Редуктор двухступенчатый соосный двухпоточный

ФЕДЕРАЛНОЕ АГЕНСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И КИНЕМАТОГРАФИИ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ

Кафедра механики

Расчетно-пояснительная записка к курсовому проекту

на тему «Редуктор двухступенчатый соосный двухпоточный с внутренним зацеплением тихоходной ступени»

Санкт-Петербург

2009г.

Содержание

Техническое задание на курсовое проектирование

1 Кинематический расчет и выбор электродвигателя

2 Выбор материалов и определение допускаемых напряжений

3 Расчет тихоходной ступени привода

3.1 Проектный расчет

3.2 Проверочный расчет по контактным напряжениям

3.3 Проверочный расчет зубьев на изгиб

4 Расчет быстроходной ступени привода

5 Проектный расчет валов редуктора

5.1 Расчет тихоходного вала редуктора

5.2 Расчет быстроходного вала редуктора

5.3 Расчет промежуточного вала редуктора

6 Подбор и проверочный расчет шпонок

6.1 Шпонки быстроходного вала

6.2 Шпонки промежуточного вала

6.1 Шпонки тихоходного вала

7 Проверочный расчет валов на статическую прочность

8 Выбор и проверочный расчет подшипников

9 Выбор масла, смазочных устройств

Список использованной литературы

Техническое задание на курсовое проектирование

Механизм привода

    электродвигатель;

    муфта;

    редуктор зубчатый цилиндрический двухступенчатый соосный двухпоточный с внутренним зацеплением тихоходной ступени;

    муфта;

    исполнительный механизм.

Вариант 1

Потребный момент на валу исполнительного механизма (ИМ) Т>им>=30Нм;

Угловая скорость вала ИМ ω>им>=5,8с-1.

Разработать:

    сборочный чертеж редуктора;

    рабочие чертежи деталей тихоходного вала: зубчатого колеса, вала, крышки подшипника.

1 Кинематический расчет и выбор электродвигателя

Исходные данные:

    потребный момент на валу исполнительного механизма (ИМ) Т>им>=30Нм;

    угловая скорость вала ИМ ω>им>=5,8с-1;

Определяем мощность на валу ИМ N>им>= Т>им>х ω>им>=30х5,8=174Вт.

Определяем общий КПД привода по схеме привода

η>общ>=η>кп> η>шп> η> η>п> (1.1)

где [1, с.9,10]: η>зп>=0,972- КПД зубчатой цилиндрической передачи;

η>=0,982 – потери в муфтах;

η>п>=0,994- коэффициент, учитывающий потери на трение в подшипниках 4-х валов.

Сделав подстановку в формулу (1.1) получим:

η>общ.>=0,972*0,982*0,994=0,868

Определяем потребную мощность электродвигателя [1,с.9]

N>эд>≥N>им>/η>общ.> (1.2)

где N>эд> – требуемая мощность двигателя:

N>эд>=174/0,877=198,4Вт

Выбираем электродвигатель [1,с.18,табл.П2]

Пробуем двигатель АИР71В8:

N>дв.>=0,25кВт;

n>дв>=750об/мин;

S=8%.

Определяем номинальную частоту вращения электродвигателя по формуле (5) [1,c.11]:

n>ном>=n>дв>·(1-S/100);

n>ном>=750·(1-0,08);

n>ном>=690 об/мин

Определяем угловую скорость вала двигателя

ω>дв>=πn>дв>/30=π*690/30=72,2рад/с;

Определяем общее передаточное число привода

U=ω>дв.>/ω>им>=72,2/5,8=12,5

Производим разбивку передаточного числа по ступеням. По схеме привода

U>общ.>=U>1>· U>2>; (1.3)

Назначаем по рекомендации [1,табл.2.3]:

U>2>=5;

тогда

U>1>= U>общ.>/U>2>;

U>1>=2,5.

Принимаем окончательно электродвигатель марки АИР71В8.

Угловые скорости определяем по формуле

ω=πn/30 (1.4)

Рис.1 Схема валов привода

1 – быстроходный вал; 2 – промежуточный вал; 3 – тихоходный вал.

По схеме валов (рис.1) и формуле (1.4) определяем частоты вращения и угловые скорости каждого вала

n>1>= n>ном.>

ω>1>= ω>дв>=72,2рад/с;

n>2>= n>ном>/U>1>=650/3,5=185,7об/мин;

ω>2>=πn>2>/30=π*216,7/30=19,45 рад/с;

n>3>= n>2>/U>2>=216,7/3,55=52,3 об/мин;

ω>3>=πn>3>/30=π*61,1/30=5,48 рад/с.

Определяем мощность на каждом валу по схеме привода

N>1>=N>дв> η>=0,25*0,98=245Вт;

N>2>=N>1> η>зп> η>п>3=245*0,97*0,993=230Вт;

N>3>=N>2> η>зп >п> =233*0,97*0,99=221Вт;

N>им>=N>3> η> =224*0,98=217Вт.

Определяем вращающие моменты на каждом валу привода по формулам [1,с.12,14]:

; Т>2>=Т>1>•U>1> ; Т>3>=Т>2>•U>2>; (1.5)

Т>1>=245/72,2=3,4 Н•м;

Т>2>=3,4•2,5=8,5 Н•м;

Т>3>=8,5•5=42,5 Н•м.

Все рассчитанные параметры сводим в табл.1.

Таблица 1 Параметры кинематического расчета

№ вала

n, об/мин

ω, рад/с

N, Вт

Т, Нм

U

Дв

690

72,2

250

3,5

1

690

72,2

245

3,4

2,5

2

185,7

19,45

230

8,5

5

3

52,3

5,48

221

42,5

ИМ

52,3

5,48

217

42,5

2 Выбор материалов и определение допускаемых напряжений

Выбираем материал для шестерни и колеса по табл.3.2 [4,c.52]:

шестерня – сталь 40Х, термообработка – улучшение 270НВ,

колесо - сталь 40Х, термообработка – улучшение 250НВ.

Определяем допускаемое контактное напряжение по формуле [4,c.53]:

(2.1)

где σ>Hlimb> – предел контактной выносливости при базовом числе циклов;

К>HL> – коэффициент долговечности;

[S>H>] – коэффициент безопасности;

по [1,c.33]: К>HL> =1; [S>H>] =1,1.

Определяем σ>Hlimb> по табл.3.1[4,c.51]:

σ>Hlimb> =2НВ+70; (2.2)

σ>Hlimb>>1> =2270+70; σ>Hlimb>>1> =610МПа;

σ>Hlimb>>2> =2250+70; σ>Hlimb>>1> =570МПа.

Сделав подстановку в формулу (2.1) получим

; МПа;

; МПа.

Определяем допускаемое расчетное напряжение по формуле [4,c.53]:

(2.3)

;

МПа.

Определяем допускаемые напряжения по по табл.3.1[4,c.51]:

[σ]>Fo> =1,03НВ;

[σ]>Fo>>1> =1,03x270=281МПа;

[σ]>Fo>>2> =1,03x250=257МПа.

3 Расчет тихоходной ступени привода

3.1 Проектный расчет

Определяем межосевое расстояние передачи по формуле [4,c.61]:

(3.1)

где К> – числовой коэффициент, К> =49,5 [4,c.61];

К>Hβ> – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца, К>Hβ> =1 для прямозубых колес [4,c.54];

- коэффициент ширины венца колеса, =0,315 назначаем по ГОСТ2185-66 с учетом рекомендаций [4,c.61];

U – передаточное отношение, U>2>=5 (см. табл.1):

Т – вращающий момент на колесе ,Т>3> =42,5 Нм (см. табл.1).

Подставив значения в формулу (3.1) получим:

Принимаем окончательно по ГОСТ6636-69 [4,табл.13.15]

Определяем модуль [2,c.36]:

(3.2)

m>n>=(0,01…0,02)·70;

m>n>=0,7;

Принимаем модуль m>n>=1мм [2,c.36]

Так как тихоходная ступень внутреннего зацепления определяем разность зубьев зубьев по формуле [5,т.2, c.432]:

z>2>-z>1>=2a>w>/m>n > (3,3)

z>2>-z>1>=2·70/1;

z>2>-z>1>=140.

Определяем число зубьев шестерни и колеса по формулам (3.13) [2,c.37]:

z>1>= z>2>-z>1>/(U>2>+1); z>1>=140/6=23,3; z>1>=24;

z>2>= z>2>-z>1->+z>1>=140+24=164; z>2>=164.

Отклонения передаточного числа от номинального нет.

Определяем делительные диаметры шестерни и колеса по формуле [5,т.2, c.432]:

d=m>n>·z; (3.4)

d>1>=m>n>·z>1>=1х24=24мм;

d>2>=m>n>·z>2>=1х164=164мм;

Определяем остальные геометрические параметры шестерни и колеса по формулам [5,т.2, c.432]:

; ;

; ; (3.5)

; (3.6)

мм; мм; мм;

мм; ; мм;

; мм;

; мм

; мм;

; мм;

Определяем окружные скорости колес

; м/с.

Назначаем точность изготовления зубчатых колес – 7F [2,c.32].

Определяем силы в зацеплении [4, табл.6.1]:

- окружная

(3.7)

; Н;

Таблица 2 Параметры зубчатой передачи тихоходной ступени

Параметр

Шестерня

Колесо

m>n>,мм

1

h>a>,мм

1

h>t>,мм

1,25

h,мм

2,25

с, мм

0,375

z

24

164

d,мм

24

164

d>,мм

26

162

d>f>,мм

21,5

166,5

b, мм

50

54

а>W>,мм

70

v, м/с

0,23

F>t>, Н

531

F>r>, Н

193

- радиальная

; где α=20° - угол зацепления; (3.8)

; Н;

Осевые силы в прямозубой передачи отсутствуют.

Все вычисленные параметры заносим в табл.2.

3.2 Проверочный расчет по контактным напряжениям

Проверку контактных напряжений производим по формуле {4, c.64]:

; (3.9)

где: - К - вспомогательный коэффициент, для прямозубых передач К=436;

F>t> =531Н (табл.2);

U>2>=5;

К>Нα> – коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями, для прямозубых колес К>Нα> =1;

К>Нβ> – см. п.3.1;

К>Нυ> – коэффициент динамической нагруки, зависящий от окружной скорости колес и степени точности передачи, К>Нυ> =1,04 [4, табл.4.3].

(3.10)

Определяем ∆σ>

;

; недогрузки, что допускается.

3.3 Проверочный расчет зубьев на изгиб

Расчетные напряжения изгиба в основании ножки зубьев колеса и шестерни [4,с.67]:

; (3.11)

; (3.12)

где: К>Fβ> – коэффициент неравномерности нагрузки по длине зуба, для прирабатывающихся зубьев К>Fβ> =1;

К>Fv> - коэффициент динамической нагруки, зависящий от окружной скорости колес и степени точности передачи, К>Нυ> =1,1 [4, табл.4.3];

Y>F>>1> и Y>F>>2> – коэффициенты формы зуба шестерни и колеса, Y>F>>1> =3,9, Y>F>>2> =3,61 [4,табл.4.4].

Подставив значения в формулы (3.11) и (3.12), получим:

;

.

Прочность зубьев на изгиб обеспечивается.

Определяем ∆σ>F>

;

Все вычисленные параметры проверочных расчетов заносим в табл.3.

Таблица 3 Параметры проверочных расчетов

Параметр

Обозн.

Допускаемое

Расчетное

Недогрузка(-) или перегрузка(+)

Контактное напряжение, МПа

σ>

482,7

435

-10%

Напряжение изгиба, МПа

σ>F>>1>

281

59,4

-79%

σ>F>>2>

257

55

-78%

4 Расчет быстроходной ступени привода

Межосевое расстояние для быстроходной ступени с учетом того, что редуктор соосный и двухпоточный, определяем половину расстояния тихоходной ступени:

а=d>2>-d>1>;

а=84-14=70мм.

Из условия (3.2) принимаем модуль m>n>=1,5мм

Определяем суммарное число зубьев по формуле (3.12) [1,c.36]:

z>=2а/m>n>;

z>=2·70/1,5; z>=93,3

Принимаем z>=94.

Определяем число зубьев шестерни и колеса по формулам (3.13) [2,c.37]:

z>1>= z>/(U>1>+1); z>1>=94/(2,5+1); z>1>=26,1; принимаем z>1>=26.

Тогда z>2>= z>-z>1>=94-26=68

Фактическое передаточное соотношение U>1>=68/26=2,6

Отклонение передаточного числа от номинального незначительное.

Определяем делительные диаметры шестерни и колеса по формуле (3.17) [2,c.37]:

d>1>=m>n>·z>1>=1,5х26=39мм;

d>2>=m>n>·z>2>=1,5х68=102мм;

Определяем остальные геометрические параметры шестерни и колеса по формулам [2,c.37]:

; ;

; ; ;

мм;

; мм;

; мм;

; мм;

; мм;

; мм;

; мм

; мм;

; мм;

Определяем окружные скорости колес

; м/с.

Назначаем точность изготовления зубчатых колес – 7А [2,c.32].

Определяем силы в зацеплении (3.7, 3.8):

- окружная

; Н;

- радиальная

; Н.

Осевые силы в прямозубой передачи отсутствуют.

Все вычисленные параметры заносим в табл.4.

Таблица 4 Параметры зубчатой передачи быстроходной ступени

Параметр

Шестерня

Колесо

m>n>,мм

1,5

h>a>,мм

1,5

h>t>,мм

1,875

h,мм

3,375

с, мм

0,375

z

26

68

d,мм

39

102

d>,мм

42

105

d>f>,мм

35,25

98,25

b, мм

22

25

а>W>,мм

70

v, м/с

1,4

F>t>, Н

166,7

F>r>, Н

60,7

Учитывая, что геометрические параметры быстроходной ступени незначительно отличаются от тихоходной, выполнение проверочных расчетов нецелесообразно.

5 Проектный расчет валов редуктора

По кинематической схеме привода составляем схему усилий, действующих на валы редуктора по закону равенства действия и противодействия. Для этого мысленно расцепим шестерни и колеса редуктора, при этом дублирующий вал не учитываем.

Схема усилий приведена на рис.1.

Рис.2 Схема усилий, действующих на валы редуктора.

Из табл.1,2,4 выбираем рассчитанные значения:

Т>1>=3,4 Нм; Т>2>=8,5 Нм; Т>3>=42,5 Нм;

F>t>>1>=166,7 Н; F>t>>2>=1012 Н; F>r>>1>=60,7 Н; F>r>>2>=368 Н;

d>1>=39мм; d>2>=102мм; d>3>=14мм; d>4>=84мм.

F>m>>1> и F>m>>1> – консольные силы от муфт, которые равны [4, табл.6.2]:

; ;

Н; Н.

R>x>> > и R>y> – реакции опор, которые необходимо рассчитать.

Так как размеры промежуточного вала определяются размерами остальных валов, расчет начнем с тихоходного вала.

5.1 Расчет тихоходного вала редуктора

Схема усилий действующих на валы редуктора представлена на рис.2.

Назначаем материал вала. Принимаем сталь 40Х, для которой [2, табл.8.4] σ>=730Н/мм2; Н/мм2; Н/мм2; Н/мм2.

Определяем диаметр выходного конца вала под полумуфтой из расчёта на чистое кручение [2,c.161]:

где [τ>]=(20…25)МПа

Принимаем [τ>]=20МПа.

; мм.

Принимаем окончательно с учетом стандартного ряда размеров R>20 (ГОСТ6636-69):

мм.

Намечаем приближенную конструкцию ведомого вала редуктора (рис.3), увеличивая диаметр ступеней вала на 5…6мм, под уплотнение допускается на 2…4мм и под буртик на 10мм.

Рис.3 Приближенная конструкция тихоходного вала

мм;

мм – диаметр под уплотнение;

мм – диаметр под подшипник;

мм – диаметр под колесо;

мм – диаметр буртика;

b>4>=25мм.

Учитывая, что осевых нагрузок на валу нет предварительно назначаем подшипники шариковые радиальные однорядные особо легкой серии по мм подшипник №106, у которого D>п>=55мм; В>п>=13мм [4,табл.К27].

Выбираем конструктивно остальные размеры:

W=20мм; l>=20мм; l>1>=35мм; l=60мм; с=5мм.

Определим размеры для расчетов:

l/2=30мм;

с=W/2+ l>1>+ l>/2=55мм – расстояние от оси полумуфты до оси подшипника.

Проводим расчет тихоходного вала на изгиб с кручением.

Заменяем вал балкой на опорах в местах подшипников (см. рис.4). Назначаем характерные точки 1,2, 3 и 4.

Определяем реакции в подшипниках в вертикальной плоскости.

ΣМ>2y>=0; R>Fy>·0,06-F>r2>·0,03=0

R>Fy>= 368·0,06/ 0,03;

R>>y>= R>Fy>=736Н.

Рис.4 Эпюры изгибающих моментов тихоходного вала

Определяем изгибающие моменты в характерных точках:

М>1у>=0;

М>2у>=0;

М>3у>= R>>y>·0,03;

М>3у> =22Нм2;

М>3у>=0;

Строим эпюру изгибающих моментов М>, Нм2 (рис.3)

Определяем реакции в подшипниках в горизонтальной плоскости.

ΣМ>4>>x>=0; F>m>>2>·0,115- R>>x>·0,06+ F>t>>2>·0,03=0;

R>>x>=( 814·0,115+ 1012·0,03)/ 0,06;

R>>x>=2066Н;

ΣМ>2>>x>=0; F>m>>2>·0,055- F>t>>2>·0,03+ R>Fx>·0,6=0;

R>Fx>= (1012·0,03- 814·0,055)/ 0,06;

R>Fx>=-240Н, результат получился отрицательным, следовательно нужно изменить направление реакции.

Определяем изгибающие моменты:

М>1х>=0;

М>2>= -F>r>>2>·0,03

М>2х>=-368·0,03;

М>2х>=-11Нм;

М>3хслева>=-F>m>>2>·0,085-R>Ех> ·0,055;

М>3хслева>==-814·0,085-240 ·0,03;

М>3хслева>=-76Нм;

М>3х>=- R>E>> ·0,055;

М>3х>=- 2066 ·0,03;

М>3х>=- 62;

М>4х>=0;

Строим эпюру изгибающих моментов М>.

Крутящий момент

Т>1-1>= Т>2-2>= Т>3-3>= T>3>=42,5Нм;

T>4-4>=0.

Определяем суммарные радиальные реакции [4,рис 8.2]:

; ;

; Н;

; Н.

Определяем результирующий изгибающий момент в наиболее опасном сечении (в точке 3) [4,рис 8.2]:

; ; Нм2.

Эквивалентный момент:

; ; Нм2.

5.2 Расчет быстроходного вала редуктора

Схема усилий, действующих на быстроходный вал представлена на рис.2.

Назначаем материал вала. Принимаем сталь 40Х, для которой [2, табл.8.4] σ>=730Н/мм2; Н/мм2; Н/мм2; Н/мм2.

Определяем диаметр выходного конца вала под полумуфтой из расчёта на чистое кручение [2,c.161]:

где [τ>]=(20…25)Мпа

Принимаем [τ>]=20Мпа.

; мм.

Принимаем окончательно с учетом стандартного ряда размеров R>5 (ГОСТ6636-69):

мм.

Намечаем приближенную конструкцию быстроходного вала вала редуктора (рис.5), увеличивая диаметр ступеней вала на 5…6мм, под уплотнение допускается на 2…4мм и под буртик на 10мм.

мм;

мм – диаметр под уплотнение;

мм – диаметр под подшипник;> >

мм – диаметр для заплечиков;

мм – диаметр вала-шестерни;

b>1>=22мм.

Учитывая, что осевых нагрузок на валу нет предварительно назначаем подшипники шариковые радиальные однорядные особо легкой серии по мм подшипник №101, у которого D>п>=28мм; В>п>=8мм [4,табл.К27].

Выбираем конструктивно остальные размеры:

W=14мм; l>=16мм; l>1>=25мм; l=60мм.

Определим размеры для расчетов:

l/2=30мм;

с=W/2+ l>1>+ l>/2=40мм – расстояние от оси полумуфты до оси подшипника.

Проводим расчет быстроходного вала на изгиб с кручением.

Рис.5 Приближенная конструкция быстроходного вала

Заменяем вал балкой на опорах в местах подшипников (см. рис.6). Назначаем характерные точки 1,2, 3 и 4.

Определяем реакции в подшипниках в вертикальной плоскости.

ΣМ>2>>y>=0; R>>y>·0,06-F>r>>1>·0,03=0

R>>y>= 60,7·0,06/ 0,03;

R>>y>= R>>y>=121Н.

Определяем изгибающие моменты в характерных точках:

М>1у>=0;

М>2у>=0;

М>3у>= R>>y>·0,03;

М>3у> =3,6Нм2;

М>3у>=0;

Строим эпюру изгибающих моментов М>, Нм2 (рис.6).

Определяем реакции в подшипниках в горизонтальной плоскости.

ΣМ>4>>x>=0; F>m>>1>·0,1- R>>x>·0,06+ F>t>>1>·0,03=0;

R>>x>= (130·0,1+ 166,7·0,03)/ 0,06;

R>>x>=300Н;

Рис.6 Эпюры изгибающих моментов быстроходного вала

ΣМ>2>>x>=0; F>m>>1>·0,02- F>t>>1>·0,03+ R>>x>·0,06=0;

R>>x>= (166,7·0,03- 130·0,02)/ 0,06;

R>>x>=40Н

Определяем изгибающие моменты:

М>1х>=0;

М>2>= -F>m>>2>·0,04

М>2х>=-130·0,04;

М>2х>=-5,2Нм;

М>3хсправа>=-F>m>>1>·0,1+R>Вх> ·0,03;

М>3хсправа>==-130·0,1+40 ·0,03;

М>3хсправа>=-11,7Нм;

М>3х>=- R>Ах> ·0,03;

М>3х>=- 300 ·0,03;

М>3х>=- 9;

М>4х>=0;

Строим эпюру изгибающих моментов М>.

Крутящий момент

Т>1-1>= Т>2-2>= Т>3-3>= T>3>=3,4Нм;

T>4-4>=0.

Определяем суммарные радиальные реакции [4,рис 8.2]:

; ;

; Н;

; Н.

Определяем результирующий изгибающий момент в наиболее опасном сечении (в точке 3) [4,рис 8.2]:

; ; Нм2.

Эквивалентный момент:

; ; Нм2.

5.3 Расчет промежуточного вала

Назначаем материал вала. Принимаем сталь 40Х, для которой [1, табл.8.4] σ>=730Н/мм2; Н/мм2; Н/мм2; Н/мм2.

Определяем диаметр выходного конца вала из расчёта на чистое кручение

;

где [τ>]=(20…25)Мпа [1,c.161]

Принимаем [τ>]=20Мпа.

; мм.

С учетом того, что выходной конец промежуточного вала является валом-шестерней с диаметром выступов 24мм, принимаем диаметр вала под подшипник 25мм.

мм.

Намечаем приближенную конструкцию промежуточного вала редуктора (рис.7), увеличивая диаметр ступеней вала на 5…6мм

Рис.7 Приближенная конструкция промежуточного вала

d>ст>=30мм;

х=8мм;

W=20мм;

r=2,5мм;

d>=28мм.

Расстояние l определяем из суммарных расстояний тихоходного и быстроходного валов с зазором между ними 25…35мм.

l=60+30+30=120мм.

l>1>=30мм; l>2>=30мм.

Предварительно назначаем подшипники шариковые радиальные однорядные особо легкой серии по d>п>=25мм подшипник №105, у которого D>п>=47мм; В>п>=12мм [4, табл.К27].

Заменяем вал балкой на опорах в местах подшипников.

Рассматриваем вертикальную плоскость (ось у)

Определяем реакции в подшипниках в вертикальной плоскости.

М>Су>=0;

-R>D>>·0,09+F>r>>1>·0,03+F>r>>2>·0,12=0

R>Dy>=(368·0,03+60,7·0,12)/ 0,09;

R>Dy>==204Н.

М>D>>=0;

R>Cy>·0,09- F>r1>·0,06+ F>r2>·0,03=0;

R>Cy>=(368·0,06-60,7·0,03)/ 0,09;

R>Cy>=225Н.

Назначаем характерные точки 1, 2, 3, и 4 и определяем в них изгибающие моменты:

М>1у>=0;

М>2у>=-R>Cy>·0,03;

М>2у>=-6Нм;

М>3услева>=-R>Cy>·0,09+F>r>>1>·0,06;

М>3услева>=-16,6Нм

М>3усправа>= F>r>>2>·0,03;

М>3усправа>= 11

М>4у>=0;

Строим эпюру изгибающих моментов М>, Нм (рис.8).

Определяем реакции в подшипниках в горизонтальной плоскости.

М>Сх>=0;

R>Dx>·0,09-F>t1>·0,03-F>t2>·0,12=0;

R>Dx>=( 166,7·0,03+ 1012·0,12)/0,09;

R>Dx>=1404Н;

М>D>>=0;

R>Cx>·0,09+ F>t1>·0,06-F>t2>·0,03=0;

R>Cx>=(1012·0,03+166,7·0,06)/ 0,09;

R>Cx>=337Н.

Назначаем характерные точки 1, 2, 3 и 4 и определяем в них изгибающие моменты:

М>1>>x>=0;

М>2>>x>=-R>Cx>·0,03;

М>2>>x>=-10Нм;

М>3>>x>>слева>= -R>Cx>·0,09-F>t>>1>·0,06;

М>3>>x>>слева>=-91Нм;

М>3>>x>>справа>= F>t>>2>·0,03;

М>3>>x>>справа>=5Нм;

М>4у>=0.

Строим эпюру изгибающих моментов М>, Нм (рис.8)

Рис.8 Эпюры изгибающих и крутящих моментов промежуточного вала.

Крутящий момент

Т>1-1>=0;

Т>2-2>=-Т>3-3>=- T>2>/2=-4,3Нм;

Т>4-4>=0.

Определяем суммарные радиальные реакции [4,рис 8.2]:

; ;

; Н;

; Н.

Определяем результирующий изгибающий момент в наиболее опасном сечении (в точке 3) [4,рис 8.2]:

; ; Нм.

Эквивалентный момент:

; ; Нм.

Все рассчитанные значения сводим в табл.5.

Таблица 5 Параметры валов

R>1>, H

R>2>, H

M>, Нм

M>Иэкв>, Нм

Тихоходный вал

2118

774

79

89

Быстроходный вал

323

117

12

12,5

Промежуточный вал

405

1419

92,5

93

6 Подбор и проверочный расчет шпонок

Выбор и проверочный расчет шпоночных соединений проводим по [4]. Обозначения используемых размеров приведены на рис.11.

Рис.9 Сечение вала по шпонке

6.1 Шпонки быстроходного вала

Для выходного конца быстроходного вала при d=10 мм подбираем призматическую шпонку со скругленными торцами по ГОСТ23360-78 bxh=3x3 мм2 при t=1,8мм (рис.9).

При длине ступицы полумуфты l>=16 мм выбираем длину шпонки l=14мм.

Материал шпонки – сталь 40Х нормализованная. Напряжения смятия и условия прочности определяем по формуле:

(6.1)

где Т – передаваемый момент, Нмм; Т>1>=3,4 Нм.

l> – рабочая длина шпонки, при скругленных концах l>=l-b,мм;

[]>см> – допускаемое напряжение смятия.

С учетом того, что на выходном конце быстроходного вала устанавливается полумуфта из ст.3 ([]>см>=110…190 Н/мм2) вычисляем:

Условие выполняется.

6.2 Шпонки промежуточного вала

Для зубчатого колеса вала при d=30 мм подбираем призматическую шпонку со скругленными торцами bxh=8x7 мм2 при t=4мм, t>1>=3,3мм. Т>2>=8,5Нм.

При длине ступицы шестерни l>=25 мм выбираем длину шпонки l=25мм.

Материал шпонки – сталь 45 нормализованная. Проверяем напряжение смятия, подставив значения в формулу (6.1):

Условие выполняется.

6.3 Шпонки тихоходного вала

Передаваемый момент Т>3>=42,5Нм.

Для выходного конца вала при d= 22мм подбираем призматическую шпонку со скругленными торцами bxh=6x6 мм2 при t=3,5мм.

При длине ступицы полумуфты l>=20 мм выбираем длину шпонки l=16мм.

Для зубчатого колеса тихоходного вала при d=35 мм подбираем призматическую шпонку со скругленными торцами bxh=10x8мм2 при t=5мм.

При длине ступицы шестерни l>=20 мм выбираем длину шпонки l=20мм.

С учетом того, что на ведомом валу устанавливаются шестерни из стали 45 ([]>см>=170…190 Н/мм2) вычисляем по формуле (6.1):

условие выполняется.

Таблица 6 Параметры шпонок и шпоночных соединений

Параметр

тих.вал- полум

тих.вал- колесо

промвал-шестерня

промвал-колесо

быстр

вал-шестер.

быстр.

вал-полум.

Ширина шпонки b,мм

6

10

-

8

-

3

Высота шпонки h,мм

6

8

-

7

-

3

Длина шпонки l,мм

16

20

-

25

-

14

Глубина паза на валу t,мм

3,5

5

-

4

-

1,8

Глубина паза во втулке t>1>,мм

2,8

3,3

-

3,3

-

1,4

7 Проверочный расчет валов на статическую прочность

В соответствии с табл.5 наиболее опасным является сечение 3-3 тихоходного вала, в котором имеются концентраторы напряжений от посадки зубчатого колеса с натягом, шпоночного паза и возникают наибольшие моменты.

Исходные данные для расчета:

М>Иэкв>= 89Нм;

М>=79Нм;

Т>3-3>=42,5Нм;

d>=35мм;

в=10мм – ширина шпонки,

t=5мм – глубина шпоночного паза,

l=22мм – длина шпонки.

При расчете принимаем, что напряжения изгиба изменяются по симметричному циклу, а напряжения кручения – по отнулевому циклу.

Определяем диаметр вала в рассчитываемом сечении при допускаемом напряжении при изгибе [σ>-1>]>=60МПа:

мм; 35>20.

Условие соблюдается.

Определяем напряжения изгиба:

σ>=М>/W;

где W – момент сопротивлению изгибу. По [4,табл.11.1]:

;

мм3;

σ>=79000/3566=22Н/мм2.

При симметричном цикле его амплитуда равна:

σ>= σ> =22Н/мм2.

Определяем напряжения кручения:

τ>=Т>3-3>/W>;

где W> – момент сопротивлению кручению. По [4,табл.22.1]:

;

мм3;

τ>=42500/7775=5,4Н/мм2.

При отнулевом цикле касательных напряжений амплитуда цикла равна:

τ>= τ> /2=5,4/2=2,7Н/мм2.

Определяем коэффициенты концентрации напряжении вала [4, с.258]:

>)>D>=( К>/К>d>+ К>F>-1)/ К>y>; (К>)>D>=( К>/К>d>+ К>F>-1)/ К>y>; (7.1)

где К> и К> – эффективные коэффициенты концентрации напряжений, по табл.11.2 [4] выбираем для шпоночных пазов, выполненных концевой фрезой К> =1,6, К> =1,4;

К>d> – коэффициент влияния абсолютных размеров поперечного сечения, по табл.11.3 [4] выбираем К>d> =0,75;

К>F>- коэффициент влияния шероховатости, по табл.11.4 [4] выбираем для шероховатости R>=1,6 К>F>=1,05;

К>y> - коэффициент влияния поверхностного упрочнения, по табл.11.4 [4] выбираем для закалки с нагревом ТВЧ К>y> =1,5.

Подставив значения в формулы (7.1) получим:

>)>D>=( 1,6/0,75+ 1,05-1)/ 1,5=1,45;

>)>D>=( 1,4/0,75+ 1,05-1)/ 1,5=1,28.

Определяем пределы выносливости вала [4, c263]:

>-1>)>D>=σ>-1>/(К>)>D>; (τ>-1>)>D>=τ>-1>/(К>)>D>; (7.2)

где σ>-1> и τ>-1> – пределы выносливости гладких образцов при симметричном цикле изгиба и кручения, по табл.3. [4] σ>-1> = 380Н/мм2 , τ>-1> ≈0,58 σ>-1> =220Н/мм2;

>-1>)>D>=380/1,45=262Н/мм2; (τ>-1>)>D>=220/1,28=172 Н/мм2.

Определяем коэффициенты запаса прочности по нормальным и касательным напряжениям 4, c263]:

s>=(σ>-1>)>D>/ σ>; s>=(τ>-1>)>D>/ τ>. (7.3)

s>=262/ 22=12; s>=172/ 2,7=63,7.

Определяем общий коэффициент запаса по нормальным и касательным напряжениям [4, c263]:

(7.4)

где [s]=1,6…2,1 – допускаемый коэффициент запаса прочности.

Сопротивление усталости вала в сечении 3-3 обеспечивается, расчет остальных валов не проводим, т.к. расчет проведен на самом опасном сечении, и коэффициент запаса прочности значительно превышает допустимый.

8 Выбор и проверочный расчет подшипников

Предварительно выбранные подшипниками с действующими на них радиальными нагрузками приведены в табл.7.

Таблица 7 Параметры выбранных подшипников

Быстроходный вал

Промежуточный вал

Тихоходный вал

101

105

106

d, мм

12

25

30

D, мм

28

47

55

В, мм

8

12

13

С, кН

5,07

11,2

13,3

С>, кН

2,24

5,6

6,8

R>, Н

323

405

2118

R>, Н

117

1419

774

Подшипники устанавливаем по схеме «враспор». Пригодность подшипников определяем по условиям [4, c.129]:

С>≤С; L>≥L>h>;

где С> – расчетная динамическая грузоподъемность;

L>h> – требуемая долговечность подшипника, для зубчатых редукторов L>h> =10000ч.

; [4, c.129] (8.1)

где ω – угловая скорость соответствующего вала (см. табл.1);

m=3 для шариковых подшипников;

R> – эквивалентная динамическая нагрузка, при отсутствии осевых усилий [4, табл.9.1]:

R>=VR> (8.2)

где K>> - коэффициент безопасности; K>> =1,1…1,2 [4, табл.9.4]. Принимаем K>> =1,1.

V – коэффициент вращения, при вращении внутреннего кольца V=1

K> – температурный коэффициент; K> =1 (до 100ºС) [4, табл.9.4].

Определяем расчетную долговечность подшипников в часах [4, c.129]:

(8.3)

Подставив значения в формулы (8.1)-(8.3) проверяем подшипники.

Для быстроходного вала:

R>=323х1,1=355Н;

> > >- условие выполняется;>

>- условие выполняется.>

>Для промежуточного вала:>

> >R>=1419х1,1=1560Н;

>- условие выполняется;>

>- условие выполняется.>

>Для тихоходного вала:>

R>=2118х1,1=2330Н;

>- условие выполняется.>

>- условие выполняется.>

>Окончательные параметры подшипников приведены в табл.7.>

Параметры выбранных подшипников

9 Выбор масла, смазочных устройств

Используем картерную систему смазывания. В корпус редуктора заливаем масло так, чтобы венец зубчатого колеса был в него погружен на глубину h>(рис.10):

h>>max>  0.25d>2 >= 0.25102 = 25,5мм;

h>>min>> >= 2m = 21,5 = 3мм.

При вращении колеса масло будет увлекаться его зубьями, разбрызгиваться, попадать на внутренние стенки корпуса, откуда стекать в нижнюю его часть. Внутри корпуса образуется взвесь частиц масла в воздухе, которым покрываются поверхности расположенных внутри корпуса деталей, в том числе и подшипники.

Рис.10 Схема определения уровня масла в редукторе

Объем масляной ванны принимаем из расчета 0,5 л на 1кВт передаваемой мощности V = 0,5N>дв> = 0,50,25 = 0,125 л.

Контроль уровня масла производится жезловым маслоуказателем, который ввинчивается в корпус редуктора при помощи резьбы. Для слива масла предусмотрена сливная пробка. Заливка масла в редуктор производится через съемную крышку в верхней части корпуса.

Выбираем смазочный материал. Для этого ориентировочно рассчитаем необходимую вязкость:



где ν>50> – рекомендуемая кинематическая вязкость смазки при температуре 50°С;

ν>1> =170мм2/с – рекомендуемая вязкость при v=1м/с для зубчатых передач с зубьями без термообработки;

v=1,2м/с – окружная скорость в зацеплении

Принимаем по табл.10.29 [4] масло И-220А.

И для шестерни, и для зубчатого колеса выберем манжетные уплотнения типа 1 из ряда 1 по ГОСТ 8752-79. Установим их рабочей кромкой внутрь корпуса так, чтобы обеспечить к ней хороший доступ масла.

Список использованной литературы

1. Основы конструирования: Методические указания к курсовому проектированию/ Сост. А.А.Скороходов, В.А Скорых.-СПб.:СПбГУКиТ, 1999.

    2. Дунаев П.Ф., Детали машин, Курсовое проектирование. М.: Высшая школа, 1990.

    3. Скойбеда А.Т., Кузьмин А.В., Макейчик Н.Н., Детали машин и основы конструирования, Минск: «Вышейшая школа», 2000.

    Шейнблит А.Е. Курсовое проектирование деталей машин: Учеб. пособие. – М.: Высш. шк., 1991

    5. Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя: В 3 т. -8-е изд. перераб. и доп. Под ред. И.Н. Жестковой. – М.: Машиностроение, 1999