Система допусков и посадок
Карельская государственная педагогическая академия
Факультет технология и предпринимательство
Кафедра технологии
на тему
Система допусков и посадок
Выполнено: ст. гр. № 623
Карелина Марина Дмитриевна
№ 096053
Проверено:
КТН, доцен Гаврильева Т. Ф.
Петрозаводск – 2010
1. Основные сведения
Конусные соединения всевозможных видов (плоские и круглые), а также детали с угловыми размерами имеют разные назначения. Конусные соединения применяются: для крепления отдельных деталей у штифтов, шкворней; для крепления различных инструментов (сверл, разверток, зенкеров, фрез и т.д.); для крепления быстросменных оправок и устройств; для подвижных центровых соединений по типу подшипников трения скольжения; в роликовых конических подшипниках трения качения; в тяговосцепных устройствах системы крюк-петля, устанавливаемых на грузовых автомобилях, гусеничных и колесных тягачах; для соединения роторов электродвигателей с деталями передач и т.д.
Угловые размеры широко используют при конструктивном оформлении деталей и в конических соединениях. Во многих случаях эти размеры являются независимыми (фаски, сколы, штамповочные и литейные уклоны), т.е. не связанными расчетными зависимостями с другими принятыми линейными и угловыми параметрами.
Для измерения углов используют несколько систем. Международная система единиц СИ является предпочтительной. На основании ее рекомендаций в ГОСТ 8.417-81 «Единицы физических величин» за единицу измерения плоского угла принят радиан, а телесного - стерадиан. Углом в один радиан называется плоский угол между двумя радиусами круга, вырезающий из окружности дугу, длина которой равна радиусу. Стерадиан - это центральный
2. Правила нанесения на чертежах размеров, допусков и посадок конусов
Общие правила нанесения размеров и предельных отклонений, а также допусков формы конусов и посадок конических соединений устанавливает ГОСТ 2.320—82 (СТ СЭВ 3332—81). Для стандартизованных конусов проставляют на полке линии-выноски условное обозначение по соответствующему стандарту, без указания размеров.
Для определения величины и формы конуса достаточно проставить три размера по одному из следующих вариантов:
диаметр большого основания D, длину конуса L, конусность С (рисунок 1, а)
диаметр большого основания D, длину конуса L, угол конуса α (рисунок 1, б)
диаметр большого основания D, диаметр малого основания d, длину конуса L (рисунок 1, в)
диаметр в заданном поперечном сечении D>s> (имеющем заданное осевое положение L>s>), длину конуса L, конусность С (рисунок 1, г)
Дополнительные размеры проставляют как справочные. Если конус задан конусностью, то предельные отклонения угла конуса наносят числовыми значениями AT>D> (рисунок 2, а), условными обозначениями(рисунок 2, б) или условными обозначениями н числовыми значениями, заключенными в скобки (рисунок 2, в). Предельные отклонения проставляют непосредственно под обозначением конусности. Если конус задан углом, предельные отклонения угла указывают числовыми значениями АТ>α>, проставляя их непосредственно после номинального размера (рисунок 3).
При нанесении допуска прямолинейности образующей конуса с конусностью не более 1 : 3 допускается соединительную линию проводить перпендикулярно к оси конуса (рисунок 4). В остальных случаях допуски формы конуса (допуск круглости и допуск прямолинейности образующей) проставляют в соответствии с ГОСТ 2.308—79* (рисунок 5).
Заключают в прямоугольную рамку: значение конусности (рисунок 6, а) или угла конуса (рисунок 6, б) в случае, если задан допуск диаметра конуса в любом сечении; значение расстояния L>s> от базовой до основной плоскости в случае, если задан допуск диаметра конуса в заданном сечении (рисунок 3 и 7); значение номинального диаметра D>s> в случае, если заданы предельные отклонения размера L>s>, определяющего осевое положение основной плоскости конуса (рисунок 8).
На сборочном чертеже размеры, определяющие характер конического соединения, указывают как справочные в двух случаях:
при посадке с фиксацией путем совмещения конструктивных элементов сопрягаемых конусов (рисунок 9, а)
при посадке с фиксацией по заданному осевому расстоянию z>pf> между базовыми плоскостями сопрягаемых конусов, когда проставлен размер, определяющий расстояние между базовыми плоскостями, заключенный в прямоугольную рамку (рисунок 9, б).
Размеры, определяющие начальное расстояние между базовыми плоскостями соединения и сочетание полей допусков сопрягаемых конусов, указывают как справочные в двух случаях:
при посадке с фиксацией по заданному взаимному осевому смещению сопрягаемых конусов от их начального положения, когда проставлен размер осевого смещения и начальное положение конусов отмечено тонкой штрихпунктирной линией с двумя точками (рисунок 9, в)
при посадке с фиксацией по заданному усилию запрессовки F>s>, прилагаемому в начальном положении сопрягаемых конусов (рисунок 9, г); величину F>s> проставляют в технических требованиях чертежа по типу: «.Усилие запрессовки F>s> = ...H».
Вывод: Коническое соединение по сравнению с цилиндрическим имеет преимущества: можно регулировать величину зазора или натяга относительным смещением деталей вдоль оси; при неподвижном соединении с натягом возможна частая разборка и сборка сборочных единиц (узлов); конические соединения обеспечивают хорошее центрирование деталей и герметичность.