Редуктор двухступенчатый соосный

Исходные данные для проектирования

Выходная мощность Р>вых> = 1,1 кВт; число оборотов выходного вала n>вых> = 35; режим работы – тяжелый; срок службы привода – 3 года (рабочих дней – 300, одна смена длится 8 часов, число смен работы – 3); передаточное число редуктора U> = 14; первая ступень редуктора – прямозубая; разработать рабочий чертеж большего шкива клиноременной передачи.

1. Выбор электродвигателя (ЭД) и расчет основных параметров для всех ступеней передачи

1) Мощность на валу электродвигателя передается всем приводом, состоящим из клиноременной передачи и редуктора. Ее значение определяем по потребной мощности:

где Р – требуемая мощность электродвигателя, кВт

Р>вых> – требуемая мощность на выходном валу привода, кВт

>общ> – общий КПД привода,

где >12>, >34>, >56> – КПД первой, второй и третьей ступени привода соответственно.

В соответствии с рекомендациями с. 3 [1] принимаем:

>12> = 0,96

>34> = >56> = 0,98

Тогда:

кВт

По табл. 1.1 (с. 4, [1]) принимаем асинхронный короткозамкнутый обдуваемый двигатель 4А80В4У3 с синхронной частотой вращения 1500 об/мин, мощностью Р>дв> = 1,5 кВт и асинхронной частотой 1415 об/мин.

2) Передаточное число привода определяется из выражения:

где n>дв> – асинхронная частота вращения вала ЭД, об/мин

n>вых> – заданная частота вращения выходного вала привода, об/мин.

Тогда:

Передаточное число клиноременной передачи:

3) Общее передаточное число редуктора определяется из выражения:

где U> – передаточное число первой (быстроходной) ступени редуктора,

U> – передаточное число второй (тихоходной) ступени редуктора.

По рекомендациям табл. 1.4 (с. 8, [1]) принимаем:

Принимаем U> = 3,5.

Тогда:

Тогда:

– разбивка произведена точно.

4) Определяем расчетные параметры для ступеней привода.

Расчетная мощность на валах привода определяется по формулам:

Р>I> = Р>дв>; Р>II> = Р>I>>12>; Р>III> = Р>II>>34>; Р>IV> = Р>III>>56>

где Р>дв> – мощность на валу электродвигателя, кВт;

>12>, >34>, >56>, – КПД соответствующих ступеней привода.

Частота вращения валов привода определяется из соотношений:

n>I> = n>дв>; ; ;

где n>дв> – асинхронная частота вращения вала привода, об/мин;

n >I>> – >>IV> – частоты вращения соответствующих валов привода, об/мин.

Крутящие моменты на валах привода определяются по формуле:

, Нм,

где Р – мощность, передаваемая валом, кВт;

n – частота вращения вала, об/мин.

Все расчеты по вышеприведенным формулам сведем в таблицу 1.1.

Таблица 1.1

Номер вала

КПД ступени привода

Мощность на валу Р, кВт

Передаточное число U

Частота вращения вала, об/мин

Крутящий момент на валу, Нм

I

0,96

-

1,5

2,89

-

1415

10,1

II

0,98

1,44

4

490

28,1

III

0,98

1,41

3,5

122,5

110

IV

-

1,38

-

35

376,5

2. Расчет зубчатых передач редукторов

2.1 Расчет тихоходной ступени редуктора

Расчет зубчатых передач нашего редуктора начинаем с расчета тихоходной ступени, поскольку в соосных редукторах она нагружена больше, нежели быстроходная ступень.

Суммарное время работы привода в часах определяется по формуле:

где L>год> – срок службы привода, лет;

С – число смен работы привода;

300 – количество рабочих дней в году;

8 – число рабочих часов за одну смену.

Тогда:

ч.

Выбор термической обработки заготовок

По табл. 2.2 (с. 10, [1]) выбираем материал для изготовления зубчатых колес – сталь 12ХН3А. Принимаем твердость рабочих поверхностей зубьев > НВ 350. В этом случае зубья во время работы не прирабатываются и обеспечивать разность твердостей зубьев шестерни и колеса не требуется. Выбираем термообработку – улучшение + цементация + закалка. Твердость поверхности HRC 56…63, сердцевины НВ 300…400.

Определение механических свойств материалов зубчатых колес и допускаемых напряжений

  1. Средние значения твердостей зубьев:

  1. Предельные характеристики материалов:

> = 1000 МПа, > = 800 МПа (см. табл. 2.2, [1]).

  1. Допускаемые напряжения для расчета передачи на контактную выносливость:

(см. табл. 2.5, [1]).

В этих формулах:

>ОН> – длительный предел контактной выносливости

МПа (см. табл. 2.6, [1]);

S> – коэффициент безопасности, S> = 1,2 (см. табл. 2.6, [1]).

Тогда:

МПа.

N>НО> – число циклов перемены напряжений, соответствующее длительному пределу выносливости; N>НО> = 200106 (рис. 2.1, [1]);

N>НЕ> – эквивалентное число циклов перемены напряжений для расчета на контактную выносливость:

К>НЕ> – коэффициент приведение; при тяжелом режиме работы К>НЕ> = 0,5 (табл. 2.4, [1]);

N>> – суммарное число циклов перемены напряжений

где n>i> – частота вращения i-го зубчатого колеса.

Для шестерни: N>>>1> = 6021600122,5 = 158,8106 циклов

Для колеса: N>>>2> = 602160035 = 45,4106 циклов

Таким образом,

циклов

циклов

Так как N>НЕ1> < N>НО> и N>НЕ2> < N>НО>, то:

МПа

МПа

В качестве принимаем меньшее из и , т.е.  = 1330 МПа.

Предельное допускаемое напряжение определим по формуле:

МПа

Условие < выполняется.

  1. Допускаемое напряжение для расчета передачи на изгибную выносливость:

(см. табл. 2.5, [1]).

В этих формулах:

>>F> – длительный предел изгибной выносливости

МПа (см. табл. 2.6, [1]);

S>F> – коэффициент безопасности, S>F> = 1,55 (см. табл. 2.6, [1]).

Тогда:

МПа.

N>FЕ> – эквивалентное число циклов перемены напряжений для расчета на изгибную выносливость:

К>F>> – коэффициент приведение; при тяжелом режиме работы К>F>> = 0,2 (табл. 2.4, [1]);

Таким образом,

Для шестерни: циклов

Для колеса: циклов

Так как N>F>>Е1> > 4106 циклов и N>F>>Е2> > 4106 циклов, то принимаем N>F>>Е1> = N>F>>Е2> = 4106 циклов.

Тогда:

МПа

Так как МПа (табл. 2.6, [1]), то условие < выполняется.

Определение коэффициента нагрузки

По рекомендациям стр. 21 и 24 ([1]) принимаем для 7–9 степени точности зубчатых колес и соосной схемы редуктора:

  • коэффициент нагрузки при расчете на контактную выносливость  = 1,75;

  • коэффициент нагрузки при расчете на изгибную выносливость  = 1,8.

Проектирование зубчатой передачи

  1. Определение предварительного значения межосевого расстояния производим по формуле:

, мм

Здесь: Т>2> – номинальный вращающий момент на валу колеса, Нм;

U – передаточное число;

К> – коэффициент расчета на контактную выносливость;

>ba> – коэффициент ширины зубчатых колес передачи, >ba> = 0,4 (см. табл. 2.9 с. 18, [1]);

– допускаемое напряжение при расчете на контактную выносливость, МПа.

Тогда:

мм

По табл. 3.2 (с. 22, [1]) принимаем а>w> = 100 мм.

  1. Определение рабочей ширины зубчатых колес.

Рабочая ширина колеса: мм (в соответствии с ГОСТ 6636–69).

Ширина шестерни: b>1> = b>2> + (2…4) = 40 + 4 = 44 мм. По ГОСТ 6636–69 принимаем b>1> = 45 мм.

  1. Определение ориентировочного значения модуля производим по формуле:

m = (0,01…0,02)а>w> = 1,0…2,0 мм.

По табл. 3.3 (с. 22, [1]) принимаем m = 2 мм.

  1. Суммарное число зубьев:

  1. Число зубьев зубчатых колес:

шестерни , принимаем z>1> = 22

колеса = 100 – 22 = 78

  1. Определяем фактическое значение передаточного числа:

Ошибка: % = 1,4% < 4%, что допустимо.

Проверка зубьев на выносливость при изгибе

  1. Проверка колеса на выносливость при изгибе производится по формуле:

где Y>F>>2> – коэффициент, учитывающий форму зуба колеса.

По табл. 3.4 (с. 25, [1]) для несмещенных колес Y>F>>2> = 3,6.

Тогда:

МПа < МПа

  1. Напряжение в опасном сечении зуба шестерни:

где Y>F>>1> – коэффициент, учитывающий форму зуба шестерни.

По табл. 3.4 (с. 25, [1]) для несмещенных колес Y>F>>1> = 3,9.

Тогда:

МПа < МПа

Определение основных параметров зубчатого зацепления

  1. Диаметры делительных окружностей:

мм

мм

Проверка: мм – равенство выполняется.

  1. Диаметры окружностей вершин:

мм

мм

  1. Диаметры окружностей впадин:

мм

мм

Силы, действующие в зацеплении

  1. Окружная сила:

Н

  1. Радиальная сила:

Н

2.2 Расчет быстроходной ступени редуктора

Выбор термической обработки заготовок

Для уменьшения сортамента материала, применяемого при изготовлении редуктора, для изготовления зубчатых колес быстроходной ступени редуктора применяем ту же сталь, что и тихоходной ступени редуктора, а именно сталь 12ХН3А с цементацией после улучшения и закалки.

Определение механических свойств материалов зубчатых колес и допускаемых напряжений

  1. Средние значения твердостей зубьев:

(см. выше)

  1. Предельные характеристики материалов:

> = 1000 МПа, > = 800 МПа (см. табл. 2.2, [1]).

  1. Допускаемые напряжения для расчета передачи на контактную выносливость:

(см. табл. 2.5, [1]).

В этих формулах:

>ОН> – длительный предел контактной выносливости

МПа (см. табл. 2.6, [1]);

S> – коэффициент безопасности, S> = 1,2 (см. табл. 2.6, [1]).

Тогда:

МПа.

N>НО> – число циклов перемены напряжений, соответствующее длительному пределу выносливости; N>НО> = 200106 (рис. 2.1, [1]);

N>НЕ> – эквивалентное число циклов перемены напряжений для расчета на контактную выносливость:

К>НЕ> – коэффициент приведение; при тяжелом режиме работы К>НЕ> = 0,5 (табл. 2.4, [1]);

N>> – суммарное число циклов перемены напряжений

где n>i> – частота вращения i-го зубчатого колеса.

Для шестерни: N>>>1> = 6021600490 = 635106 циклов

Для колеса: N>>>2> = 6021600122,5 = 158,8106 циклов

Таким образом,

циклов

циклов

Так как N>НЕ1> > N>НО>, то и N>НЕ1> = N>НО> = 200106, и тогда:

МПа

МПа

В качестве принимаем меньшее из и , т.е.  = 1330 МПа.

МПа.

Условие < выполняется.

  1. Допускаемое напряжение для расчета передачи на изгибную выносливость:

(см. табл. 2.5, [1]).

В этих формулах:

>>F> – длительный предел изгибной выносливости

МПа (см. табл. 2.6, [1]);

S>F> – коэффициент безопасности, S>F> = 1,55 (см. табл. 2.6, [1]).

Тогда:

МПа.

N>FЕ> – эквивалентное число циклов перемены напряжений для расчета на изгибную выносливость:

К>F>> – коэффициент приведение; при тяжелом режиме работы К>F>> = 0,2 (табл. 2.4, [1]);

Таким образом,

Для шестерни: циклов

Для колеса: циклов

Так как N>F>>Е1> > 4106 циклов и N>F>>Е2> > 4106 циклов, то принимаем N>F>>Е1> = N>F>>Е2> = 4106 циклов.

Тогда:

МПа

Так как МПа (табл. 2.6, [1]), то условие < выполняется.

Определение коэффициента нагрузки

  1. Определяем коэффициент ширины быстроходной ступени по формуле:

где U – передаточное число быстроходной ступени, U = 4;

а>w> – межосевое расстояние, полученное при расчете тихоходной ступени, а>w> = 100 мм;

К> – коэффициент концентрации нагрузки при расчете на контактную выносливость. По рекомендациям на с. 21 ([1]), К> = 1,75;

Т>2> – крутящий момент на валу шестерни быстроходной ступени, Т>2> = 110 Нм.

Подставляя значения в формулу, получаем:

Принимаем >ba> = 0,2 (см. рекомендации с. 26, [1]).

Коэффициент нагрузки на изгибную выносливость принимаем по рекомендациям на с. 24 ([1]) К>F> = 1,8.

Проектирование зубчатой передачи

  1. Межосевое расстояние получаем из расчета тихоходной ступени редуктора:

а>w> = 100 мм.

  1. Определение рабочей ширины зубчатых колес.

Рабочая ширина колеса: мм. По ГОСТ 6636–69 принимаем b>2> = 20 мм.

Ширина шестерни: b>1> = b>2> + (2…4) = 20 + 2 = 22 мм (в соответствии с ГОСТ 6636–69).

  1. Определение ориентировочного значения модуля производим по формуле:

m = (0,01…0,02)а>w> = 1,0…2,0 мм.

По табл. 3.3 (с. 22, [1]) принимаем m = 2 мм.

  1. Суммарное число зубьев:

  1. Число зубьев зубчатых колес:

шестерни , принимаем z>1> = 20

колеса = 100 – 20 = 80

  1. Определяем фактическое значение передаточного числа:

Проверка зубьев на выносливость при изгибе

  1. Проверка колеса на выносливость при изгибе производится по формуле:

где Y>F>>2> – коэффициент, учитывающий форму зуба колеса.

По табл. 3.4 (с. 25, [1]) для несмещенных колес Y>F>>2> = 3,6.

Тогда:

МПа < МПа

  1. Напряжение в опасном сечении зуба шестерни:

где Y>F>>1> – коэффициент, учитывающий форму зуба шестерни.

По табл. 3.4 (с. 25, [1]) для несмещенных колес Y>F>>1> = 3,9.

Тогда:

МПа < МПа

Определение основных параметров зубчатого зацепления

  1. Диаметры делительных окружностей:

мм

мм

Проверка: мм – равенство выполняется.

  1. Диаметры окружностей вершин:

мм

мм

  1. Диаметры окружностей впадин:

мм

мм

Силы, действующие в зацеплении

  1. Окружная сила:

Н

  1. Радиальная сила:

Н

3. Проектирование ременной передачи

Ременная передача – это вид механической передачи, осуществляемой при помощи ремня, натянутого на шкивы. Передача крутящего момента происходит посредством силы трения, возникающей между шкивами и ремнем при его натяжении.

Клиноременная передача – частный случай ременной передачи с ремнем в сечении трапецеидальной формы (клиновых). Благодаря повышенному сцеплению со шкивами, обусловленному эффектом клина, несущая способность клиновых ременных передач выше, чем плоскоременных. Поэтому в нашем курсовом проекте мы будем использовать передачу с клиновым ремнем.

3.1 Расчет ременной передачи

  1. Выбираем сечение ремня.

По графику рис. 11 ([2]) выбираем ремень сечением А с размерами (см. табл. 1, [2]): W> = 11 мм, W = 13 мм, Т>0> = 8 мм, площадью сечения А = 81 мм2, масса одного метра длины ремня = 0,105 кг/м, минимальный диаметр ведущего шкива d>min> = 90 мм.

  1. Определяем диаметры шкивов.

С целью увеличения рабочего ресурса передачи принимаем d>1> > d>min>. Из стандартного ряда ближайшее большее значение d>1> = 100 мм. Расчетный диаметр ведомого (большего) шкива:

где  – коэффициент скольжения,  = 0,01;

U – передаточное число клиноременной передачи, U = 2,89 (см. раздел 1 КП).

Тогда:

мм

Округляем d>2> до ближайшего стандартного значения. Тогда: d>2> = 280 мм.

Уточняем передаточное число клиноременной передачи:

Отличие от заданного передаточного числа:

% = 2,1% < 5%, что допустимо.

3) Межосевое расстояние ременной передачи:

мм

мм

Принимаем промежуточное стандартное значение а = 300 мм.

4) Определяем расчетную длину ремня:

мм

Ближайшее стандартное значение по табл. 1 ([2]): L> = 1250 мм.

5) Уточняем межосевое расстояние:

где мм

мм

Тогда:

мм

Принимаем ауточн = 315 мм.

6) Для установки и замены ремней предусматриваем возможность уменьшения а на 3% (т.е. на 0,03315 = 9,5 мм). Для компенсации удлинения ремней во время эксплуатации предусматриваем возможность увеличения а на 5,5% (т.е. на 0,055315 = 17,3 мм).

7) Определяем угол обхвата ремнями ведущего шкива:

8) Для определения числа ремней определяем коэффициенты: угла обхвата С>> = 0,91 (табл. 6, с. 22, [2]); длины ремня С>L> = 0,96 (табл. 8, с. 23, [2], L> = 1250 мм); режима работы С> = 1,6 (табл. 10, с. 24, [2], режим тяжелый, число смен работы – три); числа ремней С>z> = 0,95 (табл. 4, с. 20, [2], приняв ориентировочно z = 2…3).

По табл. 7 (с. 22, [2]) находим номинальную мощность Р>0> = 1,494 кВт, передаваемую одним ремнем сечением А с расчетной длиной L> = 2240 мм, при d>1> = 100 мм, U>уточн> = 2,83 и n>1> = 1415 об/мин.

Определяем расчетную мощность, передаваемую одним ремнем:

кВт.

Определяем число ремней:

Принимаем число ремней z = 2.

9) Окружная скорость ремней:

м/с

10) Начальное натяжение каждой ветви одного ремня:

Н

где  = 0,105 – коэффициент центробежных сил (табл. 11, с. 24, [2]).

11) Силы, действующие на валы и опоры:

Н

12) Средний рабочий ресурс принятых ремней:

ч

где Т>ср> = 2000 ч (ресурс работы ремней по ГОСТ 1284.2–89);

К>1> = 0,5 – коэффициент для тяжелого режима работы;

К>2> = 1 – коэффициент климатических условий.

13) Суммарное число ремней z>>, необходимое на весь срок службы привода L>пр> = 21 600 ч:

шт.

14) По результатам расчетов принят:

Ремень А – 1250 Ш ГОСТ 1284.1–80 – ГОСТ 1284.3–80.

3.2 Конструирование шкива

В соответствии с заданием необходимо сконструировать ведомый (больший) шкив.

Эскиз шкива приведен на рис. 2.

Рис. 2 Эскиз шкива ременной передачи

Для ремня сечением А по табл. 12 (с. 27, [2]) выбираем размеры профиля канавок шкива: f = 10 мм, е = 15 мм, l> = 11 мм, h = 8,7 мм, b* = 3,3 мм.

С учетом того, что количество ремней z = 2, конструктивно ширина шкива получается равной 35 мм:

мм

По ГОСТ 6636–69 принимаем М = 36 мм.

В соответствии с расчетом диаметр шкива d> = d>2> = 280 мм.

Наружный диаметр шкива мм.

Принимаем для изготовления шкива чугун СЧ 15 ГОСТ 1412–85.

Толщина обода  для чугунного шкива:

мм

Принимаем  = 10 мм.

Внутренний диаметр обода шкива:

мм

Толщина диска шкива:

мм

Принимаем С = 14 мм.

Диаметр вала:

мм

По конструктивным соображениям принимаем d> = 22 мм.

Диаметр ступицы для чугунных шкивов:

мм

Принимаем d>ст> = 36 мм.

Длина ступицы:

мм

По конструктивным соображениям принимаем l>ст> = 36 мм.

Для снижения массы шкивов и удобства транспортировки в диске выполним 6 отверстий диаметром d>отв> = 20 мм. Диаметр окружности, на котором выполняем отверстия, принимаем равным 206 мм (по конструктивным соображениям).

Для передачи вращающего момента от шкива на ведущий вал редуктора предусматриваем шпоночное соединение. Поскольку диаметр вала = 22 мм, то принимаем шпонку (прил. 2, с. 57 [2]) сечением bh = 66 мм при стандартной глубине паза ступицы t>2> = 2,8 мм (общая глубина паза ступицы проектируемого шкива 6,3 мм).

Для исключения концентрации напряжений между ступицей шкива и диском шкива предусматриваем скругление радиусом = 8 мм.

Для более легкого захода вала редуктора в шкив предусматриваем фаски глубиной 2 мм.

На наиболее важные параметры шкива назначаем посадки (Н7 – для диаметра вала, Js7 – для шпоночного паза) и отклонения размеров (+0,2 мм для глубины паза ступицы).

На отдельные поверхности шкива назначаем шероховатости: на диаметр отверстия ступицы 1,6 мкм; на торцы шкива 3,2 мкм; на рабочие поверхности канавок шкива 2,5 мкм; на боковые (рабочие) поверхности шпоночного паза 1,6 мкм; на нерабочую поверхность шпоночного паза 3,2 мкм; неуказанная шероховатость 25 мкм.

На наиболее важные поверхности шкива назначаем допуски и отклонения формы: цилиндричность 0,007 мм (допуск на размер 22Н7 равен 21 мкм); перпендикулярность 0,02 мм; параллельность 0,02 мм; симметричность 0,08 мм. Все отклонения формы (кроме цилиндричности) назначаются относительно базовой поверхности А (диаметра отверстия ступицы).

4. Предварительная компоновка редуктора

4.1 Предварительный расчет валов

Предварительный расчет валов выполняется для ориентировочного определения их диаметров и размещения валов в корпусе редуктора вместе с подшипниками и зубчатыми колесами.

Диаметр вала определяем из условия прочности:

где  – напряжения кручения вала, МПа,

[] – допускаемые напряжения кручения вала, [] = 25 МПа,

Т – момент на валу, Нм,

D – диаметр вала, мм.

Тогда:

, мм

Определяем диаметры:

  • на входном валу мм, принимаем d>II> = 18 мм;

  • на промежуточном валу мм, принимаем d>III> = 28 мм;

  • на выходном валу мм, принимаем d>IV> = 45 мм.

По конструктивным соображениям (см. проектирование шкивов ременной передачи) диаметр входного вала принимаем = 22 мм, диаметр под подшипниками выбираем = 25 мм.

Диаметр промежуточного вала оставляем = 28 мм, диаметры под подшипники принимаем = 30 мм, диаметр под зубчатым колесом быстроходной ступени = 36 мм, тихоходную оформляем как вал – шестерню.

Диаметр выходного вала оставляем = 45 мм, диаметры под подшипники принимаем = 50 мм, диаметр под зубчатым колесом = 56 мм.

4.2 Предварительный выбор подшипников

Предварительный выбор подшипников производим по диаметру, назначенному под подшипники на соответствующем валу. По возможности принимаем особолегкую и легкую серию, чтобы при проверочном расчете была возможность перейти на среднюю или тяжелую серии, если будет необходимо.

  1. На входном валу принимаем шариковые радиальные однорядные подшипники легкой серии №205 по ГОСТ 8338–75 с d = 25 мм, D = 52 мм, В = 15 мм, r = 1,5 мм, d>  8 мм, С = 14000 Н, С>0> = 6950 Н;

  2. На промежуточном валу принимаем шариковые радиальные однорядные подшипники средней серии №306 по ГОСТ 8338–75 с d = 30 мм, D = 72 мм, В = 19 мм, r = 2,0 мм, d>  12 мм, С = 28100 Н, С>0> = 14600 Н;

  3. На выходном валу принимаем шариковые радиальные однорядные подшипники легкой серии №210 по ГОСТ 8338–75 с d = 50 мм, D = 90 мм, В = 20 мм, r = 2,0 мм, d>  13 мм, С = 35100 Н, С>0> = 19800 Н.

4.3 Проектирование шпоночных соединений и проверка их прочности

Исходя из эскизной компоновки редуктора, выбираем шпонки на валах редуктора:

  1. На входном валу принимаем шпонку длиной l = 36 мм, шириной b = 6 мм, высотой h = 6 мм, глубинами паза вала t>1> = 3,5 мм и втулки t>2> = 2,8 мм;

  2. На промежуточном валу принимаем шпонку длиной l = 28 мм, шириной b = 10 мм, высотой h = 8 мм, глубинами паза вала t>1> = 5,0 мм и втулки t>2> = 3,3 мм;

  3. На выходном валу:

  • под зубчатым колесом принимаем шпонку длиной l = 45 мм, шириной b = 16 мм, высотой h = 10 мм, глубинами паза вала t>1> = 6,0 мм и втулки t>2> = 4,3 мм;

  • под муфтой принимаем шпонку длиной l = 56 мм, шириной b = 14 мм, высотой h = 9 мм, глубинами паза вала t>1> = 5,5 мм и втулки t>2> = 3,8 мм.

После подбора шпонок выполняются проверочные расчеты на прочность по напряжениям смятия и среза. Условие прочности при расчете на смятие:

где d – диаметр вала под шпонкой, мм;

b, h, l, t>1> – геометрические размеры шпонки, мм;

Т – крутящий момент на валу, Нмм;

[]>см> – допускаемые напряжения смятия, МПа (для стальной ступицы []>см> = 120 МПа, для чугунной ступицы []>см> = 70 МПа).

Условие прочности при расчете на срез:

где []>ср> – допускаемые напряжения среза, МПа (для стальной ступицы []>ср> = 70 МПа, для чугунной ступицы []>ср> = 40 МПа).

Проверяем шпонки по условиям прочности:

  1. На входном валу

МПа МПа

МПаМПа

2) На промежуточном валу

МПа МПа

МПаМПа

3) На выходном валу

  • под зубчатым колесом

МПа МПа

МПаМПа

  • под муфтой

МПа МПа

МПаМПа

Подбор шпонок произведен правильно.

4.4 Подбор муфты

Для соединения редуктора с транспортирующим устройством принимаем упругую втулочно-пальцевую муфту. Эта муфта позволяет компенсировать смещение и несоосность соединяемых валов. По таблице 7.1 (с. 56, [1]) принимаем муфту 500–45–1-У3 ГОСТ 21424–93 с номинальным вращающим моментом Т>ном> = 500 Нм, типа 1, с диаметром цилиндрического конца вала 45 мм и отклонением по Н8, климатического исполнения У категории 3, наружным диаметром D  170 мм, общей длиной L  226 мм, длиной посадочного места полумуфты l = 110 мм. Допускаемые смещения концов полумуфт:

  • осевое – 5,0 мм;

  • радиальное – 0,3 мм;

  • угловое – 1.

4.5 Выбор типа смазки

Так как окружные скорости колес быстроходной и тихоходной ступеней нашего редуктора составляют 1,0 м/с и 0,3 м/с соответственно, то тип смазки выбираем так:

  1. Зубчатых колес редуктора – окунанием в масляную ванну зубчатых колес тихоходной и быстроходной ступеней редуктора на величину  10 мм каждое. По табл. 95 (с. 160, [3]) принимаем масло индустриальное И-50А по ГОСТ 20779–88. Для успешного отвода тепла от зубчатых колес количество масла должно быть не менее 0,5…0,8 л на 1кВт мощности, т.е. не меньше 0,9 л в нашем случае.

  2. Подшипников – пластичной смазкой ЦИАТИМ-202 по ГОСТ 11110–75.

5. Проверочный расчет промежуточного вала

5.1 Определение опорных реакций

Определение опорных реакций в подшипниках начинаем с определения расчетной схемы вала. Для этого вычерчиваем в масштабе вал и прикладываем к нему окружные и радиальные силы в середине ступиц зубчатых колес (рис. 3). Точки приложения реакций опор– в середине посадочных мест под подшипники.

Крутящий момент передается валом в пространстве между серединами посадочных мест под зубчатые колеса и составляет М>кр> = 110 Нм. Строим эпюру крутящих моментов (см. рис. 3).

Определение реакций в подшипниках от действия окружных сил и построение эпюры моментов от действия этих сил

Согласно проектным расчетам зубчатых зацеплений, на промежуточный вал действуют следующие окружные силы:

  • от быстроходной передачи F>t>> Б> = 1375 Н;

  • от тихоходной передачи F>t>> Т> = 4827 Н.

Расчетная схема приведена на рис. 3.

Составляем уравнения статики:

Н

Н

Проверка:

– реакции определены правильно.

Строим эпюру моментов М> (см. рис. 3).

Определение реакций в подшипниках от действия радиальных сил и построение эпюры моментов от действия этих сил

Согласно проектным расчетам зубчатых зацеплений, на промежуточный вал действуют следующие радиальные силы:

  • от быстроходной передачи F>r>> Б> = 500,5 Н;

  • от тихоходной передачи F>r>> Т> = 1757 Н.

Расчетная схема приведена на рис. 3.

Составляем уравнения статики:

Н

Н

Проверка:

– реакции определены правильно.

Строим эпюру моментов М>z> (см. рис. 3).

5.2 Проверочный расчет подшипников

При проектировочном расчете валов на промежуточном валу мы приняли шариковые радиальные однорядные подшипники средней серии №306 по ГОСТ 8338–75 с динамической грузоподъемностью С = 28100 Н и статической грузоподъемностью С>0> = 14600 Н.

Подшипник в опоре В нагружен большими силами, поэтому проверочный расчет выполняем для него.

Радиальную силу в подшипнике определим по формуле:

Н

Для радиальных шарикоподшипников величину эквивалентной нагрузки определяем по формуле:

где X и Y – коэффициенты отношения осевой нагрузки к радиальной, в нашем случае F> = 0, и Y = 0, Х = 1;

V – коэффициент вращения, V = 1 (т. к. вращается внутреннее кольцо);

К> – коэффициент безопасности, по табл. 9.4 (с. 72, [1]) выбираем К> = 1,3;

К> – температурный коэффициент, при рабочей температуре подшипниковых узлов < 100С К> = 1.

