Работа с лицами, "обнаружившими" свою гомосексуальность

Работа с лицами, "обнаружившими" свою гомосексуальность

В этой статье рассматривается феномен, известный под названием "обнаружение", и предпринимается попытка объяснить, почему он играет важную роль в формировании сексуальной идентичности лесбиянок и геев. Кроме того, описываются некоторые пути, посредством которых происходит "обнаружение", проводится параллель между этим процессом и развитием идентичности "цветного" населения и инвалидов, а также рассматривается, как "обнаружение" протекает у бисексуалов. Особое внимание обращается на случаи, когда в процессе "обнаружения" у человека возникают те или иные препятствия, в связи с чем приводятся клинические примеры.

Первым делом необходимо определить, что означает понятие "обнаружение", после чего выяснить, почему оно столь важно для формирования здоровой идентичности лесбиянок, геев и бисексуалов.

"«Обнаружение» предполагает комплекс изменений во внутри- и межличностной сферах и часто начинается в подростковом возрасте, продолжаясь в последующем, сопровождая разные события, связанные с открытым признанием человеком своей сексуальной ориентации" (Hanley-Huckenbruck, 1989, р. 21).

Кохен и Штейн (Cohen and Stein, 1986, p. 32) определяют "обнаружение" как "термин, означающий сложный процесс развития, связанный на психологическом уровне с осознанием и открытым признанием собственных гомосексуальных чувств и мыслей. Для некоторых людей "обнаружение" означает публичное признание своей принадлежности к геям и лесбиянкам. При этом различные факторы влияют на то, будет ли формирующаяся у человека идентичность восприниматься им как положительное или отрицательное явление".

Почему "обнаружение" так важно

Эриксон (Erikson, 1946) показал, что человек в процессе своего психического развития, решая различные задачи, проходит восемь стадий. Формирование психической идентичности предполагает интеграцию сексуальности в целостный образ "Я", и это чрезвычайно важно для психического здоровья человека. В то же время Эриксон указывает на то, что формирование идентичности представляет собой комплексный процесс взаимодействия между личностью и обществом. Поскольку формирование идентичности геев и лесбиянок в отягощенном гомофобией обществе протекает во многом иначе, чем у гетеросексуалов, их психическое развитие означает интеграцию стигматизированной сексуальности в их образ "Я". Стигматизация, детально описанная в предыдущей статье, связана с понятием гомофобии.

В последние двадцать с лишним лет были предложены различные психологические модели, позволяющие описать процесс "обнаружения" (Grace, 1977; de Monteflores and Schultz, 1978; Kimmel, 1978; Cass, 1979; Trioden, 1979; Woodman and Lenna, 1980; Coleman 1981/82; McDonald, 1982; Minton and McDonald, 1983/84). В этой главе будут рассмотрены модели Касса, Колемана, а также модель Вудмана и Ленны. Их можно считать комплиментарными по отношению друг к другу, хотя в отдельных частях они вступают друг с другом в противоречие. Как было показано в первой главе, до сих пор не выявлено определенных "причин" гомосексуальности, а потому процесс признания человеком своей гомосексуальной ориентации продолжает вызывать споры. Приводимые здесь три модели "обнаружения" могут помочь психотерапевтам и клиентам лучше понимать динамику формирования гомосексуальной идентичности.

Одна из основных проблем использования этих моделей заключается в том, что они построены на предположении, будто человек может быть либо гетеросексуалом, либо геем. Ошибочность этого вывода была показана в первой главе. Тем не менее многие психотерапевты и ученые продолжают ему следовать. Поэтому для психотерапевтов, а иногда и для клиентов особую сложность представляет определение того, является ли клиент "настоящим" бисексуалом или его бисексуальность следует рассматривать лишь как защитный механизм (сопротивление признанию собственной гомосексуальности). Поскольку у многих людей сексуальная ориентация с течением времени изменяется, иногда имеет место сопротивление признанию себя и в качестве гомосексуала, и в качестве бисексуала, проявляющееся либо в форме рационализации, либо в отрицании собственной гомосексуальности, а также "настоящей" бисексуальности.

Важно отметить, что данные модели не следует воспринимать в качестве линейного описания процесса формирования сексуальной идентичности. Люди, как правило, не переходят последовательно от одной стадии к другой (McDonald, 1982), и клиент одновременно решает задачи, относящиеся сразу к нескольким стадиям. Приводимые модели следует рассматривать лишь как описательные, помогающие определить наиболее актуальные для человека задачи формирования его сексуальной идентичности. Их вряд ли можно использовать для прогнозирования этого процесса. В то же время они задают определенную теоретическую основу, помогающую психотерапевту и клиенту лучше понять происходящее. Предполагается, для того чтобы достичь более полной интеграции своей сексуальности, человек должен пройти каждую из стадий, но это не означает, что его сексуальная идентичность будет представлять собой нечто неизменное.

На процесс "обнаружения" оказывают влияние разные факторы - такие как пол, раса или национальность, место жительства (город или провинция), диапазон изменчивости сексуального поведения, ценности и установки общества в данный момент, индивидуальные особенности (включая психическую организацию человека, семейные отношения и т. д.), физическое развитие, наличие или отсутствие физических недостатков. Целесообразно рассмотреть некоторые из этих факторов более подробно.

Пол

Учитывая различия в социализации мужчин и женщин в нашем обществе, процесс "обнаружения" для каждого пола будет протекать по-разному. Лесбиянки сначала усваивают женские роли, которые накладывают на их "обнаружение" заметный отпечаток (Groves and Ventura, 1983). Некоторые наиболее существенные различия, свойственные процессу "обнаружения" лесбиянок и геев, заключаются в следующем:

большинство мужчин первоначально вступают в сексуальный контакт с лицами своего пола еще до того, как начинают думать, что они геи (Weinberg, 1978). Большинство женщин, догадываясь о своей гомосексуальной ориентации, еще не имеют опыта сексуальных контактов с лицами того же пола, либо опыт этих контактов у них еще очень мал (Ventura, 1983);

геи обычно вступают в продолжительные и осознанные гомосексуальные отношения после того, как они идентифицируют себя в качестве геев (Troiden, 1979); многие женщины вступают в такие отношения еще до того, как открыто признают себя лесбиянками (Cronin, 1974, Ventura 1983);

существует также разница в возрасте, когда лесбиянки и геи впервые начинают осознавать свои гомосексуальные переживания. Джей и Янг (Jay and Young, 1979) указывают, что, по данным их наблюдений, для женщин этот возраст составляет 18 лет, а для мужчин - 13-14 лет;

Белл и Вейнберг (Bell and Weinberg, 1978) показали, что более 90 % лесбиянок имели опыт сексуальных связей с мужчинами, а многие из них даже были замужем. Геи же, как правило, не вступают в сексуальные отношения с женщинами и не женятся.

Раса

Почти для всех этнических меньшинств характерно наличие в их культуре определенных моральных запретов на гомосексуальность, которые обычно связаны с религиозными традициями. Представители этнических меньшинств, несомненно, сталкиваются с расовой нетерпимостью. При этом расовая идентичность всячески поддерживается, по крайней мере в семье. Осознание же и утверждение человеком своей гомосексуальной ориентации происходит чаще всего в атмосфере осуждения со стороны членов семьи и общества. Для лесбиянок и геев, представляющих этнические меньшинства, этот процесс осложняется еще и проявлениями расовой нетерпимости со стороны белого большинства. Одним из недавних примеров, подтверждающих это, может служить судьба черного британского футболиста Джастина Фэшану, который в октябре 1990 г. открыто признал себя геем. Старейшая газета черного сообщества "The Voice" поместила в качестве передовой статьи сообщение о том, что брат Джастина выразил свое негативное отношение к этому факту. Данное сообщение дополнялось также несколькими другими статьями с выраженной антигомосексуальной направленностью.

При том, что белым лесбиянкам и геям по-прежнему сложно найти себе положительные образцы для подражания в лице преуспевающих и открыто признавших себя гомосексуалами лесбиянок и геев, представителям этнических меньшинств найти для себя такие образцы вовсе невозможно, и это еще больше снижает их самооценку и усиливает ощущение социальной изоляции.

Место жительства

Для лесбиянок и геев жизнь в большом городе имеет многие плюсы. Здесь им легче найти себе подобных, тем более что во многих городах гомосексуальное общество более оформлено и даже действуют гомосексуальные службы знакомств и телефонные линии доверия. Живущие же в провинции лесбиянки и геи испытывают социальную изоляцию и даже часто думают, что являются единственными гомосексуалистами в своем городке или поселке (см. пятую главу). Хотя это и нехарактерно для большинства геев и лесбиянок, но некоторые из них, живущие в провинции, подчас имеют недостаточный доступ к газетам, книгам и социальным группам гомосексуальной направленности. Из случайных телевизионных и радиопередач они получают лишь отрывочную информацию о жизни сексуальных меньшинств, а мужчины общаются с себе подобными, делая надписи на стенах туалетов, что вряд ли приводит к формированию положительного представления о жизни гомосексуалов. Если установки общества в отношении них негативны, а страх осуждения достаточно силен, процесс "обнаружения" обычно приобретает затяжной характер либо вовсе блокируется из-за переживаемого человеком страха, недостатка информации или поддержки, а также чрезмерной зависимости от критичного социального окружения.

Диапазон изменчивости сексуального поведения

Как уже отмечалось ранее, большинство клиницистов и ученых считают, что сексуальная ориентация может быть лишь двух типов - гетеросексуальной и гомосексуальной. Для лиц, которые "обнаруживаются" в качестве бисексуалов либо сексуальная ориентация которых предполагает превалирование черт гетеро- или гомосексуальности, на процесс "обнаружения" оказывает влияние отсутствие их бисексуальной идентичности. Многим лесбиянкам и геям бифобия свойственна так же (см. третью главу), как многим гетеросексуалам свойственна гомофобия. Для бисексуалов проще сначала "обнаружиться" в качестве лесбиянок или геев, поскольку для поддержки их идентичности имеются различные организации и общественные ресурсы. В то же время, если бисексуал захочет затем "обнаружиться" в качестве такового, существует опасность, что он окажется в изоляции и лишится поддержки гомосексуального сообщества.

Для бисексуала, первоначально утвердившего свою гомосексуальность, процесс "обнаружения" имеет "двойной" характер, поскольку он связан как с осознанием своих гомосексуальных потребностей, так и с утверждением своей бисексуальной идентичности. Для лесбиянок и геев, в течение долгих лет утверждавших свою гомосексуальную идентичность, "обнаружение" себя в качестве бисексуалов чревато опасностью нарушения их прежней идентичности.

При обсуждении моделей "обнаружения" группы геев и лесбиянок включают также и бисексуалов.

Доминирующие в обществе установки и ценности

По целому ряду факторов наиболее благоприятные условия для "обнаружения" существовали в конце 1970-х - начале 1980-х годов в Великобритании, особенно в Лондоне. Это было время акций, проводимых "Фронтом освобождения геев" (GLF), когда угроза СПИДа еще не была столь острой, как в последующие годы. Моральный шантаж, который в результате распространения СПИДа в 1980-1990-е годы принялись проводить в отношении геев бульварные газеты, значительно осложнил процесс "обнаружения".

Общественные настроения, установки и ценности отражаются на внутрипсихических процессах человека и восприятии им того, насколько согласуется с ними процесс "обнаружения" и каким может быть реакция общества на открытое признание человеком своей гомосексуальности. Поэтому для того чтобы психотерапевт мог работать с проблемами, которые связаны с сексуальной идентичностью клиента, он должен осознавать особенности социального, культурного и политического контекста.

Индивидуальные особенности

Существуют иные всевозможные факторы, влияющие на процесс "обнаружения". Хэнли-Хеккенбрюк (Hanley-Hackenbruck, 1989, p. 25) напоминает о том, что в процессе "обнаружения", как и во всяком процессе развития, "индивидуальные особенности определяют большое разнообразие его вариантов, связанных не только с его продолжительностью и этапностью, но и с особенностями протекания каждого из этапов, а также с тем, насколько легко или сложно человек решает характерные для каждого этапа задачи. Индивидуальные нюансы процесса определения своей идентичности трудно перечислить. Они определяются особенностями личности и характера, возрастом, когда человек впервые осознал свою инакость, особенностями протекания физических процессов, ригидностью семейных взглядов (в частности тех, которые касаются сексуального поведения), религиозным воспитанием, негативным или травматичным опытом, связанным с сексуальной ориентацией".

Чтобы понять, как данные факторы влияют на процесс "проявления", психотерапевт должен все это учитывать.

Физические и сенсорные недостатки

Наличие этих недостатков также влияет на "обнаружения" лесбиянок и геев. Для лиц с такими недостатками этот процесс будет значительно осложнен. Представим себе, например, женщину-инвалида, передвигающуюся на коляске. Зная о том, что она лесбиянка, женщина при этом находится в сильной зависимости от тех людей, которые помогают ей передвигаться (посещая большинство пабов и клубов, женщина-инвалид должна будет подниматься или спускаться по ступенькам; многие из них расположены в полуподвальных помещениях или на первых этажах зданий) и делать покупки. Периодические издания гомосексуальной направленности могут быть, как правило, куплены лишь в местах встреч лесбиянок и геев. Это же относится к соответствующим книгам и либеральным библиотекам.

Один из наиболее важных моментов заключается в том, насколько отягощены гомофобией люди, которым предстоит осуществлять уход. За многими инвалидами ухаживают их родители или другие люди. Так, скажем, некоторым студентам-инвалидам помогают волонтеры местных отделений социальной службы. В тех случаях, когда оказывающие инвалиду помощь имеют проблемы сексуального характера, процесс "обнаружения" для него может быть серьезно затруднен.

У лиц, которые могут пользоваться телефоном, возможность получить помощь значительно выше, чем у людей с нарушениями слуха и речи. Многие линии телефонной помощи еще не оснащены текстовыми приставками для глухих, хотя это оборудование довольно дешево и дает глухим людям возможность общения при помощи телефона.

Печатная продукция, включая литературу гомосексуальной направленности, помогающая сформировать положительную самооценку, недоступна слепым. К счастью, "Pink Paper" (см. "Приложение 2") иногда выходит на аудиокассете.

Качество психотерапии

Особенности процесса "обнаружения" клиента определяются также его восприятием психотерапевта. Во взаимоотношениях Клиента и психотерапевта проявляются реакции переноса и контрпереноса, а также реакции, основанные на реальности. Это делает необходимым прохождение психотерапевтом качественных супервизий или консультаций с тем, чтобы своевременно учесть эти реакции и реагировать на них соответствующим образом.

Модель Вудмана и Ленны

Вудман и Ленна (Woodman and Lenna, 1980) предлагают модель, которую я бы охарактеризовал как преимущественно внутрипсихическую, поскольку она ориентирована на изучение внутреннего мира личности и ее психологических процессов. Данная модель включает четыре стадии, напоминающие стадии утраты и скорби, описанные Кублер-Росс (Kubler-Ross, 1969). Это стадии отрицания, нарушения идентичности, "торга" и депрессивная стадия. Вудман и Ленна отнюдь не считают, что конечным результатом формирования идентичности лесбиянок и геев является депрессия, однако преодоление депрессии ведет к формированию здоровой сексуальной идентичности.

На этой стадии клиент проявляет гомосексуальные наклонности, но геем себя не признает. Обращаясь за помощью к психотерапевту, он предъявляет жалобы, не имеющие никакого отношения к его сексуальной ориентации.

Клинический пример 1

Девятнадцатилетний Алек обратился ко мне через студенческую службу психологического консультирования с жалобами на приступы страха и бессонницу. Его состояние резко ухудшилось с тех пор, как он поступил в университет. Он не мог сказать, что именно привело к ухудшению состояния, и лишь когда между нами установились доверительные отношения, поделился со мной некоторыми своими переживаниями. Поначалу их гомоэротический характер был проявлен весьма слабо, но постепенно Алек смог рассказать мне о том, что испытывает половое влечение к некоторым молодым людям со своего курса. По мере того как ему удавалось все лучше осознавать и принимать свои гомосексуальные переживания, приступы страха возникали у него все реже, а сон нормализовался.

Обычно можно видеть особенности функционирования защитных механизмов - репрессии рационализации или проекции, учет которых позволяет прийти к осознанию своих чувств и поведения. Случай с Алеком представляет собой пример репрессии. Клиент же, использующий рационализацию, в этой ситуации мог бы привести множество причин, позволяющих ему объяснить свои переживания как "сиюминутные".

Клинический пример 2

Брайан был талантливым спортсменом и неизменным участником соревнований по регби. Он пользовался большим успехом у женщин и, посещая ночные клубы и дискотеки, менял их "как перчатки". В то же время он испытывал явные затруднения в установлении с ними эмоциональной близости и, вступая в сексуальные отношения с женщинами, оставался бесстрастным. Постепенно Брайан стал все чаще знакомиться в пабах с геями и встречаться с ними, находясь в состоянии алкогольного опьянения. Они приводили его к себе, чтобы заняться сексом. На следующий день, как правило, Брайан не мог вспомнить происходившего накануне, поскольку был сильно пьян. Позднее он объяснял свое поведение тем, что заниматься сексом с мужчинами проще, чем с женщинами, а потому для удовлетворения своих сексуальных потребностей со временем стал посещать в основном пабы и клубы для геев.

Этот случай представляет собой пример отрицания с использованием механизмов защиты по типу сублимации и суппрессии.

Клинический пример 3

Работавший программистом Колин был женат. Он считался профессионалом высокого класса, и не последнюю роль в этом играло то, что он проводил на работе по 12-18 часов в день. Его семейная жизнь была далека от гармонии и связана для него с неприятными переживаниями. Для того чтобы хоть как-то их компенсировать, он использовал порнографическую продукцию. Колин "потреблял" ее в весьма больших количествах, отдавая предпочтение самым "крутым" журналам и фильмам (с показом "реального" секса). В ходе психотерапевтических сессий выяснилось, что преимущественное внимание при просмотре этой продукции он обращал на мужчин. На первый взгляд могло показаться, что таким образом он пытается убедить себя в том, что является "нормальным" гетеросексуалом. На самом же деле Колина в наибольшей степени возбуждали сцены и фантазии, где он либо занимался с мужчинами оральным сексом, либо наблюдал за тем, как мужчины занимаются вагинальным или анальным сексом с женщинами. Никто, однако, не знал о подобных его фантазиях, и Колин сам не делал никаких попыток разобраться, насколько ему присущи бисексуальные или гомосексуальные проявления.

Нарушение идентичности

На этой стадии клиенты начинают догадываться о том, что являются геями или лесбиянками, однако осознание этого для них, как правило, неприятно. Обращаясь к психотерапевту, они надеются, что тот поможет им лучше понять свою сексуальную ориентацию и преодолеть связанные с ней противоречивые чувства.

Клинический пример 4

Дон, работавшая банковским клерком, в определенный момент поняла, что испытывает сексуальный интерес к женщинам. По рекомендации психотерапевта она набралась смелости и позвонила в телефонную службу знакомств для лесбиянок. Затем она встретилась с одной из женщин-волонтеров и отправилась в бар для лесбиянок. Там её представили нескольким женщинам, которые пришли к политическому осмыслению своей гомосексуальной идентичности благодаря феминизму. На следующей сессии Дон выглядела еще более подавленной и одинокой, чем прежде. "Те женщины походили на мужчин, - сказала она. - Они все были такие агрессивные! Если быть лесбиянкой означает быть такой, как они, я, скорее всего, не лесбиянка". Дон переживала чувства смущения и отчуждения от других женщин, осознавших факт своего угнетения мужчинами и силу своей женской идентичности благодаря отказу следовать ожиданиям мужчин-гетеросексуалов (желающих, чтобы они были женственными, мягкими и уступчивыми). На этой стадии Дон нуждалась в том, чтобы установить контакт с женщинами, похожими на нее и разделяющими ее взгляды. Она рассердилась на психотерапевта за то, что тот не смог помочь ей познакомиться с лесбиянками, похожими на нее.

Таким образом, очень важно, чтобы психотерапевт имел представление о том, как построена работа местных агентств, представляющих сообщества лесбиянок и геев, и каковы особенности их социальной жизни. Это позволит специалисту подготовить клиента к встрече с представителями этих сообществ и, возможно, предвидеть ситуации, аналогичные той, что описана выше.

Кроме того, весьма часто проекция чувств злости и гнева, связанных с лесбиянками и геями, осуществляется на активистов их сообществ, которые "кичатся" своей гомосексуальностью, в частности на "женоподобных" геев, "представляющих других геев в плохом свете".

Клинический пример 5

Гнев может проецироваться клиентом и на психотерапевта. Если клиент негативно воспринимает некоторые проявления гомосексуальности, а психотерапевт "открыт" для проекций, он может вызвать у клиента отрицательные переживания.

Илейн воспитывалась в очень религиозной семье. Она усвоила представление о том, что гомосексуальность - это смертный грех. В процессе общения с психотерапевтом, когда тот проявлял терпимость к ее гомосексуальным чувствам и мыслям и даже предложил девушке познакомиться с молодыми лесбиянками, она разозлилась на психотерапевта. Ее расстроило и разозлило то, что психотерапевт повел себя совсем не так, как повели бы себя в этой ситуации ее родители.

Кроме того, некоторые клиенты понимают, какой вред причинили своим пациентам (а возможно и себе) те психотерапевты, которые пытались "лечить" лесбиянок и геев. Такие клиенты иногда прибегают к услугам психотерапевта как к последнему средству. Они могут проявлять к нему враждебность, и психотерапевт должен помочь им выразить чувство гнева, не стараясь при этом от него защититься.

Клиенты также могут чувствовать: для того чтобы быть лесбиянками и геями, они должны отвечать гетеросексуальным стереотипам, сложившимся в отношении представителей сексуальных меньшинств. Так, например, женщинам может казаться, что они должны соответствовать образу "плохих девчонок" - носить короткую стрижку и пить пиво, а мужчинам может представляться, что им следует быть женоподобными. Отчасти из-за того, что общество имеет недостаточное представление о многообразии форм поведения лесбиянок и геев, многим людям, особенно молодежи, кажется, что они должны соответствовать неким стереотипным образам гомосексуалов.

Торг

На этой стадии клиенты, осознавая последствия собственной идентификации в качестве лесбиянок или геев, стремятся быть гетеросексуальными или вернуться к своему прежнему образу жизни и прежней сексуальной идентичности. Клиенты могут воспринимать психотерапевта в качестве внешнего сверх-Я и ожидать от него определенной помощи в этом. Вполне возможно, что обращение человека к психотерапевту связано с тем, что его семья или супруга (супруг) предлагают ему пройти психотерапию и стать более "гетеросексуальным".

Психотерапевт должен понимать, что попытки "лечить" гомосексуальность будут необоснованными (Tripp, 1975) и неэтичными (см. вторую главу). Однако специалист должен сознавать и то, что, объясняя это клиенту, он может спровоцировать раздражение и гнев. Целесообразно убедить клиента в том, что он способен сам контролировать свое поведение, и дать ему понять, какого рода помощь может быть предоставлена психотерапевтом. Важно, чтобы клиент не чувствовал вины в том случае, если он попытается воспользоваться услугами других специалистов или временно прекратит посещать психотерапевта. Недефензивная профессиональная линия поведения психотерапевта и его способность к эмпатии способны помочь клиенту справиться с чувствами раздражения и гнева и понять их действительные причины, которые рождены попытками определенных лиц или социальных институтов контролировать его поведение.

На данном этапе определенную значимость для клиентов приобретают религиозные вопросы. Даже если представители церкви относятся враждебно к его сексуальной ориентации, клиент, например, может задавать себе вопрос, насколько его гомосексуальность согласуется с волей Бога. В настоящее время некоторые церкви более терпимо относятся к лесбиянкам и геям, а потому психотерапевт может порекомендовать клиенту получить от них помощь (для получения дополнительной информации см. тринадцатую главу и "Приложение 2").

Депрессия

В тех случаях, когда копинговые механизмы клиента оказываются недостаточными, у него может развиться депрессия. На этой стадии клиенты хорошо осознают свою гомосексуальную ориентацию, но вместо того чтобы проецировать свой гнев на других, они направляют переживаемые ими чувства злости и вины на самих себя.

Одним из серьезных препятствий на пути принятия клиентом своей гомосексуальной ориентации может быть реальная или предполагаемая утрата поддержки со стороны его семьи и друзей. Важным фактором положительной самооценки человека является его общение со значимыми для него людьми. Утрата любви и поддержки тогда, когда отсутствует возможность их получения со стороны других людей, связана с большим риском для душевного равновесия. При этом у клиента может возникнуть негативное восприятие лесбиянок и геев, и они перестают быть для него положительными образцами для подражания.

Переживаемая на этой стадии депрессия бывает довольно глубокой. Нередко возникает суицидная настроенность, зачастую имеют место попытки суицида или членовредительства. В ходе исследования, проведенного лондонской "Группой лесбиянок и геев-подростков", 20% всех респондентов младше 21 года сообщили о совершенных ими суицидных попытках, связанных с гомосексуальностью (Trenchard and Warren, 1984). Аналогичные данные были получены другими авторами (Hetrick and Martin, 1987). Психотерапевт должен об этом помнить и не стесняться спрашивать клиента о наличии у него суицидных мыслей и переживаний. Очень важно, чтобы психотерапевт проявил при этом высокую степень эмпатии, а также способность к принятию негативных чувств клиента и в то же время смог вселить в него чувство надежды. Кроме того, следует помнить о том, что переживаемые клиентом чувства раздражения и гнева могут быть направлены против самого себя и приводить к попыткам самоубийства, с тем чтобы обвинить в своей гомосексуальности окружающих или избавиться от боли и страдания, связанных с "существованием" в качестве лесбиянки или гея.

Клиент должен иметь возможность выразить свои чувства вины и гнева, приводящие к развитию депрессии. Возможно, это будет трудно сделать в тех случаях, когда психотерапевт, общаясь с клиентом, открыто признает свою собственную гомосексуальность, поскольку этому помешают реакции контрпереноса и основанные на реальности страхи клиента. Побуждая его к выражению негативных переживаний, психотерапевт должен помогать ему увидеть то хорошее, что связано с его гомосексуальностью. Следует подчеркивать, что успешное преодоление клиентом депрессивной стадии сыграет решающую роль при интеграции им собственной гомосексуальной идентичности в структуру личности.

Вудман и Ленна не говорят о том, что представляет собой принятие человеком своей гомосексуальности. Очевидно, что принятие своей гомосексуальности связано не просто с отсутствием депрессии, а с иными, очень важными изменениями в мироощущении человека. Модель Вудмана и Ленны предполагает, что, интегрировав свою гомосексуальную идентичность в структуру личности, человек после успешного прохождения им всех четырех стадий больше не пытается от нее защититься. Представленная ниже модель "обнаружения" отражает более широкий спектр как внутри-, так и межличностных процессов, протекающих параллельно с принятием индивидом своей сексуальной ориентации, отличной от ожиданий культурного большинства.

Модель Касса

Вторую модель можно было бы назвать интеракционистской. Она разработана австралийским психологом Вивиеном Кассом (Cass, 1979). Модель основана на двух представлениях: одно из них заключается в том, что наша сексуальная идентичность формируется постепенно, другое - в том, что изменения в нашем поведении определяются нашим взаимодействием с социальным окружением. Оба эти представления находят объяснение в рамках концепции соответствия между образом "Я" человека, его поведением и тем, как они воспринимаются окружающими (Secord and Backman, 1961, 1964а, 1974). Когда соответствие между ними нарушается, человек должен найти способ восстановить нарушенное равновесие каким-либо иным способом.

Касс описывает интеракционистскую модель, в соответствии с которой человек проходит до шести стадий формирования гомосексуальной идентичности. Он может остановиться на любой из стадий и находиться на ней до тех пор, пока нарушение равновесия между его образом "Я", поведением и их восприятием окружающими не заставит его перейти на следующую стадию. Рост происходит, когда человек пытается разрешить возникшее несоответствие между собственным восприятием себя и восприятием его другими как на когнитивном, так аффективном уровнях. Модель Касса включает следующие шесть стадий: нарушение идентичности; сравнение идентичности; терпимость к идентичности; принятие идентичности; гордость за собственную идентичность и синтез идентичности.

Нарушение идентичности

До перехода на эту стадию человек обычно считает себя гетеросексуалом, поскольку таковым общество желает видеть всех. Если человек гетеросексуал, ему нет необходимости подвергать оценке свои представления о гетеросексуальности. Совсем в ином положении оказывается тот, кто ощущает свое отличие от других. Эта стадия характеризуется тем, что человек начинает понимать: слово "гомосексуальность" имеет к нему определенное отношение (поскольку он либо проявляет гомосексуальное поведение, либо осознает свои мысли, чувства и реакции, вызванные сексуальными отношениями с лицами того же пола). У человека рождается мысль (которая может остаться невербализованной): "Мое поведение - это поведение лесбиянки или гея". Это приводит к появлению чувства отчуждения от общества. В сложившейся ситуации люди ведут себя по-разному. Одному может понравиться идея оказаться лесбиянкой или геем, и он попытается убедиться, насколько это соответствует действительности, читая книги, посвященные сексуальным меньшинствам, или иным образом. Другой человек может воспринимать свое поведение как гомосексуальное, но испытывать при этом сложные чувства. Он либо постарается изменить поведение, избегая или игнорируя любую информацию, касающуюся жизни лесбиянок и геев, либо станет отрицать, что имеет к ним какое-то отношение. Использование этой стратегии может принести успех, если человек сформирует устойчивую антигомосексуальную установку ("борца за высокую нравственность"), выберет асексуальный стиль поведения или попытается добиться "реванша", "восстановив" свою гетеросексуальную идентичность и создав семью.

Насколько подобная тактика избегания гомосексуальности окажется эффективной зависит, по мнению Касса, от способности человека справляться с различными ситуациями провокационного характера. Гораздо проще отказаться от посещения баров для представителей сексуальных меньшинства, чем избавиться от сексуальных фантазий гомоэротического характера либо подавить в себе сексуальное возбуждение, вызванное присутствием лица того же пола. Успех подобной тактики будет также определяться способностью человека использовать защитный механизм по типу "отрицания" и сохранить образ асексуальности или гетеросексуальности (следует учесть, что родственники могут оказывать на такого человека давление, заставляя его жениться или выйти замуж).

Третьим способом разрешения противоречий описываемой стадии может быть восприятие человеком своего гомосексуального поведения как неправильного и его стремление сохранить свою гетеросексуальную идентичность. Это относится к ситуациям, когда человек оказывается вовлечен в гомосексуальные отношения в период своего пребывания среди лиц одного с ним пола, например, в школе-интернате для девочек или в заключении. Помимо того, человек может признавать допустимость сексуального интереса к лицам того же пола, но избегать с ними интимного контакта. Он может внешне провоцировать лиц того же пола к сексуальному сближению, но избегать поцелуев и других проявлений сексуального интереса. В данном случае возможен и такой сценарий, когда человек словно говорит себе и окружающим: "Я не гей, потому что я не женоподобный". Он воспринимает свое поведение не как гомосексуальное, а видит в нем лишь попытку "эксперимента" либо, как в случае с "мальчиками в аренду", способ заработать деньги или получить иные блага.

Сравнение идентичности

Задача этой стадии заключается в том, чтобы решить дилемму "кто я есть на самом деле?" и преодолеть социальную изоляцию, являющуюся следствием признания себя лесбиянкой или геем. Например, девушка знает о том, что другие женщины вызывают у нее интерес и половое возбуждение, но в то же время она понимает, что другие люди не разделяют этих чувств и испытывает отчуждение от общества, семьи и, возможно, своих друзей. Придя к осознанию своей гомосексуальности, она пересматривает свои прежние идеалы, ценности и ожидания относительно собственного будущего. Она признает, что ей не дано выйти замуж, создать семью, иметь детей, любящего мужа и других родственников, готовых оказать ей поддержку и помочь ей воспитывать детей. Помимо пересмотра представлений о своем поведении и системе ценностей она приходит к осознанию того, что ей пока не удалось найти им какую-либо замену и что ей необходимо сформировать новую систему ценностей и новое мировоззрение.

Отчуждение от окружающих может заставить ее искать контакты с другими лесбиянками и геями. Если девушка будет очень тяготиться своим отличием от окружающих, она, возможно, обратится за психотерапевтической помощью. Однако, как следует из материала первых глав книги, психотерапевт понимает тщетность любых попыток изменить ее гомосексуальную ориентацию. Вместо этого он попытается помочь клиентке разобраться в ее чувствах и преодолеть последствия нарушения привычных социальных связей.

У тех, кто на данной стадии испытывает чувство одиночества, существует возможность использовать четыре способа его преодоления. Один из них заключается в том, что человек пытается примириться со своим отличием от окружающих, сформировать новую идентичность и освоить иные формы сексуального поведения. Как правило, не тяготятся своей гомосексуальной идентичностью следующие категории людей:

- те, кто всегда ощущал свое отличие от окружающих и в дальнейшем связал его с понятием гомосексуальных чувств, мыслей и поведения. Осознавая свою принадлежность к сексуальным меньшинствам, такие люди понимают, что существуют многие другие, похожие на них, что дает таким людям ощущение "возвращения домой";

- те, кто всегда ощущал свое отличие от окружающих, связанное со своим нежеланием следовать традиционным тендерным ролям (так, например, некоторые девушки не могут понять, зачем им нужно выходить замуж и иметь детей);

- те, кто получает удовольствие, ощущая свое отличие от окружающих. Они полагают, что их сексуальная идентичность - это то, что делает их особенными, непохожими на "нормальных" людей.

Хотя человек может убеждать себя в том, что ему все равно, как думают о нем окружающие, он все же будет стремиться в своем реальном поведении быть похожим на гетеросексуала, поскольку это позволит ему избежать неприятных ситуаций, относящихся к проявлениям гомофобии. Это бывает сделать несложно и требует лишь следования старым моделям поведения.

В то же время подобная тактика таит в себе определенные трудности. Она окажется успешной лишь в том случае, если человек сумеет:

избежать некоторых сложных ситуаций (например, рождественских вечеринок, на которые люди, как правило, приходят с партнерами/партнершами противоположного пола);

держать в тайне некоторую информацию о себе (например, о том, что человек делает в выходные дни), следить за своим внешним видом, чтобы другие не заподозрили, что он - гомосексуал;

сознательно стремиться производить впечатление гетеросексуала или человека, не проявляющего к сексу никакого интереса;

дистанцироваться от всего, что связано с лесбиянками и геями (например, не поддерживать являющихся лесбиянками и геями коллег по работе и не возражать против проявлений гомофобии из страха подвергнуться осуждению со стороны окружающих).

Хотя создание образа гетеросексуала помогает человеку избежать конфронтации с окружающими, оно не может разрешить определенных противоречий в его жизни, связанных, скажем, с тем, что ему придется вести "двойную жизнь". У него может возникать ощущение, что он похож на шпиона, находящегося на оккупированной врагами территории (Ratigan, 1991) Вторым способом преодоления несоответствия между образом "Я", поведением и внешними нормами является принятие человеком своего гомосексуального поведения. В то же время он будет избегать идентифицировать себя в качестве гея или лесбиянки. Девушка, например, может решить задачу, используя следующие стратегии:

1. Стратегия "особого случая": девушка воспринимает себя в качестве лесбиянки лишь в своих отношениях с партнершами. Она может говорить себе: "Если бы не Дженет, я бы уже была замужем и имела детей".

2. Амбисексуальная стратегия: девушка полагает, что она может вступать в сексуальные отношения как с лицами другого, так и одного с ней пола. Она не испытывает потребности в гетеросексуальных отношениях, но считает, что могла бы их иметь, если бы захотела. Использующие эту стратегию лица нередко убеждают себя в том, что все люди ("так утверждал Фрейд") бисексуалы, а также вспоминают, кого из знаменитостей можно было бы отнести к их числу.

3. Стратегия "временной идентичности": человеку кажется, что его гомосексуальное поведение носит временный характер и что он со временем создаст семью.

4. Стратегия "невинности": характерна для тех, кто, признавая свою гомосексуальность, воспринимают ее как негативное явление. Люди, придерживающиеся данной стратегии, говорят себе: "Я таким родился, и в этом нет моей вины". Они считают, что являются жертвами "злого рока". Такие люди формируют негативное представление о своей сексуальной идентичности и испытывают отвращение к самим себе.

Третий способ преодоления несоответствия между образом "Я", поведением и внешними нормами на этой стадии связан с принятием человеком своей гомосексуальной идентичности. Однако из-за переживаемого им чувства социальной изоляции он боится реализовать свои гомосексуальные потребности в поведении. Это особенно справедливо для случаев, когда человек боится быть отвергнутым семьей, друзьями или церковью. Человек говорит себе: "Может быть, я гей, но я не могу позволить себе вести себя как гей". Для того чтобы преодолеть гомосексуальные потребности, такой человек может обращаться за помощью к врачам, психотерапевтам или служителям церкви. Четвертый способ преодоления вышеназванного несоответствия связан с тем, что человек негативно воспринимает как свою гомосексуальную идентичность, так и гомосексуальное поведение, и стремится их изменить. Для этого он избегает всего, что так или иначе относится к гомосексуальной сфере. Длительное использование этой стратегии вряд ли будет успешным и приводит к заметному снижению самооценки. Человек начинает испытывать к себе глубокое отвращение, и если данная стратегия обнаружит свою неэффективность, дело может закончиться суицидом.

Терпимость к идентичности

По завершении предыдущей стадии, если человек не изменит своей гомосексуальной идентичности, он пытается ее утвердить все более последовательно, говоря: "Я, наверное, лесбиянка (гей, бисексуал)". Для того чтобы преодолеть чувство отчуждения от гетеросексуального окружения, все больше времени он проводит, общаясь с другими лесбиянками, геями или бисексуалами. На этой стадии, однако, чувствуя, что ему "надо что-то делать", человек еще не вполне последователен в установлении контактов с представителями сексуальных меньшинств. Он скорее мирится со своей сексуальной идентичностью, чем ее принимает. Ощущая растущее отчуждение от гетеросексуального окружения, он весьма осторожно пытается установить новые социальные контакты.

На данной стадии для человека наиболее важным является качество этих контактов. Если оно достаточно высокое, это поможет человеку перейти на следующую стадию. В то же время этому могут мешать всевозможные факторы - такие как излишняя застенчивость, плохие социальные навыки, низкая самооценка, страх конфронтации с гетеросексуальным окружением, интернализированная гомофобия. Хотя некоторые люди получают удовольствие от посещения ночных дискотек, другим это кажется скучным или даже пугающим. Человек думает: "Если быть геем означает посещать такие заведения, тогда я не хочу быть геем". Возможно, он продолжит общение с лесбиянками и геями, однако будет делать это уже не столь активно, как раньше. В иных случаях у него может усилиться чувство отвращения к себе ("Я не хочу быть гомосексуалистом"). Тогда он постарается подавить в себе гомосексуальные проявления и прекратить любые контакты с представителями сексуальных меньшинств.

Приобщение человека к гомосексуальной субкультуре на этой стадии, как правило, связано с положительными переживаниями. Это, в частности, дает возможность найти партнера/партнершу. Изэй (Isay, 1989) полагает, что некоторым людям "любовь способна дать то, что позволит преодолеть свойственное им ранее сопротивление гомосексуальным импульсам, связанное с годами изоляции и отвращения к самим себе". Кроме того, приобщение к гомосексуальной субкультуре позволяет человеку сформировать положительные ролевые модели гомосексуального поведения, что помогает ему, общаясь с социальным окружением, почувствовать себя более комфортно и установить контакты с разными группами поддержки. Иногда данный опыт может включать в себя некоторые негативные моменты, заставляя человека, тем не менее, быть все более последовательным в утверждении своей гомосексуальной идентичности и в ее демонстрации окружающим за пределами гомосексуального сообщества.

Однако, так же как и на предыдущей стадии, человек может выбирать из двух основных вариантов поведения. В одних случаях он будет положительно воспринимать общение с лесбиянками и геями, что позволит ему перейти на следующую стадию. В других случаях, осознавая свою потребность в сексуальных контактах с лицами того же пола, он будет избегать идентифицировать себя в качестве лесбиянки или гея. При этом он будет использовать описанные выше стратегии поведения ("стратегию особого случая", амбисексуальную стратегию, стратегию "временной идентичности" и "невинности"). Если человек не изменит своей гомосексуальной идентичности, он сможет воспринять себя в качестве лесбиянки, гея или бисексуала.

Принятие идентичности

Благодаря растущему включению в гомосексуальную субкультуру у человека появляются новые друзья, обеспечивающие его социальную поддержку. Он начинает положительнее воспринимать представителей сексуальных меньшинства и признает их значимость в своей жизни. Насколько успешно человек сможет пройти последующие две стадии, во многом зависит от того, с кем он будет общаться.

Одни люди считают важным сохранить гомосексуальную идентичность как в интимных контактах, так и при общении с социальным окружением. Другие предпочитают открывать ее лишь в интимных отношениях или в общении с узким кругом наиболее близких друзей, избегая "демонстрировать" обществу (например, носить знаки гомосексуального отличия или принимать участие в социальных и политических акциях, маршах и т. д.).

Установка на "соответствие" социальным нормам на этой стадии зависит от стремления человека использовать гетеросексуальные модели поведения на предыдущей стадии. Однако человек уже несколько расширяет круг своего общения с представителями сексуальных меньшинств и избирательно демонстрирует собственную гомосексуальную идентичность, стремясь сохранить ее в тайне от социального окружения. Кроме того, он может избегать общения с теми лицами, которые негативно относятся к его новой идентичности (например, с членами семьи, знакомыми, отягощенными гомофобией). Человек может поменять место жительства или работу для того, чтобы снизить риск конфронтации с теми, кто плохо относится к лесбиянкам и геям. Для многих людей все это позволяет существовать более-менее комфортно.

Другие же приходят к мысли о том, что следование гетеросексуальным моделям поведения для них более неприемлемо, у них обостряется ощущение непоследовательности своих поступков ("нечестность по отношению к самому себе"), что ведет к их переходу на следующую стадию.

Гордость за собственную идентичность

Данная стадия характеризуется полным признанием человеком своей гомосексуальной идентичности. Он убежден, что негативное общественное отношение к ней является ошибочным и начинает делить общество на "плохих людей" (гетеросексуалов), проявляя к ним недоверие и скепсис, и "хороших людей", то есть "своих". Он устанавливает тесные связи с представителями сексуальных меньшинств, приобщается к гомосексуальной культуре: литературе, театру, балету и т. д. Лесбиянки и геи воспринимаются им в положительном свете, становясь "значимыми другими". Человек также преисполняется чувством гордости за свою сексуальную идентичность. "Я рад, что являюсь геем" - эти слова из гимна гомосексуалистов 1970-х годов отражают мироощущение человека на этой стадии. Вместе с чувством гордости за свою идентичность усиливается чувство неприязни к гетеросексуальному окружению, игнорирующему ценность однополой любви и гомосексуальных переживаний, играющих столь значимую роль в утверждении идентичности представителей сексуальных меньшинств. Сочетание этих полярных чувств характерно для лесбиянок и геев - "активистов". Человек становится равнодушен к тому, как его воспринимают гетеросексуалы и, в случае необходимости, свободно демонстрирует свою идентичность. Это помогает ему объединить приватный и социальный образ "Я".

В то же время в некоторых ситуациях такой человек скрывает свою идентичность (когда, к примеру, теряет работу или становится жертвой физического насилия, демонстрируя свою принадлежность к сексуальным меньшинствам). Сокрытие своей идентичности в этих ситуациях можно рассматривать как своеобразный компромисс.

Синтез идентичности

Человек переходит на эту стадию, когда начинает осознавать, что разделение людей на "наших" и "иных" теряет смысл. Благодаря укреплению контактов с гетеросексуалами, которые с пониманием относятся к представителям сексуальных меньшинств и оказывают им поддержку, человек приходит к признанию того, что далеко не все гетеросексуалы отягощены гомофобией.

Опыт общения с ними позволяет лесбиянкам и геям разглядеть много общего между собой и своими друзьями-гетеросексуалами и в то же время заметить отличия от некоторых представителей сексуальных меньшинств. Они перестают воспринимать себя лишь в качестве лесбиянок и геев и начинают понимать, что гомосексуальность составляет лишь один из аспектов их психической идентичности. В то же время, независимо от уровня интегрированности сексуальной идентичности в структуру личности человека, он будет осознавать свое отличие от гетеросексуалов. Поэтому вряд ли можно говорить о полной интеграции, по крайней мере в обозримом будущем.

Модель Колемана

Третья модель была разработана Эли Колеманом (Coleman, 1981/82). Она включает пять стадий, отражающих различные аспекты процесса "обнаружения": пре-обнаружение, обнаружение, исследование, первые отношения и интеграция идентичности.

Пре-обнаружение

Мы не знаем причин, лежащих в основе появления у человека сексуального интереса к лицам того же пола, хотя их исследование ведется уже давно (см. первую главу). Колеман, однако, полагает - и эту точку зрения разделяют Мэни и Эрхардт (Maney and Ehrhardt, 1972), - что тендерная и полоролевая идентичность закладываются примерно в трехлетнем возрасте. Как считают Мани и Эрхардт, выбор объекта сексуального интереса определяется тендерной идентичностью, а потому сексуальная ориентация человека формируется уже в раннем детстве. Хотя этот взгляд нуждается в дополнительном обосновании, отмечает Колеман, он заслуживает серьезного отношения. Если признать, что наша сексуальная идентичность закладывается в раннем детстве, вполне можно допустить, что и родители ребенка, и сам ребенок в той или иной мере осознают какое-то его чем-то "отличие" от других детей. В первые годы жизни ребенок усваивает семейные установки и ценности, в том числе связанные с гомосексуальностью. Ребенок понимает, что его "отличие" от других детей может вызвать неприязнь и насмешки. У него формируется заниженная самооценка и различные защитные механизмы, позволяющие избежать сложных моментов, связанных с проявлением им своих гомосексуальных переживаний.

На стадии пре-обнаружения многие люди еще не осознают своих гомосексуальных чувств и не могут объяснить, что в них плохого. Переживаемый ими внутриличностный конфликт отражается либо в поведенческих нарушениях и психосоматических расстройствах, либо в суицидных попытках. Многие лесбиянки и геи, как правило, ощущают свое "отличие" от других людей задолго до того, как соотносят его со своей принадлежностью к сексуальным меньшинствам (Jay and Young, 1979).

Обнаружение

Эта стадия начинается с того, что Пламмер (Plummer, 1975) называет "теми осознанными или полуосознанными моментами, когда человек начинает воспринимать себя в качестве гомосексуала". Основной задачей человека на данной стадии является раскрытие им своей гомосексуальности в общении с другими Людьми, что приводит к ее признанию. Очевидно, если раскрытие гомосексуальности протекает благоприятно и не встречает осуждения со стороны окружающих, самооценка человека повышается, а положительное отношение к нему других людей позволяет компенсировать психические травмы, перенесенные в предыдущие годы. Если же этот процесс протекает с осложнениями, интернализованные чувства вины и стыда усиливаются еще больше. Поэтому данный момент в жизни человека является критическим, и очень важно, чтобы он получил поддержку со стороны других лесбиянок и геев. Дэнк (Dank, 1973) обнаружил, что вероятность обострения у человека чувства вины и одиночества, а также потребности в получении им психиатрической или психологической консультации тем ниже, чем дольше человек осознает свою гомосексуальную идентичность. В то же время для формирования более устойчивой и положительной гомосексуальной идентичности он должен проявлять смелость, демонстрируя ее значимым для него гетеросексуалам.

Психотерапевт может помочь клиенту, обсудив с ним, кому именно имеет смысл ее продемонстрировать и как себя вести при появлении у этих людей тех или иных реакций. Кроме того, нелишне указать клиенту на конкретные сложности, испытываемые им в принятии своей гомосексуальной идентичности. Не исключено, что некоторые люди поначалу воспримут ее негативно. В то же время действительно любящие клиента близкие люди рано или поздно примут его гомосексуальность в качестве составной части его психической идентичности.

Исследование

Эта стадия связана с включением человека в сообщества лесбиянок и геев. Первоначально социализированный в качестве гетеросексуала, он нуждается в том, чтобы развить навыки взаимодействия с представителями сексуальных меньшинств, а также сформировать достаточно высокую самооценку и доверие к своей гомосексуальности (что может существенно отличаться от ранее приобретенных гетеросексуальных качеств и навыков). Изэй (Isay, 1989, p.6i) пишет, что "отношения, наполненные любовью и взаимным доверием как сексуального, так и несексуального характера, очень важны для формирования здоровой гомосексуальной идентичности и положительного образа "Я"".

Отдельные люди и общество в целом воспринимают сексуальное и социальное поведение человека на этой стадии как "незрелое, безнравственное или развратное" (Coleman, 1981/82). Однако следует признать, что оно является проявлением запоздалой "подростковости", связанной с определенной "задержкой развития" (Grace 1977), возникающей из-за того, что многие лесбиянки и геи не имели в подростковом возрасте возможности решить задачи, свойственные данному периоду.

Первые отношения

В конце концов, потребность в интимной близости берет свое и человек начинает искать для себя партнеров (интимные отношения здесь следует отличать от "случайных связей"). На этой стадии интимные отношения окрашены переживаниями подростковой фазы развития и характеризуются особой яркостью, низкой способностью человека их контролировать и дефицитом доверия. Человек страстно желает, чтобы эти отношения оказались успешными, хотя ему явно не хватает образцов для подражания, демонстрирующих возможность открытого, счастливого и длительного гомосексуального союза (см. шестую главу).

Многие геи "застревают" на стадии поиска партнеров с характерными для нее непродолжительными, но яркими интимными отношениями. Нередко это бывает связано с трудноразрешимым переживанием собственной вины за неудачно завершавшиеся прежние контакты.

Интеграция идентичности

В итоге происходит интеграция приватной и социальной гомосексуальной идентичности в структуру личности. Колеман напоминает о том, что этот процесс протекает на протяжении всей жизни. Данная стадия характеризуется тем, что интимные гомосексуальные отношения становятся открытыми, свободными и наполненными взаимным доверием. Человек становится способен контролировать свои гомосексуальные переживания. Колеман игнорирует внутрипсихические конфликты, свойственные большинству лесбиянок и геев, постепенно приходящих к признанию своей идентичности. Он ничего не пишет о защитных механизмах, упоминаемых авторами двух других моделей. В то же время модель Колемана можно назвать аффирмативной. Использование им понятия "задержка развития" позволяет лучше понять некоторые особенности поведения геев, нередко являющиеся причиной обвинений в том, что они интересуются лишь сексом и неспособны к глубоким отношениям. Модель Колемана более корректна для описания особенностей формирования идентичности геев. Он проводил свои исследования среди геев. Поэтому попытка экстраполировать созданную им модель на поведение лесбиянок и бисексуалов выглядит недостаточно оправданной.

Заключение

В этой главе рассматривались некоторые основные особенности процесса "обнаружения" лесбиянок и геев. Многие из этих особенностей относятся также к процессу "обнаружения" женщин и мужчин-бисексуалов. Поскольку данные особенности отражают процесс здоровой интеграции стигматизированной сексуальной идентичности, которая составляет главную цель "обнаружения", а бисексуальная идентичность также стигматизирована, их соотнесение к процессу "обнаружения" бисексуалов представляется оправданным.

"Обнаружение" является сложным процессом развития, предполагающим изменения внутри- и межличностной сферы и охватывающим всю взрослую жизнь человека. "Обнаружение" не является одномоментным событием и протекает по различным сценариям.

Процесс "обнаружения" тесно связан с формированием психической и социальной идентичности, а также с формированием самооценки человека и развитием способности к установлению им глубоких, аутентичных отношений с окружающими.

Описанные в этой главе модели не являются линейными, то есть не утверждают, что человек последовательно проходит все стадии "обнаружения". Они описывают множество взаимосвязанных этапов, каждый из которых характеризуется необходимостью решения определенных задач. Данные модели не являются жесткими, и клиенты могут сталкиваться с необходимостью решения нескольких задач одновременно.

Три вышеописанные модели - не более чем общие схемы, позволяющие описать некоторые закономерности процесса "обнаружения". Кроме того, их недостатком следует признать то, что они построены на основе двухполюсного представления о человеческой сексуальности, включающей в себя широкий спектр самых различных вариантов.

Список литературы

Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа