Технология художественной обработки материала: гобелен
Федеральное агентство по образованию (Рособразование)
Архангельский государственный технический университет
кафедра мебели и дизайна
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
По дисциплине
Специальные технологии художественной обработки материалов
На тему:
Технология художественной обработки материала: гобелен
Руднева Алена Игоревна
Архангельск 2009
Федеральное агентство по образованию (Россобразование)
Архангельский государственный технический университет
Кафедра мебели и дизайна
ЗАДАНИЕ НА КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
По дисциплине "Специальные технологии художественной обработки материалов"
ТЕМА: Технология художественной обработки материала: гобелен
студенту факультета
МТД 4 курса 5 группы
Рудневой Алене Игоревне
Исходные данные
Материал (на выбор): металл, дерево, камень, глина, кожа, береста, лоза, ткань, пряжа и др.
Размер изделия (ориентировочный): (ткань, пряжа) 40*40 (кожа, береста, дерево, глина) 20*20
Технология: по выбору студента.
В работе должны быть выполнены технологические пробы. В их основе лежит сравнение по какому-либо признаку. Изменения могут состоять:
в смене красителя;
в смене разновидности (породы) материала;
в смене инструмента;
в смене технологического приема;
в сочетании материалов;
в смене параметров образца (толщины, фактуры, цвета, текстуры материала); и т.д.
Положительные результаты технологических проб в итоговой творческой композиции. Творческая работа выполняется из выбранного студентом материала, на основе тщательного изучения вопросов истории развития художественной обработки данного материала, а также его свойств и технологических особенностей работы с ним.
Изделие должно иметь завершенный вид и обладать высокими художественными характеристиками
Срок проектирования с " ____" 2009г. по "______" 2009г.
Руководитель
Содержание
Введение
1.1 История гобелена
1.2 Гобелен в России
1.3 Гобелен в постсоветское время
2. Современный гобелен
2.1 Гобелен в интерьере
2.2 Промышленное создание гобеленов
3. Технологическая часть
3.1 Инструменты и приспособления
3.2 Материал
4. Технологическая последвательность выполнения изделия
5. Художественная часть
5.1 Работа с эскизом
5.2 Сравнительный анализ аналогов
5.3 Работа с материалом
Заключение
Приложения
Введение
При упоминании слова "гобелен" каждый из нас мгновенно рисует в воображении свою особую картину. Первое, что сразу же приходит на ум, - Франция, мануфактуры, замки, рыцари, монахи, дворцы, кропотливый труд, история, традиции. У каждого будет свой ассоциативный ряд. Но, насколько не были бы непохожи эти ряды, связанные с данным видом искусства, осмелюсь предположить, что, выбирая для гобелена временные рамки, мы, не задумываясь, отправили бы его в прошлое.
Еще не так давно гобелены воспринимались как неотъемлемая часть интерьера дворцов либо художественных галерей. И это неудивительно, ведь гобелен имеет многовековую историю.
Сегодня традиционный и обновленный гобелен, прежде всего, является модным и актуальным элементом оформления интерьера. Подушки, чехлы для мебели, покрывала, различные аксессуары - все эти вещи могут быть выполнены в соответствии с многовековой традицией, благодаря включению таких уникальных произведений декоративно прикладного искусства, коими являются гобелены, несущие набор положительных эмоций и создают атмосферу собственного стиля.
Гобелены удачно дополнят интерьер вашей квартиры, офиса. Этому элементу интерьера всегда найдется место в любом жилом помещении. Тематика гобеленов разнообразна: декоративные цветы, натюрморты, животные, эпизоды исторических событий, классические сюжеты, соборы и церкви, пейзажи. Так что создать свой индивидуальный стиль вам не составит особого труда. Где бы вы не решили повесить гобелены, и что бы ни было на них изображено - они, прежде всего, будут отображать ваше настроение, показывать ваш стиль и создавать ваше собственное видение уюта.
1. Историческая часть
1.1 История гобелена
Гобелены - тканые ковры ручной работы, на которых изображены репродукции картин известных художников. Гобелен - это изящное изделие, служащие для украшения стен, иногда для обивки роскошной мягкой мебели.
Искусство изготовления шпалер (гобеленов) имеет древнюю историю. Нет точной даты и места, где была создана первая шпалера.
Но сам принцип ткачества был известен еще в Древнем Египте. Самые ранние шпалеры - немецкие. Ткали их в монастырях или небольших мастерских. В холодных каменных постройках шпалеры не только украшали помещения, но и помогали сохранить в них тепло.
Средние века в Западной Европе - время расцвета шпалерного ткачества. Центрами производства шпалер становятся Париж, Аррас, несколько позднее Брюссель.
Изготовление шпалер было делом очень дорогим и кропотливым, поэтому позволить себе приобрести ковры-картины могли только члены королевских семей и самые знатные состоятельные феодалы, которые нередко при своих замках организовывали специальные шпалерные мастерские.
Шпалеры ткали из шелковых, шерстяных и даже серебряных и золотых нитей по живописным эскизам, размеры которых соответствовали размерам будущего ковра. Шпалеры заказывали сериями, в которых насчитывалось иногда до 12 и более ковров, объединенных общей темой.
Ценились они дорого по всей Европе. Но, несмотря на значительную стоимость шпалер, их красота привлекала все новых и новых поклонников среди вельмож и знати.
Шпалеры вошли в моду, ими украшали интерьеры замков, они развешивались в соборах, ратушах и даже на трибунах для зрителей во время рыцарских турниров.
Слово "гобелен" возникло во Франции в XVII веке, когда там открылась королевская мануфактура братьев Гобеленов (продукцию мануфактуры стали называть гобеленами).
Родоначальник этого семейства, красильщик Жилль Гоббелен, прибыв в царствование французского короля Франциска I из Реймса в Париж, основал неподалеку от этого города, на ручье Бьевр (Biеvre), красильню для шерсти.
Его наследники в XVI веке продолжали содержать это заведение и прибавили к нему ковровую ткацкую вроде тех, какими славилась тогда Фландрия. С начала 17-го века самую широкую известность приобрела парижская шпалерная мануфактура Гобеленов, и с этого времени безворсовые ковры с сюжетными и орнаментальными композициями начали именовать гобеленами.
ХХ век стал веком нового расцвета этого древнего вида декоративно-прикладного искусства. В 40-х годах французский архитектор Жан Люрса создал гобеленовую мануфактуру, изделия которой возродили славу французского гобелена и привели к настоящей революции в шпалерном деле.
В механическом отношении, техника гобеленовского производства очень проста, но требует от мастера много терпения, опытности и художественных познаний: хорошим ткачом гобеленов может быть только образованный художник, в своём роде живописец, отличающийся от настоящего только тем, что средства его состоят не в полотне, палитре с красками и кистях, а в нитяной основе, шпульках с разноцветной шерстью и искусных пальцах.
Так как ему приходится воспроизводить оригиналы, писанные масляными или фресковыми красками, и притом почти всегда оригиналы первоклассные, то для того, чтобы копировать их с достаточной точностью, он должен быть сведущ в рисунке, колорите и светотени не меньше настоящего живописца, а сверх того, обладать ещё и полным знанием своих специальных средств.
1.2 Гобелен в России
Первый гобелен на Руси появился в XVII веке. Тогдашнему монарху Алексею Михайловичу подарил картину-ковер французский посол. Однако реальное производство гобеленов было налажено по указу императора Петра I только в начале XVIII века. Именно тогда в Петербурге начала работать шпалерная мануфактура, где производство налаживали парижские мастера.
Следует заметить, что русский гобелен идет от фрески, традиций древней монументальной живописи, в этом его отличие, например, от текстиля Латвии, где преобладают народные традиции ткачества. Для украшения царских дворцов Петербургская шпалерная мануфактура создала множество роскошных декоративных и сюжетных композиций. Особое внимание Петербургская мануфактура уделяла такому редкому жанру, как портрет. Известно, что на заказ были вытканы портреты Петра I, Елизаветы, Екатерины II и других известных вельмож.
1.3 Гобелен в постсоветское время
О гобелене на территории Советского Союза мало кто знал. Если и мелькали они где-то, то только в кинокадрах о Екатерине Великой и других царствующих особях России. Поэтому гобелен и царские палаты - это то пространство, где эти две культуры были в естественной гармонии. Ни о каких гобеленах в частном доме и речи не было.
Зато мода на ковры компенсировала утерю этого пространства, и народ с удовольствием украшал стены коврами самых разнообразных форм, размеров, сюжетов. Ковры стали синонимом мещанского уюта, некой пародией на восточную слащавость интерьеров. Да, это была эклектика, безвкусица. Ни о какой гармонии с квадратными брусками книжных шкафов, стеллажейс речь не идет. Наряду с фарфоровыми слониками это стало символами эпохи.
2. Современный гобелен
Гобелен в современном интерьере очень популярен. Этот материал как предмет декора жилого помещения существует уже около пяти тысяч лет. Еще в древнем Египте была известна технология производства гобелена. Как говорят эксперты, ее сущность не сильно изменилась с того времени. Естественно, на смену кропотливому ручному труду пришли машины, штампующие бездушные копии текстильных панно, которые не отличаются друг от друга.
Но тенденции современного мира таковы, что в наши дни потребители испытывают потребность в большом количестве авторских, сделанных вручную, гобеленов. Эти веяния появились и в России. В наши дни в Санкт-Петербурге идет восстановление исконно-русских технологий, старинных мастерских, где несколько веков назад мастера несколько месяцев работали над одним произведением. Однако, во времена наших прабабушек гобелены практически не выполняли декоративной роли. Если и вешали гобелен на стену, то лишь для того, чтобы сохранить тепло в доме.
Шторы из гобеленов с обыкновенными орнаментами выполняли ту же роль. Ковры, одеяла и подушки, скатерти - и тут гобелен имел очень широкое применение. Для таких целей применялись гобелены без сложных рисунков и орнаментов, немарких тонов. Изделие ткалось из плотных и прочных ниток. Такие гобелены служили в какой-то степени даже стенами, разграничивая пространство больших жилых помещений.
Подобные приемы используются и в современных интерьерах, лишь принципиально поменялась точка зрения на гобелен. Он все больше утрачивает свою функциональность, превращаясь в самостоятельный декоративный элемент интерьера.
2.1 Гобелен в интерьере
Достоинство гобелена в том, что он подходит практически для любого интерьера, панно не ограничивает дизайнеров в том, какой стиль выбирать, на какое время ориентироваться. Если вы вознамерились оживить свой интерьер, придайте ему актуальности с помощью гобелена. Ведь это, наверное, наиболее простой и в тоже время самый модный способ привнести изюминку в свой дом.
Гостиная - традиционно наиболее большая комната в доме и в ней обычно не так много мебели. Это своеобразная визитная карточка всего дома, по которой можно говорить о состоятельности и вкусах хозяев дома.
Большое пространство гостиной не нагружается мебелью, как остальные комнаты. Обычно тут ставят мягкую мебель и небольшие столики. Стены при этом остаются открытыми. Это пространство прекрасно подходит для различных произведений искусств, в том числе и крупного размера. Это могут быть копии старинных гобеленов или вытканные копии известных картин. Причем настенные панно оформляются массивными багетами.
В оформлении кабинета актуальны панно небольшого размера, представляющие ансамбль на стенах. Необходимо только выбрать подходящую тематику - столицы Европы, различные цветочные этюды, натюрморты. Всегда в моде геральдические мотивы (герб, коронованный лев, традиционная для средневековья лента с девизом рыцаря, королевская лилия). Это позволит внести в помещение атмосферу серьезности и вдохновит на новые победы. Надо помнить и о том, что гобелены - это роскошное дополнение к мебели из ценных пород дерева, которая нередко встречается в кабинетах.
Плотная структура гобелена позволяет применять его на открытом воздухе в течение длительного времени. Красочные скатерти, накидки, чехлы на подушки и мебель сделают ваш внутренний дворик еще уютнее. Актуальные садовые мотивы в изображении на гобеленах - это различные цветы, животные, натюрморты.
Спальня - место для экспериментов с фактурой гобелена. Тут можно применять как тонкие гобелены ручной работы, так и драпировки "грубой" работы, для обивки мебели. Многие люди любят мягкие, приглушенные тона для спальни, но имеются и исключения, желающие видеть у себя яркие краски в интерьере. Покрывала и подушки являются неотъемлемой частью любой спальни и должны быть сделаны в одном стиле.
На кухне у нас должно быть буйство красок, заряжающее энергией на весь день. Как и в саду, на кухне допустимо использование сложнофактурных, плотных гобеленов. Это и скатерть, и накидки на стулья, и яркий натюрморт в рамке на стене. Все это добавит на кухню домашнего уюта и тепла.
Детская - самая яркая комната в доме, в которой все время царит легкий беспорядок. Наполняя эту комнату обилием текстильных изделий, вы не только предотвращаете болезненные падения малышей, но и позволяете фантазии ребенка проявить себя. Естественно, не должно быть серьезных тем, ребенка могут окружать герои любимых сказок и насыщенные цвета.
Подушки с эльфами, покрывало с картинкой из "Белоснежки и семи гномов", красочное панно с изображением Красной Шапочки и волка, придадут волшебную и добрую атмосферу в детской комнате.
2.2 Промышленное создание гобеленов
Конечно, современный бизнес не был бы им, если бы не освоил и эту сферу деятельности. С появлением машин, придумали ткацкий станок (см. Приложение Д, рис 1,2). Появились гобелены, произведенные машинами. Они были, естественно, гораздо дешевле в производстве. Это, собственно, привело к доступности гобеленов для людей среднего класса. Так сказать позволило прикоснуться к привычкам и интерьерам царствующих династий.
Безусловно, гобелен машинного производства отличается от ручной работы трудоемкостью, временем, затраченным на его производство, и соответственно, ценой.
Разница бросается в глаза сразу. Ручная работа - это рыхлость фактуры, некоторая неровность линий, это узелки. Там где кончилась нить, мастер продолжает новой.
Машина выдает более ровное пространство. Но, несмотря на это, объемность придается изображению сочетанием нитей разного состава (шелк, котон, шерсть, люрекс). Качество гобеленов различают по толщине нити, плотности плетения, (чем плотнее, тем качественней), диапазоном цветовой гаммы нитей.
Гобелены с парижской улицы Гобеленов - музейное искусство, которое может служить лишь эталоном. Но нельзя отказать себе в удовольствии заполучить частичку прекрасного, нажитого опытом предков.
Шпалеры ткутся вручную. На станке натягиваются нити основы, обычно это нецветной лен. Затем нити основы переплетаются цветными шерстяными или шелковыми нитями, при этом нити основы полностью покрываются. Шпалеры ткутся частями, которые затем сшиваются между собой (часто отдельные цветовые пятна). Кроме того, так как процесс создания шпалеры трудоемок и требует времени, один ковер обычно выполняют несколько мастеров.
Техника создания шпалер в разное время была различной. Шпалера изготавливается на высоком или низком станке. Различие между этими двумя техниками заключается в основном в расположении нитей основы, горизонтальном - на низком станке и вертикальном - на высоком. Это связано с определённым устройством станков и требует характерных движений при работе. Но в обоих случаях способ создания на рисунке объёма и цветовых переходов одинаков. Нити разного цвета переплетаются и создают ощущение постепенного изменения тона или рельефности. Ткач пропускает нить через основу, создавая одновременно и изображение, и саму ткань. Изображение на шпалере копировалось с так называемого картона. Картон - это подготовительный рисунок для будущей шпалеры, как бы модель шпалеры в натуральную величину. По одному картону можно создать несколько шпалер, одинаковых, но каждый раз отличающихся друг от друга.
В механическом отношении, техника гобеленовского производства очень проста, но требует от мастера много терпения, опытности и художественных познаний: хорошим ткачом гобеленов может быть только образованный художник, в своём роде живописец, отличающийся от настоящего только тем, что средства его состоят не в полотне, палитре с красками и кистях, а в нитяной основе, шпульках с разноцветной шерстью и искусных пальцах. Так как ему приходится воспроизводить оригиналы, писанные масляными или фресковыми красками, и притом почти всегда оригиналы первоклассные, то для того, чтобы копировать их с достаточной точностью, он должен быть сведущ в рисунке, колорите и светотени не меньше настоящего живописца, а сверх того, обладать ещё и полным знанием своих специальных средств.
По способу исполнения гобелены бывают двоякого рода: одни ткутся на станке, в котором основа натянута в отвесном положении; это более дорогой, трудный, но вместе с тем и совершеннейший сорт ковров, называемый haute-lisse; другие ковры, при ткании которых основа имеет горизонтальное положение, благодаря чему труд работающего значительно облегчается, носят название basse-lisse. Парижская национальная мануфактура с 1826 г. занимается изготовлением исключительно ковров первого рода.
По переводе контуров оригинала, при помощи кальки и угля, на основу ткач ковра haute-lisse помещается с задней стороны своего будущего произведения и начинает работать маленькими шпульками, на которые намотана шерсть всех разнообразных цветов и оттенков, встречающихся в колорите оригинала. Пропуская шпульку с шерстью какого-либо цвета через основу и опутывая ею последнюю, он повторяет эту операцию нужное число раз, а затем бросает прежнюю шпульку и принимается за другую с шерстью другого нюанса, с тем, чтобы возвратиться к первой шпульке, когда потребуется снова. Работа идёт медленно, на маленьком пространстве, причём мастеру приходится то и дело поворачиваться назад, чтобы справляться с помещённым позади него оригиналом, или вставать со своего места, чтобы взглянуть на результат работы, получившийся с лицевой стороны основы. Опытный гобеленщик может исполнить, в среднем, не более 28 кв. см. в день, или 4/>5> кв. метра в год (если считать в году 300 рабочих дней), и правительство за одно лишь тканье каждого кв. метра платит 2000-2100 фр.; целый ковер большого размера обходится в 50000, 75000 фр. То обстоятельство, что один мастер может работать только над небольшим кусочком ковра, позволяет нескольким лицам, иногда 5 - 6 человекам, участвовать в исполнении одного и того же гобелена одновременно. Гобеленовская мануфактура сама готовит для себя художников и содержит для них особое училище, в котором, сверх ткацкого дела, преподаются рисование и живопись. В 1826 г. к ней присоединена фабрика тканых ковров Савоннери, основанная в 1604 г. и получившая своё название от помещения, где некогда находился мыловаренный завод. Фабрика эта специально занимается выделыванием так называемых бархатных ковров для пола и для мебели. Фабрикация ковров basse-lisse, по прекращении её в гобеленовской мануфактуре, производится теперь во Франции исключительно в Бове и Обюссоне.
3. Технологическая часть
3.1 Инструменты и приспособления
Для занятий ручным ткачеством требуется совсем не много инструментов. Они почти не изменились за свою многовековую историю. В работе над гобеленом используют стандартный набор инструментов для вышивания (приложение Д, рис.5).
1) Подрамник или пяльцы удерживают ткань в натянутом состоянии, что влияет на качество работы. Для больших работ используют подрамники, выполненные из дерева. Для маленьких тренировочных работ - пяльцы. Подрамник может быть любых размеров, главное чтобы верхняя и нижняя планки выступали вперед (приложение Д, рис.3,4,6).
2) Ножницы. Вам понадобятся нескольких видов: большие - для вырезания ткани; средние, желательно с закругленными концами - для обрезания концов ниток.
3) Молоток и мелкие гвозди нужны для натягивания нитей основы на рамку. Лучше приготовить гвозди с округлой шляпкой (финишные), чтобы они не цепляли нити. Чем тоньше рамка, тем мельче гвозди.
4) Игла с большим ушком, так называемая "цыганская", понадобится вам при обметывании краев готового гобелена. Ушко должно быть настолько большим, чтобы через него можно было провести толстую шерстяную нить, сложенную в два раза.
5) Булавки портновские понадобятся вам для скрепления ткани и бумаги.
6) Ковровая колотушка. Она нужна для того, чтобы плотнее прибивать нити утка к наработанной части ткани. Если колотушку сделать трудно, ее с успехом заменит обычная старая металлическая вилка.
7) Для вязания ворсовых узлов существует нож-крючок, благодаря которому экономится время, а пальцы ткачихи меньше страдают.
