Расчет и проектирование прямозубого редуктора
Министерство образования Российской Федерации
Нижегородский государственный архитектурно строительный университет
Кафедра технологии строительного производства
Курсовая работа по дисциплине «Механика»
Расчет и проектирование прямозубого редуктора
Выполнила: Китаева Е.А.
Группа: ПТз-06
Поверил: Серов Ю.А.
Нижний Новгород 2010
Основные данные для проектирования прямозубого редуктора:
мощность на выходном валу- N>2>=10кВт;
число оборотов выходного вала- n>2>=250 об/мин
2) Выбор электродвигателя привода:
Коэффициент полезного действия.
к.п.д. зубчатой пары ηз.п.=0,97(табл.20)
к.п.д. учитывающий потери в паре подшипников ηпод.=0,99
Общий к.п.д. привода:
η=ηз.п.* ηпод2=0,97*0,992 =0,95
Требуемая мощность электродвигателя
Nэл.р.= N>2 >/η=10/0,95=10,52 кВт=10520 Вт
Из таблицы 1 выбираем ближайший по мощности электродвигатель. Принимаем электродвигатель АО2-61-4 N=13 кВт, m=1450 об/мин
3)Кинематический расчет:
Угловая скорость электродвигателя
ω>1>=πn>1> / 30=3,14*1450 / 30=151,6 рад/с
4) Выбор материала для зубчатой пары
Для шестерни принимаем сталь 50, термообработка-улучшение, твердость HB 258. Для зубчатого колеса- сталь 40, термообработка-нормализация, твердость HB 152,
Пределы прочности материалов шестерни (задаемся диаметром заготовки до 200мм) σb1=740н/мм2 и зубчатого колеса (диаметр заготовки около 500мм) σb2=510н/мм2
(табл.5,6)
Пределы выносливости при симметричном цикле изгиба:
для шестерни (σ>-1>)>1>=0,43* σ>b>>1>=0,43*740=318н/мм2
для колеса (σ>-1>)>2>=0,43* σ>b>>2>=0,43*510=219н/мм2
Допускаемые контактные напряжения:
Твердость поверхностей зубьев не более HB 350 [σн]=2,75 HB
Допускаемые напряжения определяем исходя из длительной работы редуктора:
для шестерни [σ>н>]>1>=2,75*258*1=710н/мм2
для колеса [σ>н>]>2>=2,75*152*1=418н/мм2
Допускаемые напряжения изгиба зубьев
При одностороннем действии нагрузки [σ>F>]=(1,5-1,6) σ>-1> / [n][K>σ>]
где [n]- коэффициент запаса прочности , [n]=1,5(табл. 8)
[K>σ>]-эффективный коэффициент концентрации напряжения у корня зуба, [K>σ>]=1,5(табл.9)
для шестерни [σ>F>]=1,5*318 / 1,5*1,5=212н/мм2
для колеса [σ>F>]=1,5*219/1,5*1,5=146 н/мм2
Межосевое расстояние передачи:
а=(u+1) 3√(340/[σ>н>]>2>)2 КТ>1>/uψ>ba>
где u-передаточное число редуктора, u=n1/n2=1450/250=5.8;
Т>1 >–крутящий момент на валу шестерни;
Т>1>=N>1>/ω>1>=10520/151,76=69,3 Нм=69300 Нмм
К-коэффициент нагрузки, К=1,35
[σ>н>]>2>-допускаемое контактное напряжение материала зубчатого колеса, [σ>н>]>2>=418Н/мм2
ψ>ba>-коэффициент ширины колеса, ψ>ba>=0,4.
Подставляя выбранные значения величин, получим:
а=(5,8+1) 3√(340/418)2 1,35*69300/5,8*0,4 = 203мм
Принимаем а=210 мм(табл.10)
Модуль зацепления:
m=(0,01-0,02)*a=(0,01-0,02)*200=2-4мм
Принимаем m=2,25(табл.11)
Основные параметры зубчатой пары:
Число зубьев шестерни и колеса:
z>1>=2a / m(u+1)=2*210 / 2,25(5,8+1)=420/15,3=27,45
Принимаем z>1>=27;
z>2>=u*z>1>=5,8*27=156,6
Принимаем z>2>=157
Делительные диаметры шестерни и колеса (мм)
d>1>=m* z>1>=2,25*27=60,75 принимаем d>1>=61
d>2>=m* z>2>=2,25*157=353,25 принимаем d>2>=353
Диаметры окружностей выступов шестерни и колеса
da>1>=d>1>+2m=61+2*2,25=65,5 принимаем 66
da>2>=d>2>+2m=353+2*2,25=357,5 принимаем 358
Диаметры окружностей впадин зубьев шестерни и колеса
df>1>=d>1>-2,5m=61-2,5*2,25=55,375 принимаем 55
df>2>=d>2>-2,5m=353-5,625=347,375 принимаем 347
Рабочая ширина зубчатого колеса
b>2>=ψ>ba>*a=0,4*210=84мм.
Ширину шестерни из условия неточности сборки принимаем
b>1>= b>2>+5=84+5=89 мм
Фактическое передаточное число
u>ф>=z>2>/z>1>=157/27=5,8 принимаем 6
Окружная скорость передачи:
V>1>=π*d>1>*n>1> / 60=3,14**0,061*1450/ 60=4,628 м/сек.
При твердости материала менее HB 350 и данной окружной скорости назначаем 8-ую степень точности изготовления зубчатых колес.(табл.12)
Уточнение коэффициента нагрузки:
К>ф>=К>ν>*К>β>,
где К>ν>-динамический коэффициент, К>ν>=1,5;(табл. 13)
К>β>-коэффициент концентрации нагрузки, К>β>=1+ К>β>’ / 2,
где К>β>’ =1,4(табл.15)-коэффициент концентрации нагрузки для неприрабатывающихся зубчатых колес при относительной ширине шестерни ψ>bd>>1>=b>2> / d>1>=84/61=1,37
К>ф>= К>ν>*К>β>=1,5* 1+1,4/2 = 1,37
Проверка расчетных контактных напряжений:
σ>н>=340 / а √К>ф>Т>1>(u>ф>+1)3 / b>2>u>ф>=340/210 √1,8*69,3*103*(5,8+1)3 / 84*5,8=440 Н/мм2>[σ>н>]2
Перенапряжение составляет
σ>н >- [σ>н>]>2 >/ [σ>н>]>2 >=440-418/418=5%
Силы, действующие в зацеплении:
Окружное усилие
F=2T>1> / d>1>=2* 69,6*103 / 61=2262,3 Н
Радиальное усилие F>r>=F>t>*t>g>*α, где α-угол зацепления, α=200; F>r>=2262*0,364=823,47 Н
Расчетное напряжение изгиба в опасном сечении зуба шестерни:
σ>F>= F>t>* К>ф> / y*b>2>*m,
где y-коэффициент формы зуба, у>1>=0,411, у>2>=0,4972(табл.16)
Проведем сравнительную оценку прочности зубьев шестерни и зубчатого колеса на изгиб:
для шестерни: у>1 >* [σ>F>]>1>=0,411*212=87,132 Н / мм2
для колеса: у>2 >* [σ>F>]>2>=0,49 72* 146=72,59 Н / мм2
Расчет ведем для зубьев колеса, как наименее прочному элементу
σ>F>>2>=2262,3*1,8/ 0,497*84*2,25=4072 / 93,93= 43,64< [σ>F>]>2>
Ориентировочный расчет валов:
Крутящие моменты на валах Т>1> =69300Нмм
Т>2>=Т>1>* u>ф>=69300*6=415800 Нмм
Конструирование валов
Предварительно определяем диаметры валов из расчета только на кручение, задаваясь пониженными допускаемыми напряжениями [τ]=40 Н/ мм2
Ведущий вал d>1>>b>==³√89,6*103 / 0,2*40=20,5 мм
Принимаем d>1>>b>=22мм(табл.17)
Значения диаметров остальных шеек вала подбираем конструктивно:
d>1>>c>=25мм-диаметр вала под сальником(табл.19)
d>1>>n>=30мм-диаметр вала под подшипником(табл.20)
d>1ш>=35мм-диаметр вала под шестерней.
Ведомый вал d>2>>b>= =³√415800 / 0,2*40=37,3 мм
Задаемся:
d>2>>b>=35мм-диаметр выходного конца(табл.18)
d>2>>c>=38мм-диаметр вала под сальником(табл.19)
d>2п>=40мм-диаметр вала под подшипником(табл.20)
d>2к>=42мм-диаметр вала под зубчатым колесом(табл.10)
Конструктивные размеры зубчатых колес и элементов корпуса:
Шестерня - выполняется сплошной.
Зубчатое колесо: диаметр ступицы d>2ст>=1,6* d>2к>=1,6*42=67 мм,
задаемся d>2ст>=68 мм.
Длина ступицы l>2ст>=1,5*d>2к>=1,5*42=63 мм, принимаем l>2ст>=1,5*42=64 мм.
Толщина обода δ>о>=3*m=3*2,25=6,75 мм, принимаем 7мм
Толщина диска с>2>=0,3*b>2>=0,3*84=25,2 мм принимаем 25мм
Толщина стенки δ=0,025*а+1=0,025*203+1=6,075 мм; принимаем δ=7мм.
Радиус сопряжений R=(0,5-1,5) *δ=3,5-10мм, принимаем R=7мм.
Толщина наружных ребер δ>1>=0,8 δ=0,8*7=5,6мм, принимаем δ>1>=6мм.
Ширина фланца для крепления крышки к корпусу редуктора К=4*δ=4*7=28мм.
Подбор подшипников:
Расчет ведем без кучета догружения вала силой от муфты, возникающей в результате неточности монтажа .
Из предидущих расчетов Ft=2262 Fr=823 H
Реакция опор ведомого вала
Опоры располагаются симметрично относительно зубчатой пары.
В плоскости XY Rcx=Rdx=Ft/2=2262/2=1131H
В плоскости XZ Rcy=Rdy=Fr/2=823/2=411,5 H
Суммарная реакция Rc=Rd=120 кгс
Приведенная нагрузка на подшипник при отсутствии осевой составляет Fa=0
P=R*Kk*Kb*Kt, где
R-радиальная нагрузка R=120 кгс
Кк-коэффициент вращения вала, при вращении Кк=1
Кδ-коэффициент безопасности для редуктора Кδ=1,4 (табл.28)
Кt-температурный коэффициент, при температуре менее 100°, Kt=1(табл.29),тогда
Р=120*1,4=168 кгс
Задаем долговечность работы подшипников узла h=10000 часов, тогда
С=P(0,00006*n*h)=168*(182.5*0,00006*10000)⅓=687
По табл. 20 подбираем шарикоподшипник, ориентируясь по посадочному диаметру вала и динамической грузоподъемности, № 104, С=736кгс
Габаритные размеры шарикоподшипника dxDxB=40x68x15
Проверочный расчет валов
Мэк=(Мu²+T²2)½
l1=l2=65мм. Мизг=R*l1=1203.54*65=78230Hмм
Ведущий вал
М1эк=(78230²+69300²)½=423095Нмм
=20,5мм<35 мм
Ведомый вал
М1эк=(78230²+415800²)½=423095Нмм
d2k==32,1мм<42 мм
16) Посадка зубчатого колеса на вал:
Сопряжения - система отверстия; допуски соединения
Φ42 Н7/К6 (+0,025/ +0,018/+0,002)
Верхнее и нижнее отклонение отверстия BO>A>=+0,025мм, HO>A>=0мм
Верхнее и нижнее отклонение вала BO>B>=+0,018мм, HO>B>=+0,002мм
Предельные размеры отверстия d>Amax>=42,025мм, d>Amin>=42мм
Предельные размеры шейки вала d>Bmax>=42,018мм, d>Bmin>=42,002мм
Допуск на обработку отверстия δ>A>= d>Amax>- d>Amin>=42,025-42=0,025мм
Допуск на обработку вала δ>B>= d>Bmax>- d>Bmin>=42,018-42,002=0,016мм
Максимальный зазор S>max>= d>Amax>- d>Bmin>=42,025-42,002=0,023мм
Максимальный натяг N>max>= d>Bmax>- d>Amin>=42,018-42=0,018мм
17) Посадка подшипника №108 на вал:
Отверстие внутреннего кольца подшипника класса «6» - Φ40>-0,010>мм
для сопрягаемой с подшипником шейки вала назначаем допуск Φ40К6 (+0,018/ +0,002)
Верхнее и нижнее отклонение отверстия BO>A>=0мм, HO>A>=-0,010мм
Верхнее и нижнее отклонение вала BO>B>=+0,018мм, HO>B>=+0,002мм
Предельные размеры отверстия d>Amax>=40мм, d>Amin>=39,99мм
Предельные размеры шейки вала d>Bmax>=40,018мм, d>Bmin>=40,002мм
Допуск на обработку отверстия δ>A>= d>Amax>- d>Amin>=40-39,99=0,01мм
Допуск на обработку вала δ>B>= d>Bmax>- d>Bmin>=40,018-40,002=0,016мм
Максимальный и минимальный натягисоединения
N>max>= d>Bmax>- d>Amin>=40,018-39,99=0,019мм
N>min>= d>Bmin>- d>Amax>=40,002-40=0,002мм
18) Установка подшипника в корпус:
Назначаем: допуск на обработку отверстия Φ80Н7 (+0,030)
Внешний диаметр подшипника выполнен с допуском Φ80>-0,011>мм
Предельные размеры отверстия d>Amax>=80,030мм, d>Amin>=80мм
Предельные размеры внешнего диаметра подшипника d>Bmax>=80мм, d>Bmin>=79,989мм
Допуск на обработку отверстия δ>A>= d>Amax>- d>Amin>=80,030-80=0,03мм
Допуск на обработку внешнего диаметра вала δ>B>= d>Bmax>- d>Bmin>=80-79,989=0,011мм
Максимальный и минимальный зазоры соединения
S>max>= d>Amax>- d>Bmin>=80,030-79,989=0,041мм
S>min>= d>Amin>- d>Bmax>=80-80=0мм
Литература
Методическое указание «Проектирование редуктора» Канд. техн. наук, доцент Ю.А. Серов Нижний Новгород 2004