Редуктор зубчатый прямозубый
РЕДУКТОР ЗУБЧАТЫЙ ПРЯМОЗУБЫЙ
Оглавление
1 Задание на курсовой проект
2 ВЫБОР ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ
3 КИНЕМАТИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ ПЕРЕДАЧИ
4 ПРОЕКТНЫЙ РАСЧЕТ РЕДУКТОРА
4.1 Структурная схема редуктора.
4.2 Расчет зубчатых колес редуктора
4.3 Проверочный расчет спроектированной передачи
4.4 Расчет диаметров валов редуктора.
4.5 Конструктивные размеры корпуса редуктора
4.6 Выбор подшипников и расчет их на долговечность.
4.7 Проверка прочности шлицевых и шпоночных соединений
4.8 Проверка опасных сечений быстроходного вала
4.9 Проверка опасных сечений тихоходного вала
5 Расчет муфты (определение диаметра срезаемого штифта)
6 Выбор сорта масла.
7 ДОПУСКИ И ПОСАДКИ
8 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Задание на курсовой проект
1 2 3 4 5
1-электродввигатель
2-упругая втулочно-пальцевая муфта
3-передача
4-комбинированая муфта
5-исполнительный механизм
Задание: для приведенной выше схемы выполнить проект передачи, входящей в него.
Исходные данные:
1.1 Номер варианта……………………………….…….29
Номер схемы……………………………….….……...1
Вид колес………………….……………...прямозубый
Мощность на ведущем валу……………….….2,2 кВт
Частота вращения ведущего вала……..1425 об/мин
ведомого вала ………360 об/мин
Вид нагрузки………….………………….реверсивная
Смазка зацепления………………………….картерная
Срок службы …………………………...…24000 часов
Характер нагружения…..……вибрационная нагрузка
2 ВЫБОР ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ
Учитывая исходные данные, по табл. П1 [1, стр. 390] выбираем двигатель асинхронной серии 4А ( по ГОСТ 19523-81) , мощности P = 2,2кВт , n>1> = 1425 об/мин. Условные обозначения 90L4/95 .По табл. П2 [1, стр. 391] определяем диаметр выходного вала для выбранного электродвигателя dэ = 24 мм
3. КИНЕМАТИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ ПЕРЕДАЧИ
Передаточное число привода находится по формуле
U>12>=n>1>/n>2> =1425/360 = 4 (3.1)
n>1 >- частота вращения на ведущем валу, (об./мин.)
> >n>2 >- частота вращения на ведомом валу, (об./мин.)
n>1 >= 1425 об/мин
n>2 >=360 об/мин
Замечание: передаточное число до стандартного значения не доопределяется
Крутящий момент на валу находится по следующей формуле
Т=9,55×106×Рh/n , (3.2)
где :
Р - мощность электродвигателя, (кВт)
h-КПД
n -частота вращения вaлa, (об/мин)
КПД привода принемаем за единицу h=1
Определяем крутящий момент на ведущем валу
T>1> = 9,55×106×2,2/1425 => >14735,65 Н×мм
Рассчитываем крутящий момент на ведомом валу
T>2> = T>1>×U>12> =14735,65 × 4 = 58942,6 Н×мм
4. ПРОЕКТНЫЙ РАСЧЕТ РЕДУКТОРА
4.2 Расчет зубчатых колес редуктора
4.2.1 Выбор материалов и их характеристики.
Принимаем согласно рекомендациям табл. 2,6 - 2,8 [З] марку материалов и их термообработку. Выписываем механические характеристики из табл. 2.8 [3].
Материал детали :
шестерня сталь 45
колесо сталь 45
Вид термообработки:
шестерня улучшение
колесо улучшение
Твердость:
шестерня HB 300
колесо HB 240
Базовое число циклов перемены напряжений при расчете на контактную выносливость:
шестерня N>HO1>=1,7×107
колесо N>HO2>=1,3×107
Базовое число циклов перемены напряжений при расчете на изгибную выносливость:
шестерня N>fo1>=4×106
колесо N>fo2>=4×106
Допускаемое контактное напряжение при базовом числе циклов:
шестерня s>HO1=>580 н/мм2
колесо s>HO2>=514 н/мм2
Допускаемое напряжение изгиба в зубьях при базовом числе циклов:
шестерня s>fo1>=294 н/мм2
колесо s>fo2>=256 н/мм2
4.2.2 Расчет допускаемых напряжений для выбранных материалов
По рекомендациям табл. 2,9 [3] для прямозубых передач определяем допускаемые напряжения:
а) Допускаемое контактное напряжение
[s>H>] = s>HO>×Кн (4.2.1)
s>HO> - допускаемое контактное напряжение при базовом числе циклов (см. п. 3.2)
Кн- коэффициент долговечности принимаем = 1
Nнo- базовое число циклов перемены напряжений при расчете на контактную выносливость
NHe-эквивалентное число циклов, определяется по формуле
Nнe = Nfe = 60×h×n (4.2.2)
Подставим в формулы численные значения данных
Шестерня
Nнe>1> = Nfе =60×24×103×1425 = 2052000000
(4.2.3)
К>HL1> = 1
[s>H2>]> >= s>HO1>×К>H2>=580×l = 580 н/ мм2
Колесо
N>HE> = N>FE> = 60×24×103×360 = 518400000
(4.2.4)
К>HL2> = 1
[s>H3>]> >= s>HO2 >× Кн>2>=514 × l = 514 н/ мм2
б) Допускаемое напряжение при изгибе
[s>F>] = s>FO>×K>F> (3.3.4)
s>FO >- допускаемое напряжение изгиба в зубьях при базовом числе циклов (см. п. 3.2)
K>F> - коэффициент долговечности, принимается = 1
N>FO >- базовое число циклов перемены напряжений при расчете на изгибную выносливость
N>FE >- эквивалентное число циклов определено выше по формуле (4.2.2)
Подставим в формулы численные значения данных
Шестерня
N>FE1> = N>HE1 >= 2052000000
(4.2.5)
K>FL1> = 1
[s>F1>]> >= s>FO1>×K>FL1 >= 294×1 = 294 н/мм2
Колесо
N>FE2 >= N>HE2 >= 518400000
(4.2.6)
K>FL2> = 1
[s>F2>]> >= s>FO2>×K>FL2 >= 256×1 = 256 н/мм2
Расчетное допускаемое контактное напряжение для передачи
[s>H>] = min([s>H2>],[s>H3>]) (4.2.7)
[s>H2>] -допускаемое контактное напряжение для шестерни (см. выше)
[s>H3>]-допускаемое контактное напряжение для колеса (см. выше)
Численный расчет допустимого контактного напряжения:
[бн] = [s>H3>]=514 н/мм2
4.2.3 Определение геометрических параметров зубчатой передачи
а) Межосевое расстояние
Ориентировочное значение межосевого расстояния а>w> , согласно рекомендациям табл. 2.9 [3] определяется следующей формулой
(4.2.8)
К>A> - коэффициент, учитывающий механические свойства материалов колес (см. ниже)
U>12> - передаточное число (см. п. 3)
Т>1> - крутящий момент на ведущем валу (см, п. 3)
Кнв - коэффициент, учитывающий распределение нагрузки по ширине венца (см. ниже)
y>BA> -коэффициент относительной ширины колеса (см. ниже)
[s>H>] - расчетное допускаемое контактное напряжение для передачи (см. п. 4.2.2)
Замечание: в скобках знак "+" - соответствует колесам внешнего зацепления, "-'' колесам внутреннего зацепления, в данном задании рассматривается случай внешнего зацепления зубчатых колес, поэтому формуле (4.2.8) соответствует знак «+».
Зададимся недостающими коэффициентами:
Коэффициент относительной ширины колес y>BA >, определяем согласно рекомендациям табл. 2,24 [3] для прямозубых передач: y>BA> = 0,2-0,6 выбераем 0,4
Коэффициент y>BD> вычисляем по формуле
y>BD> = y>BA>×(1+U>12>)/2 (4.2.9)
y>BD> = 0,4×(1+4)/2 = 1
Коэффициент, учитывающий механические свойства материала колес
К>A> - определяем из таблицы 2.10 [3]
Вид колес цилиндрический прямозубый
Материал шестерни и колеса сталь 45
Коэффициенты К>> = 49,5 (н/мм2)
Z>M> = 274 (н/мм2)
К>HB >- определяем из таблицы 2.11 [3]
Твердость <350 НВ
Расположение шестерни - несимметрично относительно опор
К>H>>> =1,07 – коэффициент учитывающий расположение нагрузки по ширине венца
K>F>>>> >= 1,15
Произведем ориентировочный расчет межосевого расстояния
(4.2.10)
Округляем значение Aw до ближайшего значения из ряда R 40 (см. табл. 2.5 [3]):
Aw = 100 мм
б) Значение модуля
Определяем значение модуля m = m>n> из соотношения
m = (0,01 - 0,03) × Aw (4.2.11)
Рассчитываем
m = 0,02×100 мм
Значения модуля лежат в диапазоне от 1,0 мм до 3,0 мм. Выбираемые в соответствии со стандартом, одно из значений таблицы 2.22 [З]
m>n> = 2,0 мм
в) Ширина венца колеса и шестерни
Определяем рабочую ширину венца колеса:
b>2 >= y>BA>×Aw (4.2.12)
Рассчитываем
b>2> = y>BA>×Aw = 0,4×100 = 40 мм
Выбираем рабочую ширину венца колеса из ряд предпочтительных линейных размеров
b>2> = 40 мм
Рабочая ширина шестерни определяется соотношением
b>1> = b>2> + (2 - 5) = 40+5 = 45 мм (4.2.13)
В соответствии со стандартами числовых значений таблицы 2.5 [З], выбираем из полученного диапазона следующее значение для рабочей ширины шестерни
b>1 >= 45 мм
г) Число зубьев шестерни и колеса
Aw = m>n>×(Z>1>+Z>2>) / (2×cos(b)) (4.2.14)
Z>S> = Z>1>+Z>2> = 2Aw . cosb / m>n>
Замечание: для цилиндрической прямозубой передачи b принимаем за 0о
Вычислим Z>S> (сумарное число зубьев)
Z>S> = Aw×2×cos(b)/m>n >= 100×2×1 / 2 = 100 (4.2.15)
Определим Z>1> и Z>2> из соотношения U>12>=Z>2>/Z>1>
cos(b)=0
Z>2> = U>12>× Z>1 >=>U>12>= Z>2>/Z>1 >= 80/20 = 4
Z>l> = 20 - число зубьев шестерни
Z>2> = 80 - число зубьев колеса
д) Делительные диаметры колеса и шестерни
Определяем делительные диаметры шестерни и колеса по формулам: [1, стр. 37]
d>1> = Z>1>×m>n>/cos(b) (4.2.16)
d>2> = Z>2>×m>n>/cos(b) (4.2.17)
d>1 >= 20×2/1 = 40 мм
d>2> = 80×2/1 = 160 мм
Осуществим проверку правильности полученных результатов
Aw = (d>1> +d>2>)/2 (4.2.18)
Aw = (40+160)/2 = 100 мм
Точность произведенных вычислений не превысила допустимую , данные, полученные в ходе расчета являются верными.
Основные параметры цилиндрических зубчатых передач, выполненных без смещения
Диаметр вершин зубьев
шестерни d>A1>=d>1>+2×m>n >=40+2×2 = 44мм (4.2.19)
колеса dA2=d2+2×m>n> =160+2×2 = 164 мм (4.2.20)
Диаметр впадин зубьев
шестерни dF1=d1 –2,5×m>n> =40-2,5×2 = 35 мм (4.2.21)
колеса :dF2=d2 –2,5×m>n >=160-2,5×2 = 155 мм (4.2.22)
е)Степень точности передачи
определяем окружную скорость колес по формуле
V = p×d>l>×n>l>/60×103 (4.2.23)
V = 3,14×37,14×1425/60×103 = 2,985 м/с
Согласно табл. 2.21 [З] выбираем требуемую точности передачи
степень точности передачи Ст-9
4.3 Проверочный расчет спроектированной передачи
а) Расчет на контактную выносливость
Выполним проверочный расчет спроектированной передачи: s>H> £ [s>H>], согласно рекомендациям табл. 2.9 [З]
Для цилиндрических передач
(н/мм2) (4.3.1)
Z>H> -коэффициент, учитывающий форму сопряженных поверхностей зубьев (см.ниже)
Z>M> -вспомогательный коэффициент, учитывающий механические свойства материалов колес (см. п. 4)
Z>E> - коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных линий (см.ниже)
W>HT >- удельная расчетная окружная сила (см.ниже)
U>12> - передаточное число (см. п, 3)
d>l >- делительный диаметр шестерни (см, п, 4)
Зададимся недостающими коэффициентами:
Коэффициент Z>H> определим из таблицы 2.15 [3], угол наклона линии зуба b=0o
Z>H >= 1,76
Коэффициент Ze определим из таблицы 2.17 [3]
Z>E> = 0,90
Коэффициент Z>М> определим из таблицы 2.9 [3]
Z>М>=274
1.Коэффициент торцового перекрытия
E>a> = [1,88 - 3,2 ×(1/Z>1 >± 1/Z>2>)] cos(b)= [1,88 - 3,2 ×(1/20+1/80)]/1 = 1,68 (4.3.2)
2.Коэффициент осевого перекрытия
E>в> = b>2>×sin(b)/(m>n>) = 40×0/2 = 0 (4.3.3)
Определим удельную расчетную окружную силу W>HT> : [3, табл. 2.8 , стр 20]
W>HT> = 2×T>1>×K>H>>a>> >×K>Hв>.K>HV >/(d>1> ×b>w>) =2·14740·1,12·1,12·1,2/(40·40) = 27,728 H/мм (4.3.4)
Т>1> - крутящий момент на ведущем валу (см. п. 3)
K>Hб> - коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями (см.ниже)
K>Hв> - коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку в зацеплении (см.ниже )
K>HV> - коэффициент, учитывающий распределение нагрузки по ширине венца (см. п. 4)
d>1> - делительный диаметр шестерни (см. п. 4)
b>w> - рабочая ширина венца колеса (см. п. 4 )
Зададимся недостающими коэффициентами:
Коэффициент K>Hб> определим из таблицы 2.19[3]:
Окружная скорость = 2,985 м/с
Степень точности = 9
Коэффициенты K>HA>=1,16
K>HB>=1,04
Коэффициент Кнv определим из таблицы 2.20 [З]
Твердость поверхности зубьев < 350 HB
Колеса цилиндрические
Коэффициенты K>HV>=1,2
K>FV>=1,5
По формуле (4.3.1) рассчитываем
Проверяем условие s>H> < [s'>H>]
Заключение: расчетное контактное напряжение не превзошло значения допустимого контактного напряжения. Выбор материалов и проведенный расчет были сделаны правильно.
б) Расчет на выносливость при изгибе
Выполним проверочный расчет по условиям: s>F> £ [s>F>], согласно рекомендациям табл. 2.9 [3]
Для цилиндрических передач
s>F> = Y>F1>×Y>B>×W>FT>/m < [s>F>] (4.3.5)
Y>F> - коэффициент формы зуба (см.ниже)
Y>B> – коэффициент учитывающий наклон зуба (см.ниже)
W>FT >- удельная расчетная окружная сила (см.ниже)
m - модуль зуба (см. п. 4)
Зададимся недостающими коэффициентами:
Коэффициент Y>F> определим по таблице 2.18 [3];
1. Эквивалентное число зубьев:
Z>V> = Z/cos3(b) (4.3.6)
Z>V> = 80/13 = 80 - для колеса
Z>V> = 20/13 = 20 - для шестерни
Шестерня
Z>V> = 20
Y>F> = 4,08
Колесо
Z>V> = 80
Y>F> = 3,61
Коэффициент Y>B> определим из таблицы 2.16 [З]
Угол наклона зуба b = 0o
Y>B> = 1
Определим удельную расчетную окружную силу W>FT>
W>FT> = 2×T>1>×K>Fб>×K>Fв>×K>FV>/d>1>×b>w> = 2·14740·1·1,15·1,28/(40·44) = 21,649 Н/мм2 (4.3.7)
K>FB> - коэффициент , учитывающий распределение нагрузки по ширине венца (см. выше п. 4)
K>FV> - коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку в зацеплении (см. п. 4)
По формуле (4.3.5) рассчитываем s>F>
Колесо
s>F >= 4,08·1·21,649 /2 = 50,283 H/мм2
Шестерня
s>F >= 3,61·1·21,649 /2 = 44,491 H/мм2
Заключение: результаты проверочного расчета на выносливость при изгибе зубьев колес не превзошли допустимых показателей напряжений при изгибе. Выбор материалов и проведенный расчет геометрических параметров произведен верно.
4.4 Расчет диаметров валов редуктора
Диаметр вала оцениваем исходя из расчета только на кручение при пониженных допускаемых напряжениях:
(4.4.1)
T - крутящий момент, действующий в расчетном сечении вала (Н×мм)
[t>k>]—допускаемое напряжение при кручении для стальных валов согласно табл (3.1) [8]
[t>k>] = (10 - 15) Н/мм2
а) быстроходный вал
Шестерню выполняем заодно с валом
1) Диаметр d>1> хвостовика вала определяем по формуле (4.4.1); при этом
Т = Т>1> - крутящий момент на быстроходном валу (см. n. 3)
[t>k>]= 15 Н/мм2 (см. п. 3.1 [8])
d1=17
Округляем результат до ближайшего значения из ряда предпочтительных чисел R 40
d>2> = 17 мм
Так как диаметр d>1> соединен муфтой с валом электродвигателя, то необходимо согласоватьдиаметры вала электродвигателя d>э> и d>1>. Вo избежание разработки "специальной" муфты, принимаем d>1 >= (0,8 - 1,2) ×d>э>
Исполнение 90L4/95
Мощность 2,2 кВт
Асинхронная частота вращения 1425 об/мин
Диаметр хвостовика двигателя 24 мм
Окончательно диаметр хвостовика принимаем равным: d>1> = 24 мм
Диаметр вала под подшипник
Принимаем d>1п> = 30 мм
диаметр буртика подшипника
d>1бп >= d>1п>+3.r = 36 мм
б) Тихоходный вал
1) Диаметр d>2> хвостовика вала определяем по формуле (4.4.1); при этом
Т = Т>2> - крутящий момент на тихоходном валу (см. n. 3)
[t>k>]= 15 Н/мм2 (см. п. 3.1 [8])
d2=26,984
Округляем результат до ближайшего значения из ряда предпочтительных чисел R 40
d>2> = 28 мм
Диаметр вала под подшипник
Принимаем d>2п> = 30 мм
диаметр буртика подшипника
d>2бп>> >= d>1>>п>+3.r = 36 мм
4) Диаметр посадочного места колеса
Принимаем d>к>= 36 мм
5)Диаметр буртика колеса
d>бк >= d>k>+3f = 39 мм
4.5 Конструктивные размеры корпуса редуктора
См. рис.10.18 и табл. 10.2 и 10.3 [1].
Толщина стенок корпуса
d ³0,025·а>w>+1 = 0,025·100+1 = 3,5 мм
Принимаем d = 8 мм
Толщина стенок крышки
d>1> ³0,02·а>w>+1 = 0,02·100+1 = 3 мм
Принимаем d>1> = 8 мм
Толщина фланцев
Верхнего пояса крышки и корпуса
b = b>1 >=1,5d = 1,5 · 8 = 12 мм
Нижнего пояса корпуса
p = 2,35 · 8 = 19 мм
Принимаем p = 20 мм
Диаметр фундаментных болтов
d>1> = (0,03 – 0,036)a>w> +12 = 15 мм
Диаметр болтов для крепления крышки к корпусу
d>2> = (0,5 – 0,6)d>1> = 9 мм
4.6 Выбор подшипников и расчет их на долговечность
а) Предварительный выбор
По найденным выше диаметрам валов под подшипники подбираем по каталогу (см.[1])
1)Для тихоходного вала подшипники легкой серии :
обозначение 206
тип подшипника радиальный однорядный
грузоподъемность С=15300 Н
С>O >= 10200 Н
диаметр внутреннего кольца подшипника, d=30 мм
диаметр внешнего кольца подшипника, D=62 мм
ширина подшипника, Т =16 мм
2) Для быстроходного вала выбираем подшипники легкой серии :
обозначение 7206
тип подшипника радиальный однорядный
грузоподъемность С=29800Н
С>O >= 22300Н
диаметр внутреннего кольца подшипника, d=30 мм
диаметр внешнего кольца подшипника, D=62 мм
ширина подшипника, Т =16 мм
б)Построение эпюр моментов быстроходного вала
в)Построение эпюр моментов тихооходного вала
г) Расчет на долговечность (быстроходный вал)
1) Силы действующие в зацеплении (см. рис. 2)
Окружная составляющая
Ft = 2×T>1> /d>1> = 2×14740/40 = 736,783 Н (4.6.1)
T>1> - крутящий момент на ведущем валу , (Н×мм)
d>1> - делительный диаметр шестерни ,(мм)
Радиальная составляющая
Fr = Ft×(tg(a) /cos(b)) =2,747×103 Н (4.6.2)
Ft - окружная сила (см. выше), (Н)
a - угол зацепления a = 20
b - угол наклона зубьев (см. п. 4)
Осевые составляющие
F>A> = Ft ×tg(b)= F>A12 >= F>A21> = 0 Н (4.6.3)
Реакции в опорах:
в плоскости XZ
Rrx>1 >= Rx>2 >= Ft/2
в плоскости YZ
Рассчитаем
Rrx>1 >= Rx>2 >=1,228×103 /2=613,983 Н
Ry>1> = Ry>2>= 1,374×103 Н
Определяем суммарные радиальные реакции
(4.6.6)
Pr>1> = Pr>2> =1,505×103 H
Осевые нагрузки для быстроходного вала :
S=0,83.e.F>r>= 0,83×0,36×2,747×103 = 820,804 H> >(4.6.7)
В соответствии с таблицей 9.21 [2], осевые нагрузки:
F>aI> = S=820,804 H
F>aII >= S + F>a>=820,804 +0 = 820,804 H
Эквивалентная нагрузка см. формулу (9.3) [1]
Р>э> = V × F>r> × К>б >. K>t>> >= 1×2,747×103 ×1,2 . 1 = 3296 H> >(4.6.8)
V - коэффициент , при вращении внутреннего кольца
V = 1
К>б >– коэффициент нагрузки см.[1, табл. 9.19]
К>б> = 1,2
K>t>> >- температурный коэффициент см.[1, табл. 9.20]
K>t>=1
2) Расчет на долговечность
Расчетная долговечность, ч (см. формулу (9.1.) [1]):
Lh=106×(C/ Р>э>)p /60×n (4.6.9)
С - динамическая нагрузка по каталогу, (Н)
Рэ - эквивалентная нагрузка, (Н)
р - показатель степени, для роликоподшипников p = 3,33
n - частота вращения; об/мин
Рассчитываем роликоподшипник
Lh = 106× (29800/3296)3,33/60 ×1425 = 1,788 .104 ч
Lh = 1,788 .104 > 24×103 (заданный срок службы)
Заключение: Выбранные подшипники обеспечивают требуемый запас долговечности и могут быть использованы в опорных узлах редуктора.
д) Расчет на долговечность (тихоходный вал)
Реакции в опорах
Ft = 2×T>2> /d>2> = 2.58942,6/160 = 736,783 Н
Т>2 >- крутящий момент на ведомом валу , (Н×мм)
d>2> - делительный диаметр колеса ,(мм)
Радиальная составляющая
Fr = Ft×(tg(a) /cos(b)) =2,747×103 Н
Ft - окружная сила (см. выше), (Н)
a - угол зацепления a = 20
b - угол наклона зубьев (см. п. 4)
Осевые составляющие
F>A> = Ft ×tg(b)= F>A12 >= F>A21> = 0 Н
Реакции в опорах:
в плоскости XZ
Rrx>1 >= Rx>2 >= Ft/2
в плоскости YZ
Рассчитаем
Rrx>1 >= Rx>2 >=1,228×103 /2=613,983 Н
Ry>1> = Ry>2>= 1,374×103 Н
Определяем суммарные радиальные реакции
Pr>1> = Pr>2> =1,505×103 H
Осевые нагрузки для тихоходного вала :
S=e.F>r>= 0,36×2,747×103 = 988,92 H> >
В соответствии с таблицей 9.21 [2], осевые нагрузки:
F>aI> = S=988,92 H
F>aII >= S + F>a>=988,92 +0 = 988,92 H
Эквивалентная нагрузка см. формулу (9.3) [1]
Р>э> = V × F>r> × К>б >. K>t>> >= 1×2,747×103 ×1,2 . 1 = 3296 H> >
V - коэффициент , при вращении внутреннего кольца
V = 1
К>б >– коэффициент нагрузки см.[1, табл. 9.19]
К>б> = 1,2
K>t>> >- температурный коэффициент см.[1, табл. 9.20]
K>t>=1
2) Расчет на долговечность
Расчетная долговечность, ч (см. формулу (9.1.) [1]):
Lh=106×(C/ Р>э>)p /60×n (4.6.9)
С - динамическая нагрузка по каталогу, (Н)
Рэ - эквивалентная нагрузка, (Н)
р - показатель степени, для шарикоподшипников р = 3
n - частота вращения; об/мин
Рассчитываем
шарикоподшипник
Lh=106×(C/ Р>э>)p /60×n = 106×(15300/3296)3/60×360 =4,631.104 ч
Lh = 4,631.104 > 24×103 (заданный срок службы)
Заключение: Выбранные подшипники обеспечивают требуемый запас долговечности и могут быть использованы в опорных узлах редуктора.
4.7 Проверка прочности шлицевых и шпоночных соединений
Шпонки призматические
Материал шпонки: сталь 45 чисто тянутая
Предел текучести материала шпонки s>в> >600 Н/мм2 см. параграф 8.4 [1]
Допускаемое напряжение смятия [s]>см> = 70 МПа
1) Ведомый вал
диаметр вала d>2 >= 28 мм
длина l = 32 мм
высота шпонки h = 7 мм
ширина шпонки b = 8 мм
глубина паза вала t>1>=4,0 мм
втулки t>2>=3,3 мм
Проверочный расчет на смятие
Напряжения смятия и условия прочности определяем по формуле (п. 3.3) [7]
s>см>max=2×T / d×l×(h- t1) < [s>см>] (4.7.1)
Т - передаваемый вращающий момент (см. п. 3) (Н×мм)
d - диаметр вала в месте установки шпонки (см. выше) (мм)
h - высота шпонки (см. выше) (мм)
b - ширина шпонки (см. выше); (мм)
l - длина шпонки (см. выше) (мм)
[s>см>] - допускаемое напряжение смятия при стальной ступице:
Рассчитываем по формуле (4.7.1):
s>см>max = 2.58940/28 . 32 . (7 - 4) = 43 МПа
3аключвние: проверочный расчет шпонки на смятие показал, что напряжение смятия не превосходит допустимого значения. Использование шпонок данного типа и с данными геометрическими параметрами вполне допустимо в рамках проектируемой передачи.
5.8 Проверка опасных сечений быстроходного вала 5hmhffyrw3ZY754FV7THH
Определение точек приложения радиальных нагрузок на валу (расстояний L>1 и >L>2>)
Определим расстояние от внутреннего кольца подшипника до точки приложения нагрузки
(см. формулу 9.11 [1])
Коэффициенты T,d,D,e, - размеры подшипника см. выше
а = 16.3
Расстояния L>1> и L>2 >(определяем из первого этапа компоновки редуктора)
L>1> = L>2> = 61 мм
Материал вала
Сталь 45 . Термическая обработка – улучшение
Среднее значение s>в> = 780 Мпа
Предел выносливости при симметричном цикле изгиба
s>-1> @ 0,43 *s>в>
s>-1> = 0,43*780 = 335 Мпа
Предел выносливости при симметричном цикле касательных напряжений t>-1> = 0.58*s>-1>
t>-1> = 0,58*335 = 193 Мпа
а)Сечение А-А
Это сечение при передаче вращающего момента от электродвигателя через муфту расчитываем на кручение
Коэффициент запаса прочности (см. формулу 8.19 [1])
Aмплитуда нормальных напряжений кручения
W>k> – момент сопротивления кручению
b – ширина шпонки
t>1> – глубина паза
W>k> = 3,14*263/16-8*4*(26-4)2/2/26 = 3151 мм3
t>u>> >= t>m >= 41446/2/3151 = 6.6 МПа
Из таблиц 8.5 ; 8.8 [1]
k>t> = 1.68
e>t>> >= 0.79
Для принятого материала вала y>t> = 0.1
S = S>t> = 13.6
Такой большой запас прочности обьясняется необходимостью увеличения диаметра под стандартную муфту.
Заключение: прочность в сечении А-А обеспечена
б) Сечение B-B
Принимаем диаметр вала d @ d>f1> @32 мм
Коэффициент запаса прочности
Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям
Коэффициенты :
y>t>> >=0.1; и y>s> =0.2 (см стр 163 и стр166 [1])
k>s> =1.78; k>t> = 1.67 (см. табл. 8.6 [1])
e>s> = 0.90; e>t> = 0.76 (см. табл. 8.8 [1])
Изгибающий момент в горизонтальной плоскости
М>x>=R>xII>*L>2>
М>x>= 506,8*61 = 68076 Н*мм
Изгибающий момент в вертикальной плоскости
М>y>=R>yII>*L>2>
М>y>= 331,4*61 = 30915 Н*мм
Суммарный изгибающий момент
Н*мм
Момент сопротивления кручению
W=3,14*323/32 = 3215 мм3
Aмплитуда нормальных напряжений изгиба
s>u>> >= 23.2 МПа
Среднее напряжение цикла нормальных напряжений
s>m> = 566,8/3,14/322*4 = 0.71 МПа
В дальнейших расчетах не учитываем (величина пренебрежимо мала)
S>s> = 7.3
Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям
Aмплитуда нормальных напряжений кручения
W>k> – момент сопротивления кручению
W>k> = 3,14*323/16 = 6430 мм3
t>u>> >= t>m >= 41446/2/6430 = 3.2 МПа
S>t> = 28.5
S=7.0
Заключение: прочность в сечении В-В обеспечена
4.9 Проверка опасных сечений тихоходного вала
Определение точек приложения радиальных нагрузок на валу (расстояний L>1 и >L>2>)
Определим расстояние от внутреннего кольца подшипника до точки приложения нагрузки (см. формулу 9.11 [1])
Коэффициенты T,d,D,e, - размеры подшипника
а = 16.3 мм
Расстояния L>1> и L>2 >(определяем из первого этапа компоновки редуктора)
L>1> = L>2> = 61 мм
Материал вала
Сталь 45 . Термическая обраьотка – нормализация
Среднее значение s>в> = 570 Мпа
Предел выносливости при симметричном цикле изгиба s>-1> @ 0.43 *s>в>
s>-1> = 0,43 * 570 = 246 Мпа
Предел выносливости при симметричном цикле касательных напряжений t>-1> = 0.58*s>-1>
t>-1> = 0,58*246 = 142 Мпа
а)Сечение С-С
Это сечение при передаче вращающего момента от электродвигателя через муфту расчитываем на кручение
Коэффициент запаса прочности (см. формулу 8.19 [1])
Aмплитуда нормальных напряжений кручения
W>k> – момент сопротивления кручению
b – ширина шпонки
t>1> – глубина паза
W>k> = 3,14*403/16-8*5*(40-5)2/2/40 = 11648 мм3
t>u>=t>m>=248676/2/11648 = 10.2
Из таблиц 8.5 ; 8.8 [1]
k>t> = 1.50
e>t>> >= 0.73
Для принятого материала вала y>t> = 0.1
S = S>t> = 6.4
Заключение: прочность в сечении С-С- обеспечена
б) Сечение D-D
Концентрация напряжений обусловлена наличием шлицевого соединения
Коэффициент запаса прочности
Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям
Коэффициенты :
y>t>> >=0.1; и y>s> =0.2 (см стр 163 и стр166 [1])
k>s> =1.55; k>t> = 2.35 (см. табл. 8.6 [1])
e>s> = 0.85; e>t> = 0.73 (см. табл. 8.8 [1])
Изгибающий момент в горизонтальной плоскости
М>x>=R>xII>*L>2>
М>x>=1116*61 = 68076 Н*мм
Изгибающий момент в вертикальной плоскости
М>y>=R>yII>*L>2>
М>y>=331,4*61 = 30915 Н*мм
Суммарный изгибающий момент
Н*мм
Момент сопротивления кручению
W=3,14*523/32 = 13797 мм3
Aмплитуда нормальных напряжений изгиба
s>u>> >= 74767/13797 = 5.4 МПа
Среднее напряжение цикла нормальных напряжений
s>m> = 566,8/3,14/522*4 = 0.27 МПа
В дальнейших расчетах не учитываем (величина пренебрежимо мала)
S>s> = 23
Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям
Aмплитуда нормальных напряжений кручения
W>k> – момент сопротивления кручению
W>k> = 3,14*523/16 = 27594 мм3
t>u>> >= t>m >= 248676/2/27594 = 4.3 МПа
S>t> = 14.8
S=12.4
Заключение: прочность в сечении D-D обеспечена
5 Расчет муфты (определение диаметра срезаемого штифта)
Материал штифта: сталь 45, закаленная до HRC 38 – 43
Диаметр срезного штифта см.формулу 11.3 [1]
где :
Т>m> – максимальный момент
R – расстояние от осивала до оси штифта
t>ср> –предел прочности на срез для материала штифта
t>ср> = 400 Мпа см. параграф 11.2 [1]
T>m> = 1,05kT>ном> = 1,05*2,5*248676 = 626664 Нмм
k=2,5 см. табл. 11.3 [1]
Принимаем R = 65 мм
Округляем значение d вверх до стандартного значения по ГОСТ 3128 – 70
d = 4 мм
6 Выбор сорта масла
Смазывание шевронного зацепления производится окунанием шевронного колеса в масло заливаемого внутрь корпуса до уровня, обеспечивающего погружение колес.
По табл. 10.18[1] устанавливаем вязкость масла:
Контактные напряжения,s>H>: до 550 МПа
окружная скорость V: до 1.5 м/с
вязкость масла: 34×10-6 м2/с
Согласно табл. 10.10 [1] осуществляем выбор масла:
Вязкость масла: 34×10-6 м2/с
Сорт масла: индустриальное.
Марка: И-40А.
Камеры подшипников заполнять пластичным смазочным материалом УТ-1, натриевой основы(см, табл. 9.14 [1])
7 ДОПУСКИ И ПОСАДКИ
Сопрягаемые детали Посадка |
Предельные отклонения Предельные размеры, мм |
Схемы посадок |
Наиб. наим. натяги зазоры, мкм |
Подшипник Качения – вал
|
|
+ - |
|
Подшипник Качения – корпус
|
|
+ - |
|
Крышка подшипника – корпус
|
|
+ - |
|
Подшипник качения – вал
|
|
+ - |
|
Подшипник качения – корпус
|
|
+ - |
|
8 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Курсовое проектирование деталей машин. С.А. Чернавский, К. Н. Боков; И. М. Чернин и др. М.: машиностроение, 1987.
Проектирование механических передач /Под ред. С. А. Чернавского 5-е изд.: Машиностроение; 1984, 558 с.
Методические указания к практическим и лабораторным занятиям по курсам "Основы конструирования " и "Основы инженерного проектирования". Механические передачи. С. ф. Мороз, Н. А. Аксенова, В. В. Баранов и др., М.: Изд-во МЭИ, 1987.
Методические указания к курсовому проектированию по курсам "Основы конструирования", "Конструирование машин", "Инженерное проектирование". Ю. И. Сазонов. М.: Изд-во МЭИ, 1991.
Общетехнический справочник /Под ред. Е. А, Скороходова - 2-е изд., перераб., и доп. - М.: Машиностроение. 1982.415 с.
Оформление расчетно-пояснительной записки (РПЗ) к курсовому проекту и типового расчета (ТР). А. Г. Фролов - М.: Изд-во МЭИ,1989.
Методические указания к практическим и лабораторным занятиям по курсу "Основы конструирования". Соединения /Под ред. С. Ф. Мороз -М.: Изд-во МЭИ, 1981.
Машиностроительное черчение /Под ред. Г. П. Вяткина - 2-е изд., перераб, и доп. - М,: Машиностроение, 1985.368 с.
"Конструирование узлов и деталей машин", П. Ф. Дунаев, О. П. Леликов, М.: Высшая школа, 1985.
"Детали машин", П. Г. Гузенков, 3-е изд., перераб. и доп. -М.: Высш. Школа, 1982ю-351 с., ил.
"Детали машин" атлас конструкций 1, 2 части; /Под. Ред. Д.Н. Решетова, 5-е изд., перераб. и доп. -М.: Машиностроение, 1992 г.