8) Челнок. В ручном ткачестве уточную нить можно прокладывать просто руками, но челноки различной формы облегчают работу.
Оборудование рабочего места.
Работа над гобеленовым ковровым полотном достаточно трудоёмка. И чтобы работа шла скоро, следует хорошо приготовиться к ней. Рабочее место должно быть освещено дневным светом.
Если у вас нет специальной стойки для подрамника, воспользуйтесь креслом с большими подлокотниками, на которые можно положить края подрамника и работать как на столе. Можно поставить подрамник на колени и облокотить его на край стола.
Нитки лучше хранить в одном месте, смотанные в тугие клубки. При работе клубок лучше положить в небольшую коробку, где он свободно будет разматываться, а не кататься по всему полу.
Ножницы, иглы, карандаши и другие мелочи очень удобно держать в коробочке, крышку которой можно использовать как коробочку для мусора - обрезков ниток. Надевайте перед работой фартук, чтобы шерстяные волокна не сыпались на одежду.
3.2 Материал
Гобелен состоит из нитей основы и нитей утка. Роль основы довольно скромная. Она составляет каркас гобелена и не видна в готовом ковре, но без нее он не может существовать.
Задачи утка сложнее. Уточные нити пересекают оснόвные по горизонтали. Именно они создают рисунок гобелена. Требования к утку другие. Его прочность - не обязательное условие. Важно, чтобы нить утка была мягкая, эластичная, без сопротивления окутывала нити основы.
Главным материалом в ткачестве ковров и шпалер всегда была овечья шерсть.
Использовали в ковроделии и верблюжью, козью шерсть, конский волос. Шелк употребляли в старинных шпалерах для изображения освещенных и светлых мест рисунка. Чем лучше качество шерсти, тем изящнее будет выглядеть ваше изделие. Удобна в работе и грубоватая ковровая полушерсть. Синтетические волокна делают ее более жесткой и прочной.
Растительные волокна - лен, хлопок, джут, сизаль и другие - встречаются в гобелене редко. Зато искусственные и синтетические волокна современные художники применяют наряду с шерстью.
В наше время в гобелене используют самые неожиданные текстильные и даже не текстильные материалы: полоски ткани, трикотаж, тесьму, паклю, шнуры, металлические нити, кожу, кусочки стекла, зеркала, дерева и т.п.
4. Технологическая последовательность выполнения изделия
С тех давних пор, как человечество придумало тканую одежду, приемы ручного ткачества практически не изменились. Условно говоря, вертикальные колья плетня, ставшие в гобелене нитями, называются основой, а горизонтальные жерди - утком. Ручное ткачество основано на технике так называемого полотняного переплетения основы и утка.
1) Перед началом работы подготовим деревянную раму.
1) Прежде всего, выполняем эскиз к будущему гобелену.
2) Далее следует решить, каким будет размер изделия и его форма. Наиболее удобна в ткачестве прямоугольная (по горизонтали или вертикали) и квадратная формы. Сложнее выполнить круг или овал. Впрочем, можно использовать и любые нестандартные очертания изделий.
3) Третьим этапом в изготовлении гобелена будет создание основы, а в качестве ткацкого станка может быть использована самая обычная деревянная рама. Если размер будущего гобелена 250 х 250 мм, то рама должна быть примерно 750 х 500 мм, то есть ее размеры следует выбрать, утроив ширину и удвоив высоту гобелена. Делается это для будущего удобства в работе. Составляющие основу нити должны быть льняными - достаточно прочными и не тянуться. При сновке не следует натягивать нить слишком сильно. Слабое натяжение тоже не годится - ткань получится дряблой. В обоих случаях уток в дальнейшем будет трудно прокладывать.
4) Далее следует определить, какие нити больше соответствуют замыслу: традиционная шерсть, блестящий шелк, грубоватый лен или какой-то другой материал.
5) Плетение. Приступая к технической работе, следует знать основные техники плетения. Опираясь на них можно создать очень индивидуальное изделие или выработать собственный стиль в работе.
технология гобелен обработка материал
Закрепление утков на общей нити основы. Уточные нити разного цвета, идущие с противоположных сторон, доводят до общей нити основы и поочередно закрепляют на ней (Приложение Е, рис.1).
