Взгляд из окна школьного кабинета на психологические, педагогические, организационные и другие проблемы
Взгляд из окна школьного кабинета на психологические, педагогические, организационные и другие проблемы телекоммуникационных проектов
Звягина Людмила Александровна, к.т.н., учитель информатики
Кабинет 17 в нашей школе 820 г. Москвы - это кабинет информатики, именно из его окна мы взглянем на различные проблемы, возникавшие и возникающие в ходе участия наших учеников и педагогов в различных телекоммуникационных проектах.
Прежде чем подходить к окну, обратимся к литературе по заявленной тематике.
1.1. Что понимается под термином "телекоммуникационный проект".
Под учебным телекоммуникационным проектом понимается совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.
1.2. Основная проблема российской школы, на решение которой нацелены телекоммуникационные проекты.
Результаты сравнительного анализа математической и естественнонаучной подготовки учащихся 50 стран мира, по данным Третьего международного исследования (Third International Mathematics and Science Study - TIMSS), в 1995 году показали, что результаты российских школьников можно отнести к промежуточной группе средних результатов. При этом по заключению комиссии, наши школьники хуже владеют экологическими и методологическими знаниями; более высокие знания они показывают в области владения фактологическим материалом (где требовалось воспроизведение усвоенных знаний, умение воспроизводить их и применять в знакомой ситуации). Нетрадиционная постановка вопросов для наших учащихся заметно снижала результаты их ответов. Что же касается умения интегрировать эти знания и применять их для получения новых знаний и объяснения явлений, происходящих в окружающем мире, то здесь результаты наших школьников были предельно низкими.
В книге "Школа для XXI века. Приоритеты реформирования образования" американский педагог Филипп С. Шлехти, ссылаясь на опрос многих бизнесменов, работодателей, школьных функционеров, подчеркивает, что на вопрос "Что вы хотите от школы?" получал, как правило, один и тот же ответ: "Нам нужны люди, которые умеют учиться самостоятельно". Это и понятно, если ученик знает, как учиться, как достигать цели, как работать с книгой, как получать знания от учителя, как искать и находить необходимую информацию, то ему легче будет повысить квалификацию, переквалифицироваться, получать любые необходимые дополнительные знания, что и нужно в жизни.
Телекоммуникационные проекты, реализуемые в настоящее время в разных странах с разной степенью успешности, обеспечивает возможность:
- вовлечения в активный познавательный процесс каждого учащегося, применения им не только полученных знаний на практике, но и четкого осознания где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены;
- работать совместно, в сотрудничестве при решении разнообразных проблем, проявляя определенные коммуникативные умения; возможность широкого общения со сверстниками из других школ своего региона, других регионов страны и даже других стран мира;
- свободного доступа к необходимой информации не только в информационных центрах своей школы, но и в научных, культурных, информационных центрах всего мира с целью формирования собственного независимого, аргументированного мнения по той или иной проблеме, возможность ее всестороннего исследования.
1.3. Проблема внедрения в школу новой парадигмы образования.
Еще недавно решить проблему внедрения в школьный учебный процесс телекоммуникационных проектов не представлялось возможным в силу отсутствия реальных условий для их выполнения при традиционном подходе к образованию, традиционных средствах обучения, в большей степени ориентированных на классно-урочную систему занятий.
В настоящее время ясно, что главное, стратегическое направление развития системы образования находится в решении проблемы личностно-ориентированного образования, такого образования, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, в котором деятельность учения - познавательная деятельность, а не преподавание, - была бы ведущей в тандеме учитель - ученик, чтобы традиционная парадигма образования - учитель - компьютер - ученик была со всей решительностью заменена на новую парадигму - ученик - компьютер - учитель. Именно так построена система образования в лидирующих странах мира. Она отражает гуманистическое направление в философии, психологии и педагогике.
При традиционной модели обучения невозможно в полной мере использовать новые информационные технологии, которые прeдполагают создание новой модели обучения - личностно-ориентированной. Внедрение же НИТ в традиционную модель обучения не приводит к ее изменению ни в ценностном, ни в технологическом, ни в результативном аспектах, поскольку компьютер при этом реализует не свои специфические функции (возможность управляемого в интерфейсном режиме моделирования и конструирования, информационную функцию), а функции педагога (контроль, репетитор).
В условиях личностно-ориентированного обучения учитель приобретает иную роль и функцию в учебном процессе, нисколько не менее значимую, чем при традиционной системе обучения, но иную. При новой парадигме образования учитель выступает больше в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом и помощником. Его профессиональные умения должны быть направлены не просто на контроль знаний и умений школьников, а на диагностику их деятельности, чтобы вовремя помочь квалифицированными действиями устранить намечающиеся трудности в познании и применении знаний. Эта роль значительна сложнее, нежели при традиционном обучении, и требует от учителя более высокого уровня мастерства.
Личностно-ориентированное обучение предусматривает, по сути, дифференциальный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития школьника, с учетом уровня его подготовки по данному предмету, его способностей и задатков.
1.4. Проблема тематики и содержания телекоммуникационных проектов.
Тематика и содержание телекоммуникационных проектов должны быть такими, чтобы их выполнение совершенно естественно требовало привлечения свойств компьютерной телекоммуникации. Другими словами, далеко не любые проекты, как бы интересны и практически значимы они ни казались, могут соответствовать характеру телекоммуникационных проектов. Как определить, какие проекты могут быть наиболее эффективно выполнены с привлечением телекоммуникаций?
Телекоммуникационные проекты оправданы педагогически в тех случаях, когда в ходе их выполнения:
· предусматриваются множественные, систематические, разовые или длительные наблюдения за тем или иным природным, физическим, социальным и пр. явлением, требующие сбора данных в разных регионах для решения поставленной проблемы;
· предусматривается сравнительное изучение, исследование того или иного явления, факта, события, происшедших или имеющих место в различных местностях для выявления определенной тенденции или принятия решения, разработки предложений;
· предусматривается сравнительное изучение эффективности использования одного и того же или разных (альтернативных) способов решения одной проблемы, одной задачи для выявления наиболее эффективного, приемлемого для любых ситуаций, решения, т.е. для получения данных об объективной эффективности предлагаемого способа решения проблемы;
· предлагается совместное творческое создание, какая-то разработка, чисто практическая (выведение нового сорта растения в разных климатических зонах) или творческая работа (создание журнала, газеты, пьесы, книги, музыкального произведения, предложений по совершенствованию учебного курса, спортивных, культурных совместных мероприятий, народных праздников и т.д. и т.п.);
· предполагается провести увлекательные приключенческие совместные игры, состязания.
Телекоммуникационные проекты любого вида могут быть эффективны только в контексте общей концепции обучения и воспитания. Они предполагают отход от авторитарных методов обучения, с одной стороны, но с другой, предусматривают хорошо продуманное и концептуально обоснованное сочетание с многообразием методов, форм и средств обучения. Это всего лишь компонент системы образования, а не сама система.
1.5. Проблемы, решаемые в ходе телекоммуникационных турниров.
Цель проведения компьютерной телекоммуникационной викторины (турнира) по какому - либо предмету - повысить уровень преподавания. Действительно:
· С помощью Интернет и благодаря использованию сравнительного аспекта обучения стимулируется интерес к изучаемому предмету;
· Повышается активность и самостоятельность учащихся при подготовке вопросов, в работе с литературой, внеклассной работе;
· Развиваются навыки коллективной работы при обсуждении ответов на вопросы соперников;
· Совершенствуется письменная речь учащихся;
· Осуществляется объективный контроль знаний, качество усвоения материала;
· Осуществляется объективная оценка выбранной педагогом тактики и стратегии работы с классами, методики обучения, выбора предметного содержания.
Необходимо подчеркнуть, что соревновательная сторона телекоммуникационных викторин имеет вторичное, вспомогательное значение, лишь как средство мотивации. Телекоммуникационные викторины - средство для реализации педагогами - руководителями команд инновационных педагогических технологий, основанных на:
· продуктивной (а не репродуктивной) деятельности учащихся;
· педагогике сотрудничества;
· самостоятельной индивидуальной и групповой работе учащихся;
· интеграции учебных предметов;
· глобальном мышлении и видении мира.
2. Проблемы, видимые из нашего окна.
В нашей школе был проведено анкетирование учителей-предметников с целью выявления и систематизации различных проблем, возникших в процессе участия в течение ряда лет в телекоммуникационных проектах Воронежского государственного педуниверситета (www.vspu.ac.ru) по информатике, математике, литературе и русскому языку, в телекоммуникационных викторинах по биологии Ярославского областного центра дистанционного обучения (www.edu.yar.ru), в дистационных обучающих олимпиадах по географии (doog@mail.ru), по информатике (dooi@mail.ru).
Анализ анкет позволяет сформулировать следующие проблемы и возможные пути их разрешения:
2.1. Дети активно включаются всем классом в проект, всем он интересен, но при многочисленности команды возникают трудности в сборе всей команды для коллективного обсуждения тех или иных вопросов.
2.2. Длительные по времени проекты очень сложны в реализации в школе. Все учителя отмечают, что на первых этапах ребята оживленно, заинтересованно участвуют в проектах, на заключительных этапах (к концу второго месяца) активность заметно падает.
2.3. Стимулом активизации деятельности учащихся является оценка конкретного вклада каждого члена команды в общее дело, а значит необходимо строго учитывать оный.
2.4. Обязательна четкая координация деятельности на всех этапах телекоммуникационного турнира со стороны организаторов, как на месте - в школе, так и координаторов турнира. Графика проведения турнира следует придерживаться очень строго. Дело в том, что в настоящее время в нашей школе компьютеры имеются только в кабинете информатики, выход в Интернет - только с одной машины, учителя-предметники практически не владеют компьютерной грамотностью. В случае нарушения графика турнира очень сложно планировать время учителю информатики, которого никто не освобождает от ведения уроков.
2.5. Существует большой соблазн со стороны педагога оказать действенную помощь своей команде, несмотря на то, что не раз в ходе телекоммуникационных проектов обсуждалась проблема так называемого кодекса чести преподавателя - руководителя команды в телекоммуникационном турнире. Я думаю, что эта проблема может быть сведена к минимуму путем проведения в ходе турнира методического семинара для учителей, как это сделано на турнире по информатике ДООИ. Здесь учителя заняты решением своих многочисленных проблем: чтением и обсуждением лекций, оформлением своих методических материалов для обмена опытом с коллегами. Активность учителя в ходе семинара приносит команде дополнительные баллы, учителю - документ о повышении квалификации. Вторым вариантом решения этой проблемы является возрастное деление на группы команд - участников турнира, как это делается в телекоммуникационных проектах Воронежского педуниверситета.
2.6. С другой стороны без явной заинтересованности учителя, по предмету которого проходит турнир, невозможно в полной мере успешное выступление команды, поддержание ее в "рабочем режиме" на протяжении всего времени проведения турнира. Однажды мне, учителю информатики, пришлось фактически руководить командой десятиклассников, участвующей в турнире по русскому языку и литературе (учитель-предметник не рассчитал свои силы и возможности). Впечатления от этого руководства у меня такие же, как от "пирогов, испеченных сапожником и сапогов, которые стачал пирожник", хотя дети своим участием в турнире остались довольны.
2.7. Для поддержания интереса детей к проекту координаторам проектов необходимо динамично поэтапно подводить итоги, как это четко делается, например, в Воронежских турнирах. В турнире по географии ДООГ мы о своих набранных баллах узнали только в день завершения турнира. Итоги промежуточных этапов должны обязательно отражаться на специальном стенде, посвященном телекоммуникационным турнирам. Месторасположение данного стенда может быть любым, но как показывает опыт, лучше его размещать в кабинете информатики.
2.8. Большинство учителей среднего возраста (о старшем возрасте я не буду говорить) не приемлют никакие телекоммуникационные проекты, как оказалось, по нескольким причинам:
- консервативная привычка к стандартной схеме обучения: учитель - источник информации, ученик ее приемник;
- большая загруженность уроками из-за низкой оплаты труда: в среднем в нашей школе нагрузка на одного учителя составляет 25 часов в неделю (при научно обоснованной в 18), плюс большинство учителей вынуждены давать частные уроки (в скобках замечу, что отсутствие свободного времени отмечалось в качестве причин отказа от участия в телекоммуникационных проектах и молодыми педагогами);
- в этом возрасте у людей, достигших определенного уровня в своей профессиональной сфере (некоторые из них Заслуженные учителя, многие - учителя высшей и первой категорий, учителя - методисты) существует, так называемая, "боязнь неуспеха" (Ждет ли их успех в новом для них деле? Неизвестно.).
2.9. В последнее время организаторы включают в турниры обучающие этапы или тренировочные туры. Например, на турнире по информатике наши дети знакомились с объектно-ориентированным программированием (ООП), на турнире по русскому языку и литературе - с орфоэпией, на турнире по математике - с делением многочленов. Все это прекрасно, но не всегда присылаемый материал ориентирован на дистанционное обучение, доступен ребенку. Так, обучающий материал по ООП с трудом читался даже учителем информатики.
2.10. Незнание многими учителями-предметниками компьютера и специфики работы с ним приводит к увеличению нагрузки на учителя информатики. В нашей школе, например, всю сетевую работу координирует учитель информатики (с учебной нагрузкой в 26 уроков в неделю) на общественных началах, т.е. засчет своего энтузиазма. Назрела острая необходимость во введении в школе ставки освобожденного от уроков заместителя директора по НИТ, как это предполагается в проекте МИПКРО.
2.11.Телекоммуникационные проекты способствуют установлению отношений сотрудничества между учителем информатики и учеником. Дети дома имеют вычислительную технику на несколько порядков превосходящую ту, что стоит в кабинетах информатики нашей школы. Это приводит к тому, что роль консультанта в том или ином вопросе попеременно переходит от учителя к ученику и наоборот. Вот она новая парадигма образования в действии.
2.12. Очень важно, чтобы все этапы турнира служили целям обучения, а то получается, что на поставленные вопросы дети отвечают, предложенные задачи решают, а вот узнать правильные ответы и верные решения не могут. В некоторых турнирах мы о правильности наших ответов и решений могли судить только по набранным баллам. Образцовыми с этой стороны является, на наш взгляд, викторины по биологии Ярославского областного центра дистанционного обучения. После ответов на вопросы очередного тура викторины наши ученики через 1-1,5 недели получают правильные ответы с комментариями.
2.13. Очень большая и больная проблема - проблема спама, который был, есть и будет. Я считаю, что за бездумное использование пункта меню почтовой программы "Послать ответ автору сообщения" надо строго наказывать. Наказывать так, например, как это было сделано в турнире ДООГ: команде за данную оплошность начислялись штрафные баллы (в результате некоторые команды, к сожаленью, к финишу пришли с отрицательным балансом). Но что делать: спам раздражает и "бьет по карману".
Список литературы
Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа