Синкретизм (работа 2)
Синкретизм
Завоеватели испанцы, придя в Мексику, охотились не только за золотом ацтеков и майя. Индейских богов они истребляли с той же жестокостью, что и самих индейцев. Но недаром мексиканцы называют свою страну плавильным котлом культур и рас. Здесь католицизм мирно уживается с основами индейской космогонии. Мессы сопровождаются ритуальными танцами, а у Девы Марии лицо индейской женщины.
Над центральной площадью Мехико развивается самый большой в стране национальный флаг. Здесь перед президентским дворцом и кафедральным собором всегда многолюдно и оживленно. Мексиканцы чрезвычайно импульсивны. Демонстрации и забастовки - самое обычное явление для страны. В Мехико они проходят на центральной площади страны - цокало. Площадь - не только политический, но и исторический центр Мексики. Рядом с цокало, на улице Гватемалы, во время строительства метрополитена были обнаружены руины ацтекского города Теночтитлан. Ацтеки были кровожадным народом. Испанцы в Теночтитлане стали свидетелями массовых жертвоприношений. У несчастных на вершине пирамид вырывали сердца, а трупы сбрасывали к подножию, где их расчленяли. Говорят, что в тот день, когда испанцы сюда явились, ацтеки принесли в жертву 80 000 человек. Все пирамиды были залиты кровью.
Католическая церковь сурово осуждала человеческие жертвоприношения, конкистадоры повсеместно разрушали языческие храмы. На их месте строили церкви. Не избежали общей судьбы и культовые сооружения на древней площади Тлателолко, которая сейчас называется площадью Трех культур. Здесь ацтеки проиграли испанцам решающее сражение. Мексиканцы считают, что кровь индейцев и испанцев, пролитая на Тлателолко, дала начало новому народу. К месту рождения новой нации водят школьников. Им с юных лет объясняют, что, какая бы кровь ни текла у них в жилах, прежде всего все они - мексиканцы. Формирование нации шло через смешение индейцев, испанцев-конкистадоров и иммигрантов последующих эпох. Метисы составляют большую часть населения - 85%, остальные - индейцы и белые. Мексика - католическая страна, и абсолютное большинство ее граждан независимо от этнического происхождения почитают Деву Марию. 12 декабря - один из самых важных для мексиканцев праздников. Мексика чествует Деву Марию Гваделупскую. Накануне праздника паломники стекаются в Мехико. Все они обязательно поднимаются на холм, где, по преданию, произошло чудо явления Девы Марии.
В 1531 г. индеец Хуан Диего шел мимо этого холма Тепиак и ему явилась темнокожая Дева Мария. Когда он рассказал об этом священникам, те ему не поверили, сказали, что Богоматерь не может явиться какому-то там индейцу. Тогда Хуан Диего снова пришел к холму и попросил у Девы Марии помощи. Богоматерь на языке ацтеков посоветовала индейцу нарвать на холме роз и в накидке отнести их домой. Диего так и сделал. Картина, висящая в церкви, и есть та самая накидка, в которую Хуан Диего завернул розы. Дома он обнаружил, что на ней в лучах солнца изображена Дева Мария. Ее изображение можно увидеть везде. Деву Марию Гваделупскую вырезают из дерева, лепят из глины, рисуют на холстах. Недавно католическая церковь канонизировала Хуана Диего. Люди идут в этот храм, чтобы попросить помощи. Рядом с его статуей вешают фотографии больных родственников, просят у святого исцеления. Но главная героиня празднования, конечно же, Дева Мария Гваделупская, покровительница Мексики. Антонио Веласко Пинья, профессор истории: "Взгляните на Деву Гваделупскую повнимательней. Сам ее образ - это слияние христианских и дохристианских традиций. 4 раза она являлась Хуану Диего, всегда в лучах солнца, которое занимало важное место в культе индейских народов. Дева была темнокожа, как индианка, говорила с Диего на языке ацтеков науатль".
Священник Хуан Ортис Магос облачается в костюм, который ему преподнесли индейцы из пригорода Мехико. По-моему, наряд этот больше подобает языческому жрецу, а не католическому падре. По воскресеньям Хуан Ортис произносит проповедь в соборе Марии Гваделупы по-испански и по-ацтекски. Индейцы от своего падре в восторге. Они говорят, что наконец-то церковь стала понимать и уважать их культуру и традиции. Коллеги-священники были потрясены, впервые увидев отца Хуана в головном уборе индейского вождя. Сейчас ничего - привыкли. Хуан Ортис: "Я разрешаю своим прихожанам проводить обряды очищения, возжигать благовония и окуривать ими храм. Индейцы у меня кланяются четырем сторонам света, подносят Богу фрукты, танцуют в храме. Я и сам с ними танцую".
