Организации по стандартизации в странах Европы
1
Введение
В современном мире люди ценят многие вещи. В насущных вещах – товарах, продуктах, услугах – люди прежде всего ценят качество. А качество достигается многими факторами один из которых стандарт. В последнее время, в связи с тем что мировая экономика развивается по принципам географического разделения труда, интеграции и глобализации, важна роль институтов стандартизации ведущих стран мира. Взаимодействие этих институтов дает в целом положительный экономический эффект.
Переход России к рыночной экономике определил новые условия для деятельности и отечественных фирм, предприятий и организаций, не только на внутреннем рынке, но и на внешних.
Право предприятий на самостоятельность, не означает вседозволенность, а заставляет изучать, знать и применять в своей практике принятые во всем мире «правила игры».
Международное сотрудничество по любым направлениям и на любым уровне требует гармонизации этих правил международными и национальными нормами с целью проведения согласованной деятельности в области стандартизации.
Механическое перенесение опыта зарубежных коллег в отечественные условия, невозможно, но специалистам необходимо знать его и иметь достаточно широкий кругозор, чтобы творчески подходить к выработке и принятию новых прогрессивных решений, позволяющих производить продукцию, услуги, реализовать их в стране или за рубежом на должном уровне.
Целью данного курсового проекта является рассмотрение работы различных организаций по стандартизации в странах Европы.
Мы рассмотрим какие организации являются национальными организациями по стандартизации в своих странах, какие региональными. Рассмотрим историю их образования, организационную структуру. Выделим какие организации являются государственными, какие частными, некоммерческими, их цели и задачи. Как негосударственные организации взаимодействуют с государством. Чем занимаются эти организации: либо это принятие национальных стандартов, либо составление и принятие национальных стандартов. Их взаимодействие с международными организациями.
История развития стандартизации
Ещё в древнем Египте при строительстве пользовались кирпичами постоянного, "стандартного" размера; при этом специальные чиновники занимались контролем размеров кирпичей. Замечательные памятники греческой архитектуры - знаменитые храмы, их колонны, портики собраны из сравнительно небольшого числа "стандартных" деталей. Древние римляне применяли принципы стандартизации при строительстве водопроводов - трубы этих водопроводов были постоянного размера.
В средние века с развитием ремесел методы стандартизации стали применяться все чаще и чаще. Так, были установлены единые размеры ширины тканей, единое количество нитей в ее основе, даже единые требования к сырью, используемому в ткацком производстве.
В 1785 году французский инженер Леблан изготовил партию ружейных замков - 50 штук, каждый из которых обладал важным качеством - взаимозаменяемостью, и его можно было использовать в любом из ружей без предварительной подгонки. Во второй половине XIX века работы по стандартизации проводились почти на всех промышленных предприятиях. Благодаря внутризаводской стандартизации изготовляемых изделий стала возможной рационализация процессов производства; основная цель, которую при этом преследовали предприниматели, - получение более высоких прибылей. Стандартизация развивалась, прежде всего, внутри отдельных фирм, отдельных предприятий. Однако в дальнейшем, по мере развития общественного разделения труда, все большее значение начинала приобретать стандартизация национальная и лаже международная.
В 1891 году в Англии, а затем и в других странах была введена стандартная резьба Витворта (с дюймовыми размерами), впоследствии замененная в большинстве стран резьбой метрической. В 1846 году в Германии были унифицированы ширина железнодорожной колеи и сцепные устройства для вагонов; в 1869 году там же был впервые издан справочник, содержащий размеры стандартных профилей катаного железа. В 1870 году в ряде стран Европы были установлены стандартные размеры кирпичей. Эти первые результаты национальной и международной стандартизации имели огромное практическое значение для развития производительных сил. Однако это были лишь первые шаги. В одной только Германии из-за наличия на её территории большого числа маленьких государств имелось, как отмечал Энгельс, столько типов мер и весов, сколько дней в году.
Единицы измерения устанавливались случайно: например, "локоть" соответствовал длине скипетра Генриха I; широко распространенная во многих странах единица длины "фут" соответствовала длине ступни Карла Великого. Поиски более обоснованных единиц измерения начались давно. Так, уже в 1790 году во Франции была создана единица длины "метр", равная десятимиллионной части четверти длины земного меридиана. Однако прошло 85 лет, прежде чем первые 17 государств, принявшие участие в Международной метрической конвенции в 1875 году в Париже, согласились принять в качестве единицы измерения длины метр. Метрическая конвенция и создание Международного бюро мер и весов явились важными вехами на пути научно-технического прогресса.
На исходе XIX века и в начале XX века были достигнуты большие успехи в развитии техники, промышленности и концентрации производства. В связи с этим в наиболее развитых странах появилось стремление к организованной национальной стандартизации, в большинстве случаев завершившееся созданием национальных организаций по стандартизации. Так, в 1901 году в Англии был создан Комитет стандартов, главной задачей которого было содействие усилению экономического могущества Британской империи путем разработки и внедрения стандартов на сырье, промышленные изделия, военную технику.
Усиленная милитаризация многих стран в начале XX столетия требовала производства большого количества вооружений при обязательном соблюдении принципа взаимозаменяемости; эту задачу можно было решить только с помощью стандартизации. Поэтому не удивительно, что во время первой мировой войны и сразу после нее было основано несколько национальных организаций по стандартизации, например в Голландии (1916 г.), в Германии (1917 г.), во Франции, Швейцарии и США (1918 г.).
После первой мировой войны стандартизация стала все больше восприниматься как объективная экономическая необходимость. В это время организации по стандартизации были созданы в Бельгии и Канаде (1919 г.), Австрии (1920 г.), Италии, Японии и Венгрии (1921 г.), Австралии, Швеции, Чехословакии (1922 г.), Норвегии (1923 г.), Финляндии и Польше (1924 г.), Дании (1926 г.) и в Румынии (1928 г.).
С развитием монополистического капитализма стандартизация начала развиваться также и в международном масштабе. Постоянное расширение международного товарообмена и необходимость более тесного сотрудничества в области науки и техники привели к основанию Международной ассоциации по стандартизации (ИСА). В 1939 году работа ИСА была прервана второй мировой войной.
В 1943 году в рамках Организации Объединенных Наций был создан Координационный комитет по вопросам стандартизации с бюро в Лондоне и Нью-Йорке.
В 1946 году в Лондоне была основана Международная организация по стандартизации (ИСО), в состав которой вошли 33 страны. В настоящее время ИСО является одной из самых крупных международных технических организаций (её члены - 91 страна).
Помимо ИСО работы по стандартизации широко ведутся и во многих других международных и региональных организациях по стандартизации. Например, в рамках Европейского объединения угля и стали была создана в 1953 году Координационная комиссия по стали, которая уполномочена разрабатывать так называемые европейские стандарты для шести стран (ФРГ, Франции. Бельгии, Голландии, Италии, Люксембурга), являющихся членами этого объединения. На совещании в Париже в марте 1961 г. из представителей национальных организаций по стандартизации стран, принадлежащих к Европейскому экономическому сообществу, Европейскому обществу свободной торговли, а также к Комиссии по общему рынку, был создан Комитет европейской координации стандартов. В задачу Комитета входит разработка общих стандартов для стран, входящих в Европейское экономическое сообщество и в Европейское общество свободной торговли. В составе этого Комитета имеется много рабочих групп, главным образом по таким отраслям промышленности, как металлургия, строительство, текстильная промышленность, судостроение, нефтяная промышленность и др. /1/.
Национальные организации по стандартизации в странах Европы
2.1 Британский институт стандартов
Рисунок 2.1 – Логотип BSI
Британский институт стандартов (BSI) создан в 1901 г. по инициативе обществ инженеров-механиков, инженеров-судостроителей, инженеров-электриков и инженеров-металлургов. Это независимая организация, действующая в соответствии с уставом, принятым в 1929 г. и пересмотренным в 1981 г.
Основные функции BSI — координация деятельности по разработке стандартов на основе соглашения между всеми заинтересованными сторонами и принятие стандартов.
Высший законодательный орган — Генеральная конференция созывается один раз в год для заслушивания отчета о работе BSI, избрания президента и его заместителей, назначения финансовых ревизоров.
Высший исполнительный орган — Управляющий совет, подотчетный Генеральной конференции, руководит работой института и контролирует его деятельность посредством подчиненного ему Финансового комитета).
В состав BSI входят коллективы и частные лица/2/.
Разрабатывают национальные стандарты рабочие органы BSI — технические комитеты (около 3,5 тыс.). Курируют эту работу комитеты по стандартизации, подчиняющиеся отраслевым советам по стандартизации.
Информационным обеспечением стандартизации и ее распространением занимается центральная справочная служба, посредством автоматизированной системы «Standardline», которая организована с учетом участия BSI в деятельности ИСО и является частью Международной организации по стандартизации (ИСОНЕТ).
Система «Standardline» оперативно предоставляет информацию о стандартах, дополнениях и изменениях в них, дату принятия или отмены стандарта, делает копию документа. Имеет доступ к банкам данных других стран и является абонентом 50 национальных информационных систем. Абоненты «Standardline» представлены более 30 странами.
Служба PERINORM создана в сотрудничестве с германской и французской национальными организациями по стандартизации. Ее банк данных представляет информацию по стандартам трех стран, международным стандартам ИСО и Международной электротехнической комиссии (МЭК), региональным стандартам Европейского комитета по стандартизации (СЕН) и Европейского института по стандартизации в электротехнике (СЕНЭЛЕК).
Финансовые аспекты деятельности BSI контролирует Финансовый комитет, который анализирует и оценивает работу каждого подразделения института, представляет Совету директоров заключение о целесообразности реализации наиболее дорогостоящих программ и перспективных планов. Кроме стандартизации BSI возглавляет работы по управлению качеством и по сертификации. Вопросами качества и сертификации руководит Совет по обеспечению качества, подчиняющийся Управляющему совету.
BSI имеет испытательный центр, который проводит испытания серийной продукции широкого диапазона. BSI издает «Регистр фирм, выпускающих и продающих продукцию» — справочник по фирмам, продукция которых соответствует национальным стандартам /3/.
2.2 Французская ассоциация по стандартизации
Рисунок 2.2 – Логотип AFNOR
В 1918 г. правительственным декретом во Франции была учреждена Постоянная комиссия по стандартизации, задачей которой было изучение возможностей унификации типов изделий в области машиностроения. Эта комиссия проделала большую работу, однако по причине недостатка средств и других трудностей была вынуждена прекратить свою деятельность.
В 1926 г. создана Французская ассоциация по стандартизации (AFNOR) как частная некоммерческая организация - головная в стране по вопросам стандартизации.
24 апреля 1930 г. французским правительством учрежден Высший совет по стандартизации, распущенный в мае 1941 г. в связи с реорганизацией работ по стандартизации. Вместо Высшего совета по стандартизации на основании закона от 24 мая 1941 г. введена должность Комиссара по стандартизации, представляющего правительство во Французской ассоциации по стандартизации (AFNOR).
В качестве органа национальной ориентации, координации, регулирования и контроля в области стандартизации, а также связующего звена с Министерством промышленности и исследований и другими министерствами правительственным декретом от 26 января 1984г. создан Высший совет по стандартизации при министерстве промышленности.
Согласно декрету Высший совет должен определять ведущие направления работ с учетом потребностей национальной экономики и международной конъюнктуры, выступать в роли консультанта по вопросам разработки ежегодных общих программ по стандартизации и утверждать эти программы. В начале 1991 г. система управления национальной стандартизации претерпела серьезную трансформацию, вызванную необходимостью адаптации к изменениям, происходящим в сфере международной и западноевропейской стандартизации.
Реформа французской стандартизации начата по инициативе министра промышленности. По его запросу в 1989 г. подготовлен доклад о состоянии французской стандартизации в свете перехода к единому европейскому рынку.
После тщательного анализа в качестве основных задач, сохраняющих главные направления реформы 1984 г., определены:
активизация участия предприятий, особенно средних и мелких, в стандартизации, в том числе, за счет налоговых льгот;
развитие корпоративных механизмов стандартизации и сертификации, координация и упрощение национальной системы стандартизации;
усиление участия Франции в европейской стандартизации.
В результате реформы 1991 г. организационно-функциональная структура системы национальной стандартизации Франции и соответственно AFNOR претерпели существенные изменения.
В рамках реформы упразднены Высший совет по стандартизации и пост Комиссара по стандартизации. Одновременно была создана межминистерская группа по стандартизации и назначен межминистерский уполномоченный по стандартизации, что отражает усиливающуюся заинтересованность государственных органов в расширении участия в стандартизации, охватывающей практически все сферы экономической деятельности. Одной из функций членов группы является, например, контроль в рамках соответствующего министерства за использованием стандартов. При этом реорганизацию не следует понимать как усиление давления и контроля со стороны государства, что противоречило бы в принципе целям и задачам предпринятой реформы.
Предполагается дальнейшее развитие отношений взаимопонимания и сотрудничества между государством и органами по стандартизации.
AFNOR возглавляется Административным советом, состоящим из представителей министерств, бывших президентов Ассоциации, а также членов, избираемых Генеральной ассамблеей AFNOR. Административный совет выбирает президента и вице-президента AFNOR, которые составляют бюро административного совета. Административный совет собирается не менее 4 раз в год, его решения принимаются большинством голосов.
Генеральный директор AFNOR участвует в работе Административного совета с правом консультативного голоса.
Штат AFNOR (включая две дочерние организации - AFNOR CERTIFICATION, основанную в июле 2000 г., и CAP AFNOR - учебно-консультативную фирму, образованную в 2002 г.) состоит из 640 сотрудников. Однако в целом по стране к работе по стандартизации привлечено свыше 30 тыс. консультантов и экспертов, работающих на предприятиях, в организациях, научных центрах, лабораториях и т.п. AFNOR имеет 7 региональных филиалов на территории страны.
Членами AFNOR могут быть государственные, общественные и частные организации. Все члены подразделяются на три категория: ассоциированные, полноправные и почетные.
В настоящее время членами AFNOR являются 3000 компаний и других заинтересованных организаций /4/.
На AFNOR , как национальную организацию по стандартизации - возложены следующие функции:
организация, руководство и координация деятельности по стандартизации;
определение потребностей в новых стандартах, регистрация заявок на стандарты;
разработка и утверждение национальных стандартов;
продажа, распространение и пропаганда стандартов Франции, контроль за их внедрением;
составление ежегодных программ работ по стандартизации с учетом национальных приоритетов, определяемых государственным планом экономического развития;
проведение работ по сертификации, контролю качества, метрологии, обучению и подготовке специалистов;
представление Франции в международных организациях по стандартизации;
соответствия стандарту);
управление национальным знаком соответствия AFNOR (NF) /3/.
Существенную экономическую поддержку национальной стандартизации во Франции оказывает правительство и промышленность. Французские промышленные круги придают большое значение стандартизации и заинтересованы в укреплении национальной системы стандартизации, так как это усиливает их экономические позиции в конкурентной борьбе с другими странами Западной Европы. Годовой бюджет AFNOR составляет 80 млн. евро. Важным источником финансирования AFNOR являются членские взносы, доходы от проведения экспертиз, испытаний, сертификации и аккредитации, от продажи публикаций и предоставления других услуг, в том числе организации обучения.
В рамках национальной системы стандартизации Франции действует 31 отраслевые бюро по стандартизации (BN), которые утверждаются государственными органами по представлению Административного совета AFNOR.
Процедура подготовки и утверждения французских национальных стандартов состоит из четырех последовательных стадий:
1) планирования, включающего определение, оценку потребностей в принятии нового стандарта и организацию соответствующих работ;
2) технической разработки стандарта в комиссиях по стандартизации, либо в более ограниченных по составу группах экспертов с последующим его одобрением комиссией по стандартизации;
3) рассмотрения стандарта на уровне AFNOR даже при наличии отраслевого бюро по стандартизации. Продолжительность этой стадии - 2,5 месяца;
4) утверждения стандарта Генеральным директором AFNOR; регистрации и публикации. Продолжительность этого этапа составляет не менее 3 месяцев, по истечении которых утверждаемый стандарт становится доступным всем заинтересованным лицам.
AFNOR является членом ИСО с момента создания организации в 1947 г. В настоящее время ведет секретариаты 19 ТК и 62 ПК ИСО /4/.
Немецкий институт стандартов
Рисунок 2.3 – Логотип DIN
В 1917г. Был создан Комитет нормалей для общего машиностроения, что считается датой возникновения национальной системы стандартизации в Германии. Комитет дважды менял название: в 1926 г. – Германский комитет стандартов и в 1975 г. – Немецкий институт стандартизации ( DIN). С 1990 г. Немецкий институт стандартизации стал национальной организацией по стандартизации Германии.
Принципы деятельности немецкой национальной организации по стандартизации:
• добровольность — обеспечивается правом любого лица принимать участие в создании стандарта, а нормативные документы носят рекомендательный характер;
• гласность — реализуется публикацией всех проектов стандартов и принятием во внимание каждого критического замечания;
• участие всех заинтересованных сторон — равноправие всех участвующих в стандартизации юридических лиц;
• единство и непротиворечивость — выражаются в установлении правил и процедур, обеспечивающих единство всей системы стандартизации, и в обязательной проверке вновь принятых стандартов на их совместимость с действующими нормативными документами;
• конкретность — состоит в обязательном соответствии стандарта современному научно-техническому уровню;
• ориентированность на общую выгоду — определяется правилом
— польза для всей страны превалирует над выгодой отдельной стороны;
• ориентированность на экономические реальности — состоит в том, что в стандарт закладываются только абсолютно необходимые требования, так как стандартизация — не самоцель;
• международный характер стандартизации — деятельность DIN направлена на устранение технических барьеров в торговле и создании единого рынка в Европе, на применение международных и европейских стандартов /3/.
DIN состоит из основной организации и дочерних подразделений. Всего в общем штате института 750 человек /2/.
Бюджет DIN составляет порядка 55 млн. евро, из которых членские взносы - лишь 8%. Большую часть доходов (52%) DIN получает от издательской деятельности и от деятельности многочисленных дочерних компаний. Любопытно, что государственное финансирование отдельных проектов и программ представлено в бюджете DIN - 16% , а добровольное финансирование таких проектов со стороны промышленных компаний - 24%. Государство в основном берет на себя финансирование проектов по стандартизации в области здравоохранения, экологии, охраны труда и техники безопасности.
В рамках DIN сотрудничают государственные организации и крупные предприятия, производственные ассоциации и небольшие частные фирмы, научные институты и учебные заведения. Стандарты в DIN разрабатываются в 73 комитетах, большинство из которых объединены в несколько Национальных Технических Комитетов (ТК).
В комитетах состоят около 40 тыс. внештатных сотрудников- специалистов фирм, институтов, предприятий и др.
Например, в Национальный Технический Комитет 140 «Стандарты в электротехнике» («Normenstelle Elektrotechnik») входит 24 ТК.
DIN – один из признанных лидеров в области разработки международных и европейских стандартов. DIN представляет национальные интересы Германии в ИСО, Международной электротехнической комиссии (МЭК), СЕН и в СЕНЭЛЕК.
На сегодня около 90% разработок DIN гармонизировано с соответствующими стандартами этих международных организаций.
Благодаря DIN в последние два года резко возросла активность Германии в ИСО. По инициативе DIN организовано 4 новых технических комитета ИСО: ИСО/ТК 230-233.
DIN ведет секретариаты этих ТК, их председатели - также немецкие эксперты. Специалисты DIN сотрудничают в 727 ТК и ПК ИСО, а также в Комитете ИСО по оценке соответствия (КАСКО), Комитете ИСО по вопросам потребления (КОПОЛКО) и в Комитете ИСО по проблемам развивающихся стран (ДЕВКО).
За последние несколько лет был заключен или продлен ряд двусторонних договоров между DIN и организациями по стандартизации других стран, среди которых особое место занимают США, Китай, Россия и Индия.
Сотрудничество DIN и Ростехрегулирования акцентировано на гармонизацию и адаптацию европейских стандартов и норм в России, а также на повышение эффективности российско-германской торговли.
Для нас интересно, что под эгидой DIN работает Германский комитет пользователей стандартов (ANP). Его цель - содействовать выполнению требований стандартов на практике, организовывать обмен опытом в области стандартизации. ANP, по сути, - связующее звено между разработчиками стандартов и практиками, внедряющими их в различных отраслях.
В рамках DIN также работает Международная консультационная служба (IBD), призванная содействовать разработке и совершенствованию национальных систем стандартизации (в первую очередь в развивающихся странах), а также помогать в адаптации национальных систем к условиям мирового и европейского рынков /5/.
Австрийский институт стандартов
Рисунок 2.4 – Логотип ОN
Австрийский Институт Стандартов — нейтральная и независимая сервисная организация – не федеральная власть или агентство, основной задачей которой является разработка австрийских национальных стандартов ÖNORM.
Главной задачей Австрийского института по стандартизации является разработка и издание австрийских стандартов. Помимо этого ON сотрудничает с другими национальными и международными организациями по стандартизации (DIN, CEН, ИСО и т. д.). Институт координирует работу более 5600 экспертов из различных областей экономики, науки и техники, которые в свою очередь объединены в 200 технических комитетов, занятых в разработке нормативных документов /6/.
Цели и задачи:
разработка стандартов и технических условий
организация участия в процессе разработки нормативной документации региональных и международных разработчиков
совместная работа с национальными, зарубежными, региональными и международными организациями, имеющими отношение к стандартизации
публикация, издание и распространение стандартов ÖNORM и технических условий.
Австрийский институт по стандартизации был основан 23 сентября 1920 года. Первоначальное название — Австрийский промышленно-ремесленный комитет (Ö.N.I.G). В его состав входило 13 комитетов, занимавшихся разработками стандартов. Главными направлениями их работы стали машиностроение, электротехника и автомобилестроение. Первый стандарт был издан 1921 году.
В 1932 году комитет был переименован в Австрийский комитет по стандартизации (ÖNA). С 1946 года комитет является членом ИСО.
В 1969 году Австрийский комитет по стандартизации (ÖNA) получил название, действующие и по сей день — Австрийский Институт по стандартизации (ON) /7/.
Финская ассоциация стандартов
Рисунок 2.5 – Логотип SFS
Стандарты SFS - добровольные документы. SFS и ее комитеты координируют национальную работу стандартизации. Общее количество Стандартов SFS составляет более чем 20 000. Все Стандарты SFS издаются в двуязычном ежегоднике (финский и английский язык). Каталог SFS, который находится на сайте SFS, непрерывно обновляется. Стандарты SFS главным образом первоначально составлены СЕН, СЕНЭЛЕК, ИСО, МЭК и Европейским институтом телекоммуникационных стандартов (ЕТСИ).
Финская Ассоциация Стандартов SFS и ее комитеты, SESKO (Электротехническая Стандартизация в Финляндии) и финский Контролирующий орган Коммуникаций является членами европейских организаций стандартов СЕН, CEНЭЛЕК и ЕТСИ.
Членство подразумевает обязательство принять все европейские стандарты как стандарты SFS в течение шести месяцев, когда заинтересованная организация одобрила европейский стандарт.
SFS продвигает использование стандартов в Финляндии, давая информацию по международным, иностранным и финским стандартам и проектам. Пункт Запроса Всемирной торговой организации (ВТО) работает в SFS в соответствии с мандатом Министерства труда и социального развития и Экономики с 1980 г..
Национальные Стандарты SFS проданы в Финляндии только SFS. Распределение стандартов SFS за границей обработано национальными комитетами ИСО.
SFS - финский источник для всех международных стандартов и проектов ИСО, по европейским стандартам и проектам СЕН и для публикаций комитетов Международной Организации по Стандартизации. SFS также распределяет другие иностранные стандарты и технические инструкции.
SFS управляет финским экологическим комитетом, который является частью объединенной скандинавской экологической программы маркировки. Главная цель программы состоит в том, чтобы вести потребителей в отборе продуктов, которые будут менее вредными для окружающей среды чем альтернативные доступные продукты. Другая цель программы стимулирование компании, чтобы развивать продукты и методы производства, у которых будут менее опасные для окружающей среды.
SFS также управляет Европейским эко союзом в Финляндии. Цель системы состоит в том, чтобы продвинуть развитие, изготовление, продажу и использование продуктов, которые причиняют меньший урон окружающей среде /8/.
Региональные организации по стандартизации
3.1 Европейский комитет по стандартизации
Рисунок 3.1 – Логотип СЕН
Европейский комитет по стандартизации (до 1970 г. — Европейский комитет по координации стандартов) существует с 1961 г. Членами СЕН состоят национальные организации по стандартизации 18 европейских государств: Австрии, Бельгии, Великобритании, Греции, Дании, Германии, Испании, Исландии, Италии, Люксембурга, Норвегии, Нидерландов, Португалии, Финляндии, ФРГ, Франции, Швеции, Швейцарии. СЕН — закрытая организация, объединяющая только государства — участники ЕС и ЕАСТ /10/.
Официальные языки комитета европейской стандартизации - английский, французский и немецкий. СЕН имеет 48 членов (по одному представителю от каждой страны). Штаб- квартира находится в Брюсселе. Организация имеет 3 категории членства:
полноправный член - 30 организаций национальной стандартизации европейских стран, которые в Главной Ассамблее комитета Европейской стандартизации и руководящем бюро имеют право голосования, обеспечивают работы Технического бюро и определяют рабочую программу. Полноправные члены обязаны принимать Европейские стандарты как национальные и отменять национальные стандарты, которые противоречат им.
присоединившиеся член - полноправный или член- корреспондент - это органы соседствующих Европейских стран, являющихся членами международной организации по стандартизации (ИСО), которые не имеют право голоса, но могут участвовать в работах Главной ассамблеи и в работах технических органов.
член - партнер – это органы соседствующих Европейских стран, являющихся членами международной организации по стандартизации (ИСО), которые по геополитическим причинам не могут являться полноправными членами Европейского комитета по стандартизации.
Европейский комитет по стандартизации имеет еще один порядок членства который называется ассоциативный член. Ассоциативным членом может быть любой участник члена европейского комитета, общественной, научной, экономической или другой организации, права и обязанности которых:
- содействовать (СЕН) и европейской стандартизации,
- без права голосования участвовать в Главной ассамблее,
- участвовать в обсуждениях в вопросах политики Руководящего бюро,
- участвовать в работах технического Бюро и технических органов,
- получать соответствующую информацию и документы, включая проекты стандартов /9/.
Основная цель СЕН — помощь европейской экономике в глобальной торговле, благосостоянии европейских граждан и окружающей среды путем разработки европейских стандартов (евронорм, EN), на которые могли бы ссылаться в своих директивах ЕС, ЕАСТ и другие межправительственные организации; путем обеспечения единообразного применения в странах-членах международных стандартов ИСО и МЭК; сотрудничества со всеми организациями региона, занимающимися стандартизацией; предоставления услуг по сертификации на соответствие европейским стандартам /10/.
СЕН разрабатывает европейские стандарты в таких областях, как оборудование для авиации, водонагревательные газовые приборы, газовые баллоны, комплектующие детали для подъемных механизмов, газовые плиты, сварка и резка, трубопроводы и трубы, насосные станции и др.
Один из принципов работы СЕН — обязательное использование международных стандартов ИСО как основы для разработки евронорм либо дополнение тех результатов, которые достигнуты в ИСО. Выбор приоритетного направления должен быть обоснован экономической необходимостью, диктуемой степенью влияния будущего стандарта на развитие взаимовыгодных связей, невозможностью применения международного или другого стандарта для данной цели, предложением стран—участниц СЕН или рекомендациями органов ЕС и ЕАСТ /2/.
Высший орган СЕН — Генеральная ассамблея, в которой представлены национальные организации по стандартизации, правительственные органы стран—членов, а также ЕС и ЕАСТ (рис. 12.1). Генеральная ассамблея избирает Административный совет, выполняющий следующие функции:
• установление правил и способов применения национальных стандартов стран-участниц и международных стандартов при разработке европейских стандартов;
• определение возможности прямого использования национального или международного нормативного документа в качестве европейского стандарта и контроль за его соблюдением;
• координация работ по национальной стандартизации в рамках региона. Политика в области стандартизации определяется коллегией директоров — представителей национальных организаций и утверждается Генеральной ассамблеей.
Техническая работа по стандартизации выполняется техническими комитетами, деятельность которых координируется Техническим бюро.
Для стандартизации в области строительства, автомобилестроения и безопасности оборудования созданы комитеты по обеспечению программ (программные комитеты). Их задача — ускорение разработки евростандартов в этих динамичных областях путем анализа уже имеющихся международных или прогрессивных национальных стандартов и сбора такой информации, которую быстро и эффективно можно использовать в СЕН.
Программные комитеты составляют программу стандартизации, принимают стандарты ИСО и МЭК в качестве европейских стандартов или документов для гармонизации; разрабатывают европейские стандарты либо ожидают получения результатов в ИСО и МЭК. С этими организациями поддерживается постоянная связь, и принимая евростандарт, комитет сообщает о результатах своей работы в ИСО или МЭК.
Технические комитеты также опираются в работе на международные стандарты, поддерживают контакты с региональными организациями, учитывают результаты деятельности других технических комитетов, которые занимаются смежными проблемами. После того как задача, поставленная перед комитетом, выполнена, он может быть либо расформирован Техническим бюро, либо сохраняет формальную ответственность за пересмотр стандарта.
Процедура принятия стандарта включает одобрение проекта рабочей группой технического комитета, рассылку проекта техническим бюро всем странам— членам СЕН в лице национальных организаций по стандартизации для голосования в установленный срок. Евронорма (европейский стандарт) считается принятой, если против проекта подано не более 20% голосов. Принятый стандарт вводится в национальную систему стандартизации всех стран—членов, в том числе и голосовавших против. Далее Административный совет рассматривает этот стандарт с точки зрения степени его важности для стран—членов ЕС. В случае положительного решения на него делается ссылка в соответствующей директиве ЕС и стандарт приобретает статус обязательного для выполнения в странах—членах ЕС.
Кроме евронорм, СЕН разрабатывает документы по гармонизации (HD) и предварительные стандарты (ENV), направленные как на устранение технических барьеров в торговле, так и на ускорение внедрения прогрессивных технических требований в производство новых товаров.
Документы по гармонизации разъясняют сущность тех административных и правовых норм, которые нарушают единообразие применения международных стандартов в странах—членах СЕН.
Принятый СЕН европейский стандарт издается в двух вариантах: как евронорма и как национальный стандарт в странах—членах СЕН. Во втором варианте стандарт может содержать приложение в виде рекомендаций и разъяснений, содействующих его пониманию и применению.
Кроме разработки стандартов на продукцию, услуги, процессы, СЕН занимается стандартизацией систем обеспечения качества продукции, методов испытаний и аккредитации испытательных лабораторий. В этом направлении созданы и утверждены европейские стандарты—евронормы серии 29000 (EN 29000), которые по существу представляют собой принятие международных стандартов ИСО серии 9000 "методом обложки". В комплекс этих нормативных документов входят пять европейских стандартов:
EN 29000 "Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества, руководящие указания по выбору и применению";
EN 29001 "Системы качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и (или) разработке, производстве, монтаже и обслуживании";
EN 29002 "Системы качества, модель для обеспечения качества при производстве и монтаже";
EN 29003 "Системы качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях";
EN 29004 "Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания".
В области испытаний, сертификации и аккредитации принят комплекс нормативных документов из семи основополагающих европейских стандартов — евронормы серии 45 000 (EN 45000):
EN 45001 "Общие критерии, касающиеся работы испытательных лабораторий"; EN 45002 "Общие критерии для оценки (аттестации) испытательных лабораторий"; EN 45003 "Общие критерии для органов по аккредитации лаборатории"; EN 450011 "Общие критерии для органов по сертификации, проводящих сертификацию продукции";
EN 450012 "Общие критерии для органов по сертификации, ответственных за сертификацию систем качества";
EN 450013 "Общие критерии, касающиеся органов по сертификации, занимающихся аттестацией персонала";
EN 450014 "Общие критерии для заявления поставщика о соответствии изделия стандарту".
Эти стандарты разработаны СЕН совместно с Европейским комитетом по стандартизации в электротехнике (СЕНЭЛЕК).
Современные проблемы СЕН касаются подготовки стандартов, соответствующих возникающим потребностям рынка, и своевременного их издания; ликвидации отставания принятия стандарта от издания европейских директив; ускорения сроков принятия стандартов, количество которых из года в год отстает от числа их проектов /3/.
Европейский комитет по стандартизации в электротехнике
Рисунок 3.2 – Логотип СЕНЭЛЕК
СЕНЭЛЕК создан в 1973 г. объединением двух европейских организаций — Европейского комитета по координации электротехнических стандартов стран — ленов ЕАСТ и Европейского комитета по координации электротехнических стандартов стран—членов ЕС (в то время ЕЭС).
В настоящее время, СЕНЭЛЕ — некоммерческая техническая организация, работящая в соответствии с бельгийским законодательством и состоящая из национальных электротехнических комитетов 31 европейской страны. Кроме того, 11 национальных комитетов от соседних государств готовы стать полноправными членами СЕНЭЛЕК.
Участники CЕНЭЛЕК сотрудничают с 1950-ых годов в интересах гармонизации европейских стандартов, создавая согласованные стандарты в поддержку европейского законодательства и стандарты, которые помогли сформировать европейский внутренний рынок. CЕНЭЛЕК работает с 15 000 технических экспертов от 31 европейской страны. Его работа непосредственно увеличивает потенциал рынка, поощряет технологическое развитие и гарантирует безопасность и здоровье потребителей и рабочих.
Миссия CENELEC состоит в том, чтобы подготовить добровольные электротехнические стандарты, которые будут способствовать развитию Общей Европейской Экономической Области для электрических и электронных товаров и услуг, удаляющие барьеры, создавая новые рынки и сокращая издержки согласования /11/.
Во главе организации — Генеральная ассамблея, в которой страны-члены представляют национальные организации по стандартизации и правительственные органы, а также участвуют представители ЕС и ЕАСТ. Генеральная ассамблея избирает Административный совет, состоящий из делегаций (до 5 человек) от национальных организаций стран-членов. Структуры, ответственные за стандартизацию, аналогичны описанным для СЕН. СЕНЭЛЕК с ними тесно сотрудничает.
Организационная структура СЕНЭЛЕК показана на рис. 3.3.
Рисунок 3.3 – Организационная структура СЕНЭЛЕК
При планировании работ по стандартизации в области новых технологий учитываются требования ЕС и ЕАСТ, привлекаются специалисты СЕН и других организаций. Так, если решаются вопросы, касающиеся информатики, приглашается к участию Европейская конференция руководящих органов почт и телекоммуникаций.
Основные объекты стандартизации в СЕНЭЛЕК:
• промышленное и бытовое оборудование с номинальным напряжением от 50 до 1000 Вольт переменного тока и 75-1500 Вольт постоянного тока;
• медицинское электрооборудование;
• электромагнитная совместимость, в том числе радиопомехи;
• оборудование для использования в потенциально взрывоопасной атмосфере (взрывозащищенное оборудование);
• метрологическое обеспечение средств измерений, включая электронные. Кроме того, по заданию ЕС и ЕАСТ СЕНЭЛЕК разрабатывает европейские стандарты на отдельные виды электрооборудования, в которых европейский рынок испытывает срочную потребность, но их свободному поступлению мешают технические барьеры как существующие, так и потенциальные, которые могут возникнуть в будущем.
Еще одно направление деятельности СЕНЭЛЕК — гармонизация стандартов, которой руководит Технический совет, специально созданный для рассмотрения рекомендаций и предложений программных комитетов. Эта работа необходима как для избежания дублирования МЭК, так и для своевременного применения международных стандартов МЭК (а также их проектов) как базы для евро-норм либо принятия их в качестве региональных. Такой же анализ проводится и по отношению к другим организациям региона. Если какой-либо международный стандарт выбран в качестве базового, СЕНЭЛЕК предлагает всем национальным организациям по стандартизации остановить разработку стандарта в этой области. В качестве национального будет принят европейский стандарт СЕНЭЛЕК, созданный на основе международного. Такая процедура, предусмотренная общими внутренними правилами СЕН/СЕНЭЛЕК, называется «Соглашение о бездействии».
Региональные стандарты, принятые СЕНЭЛЕК, могут иметь три формы: европейский стандарт (EN), документ по гармонизации (НД) и предварительный стандарт (ENV).
Евронорма СЕНЭЛЕК (EN) — это европейский стандарт с согласованным техническим текстом, принимаемый странами-членами как национальный нормативный документ. Правила организации запрещают при этом вносить какие-либо изменения в текст стандарта. EN публикуется на трех официальных языках (английский, французский, немецкий), но допускается также издание титульного листа с официальным заявлением об индоссаменте2. Нумерация евронорм начинается с 50001. На национальном уровне допускается публикация EN на языке страны с четким соблюдением текста и отсутствием любых отклонений. Те или иные национальные особенности условий применения стандарта могут быть введены в него в форме информационного приложения.
Несмотря на сходство в работе технических органов СЕНЭЛЕК и СЕН, все же необходимо подчеркнуть специфику Комитета по электронным компонентам (СЕСС) и программных комитетов. СЕСС занимается оценкой качества электронных компонентов, что считается весьма специфической областью деятельности. В связи с этим Комитет имеет свой собственный Генеральный секретариат и непосредственно подчиняется Генеральной ассамблее СЕНЭЛЕК. Отдельный бюджет СЕСС формируется из взносов стран-членов.
Программные комитеты подотчетны Генеральной ассамблее во время ее сессий, их деятельность не распространяется на СЕСС и Комитет по информатике. Они обязаны постоянно отслеживать работу по стандартизации на всех уровнях с целью своевременной коррекции деятельности СЕНЭЛЕК. В такой же степени, как и СЕН, СЕНЭЛЕК заинтересован в ускорении разработки и принятия европейских стандартов. В этом направлении приняты некоторые меры: объединение этапов опроса и голосования, усиление службы переводов, принятие решения об участии всех ТК СЕНЭЛЕК в рассмотрении стандартов МЭК (в том числе на стадии проектов и подготовки к публикации) для более быстрого принятия решения об их индоссаменте. Всем странам-членам предложено проводить анализ фондов национальных стандартов, не имеющих аналогов в МЭК, чтобы выявить среди них пригодные для применения в качестве базы при разработке стандартов СЕНЭЛЕК.
Информационное обеспечение, как отмечалось выше, осуществляется на основе соответствующей директивы ЕС совместно с Комиссией европейского союза (КЕС). Рабочая группа СЕН/СЕНЭЛЕК совместно с КЕС установила порядок распространения информации, вменив в обязанность каждого комитета—члена СЕНЭЛЕК и каждой национальной организации по стандартизации — члена СЕН своевременно ставить в известность друг друга о своих планах по стандартизации, что закладывается в программу региональной стандартизации. Для упорядочения деятельности в данной сфере создан Комитет управления информационными технологиями, а для исключения дублирования к участию в разработках привлекается Европейская конференция почтовой и телефонно-телеграфной связи. Комитет занимается планированием и размещением технических заданий на подготовку проектов стандартов, составлением графика работ и подготовкой предложений по ускорению принятия особо актуальных стандартов.
В области информационных технологий, кроме Комитета, работают две целевые экспертные группы: по сертификации в информационной технологии и консультированию по вопросам потребности в стандартизации в области производственных технологий.
Действует несколько совместных рабочих групп СЕН/СЕНЭЛЕК: по системам обработки конфиденциальных сообщений, локальных сетей, переноса файлов, структуры административных документов и др; европейская рабочая группа по открытым системам, цель которой — добиваться согласия всех заинтересованных сторон по основным направлениям европейской стандартизации. Технические документы этой группы предназначены для всех международных организаций и СЕН/СЕНЭЛЕК.
Кроме СЕН/СЕНЭЛЕК, в европейском регионе стандартизацией в области телекоммуникаций занимается Европейский институт по стандартизации в области электросвязи /3/.
3.3 Европейский институт по стандартизации в области электросвязи
Рисунок 3.4 – Логотип ЕТСИ
ETSI – независимая, некоммерческая организация. Расположена на юге Франции в г. София Антиполис.
Основная задача ЕТСИ — поиск общих стандартов, на основе которых можно создать общую структуру электросвязи. Эта структура должна обеспечить полную совместимость любого оборудования и услуг, предлагаемых потребителям /12/.
ETSI официально ответственен за стандартизацию информационных и коммуникационных технологий (Information and Communication Technologies, ICT) в Европе. Эти технологии включают в себя электросвязь, радиовещание и относящиеся к связи области, такие как связь по линиям электропередачи, связь на железнодорожном транспорте, интеллектуальная транспортировка и др. .
Членами ассоциации могут стать:
национальные ведомства, ответственные за область электросвязи;
национальные организации по стандартизации;
компании – производители электрооборудования;
пользователи услуг электросвязи;
исследовательские организации и др.
В настоящее время количество членов ETSI достигло 655 из 59 стран: 24 государства в качестве полноправных членов, а также ряд ассоциированных членов (например Австралия и Израиль), не имеющих права решающего голоса. Принятие в ассоциированные члены может состояться лишь после оценки ЕТСИ вклада соискателя в дело института.
География членства ограничена: членами ассоциации могут стать представители стран ЕС, Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ), Восточной Европы, Турции, Кипра и Мальты /3/.
На рис. 3.5 приведен процентный состав участников института ETSI по категориям: операторы частных и общественных сетей, производители, пользователи, исследовательские организации и консультативные фирмы и так далее, составляющие действительно широкую основу для технического консенсуса. Самым большим количеством участников представлена Великобритания, следом идут Германия и Франция.
Рисунок 3.5 - Состав участников
Главным органом управления ETSI является Генеральная ассамблея (General Assembly), которая определяет общие правила и утверждает бюджет. Управление разработками и утверждение стандартов выполняет Техническая ассамблея (Technical Assembly). Однако подробное содержание отдельных стандартов представлять для утверждения ни в один из этих органов не нужно, что освобождает от траты времени на продолжительную процедуру.
Основная техническая работа выполняется под руководством одиннадцати Технических комитетов, открытых для участия всех членов ETSI. Каждый Технический комитет управляет целым рядом Технических подкомитетов (в настоящее время около 60), в которых и ведётся детальная разработка проектов стандартов. В свою очередь, Технический подкомитет может делегировать работу некоторым специальным группам либо создать альтернативную Проектную команду с ориентацией на реальный рынок. Такая Проектная команда весьма важна для быстрой детальной проработки стандартов для приложений, сильно зависящих от конкретных изделий /12/.
Административная работа в создании Европейских Телекоммуникационных Стандартов сведена к минимуму. Каждая позиция разрабатываемого стандарта учтена в рабочей программе ETSI и имеет конкретную дату завершения работ.
Кроме того, структура Технического комитета обеспечивает разработку проектов в соответствии с консенсусом членов ETSI; утвержденные проекты подаются на рассмотрение в Секретариат для прохождения процедуры публичного обсуждения (Public Enquiry) в национальных организациях по стандартам. Таким образом, нечлены ETSI могут выразить свое мнение о создаваемом стандарте. После быстрого просмотра Техническим Комитетом и внесения всех необходимых изменений проект стандарта представляется на голосование странам-членам ETSI.
Структура ETSI допускает любую степень участия всех европейских организаций в разработке стандартов, в соответствии с их желанием. Основной принцип института - предоставление любой заинтересованной организации свободного доступа к выполняющимся работам/14/.
Рисунок 3.6 – Организационная структура ЕТСИ
Европейская экономическая комиссия ООН
Рисунок 3.7 – Логотип ЕЭК ООН
Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН) — это одна из пяти региональных комиссий Организации Объединенных Наций. Она была учреждена в 1947 году Экономическим и Социальным Советом ООН (ЭКОСОС) с целью развития экономической деятельности и укрепления экономических связей внутри региона ЕЭК ООН и между этим регионом и остальным миром.
В период холодной войны ЕЭК ООН успешно поддерживала диалог между Востоком и Западом. В настоящее время ЕЭК ООН сосредоточивает свои усилия на строительстве экономической и социальной Европы завтрашнего дня. Многочисленные мероприятия ЕЭК ООН в области транспорта, окружающей среды, статистики, энергетики, торговли, экономического сотрудничества и интеграции, а также технического содействия позволяют ей решать большинство задач XXI века.
ЕЭК ООН служит для правительств региональным форумом для разработки конвенций, норм и стандартов с целью гармонизации действий и облегчения обмена мнениями между государствами-членами. Выполняя эту функцию, ЕЭК ООН обеспечивает гарантии безопасности и качества потребителям, помогает охранять окружающую среду, упрощает процедуры торговли, а также способствует более тесному единению государств-членов внутри региона и их более полной интеграции в мировую экономику /15/.
К основным сферам деятельности ЕЭК ООН относятся: окружающая среда, транспорт, статистика, устойчивая энергетика, торговля, лесоматериалы и леса, жилье и землепользование, народонаселение и экономическое сотрудничество и интеграция.
Ввиду своего крайне разнообразного характера деятельность ЕЭК ООН влияет на повседневную жизнь населения не только ее региона, но и остальных частей мира в тех сферах, где результаты ее работы находят применение в общемировом масштабе. Таким образом, она оказывает полезное воздействие на общество в целом.
Эти многочисленные направления деятельности, будь то в сферах энергоэффективности, транспорта, международной торговли, статистики или лесоматериалов, непосредственно влияют на степень экономической интеграции между государствами — членами ЕЭК ООН.
В процессе своей работы ЕЭК ООН обеспечивает потребителям гарантии безопасности и качества за счет установления норм и стандартов в таких разных областях, как установление правил для дорожных транспортных средств или разработка стандартов «фрукты и овощи».
ЕЭК ООН помогает защищать и охранять окружающую среду посредством формирования региональной законодательной базы для борьбы с загрязнением и облегчения сотрудничества в профилактической работе и в вопросах ограничения причиняемого ущерба.
Она способствует упрощению процедур международной торговли и ее развитию за счет расширения имеющихся у предприятий возможностей для обмена товарами и услугами.
Деятельность ЕЭК ООН, связанная с гендерным равенством, сориентирована главным образом на повышение роли женщин в обеспечении экономического роста и равных возможностей доступа к занятости.
Странам с переходной экономикой и субрегиональным группировкам оказывается техническая помощь, направленная преимущественно на поддержку усилий по применению норм и конвенций, разработанных ЕЭК ООН. Благодаря этому вышеуказанные страны имеют возможность в полной мере пользоваться результатами аналитической, статистической и нормотворческой работы ЕЭК ООН.
Кроме того, совместно с ЭСКАТО ЕЭК ООН руководит Специальной программой Организации Объединенных Наций для стран Центральной Азии (СПЕКА), содействуя экономическому сотрудничеству семи стран — участниц Программы.
Органы и их функции:
ЕЭК ООН проводит свою сессию раз в два года. Во время этой сессии Комиссия принимает решения о своей деятельности в предстоящие годы и о рекомендациях, которые она представит вышестоящему органу — ЭКОСОС.
В ЕЭК ООН имеется семь секторальных комитетов и Конференция европейских статистиков: Комитет по экологической политике, Комитет по внутреннему транспорту, Конференция европейских статистиков, Комитет по устойчивой энергетике, Комитет по торговле, Комитет по лесоматериалам, Комитет по жилищному хозяйству и землепользованию и Комитет по экономическому сотрудничеству и интеграции.
Секретариат ЕЭК ООН находится в Женеве. Секретариат, возглавляется Исполнительным секретарем и его заместителем. Персонал секретариата составляют главным образом экономисты, но также имеются юристы, инженеры, статистики и специалисты по вычислительной технике. Его роль заключается в оказании Комиссии административной поддержки, необходимой для достижения поставленных целей /16/.
Межскандинавская организация по стандартизации
Создана в 1952г. Её члены – Дания, Норвегия, Финляндия, Швеция – основные, а так же 10 других организаций, занимающихся вопросами стандартизации в этих странах.
Главная особенность деятельности ИНСТА в том, что она не разрабатывает региональных общескандинавских стандартов. Это связано с тем, что, например, Дания ещё в начале 70-х гг. отказалась от национальных стандартов и перешла на международные.
Свою основную задачу ИНСТА видит в согласовании национальных стандартов скандинавских государств, унификации технических требований национальных нормативных документов; организации обмена информациейо работах по стандартизации для избежания дублирования; распространении опыта по созданию стандартов и в определении согласованной позиции стран-членов в ИСО, МЭК, СЕН и других организациях.
При согласовании стандартов специалисты ИНСТА опираются на правило “4F”: Forbruker (потребитель), Fabrikant (производитель), Forshrufter (безопасность), Forshuning (результаты исследований).
За основу разрабатываемых нормативных документов принимаются международные стандарты ИСО, МЭК, евростандарты СЕН и СЕНЭЛЕК, других организаций. Разработанные документы принимаются в качестве национальных после того, как их проекты одобряются всеми странами -членами ИНСТА.
Важным направлением своей деятельности организация считает достижение взаимопонимания между скандинавскими странами. Для этого проводятся ежегодные съезды на которых обсуждаются все спорные вопросы. По взаимной договорённости в работе национальных органов по стандартизации участвуют представители ИНСТА.
Как любая региональная организация ИНСТА направляет свои усилия на устранение технических барьеров в торговле как в скандинавском регионе так и со странами ЕС. Основные пути для решения данной проблемы – гармонизация стандартов, взаимное признание результатов испытаний, создание единой системы сертификации соответствия продукции. Значительную роль в этой работе играют Дания, Норвегия и Швеция как члены ЕАСТ. Разработана специальная программа по устранению барьеров в региональной торговле, согласно которой устанавливается автоматическое признание результатов испытаний и контроля товаров, если они осуществлялись на соответствие гармонизованных стандартов. ИНСТА почти не имеет печатных изданий. О её работе сообщается в национальных журналах по стандартизации и бюллетене КОПАНТ.
Приоритетными направлениями в гармонизации национальных стандартов признаны: машино- и станкостроение, безопасность рабочих мест, эксплуатационная надёжность и безопасность противопожарных средств /3/.
Заключение
Мы рассмотрели какие организации являются национальными организациями по стандартизации в Великобритании, Франции, Германии, Австрии, Финляндии, а так же региональные организации действующие на территории Европы. Рассмотрели историю их образования, организационную структуру, принадлежность к государственным органам, систему финансирования, их цели и задачи. Как негосударственные организации взаимодействуют с государством. Чем занимаются эти организации. Их взаимодействие с международными организациями. Перспективы развития национальной и межгосударственной стандартизации.
На основе проведенной работы можно сделать следующие выводы:
1. Деятельность стандартизации в мире направлена на улучшение условий жизни и защита общества, защиту окружающей среды и природы;
2. Гласность принятых и разрабатываемых стандартов
3. Во всех рассмотренных выше странах национальной организацией по стандартизации является негосударственное учреждение. Но при этом в большинстве организаций ведется тесное сотрудничество с государственными органами.
4. В развитых странах Европы, в основном действуют рекомендательные национальные стандарты. Некоторые из них становятся национальными стандартами, после того как выйдет государственный закон. Например, о защите от загрязнений воздуха, воды, безопасности потребительских товаров.
5. Количество стандартов постоянно увеличивается.
6. Все организации по стандартизации сотрудничают с промышленными и коммерческими организациями и между собой.
7. Многие национальные стандарты изменяются в соответствии с международными стандартами.
8. Все организации имеют четкую структуру организации.
Стандартизация продолжает развиваться во многих странах, для
упорядочения деятельности во всех отраслях народного хозяйства. Помогает развивать международную торговлю, устанавливая единые требования, нормы, стандарты для всех участников организаций международной торговли.
Приложение
Другие международные и национальные организации по стандартизации и метрологии
WELMEC (Organization of European national legal metrology services) — Организация законодательной метрологии Западной Европы
EUROMET (European Collaboration on Measurement Standards) — Европейское сотрудничество по эталонам
EOQ (European Organization for Quality) — Европейская организация по качеству
UN/ECE (United Nations Economic Commission for Europe) — Европейская экономическая комиссия ООН
EA (European Accreditation of Certification) — Европейское сотрудничество по аккредитации
EASC (EuroAsia Council on Standardization, Metrology, and Certification)— МГС СНГ Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации Содружества Независимых Государств
Национальные организации по стандартизации
Албания: General Directorate of Standardization (DSC) — Генеральная дирекция по стандартизации
Армения: Department for Standardization, Metrology and Certification (SARM) — Управление стандартизации, метрологии и сертификации при Правительстве Республики Армения
Беларусь: Committee for Standardization, Metrology and Certification (BELST) — Государственный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Беларусь
Бельгия: Institut Belge de Normalisation (IBN) — Институт стандартизации Бельгии
Болгария: Committee for Standardization and Metrology (BDS) — Комитет по стандартизации и метрологии
Босния и Герцоговина: Institute for Standardization, Metrology and Patents of Bosnia and Herzegovina (BASMP) — Институт стандартизации, метрологии и патентов Боснии и Герцоговины
Венгрия: Magyar Szabvanyugyi Testulet (MSZT) — Организация по стандартизации Венгрии
Греция: Hellenic Organization for Standardization (ELOT) — Организация по стандартизации Греции
Грузия: State Department for Standardization, Metrology and Certification of Georgia (GEOSTAND) — Государственный департамент Грузии по стандартизации, метрологии и сертификации
Дания: Dansk Standard (DS) — Организация по стандартизации Дании
Ирландия: National Standards Authority of Ireland (NSAI) — Национальные стандарты Ирландии
Исландия: Icelandic Council for Standardization (STRI) — Совет по стандартизации Исландии
Испания: Asociaciуn Espaсola de Normalizaciуn y Certificaciуn (AENOR)— Испанская ассоциация по стандартизации и сертификации
Италия: Ente Nazionale Italiano di Unificazione (UNI) — Институт по стандартизации Италии
Латвия: Latvian Standard (LVS) — Организация по стандартизации Латвии
Литва: Lithuanian Standards Board (LST) — Бюро стандартов Литвы
Литва: Lithuanian National Accreditation Bureau (LA) — Бюро по национальной аккредитации Литвы
17. Люксембург: Service de l'Energie de l'Etat (SEE) — Государственная служба энергетики
18. Марокко: Service de Normalisation Industrielle Marocaine (SNIMA) — Служба стандартизации промышленности Марокко
19. Нидерланды: Nederlands Normalisatie Instituut (NNI) — Институт стандартизации Нидерландов
20. Новая Зеландия: Standards New Zealand (SNZ) — Стандарты Новой Зеландии
21.Норвегия: Norges Standardiseringsforbund (NSF)— Бюро стандартизации Норвегии
22. Объединённые Арабские эмираты: Directorate of Standardization and Metrology Ministry Finance and Industry (SSUAE) — Дирекция по стандартизации и метрологии Министерства финансов и промышленности
23. Польша: Polish Committee for Standardization (PKN) — Комитет по стандартизации Польши
24. Португалия: Instituto Portugues da Qualidade (IPQ) — Организация по стандартизации Португалии
25.Румыния: Asociatia de Standardizare din Romвnia (ASRO) — Ассоциация по стандартизации Румынии
26. Словакия: Slovak Office of Standards, Metrology and Testing (UNMS) — Бюро стандартов, метрологии и испытаний Словакии
27. Словения: Standards and Metrology Institute (SMIS) — Институт по стандартизации и метрологии
28. Украина: State enterprise All-Ukrainian state research and production center for standardization, metrology, certification and protection of consumers' rights (Ukrmetrteststandard) — Всеукраинский государственный научно-производственный центр стандартизации, метрологии, сертификации и защиты прав потребителей (Укрметртестстандарт)
29. Хорватия: State office for Standardization and Metrology (DZNM) — Государственная служба по стандартизация и метрологии
30. Чешская республика: Czech Standards Institute (CSNI) — Институт стандартизации Чехии
31. Швейцария: Swiss Association for Standardization (SNV) — Ассоциация по стандартизации
32. Швеция: Standardiseringen i Sverige (SIS) — Институт стандартизации Швеции
33. Эстония: National Standards Board of Estonia (EVS) — Департамент национальных стандартов Эстонии
34. Югославия: Savezni zavod za standardizaciju (SZS) — Национальная организация по стандартизации
Список используемых источников
http://evolutsia.com
Клевлеев М. В., Попов П. Ю., Кузнецова И. А. Метрология, стандартизация и сертификация: Учебник, — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2004.—256 с.
Крылова Г. Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учебник для вузов. — 3-е изд., перераб. И доп. — М.: ЮНИТА-ДАНА, 2006.—671 с.
Журнал автомобильных инженеров №3 (50) 2008
http://www.qcert.ru/rus/docs/din
http://www.normdocs.ru/onorm
http://www.as-institute.at/en/asi-presse
http://www.sfs.fi/en
http://www.sarm.am/ru
http://www.cen.eu
http://www.cenelec.eu
http://www.etsi.org
http://www.raenitt.ru
http://www.asutp.ru
http://www.unece.org
http://www.un.org/ru/