Стандартизация и сертификация продукции
Содержание
1. Структура органов и служб национальной службы стандартизации
2. Технические регламенты. Порядок применения
3. Органы и службы по метрологии
4. Эффективность работ по стандартизации (экономическая, техническая, социальная)
5. Схемы сертификации продукции
6. Порядок сертификации партий продукции
7. Срок действия сертификата соответствия. Порядок продления срока действия сертификата
Список использованных источников
1. Структура органов и служб национальной службы стандартизации
Органы и службы стандартизации – организации, учреждения, объединения и их подразделения, основной деятельностью которых является осуществление работ по стандартизации или выполнение определенных функций по стандартизации.
Органы по стандартизации – это органы, признанные на определенном уровне, основная функция которых состоит в руководстве работ по стандартизации.
Службы стандартизации – специально создаваемые организации подразделения для проведения работ по стандартизации на определенных условиях управления – государственном, отраслевом, предприятий (организации).
Государственное регулирование и управление в области стандартизации осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь, Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь и иными государственными органами в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Президент Республики Беларусь осуществляет государственное регулирование и управление в области технического нормирования и стандартизации в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 21 февраля 1995 года "О Президенте Республики Беларусь" (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1995г., № 17, ст.179; Ведамасцi Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь, 1997г., № 24, ст.463) и иными законодательными актами Республики Беларусь.
В исключительных случаях при возникновении обстоятельств, приводящих к непосредственной угрозе жизни, здоровью и наследственности граждан, имуществу и окружающей среде, Президент Республики Беларусь может принимать решение о разработке и введении в действие технического регламента в особом порядке без уведомления о разработке технического регламента и его публичного обсуждения.
Совет Министров Республики Беларусь в области технического нормирования и стандартизации:
- обеспечивает проведение единой государственной политики;
- обеспечивает создание и функционирование системы технического нормирования и стандартизации;
- утверждает программы разработки технических регламентов и взаимосвязанных с ними государственных стандартов;
- устанавливает порядок разработки, утверждения, государственной регистрации, проверки, пересмотра, изменения, отмены, применения, официального издания технических регламентов, в том числе технических регламентов в отношении оборонной продукции, уведомления и опубликования информации о них;
- утверждает технические регламенты;
- устанавливает порядок государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов и требования, предъявляемые к государственным инспекторам, осуществляющим государственный надзор за соблюдением технических регламентов;
- дает официальные толкования по вопросам применения технических регламентов;
- устанавливает порядок создания и ведения Национального фонда технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, а также правила пользования этим фондом;
- осуществляет иные полномочия в области технического нормирования и стандартизации в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.
Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь в области технического нормирования и стандартизации:
- осуществляет реализацию единой государственной политики;
-осуществляет общую координацию разработки технических регламентов и государственных стандартов;
- устанавливает порядок разработки, утверждения, государственной регистрации, проверки, пересмотра, изменения, отмены, уведомления об этом, применения, опубликования технических кодексов, государственных стандартов, технических условий;
- утверждает, вводит в действие, отменяет государственные стандарты, вносит в них изменения (кроме государственных стандартов в области архитектуры и строительства);
- осуществляет государственную регистрацию технических регламентов, технических кодексов, государственных стандартов, технических условий (кроме технических условий, которые не проходят государственную регистрацию);
- определяет виды продукции (услуг), технические условия на которые не проходят государственную регистрацию;
- осуществляет официальное издание государственных стандартов (кроме государственных стандартов в области архитектуры и строительства);
- опубликовывает информацию о действующих технических регламентах, технических кодексах, государственных стандартах, технических условиях;
- организует и проводит систематическую проверку действующих государственных стандартов (кроме государственных стандартов в области архитектуры и строительства) в целях их изменения или отмены;
- осуществляет государственный надзор за соблюдением требований технических регламентов (кроме технических регламентов, устанавливающих требования к зданиям, строениям и сооружениям);
- применяет в пределах своей компетенции к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, нарушившим требования технических регламентов, меры воздействия, предусмотренные настоящим Законом и иными актами законодательства;
- участвует в работе по международной и межгосударственной (региональной) стандартизации (кроме стандартизации в области архитектуры и строительства);
- дает официальные толкования по вопросам применения технических нормативных правовых актов, им утвержденных;
- утверждает по предложениям субъектов технического нормирования и стандартизации состав технических комитетов по стандартизации, перечень закрепляемых за ними объектов стандартизации, а также положения об этих технических комитетах (кроме технических комитетов по стандартизации в области архитектуры и строительства);
- предоставляет субъектам технического нормирования и стандартизации право на использование знака (знаков) соответствия государственным стандартам;
- создает и ведет Национальный фонд технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации.
Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь в области технического нормирования и стандартизации по вопросам архитектуры и строительства:
- осуществляет реализацию единой государственной политики;
- координирует разработку технических регламентов и государственных стандартов;
- организует и проводит систематическую проверку действующих государственных стандартов в целях их обновления или отмены;
- утверждает, вводит в действие, отменяет государственные стандарты, вносит в них изменения;
- осуществляет официальное издание государственных стандартов;
- осуществляет государственный надзор за соблюдением требований технических регламентов;
- применяет в пределах своей компетенции к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, нарушившим требования технических регламентов, меры воздействия, предусмотренные настоящим Законом и иными актами законодательства;
- участвует в работе по международной и межгосударственной (региональной) стандартизации;
- дает официальные толкования по вопросам применения технических нормативных правовых актов, им утвержденных;
- утверждает по предложениям субъектов технического нормирования и стандартизации состав технических комитетов по стандартизации, перечень закрепляемых за ними объектов стандартизации, а также положения об этих технических комитетах.
2. Технические регламенты. Порядок применения
К техническим нормативным правовым актам в области технического нормирования и стандартизации относятся:
- технические регламенты;
- технические кодексы;
- стандарты, в том числе государственные стандарты, стандарты организаций;
- технические условия.
Технические регламенты разрабатываются в целях защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей продукции и услуг относительно их назначения, качества или безопасности. Разработка технических регламентов в иных целях не допускается.
Разработка технических регламентов осуществляется республиканскими органами государственного управления в пределах предоставленных им полномочий. Технический регламент должен содержать обязательные для соблюдения технические требования, связанные с безопасностью продукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг, а также исчерпывающий перечень объектов технического нормирования, в отношении которых устанавливаются требования технического регламента.
В техническом регламенте могут содержаться:
- правила и формы подтверждения соответствия (в том числе схемы подтверждения соответствия) требованиям технического регламента в отношении каждого объекта технического нормирования, включая правила и методики контроля, испытаний, измерений, необходимые для подтверждения соответствия;
- правила маркировки объектов технического нормирования, подтверждающей соответствие их техническому регламенту;
- требования к порядку осуществления государственного надзора за соблюдением технических регламентов.
Требования, содержащиеся в технических регламентах, могут быть изменены только путем внесения изменений и (или) дополнений в соответствующий технический регламент.
При разработке технических регламентов в качестве основы могут использоваться соответствующие международные и межгосударственные (региональные) стандарты, нормы, требования и другие документы, за исключением случаев, когда такие документы могут быть непригодными или неэффективными для обеспечения:
- национальной безопасности;
- защиты жизни, здоровья и наследственности человека;
- охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и энергосбережения;
- предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей продукции и услуг относительно их назначения, качества или безопасности.
О разработке проекта технического регламента должно быть опубликовано уведомление в официальном издании Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь. Уведомление должно содержать информацию о том, в отношении какого объекта технического нормирования будут устанавливаться технические требования, обоснование необходимости разработки технического регламента и наименование разрабатывающего его республиканского органа государственного управления.
Для рассмотрения заинтересованными субъектами технического нормирования и стандартизации проектов технических регламентов и представления отзывов на них проекты технических регламентов должны быть опубликованы в официальном издании Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь, за исключением проектов технических регламентов, содержащих сведения, отнесенные к государственным секретам. Срок рассмотрения проектов технических регламентов - не менее 60 и не более 90 календарных дней со дня их опубликования.
О завершении рассмотрения проекта технического регламента должно быть опубликовано уведомление в официальном издании Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь. Со дня опубликования уведомления окончательная редакция проекта технического регламента и перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных субъектов технического нормирования и стандартизации должны быть доступны для ознакомления, за исключением проектов технических регламентов, содержащих сведения, отнесенные к государственным секретам.
Порядок установления и снятия ограничений на распространение содержащихся в технических регламентах сведений, отнесенных к государственным секретам, определяется в соответствии с Законом Республики Беларусь от 29 ноября 1994 года "О государственных секретах".
Технический регламент применяется одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции.
Требования утвержденного технического регламента являются обязательными для соблюдения всеми субъектами технического нормирования и стандартизации.
Сроки введения в действие технических регламентов устанавливаются с учетом времени, необходимого для осуществления мероприятий по обеспечению соблюдения требований технических регламентов, но не ранее чем через шесть месяцев со дня официального опубликования информации об их утверждении, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 7 Закона Республики Беларусь о техническом нормировании и стандартизации.
Технический регламент не может быть введен в действие, если отсутствуют методики контроля, измерений и испытаний технических требований, установленных в техническом регламенте.
При изготовлении продукции на экспорт, если условиями договора определены иные требования, чем те, которые установлены техническими регламентами, применяются условия договора, за исключением условий, противоречащих техническим регламентам в части требований к процессам производства, хранения и перевозки продукции, осуществляемым на территории Республики Беларусь.
Государственный надзор за соблюдением технических регламентов осуществляется Комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь, Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь и иными республиканскими органами государственного управления, уполномоченными на проведение государственного надзора в Республике Беларусь (далее - органы государственного надзора).
Государственный надзор за соблюдением технических регламентов непосредственно осуществляют уполномоченные должностные лица органов государственного надзора (далее - государственные инспекторы).
Государственные инспекторы имеют право:
- свободного доступа в служебные и производственные помещения юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, подлежащих проверке;
- получать от юридических лиц или индивидуальных предпринимателей документы и сведения, необходимые для осуществления государственного надзора;
- привлекать по согласованию с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями их технические средства и специалистов для осуществления государственного надзора;
- проводить в установленном порядке отбор проб и образцов продукции для определения ее соответствия требованиям технических регламентов. Стоимость израсходованных проб и образцов, а также затраты на проведение испытаний относятся на издержки производства (обращения) проверяемого юридического лица или индивидуального предпринимателя в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь;
- выдавать юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям обязательные для выполнения предписания об устранении нарушений требований технических регламентов, а также причин, вызвавших эти нарушения;
- выдавать юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям предписания о запрете передачи продукции, выполнения процессов ее эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг, не соответствующих требованиям технических регламентов;
- применять в установленном порядке другие меры воздействия, предусмотренные актами законодательства.
Председатель Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь является по должности одновременно Главным государственным инспектором Республики Беларусь по надзору за соблюдением технических регламентов. Главный государственный инспектор Республики Беларусь по надзору за соблюдением технических регламентов имеет право:
- запрещать выполнение процессов производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказание услуг, не соответствующих требованиям технических регламентов;
- выдавать юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям предписания об организации возврата потребителями и (или) изъятия из обращения продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов;
- запрещать юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям передачу продукции, выполнение процессов ее эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказание услуг в случае их уклонения от проводимой в установленном порядке проверки и (или) создания препятствий государственным инспекторам в ее проведении.
Главный государственный инспектор Республики Беларусь по надзору за соблюдением технических регламентов и государственные инспекторы имеют право осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.
Государственные инспекторы при исполнении служебных обязанностей являются представителями власти и находятся под защитой государства. Государственные инспекторы несут установленную законодательством ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей.
3. Органы и службы по метрологии
Метрологическая служба – это совокупность субъектов деятельности и видов работ, направленных на обеспечение качества измерений.
Государственная метрологическая служба (ГМС) несет ответственность за метрологическое обеспечение измерений в стране на межотраслевом уровне и осуществляет государственный метрологический контроль и надзор. В состав ГМС входят государственные научные метрологические центры и научно-исследовательские институты, несущие в соответствии с законодательством ответственность за создание, хранение и применение государственных эталонов и разработку нормативных документов по обеспечению единства измерений в закрепленном виде измерений. Руководство ГМС осуществляет Госстандарт Республики Беларусь.
Государственные научные метрологические центры (ГНМЦ) образуются из числа находящихся в ведении Госстандарта РБ предприятий и организаций или их структурных подразделений. Они выполняют работы по созданию, совершенствованию, хранению и применению государственных эталонов единиц величин, а также ведут разработку нормативных документов по обеспечению единства измерений. Они имеют высококвалифицированные научные кадры.
Присвоение конкретному предприятию или организации статуса ГНМЦ не изменяют формы собственности и организационно-правовой формы, а означают лишь отнесение их к категории объектов, предполагающей особые формы государственной поддержки.
Основными функциями Государственной метрологической службы являются:
- создание, совершенствование, хранение и применение государственных эталонов единиц величин;
- выполнение фундаментальных и прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области метрологии, в том числе по созданию уникальных опытно-экспериментальных установок, шкал и исходных мер для обеспечения единства измерений;
- передача размеров единиц величин от государственных эталонов исходным;
- проведение государственных испытаний средств измерений;
- разработка и совершенствование научных, нормативных, организационных и экономических основ деятельности по обеспечению единства измерений в соответствии со специализацией;
- участие в сличении государственных эталонов с национальными эталонами других стран, разработке международных норм и правил и др.
Метрологические службы государственных органов управления РБ и юридических лиц создаются для научно-технического и организационно-методического руководства работами по метрологическому обеспечению.
При выполнении работ по распространению государственного метрологического контроля и надзора создание метрологических служб является обязательным. К таким сферам деятельности относятся здравоохранение, оборона государства, обязательная сертификация продукции и услуг, регистрация национальных и международных спортивных рекордов и др.
Метрологическая служба государственного органа управления может включать в себя:
- структурные подразделения главного метролога в центральном аппарате государственного органа управления;
- головные и базовые организации метрологической службы в отраслях и подотраслях, назначаемые государственным органом управления;
- метрологические службы предприятий, объединений, организаций и учреждений.
Метрологические службы юридических лиц, то сеть предприятий, организаций или учреждений, независимо от их подчиненности и форм собственности образуются, как правило, в виде самостоятельных структурных подразделений для обеспечения единства и требуемой точности измерений.
В состав метрологических служб могут входить самостоятельные калибровочные и проверочные лаборатории, а также структурные подразделения по ремонту средств измерений.
Главными задачами метрологических служб являются:
- обеспечение качества измерений, повышение уровня и развитие техники измерений на предприятиях;
- определение основных направлений деятельности и выполнение работ по метрологическому обеспечению исследований, разработок, производства, испытаний и эксплуатации продукции;
- внедрение современных методик и СИ, автоматизированного контрольно-измерительного оборудования, информационно-измерительных систем и комплексов, эталонов, применяемых для калибровки средств измерений;
- осуществление надзора за созданием и применением СИ, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, применяемых для калибровки, соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений.
Метрологические службы научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических организаций и учреждений, включают в себя отдел главного метролога и (или) другие структурные подразделения и создаются для выполнения задач по обеспечению качества измерений и метрологическому обеспечению исследований, разработок, испытаний и эксплуатации продукции.
Метрологические службы предприятия могут иметь самостоятельные калибровочные лаборатории, которые осуществляют калибровку средств измерений для собственных нужд или сторонних юридических лиц. Они могут быть аккредитованы на право проверки и (или) калибровки средств измерений.
4. Эффективность работ по стандартизации (экономическая, техническая, социальная)
Эффективность работ по стандартизации определяется в соответствии с Рекомендациями Госстандарта Республики Беларусь.
Под эффективностью работ понимают соотношение общественного (народнохозяйственного) эффекта применения результатов работ по стандартизации в народном хозяйстве и затрат, связанных с их применением.
Определение эффективности работ по стандартизации осуществляется в целях:
- обоснования целесообразности включения конкретных работ по стандартизации (разработка нового стандарта, пересмотр или внесение изменения в действующий стандарт) в планы государственной и межгосударственной стандартизации;
- выбора наиболее оптимальных вариантов, включаемых в стандарты требований;
- оценки результативности деятельности в области стандартизации.
Эффективность работ по стандартизации выражается в следующих основных ее видах:
1) экономическая;
2) техническая и (или) информационная;
3) социальная.
В качестве показателей экономической эффективности работ используют следующие:
экономия (Э) – величина суммарного уменьшения затрат в народном хозяйстве страны в связи с применением конкретного стандарта (группы стандартов) на единицу стандартизируемой продукции (услуги);
затраты (З) - величина суммарного увеличения затрат в народном хозяйстве страны в связи с применением конкретного стандарта (группы стандартов) на единицу стандартизируемой продукции (услуги);
экономический эффект на единицу продукции (услуги) – величина итогового уменьшения затрат (издержек) при производстве, обращении, применении (эксплуатации) и утилизации единицы стандартизируемой продукции (услуги), определяемый как разность между экономией (Э) и затратами (З);
экономическая эффективность работ по стандартизации – соотношение экономического эффекта и затрат в народном хозяйстве страны в связи с применением конкретного стандарта (группы стандартов).
Определение экономической эффективности рекомендуется осуществлять при разработке и применении следующих видов стандартов:
1) стандарта на продукцию и услуги, устанавливающего технические требования или технические условия;
2) стандарта на работы (процессы);
3) стандарта на методы контроля.
Определение технической и (или) социальной эффективности рекомендуется проводить для основополагающих (организационно-технических и общетехнических) стандартов.
Техническая эффективность работ по стандартизации может выражаться в относительных показателях технических эффектов, получаемых в результате применения стандарта: например, в росте уровня безопасности, снижении вредных воздействий и выбросов (стоков), снижении материало- или энергоемкости производства или эксплуатации, повышении ресурса, надежности и др.
Информационная эффективность работ по стандартизации может выражаться в достижении необходимого для общества взаимопонимания, единства представления и восприятия информации (стандарты на термины и определения и т.п.), в том числе в договорно-правовых отношениях субъектов хозяйственной деятельности друг с другом и органов государственного управления, в международных научно-технических и торгово-экономических отношениях.
Социальная эффективность заключается в том, что реализуемые на практике обязательные требования к продукции (процессам и услугам) положительно отражаются на здоровье и уровне жизни населения, а также на других социально значимых аспектах. Она выражается в показателях снижения уровня производственного травматизма, уровня заболеваемости, повышения продолжительности жизни, улучшения социально-психологического климата и др. Как правило, социальный эффект стандартизации не поддается прямому подсчету. Нередко разработка и внедрение комплекса стандартов (допустим, на детское питание) не только не дает экономии денежных средств, но и требует дополнительных затрат. Однако получаемый в результате работ по стандартизации эффект улучшения здоровья малышей – огромное социальное достижение.
5. Схемы сертификации продукции
Сертификация продукции - деятельность соответствующих органов и субъектов хозяйствования по подтверждению соответствия продукции требованиям, установленным нормативными актами и конкретными стандартами или другими нормативными документами по стандартизации.
Продукция - результат деятельности либо процессов. Схемы сертификации – определенная совокупность действий, официально принимаемая в качестве доказательства соответствия продукции заданным требованиям (таблица 1).
Таблица 1 СХЕМЫ сертификации продукции
Номер схемы |
Испытания в аккредитованных испытательных лабораториях и другие способы доказательства соответствия |
Проверка производства (системы качества) |
Инспекционный контроль сертифицированной продукции (системы качества, производства) |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
испытания типа |
- |
- |
1а |
испытания типа |
анализ состояния производства |
- |
2 |
испытания типа |
- |
испытания образцов, взятых у продавца |
2а |
испытания типа |
анализ состояния производства |
испытания образцов, взятых у продавца; анализ состояния производства |
3 |
испытания типа |
- |
испытания образцов, взятых у изготовителя |
3а |
испытания типа |
анализ состояния производства |
испытания образцов, взятых у изготовителя; анализ состояния производства |
4 |
испытания типа |
- |
испытания образцов, взятых у продавца; испытания образцов, взятых у изготовителя |
4а |
испытания типа |
анализ состояния производства |
испытания образцов, взятых у продавца; испытания образцов, взятых у изготовителя; анализ состояния производства |
5 |
испытания типа |
сертификация производства или сертификация системы качества |
контроль сертифицированной системы качества (производства); испытания образцов, взятых у продавца и (или) у изготовителя |
6 |
рассмотрение заявки-декларации (с прилагаемыми документами) |
сертификация системы качества |
контроль сертифицированной системы качества |
7 |
испытания партии |
- |
- |
8 |
испытания каждого образца |
- |
- |
9 |
рассмотрение заявки-декларации (с прилагаемыми документами) |
- |
- |
9а |
рассмотрение заявки-декларации (с прилагаемыми документами) |
анализ состояния производства |
- |
10 |
рассмотрение заявки-декларации (с прилагаемыми документами) |
- |
испытания образцов, взятых у продавца и у изготовителя |
10а |
рассмотрение заявки-декларации (с прилагаемыми документами) |
анализ состояния производства |
испытания образцов, взятых у продавца и у изготовителя; анализ состояния производства |
Из таблицы 1 видно, что в качестве способов доказательства используют:
испытание;
проверку производства;
инспекционный контроль;
рассмотрение заявки-декларации (с прилагаемыми документами).
Один или совокупность нескольких способов доказательства определяют содержание схемы определенного номера. Важным критерием выбора схемы является специфика продукции.
Схемы сертификации устанавливают в системах (правилах) сертификации однородной продукции. Конкретную схему определяет заявитель. В схемах сертификации могут быть использованы документальные доказательства соответствия, полученные заявителем вне рамок данной сертификации. Они могут служить основанием для сокращения объема проверок при сертификации. В зависимости от видов сертифицируемой продукции могут использоваться различные дополнительные документы:
санитарно-эпидемиологическое заключение;
паспорт поля или сертификат качества земельного участка, выданного агрохимической службой;
ветеринарное свидетельство;
сертификаты поставщиков и др.
6. Порядок сертификации партий продукции
Сертификация продукции проходит по следующим основным этапам:
- подача заявки на сертификацию;
- рассмотрение и принятие решения по заявке;
- отбор, идентификация образцов и их испытания;
- проверка производства (если предусмотрена схемой сертификации);
- анализ полученных результатов, принятие решения о возможности выдачи сертификата;
- выдача сертификата соответствия;
- инспекционный контроль за сертифицированной продукцией в соответствии со схемой сертификации.
При сертификации по отдельным схемам некоторые этапы могут не предусматриваться.
Рассмотрим подробнее содержание этапов сертификации.
Для проведения сертификации заявитель направляет заявку в соответствующий орган сертификации (ОС). При наличии нескольких ОС по сертификации данной продукции заявитель вправе направить заявку в любой из них.
ОС рассматривает заявку и (не позднее 15 дней) сообщает заявителю решение. В решении содержаться все основные условия сертификации, в частности: схема сертификации, перечень необходимых документов, перечень аккредитованных испытательных лабораторий (ИЛ), перечень органов, которые могут провести сертификацию производства или системы качества.
Отбор образцов для испытаний осуществляется, как правило, ИЛ. Испытания проводят на образцах, конструкция, состав и технология изготовления которых должны быть такими же, как у продукции, поставляемой потребителю (заказчику).
Количество образцов, порядок их отбора и хранения устанавливаются в соответствии с НД или организационно-методическими документами по сертификации.
Осуществляемая на данном этапе идентификация должна подтвердить подлинность продукции, в частности соответствие наименованию, номеру партии, указанному на маркировке.
В зависимости от схемы сертификации могут проводиться анализ состояния производства, сертификация производства и системы качества.
ОС после анализа протоколов испытаний, проверки производства осуществляет оценку соответствия продукции установленным требованиям. В случае положительных результатов ОС оформляет сертификат и регистрирует его. Сертификат действителен только при наличии регистрационного номера. При обязательной сертификации сертификат выдается, если продукция соотвествует всем требованиям всех НД, установленных для данной продукции. Обязательной составной частью сертификата соответствия является сертификат пожарной безопасности.
При отрицательных результатах обязательной сертификации выпускаемой продукции ОС должен уведомить об этом соответствующий территориальный орган государственного контроля и надзора по месту расположения изготовителя для принятия необходимых мер по предупреждению реализации данной продукции или выполнения работ (оказания услуг).
Срок действия сертификата соответствия устанавливает ОС, но не более чем на три года. Действие сертификата на партию продукции, имеющей срок годности, должно распространяться на срок не более срока годности продукции.
Для серийно выпускаемой продукции реализуемой изготовителем в течение срока действия сертификата, последний действителен при его поставке, продаже в течение срока службы.
Инспекционный контроль (ИК) за сертифицированной продукцией проводится в течение всего срока действия сертификата не реже одного раза в год в форме периодических и внеплановых проверок, включающих испытания образцов продукции, анализ состояния производства и пр. Цель инспекционного контроля – подтверждение соответствия реализуемой продукции установленным требованиям.
Результаты ИК оформляют актом. По результатам контроля ОС может приостановить или отменить действие сертификата и в случае несоответствия продукции требованиям НД. ИК осуществляют, как правило, ОС, проводившие сертификацию данной продукции.
7. Срок действия сертификата соответствия. Порядок продления срока действия сертификата
Сертификат соответствия – документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
Срок действия сертификата соответствия устанавливает ОС, но не более чем на три года. Действие сертификата на партию продукции, имеющей срок годности, должно распространяться на срок не более срока годности продукции.
Для серийно выпускаемой продукции реализуемой изготовителем в течение срока действия сертификата, последний действителен при его поставке, продаже в течение срока службы.
Срок действия сертификата соответствия устанавливается в соответствии с правилами и порядком сертификации однородной продукции. Даты записываются следующим образом: число и месяц – двумя арабскими цифрами, разделенными точками, год – четырьмя арабскими цифрами. При этом первую дату проставляют по дате регистрации сертификата в Государственном реестре. При сертификации партий или единичного изделия вторая дата не проставляется.
В сопроводительной технической документации, прилагаемой к сертифицированной продукции, а также в товарно-сопроводительной документации делается запись о проведенной сертификации.
Список использованных источников
1. Лифиц И. М. Стандартизация, метрология и сертификация: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2004. – 330 с.
2. Соломахо В.Л., Цитович Б.В., Темичев A.M., Смирнов В.Г. Стандартизация и сертификация: Учеб. пособие. Мн.: Вуз-Юнити, 2001. - 260 с.
3. Никифоров А.Д. Метрология, стандартизация и сертификация: Учеб. пособие. М.: Высш. школа, 2002. – 422 с.
4. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2004. № 4. 2/1011.
5. Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1995. № 31. Ст. 409; № 32. Ст. 420; № 34. Ст. 439.
6. Закон Республики Беларусь от 5 января 2004 г. № 262-З "О техническом нормировании и стандартизации".