Кинематическое исследование кривошипно-балансирного механизма
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Контрольная работа по курсу
Теория машин и механизмов
Кинематическое исследование кривошипно-балансирного механизма
2009 год
Содержание
Кинематическое исследование кривошипно-балансирного механизма
Построение кинематических диаграмм
Построение планов скоростей и ускорений кривошипно-балансирного механизма
Кинетостатический анализ механизма
Задание
1. Построить в выбранном масштабе согласно своему варианту схему механизма для восьми положений кривошипа. Начальное положение ведущего звена (кривошипа ОА) определяется углом J>0>. Все последующие положения звена ОА определяются через 45º от первоначального.
2. Построить траектории точек S и С>2>.
3. Построить диаграмму перемещения точки В.
4. Методом графического дифференцирования построить диаграммы изменения скорости и ускорения точки В.
5. Построить планы скоростей и ускорений для восьми заданных положений механизма и определить значения скорости и ускорений характерных точек.
6. Для одного из положений механизма определить силы давления в кинематических парах, учитывая силы инерции звеньев, веса, момента инерции звеньев относительно осей, проходящих через их центры тяжести, полезные сопротивления, приложенные к ведомому звену. Силы полезного сопротивления Р>сопр> и моменты полезного сопротивления М>сопр> следует направить против движения ведомого звена.
7. Пользуясь найденным давлением в шарнире А, подсчитать уравновешивающий момент на ведущем кривошипе ОА и затем для проверки определить этот же момент методом рычага Жуковского.
Данные для построения:
Вариант |
Схема механизма |
Размеры звеньев в мм |
Q |
φ |
n, об. /мин ведущего звена |
|||||
ОА |
АВ |
ВО>1> |
AS>2> |
BS>3> |
OO>1> |
|||||
7 в |
Рис.7 |
100 |
400 |
150 |
250 |
60 |
400 |
100 |
10 |
920 |
Вариант |
Вес звеньев, Н |
Моменты инерции относительно осей, проходящих через центры массы звеньев 2 и 3, кг∙м2 |
Сила сопротив-ления, Н |
Момент сопротив-ления, Н *м |
||
Звено 2 |
Звено 3 |
Звено 2 |
Звено 3 |
Р>сопр> |
М>сопр> |
|
G>2> |
G>3> |
JS>2> |
JS>3> |
|||
7 (а, б, в, г, д, е) |
50 |
30 |
0,06 |
0,02 |
- |
400 |
Кинематическое исследование кривошипно-балансирного механизма
Начертим в выбранном масштабе 1: 4 кинематическую схему механизма (рис. 1).
Рис. 1
Для построения плана положений звеньев необходимо:
1. Построить траекторию центра шарнира А, ведущего звена, для этого проводим окружность радиуса ОА.
2. Отметить на траектории движения точки А 6÷8÷12 и т.д. положений шарнира А.
3. Построить траекторию движения точки В ползуна, совершающего возвратно-поступательное движение.
4. Найти на траектории движения точки В 6÷8÷12 и т.д. положений ползуна, соответствующих отмеченным положениям шарнира А. Для этого необходимо взять раствор циркуля, равный длине шатуна АВ, и сделать из каждого положения точки А засечки на траектории движения точки В. Полученные точки А и В в соответствии соединить прямыми.
При вращении кривошипа ОА ползун В совершает возвратно-поступательное движение из одного крайнего положения в другое. Под крайним положением звена, совершающего возвратно-поступательное или колебательное движение, понимают положение, соответствующее изменению направления движения звена.
В крайнем правом положении ползун В будет находиться на наибольшем расстоянии от шарнира О. Это положение будет тогда, когда кривошип ОА и шатун АВ расположатся по одной прямой один за другим. Для нахождения этого положения необходимо из центра шарнира О радиусом равным (ОА + АВ) = 100+400=500 сделать засечку на траектории движения точки В.
В крайнем левом положении точка В должна находиться на наименьшем расстоянии от шарнира О. Это положение будет тогда, когда кривошип ОА и шатун АВ расположатся по одной прямой. Для нахождения этого положения необходимо из центра шарнира О радиусом, равным (АВ - ОА) =400-100=300 сделать засечку на траектории движения точки В.
Крайние положения точки В определяют ход ползуна кривошипно-шатунного механизма.