Среди представителей разных индейских общин, празднующих день Девы Марии Гваделупской на центральной площади Мехико, нет индейцев цоциль из штата Чапас. Они не приехали на праздник, потому что вообще избегают контактов с внешним миром. Чтобы увидеть, как они хранят чистоту своей индейско-христианской культуры, я сам отправился к ним. Штат Чапас богат памятниками доиспанского периода. Древний индейский город Паленке самый знаменитый из них. В центре города - площадь с четырьмя пирамидами и дворцом, в котором некогда жили жрецы… Каждые 52 года индейцы совершали ритуал зажжения Нового огня. В определенный день они забирались на холм, где стоял главный храм и ждали, когда созвездие Плеяд минует зенит. Для индейцев это значило, что в следующие 52 года жизнь будет продолжаться, конец света не наступит. Когда Плеяды проходили через зенит, в главном храме зажигали огонь. Это было сигналом к тому, чтобы огонь зажигался и в домах обычных индейцев. Древняя традиция зажигать новый огонь жива в Мексике до сих пор, только жрецы к этому ритуалу уже отношения не имеют. По дороге в Чапас мне часто попадались бегущие люди. Они несли в свои деревни, передавая по эстафете, "анторче" - огонь, который зажгли в храме Марии Гваделупы. Перевозить его на машине нельзя.
В поселке Сан-Хуан-Чомулас и живут индейцы цоциль, принадлежащие к группе народов майя. Одна из интереснейших достопримечательностей поселка - используемое до сих пор старое индейское кладбище с разрушенной церковью. Рядом с индейским кладбищем магазин, где индейцы покупают кока-колу и пепси-колу. С недавних пор они вытеснили священный напиток чече, который варили и продолжают варить из черной кукурузы. Черный цвет в индейской культуре очень важен, так как черный - это цвет подземного царства мертвых. И выпивая напиток черного цвета, человек как бы очищает свой внутренний мир. Все кладбище здесь усеяно пробками. Эстебан Лопес, гид: "Майя в поселке Сан-Хуан-Чомулас придерживаются древних обычаев. От католичества они взяли немного. Католические святые прижились здесь всего лет сто назад. Индейцы покупают иконы, переделывают на свой лад и используют в своих ритуалах. Католические мессы здесь не практикуются. Раз в год в поселок приглашают священника, который проводит коллективный обряд крещения. В остальное время священникам в храм входить запрещено".
Месса в церквях индейцев цоциль - чаще всего импровизация. Индейцы опасаются, что священники станут навязывать им каноническое богослужение, поэтому и не пускают их в свои храмы. Хоэль Падрон Гонсалес, священник: "Индейцы очень своеобразно поклоняются Христу: делают подношение из фруктов и овощей, могут принести в жертву курицу. Я был потрясен, когда в церкви Сан-Хуан-Чомулас увидел, как десять семей в разных частях храма проводили свои собственные службы. Мы все это не приветствуем, но и запретить не можем".
Мне довелось побывать в семье, члены которой продают туристам изделия народного промысла. По воскресеньям семейство посещает индейскую мессу. Это не мешает им поклоняться и католическим святым. Дома у Эрнандесов целый иконостас. Перед тем как обращаться с просьбой к Небесам, надо зажечь благовония и поставить свечку. Самая частая молитва Эрнандесов - о том, чтобы Господь послал им побольше покупателей. В этом гостеприимном доме я наконец-то попробовал настоящей деревенской еды. Специально для меня напекли кукурузных лепешек, которые служат основой для такосов. Чтобы приготовить такос, нужно взять тортилью и положить на нее понемногу от всего, что есть на столе. А на столе у нас сыр, кладем чуть-чуть сметанки, чили, совсем чуть-чуть бобов, странную смесь из помидоров, похоже на аджику, авокадо. Солим. Тыквенные семечки, которые сушат и размалывают. Их можно побольше положить. Все. Индейский такос готов. Теперь все это съедается.
У Эрнандесов можно отведать не только такосов, но и отменного самогона. Его продают и в другие штаты Мексики. Хуана Перес Эрнандес: "Мы используем этот напиток во время всевозможных ритуалов: при крещении, во время свадьбы, в день всех святых. Человеку разрешается пропустить 3 рюмки до церемонии, 3 - во время и 3 - после". Напиток называется пош, в переводе с языка цоциль - "лекарство". Делают его из маиса и сахарного тростника, для цвета и вкуса иногда добавляют фруктовый или ягодный сок, корицу. Градусов в поше 35-38. Я выпил всего-то рюмки три, но захмелел изрядно. Трудно представить, чтобы Ватикан официально разрешил индейцам прямо в храмах распивать пош или резать кур. Все это они делают без спроса. Правда, священники при этом не присутствуют. Но кое-какие обряды мексиканцам позволено совершать прямо на глазах у католического падре, не боясь при этом быть отлученным от церкви.
На центральной площади Мехико, рядом со знаменитым кафедральным собором, можно совсем незадорого поучаствовать в древнем очистительном обряде. Настоящий шаман окутает вас облаком благовоний, а за отдельную плату погадает на зеркале. Процесс сращивания культур проходил тяжело. Индейцам нужно было отказаться от их языческих ритуалов, которые много значили для них. Испанцам надо было признать за индейцами право на самобытность. Но зато сейчас, когда все трудности позади, Мексике не грозят межнациональные конфликты и религиозные распри. Смешение языческого и христианского породило новую общность, которая зовется мексиканским народом.
Список литературы
Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа