Российской Федерации и федеральными органами управления образованием;
анализ, поддержка и активное распространение инновационной образовательной практики; организация и содействие выполнению научных исследований, программ и проектов, направленных на развитие образования;
анализ, поддержка и активное распространение инновационной переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров сферы образования;
формирование и обеспечение деятельности региональных систем подготовки,
привлечение общественности к решению проблем развития образования.
Уровень местного самоуправления:
развитие местного самоуправления через вовлечение широкой общественности в управление и развитие образования, в решение вопросов деятельности образовательных учреждений;
удовлетворение специфических образовательных потребностей населения;
формирование муниципальной системы образования с учетом потребностей населения и запросов локальных рынков труда;
непосредственный контроль за реализацией конституционных прав граждан на образование и обеспечение финансовых, материально-технических, кадровых и других условий, необходимых для нормальной деятельности учреждений образования;
обеспечение адресной социальной поддержки определенных категорий обучающихся, воспитанников;
создание нормативно-правовой базы местного самоуправления, обеспечивающей функционирование и развитие образовательного учреждения.
Уровень образовательного учреждения:
осуществление образовательной деятельности;
индивидуализация образовательного стандарта, разработка программ, учебных планов и учебно-методических пособий;
изменение структуры и объемов профессиональной подготовки с учетом величины госзаказа, заказов предприятий и семей, а также прогнозируемой конъюнктуры рынка труда; разработка и реализация мер по планированию и поддержке профессиональной карьеры выпускников (для учебных заведений системы профессионального образования);
формирование внутренней структуры управления;
формирование совместно с органами управления образованием органов общественного управления (по типу попечительских советов);
маркетинг образовательных услуг;
реализация различных видов деятельности, в том числе предпринимательской;
распоряжение доходами, полученными от осуществления самостоятельной деятельности;
сдача в аренду имущества, в том числе переданного учредителем;
привлечение для обеспечения своей деятельности финансовых ресурсов из различных источников.
Уровень органов общественного управления:
разработка проектов решений для всех уровней управления образованием;
изыскание дополнительных средств на нужды образования;
определение направлений расходования (использования) дополнительных средств;
общественная оценка рациональности использования выделяемых ресурсов;
организация общественного обсуждения готовящихся и принятых законодательных и нормативно-правовых актов в сфере образования, проектов и программ развития образования, вопросов финансирования системы образования;
обеспечение общественного контроля за соблюдением действующего законодательства; полнотой реализации прав обучаемых, родителей, педагогов;
проведение профессионально-общественных экспертиз образовательных учреждений;
формирование общественного мнения (интереса) по проблемам образования.
Для совершенствования процесса принятия решений в образовательной сфере необходимо установить номенклатуру нормативных актов органов управления образованием всех уровней, которые не могут быть приняты без предварительной экспертизы профессиональных ассоциаций, объединений родителей и работодателей.
Список литературы
Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа