Привод люлечного элеватора
Министерство образования и науки Российской Федерации
Магнитогорский государственный технический университет
им. Г.И. Носова
Кафедра прикладной механики и деталей машин
Курсовой проект по дисциплине "Детали машин"
"Привод люлечного элеватора"
Исходные данные
Тяговая сила цепи F, кН – 2,8
Скорость тяговой цепи V, м/с – 1,2
Шаг тяговой цепи р, мм – 80
Число зубьев звездочки – 9
Допускаемое отклонение скорости тяговой цепи δ, % - 6
Срок службы привода L>r>, лет – 5.
1. Выбор электродвигателя. Кинематический расчет привода
Определим потребляемую мощность привода (мощность на выходе):
Вт.
Определим общий КПД привода:
η = η>1>· η>2>· η>3>· η>4>,
η>1> = η>пер> = 0,95;
η>2> = η>ред> = η>пер>· η>подш>2 = 0,98·0,982 = 0,96;
η>3> = η>соед.муфт> = 0,98;
η>4> = η>подш.опор> = 0,992 = 0,98;
η = 0,95·0,96·0,98·0,98 = 0,88.
Требуемая мощность электродвигателя:
Вт.
Определим угловую скорость вала люлечного элеватора:
рад/с;
мм.
Определим частоту вращения приводного вала рабочей машины (число оборотов на выходе):
об/мин.
Общее передаточное число привода:
Частота вращения вала электродвигателя (число оборотов на входе):
об/мин.
Выбираем электродвигатель АИР 112МВ6/950 ТУ 16-525564-84 с мощностью 4кВт и синхронной частотой вращения 1000 об/мин.
Номинальная частота вращения: об/мин.
рад/с.
Определяем фактическое передаточное число привода:
.
Поскольку по условию задачи не заданы передаточные числа, то по ГОСТ2185–86 принимаем:
U>ред >= 2,5,
U>пер> = .
Определим частоту вращения и угловую скорость валов редуктора
Вал А |
n>1> = n>дв> = 949 об/мин |
рад/с |
Вал В |
об/мин |
рад/с |
Вал С |
об/мин |
рад/с |
Определим вращающие моменты на валах привода:
Н·мм;
Т>1> = Т>дв>
Н·мм.
2. Расчет зубчатых колес редуктора
Принимаем для шестерни марку стали Ст45,улучшение; для зубчатого колеса Ст45, улучшение, термообработка.
НВ>ср> = 0,5(НВ>1 >+> >НВ>2>)
НВ>ср> = 0,5(235 + 262) = 248,5 – зубчатое колесо,
НВ>ср> = 0,5(269 + 302) = 285,5 – шестерня.
Определяем допускаемое контактное напряжение колеса:
МПа;
Шестерни:
582 МПа;
Допускаемое контактное напряжение:
МПа.
Определим межосевое расстояние редуктора из условия контактной выносливости поверхностей зубьев:
мм.
Определяем нормальный модуль зацепления:
мм,
мм.
Примем предварительно угол наклона зубьев β = 100 и определим количество зубьев шестерни и зубчатого колеса:
, тогда
.
Уточненное значение угла наклона зубьев:
,
β = 90.
Основные размеры шестерни и колеса:
Диаметры делительные:
мм;
мм.
Проверка:
мм.
Диаметры вершин зубьев:
мм,
мм.
Ширина колеса:
мм,
Ширина шестерни:
мм.
Определим коэффициент ширины шестерни по диаметру:
.
Диаметры впадин:
мм,
мм.
Окружная скорость колес и степень точности передачи:
м/с – 9 степень точности.
Коэффициент нагрузки:
.
Проверка контактных напряжений:
МПа.
МПа ,
Условие прочности по контактным напряжениям выполняется, материал зубчатых колес подобран верно.
Определяем силы, действующие в зацеплении:
Окружная сила:
Н.
Радиальная сила:
Н.
Осевая сила:
Н.
Проверим зубья на выносливость по напряжениям изгиба:
, , .
У шестерни
,
У колеса
,
Определим допускаемое напряжение:
= МПа,
, ,
.
Находим отношение для колеса:
3. Предварительный расчет валов редуктора. Выбор подшипников
Ведущий вал:
Диаметр выходного конца
мм,
мм.
Для ведущего вала выбираем шариковые радиальные однорядные подшипники № 306 средней серии по ГОСТ 8338–75:
d = 30 мм;
D = 72 мм;
В = 19 мм;
r = 2 мм;
С = 28,1 кН;
С>0> = 14,6 кН.
Ведомый вал:
Диаметр выходного конца вала
мм,
мм.
Для ведомого вала выбираем шариковые радиальные однорядные подшипники № 308 средней серии по ГОСТ 8338–75:
d = 40 мм;
D = 90 мм;
В = 23 мм;
r = 2,5 мм;
С = 41 кН;
С>0> = 22,4 кН.
4. Конструктивные размеры шестерни и колеса
Шестерню выполняем за одно целое с валом. Ее размеры определены выше:
d>1 >= 57 мм, d>a>>1> = 59 мм, b>1> = 45 мм.
Колесо кованое: d>2> = 143мм, d>a>>2> = 145,5мм, b>2> = 40мм.
Диаметр ступицы: d>ст> = 1,6 d>k>>2> = 1,6 · 45 = 72 мм,
Длина ступицы: l>ст> = (1,2 ÷ 1,5)d>к2> = 63 мм,
Толщина обода: мм,
Толщина диска С = 0,3b>2> = 0,3 · 40 = 12 мм.
5. Конструктивные размеры корпуса редуктора
Толщина стенок корпуса и крышки:
мм, принимаем мм.
мм, принимаем мм.
Толщина фланцев поясов корпуса и крышки:
мм;
мм.
Верхний пояс корпуса и пояс крышки:
мм, принимаем р = 15 мм.
Диаметр болтов:
Фундаментальных - - принимаем болты с резьбой М16;
Крепящих крышку к корпусу у подшипников - - принимаем болты с резьбой М8;
Соединяющих крышку с корпусом - - принимаем болты с резьбой М10.
6. Расчет цепной передачи
Т>3> = Т>2> = 166,1·103 Нм
Uц = 3,8
> >- ведущая звездочка.
- ведомая звездочка.
Принимаем
Z>3> = 23, Z>4> = 89.
Тогда фактическое
U>ц> =
Расчетный коэффициент нагрузки:
,
n>3> = 99,89 об/мин, Р = 24 МПа.
Шаг однорядной цепи:
мм.
.
м/с.
Окружная сила:
Н.
Проверяем давление в шарнире:
МПа.
МПа.
Определим число звеньев цепи:
.
Определим диаметры делительных окружностей звездочек:
мм,
мм.
Определим диаметры наружных окружностей звездочек:
мм,
мм.
Силы, действующие на цепь:
Окружная F>t>>ц> = 2344 Н,
От центробежных сил
Н,
От провисания
Н.
Расчетная нагрузка на валы:
Н.
Проверим коэффициент запаса прочности цепи:
.
Это больше, чем нормативный коэффициент запаса =7,5. Условие S> выполнено.
Размеры ведущей звездочки:
Ступица звездочки - мм,
мм.
Толщина диска звездочки - мм.
Размеры ведомой звездочки:
d>ст> = 1,6·25 = 40 мм,
l>ст> = 38 мм.
7. Первый этап компоновки редуктора
Очерчиваем внутреннюю стенку корпуса:
а) мм;
б) мм – зазор от окружности вершин зубьев колеса до внутренней стенки корпуса;
в) расстояние между наружными кольцами подшипника ведущего вала и внутренней стенкой корпуса мм.
Габариты подшипников выбираем по диаметру вала в месте посадки подшипников d>п1> = 30 мм и d>п2> = 40 мм.
Смазка подшипников:
Принимаем для подшипников пластичный смазочный материал.
Мазеудерживающие кольца – их ширину определяет размер y = 8÷12 мм.
Расстояние на ведущем валу l>1> = 49 мм,
Расстояние на ведомом валу l>2> = 51 мм.
Примем окончательно l>1> = l>2> = 51 мм.
Глубина гнезда подшипника l>Г> = 1,5В; для подшипника № 308 В = 23 мм, l>Г> = 1,5 · 23 = 34,5 мм.
Толщина фланца Δ = d>0> = 12 мм.
Высота головки болта 0,7 d>0> = 0,7·12 = 8,4 мм.
Устанавливаем зазор между головкой болта и торцом соединительного пальца цепи в 10 мм. Длину пальца l примем на 5 мм больше шага t. Таким образом, l = t + 5 = 16 + 5 = 21 мм.
8. Проверка долговечности подшипника
Ведущий вал:
F>t> = 2653 H; F>r> = 978 H; F>a> = 420 H.
Реакции опор:
В плоскости XZ:
,
В плоскости YZ:
,
Проверка:
Суммарные реакции:
Подбираем подшипники по более нагруженной опоре 1.
Намечаем радиальные шариковые подшипники № 306:
d = 30 мм;
D = 72 мм;
В = 19 мм;
r = 2 мм;
С = 28,1 кН;
С>0> = 14,6 кН.
Эквивалентная нагрузка:
где P>r>>1> = 1452 H – радиальная нагрузка; осевая нагрузка P>a> = F>a> = 420 H; V = 1 (вращается внутреннее кольцо), коэффициент безопасности для приводов ленточных конвейеров K>δ> = 1, K>T> = 1.
Отношение , этой величине соответствует e = 0,22.
Отношение > e, x = 0,56, y = 1,99.
Расчетная долговечность, млн.об:
;
Расчетная долговечность, ч:
ч.
Ведомый вал:
Несет такие же нагрузки, как и ведущий вал.
F>t> = 2653 H; F>r> = 978 H; F>a> = 420 H, F>B> = 2362 Н.
Составляющие этой нагрузки:
Н.
Реакции опор:
В плоскости XZ –
Н,
Н.
Проверка:
В плоскости YZ –
Н,
Н.
Проверка:
Суммарные реакции:
Н,
Н.
Выбираем подшипники по более нагруженной опоре 4.
Шариковые радиальные подшипники № 308 средней серии:
d = 40 мм;
D = 90 мм;
В = 23 мм;
r = 2,5 мм;
С = 41 кН;
С>0> = 22,4 кН.
Отношение , этой величине соответствует .
Отношение >
Н.
Расчетная долговечность, млн.об:
Расчетная долговечность, ч:
ч.
9. Второй этап компоновки редуктора
Второй этап компоновки имеет целью конструктивно оформить зубчатые колеса, валы, корпус, подшипниковые узлы и подготовить данные для проверки прочности валов и некоторых других деталей.
10. Проверка прочности шпоночных соединений
Шпонки призматические со скругленными торцами. Размеры сечений шпонок и пазов и длины шпонок – по ГОСТ 23360–78.
Материал шпонок – Ст45 нормализованная.
Напряжение смятия и условие прочности:
.
Ведущий вал:
(материал полумуфт МУВП – чугун марки СЧ20).
Ведомый вал:
.
11. Уточненный расчет валов
Примем, что нормальные напряжения от изгиба изменяются по симметричному циклу, а касательные от кручения – по пульсирующему.
Уточненный расчет состоит в определении коэффициентов запаса прочности S для опасных сечений и сравнении их с требуемыми (допускаемыми) значениями . Прочность соблюдена при .
Будем проводить расчет для предположительно опасных сечений каждого из валов.
Ведущий вал:
Материал вала тот же, что и для шестерни (шестерня выполнена заодно с валом), т.е. Ст45, термическая обработка – улучшение.
d>a>>1> = 59,4 мм, σ>В> = 780 МПа.
Предел выносливости при симметричном цикле изгиба:
МПа.
Предел выносливости при симметричном цикле касательных напряжений:
МПа.
Сечение А-А:
Это сечение при передаче вращающего момента от электродвигателя через муфту рассчитываем на кручение. Концентрацию напряжений вызывает наличие шпоночной канавки.
Коэффициент запаса прочности:
,
где амплитуда и среднее напряжение от нулевого цикла:
.
При d = 25мм, b = 8мм, t>1> = 4 мм:
принимаем .
ГОСТ 16168–78 указывает на то, чтобы конструкция редукторов предусматривала возможность восприятия радиальной консольной нагрузки, приложенной в середине посадочной части вала. Величина этой нагрузки для одноступенчатых зубчатых редукторов на быстроходном валу должна быть 2,5 при 25·103 < Т>Б> < 250·103 Нм.
Приняв у ведущего вала длину посадочной части под муфту, равной длине полумуфт l = 50мм (муфта УВП для валов диаметром 30 мм), получили изгибающий момент в сечении А-А от консольной нагрузки Нмм.
Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям:
.
Результирующий коэффициент запаса прочности:
получился близким к коэффициенту запаса . Это незначительное расхождение свидетельствует о том, что консольные участки валов, рассчитанные по крутящему моменту и согласованные с расточками стандартных полумуфт, оказываются прочными, и что учет консольной нагрузки не вносит существенных изменений. Фактическое расхождение будет еще меньше, т.к. посадочная часть вала обычно бывает короче, чем длина полумуфты, что уменьшает значение изгибающего момента и нормальных напряжений.
Такой большой коэффициент запаса прочности объясняется тем, что диаметр вала был увеличен при конструировании для соединения его стандартной муфтой с валом электродвигателя.
По той же причине проверять прочность в сечениях Б-Б и В-В нет необходимости.
Ведомый вал:
Материал вала – Ст45 нормализованная, МПа.
Пределы выносливости МПа и МПа.
Сечение А-А:
Диаметр вала в этом сечении 45 мм. Концентрация напряжений обусловлена наличием шпоночной канавки:
Крутящий момент Т>2> = 166,1·103 Н·мм.
Изгибающий момент в горизонтальной плоскости:
Н·мм.
Изгибающий момент в вертикальной плоскости:
Н·мм.
Суммарный изгибающий момент в сечении А-А:
Н·мм.
Момент сопротивления кручению (d = 45мм, b = 14мм, t>1> = 5,5мм):
Момент сопротивления изгибу:
Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений:
Амплитуда нормальных напряжений изгиба:
Среднее напряжение
Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям:
Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям:
Результирующий коэффициент запаса прочности для сечения А-А:
Сечение К-К:
Концентрация напряжений обусловлена посадкой подшипника с гарантированным натягом
Принимаем
Изгибающий момент: Нмм.
Осевой момент сопротивления:
мм3.
Амплитуда нормальных напряжений:
МПа,
Полярный момент сопротивления:
мм2.
Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений:
МПа.
Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям:
Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям:
Результирующий коэффициент запаса прочности для сечения К-К:
Сечение Л-Л:
Концентрация напряжений обусловлена переходом от 40 мм к 35 мм при
Внутренние силовые факторы те же, что и для сечения К-К.
Осевой момент сопротивления сечения:
мм3.
Амплитуда нормальных напряжений МПа.
Полярный момент сопротивления:
мм3.
Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений:
МПа.
Коэффициент запаса прочности:
.
Результирующий коэффициент запаса прочности для сечения Л-Л:
Сечение Б-Б:
Концентрация напряжений обусловлена наличием шпоночной канавки.
Изгибающий момент (положение X>1> = 50мм):
Нмм.
Момент сопротивления сечения нетто при b = 10мм, t>1> = 5 мм:
мм3.
Амплитуда нормальных напряжений изгиба:
МПа.
Момент сопротивления кручению сечения нетто:
мм3.
Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений:
МПа.
Коэффициент запаса прочности:
,
.
Результирующий коэффициент запаса прочности для сечения Б-Б:
Сведем результаты проверки в таблицу
Сечения |
А-А |
К-К |
Л-Л |
Б-Б |
Коэффициент запаса S |
10,5 |
3,8 |
2,9 |
2,55 |
12. Выбор сорта масла
Смазывание зубчатого зацепления производится окунанием зубчатого колеса в масло, заливаемое внутрь корпуса до уровня, обеспечивающего погружение колеса примерно на 10 мм. Объем масляной ванны определяем из расчета 0,25 дм3 масла на 1кВт передаваемой мощности: V = 0,25·3,818 = 0,95 дм3.
При контактных напряжениях и скорости V = 1,2 м/с выбираем масло индустриальное И 30 А по ГОСТ 20799–75.
Камеры подшипников заполняем пластичным смазочным материалом УТ–1, периодически пополняем его шприцем через пресс-масленки.
Список литературы
"Курсовое проектирование деталей машин" – Чернавский С.А. – М.: Машиностроение,1988.
"Руководство по курсовому проектированию деталей машин" – Блинов В.С – Магнитогорск, МГТУ, 2003.