Привод цепного конвейера (работа 5)
Курсовая работа
по дисциплине « Детали машин и основы конструирования»
Екатеринбург
2009
Исходные данные
Введение
Проектирование механизмов и машин, отвечающих потребностям в различных областях промышленности должно предусматривать их наибольший экономический эффект, высокие технико-экономические и эксплуатационные качества.
Основные требования, предъявляемые создаваемому механизму: высокая производительность, надежность, технологичность, ремонтопригодность, экономичность, минимальные габариты и цена. Все выше перечисленные требования учитывают в процессе проектирования и конструирования.
Темой данного курсового проекта является «Привод цепного конвейера».
Редуктором называют механизм, состоящий из зубчатых передач, выполняемый в виде отдельного агрегата и служащий для передачи крутящего момента от вала двигателя к валу исполнительного механизма.
Проектируемый редуктор предназначен для передачи крутящего момента от вала электродвигателя к выходному валу редуктора и далее к рабочему механизму. Ведущий вал редуктора соединен с валом двигателя ременной передачей.
1. Выбор электродвигателя и расчет кинематических параметров привода
Требуемая мощность электродвигателя
P>тр>=,
где P - мощность на валу исполнительного механизма, P= 80 кВт;
η>0> – общий КПД привода,
=η∙ŋ∙ŋ
=0,95∙0,982∙0,992= 0,912
Обозначение |
Вид передачи |
К.П.Д. |
n>зп> |
цилиндрическая зубчатая |
0,95 |
ŋ>рп> |
ременная |
0,98 |
ŋ>под> |
одной пары подшипников |
0,99 |
P>тр>=кВт
По требуемой мощности из табл.П.1 [1] выбираем асинхронный электродвигатель 4А160М8 ближайшей большей стандартной мощностью P>э >= 11кВт, синхронной частотой вращения n>с>=750об/мин и скольжением S = 2,8%.
Частота вращения вала электродвигателя
n>1>= n>с >(1-)=750(1-0,028)=729об/мин
Общее передаточное число привода
u>o>===18,2
где n – частота вращения вала исполнительного механизма,
n= 40 об/мин
Передаточное отношение зубчатой передачи U принимаем равным 4 по ГОСТ 2185-66
Передаточное число ременной передачи
Принимаем равным 4,5 по ГОСТ 2185-66
Частоты вращения валов
[7. ч .1 стр.5];
Определяем мощности, передаваемые валами:
[7. ч .1 стр.5];
Крутящие моменты, передаваемые валами.
Крутящий момент на валу определяется по формуле T>i>=9550.
где P>i>> >и n>i> соответственно мощность, кВт, и частота, мин-1, на i–м валу.
[7. ч .1 стр.5];
2. Расчет цилиндрической зубчатой передачи
Выбор материалов зубчатых колес
D>m>=
S>m>=1,2(U+1) = 1,2(4+1)
Диаметр заготовки для колеса равен
d>k>=UD>m>=4∙128=512мм
Материалы выбираем по табл.1 [1]
Шестерня
Материал заготовки - Сталь 40х
Термическая обработка – Улучшение
Твердость поверхности зуба – 235-262HB
Колесо
Материал заготовки - Сталь 45
Термическая обработка- Нормализация
Твердость поверхности зуба – 179-207 HB
Определяем средние значение твердости поверхности зуба шестерни и колеса
НВ>1>=0,5(НВ>1>>min>+HB>1>>max>)=0.5(235+262)=248,5
НВ>2>=0,5(НВ>2>>min>+HB>2>>max>)=0.5(179+207)=193
Определение допускаемых напряжений
Допускаемые контактные напряжения
>HPj>> >=
где j=1 для шестерни, j=2 для колеса;
>H>>lim>> >>j> предел контактной выносливости (табл.2 [1]),
S>H>>j> коэффициент безопасности (табл.2 [1]),
S>H>>1>= 1.1 S>H>>2>=1.1
Коэффициент долговечности определяется по формуле:
К>HLj> = 1, [7. ч .1 стр.7];
где N>HEj> – эквивалентное число циклов напряжений.
N>H>>0>>j> – базовое число циклов при действии контактных напряжений (табл.1.1 [3]),
N>H>>01>16,8∙106
N>H>>0>>2> =9,17∙106
Находим эквивалентные числа циклов перемен напряжений по формуле:
N>HE>> >>j>= M>h>•N>Σ >>j>>, >[11 стр.8];
где >h>> >– коэффициент эквивалентности, определяемый в зависимости от типового режима нагружения, >h>=0,18
N>Σ>>j>> >– суммарное число циклов нагружения за весь срок службы передачи.
N>Σ>>j> = 60•h•c•t>h>
T>h>=365•L•24•K>r>•K>c>•ПВ
ПВ=0,30
С=1
где n> - >частота вращения колеса в об/мин,
Kг – коэффициент использования передачи в течение года;
Kс– коэффициент использования передачи в течение суток;
Lr– срок службы передачи в годах;
ПВ – относительная продолжительность включения.
Определяем эквивалентные числа циклов перемен напряжений:
шестерня
колесо
Определяем коэффициенты долговечности:
K>KL1>=
K>KL>>2>=
Определяем допускаемое контактное напряжение для шестерни и колеса
>H>>1>>P>>=>
>H>>2>>P>>=>
Допускаемы контактные напряжения для прямозубой передачи
>H>>Р>=>H>>Р1>=480,8 МПа
Допускаемые напряжения изгиба
>FPj>=, [11 стр.10]
где >F>> >>lim>> >>j> предел выносливости зубьев при изгибе (табл.4 [1]),
>F >>lim 1> =1,75•248,5 =434,8МПа >F>> lim 2> =1,75•193=337,75МПа
S>Fj> коэффициент безопасности при изгибе (табл.4 [1]), S>F>>1>=1,7, S>F>>2>=1,7;
K>FCj> коэффициент, учитывающий влияние двухстороннего приложения нагрузки, (табл.4 [1]) K>FC>>1>=0,65,K>FC>>2>=0,65
K>FLj> коэффициент долговечности при изгибе:
K>FL>> >>j>=1.
здесь q>j> - показатели степени кривой усталости: q>1> = 6, q>2> = 6 (табл.3 [1]);
N>F>>0> – базовое число циклов при изгибе; N>F>>0 >= 4•106.
N>FEj> – эквивалентное число циклов напряжений при изгибе; N>FE>> >>j>= >Fj>∙N>Σj>>.>
Коэффициент эквивалентности при действии напряжений изгиба определяется по табл.3 [1] в зависимости от режима нагружения и способа термообработки
>F1 >= 0.06 , >F2> =0.06 ,
N>FE1> =0,06∙82∙106 =4,92∙106
N>FE2> =0,06∙20∙106=1,2∙106
Поскольку N>FE>>1>> N>FO> принимаем K>FL>=1
K>FL>>2>>j>==1,22
Допускаемые напряжения изгиба:
>FP>>1>=
>FP>>2>=
3. Проверочный расчет передачи
электродвигатель привод вал редуктор
Определение геометрических параметров быстроходной ступени редуктора
Межосевое расстояние определяем из условия контактной прочности:
=(u+1),
где - коэффициент вида передачи, =450
K>Н> - коэффициент контактной нагрузки, предварительно примем K>Н >=1,2
Коэффициент ширины зубчатого венца
=0,5 (ряд на с.8 [1]).
=450(4+1),
Округлим до ближайшего большего стандартного значения (табл.6 [1]). 280 мм
Модуль выберем из диапазона
m==(0,01…0,02)280=2,8…5,6 мм
Выбираем стандартный модуль (табл.5 [1]): m=4
Суммарное число зубьев
Z===140
Число зубьев шестерни
Z>1>===28
Число зубьев колеса
Z>2>= Z-Z>1>=140-28=112
Фактическое передаточное число
u>ф >= ==4
Значение u>ф >не должно отличаться от номинального более чем на 2.5 % при u5
u=100=100=0%
Коэффициенты смещения шестерни и колеса: x>1>=0 x>2>= 0
Ширинa венца колеса
b>w>>2>=∙=0,5∙280=140 мм
Принимаем b>w>>2 >= 140 мм по ряду на с.11 [1].
b>w>>1>=145мм
Основные геометрические размеры зубчатых колес
Определяем диаметры делительных окружностей колеса и шестерни
d>j>=m>n>Z>j>.
Убедимся, что полу сумма делительных диаметров шестерни и колеса равна межосевому расстоянию:
Окружности вершин зубьев:
d>a>>j> = d>j>+2(1+х)
d>a>>1> = 112+2∙4 =120 мм
d>a>>2> = 448+2∙4 =456 мм.
Окружности впадин зубьев:
d>fj> = d>j>-2,5(1,25-х)
d>f>>1> = 112-2∙4∙1,25=102 мм
d>f>>2> = 448-2∙4∙1,25=438 мм
Фактическая окружная скорость, м/с:
м/с [7. ч .1 стр.23];
Для полученной скорости назначаем степень точности передачи n>ст>=9 (табл 8.1 [3])
Проверка на выносливость по контактным напряжениям и напряжениям изгиба быстроходной ступени редуктора
Условие контактной прочности передачи имеет вид >HP. >
> >Контактные напряжения определяются по формуле:
=,
где Z>σ>= 9600 для прямозубых передач,
К>Н >- коэффициент контактной нагрузки.
Коэффициент контактной нагрузки определяется по формуле:
К>Н >= K>Hα> K>Hβ> К>Н>>V>,
где K>Hα> - коэффициент неравномерности распределения нагрузки между зубьями,
K>Hβ>> >–коэффициент неравномерности распределения нагрузки по ширине колеса,
К>Н>>V>> >– динамический коэффициент.
K>Hα>=1+А(h>ст>-5)К>w>
А=0,06
К>w>=0,002HB>2>+0.036(V-9)=0,002∙193+0,036(0,94-9)=0,09
K>Hα>=1+0,06(9-5) ∙0,09=1,023
K>Hβ=>1+(К0>Нβ>-1) К>w>
Для определения К0>Нβ >вычислим коэффициенты ширины венца по диаметру
Ψ>bd>=0,5 Ψ>b>>а>(U+1)=0,5∙0,5(4+1)=1
По значению Ψ>bd> определим К0>Нβ> методом линейной интерполяции
К0>Нβ>=1,07
К>Нβ>=1+(1,07-1)0,09=1,006
Динамический коэффициент определим методом линейной интерполяции
К>Н>>V> =1,06
К>Н>> >=1,24∙1,006∙1,06=1,09
Таким образом,
Определяем недогрузку
Проверка на выносливость по напряжениям изгиба
Условия изгибной прочности передачи имеют вид >Fj> >FPj>>. >
напряжение изгиба в зубьях шестерни определяется по формуле:
,
где Y>Fj> коэффициенты формы зуба,
К>F>> >- коэффициент нагрузки при изгибе,
Коэффициент нагрузки при изгибе определяем по формуле:
K>F> = K>Fα> K>Fβ> K>FV>>.>
где K>Fα>- коэффициент распределения нагрузки между зубьями,
K>Fβ>- коэффициент неравномерности распределения нагрузки по ширине колеса,
K>FV> – динамический коэффициент.
Данные коэффициенты определяем по таблицам:
K>Fα> =1
K>Fβ> =0,18+0,82 К0>Нβ>=0,18+0,82∙1,07=1,057
K>FV>=1+1,5(K>HV>-1)=1+1,5(1,06-1)=1,09
K>F> =1∙1,057∙1б09=1,15
Y>F>>1>=
Напряжение изгиба в зубьях колеса равно:
.
Y>F>>2>=
Силы в зацеплении
Окружная сила F>t>> >= =
параметр |
обозначение |
шестерня |
колесо |
Число зубьев |
z |
28 |
112 |
Делительный диаметр |
d, мм |
112 |
448 |
Диаметр вершин зубьев |
d>a>=(z+2)m, мм |
120 |
456 |
Диаметр впадин зубьев |
d>f>=(z-2,5)m, мм |
102 |
438 |
Крутящий момент |
Т, Н∙м |
616 |
2391 |
Модуль |
M, мм |
4 |
4 |
Радиальная сила F>r>>= >= F>t> ∙ tg200=8800∙0,32=2816H
Параметры общие для шестерни и шестерни
Передаточное число |
Обозначение |
Значение |
По ГОСТу |
U |
4 |
Передаточное число фактическое |
U>ф> |
4 |
Отклонение % |
ΔU |
0 |
Высота головки зуба |
h>a> |
4 |
Высота ножки зуба |
h>f> |
5 |
Высота зуба |
h |
9 |
Межосевое расстояние |
a>w> |
280 |
4. Расчет вала
Предварительный расчет тихоходного вала
Ориентировочно определим диаметр вала в опасном сечении, мм
d==
где Т – крутящий момент в опасном сечении вала, T= 616 Нм
[τ>к>] – пониженные допускаемые напряжения на кручения
[τ>к>] = 20 мПа в районе подшипника
[τ>к>] = 15 мПа в районе посадки шестерни на вал
d>1>==53,6мм
Полученное значение округлим до ближайшего числа из ряда на с.5 [2]: d>1>=50мм
d>2>==58,9мм
Полученное значение округлим до ближайшего числа из ряда на с.5 [2]: d=60мм
5. Выбор подшипников
Шарикоподшипники радиальные однорядные для быстроходного вала
Исходные данные
Подшипник № 310
Размеры подшипника: d =50 мм, D =110 мм, B =27, мм r=3,0
Динамическая грузоподъёмность C = 61,8 кН
Статическая грузоподъёмность C>0> =38 кН
Определение опорных реакций
В вертикальной плоскости
∑M>(>>A>>)>=0
>>
∑Y=0
R>AY>+F>r>-R>BY>=0
R>AY>= F>r>-R>BY>=2816-1408=1408Н
В горизонтальной плоскости
∑M>(>>A>>)>=0
>>
∑Z=0
R>AZ>-F>t>-R>BZ>=0
R>AZ>= F>t>-R>BZ>=8800-4400=4400Н
Суммарные опорные реакции
F>r1>=
F>r2>=
Температурный коэффициент
При рабочей температуре подшипника t<1050 принимаем К>Т>=1
Коэффициент безопасности
Примем что зубчатая передача имеет 9 степень точности. Коэффициент безопасности в этом случае К>б>=2 (табл 1.6 [3])
Эквивалентная динамическая нагрузка
Р= К>б>∙К>Т>∙(XVF>r>>1>+YF>a>)=2∙1(0,6∙1∙4,619+0)=5,5 кН
X=0,6 (табл 6.6 [3])
Долговечность подшипника при максимальной нагрузке
L>h>==
m=3 шариковых подшипников
Эквивалентная долговечность подшипника
µ>n>=коэффициент эквивалентности для среднего нормального режима нагружения (табл. 4.5 [3])
Поскольку L>E>>10 000 ч, то выбранный подшипник удовлетворяет заданным условиям работы (рис. 1).
Рис. 1
6. Расчет клиноременной передачи
Исходные данные
Крутящий момент на ведущей звездочке T>1>= 144,1 Н•м
Частота вращения ведущей звездочки n>1>= 729 мин-1
Мощность двигателя Р=11 кВт
Передаточное отношение ременной передачи u=4,5
Выбор ремня
По величине крутящего момента на ведущем шкиве выбираем ремень со следующими параметрами (табл.1) [3]:
тип сечения - С
A= 230 мм2;
b>p>=19 мм;
q>m>= 0,3 кг/м
h>h>= 14 мм
L>min>=1800 мм
L>max>=10000 мм
d>min>=200 мм
Диаметры шкивов
Диаметр ведущего шкива определим по формуле (1) [3]:
d>1>=40=40=209,7мм
Округлим d>1 >до ближайшего значения из ряда на с.5 [3]: d>1>=224 мм.
Диаметр ведомого шкива равен:
d>2>=ud>1>= 4,5224=987,6 мм
После округления получим: d>2>=1000 мм.
Предварительное значение межосевого расстояния
= 0,8 (d>1>+d>2>)= 0,8 (224+1000)=979,2 мм
Длина ремня
L = 2+0.5(d>1>+d>2>)+= 2∙979,2+0,5∙3,14 (224+1000)+=3785 мм
Округлим до ближайшего числа из ряда на с.6 [3]:
L=4000мм.
После выбора L уточняем межосевое расстояние
= 0,25(L-W+)=971,5мм
где W = 0.5(d>1>+d>2>)= 0.5∙3,14(1000+224)=1921,88
Y = 2 (d>2>-d>1>)2= 2 (1000-224)2 = 1204352
Угол обхвата на ведущем шкиве
= -57.= -57.=134,230
Скорость ремня
V = ==7,6м/с
Окружное усилие равно
F>t>> >= ==1286,6
Частота пробегов ремня
===1,9 c-1
Коэффициент, учитывающий влияние передаточного числа на напряжения изгиба в ремне,
C>u>=1,14-=1,14-=1,13
Приведенное полезное напряжение для ремней нормального сечения
= --0.001V2=--0.001∙7,62 = 2,72 МПа
Допускаемое полезное напряжение
[] =CC>p>=2,72∙0,61∙0,75=1,24 МПа
где C- коэффициент, учитывающий влияние угла обхвата,
C= 1-0.44 ln=1-0.44 ln=0,87
C>p> - коэффициент режима работы.
C>p >= C>н>-0,1(n>c>-1)= 0,85-0,1(2-1)=0,75
C>н>- коэффициент нагружения, C>н>=0.85
Расчетное число ремней
Z===4,7
где С>z> - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между ремнями (табл.3) [3], предварительно приняли С>z>=0.95.
Округлим полученное до ближайшего большего Z=5, при этом С>z>=0.95
Z===5
Сила предварительного натяжения одного ремня
S>0 >= 0,75+ q>m>V2=0,75+ 0,30∙7,62 =296,4 кН
Сила, нагружающая валы передачи,
F>b >= 2 S>0 >Z sin= 2∙296,4∙5∙sin= 2730,69 Н
Список литературы
С.А. Чернавский, К.Н. Боков, И.М. Чернин Курсовое проектирование Деталей машин.
Г.Л. Баранов, Ю.В. Песин Расчет цилиндрических зубчатых передач.
Г.И. Казанский Детали машин. Методические указания по выполнению курсового проекта.