Расчет конического редуктора (работа 1)
Кинематический и силовой анализ привода
Выбор электродвигателя
1. Требуемая мощность электродвигателя:

Где:

2. Частота вращения Приводного вала:

Выбираем значения передаточных отношений для редуктора и цепной передачи

Требуемая частота вращения двигателя:

В соответствии
с ГОСТ 19523-81 выбираем электродвигатель
АИР160S8/727,
мощностью
и частотой вращения
.
3. Передаточные числа звеньев:

Полученное передаточное число распределяют между типами передач.
Сохраняя
выбранные значения передач
,
получим:

Передаточные числа согласуются со стандартными значениями согласно ГОСТ 2185-66
Отклонение
от стандартного значения не должно
превышать


4. Частоты вращения и крутящие моменты на валах:
- Частота вращения на быстроходном валу редуктора

- Частота вращения на тихоходном валу редуктора

Момент на приводном валу

- Момент на тихоходном валу редуктора

- Момент на быстроходном валу редуктора

- Момент на валу электродвигателя

С другой стороны

Выбор материалов и допускаемых напряжений
Расчет допускаемых напряжений для зубчатых колес
Вследствие
того, что производство мелкосерийное
выбираем Сталь марки Ст40Х, вид
термообработки – улучшение,
.
Примем:
для шестерни НB>1> = 350
для колеса на 20…30 HB меньше – HB>2> = 330.
1. Допускаемые контактные напряжения
1. Для шестерни:
,
где
- коэффициент запаса (безопасности),
- коэффициент долговечности.

.
Коэффициент долговечности изменяется
в пределах
.
Базовое число
циклов

Эквивалентное число циклов нагружения
,
где
-
частота вращения колеса
,
- расчетный ресурс редуктора
,
- относительно значение крутящего
момента на i – той ступени графика
нагрузки,
- относительная продолжительность
действия крутящего момента на i – той
ступени графика нагрузки, L – срок
службы,
,
,
- годовой и суточный коэффициенты, t –
расчетный ресурс редуктора.


Так как
>
,
то

,

часов.
Тогда

2. Определяем допускаемы контактные напряжения на колесе:




Так как
>
,
то
,
,
тогда

Расчетные допускаемые контактные напряжения:

Что не
превышает предельного значения
:
- для прямозубой передачи.
Допускаемые контактные напряжения при перегрузке:

2. Расчет допускаемых изгибных напряжений
Допускаемые напряжения изгиба определяются:
Для шестерни
,
где предел
выносливости
и коэффициент запаса
определяют из таблицы:
- при нереверсируемой
передаче.
при H < 350 HB.
при H < 350 HB, где
,

Выбираем:


Так как
,
то
,
следовательно:

Для колеса


так
как нереверсивная нагрузка.
Так как
,
то
,
следовательно:

Допускаемые изгибные напряжения при перегрузке:

Геометрические характеристики зацепления
Исходные данные:
Крутящий
момент на колесе

Частота
вращения колеса
Передаточное
отношение

Расчетные
допускаемые контактные напряжения

Проектный расчет конической прямозубой передачи
1. Диаметр внешней делительной окружности колеса:
,
где
- коэффициент, учитывающий концентрацию
нагрузки по длине зуба; при консольном
расположении шестерни
ориентировочно
принимают

- эмпирический коэффициент
для прямозубых колес.
Принимаем
.
При
и
по
ГОСТ 12289-76 имеем ширину колеса
2. Число зубьев шестерни


Где
.
Угол вершине делительного конуса шестерни:

Принимаем
зубьев.
3. Число
зубьев колеса
4. Фактическое передаточное число

Относительная
погрешность

Относительная погрешность должна составлять не более 4%.

5. Определяем максимальный (производственный) окружной и нормальный модули прямозубых колес:

Модуль конических передач можно не согласовывать со стандартным значением
Диаметр внешней делительной окружности:

6. Внешнее конусное расстояние:

7. Уточняем коэффициент ширины зубчатого венца:


Коэффициент ширины зубчатого венца находится в рекомендуемых стандартом пределах:

8. Среднее конусное расстояние

9. Средний окружной и нормальный модули:

10. Средние делительные диаметры:
Шестерни

Колеса

Проверочный расчет прямозубой конической передачи
Проверочный расчет по контактным напряжениям
1. Условие прочности по контактным напряжениям для стальных колес:
Условие
прочности:

Где
- коэффициент концентрации нагрузки
находится из таблицы в зависимости от
расположения шестерни и твердости
колес. При
для роликоподшипниковых колес

- коэффициент динамичности.
Определяется в зависимости от степени
точности и окружной скорости на среднем
делительном диаметре.

Назначаем степень точности: 8.
Для прямозубых
колес выбираем коэффициент
,
условно принимая точность на одну
степень ниже фактической (9-ю степень
точности).
для прямозубой передачи.
Эмпирический
коэффициент

Значение контактных напряжений:

Недогрузка составляет:

Проверочный расчет по напряжениям изгиба.
1. Условие прочности по напряжениям изгиба для зубьев колеса:

Для шестерни:

Где
- коэффициент концентрации нагрузки
,
где
принимаем по таблице в зависимости от
принятой схемы расположения колес.

Коэффициент
динамичности
Коэффициент
формы зуба
и
определяют по таблице при эквивалентном
числе зубьев

4,07

Эмпирический
коэффициент

Допускаемые
напряжения:

Значения напряжений изгиба:
Колеса:

Шестерни:

2. Проверим зубья на прочность при пиковых перегрузках
Под пиковой
перегрузкой понимается возникающий
при пуске максимальный момент
электродвигателя
.

Проверяем на контактную прочность при пиковой перегрузке:

<

Следовательно, местная пластическая деформация зубьев будет отсутствовать.
Проверка изгибной прочности при перегрузке:
<

Геометрические характеристики зацепления
По ГОСТ
13754-81 исходный контур имеет параметры:

1. Высота головки зуба:


2. Высота ножки зуба в среднем сечении шестерни и колеса соответственно:


Внешняя высота ножки зуба:


3. Угол ножки зуба:


4. Угол головки зуба:

5. Угол конуса вершин:

6. Угол конуса впадин:

7. Внешний диаметр вершин зубьев:

8. Внешний диаметр впадин зубьев:

Определение усилий в зацеплении.

Окружная сила на среднем диаметре колеса:

Осевая сила на шестерне:

Радиальная сила на шестерне:

Расчет цепной передачи.
Мощность на малой звездочке:


Равномерная спокойная нагрузка.
1. Назначаем
число зубьев меньшей звездочки
в зависимости от передаточного числа.
при
.
Выбираем
при

2. Число зубьев большой звездочки:
,
принимаем нечетное число
.
3. Уточняем передаточное число:


4. Назначаем
шаг цепи по условию
,
где
- наибольший рекомендуемый шаг цепи.
Назначаем в зависимости от


Принимаем
.
5. Определяем среднюю скорость цепи.
6. Рассчитаем окружное усилие:

7. Найдем разрушающую нагрузку цепи:
,
где
- коэффициент динамической нагрузки,
выбираемый в зависимости от характера
нагрузки. При равномерной спокойной
нагрузке
.
Допускаемый коэффициент запаса прочности для роликовых цепей:

- натяжение цепи от
действия центробежных сил на звездочках,
где
- масса 1м. длины цепи, принимаемая по
ГОСТ 13586-75.
- средняя скорость цепи.
- натяжение цепи от
провисания холостой ветви, где
- коэффициент провисания, зависящий от
угла наклона лини центров передач к
горизонту и стрелы провисания цепи
.
При
горизонтальном расположении линии
центров передач
.
- межосевое расстояние,
.
Так как силы
и
малы по сравнению с силой
,
то ими можно пренебречь. Тогда:
По ГОСТ
10947-64 выбираем цепь ПР-50,8-16000, [1. с.211]
умеющую принятый шаг p = 50,8 и разрушающую
нагрузку
.
8. Проверяем давление в шарнирах цепи.
,
где
- окружное усилие.
,
А – проекция опорной поверхности шарнира
цепи на диаметральную плоскость, мм2.
Для приводных
роликовых цепей
,
где d – диаметр валика цепи. B – длина
втулки шарнира цепи.
Для выбранной цепи ПР-50,8-16000:
,


Допускаемое
давление
,
где
- допускаемое давление в шарнирах цепи,
полученное при испытании типовых передач
в средних условиях эксплуатации,
принимают в зависимости от частоты
вращения и шага цепи.
У нас
.
- коэффициент, учитывающий
условия эксплуатации и типовых условий
испытаний цепей.

Где
- Коэффициент динамической нагрузки,
при равномерной спокойной нагрузке
.
- коэффициент межосевого
расстояния.
при
.