Тогда:

Н

Номинальную долговечность вычисляем по формуле:

, млн. об.

где m = 3 для шарикоподшипников. Тогда:

млн. об.

Долговечность подшипника в часах:

ч  t>> = 21600 ч

Подшипники подобраны правильно.

5.3 Расчет вала на усталостную прочность

Расчет на усталостную прочность производим для двух наиболее опасных сечений вала: I–I и II–II (см. рис. 3).

Определяем изгибающие моменты, действующие в опасных сечениях вала:

  • в сечении I–I

Нм

Нм

Нм

  • в сечении II–II:

Нм

Нм

Нм

Крутящий момент в обоих сечениях составляет М>кр> = 110 Нм.

Расчет на усталостную прочность проводится в форме определения коэффициента запаса прочности n для опасных сечений вала. Условие прочности имеет вид:

где [n] – требуемый коэффициент запаса прочности. По рекомендациям с. 76 ([1]) принимаем [n] = 3;

n>> и n>> – коэффициенты запаса прочности по нормальным и касательным напряжениям:

где >-1> и >-1> – пределы выносливости материала вала при изгибе и при кручении с симметричным знакопеременным циклом нагружения. По рекомендациям с. 76 ([1]) для стали 12ХН3А принимаем:

МПа

МПа;

>; > и >m>; >m> – амплитуды и средние напряжения циклов нормальных и касательных напряжений. Обычно напряжения в поперечном сечении вала при изгибе изменяются по симметричному циклу, а при кручении – по пульсирующему (отнулевому) циклу. Тогда:

; ;

>> и >> – коэффициенты, характеризующие чувствительность материала к асимметрии цикла нагружения. По ГОСТ 25.504–82 рекомендуется принимать:

К>> и К>> – эффективные коэффициенты концентрации напряжений при изгибе и кручении;

>> и >> – коэффициенты, учитывающие влияние поперечных размеров вала;

 – коэффициент поверхностного упрочнения, для неупрочненных валов  = 1.

  1. Сечение II.

Моменты сопротивления изгибу и кручению сечения:

м3

м3

Напряжения в сечении:

МПа;

МПа.

Коэффициенты:

К>> = 3,5 (табл. 12.1, с. 78 [1])

К>> = 2,1 (табл. 12.1, с. 78 [1])

>> = 0,746 (табл. 12.2, с. 79 [1])

>> = 0,792 (табл. 12.2, с. 79 [1])

Коэффициенты запаса прочности:

– условие прочности выполняется.

  1. Сечение IIII.

Моменты сопротивления изгибу и кручению сечения:

м3

м3

Напряжения в сечении:

МПа;

МПа.

Коэффициенты:

К>> = 2,0 (табл. 12.1, с. 78 [1])

К>> = 1,9 (табл. 12.1, с. 78 [1])

>> = 0,746 (табл. 12.2, с. 79 [1])

>> = 0,792 (табл. 12.2, с. 79 [1])

Коэффициенты запаса прочности:

– условие прочности выполняется.

Таким образом, усталостная прочность промежуточного вала обеспечивается.

6. Конструирование корпуса редуктора.

Поскольку редуктор работает в тяжелом режиме, то материал для изготовления корпуса редуктора принимаем СЧ 20 ГОСТ 1412–85.

Основные размеры корпуса редуктора принимаем по следующим зависимостям:

  • толщина стенки основания корпуса

мм, принимаем мм;

  • толщина стенки крышки корпуса

мм, принимаем мм;

  • толщина ребра в основании

мм;

  • толщина подъемного уха

мм, принимаем мм;

  • диаметр стяжного болта

мм, принимаем мм;

  • диаметр штифта

мм, принимаем ;

  • толщина фланца по разъему

мм;

  • диаметр фундаментного болта

мм, принимаем мм;

  • толщина лапы для крепления к полу

мм.

Литература

1. Детали машин и основы конструирования. Методические указания к выполнению курсового проекта для студентов IV курса.– М.: РГОТУПС, 2004. – 100 с.

2. Детали машин и основы конструирования. Расчет ременных передач. Расчет цепных передач. Методические указания к выполнению курсового проекта для студентов IV курса.–М.: РГОТУПС, 2005. – 64 с.

3. Анурьев В.И. Справочник конструктора – машиностроителя: В 3-х т.: Т. 2. – 8-е изд., перераб. и доп. Под ред. И.Н. Жестковой. – М.: Машиностроение, 2001. – 912 с., илл.