Имея 6÷8÷12 положений звеньев механизма, можно построить траектории положения любой точки любого звена, например центра тяжести S шатуна АВ. Положение точки S определяем делая засечки на прямых А>1>В>1>, А>2>В>2>, …, А>8>, В>8> дугами радиуса АS из точек А>1>, А>2>, А>3>, …, А>8>. Соединив последовательно полученные точки S>0>, S>1>, S>2>,..., S>8> плавной кривой, получим траекторию точки S за один оборот кривошипа.
Построение положения звеньев кривошипно-балансирного механизма и определение положений характерных точек выполняется аналогично КШМ, рассмотренному выше. По заданным координатам определить на чертеже положение неподвижных точек ОО>1>. Затем провести окружность радиуса ОА и отметить на них восемь положений (А>1>, А>2>,> >…, А>8>) точки А ведущего звена, для которых требуется определить положение всех звеньев механизма. Положения остальных звеньев механизма, соответствующие заданным положениям ведущего звена ОА, определяем методом засечек.
Точка В движется по дуге окружности радиуса ВО>1> и всегда находится на этой дуге. Положение точек В>1>, В>2>, …, В>8>, соответствующие заданным положениям звена ОА>1>, ОА>2>, …, ОА>8> получим на пересечении дуги с дугой окружности радиуса АВ, описанной из точек А>1>, А>2>, …, А>8>. Соединив точки В>1>, В>2>, …, В>8> с точками А>1>, А>2>, …, А>8> и О>1> получим положение звеньев АВ и ВО>1> (рис. 2).
Рис. 2
Построение кинематических диаграмм
Кинематической диаграммой называется кривая в прямоугольной системе координат, представляющая зависимость какого-либо параметра движения звена от времени или угла поворота ведущего звена.
Выражение зависимости параметров движения звеньев в виде графиков дает возможность наглядно представить их изменение за определенный промежуток времени.
Построим кинематическую диаграмму перемещения, изменения скорости и ускорения точки В кривошипно-балансирного механизма.
Для построения необходимо:
1. Выбрать произвольную прямоугольную систему координат s/t.
2. На оси абсцисс отложить время t одного оборота кривошипа ОА и разделить полученный отрезок на 6÷8÷12 равных частей.
3. Из каждой точки деления оси абсцисс в направлении оси ординат отложить перемещение точки В, которые определяем из рис.1 за соответствующий промежуток времени (угла поворота кривошипа ОА). За начало отсчета перемещения точки В принимаем одно из крайних положений В>0>, В>4>.
4. Соединить плавной кривой полученные точки.
Это и будет диаграмма перемещения ползуна (приложение2).
Для построения диаграммы скорости точки В необходимо продифференцировать закон S = f (t). Строится диаграмма методом графического дифференцирования диаграммы перемещения точки В.
Для этого необходимо:
1. Выбрать прямоугольную систему координат v/t.
2. По оси абсцисс отложить в том же масштабе время t одного оборота кривошипа ОА.
3. На отрицательной части оси абсцисс выбрать точку Р в качестве полюса диаграммы скорости. Расстояние РО выбирается произвольно, учитывая, что величина отрезка РО влияет на высоту диаграммы скорости - чем больше РО, тем выше диаграмма.
4. Провести касательные к соответствующим точкам диаграммы перемещения (1', 2', 3', …, 8').
5. Через полюс Р провести прямые, параллельные касательным диаграммы перемещения до пересечения с осью ординат. Точки пересечения с осью параллельно перенести на ординаты соответствующих точек деления оси абсцисс.
6. Соединить плавной кривой полученные точки.
Имея диаграмму скоростей v/t, аналогично строим диаграмму тангенциальных ускорений, представленную в приложение 2.
Построение планов скоростей и ускорений кривошипно-балансирного механизма
На рис.3 представлена кинематическая схема механизма. Требуется построить планы скоростей и ускорений в заданном его положении, если известны размеры звеньев и значение угловой скорости ведущего звена.
Рис. 3
Для определения скоростей точек звеньев проанализируем движение шарнира А ведущего звена. Кривошип ОА совершает вращательное движение, следовательно, скорость точки А определяется по формуле:
v>A> = ω>1> · l>OA> = (πn/30) · l>OA> (м/c) =9,62;
где ω>1> - угловая скорость ведущего звена (рад/с),
n = 920 число оборотов вращения кривошипа (об. /мин),
l>OA> = 0,1 длина кривошипа ОА (м).