Сцепление утков между собой. Цветные уточные нити доводят до границы с цветом, переплетают и возвращают на исходные позиции (Приложение Е, рис.2).
Ткачество с просветами. В этом методе обвива уточные нити не соприкасаются и между ними остается щель (реле). Реле может зашиваться с изнанки или оставаться в качестве декоративного элемента. Ткачество с просветами может идти как на прямую нить, так и на косую (Приложение Е, рис.3).
Ткачество с использованием соединительной нити. Применяется для ткачества с просветом, когда нужно не заметно скрыть щели. Для этого между слоями уточных нитей прокладывается тонкая нить, скрепляющая две половинки (Приложение Е, рис.4).
Паласная техника. Так же применяется для плетения на разные нити основы. Компенсируя соединение зигзагообразное формой выкладывания нитей. Эта техника прочно сцепляет между собой два цвета и не дает уплотнения на тканой основе (Приложение Е, рис.5,6).
Двойное соединение. Нити утка сцепляются между нитями основы (Приложение Е, рис.7).
В создании современных гобеленов часто используют ковровые техники плетения. Они позволяют добиться объема или фактуры в тех участках, где это требуется. Наиболее часто используют:
Узел гиордес. Узлы располагаются в шахматном порядке, между рядами узлов прокладывается уточная нить в два ряда (Приложение Е рис.9).
Узел Сенне. Отличается от узла гиордес тем, что узлы открыты налево, а не раскрываются в центре (Приложение Е, рис.8).
Обвивка. Обвивку часто используют для создания контура, черного или белого, поскольку он объединяет всю композицию. Толстая рельефная линия обогащает фактуру гобелена (Приложение Е, рис.10,11).
6) Заключительным этапом работы (так же как и начальным) является плетенка-цепочка. После чего необходимо убрать планку и срезать гобелен с рамы. Нити основы желательно отрезать около гвоздей, поскольку ее концы необходимо завязать узелками справа налево. Две последние нити завязываются обычным узлом. Затем правую нить откидывают на изделие, а левую связывают со следующей и т.д. В результате все нити окажутся на изнаночной стороне (Приложение Е, рис.12). Теперь остается только приметать их иголкой с ниткой. Готовый гобелен нужно отпарить утюгом через влажную марлю (кроме ворса и петель)
5. Художественная часть
5.1 Работа с эскизом
Для гобелена выбрана тема "абстрактное дерево". Идея эскиза взята с летнего наброска (Приложение Ж, рис.1). Предварительный эскиз, карандашом, вписан в квадрат (Приложение Ж, рис.2). Для проработки деталей делаем два дополнительных эскиза в цветном (Приложение Ж, рис.4) и черно-белом варианте (Приложение Ж, рис.3). Опираясь на полученною разработку выполняем эскиз в цвете в натуральную величину (Приложение Ж, рис.5). И так, выбрана цветовая гамма, определен размер и формат будущего изделия.
Далее следует определиться с оформлением и технологией изготовления. Для достижения максимальной схожести с эскизом выбираем ткачество с просветами. Оно не оставляет швов и дает большую свободу для творчества. Предполагаем будущий гобелен, как подвесной. Его оформление заключается в подвешивании на деревянную основу. Для того чтобы зрительно вытянуть и украсить изделие - снизу полотно можно украсить кистями из цветных ниток.
5.2 Сравнительный анализ аналогов
Что выполнить свой первый гобелен необходимо рассмотреть ряд аналогов. Достаточно несколько работ, на примере которых можно определиться техникой или подчеркнуть что-то в дополнение к уже готовой работе (Приложение Г).
Работы, подобранные в приложении, каждая по отдельности выглядит очень индивидуально. Обобщающим фактором является контрастность цветовой гаммы. Все они построены на контрасте локальных цветовых пятен и нюансных дополнениях, в качестве штриховки.
Наиболее четко просматривается этот прием в примере 1 (Приложение Г, рис.4). На рисунке изображена церковь с прилежащей территорией. Работа очень абстрактна и лаконична в цветовом решении. На первый взгляд читается всего пять основных цветов: голубой, синий, желтый, коричневый и оранжевый. Суть этой работы в ее нюансном решении некоторых пятен, что делает работу более сложной, а значит и более интересной для зрителя.
В примере 2 (Приложение Г, рис.2) мы видим обратную картину в плане цветового отношения. Каждый кусочек является сложным сочетанием нескольких видов ниток. Но цвет, в этой работе - это не то, что заинтересует зрителя. Изделие смориться за счет оригинального эскиза и рельефности. Это крупные петли, разная толщина нитки, нашивные детали в виде жгутов и косичек.
Немаловажную роль в гобелене играет его оформление. Наиболее распространенные способы - это натягивание на раму или подвешивание на твердой основе. Для итоговой работы выбран подвесной гобелен. Пример 3 (Приложение Г, рис.1,6) может рассказать нам об оформлении нижнего края гобелена. На рисунке 1 мы видим подвесной гобелен с изображением птицы, нижний край которого заканчивается нитками на выпуск в хаотичном порядке. Нитки имитируют продолжение хвоста и придают визуальную легкость изделию, что вполне соответствует основной идее. На рисунке 6 выпускаются три пучка нитей, которые являются продолжением деревьев. За счет этого гобелен не смотреться обрубленным и выглядит завершенным.
5.3 Работа с материалом
Работа с материалом - это наиболее ответственный пункт работы. Рассмотрев ряд аналогов можно сделать вывод: от того какие и в каком отношении выбраны материалы зависит 90% работы.
Для итоговой работы выбрана техника ткачества с просветами, т.е. нитки не переплетаются между собой. Это дает широкую возможность для подбора нитей, толщина и фактура не имеет значения, с технической точки зрения.
В работе над гобеленом использовались тонкие и толстые буклированные шерстяные нити, а так же средней толщины хлопковые. Сочетание материалов по толщине и фактуре придает работе не много объема. Для локальных пятен подойдут хлопковые нити. Они яркие, не тянутся и не дают усадки при отпаривании. Для нюансных деталей, переходов и штриховок идеальны тонкие шерстяные нити. Единственный их минус - усадка, это стоит учитывать в работе. Для ствола дерева отлично подошла толстая, грубая шерстяная нить.
Многое зависит от цвета материала с которым работаешь. Итоговая работа выполнена в родственной цветовой гамме, акцент сделан на контраст цветовых пятен по светлотности. Использовано четыре основных цвета: желтый, синий, зеленый и коричневый. Каждого по три мотка с различным оттенком. Кроме того вышивая в две нити можно добиться новых цветовых оттенков.
Заключение
Гобелены имеют простую технику плетения, но требует от мастера много терпения, опытности и художественных познаний: хорошим ткачом гобелена может быть только образованный артист, в своем роде живописец, отличающийся от настоящего только тем, что средства его состоят не в полотне, палитре красками и кистях, а в нитяной основе, шпульках с разноцветною шерстью и искусных пальцах; так как ему приходится воспроизводить оригиналы, писанные масляными или фресковыми красками, и притом почти всегда оригиналы первоклассные, то для того, чтобы копировать их с достаточною точностью, он должен иметь познания в живописи, колорите и светотени не меньше настоящего живописца, а сверх того, обладать еще и полным знанием своих специальных средств.
Приложения
Приложение А
История гобелена
Рисунок 1.
Рисунок 2.
Приложение Б
Гобелен в современном интерьере
Рисунок 1. Рисунок 2.
Приложение В
Современные работы выполненные в технике гобелен
Рисунок 1. Рисунок 2.
Рисунок 3.
Приложение Г
Основные приемы плетения
Рисунок 1. Закрепление утков на общей нити основы
Рисунок 2. Сцепление утков между собой
Рисунок 3. Ткачество с просветами Рисунок
4. Использование соединительной нити
Рисунок 5. Паласная техника Рисунок 6. Паласная техника
Рисунок 7. Двойное соединение
Рисунок 8. Узел Сенне Рисунок 9. Узел Гиордес
Рисунок 10. Контурная обвивка Рисунок 11. Встречная обвивка
Рисунок 12 (а, б). Заключительный этап работы над гобеленом