Контроль качества изделий
Министерство образования и науки РФ
ГОУ ВПО Казанский государственный технический университет им.Туполева
РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА
По дисциплине «МЕТРОЛОГИЯ.СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ»
Работу выполнил
студент «КТОАМП»
Максимов Антон
Работу проверил
преподаватель
Савин И.А.
г. Набережные Челны –2010
Расчетно-графическая работа № 1
Тема: Контроль качества гладких цилиндрических изделий
Номинальный размер соединений: 10
Посадки:
1) Дано:
ES= + 0,036 мм es= -0,013 мм
EI= + 0 мм ei= - 0,035 мм
Решение:
S>max> = ES-ei = + 0,036 – (- 0,035)= + 0,071
S>min> = EI-es = 0-(-0,013) = + 0,013
TS = S>max> – S>min> = + 0,071- 0,013= + 0,058
Проверочный расчет
ТП = TД + Td = (ES - EI)+(es - ei) = ( + 0,036 – 0) + ( -0,013 – ( - 0,035) =
= + 0,036 + 0,022 = 0,058 мм
+0,036
H9
0
- 0,013
f8
- 0,035



Ответ:
S>max> = + 0,071 мм
S>min> = + 0,013 мм
Вывод: посадка с зазором в системе отверстия.
2) Дано:
ES= - 0,017 мм es= 0мм
EI= -0,032 мм ei= - 0,009 мм
Решение: : N>max> = es-EI = 0,032
N>min> = ei-ES = 0,008
TП = N>max> – N>min> = 0,024
+ 0,033
h 6

- 0,017





S7

- 0,032



Ответ:
N>max> = + 0,032 мм
N>min> = + 0,008 мм
Вывод: посадка с натягом в системе вала.
3) Дано:
ES= +0,062 мм es= -0,025 мм
EI= -+0,040мм ei= -0,040 мм
Решение:
S>max> = ES-ei =0,102
S>min> = EI-es =0,065
TS = S>max> – S>min> =0,037
Проверочный расчет
ТП = TД + Td = (ES - EI)+(es - ei) = 0,037 мм
+ 0,062
D8
+0,040
0
- 0,040












- 0,025
e7
Ответ:
S>max> = + 0,102 мм
S>min> = + 0,065 мм
Вывод: посадка с зазором комбинированная.
Расчетно-графическая работа № 2
Обоснование выбора посадок подшипников на валы и в отверстия корпусов
Дано:
№ подшипника – 114
Класс точности подшипника – 5
d = 70 мм = 0,070 м
D = 110 мм = 0,110 м
B = 20 мм = 0,020 м
r = 2,0 мм = 0,002 м
серия - легкая
Fr = 0,8 КН = 800 Н
Fa = 0,6 КН = 600 Н
Решение:
К>1> = 1,8
К>2> = 1
К>3> = 1
Предельные отклонения вала (js5)
max = + 0,065 мм
min = - 0,065 мм
Предельные отклонения внутреннего кольца
max = 0
min = - 0,009 мм
Предельные отклонения наружного кольца
max = 0
min = - 0,010 мм
Внутреннее
кольцо:
N>max> = es –EI = +0,065 - (- 0,009) = + 0,074 мм
S>max >= ES - ei = 0 - ( - 0,065) = + 0,065 мм
+ 0,065









0
js5
L5
- 0,009

- 0,065

Определяем допустимое значение натяга:
Па
0,248
мм
Для нагрузки со значительными толчками, вибрациями, кратковременными перегрузками до 200% и неразъемном корпусе выбираем поле допуска (Н7)
Наружное
кольца:
Smax = ES – ei = +0,035 – (-0,010) = +0,045 мм
Smin = EI – es = 0 – 0 = 0
0,035
H7
0
l5
-0,010


Вывод:
Соединение
с небольшим зазором, что позволяет
постепенно проворачиваться наружному
кольцу в корпусе. Радиальное усилие при
этом воспринимается новыми участками
дорожек качения кольца, что приводит к
равномерному изнашиванию дорожек
кольца.
Соединение
переходное, что исключает возможность
обкатки и проскальзывание этого кольца
по посадочной поверхности вала и
удовлетворяет эксплуатационным
требованиям.
Расчетно-графическая работа № 3
Тема: контроль качества шлицевых соединений с прямобочными и эвольвентными профилями.
Дано:
Ширина шлица, b мм - 12
Количество шлицев, 10
Внутренний диаметр, d мм - 82
Наружный диаметр, D мм – 88
Центрирование по – d
Обозначение посадки
соединения
Решение:
Номинальные рамеры |
Поле допуска |
Отклонение по ГОСТ 25346-89 мм |
Предельные размеры |
||
Верхнее |
Нижнее |
Наибольший |
Наименьший |
||
Шлицевой вал |
|||||
d = 82 D = 88 b = 12 |
g6 a11 k7 |
- 0,12 - 0,38 + 0,019 |
- 0,034 - 0,6 + 0,001 |
81,988 87,62 12,019 |
81,966 87.4 12,001 |
Шлицевая втулка |
|||||
d = 82 D = 88 b = 12 |
H7 H22 D9 |
+ 0,035 + 0,35 + 0,093 |
0 0 + 0,050 |
82,035 88,35 12,093 |
82 88 12,050 |
d
– 10 x
82
x
88
x
12
Поле допуска шлицевой втулки
d
- 10 x
82H7
x
88H12
x
12D9
b = 12
ES (H22)
EI (H22)
ei (a11)
D = 88
es (a11)
ES (D9)
EI (D9)
ES (H7)
es (k7)
ei (k7)
EI(H7)
es (g6)
ei (g6)
Поле допуска шлицевого вала
d
– 10 x
82g6
x
88a11
x
12k7
Расчетно-графическая № 4
Дано: диаметр резьбы D = 42 мм
шаг резьбы P = 2 мм
обозначение резьбового
соединения
Из таблицы ГОСТ 9150 – 59 выписываем номинальные значения диаметров:
d = D =42 мм
d>2> = D>2> = 41,350 мм
d>1> = D>1> = 40,917мм
По ГОСТ 16093 – 70 определяем предельные отклонения диаметров резьбы в (мкм):
Болт
Верхнее отклонение для d, d>1>, d>2> = -26
Нижнее отклонение для d = -206
Нижнее отклонение для d>2> = -151
Гайка
Верхнее отклонение для D>2> = +196
Верхнее отклонение для D>1> = +262
Подсчитываем предельные размеры болта и гайки:
Болт, мм |
Гайка, мм |
d>max> = 42 – (- 0,026) = 42,026 |
D>max> – не нормируется |
d>min> =42 – ( -0,206) = 42,206 |
D>min> = 42 |
d>2max >= 41,350 – (-0,026) = 41,376 |
D>2max> = 41,350 + 0,196 = 41,546 |
d>2min >= 41,350 – (-0,151) = 41,501 |
D>2min> = 41,350 |
d>1max >= 40,917 – (-0,026) = 40,943 |
D>1max> = 40,917 + 0,262 = 41,179 |
d>1>>min>> >– впадина не должна выходить за линию плоского среза, проведенную на расстоянии |
D>1min> = 40,917 |
мм
P=2


P=2