-
коэффициент наклона передачи к горизонту.
При

- коэффициент регулировки
передачи. Предполагая, что регулировка
передачи производиться не будет

- коэффициент смазки.
При периодической
смазки цепи

Тогда
,
находится в рекомендуемых пределах.
Давление в шарнирах цепи:


Так как
,
оставляем цепь ПР-50,8-16000.
9. Определяем межосевое расстояние передачи.
Межосевое
расстояние выбираем в пределах
.
Принимаем

10. Длина цепи, выраженная в числах звеньев цепи.

Принимаем
звена.
11. Для обеспечения долговечности цепи должно соблюдаться условие:

Где
- число ударов цепи в секунду,
- допускаемое число ударов в секунду,
выбирается [2. c.255] в зависимости от шага
цепи. У нас:

- условие долговечности
соблюдается.
12. Уточняем межосевое расстояние

12. Оценим
возможность резонансных колебаний
цепи:


Где
- частота вращения тихоходного вала
редуктора,
- масса 1м. длины цепи.

Тогда
,

Следовательно, резонансные колебания будут отсутствовать.
14. Определяем нагрузку на валы передачи.
С достаточной
степенью точности можно полагать, что
нагрузка на вал направлена по линии
центров передач и составляет
,
при
.
Имеем,

15. Диаметры делительных окружностей звездочек

Отсюда:


Звездочку
на приводном валу (
)
конического редуктора крепим шпонкой
со скругленными концами:
.
Глубина паза на валу

Подбор муфт.
Исходные данные:
Муфта упругая,
передаваемый момент
,
режим работы нереверсивный, равномерный,
спокойный. Поломка муфты приводит к
аварии машины без человеческих жертв.
1. Расчетный момент муфты.

Где
- номинальный момент на муфте.

- коэффициент режима
работы.
,
где
- коэффициент безопасности.
- учитывает характер нагрузки.
При условии
того, что поломка муфты приводит к аварии
машины без человеческих жертв
.
При спокойной
равномерной нагрузке
.
Тогда

По ГОСТ 20884-93 примем упругую муфту с торообразной неразрезной оболочкой со следующими параметрами:
,
,
наружный диаметр муфты
.
2.
Определим силу, действующую со стороны
муфты на вал.

Окружная
сила на муфте:

Примем

3. Проверяем возможность посадки муфты на вал редуктора.
Расчетный диаметр в месте посадки
,
где
,
где с
достаточной точностью можно пренебречь
величиной
,
и тогда

Допускаемые напряжения


С учетом ослабления вала шпоночной канавкой:
,
что меньше посадочного диаметра муфты
,
следовательно, данная муфта проходит
по посадочному диаметру вала и в
дальнейшем диаметр вала под муфту
принимается

Муфта на
быстроходном валу редуктора крепится
шпонкой со скругленными концами:. Глубина
паза на валу

Расчет валов. [4. с. 259]
Исходные данные:



Проектный расчет быстроходного вала.

1. Ориентировочно назначаем длины участков вала:

Согласно расчетной схеме определяем реакции опор в горизонтальной плоскости из условия равновесия:

Тогда:
Где

Знак минус означает, что реакция в опоре «В» направлена в противоположную сторону.

Аналогично:


Условие равновесия проекций на ось «X»:

Следовательно:

2. Реакции опор в вертикальной плоскости:


Знак «минус» говорит о том, что реакция направлена в противоположную сторону.


Условие равновесия проекций на ось «Y»:

Следовательно:

3. Радиальная нагрузка на опору «А»:

Радиальная нагрузка на опору «B»:

4. Изгибающие моменты в характерных сечениях вала:
- в горизонтальной плоскости для среднего сечения шестерни:

- под подшипником «В»:


- на муфте
- под подшипником «А»:

Проверка:

Следовательно, моменты найдены правильно.
5. Определяем диаметры вала по зависимости:
,
где
;
- эквивалентный момент;
- суммарный изгибающий момент;
- крутящий момент.
,
где
- изгибающие моменты в горизонтальной
и вертикальной плоскостях соответственно.
Для обеспечения
достаточной жесткости вала рекомендуется
принимать
в
зависимости от материала и диаметра.
Принимаем
6. Определяем расчетный диаметр вала под шестерней.





Тогда:
Учитывая ослабление вала шпоночной канавкой, следует увеличить его диаметр на 10%:

Округляем полученный диаметр вала согласно ГОСТ 6636-69.
Диаметр вала

Проверяем возможность применения насадной шестерни:
Шестерня
делается насадной при условии
.
У нас
,
,
следовательно,
.
Условие соблюдается, значит, шестерню
можно сделать насадной.
7. Расчетный диаметр вала под подшипником «В»:



Тогда:


Тогда:

с учетом ослабления вала
шпоночной канавкой
8. Расчетный диаметр вала под подшипником «А»:



Тогда:


9. Диаметр вала под муфту:
Диаметр вала
под муфту
Тогда имеем следующие диаметры вала:
Посадочный
диаметр под муфту
Диаметр под
подшипником, «А»:

Диаметр под
подшипником, «В»:
Диаметр вала
под шестерней
Проектный расчет тихоходного вала редуктора
Назначаем длины участков тихоходного вала:


Длина ступичной
части вала при ширине вала
Принимаем
.
Тогда
.
Реакции опор в горизонтальной плоскости





Проверка:

,
следовательно, реакции опор определены
верно.

2. Реакции опор в вертикальной плоскости.




Проверка:



Следовательно, реакции опор в вертикальной плоскости определены верно.
3. Определим изгибающие моменты характерных сечений вала колеса:
- Под подшипником «С» в горизонтальной и вертикальной плоскости:

- под колесом в вертикальной и горизонтальной плоскости


- момент на шкиве цепной передачи:

Проверка в вертикальной плоскости:

Проверка в горизонтальной плоскости:

Следовательно, изгибающие моменты определены правильно.
4. Определим диаметры в характерных сечений вала:
Расчетный диаметр под подшипником «С»





Принимаем

Такой же
диаметр принимаем и под подшипником
«D»

Определим расчетный диаметр вала под колесом:







Принимаем

Диаметр вала под шкивом цепной передачи:



Принимаем

Следовательно, имеем:
Диаметр вала
под шкивом цепной передачи:

Диаметр вала
под колесом

Диаметр вала
вод подшипниками «С» и «D»
,
Расчет валов на выносливость [4 c.274].
Быстроходный вал.
[5.
с.283]

Где:
-
суммарный изгибающий момент
- крутящий момент
- осевая сила
- площадь сечения вала с
пазом для призматической шпонки
- моменты сопротивления
сечения вала при расчете на изгиб и
кручение. Сечение с пазом для призматической
шпонки.

Тогда:


Для опасных сечений вала определяем коэффициент запаса сопротивления усталости при совместном действии кручения и изгиба:
,
где
- коэффициент запаса сопротивления
усталости по нормальным напряжениям.
>
2 –
следовательно, пластическая деформация будет отсутствовать.
Тихоходный вал.


Где:
-
суммарный изгибающий момент
- крутящий момент
- осевая сила
- площадь сечения вала с
пазом для призматической шпонки
- моменты сопротивления
сечения вала при расчете на изгиб и
кручение. Сечение с пазом для призматической
шпонки.

Тогда:


Для опасных сечений вала определяем коэффициент запаса сопротивления усталости при совместном действии кручения и изгиба:
,
где
- коэффициент запаса сопротивления
усталости по нормальным напряжениям.
>
2 – следовательно, пластическая деформация
будет отсутствовать.
Расчет подшипников
Исходные данные:
Сила от муфты

Быстроходный вал.
Радиальные
нагрузки на подшипники

Внешняя
осевая нагрузка

Частота
вращения быстроходного вала

Посадочный
диаметр на муфту

Диаметр под
подшипником, «А»:

Диаметр под
подшипником, «В»:
Диаметр вала
под шестерней
Расстояние
между подшипниками

Требуемый
ресурс подшипников
Режим работы – спокойная равномерная нагрузка
Температура
подшипникового узла

График нагрузки:

Быстроходный вал
В горизонтальной плоскости:

В вертикальной плоскости:

Значение
реакции от силы
прибавляется
к результирующей реакции в опоре «А»:

В опоре «В» от муфты:

Радиальная нагрузка от муфты в опоре «А»:

Радиальная нагрузка от муфты в опоре «В»:

1. 1. Назначаем роликовые радиально-упорные подшипники с коническими роликами (наиболее распространенный вид подшипников для конических передач), ГОСТ 333-79, так как на них действуют радиальные и осевые нагрузки.
Для подшипника
«А»
:

Следовательно, [2 c.266] назначаем подшипник «А» - роликоподшипник, с установкой в растяжку.
Аналогично
для подшипника «В»:

Назначаем подшипник «В» - роликоподшипник, с установкой в растяжку.
2. Назначаем типоразмер подшипников.
Подшипник «А»:


Подшипник «В»


Исходя из этого, назначаем подшипники тяжелой серии диаметров: типоразмер 1027309A
[4. с.505], имеющий
,
,
коэффициент осевой нагрузки
,
,
динамическую грузоподъемность
,
статическую грузоподъемность
,
3. Определяем осевые составляющие нагрузок.
Для подшипника «В»

Для подшипника «А»

Следовательно [2. c267]:

4. Определяем эквивалентную динамическую нагрузку

Где:
- продолжительность
работы подшипника при действии нагрузки
от
.
- требуемый срок службы
подшипника.

Так как в
редукторах не производится смена
подшипников, то срок службы подшипника
равен сроку службы редуктора
.
Тогда

При постоянной
нагрузке
,
,
где

Где:
- кинематический коэффициент, учитывающий
снижение долговечности при неподвижном
внутреннем кольце подшипника.
У нас
- при подвижном внутреннем кольце
подшипника.
При равномерной
нагрузке коэффициент безопасности
.
Температурный
коэффициент
,
при
.
- радиальная и осевая
нагрузки, действующие на подшипник при
номинальной нагрузке
.
- коэффициенты радиальной
и осевой нагрузок, назначаемые для
конических роликоподшипников по ГОСТ
18855-82 в зависимости от отношения
.
Для подшипника «В»:


Следовательно,

Для подшипника «А»

Следовательно,

Так как подшипник «В» более нагружен, то все дальнейшие расчеты ведем для него.

5. Расчетная долговечность назначенного подшипника 1027309A в опоре «В»:

при вероятности безотказной
работы

Для роликовых
подшипников

Для роликовых
подшипников при обычных условиях
эксплуатации

Тогда:
>
,
что удовлетворяет требованиям.
Следовательно для быстроходного вала оставим два подшипника 1027309А тяжелой серии.
Тихоходный вал
1. Назначаем роликовые радиально-упорные подшипники с коническими роликами (наиболее распространенный вид подшипников для конических передач), ГОСТ 333-79, так как на них действуют радиальные и осевые нагрузки.
Для подшипника
«С»
:

Следовательно, [2 c.266] назначаем подшипник «С» - роликоподшипник, с установкой враспор.
Аналогично
для подшипника «D»:

Назначаем подшипник «В» - роликоподшипник, с установкой враспор.
2. Назначаем типоразмер подшипников.
Подшипник «C»:


Подшипник «D»


Исходя из этого, назначаем подшипники легкой серии диаметров: типоразмер 72310А
[4. с.504], имеющий
,
,
коэффициент осевой нагрузки
,
,
динамическую грузоподъемность
,
статическую грузоподъемность

3. Определяем осевые составляющие нагрузок.
Для подшипника «D»

Для подшипника «С»


Следовательно [2. c267]:

4. Определяем эквивалентную динамическую нагрузку

Где:
- продолжительность
работы подшипника при действии нагрузки
от
.
- требуемый срок службы
подшипника.

Так как в
редукторах не производится смена
подшипников, то срок службы подшипника
равен сроку службы редуктора
.
Тогда

При постоянной
нагрузке
,
,
где

Где:
- кинематический коэффициент, учитывающий
снижение долговечности при неподвижном
внутреннем кольце подшипника.
У нас
- при подвижном внутреннем кольце
подшипника.
При наличии
цепной передачи, нагрузка не будет
равномерной, следовательно
.
Температурный
коэффициент
,
при
.
- радиальная и осевая
нагрузки, действующие на подшипник при
номинальной нагрузке
.
- коэффициенты радиальной
и осевой нагрузок, назначаемые для
конических роликоподшипников по ГОСТ
18855-82 в зависимости от отношения
.

Для подшипника «D»:

Следовательно,

Для подшипника «А»

Следовательно,

Так как подшипник «D» более нагружен, то все дальнейшие расчеты ведем для него.

5. Расчетная долговечность назначенного подшипника 1027308А в опоре «В»:

при вероятности безотказной
работы

Для роликовых
подшипников при обычных условиях
эксплуатации

Тогда:
>
,
что удовлетворяет требованиям.
Следовательно, для тихоходного вала оставим два подшипника 7210А легкой серии.