Проект привода ленточного конвейера (работа 1)
Введение
Согласно заданию требуется разработать привод ленточного транспортера, состоящий из электродвигателя, клиноременной передачи и двухступенчатого цилиндрического зубчатого редуктора.
Требуется выбрать электродвигатель, рассчитать зубчатые передачи, спроектировать и проверить пригодность шпоночных соединений, подшипников, разработать общий вид редуктора, разработать рабочие чертежи деталей: выходного вала, зубчатого колеса, крышек подшипников, шкива.
Электродвигатель выбирается исходя из потребной мощности и частоты вращения. Зубчатая передача рассчитывается по условиям контактной и изгибной выносливости зубьев, проверяется на статическую прочность. Параметры ременной передачи принимаются по результатам расчета на тяговую способность. Валы проектируются из условия статической прочности (ориентировочный расчет) и проверяются на выносливость по коэффициенту запаса прочности.
Шпоночные соединения проверяются на смятие, и размеры принимаются в зависимости от диаметра соответствующего участка вала. Типовой размер муфты определяется исходя из передаваемого момента, частоты вращения соединяемых валов и условий эксплуатации.
Форма и размеры деталей редуктора и плиты привода определяются конструктивными и технологическими соображениями, а также выбором материалов и заготовок.
При расчёте и проектировании ставится цель получить компактную, экономичную и эстетичную конструкцию, что может быть достигнуто использованием рациональных материалов для деталей передач, оптимальным подбором передаточного числа передач, использованием современных конструктивных решений, стандартных узлов и деталей при проектировании привода.
1 Кинематический расчет привода
1.1 Схема привода
Рисунок 1-Схема привода
Привод состоит из электродвигателя, клиноременной передачи и 2-х ступенчатого циллиндрического редуктора. Движение от электродвигателя через клиноременную передачу 1-2 передается на входной вал редуктора 2-3. Через косозубую цилиндрическую передачу 3-4 передается движение на промежуточный вал 4-5 и далее через косозубую цилиндрическую передачу 5-6 на выходной вал редуктора – 6, который упругой муфтой соединен с валом барабана транспортера.
1.2 Выбор электродвигателя
1.2.1 Требуемая мощность электродвигателя
Р>эд >= Р>вых> / >общ> ,
где Р>вых> - общая мощность на выходе, кВт.
>общ> - общий КПД привода;
>общ>= >12>>34>>56>4>п>>м >где,
>12 >- КПД ременной передачи 1-2;
>34 >- КПД косозубой цилиндрической передачи 3-4;
>56 >- КПД косозубой цилиндрической передачи 5-6;
>п >- КПД пар подшипников;
>м >- КПД муфты
>общ> = 0,95 0,970,97 0.994 0,98= 0,841
Р>вых> = F>t> V, где F>t> - окружное усилие на барабане, кН ;
V - скорость ленты конвейера, м/с;
Р>вых> = 8700∙0,45 = 3915Вт = 3,9 кВт;
Р>эд> = ,
1.2.2 Требуемая частота вращения
n>э>>.>>тр> = n>вых>i>12>i>34> i>56>
где, i>12> -передаточное отношение передачи 1-2
i>34> - передаточное отношение передачи 3-4
i>56> - передаточное отношение передачи 5 - 6
n>вых> - требуемая частота вращения на выходе привода
n>вых> = ,
где D>б> - диаметр барабана,мм
n>вых> = об/мин
n>э.тр>= 1000 об/мин
1.2.3 Выбор электродвигателя
выбирается электродвигатель 132S6.
Параметры: P = 5,5 кВт, n>эд> = 960 мин-1.
Рисунок 2-Электродвигатель 132S6.
1.3 Уточнение передаточных чисел
Общее передаточное число
,
где U>ред> – передаточное число редуктора;
U>12> – передаточное число ременной передачи (U>12 >=3).
1.4 Кинематический и силовой расчет
1.4.1 Мощность, передаваемая на валы привода
,
,
,
,
где P>1> – мощность на 1-ом валу, Вт;
P>23> – мощность, передаваемая на вал 2-3, Вт;
P>45> – мощность, передаваемая на вал 4-5, Вт;
P>6> – мощность, передаваемая на выходной вал редуктора, Вт.
1.4.2 Частота вращения валов привода
,
,
,
.
1.4.3 Угловые скорости вращения валов
,
,
,
,
1.4.4 Крутящие моменты на валах
,
,
,
,
2 Расчет зубчатых передач
Рисунок 3-Схема зубчатой передачи
2.1 Критерии работоспособности и расчета
Критериями работоспособности зубчатой косозубой цилиндрической передачи являются:
износ;
усталостное выкрашивание;
усталостные поломки зубьев;
статические поломки.
Расчет на прочность ведется от определения допускаемых контактных напряжений и определения допускаемых значений напряжений при расчете зубьев на усталостный изгиб.
у>Н> < [у>Н>]
у>F> < [у>F>]
2.2 Выбор материала зубчатых колес
Таблица 2 Выбор материала зубчатых колес.
-
Звено
Марка стали
Термообработка
Твердость зубьев НВ
у>т>, МПа
Шестерни
3,5
сталь 40Х
улучшение
260..300
650
Колеса
4,6
сталь 40Х
улучшение
230..260
650
2.4 Расчет допускаемых напряжений
2.4.1 Допускаемые контактные напряжения
В соответствии с ГОСТ 21354-75 допускаемые контактные напряжения равны
,
где у>HlimB> – предел контактной выносливости поверхности зубьев, соответствующий базовому числу циклов перемены напряжений, Н/мм2;
K>HL> – коэффициент долговечности;
S>H> – коэффициент безопасности (для зубчатых колес с однородной структурой материала (улучшение) S>H> = 1.1).
При способе термической обработки, как улучшение, для сталей 45 и 40Х предел контактной выносливости поверхности зубьев
,
где N>HO> – базовое число циклов перемены напряжений, соответствующее длительному пределу выносливости;
N>HE> – эквивалентное число циклов перемены напряжений.
,
где n>i> – частота вращения того зубчатого колеса, для которого определяется допускаемое напряжение, мин-1;
c – число вхождений в зацепление зуба рассчитываемого колеса за один оборот (c = 1);
t>У> – суммарное время работы;
T>n> – максимальный из длительно действующих моментов;
T>1>, T>2> – действующие моменты;
t>1>,t>2> – время действия моментов.
Рисунок 4-Режим работы
,
где - срок службы привода, годы (=9);
- число рабочих смен в сутки (),
- количество рабочих часов в каждую смену ().
ч
Т.к. , то K>HL>>3> = 1.
Т.к. , то K>HL>>4> = 1.
Т.к. , то K>HL>>5> = 1.
Т.к. , то K>HL>>6> = 1.
Для цилиндрических передач с косыми зубьями в качестве расчётных напряжений принимаются:
,
где - наименьшее из напряжений .
Принимаем МПа.
Принимаем МПа.
2.4.2 Допускаемые напряжения у ножки зуба
,
где у0>Flim> – предел выносливости при изгибе, соответствующий базовому числу циклов изменения напряжений, Н/мм2;
K>FL> – коэффициент долговечности;
S>F> – коэффициент безопасности (принимаем S>F> = 1.75 для улучшенных сталей 45, 40Х ).
,
где N>FO> – базовое число циклов перемены напряжений ();
N>FE> – эквивалентное число циклов перемены напряжений ().
Т.к. , то K>FL>>3> = 1.
Т.к. , то K>FL>>4> = 1.
Т.к. , то K>FL>>5> = 1.
Т.к. , то K>FL>>6> = 1.
2.4.3 Максимальные допустимые напряжения
Для зубьев зубчатых колес, подвергнутых улучшению
,
где у>т> – предел текучести материала при растяжении, Н/мм2.
,
где у>FlimM> – предельное значение напряжения, не вызывающего остаточных деформаций или хрупкого излома зуба, Н/мм2;
S>FM> – коэффициент безопасности (для улучшенных сталей 45, 40Х S>FM> = 1.75).
2.5 Проектный расчет передачи
2.5.1 Определение коэффициентов перегрузки
Коэффициенты нагрузки находятся по следующим зависимостям:
при расчете на контактную выносливость
,
при расчете на изгибную выносливость
,
где K>H>>в>, K>F>>в> – коэффициенты, учитывающие неравномерность распределения нагрузки по длине зуба (ширине зубчатого венца);
K>HV>, K>FV> – динамические коэффициенты (учитывают внутреннюю динамику передачи).
По ГОСТ 21354-75 быстроходная передача 3-4 – 3 схема, тихоходная передача 5-6 – 5 схема, тогда ориентировочное значение коэффициентов концентрации нагрузки по длине можно определить из графиков .
где u – передаточное число рассчитываемой передачи.
u>34> = 3,6 u>56> = 2,8
K>HB34> = 1.15 K>FB34> = 1.32
K>HB56> = 1.06 K>FB56> = 1.1
Значение коэффициентов K>HV> и K>FV> выбирают в зависимости от окружной скорости в зацеплении, точности изготовления передачи и твердости зуба.
Приближенная скорость в зацеплении
,
где n>ш> – частота вращения шестерни, мин-1;
C>V> – вспомогательный коэффициент (для косозубых цилиндрических передач и 1 группы термообработки C>V> = 1500);
T>к> – момент на колесе, Нм.
Принимаем степень точности
зубчатая передача 3-4 8я;
зубчатая передача 5-6 8я.
Выбираются значения коэффициентов K>HV> и K>FV>
K>HV>>34> = 1.045 K>FV>>34> = 1.053
K>HV>>56> = 1.025 K>FV>>56> = 0.9
2.6 Расчет передачи c косозубыми цилиндрическими колесами (3-4)
Цель расчета: определение геометрических размеров передачи, выполненной в герметичном корпусе.
Определение предварительного значения межосевого расстояния:
;
мм.
Принимаем мм из стандартного ряда.
Определяем нормальный модуль из зацепления:
;
мм.
Принимаем мм из стандартного ряда.
Определяем числа зубьев зубчатых колёс:
;
Принимаем .
Определим угол наклона зуба:
;
;
;
;
;
.
Уточним передаточное отношение:
;
.
Определим геометрические размеры передачи.
Делительный диаметр:
;
мм;
мм.
Диаметры окружностей выступов:
мм;
мм.
Диаметры окружностей впадин:
мм;
мм.
Ширина зубчатых венцов колёс:
мм.
Ширину шестерни принимаем на 5 миллиметров больше.
мм.
Проверочные расчеты в зацеплении.
После определения основных геометрических размеров необходимо выполнить проверочные расчеты по контактным напряжениям, напряжениям изгиба и по предельным напряжениям с целью предотвращения возможных ошибок.
Уточненное значение окружной скорости.
т.к. полученное значение скорости находится в том же диапазоне при выборе и , то коэффициенты и остаются прежними.
Проверочный расчет по контактным напряжениям.
,где .
Мпа
Допускается недогруз передачи до 10%.В данном случае недогруз составляет 6,8%.
Проверочный расчет по напряжениям изгиба:
,где Y>F>-коэффициент прочности зуба(выбирается в зависимости от приведённого числа зубьев колёс).
;
.
Проверочный расчет по кратковременным перегрузкам.
; ;
;
; ; ;
; .
Определение сил, действующих в зацеплении.
Окружная сила:
Радиальная сила:
Осевая сила:
Таблица 4. Итоговая таблица результатов расчетов
-
Рассчитываемый параметр
Обозначение
Размерность
Численное значение
1. Межосевое расстояние
а>34>
мм
160
2. Число зубьев шестерни
Z>3>
мм
45
3. Число зубьев колеса
Z>4>
мм
164
4. Нормальный модуль зацепления
m>n>
мм
1,5
5. Диаметр делительной окружности шестерни
d>3>
мм
68,89
6. Диаметр делительной окружности колеса
d>4>
мм
251,1
7. Диаметр окружности выступов шестерни
d>a>>3>
мм
71,89
8. Диаметр окружности выступов колеса
d>a>>4>
мм
254,1
9. Диаметр окружности впадин шестерни
d>f>>3>
мм
65,14
10. Диаметр окружности впадин колеса
d>f>>4>
мм
247,35
11. Ширина зубчатого венца шестерни
b>3>
мм
55
12. Ширина зубчатого венца колеса
b>4>
мм
50
13. Степень точности передачи
-
-
8
14. Угол наклона зуба
град.
11,76
15. Окружная сила в зацеплении
F>t>
Н
1198,934
16. Радиальная сила в зацеплении
F>r>
Н
442,7
17. Осевая сила в зацеплении
F>a>
Н
204,938
2.7Расчет передачи c косозубыми цилиндрическими колесами (5-6)
Цель расчета: определение геометрических размеров передачи, выполненной в герметичном корпусе.
Определение предварительного значения межосевого расстояния:
;
мм.
Принимаем мм из стандартного ряда.
Определяем нормальный модуль из зацепления:
;
мм.
Принимаем мм из стандартного ряда.
Определяем числа зубьев зубчатых колёс:
;
Принимаем .
Определим угол наклона зуба:
;
;
;
;
;
.
Уточним передаточное отношение:
;
.
Определим геометрические размеры передачи.
Делительный диаметр:
;
мм;
мм.
Диаметры окружностей выступов:
мм;
мм.
Диаметры окружностей впадин:
мм;
мм.
Ширина зубчатых венцов колёс:
мм.
Ширину шестерни принимаем на 5 миллиметров больше.
мм.
Проверочные расчеты в зацеплении.
После определения основных геометрических размеров необходимо выполнить проверочные расчеты по контактным напряжениям, напряжениям изгиба и по предельным напряжениям с целью предотвращения возможных ошибок.
Уточненное значение окружной скорости.
т.к. полученное значение скорости находится в том же диапазоне при выборе и , то коэффициенты и остаются прежними.
Проверочный расчет по контактным напряжениям:
,где ;
.
Допускается недогруз передачи до 10%.В данном случае недогруз составляет 8,3%.
Проверочный расчет по напряжениям изгиба:
,
где Y>F>-коэффициент прочности зуба(выбирается в зависимости от приведённого числа зубьев колёс).
;
.
Проверочный расчет по кратковременным перегрузкам.
; ;
;
; ; ;
;
.
Определение сил, действующих в зацеплении.
Окружная сила:
Радиальная сила:
Осевая сила:
Таблица 5. Итоговая таблица результатов расчетов
Рассчитываемый параметр |
Обозначение |
Размерность |
Численное значение |
1. Межосевое расстояние |
а>56> |
мм |
180 |
2. Число зубьев шестерни |
Z>5> |
мм |
53 |
3. Число зубьев колеса |
Z>6> |
мм |
150 |
4. Нормальный модуль зацепления |
m>n> |
мм |
1,75 |
5. Диаметр делительной окружности шестерни |
d>5> |
мм |
93,99 |
6. Диаметр делительной окружности колеса |
d>6> |
мм |
266,01 |
7. Диаметр окружности выступов шестерни |
d>a5> |
мм |
97,49 |
8. Диаметр окружности выступов колеса |
d>a>>6> |
мм |
269,51 |
9. Диаметр окружности впадин шестерни |
d>f>>5> |
мм |
89,615 |
10. Диаметр окружности впадин колеса |
d>f6> |
мм |
261,635 |
11. Ширина зубчатого венца шестерни |
b>5> |
мм |
62 |
12. Ширина зубчатого венца колеса |
b>6> |
мм |
57 |
13. Степень точности передачи |
- |
- |
8 |
14. Угол наклона зуба |
|
град. |
9,24 |
15. Окружная сила в зацеплении |
F>t> |
Н |
2766,25 |
16. Радиальная сила в зацеплении |
F>r> |
Н |
1020,1 |
17. Осевая сила в зацеплении |
F>a> |
Н |
450 |
3. Расчет клиноременной передачи
Выбираем сечение клинового ремня, предварительно определив угловую скорость и номинальный вращающий момент ведущего вала:
При таком значении вращающего момента принимаем сечение ремня типа А, минимальный диаметр . Принимаем.
Определяем передаточное отношение i без учета скольжения
.
Находим диаметр ведомого шкива, приняв относительное скольжение е = 0,015:
.
Ближайшее стандартное значение . Уточняем передаточное отношение i с учетом:
.
Пересчитываем:
.
Расхождение с заданным составляет 1,5 %, что не превышает допустимого значения 3%.
Определяем межосевое расстояние а: его выбираем в интервале
принимаем близкое к среднему значение а = 450 мм.
Расчетная длина ремня:
.
Ближайшее стандартное значение L = 1400 мм.
Вычисляем
и определяем новое значение а с учетом стандартной длины L:
Угол обхвата меньшего шкива
Скорость
По таблице определяем величину окружного усилия , передаваемого клиновым ремнем: на один ремень.
.
Допускаемое окружное усилие на один ремень:
.
Определяем окружное усилие:
.
Расчетное число ремней:
.
Определяем усилия в ременной передаче, приняв напряжение от предварительного натяжения
Предварительное натяжение каждой ветви ремня:
;
рабочее натяжение ведущей ветви
;
рабочее натяжение ведомой ветви
;
усилие на валы
.
Шкивы изготавливать из чугуна СЧ 15-32, шероховатость рабочих поверхностей .
Сила предварительного натяжения одного ремня
,
Сила предварительного натяжения одной ветви комплекта ремней передачи
Н
Натяжение ветвей комплекта ремней передачи, нагруженной номинальной мощностью P
Натяжение F>1> ведущей ветви комплекта ремней
Н
Натяжение F>2> ведомой ветви комплекта ремней
4 Ориентировочный расчёт валов
4.1 Расчёт быстроходного вала 2-3
Рисунок 5-Эскиз входного вала 2-3
, где Т - момент на быстроходном валу, Нм;
мм принимаем d = 35 мм; хвостовик конический (М201,5),
Диаметр участка вала под подшипник:
где, t - высота заплечника, мм; t = 2мм ,
мм Принимаем d>П> = 40мм.
Диаметр буртика подшипника:
где, r - координата фаски подшипника, мм r = 2,5мм ,
мм Принимаем d>БП> = 48мм.
4.2 Расчёт промежуточного вала 4-5
Рисунок 6-Эскиз промежуточного вала 4-5
, где Т>45> -момент на промежуточном валу;
Принимаем d>К> = 45мм;
d>БК> d>К> + 3f , где f -размер фаски колеса; f = 1,6мм ,
d>БК> 45 + 31,6 49,8 мм Принимаем d>БК> = 50мм
Принимаем d>П> = 45мм.
4.3 Расчёт выходного вала 6
Рисунок 7-Эскиз выходного вала 6
, где Т-момент на выходном валу;
мм ;
,где t-высота заплечника;
мм принимаем d>П> =55мм;
;
мм ; принимаем d>БП> =65мм;
d>К> =d>БП> =65мм.
d>БК> =d>К> +3f , где f– размер фаски колеса; f =2,6мм ,
d>БК> =65+ 32,6=70мм.
5 Подбор и проверка шпонок
Подбираются шпонки призматические (ГОСТ 23360-78).
Рисунок 8-Шпоночное соединение
Таблица 4
-
Вал
Место установки
Диаметр d, мм
Сечение шпонки, мм
Фаска s, мм
Глубина паза, мм
Длина l, мм
b
h
t>1>
t>2>
2-3
шкив
29.1
6
6
0.3
3.5
2.8
40
4-5
колесо зубчатое
45
14
9
0.5
5.5
3.8
32
6
колесо зубчатое
67
20
12
0.5
7,5
4.9
50
6
полумуфта
45
14
9
.05
5,5
3.8
70
Проверка шпонок на смятие
,
где T – передаваемый вращающий момент;
d>ср> – диаметр вала (средний) в месте установки шпонки;
h, b, l – линейные размеры шпонки;
t>1> – глубина паза вала.
Проверочный расчет шпонки 6Ч6Ч40 ГОСТ 23360-78, на валу 2-3.
Т.к. материал ступицы (шкив) – чугун, то допускаемое напряжение смятия [у>см>]>2-3> = 80 Н/мм2.
Проверочный расчет шпонки 14Ч9Ч32 ГОСТ 23360-78, на валу 4-5.
Т.к. материал ступицы (зубчатое колесо 4) – сталь, то допускаемое напряжение смятия
[у>см>]>4-5> = 120 Н/мм2.
Проверочный расчет шпонки 18Ч11Ч56 ГОСТ 23360-78, на валу 6 под зубчатое колесо 6.
Т.к. материал ступицы (зубчатое колесо 6) – сталь, то допускаемое напряжение смятия
[у>см>]>6к> = 120 Н/мм2.
Проверочный расчет шпонки 12Ч8Ч63 ГОСТ 23360-78, на валу 6 под полумуфту.
Т.к. материал ступицы (полумуфта) – чугун, то допускаемое напряжение смятия
[у>см>]>6м> = 80 Н/мм2.
Т.к. , то необходимо поставить две шпонки под углов 180є, считая, что каждая шпонка передает половину нагрузки.
Проверка показала, данные шпонки можно использовать в шпоночных соединениях редуктора.
6 Выбор муфты
Исходя из условий работы данного привода, будет использоваться втулочно-пальцевая муфта (ГОСТ 20884-93). Муфта выбирается по диаметру вала и по величине расчетного момента
,
где k – коэффициент, учитывающий эксплуатационные условия, для ленточных транспортеров при нагрузке спокойной – k = 1.5 (табл. 9.3, стр. 172, /8/).
Рисунок 9-МУВП
Основные параметры МУВП
Таблица 5 .Основные параметры МУВП
-
Т, Нм
d, мм
D, мм
L, мм
l, мм
1000
50
220
226
110
Проверочный расчёт муфты
Упругие элементы рассчитываются на смятие:
у>см>=2T/(zDd>п>l>вт>)≤[ у>см>],
где Т - вращающий момент;
d>п> – диаметр пальца; (d>п> = 22)
у>см>=21031216/(822022110)=0.54≤2 МПа
7 Определение реакций опор промежуточного вала и построение эпюр
Рисунок 10-Схема редуктора
Для проверки выбираем промежуточный вал 2-3. Так как на него действует большее количество сил.
Определим реакции опор:
Рассмотрим проекции сил в плоскости ХZ :
-F>t>>2> 55 + F>t>>5> 125 – R>ХВ> 175 =0;
тогда Н
-F>t>>5> 50 + F>t>>4> 120 – R>ХА> 175 =0;
тогда Н
Проверка: F>IX> =0; R>ХА> - F>t>>4> + F>t>>5> - R>ХВ >= 31,7 – 1198,9 + 2766,25 – 1599 = 0.
Рассмотрим проекции сил в плоскости УZ:
-F>r4 > 55 - F>a4> 127,5 – F>r5> 125 + F>a5> 48,7 +> >R>У>>B> 175 =0;
тогда
F>r5 >50 + F>a5> 48,7 + F>r4> 120 – F>a4> 127,5 -> >R>УА> 175 =0;
тогда
Проверка: F>IY> =0; R>Y>>А> - F>r>>4>- F>r>>5> + R>Y>>В >= 859,5 – 442,7 – 1020,1+ 593,2 = 0.
Суммарные реакции опор:
Н
Н
Определим значения изгибающих моментов:
Плоскость XZ:
Сечение 1: 0 < X>1> <0.055м. Сечение 2: 0 < X>2> <0.70м.
M>X> = R>ХА> X>1 >M>X> = R>ХА> (0,055 + X>1>) - F>t>>4> X>2>
M>X>>(0) >= 0 M>X>>(0) >= 31,7 0,055 = 1,74 Нм
M>X>>(0.036) >= 31,7 0.055 = 1,74 Нм M>X>>(0.138) >= 31,7 0,125 – 1198,9 0,7 = -79,95 Нм
Сечение 3: 0 < X>3> <0.05м.
M>X> = -R>ХВ> X>3 >
M>X>>(0) >= 0
M>X>>(0.042) >= -1599 0.05 = -79,95 Нм
Плоскость УZ:
Сечение 1: 0 < У>1> <0.055м.
M>У> = R>УА> У>1 >
M>У(0) >= 0
M>У(0.036) >=859,5 0.055 = 47,5Нм
Сечение 2: 0 < У>2> <0.7м.
M>У> = R>УА> (0,055 + У>2>) – F>r>>4> У>2> + F>a>>4> 0,0127
M>У(0) >= 859,5 0,055 + 442,7 0,0127 = 53 Нм
M>У(0.7) >= 859,5 0,125 – 442,7 0,7 + 5,6= 98,5 Нм
Сечение 3: 0 < У>3> <0.05м.
M>У> = R>УВ> У>3 >
M>У(0) >= 0
M>У(0.05) >= 593,2 0.05 = 29,66 Нм
7.1 Проверочный расчет промежуточного вала
Проверочный расчёт состоит в определении коэффициентов запаса прочности S для опасных сечений и сравнении их с требуемыми (допускаемыми) напряжениями [S]. Прочность соблюдена при S >= [S] .
Будем производить расчёт для предположительно опасных сечений вала.
Рисунок 12-Эскиз вала
Материал вала ─ сталь 45.
Таблица 6
Диаметр заготовки |
Твердость НВ |
у>в> >МПа> |
у>т> >МПа> |
ф>т> >МПа> |
у>-1> >МПа> |
ф>-1> >МПа> |
ш>т> |
<80 |
270 |
900 |
650 |
390 |
410 |
230 |
0,10 |
Сечение А - А: Концентратором напряжений является шпоночный паз.
Коэффициент запаса прочности:
S= S>у>· S>ф>/
S>у>=у>-1>>D>/ у>а>
S>ф>=ф>-1>>D>/( ф>а>+ш>ф>>D>· ф>а>),
где у>а> и ф>а >─ амплитуды напряжений цикла;
ш>ф>>D> ─ коэффициент влияния асимметрии цикла напряжений.
у>а>=103·М/W; ф>а>=103·М >к>/2W>к>
М=
М >к >= 130 Н·м
Определим моменты инерции:
W=р·d3/32-b·h·(2d-h)2/(16d)=3.14·453/32-14·9(2·45 -9)2/(16·45) = 8045мм3
W>к>=р·d3/16-b·h·(2d-h)2/(16d)= 3.14·453/16-14·9(2·45-9)2/(16·45) = 16987мм3
у>а>=103 ·53/8045 = 6,6 МПа
ф>а>=103 ·130/2·6987 = 9.3 МПа
Пределы выносливости вала:
у>-1>>D>= у>-1>/К>у>>D>; ф>-1>>D>= ф>-1>/К>ф>>D>,
где К>у>>D> и К>ф>>D>> >─ коэффициенты снижения предела выносливости.
К>у>>D>=( К>у>/ К>d>>у>+1/ К>F>>у>-1)/ К>V>>,>
К>ф>>D>=( К>ф>/ К>d>>ф>+1/ К>F>>ф>-1)/ К>V>>,>
где К>у> и К>ф> ─ эффективные коэффициенты концентрации напряжений;
К>d>>т> и К>d>>ф> ─ коэффициенты влияния абсолютных размеров поперечного сечения;
> >К>F>>т> и К>F>>ф> ─ коэффициенты влияния качества поверхности;
К>V> ─ коэффициент влияния поверхностного упрочнения.
К>у>>D>=( 2,2/0,81+1/0,95-1)/ 1=2,77
К>ф>>D>=( 1,75/0,81+1/0,95-1)/ 1=2,21
у>-1>>D>= 410 / 2,77 =148 МПа; ф>-1>>D>= 230 /2,21 = 104.1 МПа
ш>ф>>D>=ш>ф>/ К>ф>>D>
ш>ф>>D>=0,1/ 2,21=0,045
S>у>= 148 / 6,6 = 22,4 S>ф>= 104.1 / (9.3 + 0,035 9.3) = 10.8
S= 22,4 · 10.8 /=15.4 [S] = 2.5
Проверка показала, что коэффициент запаса прочности в рассматриваемом сечении больше чем требуемый.
Сечение Б-Б: Концентратором напряжений является галтель у шестерни.
Коэффициент запаса прочности:
S= S>у>· S>ф>/
S>у>=у>-1>>D>/ у>а>
S>ф>=ф>-1>>D>/( ф>а>+ш>ф>>D>· ф>а>),
у>а>=103·М/W; ф>а>=103·М >к>/2W>к>
М=
М >к >= 130 Н·м
Определим моменты инерции:
W=р·d3/32=3.14·503/32=12267 мм3
W>к>=р·d3/16=3.14·503/16=24531 мм3
у>а>=103 · 126,8 / 12267 = 10,3 МПа
ф>а>=103 · 130 / 2 · 24531 = 2,6 МПа
Пределы выносливости вала:
у>-1>>D>= у>-1>/К>у>>D>; ф>-1>>D>= ф>-1>/К>ф>>D>,
где К>у>>D> и К>ф>>D>> >─ коэффициенты снижения предела выносливости.
К>у>>D>=( К>у>/ К>d>>у>+1/ К>F>>у>-1)/ К>V>>,>
К>ф>>D>=( К>ф>/ К>d>>ф>+1/ К>F>>ф>-1)/ К>V>>,>
К>у>>D>=( 2,2/0,81+1/0,95-1)/ 1=2,77
К>ф>>D>=( 1,75/0,81+1/0,95-1)/ 1=2,21
у>-1>>D>= 410 / 2,77 =148 МПа; ф>-1>>D>= 230 /2,21 = 104.1 МПа
ш>ф>>D>=ш>ф>/ К>ф>>D>
ш>ф>>D>=0,1/ 2,21=0,045
S>у>= 148 / 10,3= 14,4 S>ф>= 104.1 / (2,6 + 0,045 2,6) = 38,5
S= 14.4 · 38,5 /= 5,3 [S] = 2.5
Проверка показала, что коэффициент запаса прочности в рассматриваемом сечении больше чем требуемый.
8 Проверка пригодности подшипников промежуточного вала 2 – 3
Предварительно назначаем радиальные шариковые подшипники лёгкой серии 207. Схема установки подшипников - враспор.
Для принятых подшипников находим:
C>r> = 20100 H; e = 0,26; Y =1,71;X=0,56 .
Минимально необходимые для нормальной работы подшипников осевые силы:
F>aAmin >= 0.83 e R>A> = 0,83 0,26 860,08= 185,6 H
Значения осевых сил берём из расчёта зубчатых передач:
F>a>>4> = 204,9H; F>a>>5> = 450H , тогда F>A> = F>a>>5> + F>a>>4> = 754,9H.
Отношение F>a>>А >/ (V R>A>) = 754,9/1 860,08 =0,87, что больше e = 0,26. Тогда для опоры А: Х =0,56; Y = 1,71.
Найдём эквивалентную динамическую радиальную нагрузку:
,
где коэффициенты V = 1, К>б> = 1,2 , К>Т> = 1
Н.0
Вычисляем ресурс работы подшипника:
где, С>r>> >- базовая радиальная динамическая грузоподъёмность подшипника, Н
Р>r>> >- эквивалентная радиальная динамическая нагрузка, Н
к=3 - показатель степени для шариковых подшипников;
а>1>=1 - коэффициент корректирующий ресурс в зависимости от надежности (90%);
а>23>=0,75 - коэффициент, характеризующий совместное влияние на долговечность особых свойств металла деталей подшипника.
n – частота вращения вала.
ч
Расчётная долговечность должна отвечать условию
,
где t>> ─ требуемый ресурс, t>>> >= 21600 ч.
Данное условие выполняется, следовательно, подшипники 207 пригодны.
9 Конструктивные размеры корпуса редуктора
Чтобы поверхности вращающихся колес не задевали за внутренние поверхности стенок корпуса, между ними оставляют зазор
,
Расстояние b>0> между дном корпуса и поверхностью колес
.
В двухступенчатых соосных редукторах между торцевыми поверхностями шестерни быстроходной ступени и колеса тихоходной ступени расположены два подшипника опор соосных валов. Расстояние l>s> между зубчатыми колесами
,
где T>3 >и T>6> – ширины подшипников опор быстроходного и тихоходного валов.
Толщина стенок
.
Принимается д = 8 мм.
Толщина фланцев
.
Принимается b = 14.5 мм.
Диаметры болтов:
- фундаментальных ,
принимаются фундаментальные болты с резьбой М20;
- остальные болты ,
принимаются болты с резьбой М16.
10 Выбор смазки
При минимальном количестве масла смазывание редуктора осуществляется погружением колеса на высоту зуба в масло - картерное смазывание. Подшипники смазываются тем же маслом, что и детали передач. При смазывании колес погружением на подшипники попадают брызги масла, стекающего с колес, валов и стенок корпуса.
Смазывание зубчатого зацепления производится окунанием зубчатого колеса в смазку (масло), заливаемую внутрь корпуса до уровня, обеспечивающего погружение колеса примерно на 1/3. Объем масляной ванны 4…6 л.
По таблице устанавливаем вязкость масла. При контактных напряжениях до 1000 Н/мм2 и скорости V до 2 м/с рекомендуемая вязкость масла должна быть примерно равна 34 мм2/с. По таблице из справочной литературы принимаем масло индустриальное И-Г-А-46 (табл. 11.1-11.3, стр. 200, /4/).
Контроль масла, находящегося в корпусе редуктора осуществляется с помощью жезлового маслоуказателя.
11 Подбор посадок и допусков
Зубчатые колеса: H7/r6.
Крышки торцовых узлов на подшипниках качения: H7/h8.
Шпоночные соединения: P9/h9.
Штифт с картеров: P8/h7.
Штифт с крышкой: H8/h7.
12 Сборка и регулировка редуктора
Перед сборкой полость корпуса редуктора подвергают очистке и покрывают маслостойкой краской. Сборку редуктора производят в соответствии с чертежом общего вида.
На входной вал насаживают подшипники, предварительно нагретые в масле до 80 - 100˚С.
На промежуточный вал насаживают подшипник предварительно нагретый в масле до 80 - 100˚С.Затем закладывают шпонку и напрессовывают зубчатое колесо до упора в бурт вала. Насаживают подшипник предварительно нагретый в масле до 80 - 100˚С.
На выходной вал закладывают шпонку и напрессовывают зубчатое колесо, насаживают подшипники, предварительно нагретые в масле до 80 - 100˚С.
Валы устанавливают в корпус. Для центровки устанавливают крышку редуктора на корпус с помощью цилиндрических штифтов, затягивают болты, крепящие крышку редуктора с корпусом.
На конические хвостовики входного и выходного валов закладывают шпонки и надевают муфту и шкив.
Ввертывают пробку маслоспускного отверстия с прокладкой и устанавливают маслоуказатель. Заливают в корпус масло и закрывают смотровое отверстие крышкой с прокладкой, закрепляя крышку винтами.
Собранный редуктор обкатывают и подвергают испытаниям на стенде по программе установленной техническими условиями.
Заключение:
1. Согласно заданию был разработан привод - редуктор цилиндрический.
2. Был выбран электродвигатель, рассчитаны зубчатые передачи, спроектированы и проверены на пригодность шпоночные соединения, подшипники, разработан общий вид редуктора, разработаны рабочие чертежи деталей..
3. Электродвигатель был выбран исходя из потребной мощности и условий работы привода.
4. Шпоночные соединения были проверены на смятие.
5. Форма и размеры деталей редуктора и плиты привода были определены конструктивными и технологическими соображениями, а также выбором материалов и заготовок.
Список использованной литературы:
1. Дунаев П. Ф., Леликов О. П. Конструирование узлов и деталей машин: Учебное пособие-4-е изд.,исп.- М.: Высш.щк.,1985-415 с.,ил..
2. Левитский И. Г. Расчет клиноременной передачи: Методические указания по курсовому проектированию. Хабаровск, издательство ХГТУ, 1991.
3. Чернавский С.А. и др. Курсовое проектирование деталей машин: Учебное пособие. М.: Машиностроение, 1979.