Экологический идеал как фактор повышения устойчивости социоприродной системы
Экологический идеал как фактор повышения устойчивости социоприродной системы
Васильева В.Н., к.ф.н., доцент кафедры социальной работы Новочеркасской государственной мелиоративной академии
Проблема экологической безопасности на вполне законных основаниях относится к разряду глобальных проблем современности. Глобальный характер этой проблемы обусловлен прежде всего ее общечеловеческими масштабами, актуальностью для всех регионов независимо от уровня их развития, ее влиянием на будущее человеческой цивилизации и взаимной связью со всеми другими глобальными проблемами, а также ее хронологической глобальностью, т.е. значимостью для всех времен и народов. Уже на самых ранних этапах своего существования люди сталкивались с конкретными экологическими проблемами регионального уровня и решали их. Из истории известно, что выдающийся мыслитель эпохи античности Эмпедокл (490-430 гг. до н.э.) творчески решил проблему загрязнения воды в реке Селиунт, разбавив грязные стоки в ней за счет воды из двух соседних речек. Имеется и множество других примеров успешного решения экологических проблем в прошлые эпохи.
На современном этапе масштабы и острота экологических проблем намного превышают былой уровень и масштабность этих проблем. Это объясняет некоторым образом, почему в последние десятилетия так много говорят о приближающейся неотвратимости экологической катастрофы и опасности ее последствий для судьбы человечества.
Но увеличились не только масштабы и острота экологических сложностей. Современные возможности антропогенных воздействий на природу также намного превышают возможности людей доиндустриальной эпохи. Однако это не является залогом сохранения экологического баланса.
В чем же дело? Чем можно объяснить более высокие уровни приспособления человека к окружающей природе в прошлые времена?
Человеческие сообщества представляют собой целостные само-организующиеся системы, которые включают в себя следующие компоненты: люди и их интеллектуальные, материальные и природные ресурсы, организационные формы их жизнедеятельности, а также принципы системной взаимосвязи между элементами систе-мы.
Важным компонентом системообразующих принципов являются этические идеалы. Этический идеал - это некоторый ориентир, аккумулирующий в себе общие типические черты личности, являющиеся социальным идеалом в те или иные времена. Еще в мифах и сказаниях доисторических времен был создан идеал человека, качества которого определялись системой господствовавших в то время ценностей. В процессе поступательного развития общества этот идеал модифицировался и воплотился в различных философских концепциях, для которых образ совершенного человека всегда был в известной мере экстраполяцией в будущее тех человеческих черт и качеств, которые были определяющими и значимыми для того или иного мыслителя. Значимость этих качеств определялась реалиями времени, эпохой, в условиях которой жил создатель той или иной модели идеала.
Лейтмотивом античной философии была гармония души и тела, высокое духовное развитие в сочетании с физическим совершенством. При этом отличительной чертой античного этического идеала была его гармоничность.
Для философии средневековья совершенный человек - это, по существу, евангелический человек, руководствующийся заповедями христианской морали. Идеалам философии Возрождения стала всесторонняя и гармо-ничная развитость человека. Этот идеал определялся прогрессивным характером эпохи Возрождения, сменившей мрачное средневековье и был обусловлен общим пониманием того, что такое человек, в чем его назначение и сущность.
Этическим идеалом Нового времени стала, сформулированная Д. Локком, задача формирования крепкого телом и здорового духом благовоспитанного джентльмена, стремящегося к приобретению знаний полезных для предпринимательской и торговой деятельно-сти.
А каков этический идеал нашего времени? Насколько он соот-ветствует реалиям нашей действительности, порождаемых научно-технической революцией? Этический идеал нашего времени ориентированный в будущее как утверждают авторы большого числа этико-педагогических пуб-ликаций - это, конечно же, человек разумный и гуманный, пытли-вый, обладающий чувством прекрасного. Конечно же, это должна быть целостная и всесторонне развитая личность, воплощающая идеал гармонического единства сущностных качеств человека, его духовного и физического совершенства.
Но насколько этот идеал связан с реальными проблемами нашего времени и нашего общества, насколько он учитывает задачи, стоящие перед человечеством и прежде всего те, которые общезначимы?
К сожалению, следует констатировать оторванность наших идеалов от практической жизни, от ее насущных проблем.
Искусственное заимствование периодом застоя этического идеала эпохи Возрождения привело наше общество к деморализации и обострению всех социальных проблем, включая и экологическую проблему, которая в силу своего глобального характера преумножила масштабы имеющихся социальных трудностей.
В настоящее время процесс антропогенного воздействия на ок-ружающую среду становится во все большей мере негативным и в силу этого увеличиваются ответные нагрузки на социальные формы бытия. Интенсифицировался процесс опустынивания сельскохозяй-ственных земель, что отрицательно сказывается на обеспечении на-селения продуктами питания. Ухудшение качества природной среды в комплексе с неполноценным питанием сказываются на состоянии здоровья людей. Загрязнение окружающей среды приводит к рас-пространению соматических и психических заболеваний, росту сер-дечно-сосудистых, онкологических, инфекционных и других забо-леваний. Проблема здоровья органически взаимосвязана с уровнем работоспособности человека и, следовательно, оказывает влияние на развитие производства. Таким образом, на проблеме экологии замы-кается решение очень многих социальных проблем.
Жизнедеятельность любого общества в большей или меньшей степени обеспечивается механизмами, основанными на принципах самоорганизации и саморегуляции. Однако эти механизмы не всегда приемлемым образом удовлетворяют потребности общества. Поэтому возникает необходимость в их корректировке с целью достижения соответствия социальным реалиям.
До настоящего времени человек, черпая из природы необходимые ресурсы, редко задумывался о том, какие связи в окружающей среде он нарушает и какие последствия это может иметь для окружающей среды и для него самого. Тяготы антропогенных влияний достаточно подробно освещены в литературе. Состояние экологической проблемы в современных условиях обусловливает необходи-мость разработки экологического системообразующего принципа с целью повышения устойчивости общеприродной системы. Наступило время преодоления принципа антропоцентризма и замены его принципом биоцентризма, фундаментом которого предназначен служить экологический идеал, предусматривающий понимание человеком своего места и назначения в природе.
Разработка экологического идеала будет стимулировать рассмотрение в качестве основного системообразующего принципа взаимодействия общества и природы, требование необходимости оптимального соответствия среды и развития общества. В этом положении проявляется принцип, в соответствии с которым тенденция возрастания власти человека над природой реализуется через подчинение природе и ее законам.
Список литературы
Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа