Содержание организации технической подготовки производства
2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.Организация научно-технической подготовки производства к выпуску новой продукции
Сущность и этапы осуществления подготовки производства
Организация научных исследований
Проектно-конструкторская подготовка
Технологическая подготовка
Организационно-экономическая подготовка производства
Направления совершенствования технической подготовки производства
2.Практическая часть
2.1.Характеристика предприятия
2.2.Описание научно-технических исследований и конструкторской подготовки на предприятии
2.3.Последовательность выполнения технологического процесса по производству большеформатной фанеры
2.4.Методы по осуществлению оранизационно –технологической подготовки на ЗАО «Пинскдрев»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных источников
ПРИЛОЖЕНИЯ
Введение
Быстрые
перемены во вкусах, технологии и состоянии
конкуренции вынуждают предприятия
прилагать максимум усилий, чтобы
обеспечить потребителя новыми товарами,
или модифицировать существующие.
Современное предприятие, функционируя
в сложной общественно-экономической
среде, должно постоянно создавать и
внедрять различного рода инновации,
обеспечивающие его эффективность в
рыночной экономике.
Внедрение инноваций нарушает внутреннее равновесие производства, но создает экономическую основу для его перехода в новое качество, а именно: в новое равновесное состояние.
Чем быстрее осуществляется инновационный процесс, тем выше вероятность того, что инновация принесет положительные результаты.
Результатом фундаментальных исследований являются открытия и накопление общих знаний путём изучения законов природы и общественного развития. Появляются изобретения - новые технические решения в различных областях народного хозяйства, принципиально отличающиеся от известных в мировой практике.
Сложные задачи по стабилизации экономики страны невозможно решить без ускорения НТП, которое предполагает постоянное совершенствование технической базы производства, обновление выпускаемой продукции, внедрение новых технологий и прогрессивных методов организации производства.
Решение экономических, социальных и других задач предприятия непосредственно связано с быстрым техническим прогрессом производства и использования его достижений во всех областях хозяйственной деятельности. На предприятии он осуществляется тем эффективней, чем совершеннее на нем техническая подготовка производства, под которой понимается комплекс конструкторских, технологических и организационных мероприятий, обеспечивающих разработку и освоение производства новых видов продукции, а также совершенствование выпускаемых изделий.
Запуск в производство изделий, прошедших полную техническую подготовку, позволяет добиться высокой рентабельности их выпуска уже через 1-2 года. Производство изделий без надлежащей технической подготовки удлиняет сроки освоения (выхода на плановую рентабельность) в 2 - 2.5 раза. В этом случае рентабельный период сокращается т.к. наступает моральное старение продукции, падение спроса на нее и зачастую снижение цены на нее.
Техническую подготовку производства можно рассматривать с точки зрения производства какого-либо продукта на базе уже существующего или с точки зрения организации нового производства.
Именно организация выпуска новой продукции сегодня позволяет предприятиям удерживать рыночную нишу, распределить коммерческий риск на более широкий ассортимент продукции, уменьшить влияния конкуренции на отдельно взятую сферу производства, добиваться увеличения общей рентабельности предприятия, поэтому актуальность выбранной темы курсовой работы не вызывает сомнений.
Цель данной работы – рассмотреть организацию подготовки производства новой продукции составе действующего предприятия.
При написании данной работы были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие научно-технической подготовки производства и ее содержание;
- на примере конкретного предприятия рассмотреть организацию технической подготовки производства отдельного цеха по производству конкретной продукции.
Объект исследования – ЗАО «Пинскдрев» г. Пинск.
1.Содержание организации технической подготовки производства на предприятии
1.1Сущность и этапы осуществления подготовки производства
Главная задача подготовки производства — создание и организация выпуска новых изделий. Для ее решения необходимо четко сочетать все многообразные процессы подготовки производства, рационально соединять личные и вещественные элементы процесса создания новой техники, определять экономические отношения между участниками работ по подготовке производства. Возникает необходимость организовывать процессы подготовки производства.
Система подготовки производства — это объективно существующий комплекс материальных объектов, коллективов людей и совокупность процессов научного, технического, производственного и экономического характера для разработки и организации выпуска новой или усовершен- ствованной продукции.
Организация подготовки производства выражается в следующих видах деятельности:
•определение цели организации и ее ориентация на достижение этой цели;
• установление перечня всех работ, которые должны быть выполнены для достижения поставленной цели по созданию конкретных видов новой продукции;
• создание или усовершенствование организационной структуры системы подготовки производства на предприятии;
• закрепление каждой работы за соответствующим подразделением (отделом, группой, цехом и т.п.) предприятия;
• организация работ по созданию новых видов продукции во времени;
• обеспечение рациональной организации труда работников и необходимых условий для осуществления всего комплекса работ по подготовке производства к выпуску новой продукции;
• установление экономических отношений между участниками процесса создания новой техники, обеспечивающих заинтересованность ученых, инженеров и производственников в создании и освоении технически прогрессивной и экономически эффективной техники и ускоренной организации ее промышленного производства.
Большинство промышленных предприятий, за исключением предприятий добывающих и некоторых других отраслей, неразрывно связанны с необходимостью постоянного обновления, замены и модернизации выпускаемой продукции, разработки технологических процессов.
Подготовка производства представляет собой деятельность различных коллективов по разработке и реализации в производстве инноваций-продуктов для удовлетворения постоянно растущих запросов потребителей. Она включает:
цикл научных исследований;
техническую подготовку производства.
При подготовке производства решаются многие технико-экономические задачи, позволяющие снижать материалоемкость, трудоемкость , себестоимость и капиталоемкость продукции, улучшить ее технико - экономические характеристики, находить пути удовлетворения потребности в ресурсах, выбирать формы организации труда и системы его материального стимулирования, составлять калькуляции и сметы на ее изготовление, сокращать длительность производственного цикла. Важным видом деятельности предприятия по организации подготовки производства является создание условий для реализации всего комплекса мероприятий, удовлетворяющих требованиям ускоренного развития научно-технического прогресса, повышения эффективности производства конкурентоспособной продукции.
Независимо от характера выпускаемой продукции, подготовка её производства требует материального и организационного обслуживания, строгого соблюдения технологической дисциплины . Материальное обслуживание предусматривает обеспечение производства всеми материальными ресурсами ( оборудованием, инструментом и приспособлениями, сырьем и материалами, топливом, энергией и др.) и находит свое выражение в организации материально- технического обеспечения, комплексного изучения процессов, происходящих на рынке ( маркетинга); организационное – подбор, подготовку и расстановку кадров, совершенствование организации труда в организации труда и его стимуляции, управлении трудовыми коллективами; технологическая дисциплина - выполнение точного соответствия процесса изготовления ( ремонта) продукции заданным требованиям в технологической и конструкторской документации.
Основным содержанием подготовки производства новых видов продукции является выполнение следующих этапов( стадий):
технический маркетинг, составляющий сущность маркетинговой деятельности на рынке товаров и услуг производственного назначения, связанной прежде всего с удовлетворением потребности предприятия в машинах и оборудовании, сырье и материалах, новых технологиях, лицензиях, а также инжиринге, лизинге и других промышленных услугах;
научные исследования;
проектно-конструкторские и опытно - экспериментальные работы по созданию и доводке образцов новой продукции, образующие конструкторскую подготовку производства;
технологическая подготовка, включая разработку технологии, проектирование расстановки оборудования, производственных потоков, конструирование и изготовление специальных инструментов , оснастки, испытания , наладку;
комплекс организационных и производственно-технических работ, включая подготовку кадров, материально-техническое обеспечение, финансирование и др.
Для сокращения ее сроков часто используют параллельный и параллельно-последовательный способы выполнения работ, когда, например, второй этап начинается раньше, чем заканчивается первый, а третий - раньше, чем заканчивается второй. Такой порядок выполнения работ сокращает сроки разборки и освоения в производстве новых изделий. Вместе с тем параллельное выполнение работ не должно ухудшать ее качество. А поскольку при создании новой продукции ( изделий) часто используется значительное количество стандартных и унифицированных деталей и сборочных единиц, типовых проектов, то переход к следующему этапу подготовки производства, когда еще не по всем деталям, сборочным единицам выполнен предыдущий этап, может оказаться эффективным.
1.2. Организация научных исследований
Содержанием исследовательской стадии подготовки производства являются научные исследования и разработки, связанные с теоретическим обоснованием основных закономерностей технического прогресса. Научно-исследовательские работы (НИР) обусловлены возникновением потребности общества, государства в выполнении продукцией (техникой) новых функций. Они могут носить фундаментальный, поисковый и прикладной характер.
В создании новых видов продукции, новых технологических процессов, в совершенствовании предметов труда и форм организации производства находит свое выражение научно - технический прогресс, поскольку создание новых видов продукции невозможного в отрыве от развития науки и техники, совокупности накопленных знаний, создающих предпосылки для принятия новых технических решений в ходе конструкторско-технологических и других работ.
По своему назначению научные исследования могут быть подразделены на три группы:
фундаментальные, являющиеся основополагающими, составляющими область так называемой «чистой» науки по использованию закономерностей природы и общества, открывающими принципиально новые пути и возможности для преобразования производительных сил, создавая техники и технологии будущего;
поисковые, позволяющие установить возможность использования ранее открытого явления, свойства и принципа в определенной практической сфере, при создании новой техники и технологии определенного назначения;
прикладные, заключающиеся в разработке конкретных методов и форм практической реализации фундаментальных и поисковых работ.
Следует иметь ввиду, что между всеми видами научных исследований, включая опытно – конструкторские работы, нет чётко обозначенной границы. Так, фундаментальные исследования могут заканчиваться изобретениями, а прикладные и даже опытно-конструкторские разработки нередко позволяют сделать важные теоретические выводы и обобщения.
При подготовке производства новых видов продукции важное значение приобретают и научно-исследовательские работы, выполняемые службой маркетинга и представляющие комплексное исследование рынка , покупателей и продавцов, производителей и конкурентов, поиск идей нового товара, их коммерческий анализ и оценку, разработку рыночной концепции новизны товара, его конкурентоспособности и завоевание рыночной ниши.
Основным этапами выполнения научных исследований являются :
сбор и предварительный анализ имеющейся информации, способов и методов решения задач данного конкретного типа;
формулировка научных допущений и предположений, их теоретический анализ;
планирование и организация эксперимента, обобщение полученных данных;
проверка исходных предположений на основе выполненной работы, окончательная формулировка достигнутой цели;
выработка рекомендаций и обоснование экономической эффективности внедрения конечных результатов исследования.
На результаты научно- технического творчества работников предприятия определенное влияние оказывает организация рационализаторской деятельности включающей улучшение, упрощение и удешевление технических средств и технологических процессов, организации производства и труда, управления. Она направлена на комплексную механизацию и автоматизацию производства, повышение их технического уровня, надежности и долговечности, производительности труда, снижение энергоемкости, фондоёмкости и других показателей, унификации и нормализации изделий, улучшения качества и ассортимента продукции, снижение ее себестоимости, совершенствование учета и отчетности.
Процессы научных исследований, технических и организационных разработок и другие работы инженерного характера являются основными для подготовительной стадии. В них входят: проведение исследований, инженерных расчетов, проектирование конструкций, технологических процессов, форм и методов организации производства, экспериментирование, экономические расчеты и обоснования.(6,стр. )
1.3. Проектно-конструкторская подготовка производства
Проектно - конструкторская подготовка производства(ПКПП) включает проектирование новой продукции и модернизацию ранее производившейся в соответствии с ЕСКД, а так же разработку проекта реконструкции и переоборудования предприятия или отдельных его подразделений.
Содержание и объем ПКПП в основном зависит от цели ее проведения, типа производства, сложности и характера продукции.
Основными этапами проектно-конструкторской подготовки производства по разработке новых и модернизации производившихся изделий являются :
разработка технического задания;
разработка технического предложения;
составление эскизного проекта;
разработка технического проекта;
разработка рабочей документации и опытные образцы, установочные серии для серийного и массового производства.
Техническое задание- это документ, содержащий исходные данные для проектирования объекта. Это важный этап, выделяемый из непосредственно конструкторских работ, осуществляется разработчиком на основе исходных требований к продукции предъявляемой заказчиком.
Техническое задание включает изучение патентов, литературных источников, установление основных параметров нового изделия, планирование конструкторской подготовки производства, составление сметной калькуляции по разрабатываемой теме, предварительный анализ экономической эффективности проектируемой конструкции. Техническое задание в установленном порядке согласуется с заказчиком и предопределяет возможность начала процесса конструирования.
Техническое предложение- совокупность конструкторских документов, отражающих расчеты технических параметров и технико-экономическое обоснование целесообразности разработки документации изделия на основе технического задания. Расчеты выполняются по различным вариантам возможных решений их оценки с учетом конструкторских и эксплуатационных особенностей разрабатываемого и существующих изделий. Техническое предложение разрабатывается обычно в случаях, когда это предусмотрено техническим заданием. Целью его разработки является выявление дополнительных и уточненных требований к изделию( технических характеристик, показателей качества и др.), которые не могли быть указаны в задании, но это целесообразно выполнить на основе предварительной конструкторской проработки и анализа различных вариантов изделия.
В процессе разработки эскизного проекта создается конструкторская документация, в которой содержатся принципиальные конструктивные решения, дающие общее представление об устройстве и принципе работы изделия, а так же данные, определяющие назначение, параметры и габаритные размеры изделия.
Цель его разработки - установление принципиальных ( конструк-тивных, кинематических и др.) решений, дающее общее представление о принципах работы и устройстве нового изделия, когда это целесообразно сделать до разработки технического проекта и рабочей конструкторской документации.
Технический проект должен содержать окончательные технические решения, дающие полное представление об устройстве нового изделия, и исходные данные для разработки рабочей документации. При его разработке уточняется общий вид нового изделия, выполняются чертежи основных узлов и агрегатов, их спецификации, монтажные и сборочные схемы с расчетами на прочность, жесткость, устойчивость, технологичность, а также способы упаковки, возможности транспортировки и монтажа на месте использования, степень сложности изготовления, удобство эксплуатации, способы упаковки, целесообразность и возможность ремонта и др.
Рабочая конструкторская документация составляется после утверждения и на основе технического проекта. В состав рабочей документации входят: чертежи всех деталей и сборочных единиц; схемы сборочных единиц, комплексов , комплектов; спецификации сборочных единиц, комплексов, комплектов, покупных изделий; технические условия; документы регламентирующие условия эксплуатации и ремонта машины.
Обязанность выполнения стадий и этапов разработки конструкторской документации устанавливается техническим заданием на разработку. Выполнение всех стадий конструкторской подготовки производства с обязательным проведением после изготовления опытного образца испытаний нового изделия рекомендуется лишь для более сложных конструкторских работ с высокой степенью новизны. Для изделий с невысокой степенью новизны допускается двухстадийное проектирование- технический проект и разработка рабочей документации. При модернизации существующих конструкций машин, оборудования, приборов объединяются стадии эскизного и технического проектов. Если новая техника разрабатывается по результатам законченной научно - исследовательской работы, то отчет по новой теме может заменить первую стадию разработки конструкторской документации - техническое предложение.
На этой стадии не только определяется фактическая экономическая эффективность, но и поданным оперативного и бухгалтерского учета оценивается реальное влияние нового изделия на всю систему хозяйственных показателей завода изготовителя и предприятия – потребителя.
Требования, предъявляемые к проектированию новой и модернизации основной продукции:
непрерывное совершенствование качества продукции – повышение ее мощности, надежности, долговечности, прочности легкости, улучшения внешнего вида и т.п.;
повышение уровня технологической конструкции, под которой понимается облегчение процесса изготовления продукции и возможность применения прогрессивных методов изготовления при заданном объеме производства.
снижение себестоимости новой продукции, достигаемое за счет упрощения и совершенствования конструкции, замены дорогих материалов более дешевыми, снижение эксплуатационных затрат, связанных с применением продукции;
использование при проектировании продукции существующих стандартов и унифицированных полуфабрикатов;.(источник5)
1.4. Технологическая подготовка производства
Технологическая подготовка производства (ТПП) - совокупность мероприятий , обеспечивающих технологическую готовность производства, т.е. наличие на предприятиях полных комплектов конструкторской и технологической документации и средств технологического оснащении ( основного и вспомогательного оборудования, организационной оснастки) для осуществления заданного объема выпуска продукции с установленными технико-экономическими показателями. При этом комплект технологической документации включает совокупность документов технологических процессов, необходимых и достаточных для их выполнения при изготовления и ремонте изделия или его составных частей.
Согласно Единой системе технологической документации (ЕС ТД) технологическая подготовка производства должна включать следующие стадии:
Технологический анализ рабочих чертежей и их контроль на предмет технологичности конструкции деталей и сборочных единиц.
Разработка прогрессивных технологических процессов.
Проектирование специальных инструментов, технологической оснастки и оборудования для изготовления нового изделия.
Выполнение планировок цехов и производственных участков с расстановкой оборудования согласно разработанным технологическим маршрутам.
Выверку, отладку и внедрение технологических процессов.
Расчеты производственной мощности предприятия.(5, стр137)
Технологическая подготовка производства включает решение общих задач, группируемых по следующим основным функциям:
- обеспечение технологичности конструкции изделия – совокупности ее свойств, проявляемых в возможности оптимальных затрат труда, средств, материалов и времени при ТПП, изготовлении, эксплуатации и ремонте, по сравнению с совокупностью соответствующих свойств однотипных изделий того же назначения при обеспечении установленных значений показателей качества, конкурентоспособности и принятых условий изготовления, эксплуатации и ремонта;
- рзработка технологических процессов;
- проектирование и изготовление средств технологического оснащения – совокупности орудий производства, необходимых для осуществления технологического процесса;
- организация управления технологической подготовкой.
Степень детализации технологических процессов определяется типом производства. На предприятиях производственной сферы в технологическую документацию включают производственные нормы и нормативы расходов сырья, материалов, топлива и энергии, методы контроля качества продукции, нормы производственных отходов, описание транспортных маршрутов, перечень рабочих инструкций, сертификации оборудования и инструментов.
Управление технологической подготовкой производства- процесс разработки и осуществления мероприятий по обеспечению функционирования ТПП и корректированию хода выполнения работ при возникающих отклонениях- включает решение вопросов планирования, учета, контроля и регулирования. При построении организационной структуры служб технологической подготовки производства рекомендуется учитывать : рациональное распределение функций между службами ТПП, исключая дублирование работ при решении ее задачи; совершенствование документооборота, исключая дублирование связи меду службами и наличие излишней информации; гибкость структуры, т.е. возможность быстрой перестройки ее для решения задач технологической подготовки производства.
Технологическое проектирование начинается с разработки маршрутной технологии, в которой определяются последовательность выполнения основных операций и закрепление их в цехах за конкретными группами оборудования. По маршрутной технологии за каждым цехом и участком закрепляются обрабатываемые виды продукции, указываются оборудование, инструменты, специальность рабочих, разряды работ и нормы времени.
В индивидуальном и мелкосерийном производствах, а также на предприятиях со сравнительно простой технологией разработка технологических процессов обычно ограничивается маршрутной технологией. В массовом же и крупносерийном производствах вслед за маршрутной разрабатывается более подробная пооперационная технология, которая содержит подробное описание всех технологических операций.
При разработке технологического процесса важной задачей является выбор экономически эффективных способов изготовления изделия. Выбранная технология производства должна обеспечивать высокое качество изготовления продукции, повышение производительности труда и наиболее низкую себестоимость изделий по сравнению с другими вариантами.
1.5 Организационно-экономическая подготовка производства
Проектно-конструкторская и технологическая подготовка производства реализуется на стадии организационно-экономической.
Организационно-экономическая подготовка производства – представляет собой комплекс мероприятий по обеспечению процесса производства новых изделий всем необходимым, а также по организации и планированию технической подготовки производства.
Первое направление предусматривает в соответствии с технологическим процессом определенные потребности предприятия в дополнительном оборудовании, рабочих кадрах, материальных и топливно-энергетических ресурсах; непосредственное обеспечение производства новой продукции нужным оборудованием, инструментами, приспособлением; перестройку производственной, а при необходимости организационной структуры, информационной системы; осуществления подготовки, переподготовки кадров, оформление договорных отношений с поставщиками и потребителями продукции и т.д.
На этой стадии решаются вопросы специализации и кооперирования цехов, проектируется организация рабочих мест, организация ремонтного, инструментального , энергетического, транспортного и складского хозяйств, рассчитываются необходимые материальные, трудовые и финансовые, календарно-плановые нормативы, разрабатывается соответствующая технологическому процессу и типу производства система оперативно-производственного планирования и управления производством, а также система оплаты труда работников предприятия.
На этой стадии разрабатываются плановые калькуляции и цены на новую продукцию, определяется ее экономическая эффективность.
Второе направление организационно -экономической подготовки на основе перспективного и годового планов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и внедрение достижений науки и техники в производство. В этих планах предусмотрены :
задание по важнейшим научно-исследовательским и опытным работам;
задание по разработке и изготовлению образцов новых изделий;
задание по механизации и автоматизации производственных процессов и внедрению передовой технологии;
производство новых видов продукции(первые промышленные серии);
расчет потребности в материалах, оборудовании и приборах для проведения данных работ и т.п.
Оценивая организационно-технические условия, необходимо учитывать:
- наличие резерва производственных мощностей;
- наличие свободных производственных площадей;
- внутризаводскую специализацию и разделение труда в цехах и на участках;
- уровень отраслевой и межотраслевой кооперации;
- наличие квалифицированных кадров.
Таким образом, три основных фактора обуславливают введение новой продукции:
Необходимость оградить предприятие от последствий неизбежного процесса устаревания существующей продукции, которые вызывается конкуренцией, динамичным развитием рынка или моральным износом самих изделий. Введение новой продукции в ассортимент необходимо для защиты уже вложенных в предприятие средств.
Распределение коммерческого риска на более широкий ассортимент продукции, уменьшение влияния конкуренции на отдельно взятую сферу производства.
Необходимость обеспечения более быстрого и постепенного увеличения общей рентабельности предприятия, путем сохранения и увеличения конкурентоспособности, более рационального использования производственных мощностей и возможностей персонала. (6, стр.202)
1.6 Направления совершенствования технической подготовки производства
Цикл возникновения идеи до организации выпуска изделий потребителям не должен превышать трех лет для самых сложных образцов техники. Более длительные сроки приведут к тому, что новая техника морально устаревает еще до начала ее серийного выпуска.
Для сокращения цикла СОНТ, повышения экономической эффективности создаваемой продукции главными направлениями являются интеграция конструкторско - технологических решений, унификация, нормализация, стандартизация , применение ПЭВМ, АРМ и др.
1.Интеграция конструкторско - технологических решений (КТР) на всех стадиях проектирования. КТР представляет собой совокупность конструкционных элементов проектируемого изделия изготавливаемого из конкретных материалов, собираемого из определенных деталей, узлов, и конкретных технологических операций и процессов обеспечивающих требования, предъявляемые к новому изделию. При системе КТР конструктор трудится совместно с технологами и рабочими, что ликвидирует существующий барьер между конструированием, разработкой технологии и изготовлением новой продукции. Уменьшается при этом и число ошибок, поскольку каждый непосредственно остро чувствует свою персональную ответственность перед соискателями .
2.Широкое применение унификации, нормализации, стандартизации и типизации конструкторских, технологических и организационных решений.
Нормализация предполагает использование в конструкции изделия известных и ранее разработанных деталей – нормалей ( болтов, гаек и т.п.), которые изготавливаются в широком ассортименте на специализированных заводах или собственных цехах предприятия по имеющимся рабочим чертежам и технологическим процессам.
Унификация и нормализация являются базой создания новых изделий путем их компоновки из ограниченного числа унифицированных элементов и конструкционной преемственности.
Стандартизация- это установление норм и требований к физическим и размерным величинам производимых изделий, полуфабрикатов. Сырья и материалов.. Эти нормы и требования оформляются в виде документов , называемых стандартами. Одной из форм стандартизации является типизация- сведение к целесообразному минимуму наиболее рациональных типов, видов, марок продукции , конструкций машин, оборудования и других изделий, а также технологических процессов.
3.Проведение многовариантного сравнительного технико-экономического анализа, в том числе функционально- стоимостного(ФСА).
ФСА- это технико – экономический метод нахождения по специальной программе резервов снижения затрат на производство и эксплуатацию продукции путем исследования основных и вспомогательных функций объекта анализа и инженерного поиска наиболее экономических технических решений их осуществления.
4.Автоматизация конструкторских и технологических работ, использование систем автоматизированного проектирования САПР и моделирования процессов СОНТ. Для повышения производительности конструкторского и технологического труда необходима их всеобщая компьютеризация, а также использование различных средств механизации и автоматизации . Так как в суммарных затратах технической подготовки производства большой удельный вес занимают различные расчеты, вычисления выполнение графической части проекта, часто носящее рутинный характер.
5.Интеграция подготовки производства с маркетинговыми исследованиями Основная функция маркетинга заключается в координации научно -исследовательских и опытно-конструкторских работ, комплексном исследовании рынка сбыта, сервиса , формирования спроса и стимулирования сбыта для достижения главной цели- завоеванию возможно большей доли рынка и продления жизненного цикла продукции. (6, стр.225)
2.Практическая часть
2.1 Характеристика предприятия
Закрытое акционерное общество «Пинскдрев» имеет свою историю. Это одно из старейших предприятий в городе Пинске и отрасли. Первое упоминание об объединении относится к 1880 году, когда на месте нынешней территории головного предприятия была построена фабрика по изготовлению деревянных сапожных гвоздей, а затем, в 1898 году - «Пинская шпилечно -фанерная фабрика», которая выпускала фанеру, фанерные ящики, доски и сапожные шпильки.
В 1959 году в результате их объединения был образован фанерно-спичечный комбинат, основной продукцией которого являлись фанера, спички и в небольших количествах — простейшая мебель. Спустя 12 лет (1971 г.) на базе Пинского фанерно-спичечного комбината создается производственное дерево- обрабатывающее объединение “Пинскдрев”. В его состав вошли цеха мягкой и школьной мебели. В этот период в условиях административно-командной экономики и централизованного распределения и постоянно растущего дефицита товаров у предприятия не возникало никаких проблем сбыта своей продукции и не было острой необходимости вести конкурентную борьбу за узнаваемость своих изделий, а так же за высокую лояльность потребителей. Тем не менее, именно тогда началась вестись работа по созданию и продвижению торговой марки “Пинскдрев”.
В условиях реорганизации предприятия вопрос о создании фирменного наименования предприятия решился по аналогии с другими деревообрабатывающими предприятиями ( “Гомельдрев”, “Витебскдрев” и пр.). Так же проходил и процесс разработки оригинального изображения, легшего в основу торговой марки. 25 августа 1997 года был новый товарный знак. Это изображение начали активно использовать на ярлыках, этикетках, сопровождающей рекламной продукции и пр. Этот товарный знак и по сей день используется на предприятии и с уверенностью можно сказать, что он вполне узнаваем покупателями, а также обладает определенным уровнем лояльности потребителей.
Таким образом, был создан корпоративный брэнд “Пинскдрев” и сегодня он используется как фирменное название предприятия и маркирует весь спектр продукции своим именем.
2.2 Проведение научно технической и конструкторской работы
Название работы - подготовка производства к выпуску большеформатной фанеры 1220х2440.
Цель работы - производство конкурентоспособной продукции, расширение и повышение эффективности производства.
В связи с увеличением спроса на высококачественные продукты переработки древесины, так как назрела необходимость производить и продавать изделия соответствующие европейским стандартам качества, с наименьшими потерями материалов и с максимальным сервисом., на предприятии проводится научно-техническая подготовка. Нынешнее технологическое отставание предприятий лесного комплекса Беларуси заставляет их продавать свою продукцию по заниженным ценам, приводит к потере рынков сбыта продукции. Кроме этого предприятие проводит активное изучение рынка.
Основная идея выпуска большеформатной фанеры заключается в расширении существующих и освоении новых рынков сбыта ЗАО "Пинскдрев" за счет предложения качественно нового продукта, соответствующих европейским стандартам, изучения спроса и предложения, оперативного реагирования на конъюнктуру рынка.
Таким образом, реализация данного проекта усилит экспортные позиций ЗАО «Пинскдрев», которые на сегодняшний день в отношении фанеры достаточно приемлемы – на рынках сбыта, на которые приходится основной объем экспорта фанеры ЗАО «Пинскдрев», предприятие занимает лидирующее положение.
Получение максимальной прибыли, увеличения доли продаж в основном на зарубежных рынках, и, в первую очередь, в Европе, повышение конкурентоспособности продукции за счет не только улучшения качества и снижения себестоимости, но и за счёт учёта требований покупателя.
Конструкторская подготовка на данном предприятии начинается с технического задания, осуществляемого разработчиком на основе исходных требований предъявляемых к продукции. Так как по мнению потребителя у производителей мебели более востребовано изделие формата 1220х2440. Для целесообразности производства большеформатной фанеры на ЗАО «Пинскдрев» был проведен сравнительный технико-экономический анализ.
По показателям технологичности изделия, затрат, годового экономического эффекта выпуск данного изделия является более эффективным.
После согласования и утверждения техническое предложение является основанием для создания документации в которой содержатся конструкторские решения определяющие назначение, параметры и габаритные размеры изделия.
2.3. Последовательность выполнения технологического процесса по производству большеформатной фанеры 1220х2440
Процесс производства большеформатной фанеры органически вписывается в существующее производство фанеры формата 1525 х 1525 мм.
Все этапы подготовки производства продукции взаимосвязаны.
Фанерное производство имеет все необходимые инженерные коммуникации:
две железнодорожных ветки для доставки фанерного сырья;
краны для погрузки, выгрузки, складирования и подачи сырья в цех;
линии паропровода, технической и питьевой воды, сжатого воздуха, канализационные системы, электропитания;
системы приточно - вытяжной вентиляции;
системы по сбору и удалению древесных отходов производства;
бассейн гидротермообработки.
При фанерном производстве имеются:
участок по подготовке необходимого режущего инструмента;
участок внутрицехового транспорта — погрузчиков.
За заводом закреплен автотранспорт, который по графику осуществляет вывоз отходов фанерного производства от бункеров по их сбору.
Имеются складские помещения с рампами для погрузки готовой продукции в железнодорожный и автомобильный транспорт.
При выборе места для производства большеформатной фанеры учитывались следующие требования к месту расположения, связанные с функционированием предприятия:
- максимальное использование существующих площадей предприятия;
- минимизация дополнительных строительных работ;
- увязка производства большеформатной фанеры в единую технологическую цепочку;
- использование уже имеющихся на фанерном производстве средств транспортировки, складов, очистных сооружений, систем водоснабжения и канализации.
Для производства большеформатной фанеры потребуется строительство лишь пристройки к фанерному цеху ЗАО "Пинскдрев" размером 33м х 51м (площадью 1683 кв.м) для установки нового оборудования и создания небольших промежуточных складов.
Линейный календарный график технической подготовки производства приведен в(приложении 1).
Размещение участка по производству большеформатной фанеры предусматривает использование подъездных путей, энергетических узлов, складов, имеющихся на существующем фанерном производстве.
Транспорт, принадлежащий обществу, позволяет обеспечить доставку сырья, материалов, готовой продукции при расширении объемов производства.
Сырье поступает железнодорожным и автотранспортом. Выгрузка производится козловыми кранами ККС - 10.
Гидротермическая обработка происходит в варочных бассейнах по мягким режимам с предварительной подсортировкой сырья по породам и диаметрам, температура воды в бассейнах +40±5С. Категория по пожароопасности “В”, класс зоны II - IIa. Для лущения применяются лесоматериалы 1 и 2 сорта, диаметром 16 мм и выше. Подача сырья из бассейнов к подающему транспортеру осуществляется краном ККС - 10, КБ - 572А.
Раскряжевка производится на балансирной пиле системы Зеленкова. Помещение для раскряжевки — неотапливаемое в зимнее время, высотой 6 м до нижней фермы, категория пожароопасности “В”, класс зоны II - IIa.
Фанерный цех - одноэтажное здание с перекрытием из железобетонных плит с фонарями, 2 степени огнестойкости, высотой 6 м до низа фермы и высотой фонаря до 3-х м. Площадь цеха - 12334 м2, объем цеха - 79852 м3.
Лущение производится на лущильных станках ЗVККТ 66 (3 станка) и ЛУ 17-10 (3 станка). Прирубка ленты шпона в размер по ширине производится на роторных ножницах НРШ и на линиях рубки и стопоукладки при 2-х станках ЗVККТ 66. Станки обеспечены контрольно-измерительными приборами и инструментом. Категория лущильного отделения по пожароопасности — “В”, класс зоны II - IIa.
Качество обработки и рубки шпона проверяется постоянно станочником и периодически мастером смены, контролером ОТК и технологом цеха.
Форматные листы укладываются на поддоны и электропогрузчиком доставляются к месту хранения сырого шпона. Продолжительность хранения не должна превышать двое суток. Количество сырого шпона в цехе не более сменного запаса, т.е. 120 м3, высота складирования не более 3 м. Мощность сушильного отделения 77554 м3 шпона или 50262 м3 фанеры в год.
Сушка производится в паровых роликовых сушилках с поперечной циркуляцией воздуха типа СУР - 4 с загрузочным механизмом и разгрузочным столом и паровой сушилке фирмы "Grenzebach". Количество сушилок типа СУР — 4-3 шт. Сухой шпон сортируется согласно требований ГОСТ 3916.1 - 89, ГОСТ 99 - 89.
Шпон, подлежащий заделке (ремонту), автопогрузчиком доставляется к шпонопочиночным станкам, где посредством вырубки дефектных мест и замене их вставками качественного шпона облагораживается. Участок ремонта шпона относится к категория пожароопасности “В”, класс зоны II.
Для увеличения выпуска фанеры высших сортов кусковой шпон подвергается ребросклеиванию на линии “Fisher&Ruckle” и сращиванию на станке непрерывного сращивания шпона модели RE фирмы “A.CREMONA & FIGLIO”. Категория помещения ребросклеивания шпона “В”, класс зоны II-IIа.
Нанесение клея на шпон производится на клеенаносящих станках типа КВ - 18. В качестве клея применяется карбамидоформальдегидная смола КФ-О, отвечающая требованиям ГОСТ 14231 - 88. Отвердитель, 20% -ный раствор хлористого аммония, добавляется в количестве 3% от веса смолы. Приготовление рабочего клея, концентрация отвердителя и качество получаемой смолы постоянно контролируются цеховой лабораторией.
Сборка пакетов производится строго по угольникам, соблюдая требования ГОСТ 3916.1 - 89, ГОСТ 3916.2 - 89, ТУ 13-139-83, ТУ 10.55-71.
Для получения фанеры пакеты шпона склеивают в гидравлическом прессе с паровым обогревом при температуре плит 110 - 115 С. Удельное давление при прессовании должно быть в пределах 1,8 - 2,3 Мпа. После прессования фанера укладывается в стопу и по мере накопления отвозится к обрезным станкам. Мощность клеильного отделения 50 000 м3 фанеры в год.
Обрезка фанеры осуществляется на двухпильных станках “Стандарт” и “Raute”. Для обеспечения пожарной безопасности слоистую клееную древесину необходимо обрезать через 12 часов после прессования. Участок обрезки относится к категории “Б”, класс зоны В - IIa.
Высшие сорта фанеры подлежат шлифовке на шлифовальной линии фирмы “Raute”. Категория производства “Б”, класс зоны В - IIa. Для удаления пыли предусмотрена аспирационная система вентиляции и система пневмотранспорта. Бункер для пыли от шлифовального станка и бункер щепы от обрезных станков находится за цехом на открытой территории. Нижний концентрационный предел воспламенения пыли - 55 г/м3.
Сортировка фанеры производится на сортировочной площадке. Маркировка пакетов фанеры для экспорта производится на двух противоположных продольных его обкладках. Участок сортировки, упаковки и маркировки фанеры относится к категории производства “В”, класс зоны II - IIа.
Упакованная фанера хранится на складе в сухом закрытом помещении, обеспечивающим ее сохранность.
В таблице 2.1 приведен перечень и технические характеристики технологического оборудования для производства большеформатной фанеры размером плиты 1220х2440 мм при годовом объеме выпуска 41,0 тыс.м3(приложение 2).
Оборудование, поставляемое фирмами “Raute” и "Grenzebach", отличается высоким качеством. Стоимость полного комплекта оборудования при примерно одинаковом качестве у фирмы "Grenzebach" значительно дешевле, в случае поставки всего комплекта, и составляет ориентировочно 6,3 млн. евро. С фирмой “Raute” также имеются вопросы со своевременным обеспечением запчастями, что приводит к большим финансовым потерям в процессе эксплуатации. В тоже время фирмой "Grenzebach" заказы по поставке запчастей выполняются в кратчайшие сроки.
2.4. Методы по осуществлению организационно-технологической подготовки на предприятии
Данные о производственных площадях:
площади фанерного производства — 9178 м2,
площадь пропарочных бассейнов — 1226 м2,
складские помещения для фанеры — 1152 м2,
вновь вводимые площади фанерного производства — 1683
В таблице 2.2 отражены существующие мощности энергетического оборудования. Котельная ЗАО "Пинскдрев" работает на мазуте, значительное количество других паросиловых установок переведены на использование отходов производства (щепы и т.д.), кроме того, планируется реконструировать агрегаты для использования природного газа. Что позволит сократить затраты на 30%.
Таблица 2.2 – Перечень источников и мощность энергетического оборудования.
Вид энергии |
Источник энергии |
Мощность источника энергии |
% загрузки |
1.Теплоэнергия |
Котельная |
36 тонн /час |
90 |
2. Электроэнергия |
Трансформаторная подстанция |
2*1000 кВА |
80 |
3. Водоснабжение |
Береговая насосная станция |
100 куб. м/ ч |
50 |
Примечание Источник [4]
На данном предприятии потребность в трудовых ресурсах рассчитывается путем корректировки базовой численности , на основе трудоемкости программы и по категориям работающих.
Потребность в персонале в сравнении численностью рабочих, занятых в производстве фанеры в 3 смены при существующем выпуске и выпуске большеформатной фанеры приведена в (приложении 3).Возможность создания 46 рабочих мест является положительным моментом данного проекта.
Уровень квалификации рабочих-сдельщиков фанерного завода — 3-5 разряды, рабочих-повременщиков — 5-6 разряды. Существующий уровень квалификации позволяет выполнять необходимые работы по обслуживанию и ремонту собственными силами (без привлечения фирм-изготовителей) современного оборудования, в том числе с программным управлением.
Также на данной стадии разрабатывается плановая калькуляция и цена новой продукции на 1м фанеры клееной(приложение 4)., но предварительно производится расчет материальных затрат для расчета отпускной цены на клееную фанеру(приложение 5).
Поставщики и взаимодействие с ними. В обществе существует служба, которая занимается входным контролем поступающего лесосырья и других материалов по качеству и количеству в соответствии с "Положением о приемке товаров по количеству и качеству". При соответствии отгрузочным документам сырье отправляется в производство, в противном случае составляется акт первоначальной приемки и сырье берется на ответственное хранение. В сроки, предусмотренные договорами либо нормативными документами, результат сообщается поставщику. В установленные сроки поставщик обязан принять решение и поставить в известность объединение. При согласии поставщика происходит двухсторонняя разбраковка сырья по количеству и качеству. В случае неявки представителя поставщика в установленные сроки сырье принимается на комиссию с участием контролёра либо работниками БТИ. Основными поставщиками лесосырья для ЗАО "Пинскдрев" являются фирмы Республики Беларусь и России.
На предприятии имеется график пополнения запасов, составленный исходя из графика поставок, по принципу минимизации запасов, но не менее 20 дневной непрерывной работы всех производств. Однако на весенний и зимний периоды, ввиду невозможности заготовки лесного сырья из-за климатических условий, создаётся его запас в размере, необходимом для непрерывной работы производств сроком на 1-1,5 месяца.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Внедрение новых изделий имеет первостепенное значение для дальнейшего развития и рентабельной деятельности предприятия.
Постоянная разработка и внедрение новой продукции является одним из основных конкурентных преимуществ ЗАО «Пинскдрев».
Основная идея проекта заключается в освоении ЗАО “Пинскдрев“ новых, имеющих неудовлетворенный спрос рынков сбыта большеформатной фанеры, соответствующей европейским стандартам, путем модернизации технологии и оснащения современным оборудованием уже имеющихся производств.
При этом предполагается:
увеличение объемов продаж и увеличение прибыли благодаря работе на сегментах рынка, близких к уже освоенным, с давно и основательно проверенными партнерами;
возможность быстрого и малозатратного освоения нового производства на базе имеющихся технологий с использованием опытных специалистов, прошедших обучение по данному направлению;
создание производства на уже имеющихся собственных площадях с работающими коммуникациями, снабжением и сбытом.
При существующей устойчивой потребности рынка Западной Европы в большеформатной фанере в ближайшие годы падения спроса на данную продукцию не предвидится, что подтверждается готовностью представителей фирм, занимающихся продажей подобной продукции на рынках стран ЕЭС, на заключение долгосрочных контактов с ЗАО "Пинскдрев". Процесс производства большеформатной фанеры органически вписывается в существующее производство фанеры формата 1525 х 1525 мм. Существующее фанерное производство имеет все необходимые инженерные коммуникации. При выборе места для производства большеформатной фанеры учитывались следующие требования к месту расположения, связанные с функционированием предприятия:
максимальное использование существующих площадей предприятия;
минимизация дополнительных строительных работ;
увязка производства большеформатной фанеры в единую технологическую цепочку;
использование уже имеющихся на фанерном производстве средств транспортировки, складов, очистных сооружений, систем водоснабжения и канализации.
Технологическая линия, описанная в данной работе функционирует на базе импортного оборудования, кроме того, линия не требует организации нового производства, а органично вписывается в уже существующее. Это дает определенные преимущества т.к. значительно упрощается вопрос о техническом обслуживании, снабжении запасными частями и т.д.
Список использованных источников
Бизнес-план ЗАО «Пинскдрев»
Волкова О.И., Девяткина О.В. Организация производства на предприятии (фирме): Учебн. Пособие, Москва , Инфро-М, 2004г
. Золотогоров В. Г. Организация и планирование производства. Практич. Пособие – Мн.: ФУА информ. 2001.
Новицкий Н.И. Организация производства: Учебн.-метод. пособие – М. Финансы и статистика, 2001.
Коженин Г. Я., Синица Л. М. Организация производства: Учебн. Пособие – Мн.: ИП «Экоперспектива» 1998 г.
Синица Л.М. Организация производства, учебник, Минск, «ИВЦ Минфина», 2008г.
Туровец О.Г., Сербинский Б.Ю., Организация производства на предприятии. Учебник для техникумов и экономических вузов, 2002г.
Приложение 1
|
М |
Е |
С |
Я |
Ц |
Ы |
|
Наименование работ (код в СПУ) |
Рабочие.дни |
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
июнь |
Составление технического задания (0-1) |
10 |
|
|
|
|
|
|
Составление технического проекта (1-3) |
11 |
|
|
|
|
|
|
Составление рабочего проекта (3-4) |
12 |
|
|
|
|
|
|
Проектирование технологической оснастки, инструмента (4-6) |
15 |
|
|
|
|
|
|
Изготовление приспособлений и инструментов (6-8) |
9 |
|
|
|
|
|
|
Изготовление опытного образца (8-9) |
25 |
|
|
|
|
|
|
Проектирование технологических процессов (9-10) |
11 |
|
|
|
|
|
|
Расчет технологической трудоемкости (10-11) |
5 |
|
|
|
|
|
|
Разработка материальной спецификации (11-12) |
5 |
|
|
|
|
|
|
Испытание опытного образца (12-14) |
7 |
|
|
|
|
|
|
Доработка рабочего проекта для серийного производства (14-15) |
10 |
|
|
|
|
|
|
Отладка технологического комплекса оборудования и оснастки (15-16) |
25 |
|
|
|
|
|
|
Изготовление первой промышленной серии (16-17) |
7 |
|
|
|
|
|
|
График 1. Линейный календарный график технической подготовки производства.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Таблица 2.3 – Потребность в персонале
Количество рабочих в 3 смены |
|||
Профессия |
При производстве фанеры 1525х1525 |
при производстве фанеры 1220х2440 |
|
Оператор |
3 |
3 |
|
Лущильщик |
36 |
36 |
|
Резчик шпона |
36 |
36 |
|
Дробильщик |
6 |
6 |
|
Бункерщик |
3 |
3 |
|
Сушильщик |
39 |
39 |
|
Шпонопочинщик |
36 |
36 |
|
Сборщик |
82 |
76 |
|
Починщик фанеры |
6 |
12 |
|
Линии сращивания шпона |
24 |
38 |
|
Станочник-распиловочник |
21 |
18 |
|
Шлифовщик |
3 |
6 |
|
Сортировщик |
14 |
20 |
|
Упаковщик |
9 |
18 |
|
Водитель эл. кара |
13 |
19 |
|
Контролер по сырью |
3 |
3 |
|
Контролер по качеству |
3 |
6 |
|
Резчик сухого мебельного шпона |
12 |
12 |
|
Столяр |
1 |
1 |
|
Станочник д/о (вагонка, хоз.дощечка) |
15 |
15 |
|
Уборщик территории |
1 |
1 |
|
Уборщик бытовых помещений |
2 |
2 |
|
Лаборант |
2 |
3 |
|
Распределительработ |
6 |
6 |
|
Газосварщик |
3 |
3 |
|
Слесарь |
30 |
35 |
|
Электрик |
12 |
15 |
|
Сантехник |
1 |
2 |
|
Итого: |
422 |
468 |
Примечание Источник [1]
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Таблица 2.1 - Перечень и технические характеристики технологического оборудования для производства большеформатной фанеры
Наименование технологического оборудования |
Характеристика |
Величина |
Примечания |
1. Окорочный станок 2. Линия рубки, укладки и сортировки большеформатных листов шпона (полноформатных и неполноформатных) к лущильному станку ЗVККТ 66/ L65. 3. Линия загрузки, сушки, выгрузки и сортировки большеформатных листов шпона 4. Линия поперечного сращивания на “ус” 5. Линия набора, подпрессовки, склеивания и выгрузки большеформатной фанеры 6. Линия обрезки, ремонта, шлифовки и сортировки большеформатной фанеры |
Длина бревен Диаметрокариваемых бревен Скорость подачи рабочая ширина сушилки производительность рабочий стол укладки шпона после сращивания производительность линии этажность горячего пресса по выпуску большеформатной фанеры производительность при клейке фанеры толщиной 12мм сортировка на 3 подстопных места |
2,5 м и более 0,15 — 0,61 м 15 - 60 м/мин 6 м 9.1 м3/ час длина 2,75 м ширина 1,5 м 12-14м3 полноформ. листов в смену 18 30 м3/ смену |
2 комплекта |
Примечание Источник [1]
Быстрые
перемены во вкусах, технологии и состоянии
конкуренции вынуждают предприятия
прилагать максимум усилий, чтобы
обеспечить потребителя новыми товарами,
или модифицировать существующие.
Запуск
в производство изделий, прошедших полную
техническую подготовку, позволяет
добиться высокой рентабельности их
выпуска уже через 1-2 года. Производство
изделий без надлежащей технической
подготовки удлиняет сроки освоения
(выхода на плановую рентабельность) в
2 - 2.5 раза. В этом случае рентабельный
период сокращается т.к. наступает
моральное старение продукции, падение
спроса на нее и зачастую снижение цены
на нее.
Техническую подготовку производства можно рассматривать с точки зрения производства какого-либо продукта на базе уже существующего или с точки зрения организации нового производства.
Именно организация выпуска новой продукции сегодня позволяет предприятиям удерживать рыночную нишу, распределить коммерческий риск на более широкий ассортимент продукции, уменьшить влияния конкуренции на отдельно взятую сферу производства, добиваться увеличения общей рентабельности предприятия, поэтому актуальность выбранной темы курсовой работы не вызывает сомнений.