Расчет и проектирование привода ленточного конвейера (работа 1)

Федеральное агентство образования РФ

Санкт-Петербургская Государственная

Лесотехническая академия

Кафедра теории механизмов, деталей машин

и подъемно-транспортных устройств.

Дисциплина:

“Детали машин и основы конструирования”

курсовой проект

На тему:

расчет и проектирование

привода ленточного конвейера

расчетно-пояснительная записка

Факультет МТД

Курс III группа 3

Студент Афанасьев А.В.

Санкт-Петербург

Содержание

Введение

1. Расчетная схема привода. Исходные данные

2. Определение требуемой мощности электродвигателя приводной станции конвейера

3. Определение кинематических, силовых и энергетических параметров механизмов привода

4. Расчет клиноременной передачи

5. Выбор Редуктора

6. Выбор зубчатой муфты

Список используемой литературы

Приложение А

Введение

Курсовой проект выполняется по дисциплине “Детали машин и основы конструирования” и включает кинематический расчет, проектирование и выбор основных узлов привода ленточного конвейера.

В пояснительной записке приводится последовательность кинематического расчета привода с выбором типоразмеров стандартных узлов: электродвигателя, редуктора, а также расчет дополнительной клиноременной передачи с клиновым ремнем нормального сечения.

Выходной вал редуктора соединяется с валом приводного барабана при помощи компенсирующей зубчатой муфты. Выбор зубчатой муфты осуществляется по каталогу.

Регулирование скорости конвейера в процессе работы не предусмотрено.

Курсовой проект состоит:

    пояснительная записка

    чертеж привода конвейера в двух проекциях.

    Расчетная схема привода. Исходные данные

Схема привода ленточного конвейера представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Схема привода ленточного конвейера.

    Асинхронный электродвигатель серии АИР 132 М4

    Клиноременная передача

    Одноступенчатый редуктор с цилиндрическими зубчатыми колесами типа ЦУ

    Зубчатая муфта типа МЗ

    Вал приводного барабанного конвейера

Данные по заданию на курсовой проект:

Тяговое усилие на барабане

Ft ,кН

3.8

Скорость ленты конвейера

V, м/с

2,1

Диаметр приводного барабана

Д>, м

0,30

Число пар полюсов электродвигателя

2

Режим работы двигателя

легкий

Срок службы привода

Z>h>,часов

10 000

    Определение требуемой мощности электродвигателя приводной станции конвейера

Выбор электродвигателя.

Мощность на валу приводного барабана определяется по формуле (1).

Р> = F>t>> >∙ V (1)

где:

F>t> =3,8 кН

тяговое усилие на барабане

V =2,1 м/с

скорость ленты конвейера

Подставляя значения в формулу (1) имеем:

Р> = 3,8 ∙ 2,1 = 7,98 кВт

Значение общего КПД приводной станции конвейера определяется по формуле (2).

>общ> = >кл.рем. >∙ >ред. >∙ >муф. >∙ > (2)

где:

>кл.рем>>.> = 0,95

КПД клиноременной передачи

>ред. >= 0,98

КПД редуктора

>муфт. >= 0,99

КПД муфты

> = 0,98

КПД барабана

Подставляя значения в формулу (2) имеем:

>общ> = 0,95 ∙ 0,98 ∙ 0,99 ∙ 0,98 = 0,90

Требуемая мощность электродвигателя (кВт) определяется по формуле (3).

Р>треб.эл. >= Р> / >общ >(3)

Подставляя значения в формулу (3) имеем:

Р>треб.эл. >= 7,98 / 0,90 = 8,87 кВт

Синхронная частота вращения вала электродвигателя (мин -1) определяется по формуле (4).

n>c> = (60 ∙ f) / р (4)

где:

f =50Гц

частота промышленного тока

р =2

число пар полюсов электродвигателя

Подставляя значения в формулу (2) имеем:

n>c> = (60 ∙ 50) / 2 = 1500 мин -1

Исходя из вышеприведенных расчетов принимаем типоразмер двигателя – АИР 132 М4 (n = 1500 мин -1 ; Р>дв> = 11 кВт). При выборе электродвигателя учитывалось, что асинхронные двигатели самые распространенные в промышленности и могут допускать длительную перегрузку не более 5 –10 %. А также номинальная мощность электродвигателя должна быть – Р>дв>  Р>треб.эл>>.>