Для определения скорости точки В шатуна АВ, совершающего плоскопараллельное движение, разложим это движение на переносно-поступательное вместе с точкой А и относительно-вращательное движение точки В вокруг точки А. Тогда, как известно из теоретической механики, имеем:
>В> = >пер. пост> + >отн. вращ>,
но:
>пер. пост> = >А>, >отн. вращ> = >ВА>,
и рассмотрим векторное уравнение по величине и направлению:
>В> = >А> + >ВА>
Значение |
- |
(πn/30) · l>ОА> |
- |
Направление |
┴ВО>1> |
┴ОА |
┴АВ |
Решением этого векторного уравнения является план скоростей.
Построение плана скоростей производится в следующей последовательности:
1) в плоскости чертежа произвольно выбираем точку Р в качестве полюса плана;
2) из полюса Р проводим прямую, перпендикулярную кривошипу ОА, откладываем на ней отрезок Р>а>, который изображает в выбранном масштабе 1: 100 см скорость точки А,;
3) из точки а проводим прямую, перпендикулярную шатуну АВ; это направление вектора >ВА>;
4) через полюс Р проводим прямую, перпендикулярную звену ВО>1> до пересечения с прямой, перпендикулярной шатуну АВ, точку пересечения обозначим b.
Фигура Раb является планом скоростей механизма (приложение 3а).
Отрезок Р>b> изображает в выбранном масштабе абсолютную скорость точки В, которая определена из плана скоростей:
>В> = Р>b> · K>v>=9,2 K>v>,
где K>v>=0,01 - масштаб скоростей (1: 100).
Отрезок ab изображает в том же масштабе скорость относительно-вращательного движения >ВА>; величина этой скорости:
>ВА> = ab · K>v>=3 K>v>.
Угловая скорость относительно-вращательного движения:
ω>ВА> = >ВА> / l>АВ>. =3/0,4=7,5
Для определения абсолютной скорости шатуна воспользуемся методом подобия; следуя этому методу, точка определяется на отрезке ab из соотношения
АВ/ab = AS/as = BS/bs; 400/3 = 250/as = 60/bs откуда: as=1,875; bs=0,45
P>S> = >S> = 8,1
- абсолютная скорость точки S.
Определяем ускорения точек механизма методом планов ускорения. Находим ускорение точки А кривошипа, так как кривошип вращается равномерно, точка А будет иметь только нормальное (центростремительное) ускорение:
ā>А> = ā>пер. пост> = ω² · l>ОА> = >А>2/l>ОА>=9,622/0,1=925,4
Точка В принадлежит шатуну АВ, который совершает плоскопараллельное движение, разложив его на переносно-поступательное вместе с точкой А и относительно-вращательное движение точки В вокруг точки А, получаем:
ā>В> = ā>А> + ā>ВА> + ā>ВА>
Величина |
- |
v2>А>/l>ОА> |
v2>ВА>/l>АВ> |
- |
Направление |
- |
// ОА от А к О |
// АВ от В к А |
┴ АВ |
Решить данное векторное уравнение нельзя, так как два вектора неизвестны по величине, а один из них неизвестен и по направлению.
Поэтому составляем второе векторное уравнение.
Рассмотрим точку В как принадлежащую балансиру ВО>1>; тогда ускорение точки В определяется:
ā>В> = ā>В> + ā>В>
Значение |
- |
v²>В>/ l>ВО>>1> |
- |
Направление |
- |
// ВО>1> от В к О>1> |
┴ ВО>1> |
Решением двух векторных уравнений является план ускорений.
Для того чтобы построить план ускорений, необходимо:
1) в плоскости чертежа выбрать точку π в качестве полюса плана;
2) из точки π провести прямую, параллельную ОА, и отложить на ней отрезок πа, равный в выбранном масштабе ускорению точки А;
3) из точки а провести прямую, параллельную шатуну АВ, и отложить на ней отрезок а>n>, равный и параллельный ускорению а>ВА>;
4) через точку n провести прямую, перпендикулярную шатуну АВ;
5) из полюса π провести прямую, параллельную ВО>1> и отложить на ней отрезок πm, равный в выбранном масштабе 1: 100
ā>в> = ω² · l>ВО>>1> = >в>2/l>ВО>>1>=9,22/0,15=564,3;
6) через точку m провести прямую, перпендикулярную ВО>1>, до пересечения с прямой, перпендикулярной АВ, точку пересечения обозначить b;
7) полюс π соединяем прямой с точкой b. Отрезок πb равен в выбранном масштабе ā>В>;
8) точки а и b соединяем прямой, отрезок аb равен в выбранном масштабе ускорению ā>ВА> (приложение 3б).
Для определения ускорения точки S>2> найдем ее расположение на отрезке аb из соотношения:
откуда ā>S>>2>>=2,875;>
πS>2> = ā>S>>2> - абсолютное ускорение точки S>2>.
Чтобы определить ускорение точки S>3>, найдем ее расположение на отрезке πb из соотношения:
.
откуда b>S>>3>>=2,4>
πS>3> = b>S>>3> - абсолютное ускорение точки S>3>.
Угловое ускорение относительно вращательного движения равно:
.
Кинетостатический анализ механизма
Определим давление во всех кинематических парах и уравновешивающую силу, приложенную к шарниру А кривошипа кривошипно-балансирного механизма.
Решение:
1. Строим планы скоростей и ускорений механизма
2. Определяем силы инерции и моменты сил инерции для звеньев механизма. Знак минус показывает, что направление силы или момента сил противоположно ускорению.
Звено АВ совершает плоскопараллельное движение, и действие сил инерции для него сводится к силе и моменту сил инерции:
Р>и2> = -J>2/>q · as=-50/100*2,875=-1,44;
М>и2> = -Js · ε>ВА> = -Js · (а>ВА> / l>АВ>) =-0,45.
Сила Р>и2> направлена в сторону, противоположную направлению ускорения аs>2>. Момент инерции М>и2> - в сторону, противоположную направлению углового ускорения ε>ВА>, а ε>ВА> направлено в ту же сторону, что и касательное ускорение а>ВА>.
Заменим силу инерции Р>и2> и момент сил инерции М>и2>, действующие на шатун АВ, одной результирующей силой.
Для этого момент инерции М>и2> заменяем парой сил, где в качестве силы пары берем силу, равную Р>и2>. Одну из сил пары прикладываем к центру тяжести и направляем ее по линии действия Р>и2> в противоположную сторону.
Определяем плечо силы из соотношения:
М>и2> = Р>и2> · h
h = М>и2>/Р>и2> = М>и2>/Р>и2>>=0,3>, так как Р>и2> = Р>и2>.
Звено В (ползун) совершает поступательное движение, поэтому действует только сила инерции
Р>и3> = -m>AB> = - (J>3>/g) · a>B>. =-0,66
3. Определяем силы давления в кинематических парах (рис. 16):
а) для определения сил давления в кинематической паре 3-4 выделим группу Ассура и рассмотрим ее равновесие.
Поскольку группа отсоединена от механизма, действие отброшенных частей последнего звена группы нужно заменить силами. Как действуют эти силы, пока не известно, поэтому изображаем их произвольно. Вектор Q>1-2> - сила действия звена 1 на звено 2, вектор Q>4-3>-сила действия звена 4 на звено 3.
Согласно принципу Д’Аламбера, анализируемая группа находится в состоянии равновесия. Можно к ней применить уравнение и определить неизвестные силы.
ΣР>i> = Р>и2> + J>2> + Р>и3> + Р>сопр> + J>3> + Q>1-2> + Q>4-3> = 0
Так как группа Ассура находится в равновесии, то алгебраическая сумма моментов всех сил относительно А равна нулю.
ΣМ>А> = Р>и2> · h>1> - J>2> · h>2> + Q>4-3> · h>3> - J>3> · h>3> + (Р>и3> + Р>сопр>) · h>4> = 0
Из этого уравнения выразим Q>4-3>:
Если в результате арифметических действий Q>4-3> окажется со знаком минус, то это значит, что направление силы выбрано ошибочно и его надо изменить на обратное.
Определив силу Q>4-3>, определяем силу давления в кинематической паре 1-2, построив для этого план сил. Для этого из произвольно выбранного полюса Н последовательно откладываем векторы сил в выбранном масштабе
Величину силы Q>1-2> определяем из плана сил. Для этого замеряем вектор Q>1-2> и умножаем на масштаб.
Из принципа возможных перемещений вытекает, что сумма моментов сил, приложенных к повернутому плану скоростей относительно полюса Р, равна нулю.
Составим уравнение моментов сил
Р>и2> · h>1> + Р>ур> · Р>а> - J>2> · h>2> - (Р>и3> + Р>с>) Р>b> = 0.
Из этого уравнения следует: