Тепловой расчет двигателя внутреннего сгорания (работа 1)
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО УГТУ-УПИ имени первого Президента РФ Б.Н. Ельцина
Кафедра: "Турбин и двигателей"
Курсовая работа
Тепловой расчет двигателя внутреннего сгорания
по дисциплине "Теория поршневых и комбинированных двигателей"
Екатеринбург 2009 г
1. Исходные данные
Тип двигателя дизельный;
Мощность двигателя N>e>=125 кВт;
Частота вращения n=2600 мин-1;
Количество цилиндров i=8;
Степень сжатия ξ=17;
Коэффициент избытка воздуха α=2,1;
Давление перед впускными органами p>k>=2,76 кг/см2;
Наличие турбокомпрессора да;
Наличие охладителя надувочного воздуха да;
Адиабатический КПД компрессора η>ка>=0,73;
Отношение S/D=1,0;
Максимальное давление сгорания p>z>=8 МПа;
Коэффициент избытка продувочного воздуха φ>к>=1,03;
Тактность двигателя 4;
Выбор расчетных параметров
Характеристика дизельного топлива для двигателей внутреннего сгорания приведена в табл.1.
Таблица 1
Топливо |
Элементарный состав 1 кг топлива, кг |
Молекулярная масса, m>т>, Кг/кмоль |
Низшая теплота сгорания, Н>u>, ккал/кг |
||
С |
Н |
О |
|||
Дизельное топливо |
0,870 |
0,126 |
0,004 |
180 |
10150 |
Давление и температура окружающей среды: Р>о>=1,03 кг/см2 , t>o>=20°C.
Сопротивление охладителя наддувочного воздуха Δр>x>> >: Δр>x>= 0,04 кг/см2. Понижение температуры воздуха в охладителе надувочного воздуха: ΔT>x>=80. Показатель политропы сжатия в компрессоре для центробежных компрессоров: K=1,4.
Температура остаточных газов: Т>г>=800.
Коэффициент использования теплоты в точке z: ξ> >>z>=0,7.
Коэффициент использования теплоты в точке в: ξ> в>=0,7.
Механический КПД: η>м>=0,9.
2. Расчет рабочего цикла
Параметры рабочего тела
Стехиометрическое количество воздуха на 1 кг топлива:
кмоль;
Количество свежего заряда на 1 кг топлива:
кмоль;
Количество продуктов сгорания при условии, что сгорание 1 кг топлива происходит с
α =1
кмоль;
Количество продуктов сгорания 1 кг топлива при заданном:
кмоль,
Отношение количества продуктов сгорания при α=1 к количеству их при заданном α:
;
Объемная доля избыточного воздуха в продуктах сгорания:
Сумма объемных долей продуктов сгорания при α=1 и избыточного воздуха тождественно равна единице:
Коэффициент молекулярного изменения горючей смеси:
.
дизельный топливо двигатель политропа
Параметры процесса газообмена
Давление в выходном патрубке компрессора:
кг/см2,
где р>к> - давление перед впускными органами двигателя;
Δp>x> - сопротивление охладителя наддувочного воздуха.
Температура воздуха в выходном патрубке компрессора:
К,
где T>1>* - температура заторможенного потока воздуха на входе в компрессор,
T>1>*=t>0> +273;
π>к> - степень повышения давления в компрессоре π>к>=p>k>’/p>0>.
Температура воздуха во впускном патрубке двигателя:
К,
где ΔT>к> - понижение температуры воздуха в охладителе наддувочного
воздуха.
Давление в начале сжатия:
р>а> =0,94р>к>=0,94·2,76=2,6 кг/см2.
Давление остаточных газов в цилиндре в конце выпуска: принимаем , откуда кг/см2, следовательно
кг/см2.
Коэффициент наполнения
где ξ>с.з.> - коэффициент дозарядки;
ξ>оч> - коэффициент очистки, учитывающий уменьшение остаточных газов при продувке;
ξ - коэффициент, учитывающий различия в теплоемкостях рабочей смеси при температуре Т>а> и остаточных газов при Т>r>;
ΔТ - величина подогрева свежего заряда. Принимаем ξ>с.з.>=ξ= 1.
,
где φ>к> - коэффициент избытка продувочного воздуха.
Величина подогрева свежего заряда ΔT находится в пределах 0...20 К. Принимаем ΔT=8 К. Коэффициент остаточных газов
,
где Т>r> - температура остаточных газов.
Температура в начале сжатия:
К.
Коэффициент продувки:
.
Сжатие
Показатель политропы сжатия n>1> и температуру в конце сжатия Т>с> определяют из системы уравнений.
где и>с.з.> - внутренняя энергия 1 кмоль свежего заряда при температуре соответствующей точки цикла, указанной в индексе; и>0> - внутренняя энергия 1 кмоль продуктов сгорания при α= 1 и температуре соответствующей точки цикла, указанной в индексе.
Коэффициенты:
;
.
При t>a>=860C,
1) Пусть
2) Пусть
Из диаграммы принимаем .
Тогда Т>с>=933К=6600С.
Давление в цилиндре в конце сжатия:
кг/см2.
Сгорание
Степень повышения давления:
Коэффициент молекулярного изменения рабочей смеси:
Температура конца сгорания определяется из уравнения:
графическим методом.
Внутреннюю энергию u>с >>с.з> и u>с с.п> при температуре сжатия t>c>> >находим по табл.2.
Пусть Т>z>=17000С
12503=14596
Пусть Т>z>=14000С.
12503=11787
Из диаграммы принимаем t>z>=14750C.
Степень предварительного расширения:
Расширение
Степень последующего расширения:
Показатель политропы расширения n>2> и температуру в конце расширения t>в> определяем из системы уравнений:
Принимаем n>2>=1,2, тогда
.
Принимаем n>2>=1,15, тогда
Принимаем n>2>=1,2.
Давление в конце расширения:
.
Параметры, характеризующие рабочий цикл
Расчетное среднее индикаторное давление дизеля, кг/см2,
Действительное среднее индикаторное давление, кг/см ,
где φ>n> - коэффициент полноты диаграммы, учитывающий уменьшение
площади диаграммы:
принимаем φ>n>=0,92.
Индикаторный КПД:
.
Удельный индикаторный расход топлива:
кг/л.с.-ч.
Среднее эффективное давление:
кг/см.
Эффективный КПД двигателя:
.
Удельный эффективный расход топлива:
кг/л.с.-ч.
Основные размеры цилиндра
Рабочий объем цилиндра:
л.
Диаметр цилиндра:
дм,
Из отношения S/D, определяем ход поршня:
дм.
3. Построение индикаторной диаграммы
Зная параметры характерных точек расчетного цикла, можно построить индикаторную диаграмму в функции от рабочего объема.
По оси абсцисс откладываем отрезок АВ=68 мм, соответствующий рабочему объему цилиндра (V>h>=6,78 л), а отрезок ОА=АВ/(ε-1)=68/12,5 ≈ 5,5 мм. Далее по данным теплового расчета на диаграмме откладываем в выбранном масштабе величины давлений в характерных точках.
Построение политропы сжатия и расширения может быть выполнено аналитически путем использования уравнения политропы pVn=const.
Для кривой сжатия ac
.
Для кривой расширения zb
В данных выражениях отношение объемов может быть заменено отношением отрезков, тогда
и
Задавая значения l>i> в диапазоне изменения отрезка от точки А до точки В, подсчитываем величины давлений в промежуточных точках политроп сжатия и расширения.
Значения и порядок определения процессов сжатия и расширения показаны в таблице 1.
Таблица 1
По данным таблицы построим линии сжатия и расширения; линии давлений впуска ra и выпуска br условно принимаются неизменными на протяжении их процессов.
Производится округление диаграммы на различных участках. В конце процесса сжатия имеют место потери части полезной площади в результате более плавного перехода линии сжатия в линию сгорания. Задаемся величиной угла опережения зажигания (точка d). В точке с', расположенной примерно по середине участка dc, начинается период видимого сгорания. Положение точки c'' ориентировочно определяется по выражению
кг/см2.
Вследствие конечного значения скоростей горения действительная линия сгорания отклоняется от теоретической, а процесс сгорания, начинаясь за 25…30 оС до прихода поршня в ВМТ, заканчивается через 10…15 оС после его прихода. При этом максимальное давление p>z> цикла снижается примерно на 15% и полезная площадь диаграммы также уменьшается.
В конце процесса расширения выпускной клапан открывается в точке b>1> за 40…70 оС до прихода поршня в НМТ. Это необходимо для лучшей очистки цилиндров от отработавших газов и уменьшения работы, затрачиваемой на их удаление. Скругление участка выпуска производится таким образом, чтобы точка b>1> располагалась примерно на середине отрезка ba (теряется часть полезной площади диаграммы). Кроме этого часть индикаторной работы затрачивается на осуществление процессов впуска и выпуска. Насосные потери эквивалентны площади индикаторной диаграммы, заключенной между линиями впуска и выпуска. Политропа расширения строится из точки z. Положение точки определяется степенью предварительного расширения. Отрезок