С учетом коэффициента скольжения двигателя S (%), определяем частоту вращения вала электродвигателя по формуле (5).

n>эл> = n>c> – (n>c> ∙ S) / 100 (5)

Подставляя значения в формулу (5) имеем:

n>эл> = 1500 – (1500 ∙ 3,5) / 100 = 1447,5 мин -1

    Определение кинематических, силовых и энергетических параметров механизмов привода

Частота вращения вала приводного барабана (мин -1) определяется по формуле (6).

n> = (60 ∙ V) / ( ∙ Д>) (6)

где:

V = 2,1 м/с

Скорость ленты конвейера

Д> = 0,3 м

Диаметр приводного барабана

Подставляя значения в формулу (6) имеем:

n> = (60 ∙ 2,1) / (3,14 ∙ 0,3) = 134 мин -1

Общее передаточное отношение привода определяется по формуле (7).

Uпр = nэл / n> (7)

Подставляя значения в формулу (7) имеем:

U>пр> = 1447,5 / 134 = 10,8

Предварительно примирим передаточное отношение клиноременной передачи равным 2, тогда используя формулу (8) найдем передаточное отношение редуктора.

U>пр> = U>кл.рем. >∙ U>ред>. (8)

Имеем:

U>ред.> = U>пр> / U>кл.рем. >= 10,8 / 2 = 5,4

Стандартное значение передаточного отношения зубчатого редуктора U>ред.ст >= 5,6. Уточним полученное значение передаточного отношения клиноременной передачи:

U>кл.рем.ст. >= U>пр> / U>ред.ст. >= 10,8 / 5,6 = 1,93

Определим значения мощности на каждом из валов привода конвейера.

Мощность на выходном валу электродвигателя (кВт) определяется по формуле (9).

Р>треб.эл. >= Р>рем1 >= 8,87 кВт (9)

Мощность на входном валу редуктора (кВт) определяется по формуле (10).

Р>1ред.> = Р>2рем.> = Р>треб. >∙ >кл.рем. >(10)

Подставляя значения в формулу (10) имеем:

Р>1ред.> = Р>2рем.> = 8,87 ∙ 0,95 = 8,43 кВт

Мощность на выходном валу редуктора (кВт) определяется по формуле (11).

Р>2ред.> = Р>1ред.> ∙ >ред. >(11)

Подставляя значения в формулу (11) имеем:

Р>2ред.> = 8,43 ∙ 0,98 = 8,26 кВт

Мощность на валу барабана определена ранее по формуле (1) и равна:

Р> = 7,98 кВт

Определяем частоту вращения на каждом из валов редуктора.

n>эл> = n>1рем.> = 1447,5 мин -1

Частота вращения на входном валу редуктора (мин -1) определяется по формуле (12).

n>1ред> = n>2рем.> = n>эл. >/ U>кл.рем.ст>. (12)

Подставляя значения в формулу (12) имеем:

n>1ред> = 1447,5 / 1,93 = 750 мин -1

Частота вращения на выходном валу редуктора (мин -1) определяется по формуле (13).

n>2ред.> = n>1ред.> / U>ред.ст. >(13)

Подставляя значения в формулу (13) имеем:

n>2ред.> = 750 / 5,6 = 134мин -1

Частота вращения вала барабана равна:

n> = n>2рем.> = 134мин -1

Определяем крутящие моменты на каждом из валов редуктора.

Крутящий момент (Нм) электродвигателя находится по формуле (13).

Т>эл. >= Т>1рем> = 9550 ∙ (Р>треб.эл >/ n>эл.>) (13)

Подставляя значения в формулу (13) имеем:

Т>эл. >= Т>1рем.> = 9550 ∙ (8,87 / 1447,5) = 58,52 Нм

Крутящий момент (Нм) на входном валу редуктора определяется по формуле (14).

Т>1ред.> = Т>2рем.> = Т>эл. >∙ U>кл.рем.ст. >∙ >кл.рем. >(14)

Подставляя значения в формулу (14) имеем:

Т>1ред.> = 58,52∙ 1,93 ∙ 0,95 = 107,3 Нм

Крутящий момент (Нм) на входном валу редуктора определяется по формуле (15).

Т>2ред.> = Т>1ред.> ∙ U>ред.ст. >∙ >ред >(15)

Подставляя значения в формулу (15) имеем:

Т>2ред.> = 107,3∙ 5,6 ∙ 0,98 = 588,86Нм

Крутящий момент (Нм) на приводном барабане определяется по формуле (16).

Т>Б.> = Т>2ред.> ∙ >муф.> ∙ > (16)

Подставляя значения в формулу (16) имеем:

Т>Б.> = 588,82 ∙ 0,99 ∙ 0,98 = 571,31 Нм

    Расчет клиноременной передачи.

Расчетная схема клиноременной передачи представлена на рис. 2.

Рисунок 2 - Расчетная схема клиноременной передачи.

Исходные данные для расчета:

Т>1рем. >= Т>эл.>

= 58,52 Нм

U>кл.рем.>

= 1,93

n>эл >= n>1рем. >

= 1447,5 мин -1

> = 0,98

КПД барабана

Расчет проводим для клиноременной передачи нормального сечения.

Осуществим выбор сечения ремня по величине крутящего момента. Так как (50 <Т>рем.1 >= 58,52 <150) Нм, то выбираем тип сечения ремня “В”.

Диаметр d>1> (мм) меньшего (ведущего) шкива определяем по формуле (17).


d>1> = kd3√ Т>рем.1 >= (30…40) 3√ Т>рем.1 >(17)

Подставляя значения в формулу (17) имеем:

d>1> = 40 ∙ 3,89 = 155,6 мм

Принимаем стандартный диаметр шкива по ГОСТ 17383-73

d>1ст.> = 160 мм.

Скорость ремня (м/с) определяется по формуле (18).

U>1> =  ∙ d>1ст. >∙ (n>1рем. >/ 60) (18)

Подставляя значения в формулу (18) имеем:

U>1> = 3,14 ∙ 0,16 ∙ (1447,5 / 60) = 12,12 м/с

Диаметр d>2> (мм) большего (ведомого) шкива ременной передачи определяется по формуле (19).

d>2> = d>1> ∙ U>кл.рем >∙ (1 – ε) (19)

где:

ε – коэффициент упругого проскальзывания, ε = 0,01…0,02. Для расчетов принимаем значение ε равное 0,015

Подставляя значения в формулу (19) имеем:

d>2> = 160 ∙ 1,93 ∙ (1 – 0,015) = 304,17 мм.

Принимаем стандартный диаметр шкива по ГОСТ 17383-73 d>2ст.> = 315 мм.

Уточенное значение передаточного отношения клиноременной передачи определяется по формуле (20).

U>кл.рем.ут.> = d>2ст.> / [d>1ст.> х (1 – ε)] (20)

Подставляя значения в формулу (20) имеем:

U>кл.рем.ут.> = 315 / [160 х (1 – 0.015)] = 2,0

Уточненное значение частоты вращения (мин -1) на входном

валу редуктора рассчитываем по формуле (21).

n>2рем.ут. >= n>1рем. >/ U>кл.рем.ут. >(21)

Подставляя значения в формулу (21) имеем:

n>2рем.ут. >= 1447,5 / 2,0 = 723,75 (мин -1)

Рекомендации по выбору межосевого расстояния ременной передачи имеют вид отображенный в формуле (22).

0,6 х (d>1ст.> + d>2ст.>)  а>рем. > 1.5 х (d>1ст.> + d>2ст.>) (22)

Предварительно принимаем а>рем. >= 0,8 х (d>1ст.> + d>2ст.>).

а>рем.> = 0,8 х (160 + 315) = 380 мм.

Длина клинового ремня (мм) определяется по формуле (23).

L>рем.> = 2а>рем> + [(d>1ст.> + d>2ст.>)]/ 2 + [(d>2ст.> – d>1ст.>) 2] / 4а>рем> (23)

Подставляя значения в формулу (23) имеем:

L>рем.> = 2 х 380 + 745,75 + 15,80 = 1541,55 мм

Полученное значение согласовываем со стандартным.

L>рем.ст. >= 1600 мм

Находим уточненное значение межосевого расстояния по формуле (24).


а>рем. >=0,25 ∙ [(L>рем.ст. >– ) + √( L>рем.ст. >– )2 –8 y] (24)

Где:

,y – вспомогательные параметры и находятся по формулам (25) и (26) соответственно.

 = 0,5 ∙ (d>1ст.> + d>2ст.>) (25)

y = 0,25 ∙ ((d>2ст.> – d>1ст.>) 2) (26)

Подставляя соответствующие значения в формулы (25) и (26) имеем:

 = 0,5 ∙ 3,14 ∙ (160 + 315) = 745,75

y = 0,25 ∙ ((315 – 160)2) = 6006,25

Сводим получившиеся значения в формулу (24).

а >рем.> = 0,25∙(854,25 + 825,65) = 420 мм

Число пробегов ремня в секунду определяется по формуле (27).

 = U>1> / L>р.ст. >(27)

Подставляя значения в формулу (27) имеем:

 = 12,12/ 1,60 = 7,58

Угол охвата ремнем меньшего шкива (град) определяется по формуле (28).

>1> = 180 - 57 ∙ [(d>2ст.> – d>1ст.>) / а>рем>] (28)

Подставляя значения в формулу (28) имеем:

>1> = 180 - 57 ∙ [(315 – 140) / 510] = 159

Значение расчетной мощности, передаваемой одним ремнем сечением “В” с учетом действительных условий эксплуатации передачи (кВт) определяется по формуле (29).

Р>расч. >= Р>0> ∙ C>> ∙ C>L> ∙ C>p>> >(29)

где:

Р>0> – номинальная мощность (кВт) передаваемая одним ремнем. Находится по таблице П19 приложения и равна 2,89 кВт.

C>p> – коэффициент учитывающий режим работы ременной передачи в приводе конвейера. В соответствии с условием задания режим работы легкий, число смен принимаем равной двум, тогда C>p> = 1,1.

C>> - коэффициент, учитывающий действительный угол охвата ремнем меньшего шкива. C>> = 0,95.

C>L> – коэффициент длины ремня. Зависит от отношения L>рем.ст. >/ L>0.> Где L>0> – базовая длина ремня в зависимости от типа ремня. Для типа ремня “В” L>0> = 2,24. L>рем.ст. >/ L>0> = 1,60 / 2,24 = 0,71 Тогда C>L> = 0,84

Подставляя значения в формулу (29) имеем:

Р>расч. >= 2,89 ∙ 1,1 ∙ 0,95 ∙ 0,84 = 2,54 кВт

Предварительное количество ремней в комплекте определяется по формуле (30).

Z>рем.> = Р>1рем.> / Р>расч.> (30)

Подставляя значения в формулу (29) имеем:

Z>рем.> = 8,87 / 2,54 = 3,49

В зависимости от полученного значения Z>рем.> принимаем значение коэффициента C>z>, учитывающего неравномерность распределения нагрузки по ремням. C>z> = 0,90.

Расчетное число ремней с учетом неравномерности распределения нагрузки между ремнями определяется по формуле (31).

Z>рем.> = Р>1рем.> / (Р>расч.> ∙ C>z>) (31)

Подставляя значения в формулу (31) имеем:

Z>рем.> = 8,87 / (2,54 ∙ 0,95) = 3,88

Принимаем число ремней равной 4.

Сила предварительного натяжения одного ремня (Н) сечением “В” определяется по формуле (32).

F>01> = [(850 ∙ Р>1рем.>∙ C>L>) / (U>1> ∙ C>> ∙ C>p> ∙ Z>рем.>)] + q ∙ U>1>2 (32)

где:

q – масса одного метра длины клинового ремня, q = 0,3 кг / м

Подставляя значения в формулу (32) имеем:

F>01> = [(850 ∙ 8,87 ∙ 0,86) / (12,12 ∙ 0,95 ∙ 1,1 ∙ 4)] + 0,3 ∙ 12,12 2

F>01> = (6333,18 / 50,66) + 44,07 = 169,0 Н

Сила, действующая на валы со стороны ременной передачи (Н) определяется по формуле (33).

F> = 2 F>01> ∙ Z>рем.> ∙ sin (>1> / 2) (33)

Подставляя значения в формулу (32) имеем:

F> = 2 х 169 ∙ 4 ∙ sin 79,5 = 1326,96 Н

Ширина шкива (мм) определяется по формуле (34).

М = (Z>рем.> – 1)∙e + 2f (34)

где:

e и f – параметры ремня по справочным таблицам e = 19, f = 12,5

Подставляя значения в формулу (34) имеем:

М = (4 – 1) ∙ 19 + 2 ∙ 12,5 = 82 мм.

Так как М=82 мм >l>1 >= 80 мм, то выбираем для шкивов тип 2.

Осевая фиксация шкивов осуществляется:

      малого шкива с помощью концевой гайки;

      большого шкива с помощью гайки и стопорной шайбы с лапкой и носиком

    Выбор редуктора

Выбор стандартного редуктора с цилиндрическими зубчатыми колесами осуществляется на основании передаточного отношения U>ред. >и при выполнении условия:

Т>2ред. > Т>ред.ном. >

где Т>ред.ном. >=1000Н∙м - значение номинального вращающего момента на выходном валу для редукторов ЦУ–160.

Т>2ред.>= 588,86 Н∙м < Т>ред.ном.>= 1000Н∙м

Вращающий фактический момент на выходном валу редуктора не превышает значение номинального (допустимого) вращающего момента на выходном валу для редуктора, следовательно, возможен выбор одноступенчатого редуктора ЦУ–160-5.6.

    Выбор зубчатой муфты

Жесткая компенсирующая муфта (зубчатая муфта типа М3) позволяет компенсировать несоостность и угловые перемещения вала барабана по отношению к валу редуктора.

Диаметр расточки втулки муфты предварительно примем равным диаметру выходного вала редуктора d>вых.> = 55 мм.

Из справочной таблицы по выбору зубчатой муфты выпишем значение вращающего момента передаваемого этой муфтой:

М> = 1,6 кНм

Расчетный момент на выходном валу редуктора (Нм) определяется по формуле (36):

Т>расч. >= Т>2ред>. ∙ К>(36)

Где К> – коэффициент, учитывающий режим работы привода конвейера К> = 1,1.

Подставляя значения в формулу (36) имеем:

Т>расч. >= 588,86 ∙ 1.1 = 647,75 Нм

Условие М>  Т>расч. >выполняется.

Справочное значение, передаваемое муфтой МЗ55Ц–1600 момента значительно больше расчетного момента, следовательно, данная муфта может быть принята к установке в приводе.

Число зубьев зубчатой муфты Z =40

Модуль зацепления m=3

Диаметр делительной окружности зубчатой муфты (мм) определяется по формуле (37):

d>w> = m ∙ z (37)

Подставляя значения в формулу (37) имеем:

d>w> = 3 ∙ 40 = 120 мм

Окружное усилие на делительной окружности муфты (Н) определяется по формуле (38):

F>t> = 2 ∙ Т>2ред. >/ d>w> (38)

Подставляя значения в формулу (38) имеем:

F>t> = 2 ∙ 588,86/ 0,12 = 9814,3 Н

Список используемой литературы

    В.Е. Воскресенский. “Расчет приводов конвейеров. Детали машин и основы конструирования.”

    П.Г. Гузенков “Курсовое проектирование по деталям машин и подъемно – транспортным машинам”. Москва Высшая Школа 1990

    Н.А. Грубе, Г.И. Яковлев, Т.Г. Бочарова. “Проектирование и расчет приводов технологического и транспортного оборудования. Методические указания по курсовому и дипломному проектированию.”