Семейные принципы школьного воспитания
Семейные принципы школьного воспитания
Тюттерин Д. К.
Издавна на Руси воспитанием ребенка занималась семья. Ребенок жил одной жизнью с родителями, впитывал их опыт, их мудрость. Перенимал их уклад жизни. Такой порядок вещей позволял ребенку усваивать следующие понятия: ценность семьи, уважение к старшим, любовь к Родине. Усваивать естественно и непреложно. Такой порядок вещей был нормальным. Ненормальной считалась ситуация, когда семья не могла воспитывать ребенка. Этот ребенок считался сиротой. Заботу о нем на себя брала община.
В настоящее время, когда подавляющее большинство детей – "сироты" при живых родителях, лишенные по сути общения с собственной семьей. Как пишет современный православный педагог и писатель Андрей Рогозянский, "с самого раннего детства дети привыкли видеть вокруг себя не согласие и единство, но холодность и борьбу за "самореализацию". Родители не только не имеют времени на воспитание собственных детей, но и зачастую не хотят это время выискивать. Это происходит не потому, что дети не входят в число их приоритетов. Просто на сегодняшний момент мы имеем дело с третьим, или даже четвертым поколением людей, выросших, в большинстве своем, вне семейного уклада. Существуют не семьи, а собрания отдельных людей, что наш философ И. Ильин назвал "рядом-жительством". Современные родители имеют столь же размытое представление о семье и способах ее создания, что и их дети.
Четырнадцать лет назад собралась небольшая группа единомышленников: учителей и родителей, в чьи задачи входило не только дать ученикам хорошее образование, сохранив их психику, но и привить им неизменное, глубинное понимание ценности таких понятий, как семья, дом, Родина, Бог.
В школе создавалась по образу "большой семьи" и начинался с разновозрастной группы дошкольников и младших школьников, с которой помимо учителей работали два воспитателя ("папа" и "мама").
В школу тянулись единомышленники, как специалисты, так и родители. За время существования значительно выросла численность учащихся, изменилась структура школы. Сейчас помимо групп с 1 по 11 класс, школа включает в себя детский сад. Общая численность детей составляет 150 человек (по 8 – 12 чел. в каждой группе), с которыми работают 50 учителей и воспитателей. Увеличение числа учащихся привело к большим сложностям в решении поставленных задач. Возникла необходимость, сохраняя самобытность каждого класса – "семьи", объединять школу единым духом.
Школа декларирует себя как Православная школа миссионерско-катехизаторского типа, открытая для тех родителей и детей, кто с доверием относится к Православию.
Большинство воспитательных систем в настоящее время строится на желании сформировать личность. Яркую, самобытную, самодостаточную. Это, конечно, важно, но этого мало. Продолжая идти в этом направлении, мы скоро получим общество "восхитительных" эгоистов, заботящихся лишь о себе самих. Развивая лишь те социальные навыки, что позволяют в подходящий момент урвать себе кусок побольше, общество воспитывает хищников. Сильных и не сомневающихся. В последние десятилетия "в обществе довлеют индивидуалистические ценности, все коллективные формы существования человека распадаются на отдельных индивидов со своими эгоистическими интересами. Человек воспринимает свободу как независимость от других, не видит практической ценности и смысла в жизни ради свободы другого. Он замыкается и обособляется от своих родных, друзей, страны, истории, от Бога.
Среди различных нравственных ценностей, над формированием которых работает наша школа, особо важно выделить коллективистские ценности, являющиеся основой соборного сознания.
Сам по себе учебный труд индивидуален, успех его зависит, в основном, от собственных усилий. Развивать внимательное отношение к товарищам, заинтересованность в их успехах помогают специальные формы обучения, целенаправленно используемые учителями: работа в малых группах, коллективные домашние задания, работа над общими проектами, командные задания на интеллектуальных марафонах и праздниках.
Класс в нашей школе состоит всего из 8-12 человек, и часто оказывается, что ребенку в группе даже не находится пара. В таком классе не формируются микрогруппы по интересам, и труднейшая задача - научить жить вместе совсем разных детей. Но для учеников такая ситуация имеет и позитивное значение, так как ребенок с помощью воспитателя учится понимать другого, принимать уникальность каждого. Помогают в этом и импровизированные спектакли, где через героев проигрываются необходимые каждому социальные роли, и психологические игры и тренинги, и сочинения об уникальность и ценности каждого ученика. Но главное – это пример воспитателя, его любовь, принятие им всех, в том числе и самых трудных. "Ведь любовь не ищет своего, но пользы другого" (1 Кор. 10,24), и такая любовь взрослых является для детей самым действенным примером. (Как радостно, например, слышать, что выпускники школы – бывший одарённый ученик, смотревший вначале на соучеников свысока, и бывший агрессивный неудачник ищут теперь поддержки друг у друга.)
В воспитании надиндивидуалистических ценностей в школе очень важно организовать постоянную деятельность детей, направленную вовне.
Важная, может быть самая важная задача пробуждать в ребенке совесть и способствовать взращиванию веры. Все это относится к внутренней жизни души и меньше всего поддается контролю. Задача взрослого – раскрыть свою веру и сделать это максимально деликатно. Как писал об этом о. Александр Ельчанинов:"Для воспитания детей – самое важное, чтобы они видели своих родителей (а в нашем случае - воспитателей), живущих большой внутренней жизнью". "Вовсе не правила и методики воспитания, а сама душа воспитателя, наполненная действующей в ней Божественной силой, выступает на первый план в педагогике христианства, питая через себя детскую душу…" .
Взрослым поневоле приходиться действовать и учить о вещах, превышающих собственный опыт и силы. Но главное – это невозможность утешиться данным…. Христианин призван, пишет апостол Павел, "забывая заднее, простираться вперёд, к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе" (Флп. 3,11). "Поэтому благое воспитательное действие могут иметь не только образы праведности, но даже примеры борьбы старших со своими страстями и немощами" (А.Рогозянский).
Важна не только собственная внутренняя работа над собой, но и труд по установлению глубокого контакта с каждым своим воспитанником. Воспитатель должен увидеть в ребенке образ Божий, понимать и чувствовать его. "Не с кичливым: "Я из себя сделаю человека", а с пытливым: "Каким ты можешь быть, человек?" - подходит к ребенку по настоящему любящий и талантливый воспитатель" (А.Рогозянский).
Для установления внутреннего контакта с ребенком необходимо не только понимать его, но и быть принятым. А для этого важно быть искренним, открытым и честным, не бояться признавать свои ошибки и использовать такие ситуации для дальнейшего роста.
Безусловно, ни один учитель и воспитатель не может заменить семью. Безусловно, мы не можем много. И опыта не хватает и знаний, и сил. Но, тем не менее, мы существуем, и если хоть одну овечку из разбежавшейся отары мы сможем отыскать и вернуть назад, значит это все не зря….
Список литературы
Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа