Разработка базовой конструкции женского платья
Санкт-Петербургский Государственный Университет
Сервиса и Экономики
Институт Дизайна и Технологии Сервиса
Кафедра Технологии и конструирования швейных изделий.
Реферат
По дисциплине "Конструирование одежды"
На тему: "Разработка базовой конструкции женского платья для изготовления по индивидуальным заказам".
Исполнитель: Студентка группы МК-06-02
Лондорева В.В.
Руководитель: Анисимова Н.В.
Санкт-Петербург
2008 год.
Содержание
1. Ведение
2. Творческая часть
2.1 Анализ и синтез источника творчества
2.2 Выбор и характеристика демонстратора
2.3 Характеристика материалов
2.4 Выбор стилевого решения и силуэтной формы изделия
2.5 Выбор конструктивных средств формообразования
2.6 Описание проектируемой модели
2.7 Разработка коллекции модели
3. Конструкторская часть
3.1 Анализ эскиза модели. Выбор методики конструирования
3.2 Выбор прибавки на свободу облегания
4. Вывод
5. Список использованных источников
1. Ведение
История одежды с древнейших времен до наших дней является как бы зеркалом, в котором отражается вся история человечества.
Одежда служит людям давно. Вначале она защищала тело от неблагоприятных погодных условий. Одежда подчеркивает или скрывает определенные части тела для приближения силуэта к общепринятому идеалу.
Одежда удовлетворяет целый ряд потребностей человека и выполняет соответствующие им функции.
Дизайнеры с каждым сезоном создают новые молодые коллекции одежды, для современных модниц.
Мода - это сочетание законов стилевого единства, цветовой гармонии. Она придает внешнему виду естественность и респектабельность, мода требует чувства меры, учета факторов времени, вкуса, возраста. Благодаря чему растет и развивается текстильная промышленность, появляются и производятся новые материалы, разрабатывается и выпускается новое современное оборудование.
Можно сказать, что прогресс не стоит на месте и мировое сообщество с каждым годом переходит на новую ступень развития.
Моя задача в реферате создать коллекцию одежды, которая будет отвечать индивидуальным требованиям заказчика. Задача заключается в том, чтобы подчеркнуть индивидуальные качества модели в зависимости от её вкуса и желания. Для решения этой задачи я предоставила несколько эскизов моделей стилевого и силуэтного решений, пропорционального решения и эскизы с конструктивными деталями. Далее была разработана коллекция изделий, из которой была выбрана основная модель. В соответствии с модными и силуэтными тенденциями моды и модели подобраны прибавки. Конструкция на индивидуальную фигуру построена на основе базовой конструкции.
2. Творческая часть
2.1 Анализ и синтез источника творчества
Девушка XXI века стремиться ко всему новому, и нестандартному, ей присуще индивидуальность. Современная девушка обязательно учится или работает. Ничего не делать, ничем не заниматься - не актуально. Она всегда в движении, у нее мало свободного времени, она общается с творческими людьми, ищет себя, реализует себя как личность. Музыка, кино, творчество - все это ее жизнь. Самовыражение - вот её девиз. Современная девушка интересуется всем, впитывает в себя всё интересное. И необязательно при этом иметь идеальные пропорции, носить одежду дорогих марок, бриллианты и кожу из пони. Жизнь - это не только: статус и достаток. Главное - это внутренняя энергетика, бодрое настроение, стремление к радостям жизни. Умей пользоваться тем, что тебе так щедро дала природа. Физическая красота, внешность, стиль, умение преподнести себя - важные составляющие успеха. И от того насколько умело ты можешь сочетать в себе красоту с гармонией внутреннего мира, зависит общее качество твоей жизни.
Аромат обладает огромной силой. Аромат может быть как солнечный свет в отражении весенней эйфории! Столько в нем может быть воздуха, полета! Женщина, доверившая его крыльям свою красоту, многократно, как эхо в горах, усиливает свое воздействие на окружающих, даря им радость, веселье, оптимизм. Аромат, как энергетический коктейль, как яркая вспышка молнии на сером небосклоне будней. А ещё аромат может быть ласковый и нежный, как поцелуй весёлый, энергичный, светлый, волнующий, немного таинственный. По этому аромат может передать характер и романтизм моей модели.
Эта коллекция родилась, когда я почувствовала букет ароматов. Во всех моделях преобладает женственность. Запах каждого аромата дает большую палитру для выбора цвета, шелк передаёт воздушность, а гипюр индивидуальность.
2.2 Выбор и характеристика демонстратора
Разрабатывая коллекцию платьев, я в качестве демонстратора выбрала яркую, жизнерадостную девушку 20 лет. Ее внешний вид соответствует задуманному образу.
У модели светлая кожа, темные волосы, карие глаза и выразительные черты лица. Ярко выраженных отклонений у модели нет. Осанка у модели прямая. Возрастная группа - молодые девушки 18 - 25 лет. За основу был взят размер 170-92-100.
После сравнения размерных признаков обнаружилась небольшая разница между шириной спины, шириной груди и раствором нагрудной вытачки, что в последствии откорректировалось. Так же следует обратить внимание на прилегание в области бедер и талии
Таблица№1 - Сравнительная характеристика фигуры демонстратора и типовой фигуры
Номер измерения |
Наименование |
Условные обозначения |
Величина измерения в см. |
Разница, см |
|
Типовой фигуры |
Индивидуальной фигуры |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Рост |
Р |
170 |
170 |
0 |
2 |
Полуобхват шеи |
Сш |
18,4 |
15,5 |
0,6 |
3 |
Полуобхват груди первый |
СгI |
44,6 |
43 |
1,4 |
4 |
Полуобхват груди второй |
СгII |
48,4 |
44,5 |
1,2 |
5 |
Полуобхват груди третьй |
СгIII |
46,0 |
41,5 |
0,5 |
6 |
Полуобхват талии |
Ст |
35,3 |
31 |
1,7 |
7 |
Полуобхват бедер |
Сб |
50 |
45 |
1 |
8 |
Ширина груди |
Шг |
17,1 |
18 |
0,9 |
9 |
Расстояние от линии талии сзади до высшей точки проектируемого плечевого шва у основания шеи |
ДтсII |
44,2 |
37 |
0,2 |
10 |
Расстояние от высшей точки проектируемого плечевого шва у основания шеи до линии талии спереди |
ДтпII |
45,8 |
38 |
1,3 |
11 |
Высота груди вторая |
ВгII |
26,2 |
25,5 |
0,3 |
12 |
Расстояние от высшей точки проектируемого плечевого шва у основания шеи до уровня задних углов подмышечных впадин |
ВпрзII |
21,7 |
20 |
0,8 |
13 |
Высота плеча косая |
ВпкII |
43,8 |
43,5 |
0,3 |
14 |
Ширина спины |
Шс |
17,8 |
15,5 |
0,7 |
15 |
Ширина плечевого ската |
Шп |
13,4 |
17 |
0,1 |
16 |
Длинна рукава |
Друк |
57,3 |
60,5 |
3,2 |
17 |
Обхват плеча |
Оп |
28,7 |
39 |
2,3 |
Дополнительные измерения |
|||||
1 |
Ширина груди вторая |
ШгII |
20,2 |
21 |
0,8 |
2 |
Расстояние между сосковыми точками |
Цг |
9,9 |
14 |
|
3 |
Длинна изделия |
Ди |
|||
4 |
Длинна спины до линии талии с учетом выступа лопаток талии с учетом выступа лопаток |
ДтсI |
44 |
43 |
1 |
2.3 Характеристика материалов
Для курсового проекта самым подходящим материалом был выбран натуральный шелк, так как этот материал легкий, хорошо драпируемый, воздушный, отличается большой гигроскопичностью, лёгкой окрашиваемостью, приятным умеренным блеском.
Натуральный шелк - натуральная текстильная нить животного происхождения, продукт выделения шёлкоотделительных желёз гусениц шелкопрядов при завивке коконов.
В момент образования кокона гусеница выделяет через шелкоотделительные протоки две тонкие шелковины, которые при выходе на воздух застывают. Одновременно выделяется серицин, который склеивает шелковины вместе.
Коконная нить представляет собой комплексную нить из двух элементарных нитей, состоящих из белкового вещества фиброина (по массе 70-80%) и склеенных вместе другим белковым веществом - серицином (20-30%).
В нитях, кроме фиброина и серицина, присутствуют воски и жиры (1-1,5%), а также минеральные вещества - соли калия, натрия, кальция и т.д. (1-1,5%).
Из коконной нити гусеница формирует плотную шёлковую оболочку - кокон, который является сырьём для получения шелка. Коконы собирают не позже чем через 8-9 дней с начала завивки и передают для первичной обработки на шелкоткацкую фабрику. При размотке коконов получают непрерывную шёлковую нить длиной до 1200м.
Не разматываемые коконы (бракованные, оставшиеся после выхода бабочки), а также отходы всех процессов шёлкового производства разрываются на короткие участки; эти волокна перерабатываются в шёлкопрядении. Коконная нить выдерживает нагрузку до 10Г.
2.4 Выбор стилевого решения и силуэтной формы изделия
Одежда и аксессуары формируют наше представление о человеке, которого мы видим. Поэтому важно подобрать заказчику подходящий стиль и образ.
Стиль- это общность образной системы, средств художественной выразительности, творческих приёмов, обусловленных единством идейного содержания. Другими словами, стиль - это сам человек, его мировоззрение, его способность выразить свою индивидуальность. Быть стильным модно всегда. Стильный человек - это тот, в котором всё сочетается гармонично: причёска, макияж, одежда, манера поведения, образ жизни.
Мода - это форма проявления культуры, это отражение действительности, проявляющееся в манере поведения, а главным образом, в одежде. Мода меняется очень часто. Мода задает определенные правила поведения и манеры одеваться. Человек, не соблюдающий эти правила, рискует прослыть "немодным". При этом существуют правила, которые никогда не выходят из моды. В одежде это - классический стиль.
В широком смысле слова, мода - это господство определенного вкуса с некой сфере жизни. Как правило, мода непродолжительна и часто меняется, иногда возвращаясь к давно забытому.
Романтический стиль - самый женственный и мягкий. Конечно, и он имеет исторические корни. В его основе лежит художественный стиль 19 века - романтизм.
Одежда романтического стиля украшает женщину, подчеркивает красоту фигуры, придает образу как возвышенность, загадочность и утонченность, так и кокетливость, чувственность.
Благодаря прилегающему силуэту одежда мягко обтекает фигуру, делает ее грациозной и изящной.
Созданию романтического образа способствует сочетание больших и малых объемов, например, прилегающий лиф и пышная юбка.
Романтический стиль позволяет смелее открыть тело, декорировать костюм подрезами, разрезами, рюшами, оборками, воланами, кружевами.
Следует отдельно сказать о варианте романтического стиля под названием "фантази". Он отличается необычными формами и членением силуэта, большим разнообразием и декоративностью деталей, покроем, наглядностью отделки (мех, кружево, гипюр) и обилием причудливых украшений. Ткани могут быть самых разнообразных рисунков и фактур: от старинных кружев и традиционного натурального шелка до ультрасовременных биотканей, рыбьей кожи или металлических пластинок.
Основой романтического стиля является прилегающий, подчеркивающий фигуру силуэт. Линии силуэта мягкие, легкие, плавные, форма Х-образная.
Романтика - это, прежде всего платья, подчеркивающие талию, с женственными вырезами, расклешенные книзу, со складками от талии, бедер и присборенные.
В данном курсовом проекте модели представлены в стиле романтизм. Так как романтизм придает любой девушки женственность и элегантность.
Выбор пропорционального решения и покроя изделия
Пропорции - это соотношение размеров отдельных частей тела человека: высоты головы и общей длинны тела, длинны туловища и длинны конечностей, ширины бедер и ширины плеч.
Пропорциональные решения различных частей одежды, могут подчеркнуть истинное тело сложение, могут частично изменить фигуру, могут замаскировать естественные пропорции, создав другую форму. В костюме пропорции могут быть как естественными, так и сознательно нарушенными, для того чтобы подчеркивать или, наоборот, скрывать индивидуальные особенности фигуры. Во время примерки можно слегка передвинуть ту или иную линию для зрительного исправления невыгодных особенностей фигуры (заузить или расширить плечи при оформлении рельефных швов, завысить или занизить талию, изменить длину изделия, длину рукава, величину и форму воротника, карманов). При индивидуальном пошиве одежда рассчитывается на конкретную фигуру, поэтому в процессе творческого поиска пропорциональной формы костюма выбирается вариант, наиболее соответствующий данной фигуре, ее движениям, пластике материала.
2.5 Выбор конструктивных средств формообразования
Членение формы одежды достигают конструктивными и декоративными линиями. Конструктивные линии - линии, создающие основную форму деталей, и линии соединения составных деталей одежды: боковые, передние, талевые, плечевые швы, швы серединки спинки, рукава, вытачки и т.д.
Декоративные лини - это линии, существующие исключительно для декоративных целей. К декоративным относятся линии различных отделок: защипы, складки, сборки, вышивки, отделочные швы.
Для оформления изделия применяют вертикальные, горизонтальные, диагональные, лекальные линии. С их помощью можно достичь большего разнообразия при создании моделей; так вертикальная линия подчеркивает строгость, лаконичность изделия; овальная мягкость, плавность; диагональная - движение, динамику; горизонтальные - статичны, они зрительно уменьшают фигуру.
Для получения прилегающего силуэта в платье можно использовать рельефы, отрезные бочки так же можно использовать вытачки различной конфигурации в сочетании с нагрудной.
В моем случае я выбираю, вытачки по спинке и одну горизонтальную вытачку на полочке, они дадут наиболее лучшее прилегание по фигуре.
Выбор деталей отделки дополнительно
Отделка является одним из элементов композиции одежды. Она должна быть связана с линиями, формами, тканью, конструкцией и согласованна в цвете. Для своей коллекции я подобрала украшения для шеи, браслеты, серьги.
2.6 Описание проектируемой модели
Платье женское прилегающего силуэта выполнено из шелковой и стрейч-гиппюровой тканей. Без рукавов.
На переде платья идёт поперечная вытачка.
На спинке платья идут две параллельные вытачки и средний шов. Верхний срез обработан швом вовнутрь. Длинна платья чуть выше линии колена.
2.7 Разработка коллекции модели
Коллекция - это серия моделей определенного или различного назначения, построенная на основе единого решения, стиля, конструкции, базовой формы, структуры материала.
Коллекция строиться на основе ритма, на повторении определенной последовательности различный элементов формы, таких как цвет, фактура, линии через различные интервалы.
Важным этапом при создании коллекция - идея, объединяющая изделия коллекцию. В основе должен лежать источник творчества, кратко характеризующий тему в виде девиза.
3. Конструкторская часть
3.1 Анализ эскиза модели. Выбор методики конструирования
На данный момент известно около десятков различных методик конструирования одежды.
Наиболее распространенными являются методы:
ЦОТШЛ - центрально-опытно-техническая лаборатория.
ЦНИШП - центрально-научно-исследовательская швейная промышленность.
ЕМКО СЭВ - единый метод конструирования СЭВ.
При потреблении нетиповых конструкций используется муляжный метод. При разработке курсового проекта был использован единый метод конструирования одежды ЦОТШЛ.
Это метод был выбран мной, т.к при его использовании необходимо минимальное количество расчетных формул, а также построение ведется с учетом индивидуальных особенностей фигуры. Правильность выбора прибавок помогает достичь различных форм прилегания, а индивидуальные мерки помогают улучшить хорошую посадку изделия на фигуру.
В основу ЦОТШЛ положено принятая в системе бытового обслуживания схема построения чертежей конструкции плечевой одежды с втачными рукавами.
Эта схема обеспечивает принципиальное единство конструирования одежды для различных групп населения на типовые и индивидуальные фигуры, позволяет отражать в конструкциях изделий различные особенности телосложения и особенности моды. Учитывает основные положения методики конструирования применяемой в промышленности и методики стран - участниц СЭВ. Предусматривает использование новой прогрессирующей технологии.
Конструирование одежды по единому методу основано на измерении фигур. Качество и перечень используемых измерений основывается на действующей технологии фигур, учитывает действующую организацию, проектирование одежды на швейных предприятиях бытового обслуживания, обеспечивает достаточно полную характеристику телосложения фигуры, необходимое единство конструкции детской и взрослой одежды на индивидуальные фигуры, удобство и быстроту измерения фигур традиционными ручными методами.
3.2 Выбор прибавки на свободу облегания
Одежда не является точной копией тела человека, между поверхностью тела и внутренней поверхностью одежды образуются воздушные зазоры, необходимые для облегчения дыхания и свободы движения.
Прибавки-величина на которую одежда превышает размер тела человека.
Таблица№2 - Прибавки на свободу облегания
Наименование прибавки |
Условное обозначение прибавки |
Величина прибавки в см |
Прибавка к ширине изделия по линии груди |
Пг |
2 |
Прибавка по талии |
Пт |
1,5 |
Прибавкапо бедрам |
Пб |
2 |
Прибавка к обхвату плеча |
Поп |
- |
Прибавка к ширине спины |
Пшс |
1,5 |
Прибавка к ширене полочки |
Пшп |
0,5 |
Прибавка к глубине проймы |
Пспр |
2 |
Прибавка к ширине горловины |
Пшг |
0,5 |
Прибавка к длине переда до талии |
Пдтп |
0,5 |
Прибавка к длине спинки до талии |
Пдтс |
0,5 |
Таблица№3 - Расчет конструкции
Наименование участка |
Обозначение на чертеже |
Расчетная формула |
Расчет участка и величина в см |
Предварительный расчет конструкции |
|||
1. Ширина сетки |
А>0>а>1> |
А>0>а + аа>2 >+ а>1>а>2> |
19,3+11,5+21,4=52,2 |
2. Ширина спинки |
А>0>а |
Шс+Пшс |
17,8+1,5=19,3 |
3. Ширина проймы |
аа>2> |
К Оп+Пшпр |
0,33*28,7+2=11,5 |
4. Ширина переда |
а>1>а>2> |
Шг+ (CгII-CгI) +Пшп |
17,1+ (48,4-44,6) +0,5=21,4 |
5. Расширение сетки на оформление |
Поф+Гг |
А> 0> а>1 - (>СгIII+Пг) |
52,2- (46,5+4) =1,7 |
Основной расчет конструкции |
|||
6. Уровень лопаток |
А> 0>У |
0,4ДтсII |
0,4*44=17,6 |
7. Уровень глубины проймы |
А> 0>Г |
ВпрзII+Пспр+0,5Пдст |
21,7+2=23,7 |
8. Уровень линии талии |
А> 0>Т |
ДтсII+Пдтс |
44+0,5=44,5 |
9. Уровень линии бедер |
ТБ |
0,5 ДтсII |
0,5*44=22 |
10. Уровень линии низа |
А> 0>Н |
Ди |
|
11. Ширина горловины спинки |
А>0> А>2> (А>0>’ А>2>) |
1/3Cш+Пшг |
1/3*18,2+0,5=6,6 |
12. бина горловины спинки |
А>0>А |
1/3 А>0> А>2>+Пвгс |
1/3*6,6=2,2 |
13. Отведение средней линии спинки на уровне талии |
ТТ>1> |
1,0 |
1,0 |
14. Положение центра лопаток |
УИ |
0,4 (Шс+Пшс) |
0,4 (17,8+1,5) =7,72 |
15. Положение конечной плечевой точки |
А>2>П>1> ТП>1> |
R=Шп+Выточка+посадка R=Впк+Пдтс+0,5сут+поправка |
13,4+2+0,5=15,9 43,8+1+0,5=45,3 |
16. Положение плечевой вытачки |
А>2> в |
1/4 А>2>П>1> |
1,4/15,9=3,9 |
17. Раствот плечевой вытачки |
вв>1> |
2 |
2 |
18. Длина плечевой вытачки |
вИ>1> |
8 |
8 |
19. Положение плечевой точки при закрытой вытачке |
ПП>1> |
Р-р вытачки вв>1> |
2 |
20. Высота проймы спинки |
Г>1>П>2> |
Г>1>П>2> |
19 |
21. Линия плеча при закрытой вытачке |
А>2>П>12> |
R>1>=ИП>1> R>2>= А>2>П>12> |
19,2 13,9 |
22. Вспомогательные точки проймы |
Г>1>П>3> Г>1 >1 Г>1> Г>2> |
П>2 >Г>1 >/3+2 0,2 Г>1> Г>4 >+ (0,3-0,7) 0,5 Г>1> Г>4> |
19/3+2=8,3 0,2*11,5+0,3=2,6 0,5*11,5=5,7 |
23. Положениевысшей точки горловины переда |
Т>3> А>3> |
Дтп>2 + >Пдтс |
44,8+0,5=45,3 |
24. Ширина горловины переда |
А>3> А>4> |
А>0> А>2> |
6,6 |
25. Глубина горловины переда |
А>3> А>5> |
А>3> А>4 >+ 1 |
7,6 |
26. Положение центра груди |
Г>3> Г>6> |
Г>3> Г>4 >/2-0,5 |
21,4/2-0,5=10,2 |
27. Положение конца нагрудной вытачки |
А>4>Г> 7> |
ВгII+0.5Пдтс |
26,2+0,5=26,7 |
28. Раствор нагрудной вытачки |
А>4> А>9> |
2 (СгII-CгI) +1,5 |
2 (48,4-44,6) +1,5=9,6 |
29. Спуск линии талии переда |
Т>60>Т>6> |
0,5 |
0,5 |
30. Высота проймы переда |
Г>4 >П>4> |
Г>1 >П>2> |
19 |
31. Положение касательной точки проймы П>6> |
Г>4>П> 6> |
Г>4>П>4 >/3 |
19/3=6,3 |
32. Положение вершины проймы переда П>5> |
А> 9>П> 5> П> 6>П> 5> |
R>1>=Шп R>2>= П> 6>П>4> |
13,4 12,7 |
33. Вспомогательные точки проймы |
Г>4>2 П> 6>3 3-4 |
0,2 Г>1>Г>4> 0,5П>5>П>6> 0,7-1 |
0,2*11,5=2,3 0,5*12,7=6,3 0,7 |
34. Сумма Талиевых вытачек |
В |
Т>11> Т>3 - (>Ст+Пт) |
51- (35,3+1,5) =14,2 |
35. Раствор вытачек |
Вб Вз Вп Вср ш |
0,4 В 0,3 В 0,2 В 0,1 В |
0,4*14,2=5,8 0,3*14,2=4,3 0,2*14,2=2,8 0,1*14,2=1,3 |
36. Ширина спинки по линии беднр |
Б>1> Б>4> |
гГ>2 >+0,5 |
24,5+0,5=25 |
37. Линия талии полочки |
Т> 8 >Т>6> Т>6>Т>2> |
Горизонталь Соединить |
- |
Таблица№5 - Размеры участков и элементов модельной конструкции
В натуральной величине |
На рисунке |
Условные обозначения масштаба |
Величина масштаба |
||
Обозначение |
Величина |
Обозначение |
Величина |
||
Рост |
175 |
Рост |
25,5 |
Мв |
6,9 |
Шп |
13,4 |
Шп |
1,5 |
Мг |
8,9 |
Таблица№6 - Размеры участков
Участок |
Величина |
Масштаб |
Размеры натурального участка в натуральную величину |
|
Числовое обозначение |
Величина |
|||
Х 1 |
1,0 |
Мг |
1,0*8,9 |
8,9 |
Х 2 |
0,3 |
Мг |
0,3*8,9 |
2,67 |
Х 3 |
0,4 |
Мг |
0,4*8,9 |
3,56 |
У 1 |
1,3 |
Мв |
1,3*6,9 |
8,97 |
У 2 |
0,5 |
Мв |
0,5*6,9 |
3,45 |
У 3 |
2,1 |
Мв |
2,1*6,9 |
14,49 |
У 4 |
0,9 |
Мв |
0,9*6,9 |
6,21 |
У 5 |
5,4 |
Мв |
5,4*6,9 |
37,26 |
4. Вывод
Я считаю выбранная и проработанная мною модель женского платья, отвечает модному направлению. Платье разработано с учетом его индивидуального изготовления, так как для разработки этой модели мною был выбран единый метод конструирования ЦОТШЛ, потому что он наиболее прост, и для его использования необходимо минимальное количество расчетных формул.
Так же был представлен мной материал наиболее подходящий для изготовления изделия.
По моему мнению, платье должно быть у каждой модницы в гардеробе, так как платье делает любую девушку грациозной и женственной.
5. Список использованных источников
1. ЦОТШЛ Единый метод конструирования женской одежды, изготовленной по индивидуальным заказам. М.: ЦБНТИ, 1982 г.
2. Конструирование женской одежды М. Л.В. Кочесова.
3. Разработка конструкций женских швейных изделий по моделям. 1983 г. Е.М. Матузова, Р.И. Соколова, И.С. Гончарук.
4. Материаловедение швейного производства. 1987 г. Бузов Б.А.
5. Женская одежда в деталях ТОО "Лейла" СПБ 1994 г. Н.В. Ерзнекова.
6. Назарова А.И. и др. Технология швейных изделий по индивидуальным заказам. - М.; Легпромбытиздат, 1986.