Расчет и проектирование привода конвейера
Министерство образования Республики Беларусь
Борисовский государственный политехнический колледж
Расчетно-пояснительная записка
к курсовому проекту по «Технической механике»
Тема: Расчет и проектирование привода конвейера
Разработал:
Коренько А.В.
гр. ТЗ-401, вар.11
Борисов 2007
Содержание
1 Введение
2 Выбор электродвигателя
3 Расчет клиноременной передачи
4 Расчет цепной передачи
5 Расчет закрытой червячной передачи
6 Расчет ведомого вала редуктора
7 Расчет ведущего вала-червяка
8 Подбор подшипников
9 Подбор и проверочный расчет шпонок ведущего вала
10 Подбор и проверочный расчет шпонок ведомого вала
11 Определение конструктивных размеров червячной передачи
12 Компоновочная схема и тепловой расчет редуктора
13 Определение конструктивных размеров крышек подшипников
14 Выбор масла, смазочных устройств
15 Выбор стандартных изделий
Список использованной литературы
1 Введение
Тяговым органом заданного привода является цепная передача В цепных передачах (см. рис.1) вращение от одного вала к другому передается за счет зацепления промежуточной гибкой связи (цепи) с ведущим и ведомым звеньями (звездочками).
Рис.1 Схема цепной передачи с червячным редуктором
В связи с отсутствием проскальзывания в цепных передачах обеспечивается постоянство среднего передаточного числа. Наличие гибкой связи допускает значительные межосевые расстояния между звездочками. Одной цепью можно передавать движение одновременно на несколько звездочек. По сравнению с ременными цепные передачи имеют при прочих равных условиях меньшие габариты, более высокий КПД и меньшие нагрузки на валы, так как отсутствует необходимость в большом предварительном натяжении тягового органа.
Недостатки цепных передач: значительный износ шарниров цепи, вызывающий ее удлинение и нарушение правильности зацепления; неравномерность движения цепи из-за геометрических особенностей ее зацепления с зубьями звездочек, в результате чего появляются дополнительные динамические нагрузки в передаче; более высокие требования к точности монтажа передачи по сравнению с ременными передачами; значительный шум при работе передачи.
Цепные передачи предназначаются для мощности обычно не более 100 кВт и могут работать как при малых, так и при больших скоростях (до 30 м/с). Передаточные числа обычно не превышают 7.
Применяемые в машиностроении цепи по назначению подразделяются на приводные, передающие энергию от ведущего вала к ведомому; тяговые, применяемые в качестве тягового органа в конвейерах; грузовые, используемые в грузоподъемных машинах. Из всех типов природных цепей наибольшее распространение имеют роликовые с числом рядов от 1 до 4, втулочные , одно- и двухрядные, и зубчатые.
Кинематическая схема привода конвейера приведена на рис.2.
Вращение привода передается от вала электродвигателя 1 к валу ведомой звездочки 4 цепного конвейера посредством клиноременной передачи и червячного редуктора с нижним расположением червяка 2.
Рис.2 Кинематическая схема привода конвейера.
2 Выбор электродвигателя
Исходные данные:
мощность на ведомой звездочке Р>4>=3,5 кВт;
число оборотов на ведомой звездочке п>4>=35 об/мин;
работа двухсменная;
нагрузка спокойная нереверсивная.
Определяем общий КПД привода по схеме привода
η>общ>=η>1> η>2> η>3> η>0 >(2.1)
где [1, с.5, табл.1.1]: η>1>=0,97- КПД ременной передачи;
η>2>=0,72 - КПД закрытой червячной передачи с однозаходним червяком;
η>3>=0,95 - КПД цепной передачи;
η>0>=0,992- коэффициент, учитывающий потери на трение в опорах 2-х валов.
Сделав подстановку в формулу (2.1) получим:
η>общ.>=0,97*0,72*0,95*0,992=0,65
Определяем мощность, необходимую на входе [1,с.4]
Р>тр>=Р>4>/η>общ.> (2.2)
где Р>тр> – требуемая мощность двигателя:
Р>тр>=3,5/0,65=5,38кВт
Выбираем электродвигатель [1,с.390,табл. П1,П2]
Пробуем двигатель 4А112М4:
Р>дв.>=5,5кВт;
n>с>=1500об/мин;
S=3,7%
d>дв.>=32мм.
Определяем номинальную частоту вращения электродвигателя по формуле (1.3) [1,c.6]:
n>ном>=n>c>·(1-S);
n>ном>=1500·(1-0,037);
n>ном>=1444,5 об/мин
Определяем общее передаточное число привода
U=n>ном.>/n>4>=1444,5/35=41,3
Производим разбивку передаточного числа по ступеням. По схеме привода
U>общ.>=U>1>· U>2>· U>3>; (2.3)
Назначаем по рекомендации [1,табл.1.2]: U>1>=2; U>2>=10;
Тогда
U>3>= U>общ.>/( U>1>· U>2>);
U>3>=2,06, что входит в рекомендуемые пределы
Принимаем U>3>=2.
Тогда уточняем передаточное число привода по формуле (2.3):
U>общ.>=2*10*2=40
Принимаем окончательно электродвигатель марки 4А112М4
Угловые скорости определяем по формуле
ω=πn/30 (2.4)
По формуле (2.4) определяем угловую скорость вала двигателя
ω>дв>=πn>дв>/30=π*1444,5/30=151,3рад/с;
По схеме привода (рис.2) и формуле (2.4) определяем частоты вращения и угловые скорости каждого вала
n>2>= n>дв>/U>1>=1444,5/2=722,3об/мин;
ω>2>=πn>2>/30=π*722,3/30=75,6 рад/с;
n>3>= n>2>/U>2>=722,3/10=72,2 об/мин;
ω>3>=πn>3>/30=π*72,2/30=7,6 рад/с;
n>4>= n>3>/U>3>=72,2/2=36,1 об/мин;
ω>4>=πn>4>/30= π*36,1/30=3,8 рад/с.
Определяем мощность на каждом валу по схеме привода
Р>2>=Р>дв> η>1>=5,5*0,97=5,335 кВт;
Р>3>=Р>2> η>2> η>0>=5,335*0,72*0,992=3,764 кВт;
Р>4>=Р>3> η>3>=5,124*0,95=3,576 кВт,
что близко к заданному.
Определяем вращающие моменты на каждом валу привода по формуле
(Нм) (2.5)
;
;
;
.
Все рассчитанные параметры сводим в табл.1.
Таблица 1
Параметры кинематического расчета
№ вала |
n, об/мин |
ω, рад/с |
Р, кВт |
Т, Нм |
U |
Дв. (1) |
1444,5 |
151,27 |
5,5 |
36,35 |
2 |
2 |
722,3 |
75,6 |
5,335 |
70,57 |
|
10 |
|||||
3 |
72,2 |
7,6 |
3,764 |
495,3 |
|
2 |
|||||
4 |
36,1 |
3,8 |
3,576 |
941 |
3 Расчет клиноременной передачи
Исходные данные:
Мощность на валу меньшего шкива Р>1>=Р>дв> =5,5 кВт
Вращающий момент на меньшем шкиве Т>1>=36,35 Нм
Передаточное число U=3
Частота вращения меньшего шкива n>дв>=1444,5 об/мин
Угловая скорость вращения меньшего шкива ω>дв>=151,27 рад/с
По мощности и частоте вращения меньшего шкива выбираем сечение «А» клинового ремня [3,табл.2.1]. Для наглядности, используя ГОСТ1284.1-80 размеры ремня сводим в табл.2.
Таблица 2
Размеры клинового ремня
Наименование |
Обозначение |
Величина |
Обозначение ремня |
А |
- |
Диаметр меньшего шкива, мм |
d>1> |
125 |
Ширина большего основания ремня, мм |
W |
13 |
Расчетная ширина ремня, мм |
Wр |
11 |
Высота ремня, мм |
Т>0> |
8 |
Площадь поперечного сечения, мм2 |
А |
81 |
Угол клина ремня, ° |
α |
40 |
Расчетная длина ремня, мм |
Lр |
560…4000 |
Масса одного метра, кг |
q |
0,105 |
Определяем диаметр большего шкива
d>2>=d>1>хUх(1-ε) (3.1)
где ε=0,01 – относительное скольжение ремня для передач с регулируемым натяжением ремня.
Подставив значения в формулу (3.1) получим
d>2>=125х2х0.99=247,5мм
Округляем до ближайшего значения из стандартного ряда
d>2>=250мм
Рассчитываем уточненное передаточное отношение:
U>1>=d>2>/d>1>=250/125=2, т.е. оно не изменилось.
Назначаем межосевое расстояние в интервале (мм):
а>min>=0,55Т>0>=0,55(125+250)+8=206,25мм
а>max>=(d>1>+ d>2>)= 125+250=375мм
Принимаем а=300мм
Вычисляем длину ремня:
Lр=2а+0,5π(d>1>+ d>2>)+ (d>1>+ d>2>)2/4а
Lр=2х300+0,5х3.14(125+250)+(125+250)2/1200=1306мм
Принимаем из стандартного ряда Lр =1320мм. Ввиду очень близкого округления длины ремня нет необходимости пересчитывать межосевое расстояние.
Рассчитываем угол обхвата меньшего шкива
α>1>=180-57(d>2> -d>1>)/а
α>1>=180-57(250-125)/300=156º
Рассчитываем скорость ремня
;
где [ν]=25м/с – допускаемая скорость для клиновых ремней,
м/с.
Находим необходимое для передачи число ремней:
(3.2)
где Р>0>=2 кВт – мощность, допускаемая для передачи одним ремнем «А» с диаметром меньшего шкива 125мм и скоростью ремня 10м/с [3,табл.2.4];
С>L>=0,95 - коэффициент, учитывающий влияние длины ремня [3,табл.2.5];
С>р>=1,2 - коэффициент динамичности нагрузки и режима работы (при среднем режиме работы, при двухсменой работе) [3,табл.2.6];
С>α>=0,93 - коэффициент, учитывающий влияние угла обхвата на тяговую способность ремня;
С>z>=0,9 - коэффициент, учитывающий число ремней в комплекте (при z=4-6). Подставив значения в формулу (3.2) получим:
ремня
Проверим частоту пробегов ремня U>пр>=ν/L>р>≤[U>рек>]
где [U>рек>]=30c-1 – рекомендованное значение частоты пробегов для клиноременной передачи.
U>пр>=9,5/1,8=5,3с-1.
Определяем силу предварительного натяжения одного клинового ремня:
где С>l>=1 – коэффициент влияния отношения расчетной длины ремня к базовой;
Определяем окружную силу, передаваемую комплектом ремней:
F>t>=Р>1>х103/ν=5500/9,5=579Н.
Определяем силы натяжения ведущей и ведомой ветвей одного клинового ремня
Определяем силу давления ремня на вал
F>оп>=2F>0*>z >*>sinα>1>/2=2х110х4хsin78°=861Н
Параметры клиноременной передачи заносим в табл.3.
Таблица 3
Параметры клиноременной передачи
Параметр |
Обозначение |
Значение |
Тип ремня |
- |
А |
Количество ремней, шт |
z |
4 |
Межосевое расстояние, мм |
а |
300 |
Скорость ремня, м/с |
ν |
9,5 |
Частота пробегов ремня, с-1 |
U>пр> |
5,3 |
Диаметр ведущего шкива, мм |
d>1> |
125 |
Диаметр ведомого шкива, мм |
d>2> |
250 |
Предварительное натяжение, Н |
F>0> |
110 |
Окружная сила, Н |
F>t> |
579 |
Сила давления ремня на вал, Н |
F>оп> |
861 |
4 Расчет цепной передачи
Исходные данные:
- передаточное число U>3>=2;
- вращающий момент на ведущей звездочке Т>3>=495,3Нм;
- частота вращения ведущей звездочки n>3>=72,2 об/мин:
- угловая скорость ω>3>=7,6 рад/с.
Вычисляем число зубьев на ведущей и ведомой звездочке:
z>3>=31-2U>3>;
z>4>= z>3>хU>3>;
z>3>=31-2х2=27
z>4>=27х2=54
Рассчитываем коэффициент эксплуатации [3,c.277]:
К>э>=к>Д >х к>а >х к>Н >х к>Р> х к>СМ> х к>П>;
где к>Д >=1 – динамический коэффициент при спокойной нагрузке;
к>а >=1 – коэффициент, учитывающий влияние межосевого расстояния (при а≤(30…60)хt);
к>Н >=1 - коэффициент, учитывающий влияние угла наклона линии центров(угол не превышает 60º);
к>Р> =1,25 – при периодическом регулировании натяжения цепи;
к>СМ> =1 – при капельной смазке;
к>П>=1,25 – коэффициент, учитывающий продолжительность работы в сутки, при двухсменной работе.
К>э>=1х1х1х1,25х1х1,25=1,56
Определяем шаг цепи:
где [p>н>]=22МПа – допускаемое давление в шарнирах цепи (при частоте вращения ведущей звездочки до 300об/мин и шаге цепи 19,05);
ι=2 – число рядов цепи типа ПР.
Принимаем р=25,4мм, выбираем цепь 2ПР-25,4-11400 [3,табл.3.1], параметры цепи заносим в табл.4. Обозначения параметров см. рис.3.
Рис.3 Рисунок роликовой цепи
Таблица 4
Параметры приводной роликовой двухрядной цепи
Параметр |
Обозначение |
Значение |
Шаг, мм |
t |
25,4 |
Расстояние между пластинами внутреннего звена, мм |
В>вн> |
15,88 |
Диаметр оси ролика, мм |
d |
7,92 |
Диаметр ролика, мм |
d>1> |
15,88 |
Высота цепи, мм |
h |
24,2 |
Ширина цепи, мм |
b |
68 |
Расстояние между плоскостями, проходящими через оси роликов, мм |
А |
29,29 |
Разрушающая нагрузка, кН |
Q |
11400 |
Масса одного метра цепи, кг/м |
q |
5 |
Параметр, озн. проекцию опорной поверхности, мм2 |
А>оп> |
211 |
Определяем скорость цепи:
;
.
Определяем окружную силу:
;
.
Определяем давление в шарнире:
;
;
Уточняем значение [р>Н>] = 22 МПа [3,табл.3.3] и проверяем условие:
;
;
Условие выполнено, т.е. ;
Выполнив приведенные расчеты, мы исключили разрыв и быстрый износ выбранной цепи.
Определяем длину цепи в шагах:
;
;
где а=30хt= 30х25,4=762мм - оптимальное межосевое расстояние передачи, принятое из условия долговечности цепи.
Уточняем межосевое расстояние:
;
;
Для свободного провисания цепи предусматривается возможность уменьшения межосевого расстояния на 0,4%, т.е. на .
Определяем диаметры делительных окружностей звездочек:
;
;
;
Определяем диаметры наружных окружностей звездочек:
;
;
;
где d>1> = 15,88 мм; [см выше табл. 4].
Определяем силы, действующие на цепь:
Окружная сила:
От центробежных сил:
;
;
От провисания:
;
;
где k>f>=1,5 – коэффициент, учитывающий расположение цепи, в данном случае принят для наклонной цепи, под углом 45.
Рассчитываем расчетную нагрузку на валы:
;
Проверяем коэффициент запаса прочности:
;
;
Условие выполняется, т.е. ;
где [s] = 8,4 – нормативный коэффициент запаса прочности, при выборе зависящий от шага цепи и частоты вращения ведущей звездочки [3,табл.3.4];
Параметры цепной передачи заносим в табл.5.
Таблица 5
Параметры цепной передачи
Параметр |
Обозначение |
Значение |
Скорость цепи, м/с |
ν |
8,25 |
Межосевое расстояние, мм |
а>Ц> |
760 |
Диаметры делительных окружностей, мм: ведущей звездочки ведомой звездочки |
d>Д3> d>Д4> |
219 437 |
Диаметры наружных окружностей, мм: ведущей звездочки ведомой звездочки |
D>е3> D>е4> |
230,3 449 |
Окружная сила, Н |
F>t3> |
378 |
Центробежная сила, Н |
F>v3> |
340 |
Сила от провисания, Н |
F>f3> |
56 |
Нагрузка на вал, Н |
F>В3> |
490 |
5 Расчет закрытой червячной передачи
5.1 Исходные данные
Передаточное отношение
Мощность на валу червяка
Момент на червяке
Число оборотов червяка
Угловая скорость червяка
5.2 Выбор материала червяка и червячного колеса
Для червяка с учетом мощности передачи выбираем [1, c.211] сталь 45 с закалкой до твердости не менее HRC 45 и последующим шлифованием.
Марка материала червячного колеса зависит от скорости скольжения
м/с
Для венца червячного колеса примем бронзу БрА9Ж3Л, отлитую в кокиль.
5.3 Предварительный расчет передачи
Принимаем допускаемое контактное напряжение [1,табл.5.4]: [σ>н>] = 173МПа.
Число витков червяка Z>1> принимаем в зависимости от передаточного числа.
При U = 10 принимаем Z>1> = 4.
Число зубьев червячного колеса Z>2> = Z>1> x U = 4 x 10 = 40.
Принимаем предварительно коэффициент диаметра червяка q = 10;
Коэффициент нагрузки К = 1,2;
Определяем межосевое расстояние [1, c.61]
(5.1)
Вычисляем модуль
(5.2)
Принимаем по ГОСТ2144-76 (таблица 4.1 и 4.2) стандартные значения m = 4, q = 10, а также Z>2> = 40 Z>1> = 4. Тогда пересчитываем межосевое расстояние по стандартным значениям m, q и Z>2>:
Принимаем aw = 100 мм.
5.4 Расчет геометрических размеров и параметров передачи
Основные размеры червяка:
Делительный диаметр червяка
Диаметры вершин и впадин витков червяка
Длина нарезной части шлифованного червяка [1]
Принимаем b>1>=42мм
Делительный угол подъема Y [1, табл. 4.3] при Z>1> = 4 и q =10; принимаем Y = 21 º48’05” h>a>=m=4мм; h>f>=1,2x m=4,8мм; c=0,2x m=0,8мм.
Основные геометрические размеры червячного колеса [1]:
Делительный диаметр червячного колеса
Диаметры вершин и впадин зубьев червячного колеса
Наибольший диаметр червячного колеса
Ширина венца червячного колеса
Принимаем b>2>=32мм
Окружная скорость
червяка -
колеса -
Скорость скольжения зубьев [1, формула 4.15]
КПД редуктора с учетом потерь в опорах, потерь на разбрызгивание и перемешивания масла [1, формула 4.14]
Уточняем вращающий момент на валу червяка
По [1, табл. 4.7] выбираем 7-ю степень точности передачи и находим значение коэффициента динамичности Kv = 1,1.
Коэффициент неравномерности распределения нагрузки [1,формула 4.26]
В этой формуле коэффициент деформации червяка при q =10 и Z>1> =4 [1,табл. 4.6]
При незначительных колебаниях нагрузки вспомогательный коэффициент Х=0,6
Коэффициент нагрузки
5.5 Проверочный расчет
Проверяем фактическое контактное напряжение
МПа < [G>H>] = 173МПа.
Проверяем прочность зубьев червячного колеса на изгиб.
Эквивалентное число зубьев.
Коэффициент формы зуба [1, табл. 4.5] Y>F> = 2,19
Напряжение изгиба
Па = 16,2 МПа
Определяем основное допускаемое напряжение изгиба для реверсивной работы: , где -коэффициент долговечности, принимаем по его минимальному значению =0,543/1,с.67/;
Таким образом, =98*0,543=53,21МПа. Прочность обеспечена, т. к. < .
Определяем окружные F>t>, осевые F>a> и радиальные F>r> силы в зацеплении соответственно на червяке и на колесе по формулам:
Все вычисленные параметры заносим в табл.6.
Таблица 6
Параметры червячной передачи
-
Параметр
Колесо
Червяк
m
4
z
40
4
ha,мм
4
h>f>,мм
4,8
с, мм
0,8
d, мм
160
40
d>а>, мм
168
48
d>f>, мм
150,4
30,4
d>а>>m>, мм
172
-
b, мм
32
42
γ
21º48’05”
V, м/с
0,6
1,5
V>s>>, м/с>
1,6
F>t>, Н
6191
2615
F>a>, Н
2615
6191
F>r>, Н
2252
6 Расчет ведомого вала редуктора
6.1 Исходные данные
Исходные данные выбираем из табл.3,5,6 с округлением до целых чисел:
Н;
Н;
Н;
F>В3>=490Н – нагрузка от цепи на вал под углом 45°;
Т>3>=495,3Н;
d=160мм;
b=32мм.
По кинематической схеме привода составляем схему усилий, действующих на валы редуктора.
Рис.4 Схема усилий, действующих на валы червячного редуктора
6.2 Выбор материала вала
Назначаем материал вала. Принимаем сталь 45, для которой [1, табл.8.4] σ>в> = 890 Н/мм2. Определяем пределы выносливости материала вала при симметричном цикле изгиба и кручения
; ;
; Н/мм2;
; Н/мм2.
6.3 Определение размеров вала
Определяем диаметр выходного конца вала под ступицей звездочки из расчёта на чистое кручение
(6.1)
где [τ>к>]=(20…30)Мпа [1,c.161]
Принимаем [τ>к>]=25Мпа.
Диаметр выходного конца
Принимаем ближайшее большее значение из стандартного ряда d>1 >=50мм.
Намечаем приближенную конструкцию ведомого вала редуктора (рис.5)
Рис.5 Приближенная конструкция ведомого вала
Диаметры подшипниковых шеек d>2 >=d>1>+2t=50+2х2,8=55,6мм
Принимаем d>2 >=60мм
Диаметр под ступицу червячного колеса d>3>= d>2 >+3,2r=60+3,2х3=69,6мм
Принимаем d>3 >=71мм
Диаметр буртика
d>5>= d>3 >+3,2r=71+9,6=80мм
l>1 >=(1,0…1,5)d>1 >=1,2х50=60мм
l>2>≈1,25d>2 >=1,25х60=75мм
l>3> =(0,8..1)хd>am>=170мм
Предварительно выбираем подшипник 7512 ГОСТ333-79 с внутренним диаметром 60мм, наружным 110мм, шириной 20мм. l>4> =22мм.
6.4 Расчет ведомого вала на изгиб с кручением
Для построения эпюр с учетом рис.5 определяем расстояния прилагаемых сил (рис.6).
a=b=l>3>/2=85мм;
с=l>1>/2+l>2>-10=95мм;
d=160мм.
Рис.6 Компоновочный эскиз вала
Заменяем вал балкой на опорах в местах подшипников.
Силу давления цепной передачи на вал F>В> раскладываем на составляющие в осях х и у:
F>Вх>= F>В>>y>= F>В>cos45°=346,5Н.
Рассматриваем вертикальную плоскость (ось у)
Изгибающий момент от осевой силы Fа будет: m>а>=[Fad/2]: m>а>=2615·16010-3/2; m>а>=209Нм.
Определяем реакции в подшипниках в вертикальной плоскости.
1m>Ау>=0
-R>By>·(a+b)+F>r>·a+ m>а>-F>Ву>(a+b+c)=0
R>By>=(-F>Ву>(a+b+c)+F>r>·а+ m>а>)/ (a+b);
R>By>= (-346,5·0,265+2252·0,085+209)/ 0,17;
R>By>==436,5Н
2m>Ву>=0
R>А>>y>·(a+b)-F>r>·b- m>а>+F>Ву>(a+b+c)=0
R>А>>y>==(-F>Ву>·c-+F>r>·b+ m>а>)/ (a+b);
R>А>>y> =(-346,5·0,095+2252·0,085+209)/ 0,17;
R>А>>y> =2162Н
Проверка: F>Ку>=0
R>А>>y>> >-F>r>+ R>By> -F>Ву> =2162-2252+436,5-346,5=0
Назначаем характерные точки 1,2,2’,3 и 4 и определяем в них изгибающие моменты:
М>1у>=0;
М>2у>=-R>А>>y>·а;
М>2у>=-2162·0,085;
М>2у> =-184Нм;
М>2’у>= М>2у> -m>а> (справа);
М>2’у>=-184-209;
М>2’у> =-293Нм;
М>3у>=F>Ву>·с;
М>3у>=346,5·0,095=33Нм;
М>4у>=0;
Строим эпюру изгибающих моментов М>у>, Нм (рис.7)
Рассматриваем горизонтальную плоскость (ось х)
1m>Ах>=0;
-F>Вх>·(a+b+с)-R>Вх>·(a+b)+ F>t>·a=0;
-346,5·(0,085+0,085+0,095)-R>Вх>·(0,085+0,085)+6196·0,085=0;
R>Вх>=434,8/0,17; R>Вх>=2558Н
2m>Вх>=0;
R>Ах>·(a+b)-F>t>·b-F>Вх>·с= 0;
R>Ах>=(61910,085+346,50,095)/0,17;
R>Ах>=3286,5Н
Проверка m>Кх>=0;
R>Ах>- F>t> +F>Вх>+R>Вх>=2558-6191+346,5-3286,5=0
Назначаем характерные точки 1,2,2’,3 и 4 и определяем в них изгибающие моменты:
М>1х>=0; М>2х>= -R>Ах>·а;
М>2х>=-3286,5·0,085;
М>2х>=-279Нм; М>3х>=-F>Вх> ·с;
М>3х>=-346,5·0,095;
М>3х>=-33Нм, М>4х>=0;
Строим эпюру изгибающих моментов М>х>.
Крутящий момент
Т>I-I>=0; Т>II-II>=T>1>=F>t>·d/2;
Т>II-II>=619116010-3/2; Т>II-II>=495Нм.
Рис.7 Эпюры изгибающих и крутящих моментов ведомого вала.
6.5 Расчет коэффициента запаса прочности
В соответствии с рис.7 наиболее опасным является сечение 2-2, в котором имеются концентраторы напряжений от посадки червячного колеса с натягом, шпоночного паза и возникают наибольшие моменты.
Исходные данные для расчета:
М>2’у>=293Нм;
М>2х>=279Нм;
Т>2-2>=495Нм;
d=71мм;
в=20мм – ширина шпонки,
t=7,5мм – глубина шпоночного паза.
При расчете принимаем, что напряжения изгиба изменяются по симметричному циклу, а напряжения кручения – по отнулевому циклу.
Определяем результирующий изгибающий момент:
Нм.
Определяем напряжения изгиба:
σ>и>=М>и>/W;
где W – момент сопротивлению изгибу. По [1,табл.22.1]:
мм3
σ>и>=404000/30880=13Н/мм2.
При симметричном цикле его амплитуда равна: σ>а>= σ>и> =95Н/мм2.
Определяем напряжения кручения: τ>к>=Т>2-2>/W>к>; где W>к> – момент сопротивлению крученю. По [1,табл.22.1]:
мм3
τ>к>=495000/65025=7,6Н/мм2.
При отнулевом цикле касательных напряжений амплитуда цикла равна:
τ>а>= τ>к> /2=7,6/2=3,8 Н/мм2.
Согласно примечанию к табл. 0.2 [3] в расчет принимаем концентрацию напряжений от посадки зубчатого колеса, для которой по табл.0.5 [3] (интерполируя) К>σ>/К>ν>=3,9; К>τ>/К>d>=2,8. По табл. 0.3…0.4 [3]: К>F>=1,0 – для шлифованной посадочной поверхности; К>ν>=1,0 – поверхность вала не упрочняется. Определяем коэффициенты концентрации напряжении вала:
(К>σ>)>D>=( К>σ>/К>ν>+ К>F>-1)/ К>ν>=(3,9+1-1)/1=3,9;
(К>τ>)>D>=( К>τ>/К>ν>+ К>F>-1)/ К>ν>=(2,8+1-1)/1=2,8.
Определяем пределы выносливости вала:
(σ>-1>)>D>=σ>-1>/(К>σ>)>D>=383/3,9=98,2 Н/мм2;
(τ>-1>)>D>=τ>-1>/(К>τ>)>D>=222/2,8=79,3 Н/мм2.
Определяем коэффициенты запаса прочности:
s>σ>=(σ>-1>)>D>/ σ>а>=98,2/13=7,5;
s>τ>=(τ>-1>)>D>/ τ>а>=79,3/3,8=20,8.
Определяем расчетный коэффициент запаса по нормальным и касательным напряжениям:
Сопротивление усталости вала в сечении 3-3 обеспечивается.
7 Расчет ведущего вала редуктора-червяка
7.1 Исходные данные
Исходные данные выбираем из табл.3,5,6 с округлением до целых чисел:
Н;
Н;
Н;
Н;
Т>2>=116,3Н;
d=83,33мм;
b=40мм.
Схема усилий приведена на рис.4.
7.2 Определение диаметров вала
Ведущий вал – червяк (см.рис.8)
Рис.8 Эскиз червяка
Диаметр выходного конца при допускаемом напряжении (согласно табл. 7.1 [2]):
По ГОСТ принимаем d>1> =25мм
Диаметры подшипниковых шеек d>2 >=d>1>+2t=25+2х2,2=29,9мм
Принимаем d>2 >=30мм d>3>≤d>f>>1>=47,88
Принимаем d>3 >=40мм
l>1 >=(1,2…1,5)d>1 >=1,4x25=35мм
l>2>≈1,5d>2 >=1,5x30=45мм
l>3> =(0,8…1)хd>am>=170мм
l>4> – определим после выбора подшипника
7.3 Эскизная компоновка ведущего вала
Назначаем предварительно подшипники шариковые радиально-упорные однорядные средней серии по мм подшипник №36307, у которого D>п>=80мм; В>п>=21мм [1,c.394, табл.П3].
Выполняем эскизную компоновку вала редуктора. Необходимо определить длину вала L и расстояния от середины подшипников до точек приложения нагрузок a, b и с (рис.6).
Принимаем
l>ст>=b+10мм – длина ступицы колеса:
l>ст>=40+10=50мм;
(30…50)мм - расстояние от торца подшипника до торца ступицы шкива.
Принимаем 40мм. l>ш>=60мм - длина ступицы шкива.
Определяем размеры а, b, с и L.
а=b=Вп/2+е+К+lст/2;
а=b=21/2+10+10+50/2;
а=b=55,5мм
Принимаем а=b=55мм.
с= Вп/2+40+l>ш>/2;
с=21/2+40+60/2;
с=80,5мм
Принимаем с=80мм.
L=Вп/2+a+b+c+ l>зв>/2;
L=21/2+55+55+80+60/2;
L=230,5мм;
Принимаем L=235мм.
7.4 Расчет ведущего вала на изгиб с кручением
Заменяем вал балкой на опорах в местах подшипников.
Рассматриваем вертикальную плоскость (ось у)
Изгибающий момент от осевой силы Fа будет:
m>а>=[Fad/2]:
m>а>=6191·4010-3/2;
m>а>≈124Нм.
Определяем реакции в подшипниках в вертикальной плоскости.
1m>Ау>=0
R>By>·(a+b)-F>r>·a- m>а>=0
R>By>=(F>r>·а+ m>а>)/ (a+b);
R>By>= (2252·0,055+124)/ 0,11;
R>By>==2253Н
2m>Ву>=0
R>А>>y>·(a+b)+F>r>·b- m>а>=0
R>А>>y>==(-F>r>·b m>а>)/ (a+b);
R>А>>y> =(2252·0,055+124)/ 0,11;
R>А>>y> =1Н
Проверка: F>Ку>=0
R>А>>y>- F>r> - R>By>=1-2252+2253=0
Назначаем характерные точки 1,2,2’,3 и 4 и определяем в них изгибающие моменты:
М>1у>=0;
М>2у>= -R>А>>y>·а;
М>2у>=-1·0,055;
М>2у> =-0,05Нм;
М>2’у>= М>2у>- m>а>(справа);
М>2’у>=-0,05-124;
М>2’у> =-124Нм;
М>3у>=0;
М>4у>=0;
Строим эпюру изгибающих моментов М>у>, Нм (рис.9)
Рассматриваем горизонтальную плоскость (ось х)
Рис.8 Эпюры изгибающих и крутящих моментов ведущего вала.
1m>Ах>=0;
-F>Оп>·(a+b+с)-R>Вх>·(a+b)+F>t>·a=0;
-861·(0,055+0,055+0,08)+R>Вх>·(0,055+0,055)-2615·0,055=0;
R>Вх>=307,4/0,11;
R>Вх>2795Н
2m>Вх>=0;
R>Ах>·(a+b)-F>t>·b-F>оп>·с= 0;
R>Ах>=(26150,055+8610,08)/0,11;
R>Ах>1934Н
Назначаем характерные точки 1,2,3 и 4 и определяем в них изгибающие моменты:
М>1х>=0;
М>2х>= -R>Ах>·а;
М>2х>=-1934·0,055;
М>2х>=106Нм;
М>3х>= F>Оп> ·с;
М>3х>=861·0,08;
М>3х>=69Нм
М>4х>=0;
Строим эпюру изгибающих моментов М>х>.
Крутящий момент
Т>I>>->>I>=0;
Т>II>>->>II>=T>1>=F>t>·d/2;
Т>II>>->>II>=26154010-3/2;
Т>II>>->>II>=52Нм.
Так как значения изгибающих и крутящих моментов значительно меньше, чем у ведомого вала расчет вала на прочность не проводим.
8 Подбор подшипников
8.1 Расчет подшипников червяка на долговечность
Исходные данные
n>2>=722мин-1;
d>п3>=30мм;
R>А>>y>=1Н;
R>Ах>=1934Н;
R>By>=2252Н;
R>Вх>=2791Н;
Н.
Определяем радиальные нагрузки, действующие на подшипники
; (12.1)
;
Здесь подшипник 2 – это опора А в сторону которой действует осевая сила F>а> (рис.9).
;
;
Назначаем тип подшипника, определив отношение осевой силы к радиальной силе того подшипника, который ее воспринимает (здесь подшипник 2)
;
;
Так как соотношение больше 0,35, то назначаем роликовый конический однорядный подшипник средней серии по d>п3>=30мм.
Подшипник № 7306, у которого:
D>n>>2>=72мм;
В>n>>2>=21мм;
С>0>=40кН – статическая грузоподъемность;
С=29,9кН – динамическая грузоподъемность
е=0,34 – коэффициент осевого нагружения;
У=1,78 – коэффициент при осевой нагрузке [1,c.402, табл.П7].
Определяем коэффициент Х при радиальной нагрузке [1,c.212, табл.9.18] в зависимости от отношения
;
где V – коэффициент вращения, при вращении внутреннего кольца V=1.
Тогда Х=0,4.
Изображаем схему нагружения подшипников. Подшипники устанавливаем враспор.
Рис.9 Схема нагружения вала-червяка
Определяем осевые составляющие от радиальных нагрузок
S=0,83eF>r> [1,c.216]
S>1>=0,830,343587;
S>1>=1012Н;
S>2>=0,830,341934;
S>2>=546Н.
Определяем осевые нагрузки, действующие на подшипники.
F>aI>=S>1>;
F>aII>=S>2> +F>aI>;
F>aI>=1012Н;
F>aII>=546+1012;
F>aII>=1558Н.
Определяем эквивалентную нагрузку наиболее нагруженного подшипника II
F>э2>=(ХVF>r>>2>+УF>aII>)K>>K>τ>;
где K>> - коэффициент безопасности;
K>> =1,3…1,5 [1,c.214, табл.9.19];
принимаем K>> =1,5;
K>τ> – температурный коэффициент;
K>τ> =1 (до 100ºС) [1,c.214, табл.9.20];
F>э2>=(0,411934+1,781558)1,51; F>э2>=5146Н≈5,2кН
Определяем номинальную долговечность роликовых подшипников в часах
[1,c.211]; (12.2)
Подставляем в формулу (12.2):
; ч.
По заданию долговечность привода 3 года при двухсменной работе L>hmin>=260х8х2х3=12500ч.
В нашем случае L>h>> L>hmin>, принимаем окончательно для червяка подшипник 7306.
8.2 Расчет подшипников тихоходного вала на долговечность
Исходные данные
n>2>=72,2мин-1;
d>п3>=60мм;
R>А>>y>=2162Н;
R>Ах>=3286Н;
R>By>=436Н;
R>Вх>=2558Н;
Н.
Определяем радиальные нагрузки, действующие на подшипники (12.1)
;
Здесь подшипник 2 – это опора А в сторону которой действует осевая сила F>а> (рис.10).
;
;
Назначаем тип подшипника, определив отношение осевой силы к радиальной силе того подшипника, который ее воспринимает (здесь подшипник 2)
;
;
Так как соотношение больше 0,35, то назначаем роликовый конический однорядный подшипник средней серии по d>п3>=60мм.
Подшипник № 7512, у которого:
D>n>>2>=110мм;
В>n>>2>=30мм;
С>0>=94кН – статическая грузоподъемность;
С=75кН – динамическая грузоподъемность
е=0,392 – коэффициент осевого нагружения;
У=1,528 – коэффициент при осевой нагрузке [1,c.402, табл.П7].
Определяем коэффициент Х при радиальной нагрузке [1,c.212, табл.9.18] в зависимости от отношения
>е
где V – коэффициент вращения, при вращении внутреннего кольца V=1.
Тогда Х=0,4. Подшипники устанавливаем враспор.
Определяем осевые составляющие от радиальных нагрузок
S=0,83eF>r> [1,c.216]
S>1>=0,830,3922595; S>1>=844Н;
S>2>=0,830,3923933; S>2>=1280Н.
Определяем осевые нагрузки, действующие на подшипники.
F>aI>=S>1>;
F>aII>=S>2> +F>aI>;
F>aI>=844Н;
F>aII>=844+1280;
F>aII>=2124Н.
Определяем эквивалентную нагрузку наиболее нагруженного подшипника II
F>э2>=(ХVF>r>>2>+УF>aII>)K>>K>τ>;
где K>> - коэффициент безопасности;
K>> =1,3…1,5 [1,c.214, табл.9.19];
принимаем K>> =1,5;
K>τ> – температурный коэффициент;
K>τ> =1 (до 100ºС) [1,c.214, табл.9.20];
F>э2>=(0,413933+1,782124)1,51;
F>э2>=8030Н=8,03кН
Определяем номинальную долговечность роликовых подшипников в часах
[1,c.211]; (12.2)
Подставляем в формулу (12.2):
; ч.
По заданию долговечность привода L>hmin>=12500ч.
В нашем случае L>h>> L>hmin>, принимаем окончательно для червяка подшипник 7512.
9. Подбор и проверочный расчет шпонок ведущего вала
Выбор и проверочный расчет шпоночных соединений проводим по [3].
Рис.10 Сечение вала по шпонке
Для выходного конца быстроходного вала при d=25 мм подбираем призматическую шпонку со скругленными торцами по ГОСТ23360-78 bxh=8x7 мм2 при t=4мм (рис.10).
При длине ступицы шкива l>ш>=35 мм выбираем длину шпонки l=32мм.
Материал шпонки – сталь 45 нормализованная. Напряжения смятия и условия прочности определяем по формуле:
(9.1)
где Т – передаваемый момент, Нмм; Т>II>=70570Нмм
l>р> – рабочая длина шпонки, при скругленных концах l>р>=l-b,мм;
[]>см> – допускаемое напряжение смятия.
С учетом того, что на выходном конце быстроходного вала устанавливается шкив из ст.3 ([]>см>=110…190 Н/мм2) вычисляем:
Условие выполняется.
10. Подбор и проверочный расчет шпонок ведомого вала
Передаваемый момент Т>3>=232Нм=495300Нмм.
Для выходного конца тихоходного вала при d=50 мм подбираем призматическую шпонку со скругленными торцами bxh=14x9 мм2 при t=5,5мм.
При l>1>=60 мм выбираем длину шпонки l=45мм.
Материал шпонки – сталь 45 нормализованная. Проверяем напряжение смятия, подставив значения в формулу (9.1).
Условие выполняется.
Для соединения тихоходного вала со ступицей червячного колеса при d=71 мм подбираем призматическую шпонку со скругленными торцами bxh=20x12 мм2 при t=7,5мм.
При l>1>=32 мм выбираем длину шпонки l=32мм.
Материал шпонки – сталь 45 нормализованная. Проверяем напряжения смятия и условия прочности с учетом материала ступицы чугуна СЧ20 ([]>см>=70…100 МПа) и Т>2>=748 Нмм:
Условие выполняется.
Выбранные данные сведены в табл.6.
Таблица 6
Параметры шпонок и шпоночных соединений
Параметр |
Вал-шкив |
Вал-полумуфта |
Вал-колесо |
Ширина шпонки b,мм |
8 |
14 |
20 |
Высота шпонки h,мм |
7 |
9 |
12 |
Длина шпонки l,мм |
32 |
45 |
32 |
Глубина паза на валу t>1>,мм |
4 |
5,5 |
7,5 |
Глубина паза во втулке t>2>,мм |
3,3 |
3,8 |
4,9 |
11. Определение конструктивных размеров червячной передачи
Длины ступиц и внутренние диаметры определены ранее. Наружные диаметры ступиц определяем по формуле:
d>ст>=1,55d;
d>ст>=1,55х71=110мм
Учитывая, что диаметр впадин d>f>=150,4мм конструкцию червячного колеса принимаем биметаллической, т.е. колесо без обода из серого чугуна, а венец – из бронзы БрА9Ж3Л. Определяем конструктивные размеры частей (см. рис.11).
Рис.11 Конструктивные размеры червячного колеса d=(0,4…0,5)b=0,5х32=16мм, h=(0,3…0,4)d=5мм
Размеры фасок венца и ступицы выбираем в зависимости от их диаметров.
f>о>=2,5мм (для d=110…164мм), f>ст>=2,0мм (для d=71мм)
Принимаем α=45º, γ=0°
12. Компоновочная схема и тепловой расчет редуктора
По рассчитанным и выбранным размерам строим компоновочную схему редуктора (рис.12) и определяем основные размеры корпуса.
Производим тепловой расчет, суть которого сводится к тому, чтобы температура масла в картере редуктора не превышала допускаемого значения [t >м>]=80…90ºС.
t>м>=t>в>+Р>1>(1-η)/(К>t>А)≤ [t >м>] (12.1)
где t>в> — температура воздуха вне корпуса, °С; в цеховых условиях t >м>=20ºС;
Р>1>=5335 — мощность на червяке, Вт;
η=0,85 — КПД редуктора с 4-хзаходним червяком;
К>t> — коэффициент теплоотдачи, зависящий от материала корпуса редуктора и интенсивности вентиляции помещения. Для чугунных корпусов принимают К>t> =8. . .17 Вт/(м2· ºС);
А — площадь поверхности охлаждения редуктора.
Для облегчения определения площади поверхности редуктора компоновочный чертеж упрощаем до формы параллепипеда с размерами 300х250х100мм. Тогда
А=2х0,3х0,25+2х0,25х0,1+2х0,3х0,1=0,26м2
Подставив данные в формулу (12.1) получим
t>м>=20+5335(1-0,85)/(10х0,26)=50,8˚С≤ [t >м>]
Рис.12 Конструкция корпуса редуктора
13. Определение конструктивных размеров крышек подшипников
Конструкцию крышек подшипников принимаем привертную (рис.13).
Рис.13 Конструкция крышек подшипников
Определяем основные размеры крышек подшипников и заносим результаты в табл.8.
Таблица 8
Основные размеры крышек подшипников
Размер |
Обозначение |
Значение |
|
ведущий вал |
ведомый вал |
||
Наружный диаметр, мм |
D1 |
110 |
155 |
Наружный посадочный диаметр, мм |
D |
72 |
110 |
Внутренний диаметр по валу, мм |
d |
31 |
61 |
Внутренний диаметр по манжете, мм |
d1 |
52 |
85 |
Внутренний диаметр по подшипнику, мм |
d2 |
64 |
95 |
Толщина стенки, мм |
b |
12 |
15 |
Остальные размеры определяем конструктивно при построении чертежа.
14. Выбор системы и вида смазки
Скорость скольжения в зацеплении V>S> = 2,38 м/с. Контактные напряжения >Н >= 510 Н/мм2. По таблице 10.29 из [3] выбираем масло И-Т-Д-460.
Используем картерную систему смазывания. В корпус редуктора заливаем масло так, чтобы венец зубчатого колеса был в него погружен на глубину h>м >(рис.14):
Рис.14 Схема определения уровня масла в редукторе: h>м >= (0,1…0,5)d>1 >= 0,2540 = 10мм; h>м >>min>> >= 2,2m = 4мм.
При вращении колеса масло будет увлекаться его зубьями, разбрызгиваться, попадать на внутренние стенки корпуса, откуда стекать в нижнюю его часть. Внутри корпуса образуется взвесь частиц масла в воздухе, которым покрываются поверхности расположенных внутри корпуса деталей, в том числе и подшипники.
Объем масляной ванны V = 0.65P>II> = 0.653,65 = 2.37 л.
Контроль уровня масла производится через круглый прозрачный маслоуказатель, для чего в корпусе в зоне верхнего и нижнего уровней смазки делаются отверстия. Для слива масла предусмотрена сливная пробка. Заливка масла в редуктор производится через съемную крышку, в которую закручивается пробка-отдушина.
И для вала-червяка, и для вала червячного колеса выберем манжетные уплотнения по ГОСТ 8752-79. Установим их рабочей кромкой внутрь корпуса так, чтобы обеспечить к ней хороший доступ масла.
15. Выбор стандартных изделий
Выбор подшипников, манжет и шпонок произведен ранее.
В качестве стяжных винтов выбираем винты с внутренним шестигранником по ГОСТ 11738-84 с резьбой М10 и длинами 18мм. Для крепления крышек подшипников выбираем винты с внутренним шестигранником по ГОСТ 11738-84 с резьбой М8 и длинами 16мм. Под винты устанавливаем пружинные шайбы по ГОСТ6402-70. М6х10 ГОСТ1491-80 – 4шт. Для крепления маслоуказателя выбираем винты М4х8 ГОСТ1491-80 – 4шт.Для фиксации крышки и основания корпуса выбираем 2 штифта 5х32 ГОСТ3129-70.
Список использованной литературы
1. Дунаев П.Ф., Детали машин, Курсовое проектирование. М.: Высшая школа, 1990.
2. Скойбеда А.Т., Кузьмин А.В., Макейчик Н.Н., Детали машин и основы конструирования, Минск: «Вышейшая школа», 2000.
3. Куклин Н.Г., Куклина Г.С., Детали машин, учебник для техникумов. М.: Высшая школа, 1987.
4. Курмаз А.В., Скойбеда А.Т., Детали машин, проектирование, учебное пособие Минск: УП «Технопринт», 2001.