Разработка привода и системы управления путевой машины
ФАЖТ РФ
Разработка привода и системы управления путевой машины
Курсовая работа по дисциплине «Приводы и системы управления путевой машины»
Пояснительная запискa
Руководитель: Разработал: студент
__________ ___________
(подпись) (подпись)
________________ ________________
(дата проверки) (дата сдачи на проверку)
Краткая рецензия:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________ ___________________________
(запись о допуске к защите) (оценка, подписи преподавателей)
2008
Содержание
1 Обзор приводов и систем управления путевых машин. Обоснование принятых схем и решений
2 Расчет параметров транспортера
3 Расчет параметров привода транспортера
4 Разработка принципиальной гидравлической схемы машины
5 Расчет параметров и подбор элементов гидропривода
6 Расчет параметров и подбор механических компонентов привода и электродвигателей
Список использованных источников
1 Обзор приводов и систем управления путевых машин. Обоснование принятых схем и решений
Выбор типа привода является одной из важнейших задач, которое необходимо решать при создании путевой машины. Тип привода определяется: характером загрузки привода, кинематикой перемещения, скоростью и другими характеристиками рабочего органа; условиями эксплуатации, механических воздействий, ресурсов и экономичности.
На путевых машинах применяются три типа привода: гидравлический, электрический и пневматический.
Наиболее распространен гидравлический привод. У гидропривода небольшие габариты и масса гидроагрегатов, простая конструкция защиты узлов от перегрузок, он легко управляется; может передавать большие усилия и мощности, обладает малой инерцией, высокой приемистостью, имеет небольшое время запаздывания при исполнении командных сигналов, малые маховые массы гидродвигателей вращательного действия (10-12% маховых масс электродвигателей той же мощности). Эти приводы широко применяются на путевых машинах, вытесняя пневмо- и электроприводы.
Недостатки гидропривода: большая жесткость внешних характеристик, требует высокой точности изготовления элементов (возможны утечки рабочей жидкости), проникновение воздуха в рабочую жидкость с нарушением равномерного движения гидроагрегатов.
Существуют объемные и гидродинамические гидроприводы, В первых в качестве выходного звена используют гидроцилиндры (путеукладчики, шпалоподбивочные машины и др.) и гидродвигатели. Гидродинамические приводы применяются для передачи и изменения крутящего момента в ходовых трансмиссиях мотовозов и дрезин.
Наиболее распространенные объемные гидроприводы по системе питания насосов – открытые, закрытые и комбинированные.
Открытая система проста, обеспечивает хорошие условия для охлаждения и отстоя жидкости, но в ней возможна кавитация, в нее проникает воздух; она имеет большие габариты. У закрытой системы давление при всасывании выше атмосферного, что предотвращает кавитацию и позволяет использовать скоростные малогабаритные насосы. Исключено попадание воздуха в систему. Закрытая система сложнее; в ней хуже охлаждается рабочая жидкость. В комбинированной системе часть отработавшей жидкости в гидродвигателе сливается в резервуар, а другая часть вместе с жидкостью, подаваемой подпиточным насосом, поступает в основной насос.
Электрический привод широко применяют на путевых машинах. Используют двигатели переменного и постоянного тока. Наиболее распространены электродвигатели переменного тока асинхронные с короткозамкнутым ротором. Для поступательного перемещения рабочих органов путевых машин широко используют сочетание электродвигателя, редуктора (червячного, конического, цилиндрического) и винта. Такой привод установлен на электробаластерах, выправочно-подбивочно-отделочных машинах, щебнеочистительных машинах. Его достоинства – простота, надежность, реверсивность, компактность при большой нагрузочной способности, возможность обеспечения большой точности перемещений, а также автоматизации управления рабочим органов. Недостатки – большие потери на трение и низкий К.П.Д., невозможность применения при больших скоростях перемещения.
Пневматический привод применяют на снегоочистительных, снего- и землеуборочных машинах, стругах, путеизмерителях, рельсошлифовальных вагонах. На прицепных машинах, перемещаемых локомотивом, сжатый воздух и пневмоприводу поступает от компрессора локомотива, в результате чего на путевой машине нет силовой установки и компрессора, что упрощает и удешевляет конструкцию машины, облегчает уход и обслуживание. На самоходных машинах устанавливают компрессор.
Пневмосистема путевой машины состоит из подводящих воздухопроводов, соединенных с локомотивом, предохранительных клапанов, кранов управления, разводящих трубопроводов, пневмоцилиндров и пневмодвигателей. Пневмопривод прост и дешев. Его недостатки – громоздкость исполнительных механизмов и малая скорость движения поршня.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также ориентируясь на исходные данные и условия работы, выбор останавливаем на гидравлическом приводе. Это позволит выполнить все поставленные для разработки условия, а также достаточно просто увяжется с системой управления.
Под системой управления понимается совокупность устройств и схемных решений для разрешения вопросов управления приводами и их защитой от нерабочих нагрузок. В задании оговорено, что следует предусмотреть защиту: 1) при наезде рабочим органом (транспортером) на препятствие; 2) от включения транспортера, если он не установлен в рабочее положение.
2 Расчет параметров транспортера
Цель расчета:
- определение производительности транспортера;
- расчет параметров и выбор ленты, барабана и роликоопор.
Условия расчета:
- гидроцилиндр изменения угла наклона транспортера закрепляется на его середине;
- угол наклона транспортера при
переводе из транспортного положения в
рабочее (max)
равен
;
- Транспортер имеет желобчатое сечение с углом наклона боковых роликов 20˚.
Рисунок 1 – Схема для определения параметров транспортера
Производительность транспортера
Q,
[2]:
,
(1)
где
скорость путевой машины,
230
м/с ; А – площадь вырезаемого балласта:
,
(2)
где в – ширина вырезки балласта, в=1,8м ; h – глубина вырезки балласта, h=0,75м.
.
Производительность П, т/ч [2]:
(3)
где
-
плотность щебня с загрязнителями,
.
Ширина ленты при транспортировании насыпных грузов В, м [ ]:
,
(4)
где
-
скорость ленты, предварительно принимаем
по [2],
;
k=240
– коэффициент, зависящий от угла
естественного откоса груза [2];
=0,9
– коэффициент, зависящий от угла наклона
транспортера.
м.
Принята стандартная ширина ленты В=1200мм.
Принята конвейерная лента: Лента
– 2.1 – 1200 – 4 – БКНЛ – 100 – 6 – 2 ГОСТ 20 –
85(лента типа 2.1 общего назначения с
шириной 1200мм, с четырьмя прокладками
из ткани БКНЛ – 100, с толщины резиновой
обкладки рабочей поверхности
мм
и нерабочей
мм).
Уточнена скорость ленты
,
м/с:
,
(5)
где В – ширина ленты по расчету,
м;
- стандартная ширина ленты, м.
м/с.
Диаметр барабана
,
мм [ ];
,
(6)
где к=140 – коэффициент для определения диаметра приводного барабана; z- число прокладок в ленте.
мм.
Принят стандартный диаметр
барабана
мм
по ГОСТ 22644.
По насыпной плотности щебня,
ширине ленты и области применения
принята роликоопора [ ]: Роликоопора Ж
120 – 159 – 20 ГОСТ 22645 – 77 (роликоопора
верхняя желобчатая типа Ж для ленты
шириной 120 см, с диаметром ролика 159 мм
и углом наклона бокового ролика
).
3 Расчет параметров привода транспортера
Цель расчета: определение мощностей привода транспортера, поворота и наклона транспортера.
Условие расчета: обеспечение на рабочих органах тягового усилия, момента для поворота и силы для наклона транспортера.
Мощность привода транспортера
,
кВт [2]:
,
(7)
где
-
тяговое усилие транспортера, Н[2];
=0,93
– кпд приводного барабана.
,
(8)
где ω=0,04 – коэффициент сопротивления;
-горизонтальная
проекция длины конвейера, м:
м;
q – погонная масса груза, кг/м:
,
(9)
где
-
площадь поперечного сечения груза на
транспортере,
:
;
-
погонная масса движущихся частей
конвейера, кг/м:
,
(10)
где
-
погонная масса ленты, кг/м:
,
(11)
где ρ=1100кг/м – плотность ленты; В – ширина ленты, м; δ – толщина ленты, м.
;
-
погонная масса вращающихся частей
рабочей ветви;
-
погонная масса вращающихся частей
холостой ветви;
H – высота подъема груза, м:
м.
.
кВт.
Мощность привода поворота
транспортера
,
кВт [2]:
,
(12)
где
-
крутящий момент,
;
-
угловая скорость,
.
.
Мощность привода наклона
транспортера
,
кВт [2]:
,
(13)
где
-
сила
на штоке гидроцилиндра,
;
-
скорость
штока,
.
Рисунок 2 – Схема для определения силы на штоке гидроцилиндра
Сумма моментов относительно точки подъема транспортера:
;
Отсюда,
.
;
;
.
.
.
4 Разработка принципиальной гидравлической схемы машины
В данной курсовой работе разработана двухпоточная схема гидропривода машины. Эта схема изображена на чертеже ППМ М511.26.00.00.00.ГЗ.
Машина имеет три рабочих органа:
Рабочий орган вращательного действия - РО1 , имеющий привод от гидромотора, рабочий орган поступательного действия - РО2 , приводимый в действие гидроцилиндром, рабочий орган вращательного действия РО3, приводимый гидромотором.
Гидродвигатели приводятся в движение от гидронасосов. Машина имеет два гидронасоса.
В приводе рабочих органов используются распределители:
В приводе РО1 распределитель с закрытым центром, управление электрогидравлическое, в приводе РО2 распределитель предназначенный для гидрозамка, управление электрическое, в приводе РО3 – с закрытым центром, управление электрическое.
Наличие у распределителей сервоуправления значительно облегчает работу машиниста.
Для включения в работу РО1 машинист нажатием на кнопку управления распределителя Р1, подает напряжение на обмотку электромагнита распределителя, распределитель переключается в рабочую позицию и направляет поток жидкости к гидромотору М1. Жидкость идет через элементы : Б-Н1-Р1-М1-Р1-ТС- АТ-Ф-Б
Для остановки рабочего органа РО1 машинист, повторным нажатием на кнопку управления Р1, размыкает электрическую цепь обмотки электромагнита, в этот момент Р1 переключается в нейтральную запирающую позицию, срабатывает клапан первичной защиты КП1, автоматически переводимый в режим переливного. Жидкость от насоса идет через элементы : Б- Н1-КП1-ТС-АТ-Ф-Б.
При включении в работу РО2 машинист нажатием на кнопку управления распределителя Р2, подает напряжение на одну из обмоток электромагнитов распределителя, распределитель переключается в рабочую позицию и направляет поток жидкости к гидроцилиндру Ц. Жидкость идет через элементы : Б-Н2-Р2-ГЗ-Ц-ГЗ -Р2 -ТС- АТ-Ф-Б
Для остановки рабочего органа РО2 машинист, повторным нажатием на кнопку управления Р2, размыкает электрическую цепь обмотки электромагнита, в этот момент Р2 переключается в нейтральную запирающую позицию, срабатывает клапан первичной защиты КП2, автоматически переводимый в режим переливного. Жидкость от насоса идет через элементы : Б- Н2-КП2-ТС-АТ-Ф-Б.
Для фиксации гидроцилиндра Ц в определенном положении при нейтральной позиции распределителя, в схему введен гидрозамок ГЗ.
Включение рабочего органа РО3 аналогично включению РО2.
Для защиты элементов системы от инерционных перегрузок при торможении, а также от реактивных перегрузок, которые могут возникнуть в запертых гидродвигателях М1,М2 и Ц, в схему включены клапаны вторичной защиты ОПК1, ОПК2 и блок БОПК3, состоящий из обратно – предохранительных клапанов. Давление настройки клапанов вторичной защиты выше давления настройки первичной защиты на 2МПа.
Вторичная защита РО1 и РО3 установлена между силовыми линиями гидродвигателя за распределителем. Вторичная защита РО2 установлена между гидродвигателем и гидрозамком.
Клапан ОПК1 срабатывает, в момент торможения РО1, когда вал гидромотора вращается по инерции, мотор переходит в режим насоса. Тогда жидкость идет через элементы:
Клапан ОПК2 срабатывает при перегрузке в поршневой полости. Жидкость идет через элементы:
Блок БОПК3 срабатывает в момент торможения РО3, когда вал гидромотора вращается по инерции, мотор переходит в режим насоса. Тогда жидкость идет через элементы:
Гидросистема защищена от активных и инерционных перегрузок с помощью клапанов первичной защиты КП1 и КП2. При срабатывании КП1 рабочая жидкость идёт: Б -Н1-КП1-ТС-АТ-Ф1-Б, при этом гидромотор и рабочий орган останавливаются.
Данный клапан является управляемым, непрямого действия. Клапан подсоединяется входом к напорной линии насоса, а выходом со сливной линией, до фильтра.
Работа клапана КП2 аналогична работе КП1.
Для охлаждения рабочей жидкости
в летний период в сливную линию перед
блоком фильтров включён теплообменный
аппарат АТ, который поддерживает
температуру РЖ
+70
0С.
Перед АТ установлен термостат. Он срабатывает при повышении температуры жидкости выше +50 0С и направляет ее поток через АТ.
Установка манометров МН1 и МН2 позволяет машинисту контролировать давление в напорных линиях. Температура контролируется с помощью термометра Т, установленного в баке Б.
Чистота РЖ обеспечивается непрерывной фильтрацией полнопоточным фильтром Ф1. Засоренность фильтра машинист может контролировать при помощи контрольной лампы, связанной с датчиком, установленном в фильтре.
Для диагностирования гидроаппаратуры машины в гидросхему включены быстроразъемные соединения БР1 –БР9.
Заправка бака рабочей жидкостью осуществляется внешним насосом, через фильтр.
5 Расчет параметров и подбор элементов гидропривода
Цель расчета: определение параметров и выбор дизеля, насоса, гидродвигателей, рабочей жидкости, трубопроводов, распределителей, фильтров, предохранительных клапанов и других элементов.
Условие расчета: обеспечение на рабочих органах заданных движущих сил, вращающих моментов, скоростей и перемещений при установившейся работе гидродвигателей и оптимальной температуре рабочей жидкости.
Определение номинального давления. Выбор насосов и их параметров
Номинальное давление для насоса привода транспортера, МПа:
(14)
где
- мощность привода транспортнра,
кВт.
.
Номинальное давление для насоса привода поворота транспортера, МПа:
.
Номинальное давление для насоса привода наклона транспортера, МПа:
.
Принято номинальное давление
из наличия комплектующих
.
Мощности приводов насосов, кВт:
(15)
привод путевой машина транспортер
где η=0,75 – значение полного кпд новой гидропередачи.
кВт;
кВт;
кВт.
Для приводов выбран аксиально-поршневой насоса 310.28. Для привода поворота и наклона аксиально-поршневой насоса 310.12. Насос выбран по необходимой мощности на их валу. Характеристики насосов сведены в таблицу 1.
Таблица 1 – Характеристики аксиально-поршневых насосов с наклонным диском
Параметры |
310.28 |
310.12 |
Рабочий
объем,
|
28 |
11,6 |
Давление на выходе, МПа: номинальное максимальное |
20 30 |
20 30 |
Частота вращения вала, об/с: минимальное номинальное максимальное |
6,7 32 50 |
6,7 40 66,7 |
Номинальная мощность насоса на валу, кВт |
18,5 |
10 |
Производительность, л/мин |
0,85 |
0,44 |
КПД: насоса полный насоса объемный |
0,91 0,95 |
0,91 0,95 |
Необходимая
частота вращения вала насоса, которая
обеспечивает требуемую мощность,
,
об/с:
, (16)
где
- необходимая мощность привода насоса
на его валу, Вт;
- рабочий объём насоса, м3;
-
объёмный КПД насоса;
-
номинальное давление;
-
полный КПД насоса.
об/с;
об/с;
об/с.
Проверим полученную частоту по условию:
(17)
Насос
Н1:
6,7<31<50–
Условие выполнено.
Насос Н2: 6,7<12,9<66,7– Условие выполнено.
Насос Н3: 6,7<11,9<66,7 – Условие выполнено.
Производительность,
выбранных насосов
,
м3/с:
,
(18)
м3/с;
м3/с;
м3/с.
Выбор гидромотора привода транспортера
Необходимая
мощность на валу мотора,
кВт:
,
(19)
где
-
КПД привода рабочего органа;
-
мощность
привода транспортера.
;
.
По мощности на валу мотора выбраны моторы аксиально-поршневые с наклонным диском типа 310.28 для привода конвейера, для привода наклона конвейера 310.12.
Таблица 2 – Характеристика мотора аксиально-поршневого с наклонным диском типа 310.28
Параметры |
310.28 |
310.12 |
310.12 |
310.28 |
Рабочий
объем,
|
28 |
11,6 |
11,6 |
28 |
Давление на входе, МПа: номинальное максимальное |
20 35 |
20 32 |
20 32 |
20 35 |
Частота вращения вала, об/с: минимальное номинальное максимальное |
0,83 32 79 |
0,83 40 100 |
0,83 30 62,5 |
0,83 32 79 |
Номинальная мощность мотора на валу, кВт |
16,7 |
9 |
25 |
16,7 |
Расход номинальный, л/мин |
56,6 |
29 |
85 |
56,6 |
Вращающий момент номинальный, Н·м |
84 |
35 |
135 |
84 |
КПД: насоса полный насоса гидромеханический |
0,91 0,96 |
0,91 0,96 |
0,91 0,96 |
0,91 0,96 |
Частота
вращения вала гидромотора
,
об/с:
,
(20)
где
-
КПД
мотора
объемный.
.
Должно соблюдаться условие:
(21)
0,83<28,4<79 - Условие выполнено.
0,83<16,4<100 - Условие выполнено.
Выбор гидроцилиндра привода наклона транспортера
При наклоне транспортера гидроцилиндр работает на выдвижение, должно соблюдаться условие:
,
(22)
где
-
кпд цилиндра гидромеханический;
-
сила на штоке гидроцилиндра, Н;
-
диаметр поршневой полости гидроцилиндра,
м.
Решая данное уравнение относительно диаметра D, подберем цилиндр для передачи.
.
(23)
м.
Так как цилиндры с данным диаметром
не выпускают, то, учитывая ход поршня,
принят стандартный гидроцилиндр ГЦО –
50х32х630 со следующими параметрами:
;
;
,
при
,
с креплением на проушине.
Выбор рабочей жидкости
Таблица 3 – Характеристики рабочих жидкостей
Характеристики |
МГ-15-В |
МГ-46-В |
Плотность при температуре +50˚С, кг/м3 |
855 |
890 |
Кинематическая
вязкость при +50˚С,
|
10 |
28 |
Температура застывания, ˚С |
-60 |
-35 |
Температурные пределы применения, ˚С |
-40…+65 |
+5…+85 |
Условия применения |
При отрицательных температурах воздуха |
При положительных температурах воздуха |
Выбор трубопроводов
Необходимый внутренний диаметр
трубопровода
,
м:
, (24)
где
- производительность соответствующего
насоса, м3/с;
допустимая
скорость течения жидкости.
Выбор напорных трубопроводов:
=5
м/с.
Необходимая
толщина стенки
,
м:
(25)
где
- внутренний диаметр;
-
допускаемое напряжение разрыва;
-
предел прочности (для стали 20
);
-
максимальное давление жидкости, МПа .
Принято
,
тогда
Принята стандартная толщина
стенки
Наружный диаметр напорного
трубопровода
,
м:
,
(26)
.
Внутренний диаметр напорного
трубопровода
,
м:
.
Выбор сливных трубопроводов:
=2
м/с.
,
(27)
где -
-суммарная
производительность насосов.
.
Принята стандартная толщина
стенки
.
Принят стандартный наружный
диаметр
=
32мм.
Внутренний диаметр сливного
трубопровода
,
м:
.
Внутренний диаметр сливного
трубопровода
.
Выбор всасывающих трубопроводов:
=1
м/с.
.
Принята стандартная толщина
стенки
.
Принят стандартный наружный
диаметр
=
51мм.
Внутренний диаметр всасывающего
трубопровода
,
м:
.
Выбор распределителей
Распределители выбраны из каталога фирмы Rexroth.Параметры выбранных распределителей сведены в таблицу 4.
Таблица 4– Технические характеристики распределителей.
-
Обозначение на схеме
Р1
Р2
Р3
Модель распределителя
WE4 1XEA
WE6 6X J
WE6 6X E
Расход рабочей жидкости, л/мин:
до 25
до 80
до 80
Максимальное давление в напорной линии, МПа
21
35
35
Вид схемы
ЕА
с закрытым центром
J
для гидрозамка
Е
с закрытым центром
Вид управления
Электрическое
Электрическое
Электрическое
Выбор фильтров
Выбраны фильтры по суммарному расходу жидкости, тонкости фильтрации и максимальному давлению. Также фильтры и их количество выбраны из условия, что пропускная способность должна быть на 20% больше суммарной производительности насосов.
Выбран фильтр 1.1.25 – 25
Таблица 5 –Характеристика фильтров
Марка фильтра |
1.1.25-25 |
Тонкость фильтрации, мкм |
25 |
Номинальный расход, л/мин |
63 |
Количество фильтров |
1 |
Выбор предохранительных клапанов
Выбор клапана первичной защиты:
Qн1=8,2л/мин;
.
Принят клапан: МКПВ 10/3 Т 2 ПЗ ХЛ4
Qн2-3=61,8л/мин;
.
Принят клапан: 20-20-1-133
Таблица 6 - Параметры предохранительных клапанов.
Модель клапана |
МКПВ 10/3 Т 2 ПЗ ХЛ4 |
Диаметр условного прохода, мм |
20 |
Расход жидкости, л/мин |
20…40 |
Номинальное давление настройки, МПа |
20 |
Вид действия клапана |
Не прямое |
Исполнение по монтажу |
Резьбовое коническое |
Исполнение по управлению |
Магнит постоянного тока 24В |
Выбор клапана вторичной защиты:
Предохранительные клапаны вторичной защиты выбраны по максимальному давлению и расходу жидкости в предохраняемой линии.
Принято два обратно – предохранительных клапана ОПК 16 и блок обратно – предохранительных клапанов типа: БОПК 16.1 – 01 [2].
Параметры предохранительных клапанов сведены в таблицу 7.
Таблица 7 - Параметры предохранительных клапанов.
Модель клапана |
БОПК 16.1 - 01 |
ОПК 16 |
Диаметр условного прохода, мм |
16 |
16 |
Расход жидкости, л/мин |
3…120 |
3…120 |
Номинальное давление настройки, МПа |
24 |
24 |
Выбор дросселя
Выбран дроссель по расходу и давлению: DV12.1.1X.M
Таблица 8 – Характеристика дросселя DV12.1.1X.M
Марка дросселя |
DV12.1.1X.M |
Размер |
12 |
Номинальный расход, л/мин |
90 |
Максимальное рабочее давление, МПа |
35 |
Выбор гидрозамка
Гидрозамок принят по давлению и расходу: Z2S6 – 6X.
Таблица 9 – Характеристика гидрозамка Z2S6 – 6X
Марка гидрозамка |
Z2S6 – 6X |
Рабочее давление максимальное, МПа |
31,5 |
Максимальный расход, л/мин |
90 |
Выбор рукавов высокого давления
Для напорных и сливных линий приняты рукава высокого давления. Исходными данными будут являться внутренние диаметры трубопроводов.
Для
Н1:
;
Для
Н2:
.
По внутреннему диаметру выбраны рукава резиновые высокого давления с металлическими навивками неармированные ГОСТ 25452-90:
Рукав 16 х 27,6 – 100 – ХЛ ГОСТ 25452-90.
Рукав 12 х 23,6– 105 – ХЛ ГОСТ 25452-90.
6 Расчет параметров и подбор механических компонентов привода и электродвигателей
Цель расчета: определение параметров и выбор электродвигателей, редукторов.
Условия расчета: обеспечение необходимой частоты вращения, момента и передаточных чисел.
Подберем
редуктор для привода транспортера.
Исходными данными будут являться
мощность привода транспортера
кВт;
частота вращения вала гидромотора
n=32,1об/с=1920
об/мин; момент на валу гидромотора М=35
Н
м.
Частота вращения барабана транспортера, об/мин [2]:
,
(28)
где
-
скорость ленты, м/с;
-
диаметр барабана, м.
.
Передаточное число:
,
(29)
где
-
момент на барабане.
.
Список использованных источников
1 Н.В. Мокин. Гидравлические и пневматические приводы. Новосибирск, СГУПС, 2004. 354 с.
2 Кузьмин А.В., Марон Ф.Л. Справочник по расчетам механизмрв подъемно – транспортных машин. – 2-е изд. – Мн.: 1983. – 350 с.
3 СТО СГУПС 1.01СДМ.01-2007. Система управления качеством. Курсовой и дипломный проекты. Требования к оформлению. Новосибирск, 2007. 60 с.